Поскакалова Т.А. Влияние агрессивности на самопрезентацию, коммуникацию и рисковое поведение подростков в социальных сетях

П

Введение

При­ро­да под­рост­ко­вой агрес­сии все­гда при­вле­ка­ла вни­ма­ние иссле­до­ва­те­лей. Социо­ло­га­ми, пси­хо­ло­га­ми, сотруд­ни­ка­ми обра­зо­ва­тель­ных и меди­цин­ских учре­жде­ний фено­мен под­рост­ко­вой агрес­сии объ­яс­ня­ет­ся целым рядом фак­то­ров: сла­бо раз­ви­той эмпа­ти­ей, слож­но­стя­ми в соци­аль­ной адап­та­ции, поис­ком соб­ствен­ной иден­тич­но­сти, потреб­но­стью отста­и­вать воз­раст­ные инте­ре­сы, неадек­ват­ной само­оцен­кой и неадек­ват­ной оцен­кой реаль­но­сти, неуме­ни­ем справ­лять­ся со стрес­со­вы­ми состо­я­ни­я­ми и состо­я­ни­я­ми фруст­ра­ции и т.д. Как след­ствие, агрес­сив­ное пове­де­ние явля­ет­ся спо­со­бом полу­че­ния эмо­ци­о­наль­ной раз­ряд­ки и инстру­мен­том само­утвер­жде­ния, а так­же спо­со­бом фор­ми­ро­ва­ния «обра­за Я» [4; 7; 8].

Как извест­но, для про­яв­ле­ния агрес­сив­но­го пове­де­ния необ­хо­ди­мо нали­чие объ­ек­та агрес­сии, а так­же воз­мож­но­стей для осу­ществ­ле­ния деструк­тив­но­го пове­де­ния. В усло­ви­ях стре­ми­тель­ной вир­ту­а­ли­за­ции жиз­не­де­я­тель­но­сти пло­щад­ка­ми для про­яв­ле­ния агрес­сии часто ста­но­вят­ся соци­аль­ные сети, кото­рые при­вле­ка­ют под­рост­ков ано­ним­но­стью, атмо­сфе­рой без­на­ка­зан­но­сти и отсут­стви­ем кон­тро­ля со сто­ро­ны взрос­лых [6].

В рабо­тах совре­мен­ных авто­ров агрес­сия в вир­ту­аль­ном про­стран­стве изу­ча­ет­ся в основ­ном в кон­тек­сте рече­вых выска­зы­ва­ний (кибер­бул­линг, Интер­нет-трол­линг, шей­минг, флейм) [1], а так­же в кон­тек­сте вли­я­ния онлайн-дея­тель­но­сти на про­яв­ле­ние агрес­сии оффлайн. 

Осо­бую обес­по­ко­ен­ность в отно­ше­нии онлайн-агрес­сии вызы­ва­ет рез­кое уве­ли­че­ние экран­но­го вре­ме­ни под­рост­ков из-за интен­сив­но­го исполь­зо­ва­ния Интер­не­та в пери­од пан­де­мии COVID-19 [9].

С целью изу­че­ния свое­об­ра­зия под­рост­ко­вой онлайн-агрес­сии в усло­ви­ях пан­де­мии в рам­ках про­ек­та «Циф­ро­вой про­ект совре­мен­но­го под­рост­ка» на базе Цен­тра меж­дис­ци­пли­нар­ных иссле­до­ва­ний совре­мен­но­го дет­ства МГППУ в апре­ле 2021 года было про­ве­де­но пило­таж­ное иссле­до­ва­ние, направ­лен­ное на выяв­ле­ние свя­зи меж­ду агрес­си­ей и само­пре­зен­та­ци­ей под­рост­ков в соци­аль­ных сетях. 

Резуль­та­ты иссле­до­ва­ния были частич­но пред­став­ле­ны в диплом­ной рабо­те А.О. Хор­ше­ва на тему «Связь уров­ня агрес­сии с само­пре­зен­та­ци­ей под­рост­ков в соци­аль­ных сетях» (МГППУ, 2021 г.).

Методики исследования

Анке­ти­ро­ва­ние под­рост­ков про­во­ди­лось на базе ГБПОУ «Мос­ков­ский тех­ни­кум кре­а­тив­ных инду­стрий им. Л.Б. Кра­си­на» г. Моск­вы. Участ­ни­кам иссле­до­ва­ния было пред­ло­же­но запол­нить онлайн-опрос­ник в фор­ма­те Google Forms. Выбор­ка соста­ви­ла 34 под­рост­ка (29 дево­чек и 5 маль­чи­ков) от 15 до 18 лет. В иссле­до­ва­нии применялись:

1. Опрос­ник уров­ня агрес­сив­но­сти Бас­са-Пер­ри (BPAQ) в адап­та­ции С.Н. Ени­ко­ло­по­ва и Н.П. Цибуль­ско­го [3], целью кото­ро­го явля­ет­ся оцен­ка таких явле­ний как физи­че­ская агрес­сия, враж­деб­ность и гнев посред­ством оцен­ки под­рост­ком каж­до­го из 29 утвер­жде­ний по пяти­балль­ной шка­ле от «я не согла­сен» до «я согла­сен» [5].

