Демичева К.А. Понятие и классификация социальных сетей в контексте взаимодействия в сети Интернет

Д

Любая сеть явля­ет­ся уни­вер­саль­ным спо­со­бом струк­ту­ри­ро­ва­ния соци­аль­но­го про­стран­ства. Назна­че­ни­ем соци­аль­ных сетей явля­ет­ся орга­ни­за­ция ком­му­ни­ка­ции меж­ду людь­ми и реа­ли­за­ция базо­вых чело­ве­че­ских потреб­но­стей. По мне­нию В. А. Сер­го­де­е­ва, «сете­вая ком­му­ни­ка­ция пред­став­ля­ет собой гибрид, полу­чен­ный в резуль­та­те скре­щи­ва­ния инди­ви­ду­аль­ной, груп­по­вой и мас­со­вой ком­му­ни­ка­ции» [1].

В рам­ках изу­че­ния Интер­не­та и сопут­ству­ю­щих тех­но­ло­гий было сфор­му­ли­ро­ва­но поня­тие «вир­ту­аль­ная реаль­ность», кото­рое может рас­смат­ри­вать­ся в двух аспектах:

  • во-пер­вых, как ком­пью­тер­ная модель или ими­та­ция реаль­но­го мира (в каче­стве при­ме­ра мож­но назвать ком­пью­тер­ные про­из­ве­де­ния искус­ства и т. д.);
  • во-вто­рых, как обу­слов­лен­ная сре­да жиз­не­де­я­тель­но­сти чело­ве­ка, в кото­рой он само­сто­я­тель­но при­ни­ма­ет и впо­след­ствии реа­ли­зу­ет соб­ствен­ные реше­ния, а так­же удо­вле­тво­ря­ет опре­де­лен­ные потреб­но­сти [2].

В насто­я­щее вре­мя одним из клю­че­вых поня­тий в изу­че­нии вир­ту­аль­ной реаль­но­сти с точ­ки зре­ния социо­ло­гии явля­ет­ся соци­аль­ная сеть. Как отме­ча­ют Шах­мар­то­ва О. М. и Бол­та­га Е. Ю., сре­ди сете­вых ресур­сов все боль­шую зна­чи­мость полу­ча­ют онлай­но­вые соци­аль­ные сети, выпол­ня­ю­щие функ­ции под­держ­ки обще­ния, обме­на дан­ны­ми и полу­че­ния инфор­ма­ции их чле­на­ми [2].

В. А. Сер­го­де­ев выде­ля­ет ряд спе­ци­фи­че­ских черт, харак­тер­ных для сете­вой ком­му­ни­ка­ции: вир­ту­аль­ность, интер­ак­тив­ность, гипер­тек­сту­аль­ность, гло­баль­ность, кре­а­тив­ность, ано­ним­ность и мозаичность. 

Вир­ту­аль­ность – это харак­те­ри­сти­ка сим­во­ли­че­ской реаль­но­сти, про­ти­во­по­став­лен­ной объ­ек­тив­но­му миру и заме­ща­ю­щей его с помо­щью обра­зов и аналогов. 

Интер­ак­тив­ность свя­за­на с ори­ен­та­ци­ей на инди­ви­ду­аль­ное и изби­ра­тель­ное исполь­зо­ва­ние информации. 

Гипер­тек­сту­аль­ность – это воз­мож­ность поль­зо­ва­те­ля само­сто­я­тель­но опре­де­лять, моде­ли­ро­вать и орга­ни­зо­вы­вать тек­сто­вое про­стран­ство по сво­е­му желанию. 

Гло­баль­ность сете­вой ком­му­ни­ка­ции опре­де­ле­на воз­мож­но­стью мак­си­маль­но рас­ши­рять то про­стран­ство, внут­ри кото­ро­го про­ис­хо­дит ком­му­ни­ка­ция, а кре­а­тив­ность – это харак­те­ри­сти­ка сете­вой ком­му­ни­ка­ции, поз­во­ля­ю­щая поль­зо­ва­те­лю посто­ян­но изоб­ре­тать новые спо­со­бы само­пре­зен­та­ции, тогда как мак­си­маль­но ком­форт­ную для этой само­пре­зен­та­ции сре­ду созда­ет такое свой­ство сете­во­го вза­и­мо­дей­ствия, как анонимность. 

Моза­ич­ность ком­му­ни­ка­ции осно­ва­на на отсут­ствии упо­ря­до­чи­ва­ю­ще­го цен­тра и упо­ря­до­чи­ва­е­мой пери­фе­рии, в силу чего соци­о­куль­тур­ное про­стран­ство обра­зу­ет хао­тич­ные или моза­ич­ные струк­ту­ры [1].

