Коптева В.К. Воздействие интернет-сообщества на формирование личности

К

С помощью средств массовой информации происходит приобщение индивида к современному обществу, причем социализация, подразумевающая процесс не только познания норм, ценностей и приемлемых моделей поведения, но и получения социального опыта, является стержневым процессом, который определяет социальную сущность индивида.

Следует заметить, что социализация человека проходит в течение всей жизни, однако формирование личности проходит в большей степени именно в детском и подростковом возрасте. Если основной потенциал в детстве ребенку закладывают родители, то далее дети попадают под влияние СМИ, контактируя с которыми происходит развитие, формируются некоторые принципы и устои развития [Фрейд].

Проблемой восприятия информации из сети занимаются Ю. Хабермас, Х. Аренд, которые поддерживают мнение Э. Дюркгейма о противоречивой и негативной роли информационных технологий в жизни молодежи [Эриксон].

Однако не все ученые поддерживают концепцию, говорящую о негативном влиянии информационных технологии на социализацию личности молодого поколения. Так, американский социолог О. Тоффлер считает, что благодаря Internet утрачивается мускульная сила, которая отвечала за силу и богатство, уступая суперсимволической экономической силе, что требует от индивида поступления в высшие учебные заведения, всестороннего развития, постоянного обогащения знаниями [Тоффлер]. Следовательно, развивается мышление, формируются познавательные навыки, развитие которых является одной из задач, прописанных в ФГОС ФЗ-273 от 2013 года1.

А. Курпатов считает, что информация является главным богатством, которое ценится в современном мире, причем она превышает деньги, капитал и недвижность. Информацию сейчас можно легко получить с помощью информационных технологий, однако не стоит делать из них культ [Курпатов].

Следовательно, информационные технологии оказывают прямое воздействие на образование. Рост количества студентов, обучающихся в высших учебных заведениях, увеличилось за последние 50 лет с 13 млн. до 182 млн. человек [Бабаева]. Соответственно востребованность информационных технологий также возросла в разы. По данным, изложенных в докладе ООН Global Broadband Progress от 18.09.2017, количество пользователей интернета в мире составляет 3,58 миллиарда человек (общее населении планеты 7,6 млрд). В период с 2000 по 2015 год удельный вес пользователей интернета увеличился почти в семь раз – с 6,5 до 43% мирового населения.

Фонд «Общественное мнение», 05.10.2017 представил отчет о количестве пользователей интернета в России летом этого года (слитый массив данных всех опросов 19,5 тыс. респондентов, проходивших в июне, июле и августе). Всего пользователей (выходили в Сеть не реже 1 раза в месяц) – 70% от всех россиян 18 лет и старше или 81,8 млн чел. Ежедневно пользуются интернетом – 60% или 70,4 млн. чел (весной и зимой 2017 было 61%).

Доверие человека к источнику информации и интернет-среде возрастает при формировании положительного отношения, а также количества людей, которые используют данную сеть или приложение. Поэтому можно заметить быстрое возрастание количества подписчиков у блогеров, которые занимаются предварительной накруткой [Бондаренко].

Именно такая тенденция наблюдается при формировании личности молодежи: недостаток своего мнения, попадание под влияние новых, модных законов, то есть разрушение собственной индивидуальности. Молодые люди уже не могут иметь отличное от других мнение, а следуют тем тенденциям, которые видят в сети, что полностью говорит о деградации в данном случае.

Следует заметить, что всемирные сети могут, с другой стороны, являться хорошим мотивирующим стимулом, так как существует понимание о необходимости получения высшего образования у молодых людей.

Видно, что существует несколько отношений к Internet, причем один и тот же ресурс может оказывать совсем противоположное воздействие, что зависит от внутреннего убеждения и личностных характеристик человека.

Исследователями были проведены мониторинги, которые позволили выявить отношение к Internet, приложениям и социальным сетям [Михелин]:

  • Глубинные отношения показывают образ интернет-среды в сознании аудитории. Человек не представляет своей жизни без социальной сети.
  • Вербальные – выражают оценки по поводу некой деятельности какого-либо элемента интернет-среды. Часто люди отрицают не сам Internet, а плохую скорость и качество загрузки.
  • Деятельностные – выражают отношение к каким-либо СМИ, например, отказ от телевизора, выступление за беспроводную сеть.

И.А. Мальковская говорит о том, что М. Вебер, разработавший концепцию рациональных действий, еще не зная об условиях современного информационного общества, предсказывал ныне функционирующие электронные правительства, порталы и сети, как добровольные ассоциации, которые стремятся к консенсусу [Мальковская].

Г. Тард, Ч. Кули и У. Липпман, утверждали, что от качества получаемой информации с помощью СМИ полностью зависит благосостоянии нации [Holt]. Учеными Бирмингемского центра «культурных исследований» С. Холла –

Р. Уильямса говорится о том, что социальные сети являются средством управления населением, в то же время, являются характеристикой культуры [Сулер].