2. Мето­ди­ка «Лич­ност­ная агрес­сив­ность и кон­фликт­ность» Е.П. Ильи­на и П.А. Кова­ле­ва [2], кото­рая помо­га­ет диа­гно­сти­ро­вать такие лич­ност­ные харак­те­ри­сти­ки как агрес­сив­ность и кон­фликт­ность посред­ством оце­ни­ва­ния респон­ден­том сле­ду­ю­щих пока­за­те­лей – вспыль­чи­вость, напо­ри­стость (насту­па­тель­ность), обид­чи­вость, неуступ­чи­вость, бес­ком­про­мисс­ность, мсти­тель­ность, нетер­пи­мость к мне­нию дру­гих, подо­зри­тель­ность. Так­же мето­ди­ка вклю­ча­ет три инте­граль­ные субш­ка­лы, харак­те­ри­зу­ю­щие моти­вы нега­тив­но­го и мани­пу­ля­тив­но­го поведения:

  • пози­тив­ная агрес­сив­ность (напо­ри­стость, насту­па­тель­ность, неуступ­чи­вость) – пока­за­тель, харак­те­ри­зу­ю­щий спо­соб­ность и жела­ние дости­гать цели при нане­се­нии незна­чи­тель­но­го вре­да окру­жа­ю­щим, одна­ко при этом постав­лен­ная цель может не нести обще­ствен­ной цен­но­сти и быть оправ­да­на по мере ее достижения;
  • нега­тив­ная агрес­сив­ность (мсти­тель­ность, нетер­пи­мость к мне­нию дру­гих) – про­яв­ле­ние агрес­сии и деструк­тив­но­го пове­де­ния в отно­ше­нии окружающих;
  • кон­фликт­ность («бес­ком­про­мисс­ность», «вспыль­чи­вость», «обид­чи­вость», «подо­зри­тель­ность») – харак­те­ри­сти­ка готов­но­сти всту­пать в меж­лич­ност­ные кон­фликт­ные отно­ше­ния, готов­ность быть ини­ци­а­то­ром кон­фликт­ных ситуаций.

Мето­ди­ка состо­ит из 80 утвер­жде­ний, с каж­дым из кото­рых респон­ден­ту пред­ла­га­ет­ся согла­сит­ся или не согласиться.

3. Опрос­ник онлайн-актив­но­сти (О.В. Руб­цо­ва, Т.А. Поска­ка­ло­ва, 2019), рас­кры­ва­ю­щий моти­вы и стра­те­гии пове­де­ния респон­ден­та в вир­ту­аль­ной сре­де. Опрос­ник состо­ит из 73 вопро­сов закры­то­го типа, а так­же «нуле­во­го бло­ка», пред­на­зна­чен­но­го для сбо­ра демо­гра­фи­че­ских данных.

Вви­ду мало­го объ­е­ма выбор­ки для ана­ли­за дан­ных была исполь­зо­ва­ны мето­ды опи­са­тель­ной статистики.

Результаты

Соглас­но дан­ным, полу­чен­ным по «Опрос­ни­ку уров­ня агрес­сив­но­сти» Бас­са-Пер­ри в целом по выбор­ке наи­бо­лее выра­жен­ным в струк­ту­ре агрес­сии под­рост­ков явля­ет­ся пока­за­тель враж­деб­но­сти (19,38).

При этом вто­рым по зна­чи­мо­сти явля­ет­ся пока­за­тель гне­ва (17,79), а наи­мень­ший вес име­ет пока­за­тель физи­че­ской агрес­сии (15,00), что гово­рит о том, что совре­мен­ным под­рост­кам боль­ше свой­ствен­ны анти­па­тия и непри­язнь ко внеш­не­му миру, неже­ли при­ме­не­ние физи­че­ской силы для дости­же­ния сво­их целей. 

Далее выбор­ка была раз­де­ле­на на две под­вы­бор­ки, состо­я­щие из под­рост­ков, у кото­рых инте­граль­ный пока­за­тель по «Опрос­ни­ку уров­ня агрес­сив­но­сти» Бас­са-Пер­ри был ниже 80 бал­лов (23 чело­ве­ка), и под­рост­ков, у кото­рых дан­ный пока­за­тель пре­вы­шал 80 бал­лов (11 человек). 