Таким обра­зом, по мне­нию А. В. Сер­го­де­е­ва, мож­но гово­рить о том, что соци­аль­ные сети харак­те­ри­зу­ют­ся потен­ци­аль­но бес­ко­неч­ным чис­лом неза­ви­си­мых цен­тров акку­му­ля­ции и рас­про­стра­не­ния инфор­ма­ции, что опре­де­ля­ет, с одной сто­ро­ны, гло­баль­ность, демо­кра­тич­ность и доступ­ность инфор­ма­ции, а с дру­гой сто­ро­ны – ее бес­кон­троль­ность [1].

Одна­ко не все Интер­нет-сай­ты с воз­мож­но­стью обще­ния поль­зо­ва­те­лей явля­ют­ся соци­аль­ны­ми сетя­ми. Ины­ми сло­ва­ми, для того, что­бы Интер­нет-сайт мог назы­вать­ся пол­но­цен­ной соци­аль­ной сетью, необ­хо­ди­мо вычле­нить его функ­ци­о­нал. По мне­нию     А. С. Дуж­ни­ко­вой, мож­но выде­лить сле­ду­ю­щие чер­ты, кото­ры­ми долж­на обла­дать соци­аль­ная сеть:

  1. Воз­мож­ность созда­ния инди­ви­ду­аль­ных про­фи­лей, кото­рые будут содер­жать основ­ную инфор­ма­цию о поль­зо­ва­те­ле – его имя, семей­ный ста­тус, инте­ре­сы и т. д.
  2. Воз­мож­ность вза­и­мо­дей­ствия поль­зо­ва­те­лей путем про­смот­ра про­фи­лей, отправ­ки друг дру­гу лич­ных сооб­ще­ний, ком­мен­та­ри­ев и т. д.
  3. Воз­мож­ность дости­же­ния цели посе­ще­ния дан­но­го Интер­нет-ресур­са – напри­мер, поиск зна­ко­мых, веде­ние бло­га и т. д.
  4. Воз­мож­ность обме­на ресур­са­ми: инфор­ма­ци­ей, раз­лич­ны­ми фай­ла­ми и т. д.
  5. Воз­мож­ность удо­вле­тво­ре­ния потреб­но­стей посред­ством накоп­ле­ния ресур­сов. Напри­мер, удо­вле­тво­ре­ние потреб­но­сти в обще­нии посред­ством уве­ли­че­ния коли­че­ства зна­комств в соци­аль­ных сетях [3].

На осно­ве это­го мож­но сфор­му­ли­ро­вать поня­тие соци­аль­ной сети в узком его зна­че­нии и опре­де­лить соци­аль­ную сеть как интер­ак­тив­ный мно­го­поль­зо­ва­тель­ский сайт, содер­жа­ние кото­ро­го напол­ня­ет­ся его посе­ти­те­ля­ми, с воз­мож­но­стью ука­за­ния какой- либо инфор­ма­ции об отдель­ном чело­ве­ке, по кото­рой стра­ни­цу поль­зо­ва­те­ля смо­гут най­ти дру­гие участ­ни­ки этой сети [2].

Слож­ность и мно­го­мер­ность поня­тия «соци­аль­ная сеть» в кон­тек­сте дан­ной рабо­ты поз­во­ля­ет клас­си­фи­ци­ро­вать все соци­аль­ные сети в зави­си­мо­сти от кри­те­рия классификации.

Наи­бо­лее общей клас­си­фи­ка­ци­ей соци­аль­ных сетей явля­ет­ся клас­си­фи­ка­ция по назначению:

  • соци­аль­ные сети обще­го назна­че­ния, то есть такие соци­аль­ные сети, для полу­че­ния досту­па к кото­рым нет ника­ких огра­ни­че­ний, а цели исполь­зо­ва­ния дан­ных сетей могут быть совер­шен­но любы­ми, но не про­ти­во­ре­ча­щие дей­ству­ю­ще­му зако­но­да­тель­ству. К таким соци­аль­ным сетям мож­но отне­сти извест­ную рос­сий­скую соци­аль­ную сеть «ВКон­так­те», кото­рая поз­во­ля­ет поль­зо­ва­те­лям общать­ся, обме­ни­вать­ся раз­лич­ным кон­тен­том, оце­ни­вать инфор­ма­цию, посту­па­ю­щую друг от дру­га и т.д.;
  • соци­аль­ные сети спе­ци­аль­но­го назна­че­ния, то есть такие соци­аль­ные сети, полу­че­ние досту­па к кото­рым необ­хо­ди­мо для дости­же­ния поль­зо­ва­те­лем каких-то кон­крет­ных задач (напри­мер, раз­лич­ные соци­аль­ные сети, спе­ци­а­ли­зи­ру­ю­щи­е­ся на зна­ком­ствах или соци­аль­ные сети про­фес­си­о­наль­но­го назначения).