Исследования, касающиеся социализации личности в условиях информационного общества, ведутся современными учеными, как В.В. Дубицким, В.И. Разумовым, И.С. Коном, С.И. Сергейчиком, Т.И. Афасижевым, Ю.Г. Волковым, И.А. Винтиным и многими другими.

Следует заметить, что общая направленность интернет-среды, которая ориентирована на западную культуру, противоречит российской ментальности, поэтому оказывает разрушающее воздействие на несформировавшуюся личность.

Развитие сети массовых коммуникаций, глобализационные процессы в сфере экономики, политики, экспансия западной либеральной культуры во все части мира играют большую роль при формировании мировоззрения и картины мира российского населения. Следовательно, происходит изменение функций СМИ [Шарков: 106-110]:

  • Образовательная задача не выполняется практически вообще;
  • Воспитательная задача заключается в пропаганде идеалов общества, а не личностном развитии;
  • Информирующая функция не соответствует принципам демократического общества;
  • Развлекательная и рекламная функции получают большое развитие и оказывают влияние на подрастающее поколение.

Нельзя говорить о том, что СМИ всегда оказывали отрицательное воздействие на современное поколение. Стоит вспомнить советский период и первое появление телевизоров: не было рекламы, проводилась активная пропаганда здорового образа жизни и спорта, формировался коллективизм. Поэтому можно заметить существенное отличие взрослого поколения от молодежи:

  • Читающей нацией остаются родители, современная молодежь становится нацией телезрителей.
  • Меняется структура российского печатного рынка, то есть газеты и журналы уступают место сетевым местным рынкам;
  • Появляется реклама, которая играет двойную роль, а именно роль потребительской информации и роль финансирования.

Если говорить о роли СМИ при формировании личности молодежи, то они являются важнейшим источником нормативных образцов, которые циркулируют в обществе, средством формирования «моделей» социальной реальности. Причем информационные технологии определяют нормы общения и языка [Яковлева: 183-184].

Проблема социализации личности в современном информационном обществе решается с помощью повышения роли образования и образовательного уровня.

В связи с этим необходимо создание таких элементов социальных сетей, которые будут способствовать развитию личности, получению навыков и знаний, необходимых для успешной социализации, а также удовлетворению их потребностей2.

Проблема духовного развития личности ярко демонстрируется данным примером.

Современные люди стремятся реализовать себя не в реальной жизни, а в сети, снимая видеоролики. Причем ролики могут быть не только на необходимые и важные темы для людей, как следующие: отношения с родителями или детьми; отношения с противоположным полом; красота; спорт; мода; здоровье; профессиональная реализация. Зачастую ролики демонстрируют и пропагандируют социально-вредные привычки и качества, которые молодежью ошибочно воспринимаются как новые веяния в поведении и стиле. 

Так проявляется проблема деформированной социализации молодежи, которая за счет сильного влияния социальных сетей проявляется в следующем3:

  • Деградация молодого поколения под влиянием интернет-среды, которая воспринимается не как средство достижения цели, а как часть жизни и такая же потребность, как вода, воздух, пища;
  • Формирование «серой массы», то есть подражание молодежи тем образам и идеалам, которые они видят на страницах сетей;
  • Разрушение индивидуальности, что заключается в стремлении молодого поколения соответствовать образу кумира, полностью копировать его поведение, внешность, внутренние качества, тем самым происходит насильственный отказ от своей внутренней природы;
  • Адаптация происходит в реальной жизни так, как будто молодому поколению не предстоит самостоятельно себя обеспечивать и вести свою жизнь;
  • Возникает неспособность к качественному выражению своих мыслей в реальности из-за наличия барьеров коммуникации, которые молодежь может уничтожить только в виртуальной среде.

Следует отметить, что СМИ оказывают наиболее сильное воздействие именно на молодежь, прекрасно владеющую инновационными информационными технологиями, но в силу информационного перегруза, не способную критично относиться и адекватно оценивать социальную значимость получаемой информации. Таким образом, эффект унификации, в котором мы зачастую обвиняем советские СМИ, пропагандировавшие советские ценности, здоровый образ жизни, и патриотизм4, в современных условиях тотальной информатизации еще более усиливается, т.к. «альтернативные» СМИ зачастую не привносят разнообразия в повестку дня, а напротив, усугубляют информационный «мейнстрим».

Современные социальные сети стремятся не к предоставлению информации молодежи, а получению выгоды, приобщению людей к единому стереотипу и устою.

Воздействие на личность человека в сети часто происходит с помощью интернет-сообществ, которые приобщают молодое поколение к выполнению каких-либо действий. Интернет-сообщество представляет собой группу людей, имеющую сходные интересы, общение между которыми происходит с помощью сети Internet. Следует заметить, что в сети можно легко найти людей со схожими интересами и предложить им общение, что бывает тяжело сделать в реальной жизни. 