Такой под­ход помог зафик­си­ро­вать раз­ли­чия в онлайн-пове­де­нии меж­ду раз­ны­ми кате­го­ри­я­ми под­рост­ков по дру­гим двум исполь­зо­ван­ным в иссле­до­ва­нии методикам. 

Для удоб­ства интер­пре­та­ции дан­ных в даль­ней­шем обе под­вы­бор­ки будут обо­зна­чать­ся как как «под­рост­ки с невы­ра­жен­ной агрес­сив­но­стью» и «под­рост­ки с выра­жен­ной агрес­сив­но­стью» соответственно.

Ана­лиз пока­за­те­лей по мето­ди­ке «Лич­ност­ная агрес­сив­ность и кон­фликт­ность» (Е.П. Ильин и П.А. Кова­лев) помог рас­крыть харак­тер­ные осо­бен­но­сти под­рост­ко­вой агрес­сив­но­сти на нашей выбор­ке (Таб­ли­ца 1). 

Таблица 1. Результаты по методике «Личностная агрессивность и конфликтность» (Е.П. Ильин и П.А. Ковалев)

  Пока­за­тель методикиСред­ний пока­за­тель по под­вы­бор­ке под­рост­ков выра­жен­ной агрес­сив­но­стью (N=11)Сред­ний пока­за­тель по под­вы­бор­ке под­рост­ков с невы­ра­жен­ной агрес­сив­но­стью (N=23)
Вспыль­чи­вость7,735,39
Насту­па­тель­ность, напористость  4,09  2,30
Обид­чи­вость5,093,48
Неуступ­чи­вость4,183,13
Бес­ком­про­мисс­ность7,098,17
Мсти­тель­ность4,732,83
Нетер­пи­мость к мне­нию других3,002,83
Подо­зри­тель­ность6,003,96
Пози­тив­ная агрессивность8,275,43
Нега­тив­ная агрессивность7,735,65
Кон­фликт­ность25,0021,00

В осно­ве пове­де­ния под­рост­ков с выра­жен­ной агрес­сив­но­стью лежат пре­иму­ще­ствен­но вспыль­чи­вость, насту­па­тель­ность и напо­ри­стость, обид­чи­вость, мсти­тель­ность и подо­зри­тель­ность.

Инте­рес­но, что такой пока­за­тель, как нетер­пи­мость ко мне­нию дру­гих близ­ка по зна­че­нию в обе­их под­вы­бор­ках (3,00 и 2,83 у под­рост­ков с выра­жен­ной и под­рост­ков с невы­ра­жен­ной агрес­сив­но­стью соответственно). 

Одна­ко бес­ком­про­мисс­ность в боль­шей сте­пе­ни харак­тер­на под­рост­кам с невы­ра­жен­ной агрес­сив­но­стью (7,09 и 8,17 соот­вет­ствен­но). Мож­но пред­по­ло­жить, что беск­по­про­мисс­ность высту­па­ет в каче­стве поло­жи­тель­но­го сдер­жи­ва­ю­ще­го фак­то­ра, кото­рый помо­га­ет под­рост­кам воз­дер­жи­вать­ся от рис­ко­ван­но­го пове­де­ния в вир­ту­аль­ной среде.

Наи­бо­лее инте­рес­ные дан­ные, полу­чен­ные по мето­ди­ке «Опрос­ник онлайн-актив­но­сти» О.В. Руб­цо­вой и Т.А. Поска­ка­ло­вой были объ­еди­не­ны в три кла­сте­ра, рас­кры­ва­ю­щих осо­бен­но­сти онлайн-пове­де­ния под­рост­ков с уче­том их уров­ня агрес­сив­но­сти: 1) демо­гра­фи­че­ские харак­те­ри­сти­ки, 2) осо­бен­но­сти само­пре­зен­та­ции и пове­де­ния в соци­аль­ных сетях, 3) потен­ци­аль­ные рис­ки под­рост­ков в зави­си­мо­сти от уров­ня агрессии.

Демо­гра­фи­че­ские харак­те­ри­сти­ки. Иссле­до­ва­ние пока­за­ло, что под­рост­ков с выра­жен­ной агрес­сив­но­стью отли­ча­ют более юный воз­раст (16,90 и 17,26 лет в под­вы­бор­ках под­рост­ков с выра­жен­ной и невы­ра­жен­ной агрес­сив­но­стью соот­вет­ствен­но), нали­чие в семье бра­та-сиб­лин­га (72 % и 44 % соот­вет­ствен­но), а так­же более низ­кий уро­вень обра­зо­ва­ния родителей. 