По гео­гра­фи­че­ско­му при­зна­ку мож­но раз­де­лить все соци­аль­ные сети на:

  • соци­аль­ные сети, попу­ляр­ные сре­ди поль­зо­ва­те­лей все­го мира. В каче­стве при­ме­ра мож­но при­ве­сти соци­аль­ную сеть «Фейс­бук» («Facebook»), кото­рая пер­во­на­чаль­но была созда­на в США, но впо­след­ствии полу­чи­ла рас­про­стра­не­ние и в  иных стра­нах мира;
  • соци­аль­ные сети, попу­ляр­ные в опре­де­лен­ном реги­оне мира. К тако­вым мож­но отне­сти соци­аль­ную сеть «ВКон­так­те», кото­рая пер­во­на­чаль­но была созда­на в Рос­сии, но в насто­я­щее вре­мя полу­чи­ла широ­кое рас­про­стра­не­ние в стра­нах СНГ;
  • соци­аль­ные сети, попу­ляр­ные в какой-то опре­де­лен­ной стране или сре­ди пред­ста­ви­те­лей опре­де­лен­ной наци­о­наль­но­сти, напри­мер армян­ская соци­аль­ная сеть «Hayland.am».

В зави­си­мо­сти от откры­то­сти инфор­ма­ции выделяют:

  • откры­тые соци­аль­ные сети, то есть соци­аль­ные сети, доступ­ные любо­му поль­зо­ва­те­лю, обла­да­ю­ще­му досту­пом к гло­баль­ной сети Интер­нет, напри­мер, «Фейс­бук» («Facebook») и «ВКон­так­те»;
  • соци­аль­ные сети с огра­ни­чен­ным режи­мом досту­па – это, как пра­ви­ло, Интер­нет-сооб­ще­ства про­фес­си­о­наль­ной направ­лен­но­сти или соци­аль­ные сети дру­гой направ­лен­но­сти, напри­мер, соци­аль­ная сеть «Nextdoor», создан­ная для поис­ка и обще­ния с соседями;
  • закры­тые соци­аль­ные сети, для полу­че­ния досту­па к кото­рым необ­хо­ди­мо выпол­не­ние осо­бо­го усло­вия или соот­вет­ствие опре­де­лен­ным кри­те­ри­ям. В каче­стве при­ме­ра мож­но при­ве­сти соци­аль­ную сеть «Affluence.org», для полу­че­ния досту­па к кото­рой необ­хо­ди­мо соот­вет­ствие иму­ще­ствен­но­му кри­те­рию, а так­же полу­че­ние «при­гла­ше­ний» от пяти участ­ни­ков этой соци­аль­ной сети.

Наи­бо­лее рас­про­стра­нен­ной клас­си­фи­ка­ци­ей соци­аль­ных Интер­нет-сетей явля­ет­ся клас­си­фи­ка­ция по типам предо­став­ля­е­мых услуг.

Так, по типам предо­став­ля­е­мых услуг выде­ля­ют сле­ду­ю­щие виды соци­аль­ных сетей:

  • соци­аль­ные сети, создан­ные для лич­но­го обще­ния поль­зо­ва­те­лей («ВКон­так­те», «Одно­класс­ни­ки» и др.);
  • соци­аль­ные сети, создан­ные для дело­во­го обще­ния (напри­мер, «LinkedIn»);
  • соци­аль­ные сети – блоггин­го­вые ресур­сы (напри­мер, «Твит­тер» («Twitter») или «Живой Жур­нал» («Live Journal»)) [4].

Инте­рес­ную клас­си­фи­ка­цию, кото­рая, по сути, явля­ет­ся ана­ло­гом преды­ду­щей, пред­ло­жил в 2008 году Ф. Кавац­цо, создав­ший кар­ту соци­аль­ных медиа [5]. Соци­аль­ные сети в ней под­раз­де­ля­лись, исхо­дя из базо­вых дей­ствий, кото­рые пре­иму­ще­ствен­но совер­ша­ют поль­зо­ва­те­ли дан­ных сервисов:

  • сер­ви­сы для пуб­ли­ка­ции тек­стов: блог-плат­фор­мы, мик­роб­ло­ги, новост­ные лен­ты, Wiki-сервисы;
  • сер­ви­сы для того, что­бы делить­ся кон­тен­том раз­лич­но­го типа (фото­гра­фии, видео­за­пи­си, доку­мен­ты, ссыл­ки, аудио­фай­лы и т.д.);
  • сер­ви­сы для обсуждений;
  • сер­ви­сы, свя­зан­ные с коммерцией;
  • гео­ло­ка­ци­он­ные сервисы;
  • соб­ствен­но соци­аль­ные сети (для зна­комств, про­фес­си­о­наль­ных кон­так­тов, «тра­ди­ци­он­ные соци­аль­ные сети»);
  • игро­вые сервисы.