В пространстве социальной сети можно подписаться на аккаунты известных и авторитетных людей, контакты с которыми в реальной жизненной ситуации практически невозможны, а Сеть позволяет «лайками» оценивать их публикации, выходить на диалог, становиться «друзьями». То есть социальные и психологические барьеры при интернет-общении практически исчезают.

Одним из примеров такого интернет-сообщества является «Википедия», которая популярна среди молодежи, так как позволяет оперативно найти справочную информацию по любым темам для подготовки рефератов, докладов, курсовых и дипломных работ. 

Кроме того, «Википедия» является и своеобразным интернет-сообществом, позволяющим пользователям стать экспертами, изменяющими и дополняющими контент данного интернет- ресурса. Учитывая такую интерактивность, возникает риск распространения через этот ресурс как минимум неточной, но вероятно и фальсифицированной информации, деформирующей объективную картину мира. Так, сравнение русскоязычной и англоязычной версии показывает явные разногласия в содержании представляемого материала.

Web-форумы также относятся к данному типу сообществ, но не являются столь научно информативными, как «Википедия». Сейчас существует большое количество блогов, причем именно блоги, созданные для молодого поколения зачастую обладают отрицательной направленностью [Бабаева].

Например, популярным каналом на YouTube является канал «Lisova.tv», автором которого является участница телепроекта «Дом 2». Девушка обучает молодых девочек и девушек правильному стилю, выбору качественной косметики, правильному выбору спортивных упражнений, однако не рассматривается кулинария, уход за детьми, домом и другие женские обязанности, которые необходимо уметь выполнять во взрослой жизни. Так, происходит приобщение девушек к «гламурной», не интеллектуальной жизни «светских львиц», которые нацелены на удовлетворение своих эгоистических потребностей.

Таким образом, мы приходим к выводу, что социальные сети и интернет-сообщества сегодня становятся одним из основных агентов социализации подрастающего поколения, зачастую более авторитетным, чем традиционные агенты социализации – семья и школа. 

Деструктивное влияние социальных сетей можно минимизировать, ограничив свободный доступ к соцсетям детям до определенного, например, 16-летнего возраста, либо обеспечив возможность контроля над социально-сетевой активностью подростков их родителям. 

В категорию остро актуальных выходит проблема контроля контента циркулирующей в соцсетях информации на предмет его социальной и психологической безопасности для подрастающего поколения. Эти и многие другие вопросы становятся предметом активного обсуждения в профессиональном научном и экспертном сообществе.

Источники

  1. Бабаева Ю.Д., Войскунский А.Е. Психологические последствия информатизации // Психологический журнал. 2012. №5.
  2. Бондаренко С.В. Социальная система киберпространства как новая социальная общность // Научная мысль Кавказа. Приложение. 2012. № 12 (38).
  3. Жичкина А. Социально-психологические аспекты общения в Интернете // Флогистон [электронный ресурс].
  4. Курпатов А.В. Получить то, что хочется. М.: ОЛМА Медия Групп. 2011. Мальковская И.А. Профиль информационно-коммуникативного общества // Социологические исследования. 2010. № 2.
  5. Михелин А.В., Шарков Ф.И. Социологический мониторинг средств массовой информации и электорального поведения. М.: Прометей. 2013.
  6. Сулер Дж. Люди превращаются в Электроников. Основные психологические характеристики виртуального пространства [электронный ресурс]. 
  7. Тоффлер О. Смещение власти: знание, богатство и принуждение на пороге XXI века. М.: Изд-во АН СССР. 2011.
  8. Фрейд З. Введение в психоанализ: лекции. М.: Наука. 1989.
  9. Шарков   Ф.И.,   Баранова    В.И.    Аудитория   и   мониторинг   СМИ    // Социологические исследования. 2015. № 10.
  10. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис / Пер. с англ., общ. ред. А.В. Толстых. М.: Прогресс. 2012.
  11. Яковлева О.В. Влияние виртуальной среды на социализацию современной молодежи. Образовательный портал. М.: Эксмо. 2015.
  12. Holt, Rinehart, Winston. Grammar, Usage and Mechanics / H. Sarrafzadeh, Oxford: Oxford University Press. 2012.
Источник: Коммуникология: электронный научный журнал. Том 2. №3, 2017. С. 67-74.

Об авторе

Виктория Константиновна Коптева – магистрант Института государственной службы и управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Москва, Россия.

Смотрите также:

ПРИМЕЧАНИЕ

  1. Закон Российской Федерации от 10.07.2012 № 3266-1 «Об образовании» (ред. от 27.10.2008).
  2. Виртуальная реальность VS реальная жизнь: выбор «интернетчиков» (ВЦИОМ, 2012)
  3. Проникновение Интернета в Россию и его последствия (ВЦИОМ, 2013)
  4. Ibid.

Категории

Метки

Публикации

ОБЩЕНИЕ

CYBERPSY — первое место, куда вы отправляетесь за информацией о киберпсихологии. Подписывайтесь и читайте нас в социальных сетях.

vkpinterest