Так, у 61 % под­рост­ков с невы­ра­жен­ной агрес­сив­но­стью роди­те­ли име­ют два выс­ших обра­зо­ва­ния, в то вре­мя как у под­рост­ков с выра­жен­ной агрес­сив­но­стью этот пока­за­тель почти в два раза ниже (36 %).

При этом чуть боль­ше поло­ви­ны под­рост­ков из обе­их под­вы­бо­рок про­жи­ва­ют с дву­мя роди­те­ля­ми (55 % и 52 % под­рост­ков с выра­жен­ной и невы­ра­жен­ной агрес­сив­но­стью соответственно). 

Таким обра­зом, нали­чие пол­ной семьи прак­ти­че­ски не вли­я­ет на агрес­сив­ность под­рост­ков, в то вре­мя как поло­жи­тель­ный эффект на под­рост­ко­вую агрес­сив­ность ока­зы­ва­ет нали­чие выс­ше­го обра­зо­ва­ния у роди­те­лей, а так­же боль­шее ген­дер­ное раз­но­об­ра­зие в семье.

Осо­бен­но­сти вир­ту­аль­ной само­пре­зен­та­ции и актив­но­сти в соци­аль­ных сетях. Суще­ствен­ные раз­ли­чия были выяв­ле­ны в коли­че­стве экран­но­го вре­ме­ни под­рост­ков из раз­ных под­вы­бо­рок: 82 % под­рост­ков с выра­жен­ной агрес­сив­но­стью отме­ти­ли, что они «прак­ти­че­ски все вре­мя онлайн», в то вре­мя как во вто­рой под­вы­бор­ке дан­ный пока­за­тель соста­вил толь­ко 48 %. 

При этом наи­бо­лее попу­ляр­ной сетью в обе­их под­вы­бор­ках явля­ет­ся соци­аль­ная сеть «ВКон­так­те» (64 % и 44 % под­рост­ков с выра­жен­ной и невы­ра­жен­ной агрес­сив­но­стью соответственно). 

Боль­шой попу­ляр­но­стью так­же поль­зу­ют­ся Tik Tok (18 % и 13 % соот­вет­ствен­но) и Youtube (18 % и 13 % соответственно). 

Инте­рес­но, что под­рост­ки с выра­жен­ной агрес­сив­но­стью ни разу не упо­мя­ну­ли Instagram, в то вре­мя как у 30 % под­рост­ков с невы­ра­жен­ной агрес­сив­но­стью Instagram явля­ет­ся самой люби­мой и вос­тре­бо­ван­ной соци­аль­ной сетью. 

Воз­мож­но, пред­по­чте­ния в сетях свя­за­ны с целя­ми, усло­ви­я­ми, воз­мож­но­стя­ми и без­опас­но­стью исполь­зо­ва­ния той или иной соци­аль­ной сети.

Под­рост­ки с выра­жен­ной агрес­сив­но­стью явля­ют­ся более актив­ны­ми и берут на себя боль­ше функ­ций в соци­аль­ных сетях. Напри­мер, 36 % под­рост­ков дан­ной кате­го­рии явля­ют­ся адми­ни­стра­то­ра­ми каких-либо онлайн-групп или сооб­ществ (у под­рост­ков с невы­ра­жен­ной агрес­сив­но­стью этот пока­за­тель состав­ля­ет 13 %). 

Кро­ме того, 91 % под­ро­сток с выра­жен­ной агрес­сив­но­стью при­зна­лись, что ведут сра­зу несколь­ко стра­ниц под раз­ны­ми име­на­ми в одной и той же соци­аль­ной сети. Зна­чи­тель­но мень­шее чис­ло под­рост­ков с невы­ра­жен­ной агрес­сив­но­стью (48 %) име­ют боль­ше одно­го про­фи­ля в одной и той же соци­аль­ной сети.

Так­же под­рост­ки с выра­жен­ной агрес­сив­но­стью в боль­шей сте­пе­ни склон­ны делить­ся сво­и­ми эмо­ци­я­ми и настро­е­ни­ем с ауди­то­ри­ей – о сво­ем эмо­ци­о­наль­ном состо­я­нии посред­ством раз­ме­ще­ния «фото­гра­фий (разо­ча­ро­ва­ние, сча­стье, грусть, весе­лье, гнев, раз­дра­же­ние, ощу­ще­ние оди­но­че­ства)» сооб­ща­ют 64 % под­рост­ка из под­вы­бор­ки с выра­жен­ной агрес­сив­но­стью, в то вре­мя как ана­ло­гич­ный пока­за­тель сре­ди под­рост­ков с невы­ра­жен­ной агрес­си­ей состав­ля­ет 39 %. 