Изло­жен­ные выше клас­си­фи­ка­ции сви­де­тель­ству­ют о боль­шом коли­че­стве фак­то­ров, объ­еди­ня­ю­щих людей в соци­аль­ные сети.

Таким обра­зом, появ­ле­ние и раз­ви­тие соци­аль­ных сетей спо­соб­ству­ет раз­ви­тию новой куль­ту­ры и все­го обще­ства. Такой спо­соб ком­му­ни­ка­ции выпол­ня­ет боль­шое коли­че­ство функ­ций, поз­во­ля­ет чело­ве­ку само­ре­а­ли­зо­вать­ся, полу­чать новую полез­ную инфор­ма­цию, само­со­вер­шен­ство­вать­ся и оце­ни­вать результаты. 

Но глав­ной целью чело­ве­ка, исполь­зу­ю­ще­го соци­аль­ные сети, явля­ет­ся соци­а­ли­за­ция и инте­гра­ция, стрем­ле­ние к уста­нов­ле­нию отно­ше­ний с дру­ги­ми поль­зо­ва­те­ля­ми с воз­мож­но­стью пере­хо­да этих отно­ше­ний в более реальные. 

Любая функ­ция соци­аль­ной сети пере­пле­та­ет­ся с ком­му­ни­ка­ци­он­ной и, в конеч­ном ито­ге, транс­фор­ми­ру­ет­ся в коммуникацию.

Литература

  1. Сер­го­де­ев В. А. Сете­вые интер­нет-сооб­ще­ства: сущ­ность и соци­о­куль­тур­ные харак­те­ри­сти­ки [Текст]. / В. А. Сер­го­де­ев. // Вест­ник Ады­гей­ско­го госу­дар­ствен­но­го уни­вер­си­те­та. Сер.: Реги­о­но­ве­де­ние: фило­со­фия, исто­рия, социо­ло­гия, юрис­пру­ден­ция, поли­то­ло­гия, куль­ту­ро­ло­гия. - 2013. - Вып. 1. - С. 122-127.
  2. Шах­мар­то­ва О. М., Бол­та­га Е. Ю. Пси­хо­ло­ги­че­ские аспек­ты обще­ния в соци­аль­ных сетях вир­ту­аль­ной реаль­но­сти. // Изве­стия ПГТУ им. В. Г. Белин­ско­го. - 2011. - № 24. - с. 1002-1008.
  3. Дуж­ни­ко­ва А. С. Соци­аль­ные сети: совре­мен­ные тен­ден­ции и типы поль­зо­ва­ния. // Мони­то­ринг обще­ствен­но­го мне­ния. - 2010. - № 5 (99). - с. 238-251.
  4. Тоис­кин В. С. Клас­си­фи­ка­ция соци­аль­ных сетей Интер­нет, как эле­мен­тов соци­аль­ных струк­тур. / В. С. Тоис­кин, В. В. Красильников. 
  5. Кар­та соци­аль­ных медиа от Фре­де­ри­ка Кавац­цы. // Cossa.ru – мар­ке­тинг в соци­аль­ных сетях, digital-мар­ке­тинг, инте­гри­ро­ван­ные мар­ке­тин­го­вые ком­му­ни­ка­ции. [Элек­трон­ный ресурс].
Источ­ник: International scientific review. 2015. №3 (4).

Об авторе

Ксе­ния Алек­сан­дров­на Деми­че­ва — маги­странт, кафед­ра фило­со­фии и социо­ло­гии, факуль­тет госу­дар­ствен­но­го и муни­ци­паль­но­го управ­ле­ния, Вол­го­град­ский фили­ал, Рос­сий­ская ака­де­мия народ­но­го хозяй­ства и госу­дар­ствен­ной служ­бы при Пре­зи­ден­те Рос­сий­ской Феде­ра­ции, г. Волгоград.

Смот­ри­те также:

Категории

Метки

Публикации

ОБЩЕНИЕ

CYBERPSY — первое место, куда вы отправляетесь за информацией о киберпсихологии. Подписывайтесь и читайте нас в социальных сетях.

vkpinterest