При этом при­зна­ют связь меж­ду выстав­ля­е­мы­ми ста­ту­са­ми, поста­ми, раз­ме­ща­е­мы­ми фото­гра­фи­я­ми и лич­ны­ми пере­жи­ва­ни­ям 52 % под­рост­ков с невы­ра­жен­ной агрес­сив­но­стью и 73 % под­рост­ка с выра­жен­ной агрессивностью.

Несмот­ря на то, что основ­ной функ­ци­ей соци­аль­ных сетей для под­рост­ков при­ня­то счи­тать обще­ние, лишь 46 % под­рост­ков с выра­жен­ной агрес­сив­но­стью «отды­ха­ют и рас­слаб­ля­ют­ся, бол­тая в сетях». 

В боль­шей сте­пе­ни дан­ный аспект дея­тель­но­сти харак­те­рен для под­рост­ков с невы­ра­жен­ной агрес­сив­но­стью (57 %). При этом боль­ше поло­ви­ны под­рост­ков с невы­ра­жен­ной агрес­сив­но­стью (60 %) в сво­бод­ное вре­мя пред­по­чи­та­ют «куда-то пой­ти с дру­зья­ми в реаль­ной жиз­ни», в то вре­мя как у под­рост­ков с выра­жен­ной агрес­сив­но­стью дан­ный пока­за­тель соста­вил лишь 46 %. 

При этом мень­ше тре­ти под­рост­ков пред­по­чи­та­ют «парал­лель­но общать­ся в реаль­ном и вир­ту­аль­ном про­стран­стве» (22 % под­рост­ков с невы­ра­жен­ной агрес­си­ей и 27 % под­рост­ков с выра­жен­ной агрессивностью).

Сто­ит отме­тить, что под­рост­ки с выра­жен­ной агрес­сив­но­стью более закры­ты для близ­ких в соци­аль­ных сетях. Так, толь­ко 54 % под­рост­ков дан­ной под­вы­бор­ки гото­вы доба­вить роди­те­лей в чис­ло сво­их «фрэн­дов», в то вре­мя как такая прак­ти­ка свой­ствен­на 91 % под­рост­ков с невы­ра­жен­ной агрессией.

Боль­шие раз­ли­чия были отме­че­ны в стра­те­ги­ях вир­ту­аль­ной само­пре­зен­та­ции у под­вы­бо­рок с раз­ным уров­нем агрес­сив­но­сти. Под­ростков с выра­жен­ной агрес­сив­но­стью отли­ча­ет мани­пу­ля­тив­ное пове­де­ние и стрем­ле­ние иска­зить реаль­ную инфор­ма­цию о себе.

Так, под­рост­ки с невы­ра­жен­ной агрес­сив­но­стью пред­по­чи­та­ют не экс­пе­ри­мен­ти­ро­вать с соб­ствен­ны­ми обра­за­ми онлайн (91 %), и все­го 9 % под­рост­ков дан­ной под­груп­пы отме­ча­ют, что «экс­пе­ри­мен­ти­ру­ют, но ред­ко». Ана­ло­гич­ные пока­за­те­ли у под­рост­ков с выра­жен­ной агрес­сив­но­стью соста­ви­ли 46 % и 54 % соответственно. 

Инте­рес­но, что предо­став­ля­ют о себе реаль­ные све­де­ния в соци­аль­ных сетях 78 % под­рост­ков с невы­ра­жен­ной агрес­си­ей, при этом у под­рост­ков с выра­жен­ной агрес­си­ей дан­ный пока­за­тель состав­ля­ет 27 %. 

Инте­рес­но, что при созда­нии вир­ту­аль­ной иден­тич­но­сти под­рост­ки с выра­жен­ной агрес­си­ей в боль­шей сте­пе­ни экс­пе­ри­мен­ти­ру­ют под вли­я­ни­ем настро­е­ния, стре­мясь иде­а­ли­зи­ро­вать соб­ствен­ный вир­ту­аль­ный образ (рис. 1).

Рис­ко­ван­ное пове­де­ние под­рост­ков в соци­аль­ных сетях. Иссле­до­ва­ние пока­за­ло, что под­рост­ки с выра­жен­ной агрес­сив­но­стью склон­ны не толь­ко дерз­ко и про­во­ка­ци­он­но вести себя в Интер­не­те, но так­же под­вер­гать­ся боль­ше­му рис­ку со сто­ро­ны дру­гих поль­зо­ва­те­лей соци­аль­ных сетей. 

Под­рост­ки дан­ной под­груп­пы в мень­шей сте­пе­ни осо­зна­ют, что в онлайн-про­стран­стве суще­ству­ют дей­ствия и актив­но­сти, кото­рые явля­ют­ся про­ти­во­за­кон­ны­ми, и за кото­рые они могут быть при­вле­че­ны к ответ­ствен­но­сти пра­во­охра­ни­тель­ны­ми орга­на­ми.

Точ­но зна­ют, что это за дей­ствия, 55 % под­рост­ков с выра­жен­ной агрес­сив­но­стью, в то вре­мя как у под­рост­ков с невы­ра­жен­ной агрес­сив­но­стью дан­ный пока­за­тель состав­ля­ет 65 %. 

При этом сре­ди под­рост­ков с выра­жен­ной агрес­сив­но­стью почти треть (27 %) отме­ти­ли, что ниче­го не зна­ют о таких дей­стви­ях и актив­но­стях, в чис­ло неосве­дом­лен­ных в дан­ной обла­сти так­же попа­ло 13 % выбор­ки под­рост­ков с невы­ра­жен­ной агрессивностью. 

Одна­ко, 9 % под­рост­ков с невы­ра­жен­ной агрес­сив­но­стью при­зна­ют, что когда-либо осо­знан­но совер­ша­ли про­ти­во­за­кон­ные дей­ствия в Интер­не­те, у под­рост­ков с выра­жен­ной агрес­сив­но­стью этот пока­за­тель в два раза выше (18 %).

Самой рас­про­стра­нён­ной про­бле­мой в Интер­не­те под­рост­ки при­зна­ли про­бле­му взло­ма пер­со­наль­ных стра­ни­чек (35 % и 27 % под­рост­ков с невы­ра­жен­ной и выра­жен­ной агрес­сив­но­стью соответственно). 

Одна­ко, 65 % под­рост­ков с невы­ра­жен­ной агрес­сив­но­стью отме­ча­ют, что нико­гда не испы­ты­ва­ли про­блем онлайн (65 %), в то вре­мя как этот пока­за­тель у под­рост­ков с выра­жен­ной агрес­сив­но­стью состав­ля­ет 46 %. 

Сто­ит отме­тить, что 27 % под­рост­ков с выра­жен­ной агрес­сив­но­стью, в отли­чие от вто­рой под­вы­бор­ки, при­зна­ли, что им «дела­ли про­ти­во­за­кон­ные предложения».

Под­рост­кам так­же было пред­ло­же­но гипо­те­ти­че­ски рас­смот­реть ситу­а­цию и отве­тить, согла­си­лись бы они пере­слать кому-либо свои личные/приватные фото­гра­фии за день­ги или дру­гое мате­ри­аль­ное вознаграждение. 

Такая ситу­а­ция немыс­ли­ма для 100 % под­рост­ков с невы­ра­жен­ной агрес­сив­но­стью, в то вре­мя как 9 % под­рост­ков с выра­жен­ной агрес­сив­но­стью согла­си­лись бы на такое предложение. 

На вопрос о том, при­хо­ди­лось ли когда-либо респон­ден­там «отправ­лять или раз­ме­щать в Интер­не­те фото, за кото­рые им было бы стыд­но в реаль­ной жиз­ни», треть под­рост­ков с выра­жен­ной агрес­си­ей (36 %) ука­за­ли, что име­ли тако­го рода опыт, в то вре­мя как под­рост­кам с невы­ра­жен­ной агрес­си­ей такое пове­де­ние совер­шен­но не свой­ствен­но (0 %).

Под­рост­ки с выра­жен­ной агрес­си­ей чаще сквер­но­сло­вят в соци­аль­ных сетях (рис. 2), так­же дан­ная кате­го­рия опро­шен­ных чаще стал­ки­ва­ет­ся с оскорб­ле­ни­я­ми и уни­же­ни­я­ми в свой адрес.

Инте­ре­сы под­рост­ков с выра­жен­ной агрес­сив­но­стью так­же вклю­ча­ют регу­ляр­ный про­смотр небла­го­по­луч­но­го кон­тен­та (видео с про­яв­ле­ни­ем жесто­ко­сти в отно­ше­нии живот­ных и людей, «взрос­лый кон­тент 18+», про­па­ган­да нар­ко­ти­ков и ору­жия и т.д.).

Тако­го рода кон­тент пери­о­ди­че­ски про­смат­ри­ва­ет треть под­рост­ков с выра­жен­ной агрес­сив­но­стью (36 %), тогда как сре­ди под­рост­ков с невы­ра­жен­ной агрес­сив­но­стью подоб­ный кон­тент про­смат­ри­ва­ет толь­ко 9 % подростков.

Еще одной тре­вож­ной тен­ден­ци­ей явля­ют­ся зна­ком­ства в Интер­не­те с после­ду­ю­щи­ми встре­ча­ми оффлайн (рис. 3). 

Под­рост­ки с выра­жен­ной агрес­сив­но­стью в боль­шей сте­пе­ни ори­ен­ти­ро­ва­ны на встре­чи с незна­ком­ца­ми: так, часто встре­ча­ют­ся с новы­ми Интер­нет-зна­ко­мы­ми 46 % под­рост­ков ука­зан­ной кате­го­рии, при этом под­рост­ки с невы­ра­жен­ной агрес­сив­но­стью состав­ля­ют толь­ко 9 %.

Выводы

В резуль­та­те про­ве­ден­но­го иссле­до­ва­ния на нашей выбор­ке было пока­за­но, что:

  1. Под­рост­ки с выра­жен­ной агрес­сив­но­стью пред­став­ля­ют более моло­дую воз­раст­ную кате­го­рию, вос­пи­ты­ва­ю­щих­ся в семьях с сиб­лин­га­ми муж­ско­го пола, чьи роди­те­ли обла­да­ют более низ­ким уров­нем образования.
  2. Под­рост­ки с выра­жен­ной агрес­сив­но­стью отли­ча­ют­ся враж­деб­но­стью к окру­жа­ю­ще­му миру, вспыль­чи­во­стью, напо­ри­сто­стью, недру­же­лю­би­ем, скрыт­но­стью, анта­го­ни­стич­но­стью, мсти­тель­но­стью и про­во­ка­ци­он­но­стью. При этом они менее бес­ком­про­мисс­ны, что гово­рит о недо­ста­точ­ной сфор­ми­ро­ван­но­сти и зре­ло­сти их соб­ствен­ных взгля­дов, а так­же о неста­биль­но­сти жиз­нен­ных ори­ен­ти­ров и раз­мы­то­сти нрав­ствен­ных гра­ниц (цен­но­стей). Послед­нее нахо­дит отра­же­ние в склон­но­сти к про­смот­ру небла­го­при­ят­но­го кон­тен­та, в попыт­ках обой­ти огра­ни­че­ния посред­ством веде­ния несколь­ких акка­ун­тов в соци­аль­ных сетях, в осо­знан­ном избе­га­нии кон­так­тов с роди­те­ля­ми, а, сле­до­ва­тель­но, рас­кры­тии инфор­ма­ции о сво­ей истин­ной онлайн деятельности.
  3. Под­рост­ки с выра­жен­ной агрес­сив­но­стью под­вер­га­ют­ся боль­ше­му рис­ку в соци­аль­ных сетях, рав­но как и сами часто ста­но­вят­ся источ­ни­ком агрес­сии для окру­жа­ю­щих: они про­яв­ля­ют вер­баль­ную агрес­сию, чаще исполь­зу­ют нецен­зур­ную лек­си­ку, в мень­шей сте­пе­ни выстра­и­ва­ют прав­до­по­доб­ный кибе­робраз, так как боль­ше экс­пе­ри­мен­ти­ру­ют с пове­ден­че­ски­ми стра­те­ги­я­ми и вир­ту­аль­ной само­пре­зен­та­ци­ей, и, тем самым, вво­дят дру­гих поль­зо­ва­те­лей соци­аль­ных сетей в заблуж­де­ние в отно­ше­нии сво­ей реаль­ной лич­но­сти. Такие под­рост­ки чаще полу­ча­ют сомни­тель­ные запро­сы от дру­гих поль­зо­ва­те­лей, их стра­нич­ки чаще взламывают.
  4. Под­рост­ки с выра­жен­ной агрес­сив­но­стью явля­ют­ся более актив­ны­ми поль­зо­ва­те­ля­ми соци­аль­ных сетей, так как про­во­дят боль­ше вре­ме­ни онлайн. Они берут на себя более актив­ные роли (напри­мер, адми­ни­стра­то­ров вир­ту­аль­ных сооб­ществ), а так­же они чаще рас­ши­ря­ют свой круг обще­ния посред­ством пере­но­са Интер­нет-зна­комств из вир­ту­аль­ной реаль­но­сти в оффлайн.

Про­ве­ден­ное иссле­до­ва­ние носит раз­ве­ды­ва­тель­ный харак­тер. Вви­ду неболь­шой и нераз­но­об­раз­ной по ген­дер­но­му и воз­раст­но­му при­зна­ку выбор­ки, оно при­зва­но лишь наме­тить тен­ден­ции для после­ду­ю­щих более мас­штаб­ных иссле­до­ва­ний пове­де­ния и само­пре­зен­та­ции под­рост­ков в соци­аль­ных сетях.

Литература

  1. Васе­ни­на И.В., Прон­чев Г.Б. Рече­вая агрес­сив­ность в соци­аль­ных сетях Интер­не­та // Обра­зо­ва­ние и пра­во. 2018. № 2. 
  2. Диа­гно­сти­ка эмо­ци­о­наль­но-нрав­ствен­но­го раз­ви­тия / Ред. и сост. Дер­ма­но­ва И.Б. СПб., 2002. С.142–146.
  3. Ени­ко­ло­пов С.Н., Цибуль­ский Н.П. Пси­хо­мет­ри­че­ский ана­лиз рус­ско­языч­ной вер­сии Опрос­ни­ка диа­гно­сти­ки агрес­сии А.Басса и М.Перри. Пси­хо­ло­ги­че­ский жур­нал. 2007. № 1. С. 115–124.
  4. Мень­ши­ко­ва Т.И. Спе­ци­фи­ка агрес­сив­но­го пове­де­ния под­рост­ков // Вест­ник Таган­рог­ско­го инсти­ту­та име­ни А.П. Чехо­ва. 2017. № 2.
  5. Мето­ди­че­ские реко­мен­да­ции для педа­го­гов-пси­хо­ло­гов обра­зо­ва­тель­ных орга­ни­за­ций по диа­гно­сти­ке фак­то­ров рис­ка раз­ви­тия кри­зис­ных состо­я­ний с суи­ци­даль­ны­ми тен­ден­ци­я­ми у обу­ча­ю­щих­ся 7–11 клас­сов / Под ред. Вихри­стюк О.В. – М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2017. 58 с.
  6. Соб­кин В.С., Федо­то­ва А.В. Под­рост­ко­вая агрес­сия в соци­аль­ных сетях: вос­при­я­тие и лич­ный опыт // Пси­хо­ло­ги­че­ская нау­ка и обра­зо­ва­ние. 2019. Том 24. № 2. С. 5–18. doi:10.17759/ pse.2019240201
  7. Руб­цо­ва О.В., Поска­ка­ло­ва Т.А., Ширя­е­ва Е.И. Осо­бен­но­сти пове­де­ния в вир­ту­аль­ной сре­де под­рост­ков с раз­ным уров­нем сфор­ми­ро­ван­но­сти «обра­за Я» // Пси­хо­ло­ги­че­ская нау­ка обра­зо­ва­ние. 2021. Том 26. № 4. С. 20–33. doi:10.17759/pse.2021260402
  8. Руб­цо­ва О.В. Поска­ка­ло­ва Т.А. Штри­хи к «циф­ро­во­му» порт­ре­ту совре­мен­но­го под­рост­ка. VII Все­рос­сий­ская науч­но-прак­ти­че­ская кон­фе­рен­ция по пси­хо­ло­гии раз­ви­тия (чте­ния памя­ти Л.Ф. Обу­хо­вой) «Воз­мож­но­сти и рис­ки циф­ро­вой сре­ды». Сбор­ник мате­ри­а­лов кон­фе­рен­ции (тези­сов). 2019. Том 1. С. 180–184.
  9. Violence against children and adolescents in the time of COVID-19. Report. ECLACUNICEF – Office of the Special Representative of the Secretary-General on Violence against Children. 2020.
Источ­ник: Осо­бен­но­сти раз­ви­тия ребен­ка в циф­ро­вой сфе­ре // Циф­ро­вая гума­ни­та­ри­сти­ка и тех­но­ло­гии в обра­зо­ва­нии (DHTE 2021): сб. ста­тей II Все­рос­сий­ской науч­но-прак­ти­че­ской кон­фе­рен­ции с меж­ду­на­род­ным уча­сти­ем. 11–12 нояб­ря 2021 г. / Под ред. В.В. Руб­цо­ва, М.Г. Соро­ко­вой, Н.П. Рад­чи­ко­вой. М.: Изда­тель­ство ФГБОУ ВО МГППУ, 2021. 432–445 с.

Об авторе

Татья­на Ана­то­льев­на Поска­ка­ло­ва — науч­ный сотруд­ник Цен­тра меж­дис­ци­пли­нар­ных иссле­до­ва­ний совре­мен­но­го дет­ства, ФГБОУ ВО «Мос­ков­ский госу­дар­ствен­ный пси­хо­ло­го-педа­го­ги­че­ский уни­вер­си­тет» (ФГБОУ ВО МГППУ), г. Москва, Рос­сий­ская Федерация.

Смот­ри­те также:

Категории

Метки

Публикации

ОБЩЕНИЕ

CYBERPSY — первое место, куда вы отправляетесь за информацией о киберпсихологии. Подписывайтесь и читайте нас в социальных сетях.

vkpinterest