Введение
Природа подростковой агрессии всегда привлекала внимание исследователей. Социологами, психологами, сотрудниками образовательных и медицинских учреждений феномен подростковой агрессии объясняется целым рядом факторов: слабо развитой эмпатией, сложностями в социальной адаптации, поиском собственной идентичности, потребностью отстаивать возрастные интересы, неадекватной самооценкой и неадекватной оценкой реальности, неумением справляться со стрессовыми состояниями и состояниями фрустрации и т.д. Как следствие, агрессивное поведение является способом получения эмоциональной разрядки и инструментом самоутверждения, а также способом формирования «образа Я» [4; 7; 8].
Как известно, для проявления агрессивного поведения необходимо наличие объекта агрессии, а также возможностей для осуществления деструктивного поведения. В условиях стремительной виртуализации жизнедеятельности площадками для проявления агрессии часто становятся социальные сети, которые привлекают подростков анонимностью, атмосферой безнаказанности и отсутствием контроля со стороны взрослых [6].
В работах современных авторов агрессия в виртуальном пространстве изучается в основном в контексте речевых высказываний (кибербуллинг, Интернет-троллинг, шейминг, флейм) [1], а также в контексте влияния онлайн-деятельности на проявление агрессии оффлайн.
Особую обеспокоенность в отношении онлайн-агрессии вызывает резкое увеличение экранного времени подростков из-за интенсивного использования Интернета в период пандемии COVID-19 [9].
С целью изучения своеобразия подростковой онлайн-агрессии в условиях пандемии в рамках проекта «Цифровой проект современного подростка» на базе Центра междисциплинарных исследований современного детства МГППУ в апреле 2021 года было проведено пилотажное исследование, направленное на выявление связи между агрессией и самопрезентацией подростков в социальных сетях.
Результаты исследования были частично представлены в дипломной работе А.О. Хоршева на тему «Связь уровня агрессии с самопрезентацией подростков в социальных сетях» (МГППУ, 2021 г.).
Методики исследования
Анкетирование подростков проводилось на базе ГБПОУ «Московский техникум креативных индустрий им. Л.Б. Красина» г. Москвы. Участникам исследования было предложено заполнить онлайн-опросник в формате Google Forms. Выборка составила 34 подростка (29 девочек и 5 мальчиков) от 15 до 18 лет. В исследовании применялись:
1. Опросник уровня агрессивности Басса-Перри (BPAQ) в адаптации С.Н. Ениколопова и Н.П. Цибульского [3], целью которого является оценка таких явлений как физическая агрессия, враждебность и гнев посредством оценки подростком каждого из 29 утверждений по пятибалльной шкале от «я не согласен» до «я согласен» [5].
2. Методика «Личностная агрессивность и конфликтность» Е.П. Ильина и П.А. Ковалева [2], которая помогает диагностировать такие личностные характеристики как агрессивность и конфликтность посредством оценивания респондентом следующих показателей – вспыльчивость, напористость (наступательность), обидчивость, неуступчивость, бескомпромиссность, мстительность, нетерпимость к мнению других, подозрительность. Также методика включает три интегральные субшкалы, характеризующие мотивы негативного и манипулятивного поведения:
- позитивная агрессивность (напористость, наступательность, неуступчивость) – показатель, характеризующий способность и желание достигать цели при нанесении незначительного вреда окружающим, однако при этом поставленная цель может не нести общественной ценности и быть оправдана по мере ее достижения;
- негативная агрессивность (мстительность, нетерпимость к мнению других) – проявление агрессии и деструктивного поведения в отношении окружающих;
- конфликтность («бескомпромиссность», «вспыльчивость», «обидчивость», «подозрительность») – характеристика готовности вступать в межличностные конфликтные отношения, готовность быть инициатором конфликтных ситуаций.
Методика состоит из 80 утверждений, с каждым из которых респонденту предлагается согласится или не согласиться.
3. Опросник онлайн-активности (О.В. Рубцова, Т.А. Поскакалова, 2019), раскрывающий мотивы и стратегии поведения респондента в виртуальной среде. Опросник состоит из 73 вопросов закрытого типа, а также «нулевого блока», предназначенного для сбора демографических данных.
Ввиду малого объема выборки для анализа данных была использованы методы описательной статистики.
Результаты
Согласно данным, полученным по «Опроснику уровня агрессивности» Басса-Перри в целом по выборке наиболее выраженным в структуре агрессии подростков является показатель враждебности (19,38).
При этом вторым по значимости является показатель гнева (17,79), а наименьший вес имеет показатель физической агрессии (15,00), что говорит о том, что современным подросткам больше свойственны антипатия и неприязнь ко внешнему миру, нежели применение физической силы для достижения своих целей.
Далее выборка была разделена на две подвыборки, состоящие из подростков, у которых интегральный показатель по «Опроснику уровня агрессивности» Басса-Перри был ниже 80 баллов (23 человека), и подростков, у которых данный показатель превышал 80 баллов (11 человек).
Такой подход помог зафиксировать различия в онлайн-поведении между разными категориями подростков по другим двум использованным в исследовании методикам.
Для удобства интерпретации данных в дальнейшем обе подвыборки будут обозначаться как как «подростки с невыраженной агрессивностью» и «подростки с выраженной агрессивностью» соответственно.
Анализ показателей по методике «Личностная агрессивность и конфликтность» (Е.П. Ильин и П.А. Ковалев) помог раскрыть характерные особенности подростковой агрессивности на нашей выборке (Таблица 1).
Таблица 1. Результаты по методике «Личностная агрессивность и конфликтность» (Е.П. Ильин и П.А. Ковалев)
Показатель методики | Средний показатель по подвыборке подростков выраженной агрессивностью (N=11) | Средний показатель по подвыборке подростков с невыраженной агрессивностью (N=23) |
Вспыльчивость | 7,73 | 5,39 |
Наступательность, напористость | 4,09 | 2,30 |
Обидчивость | 5,09 | 3,48 |
Неуступчивость | 4,18 | 3,13 |
Бескомпромиссность | 7,09 | 8,17 |
Мстительность | 4,73 | 2,83 |
Нетерпимость к мнению других | 3,00 | 2,83 |
Подозрительность | 6,00 | 3,96 |
Позитивная агрессивность | 8,27 | 5,43 |
Негативная агрессивность | 7,73 | 5,65 |
Конфликтность | 25,00 | 21,00 |
В основе поведения подростков с выраженной агрессивностью лежат преимущественно вспыльчивость, наступательность и напористость, обидчивость, мстительность и подозрительность.
Интересно, что такой показатель, как нетерпимость ко мнению других близка по значению в обеих подвыборках (3,00 и 2,83 у подростков с выраженной и подростков с невыраженной агрессивностью соответственно).
Однако бескомпромиссность в большей степени характерна подросткам с невыраженной агрессивностью (7,09 и 8,17 соответственно). Можно предположить, что бескпопромиссность выступает в качестве положительного сдерживающего фактора, который помогает подросткам воздерживаться от рискованного поведения в виртуальной среде.
Наиболее интересные данные, полученные по методике «Опросник онлайн-активности» О.В. Рубцовой и Т.А. Поскакаловой были объединены в три кластера, раскрывающих особенности онлайн-поведения подростков с учетом их уровня агрессивности: 1) демографические характеристики, 2) особенности самопрезентации и поведения в социальных сетях, 3) потенциальные риски подростков в зависимости от уровня агрессии.
Демографические характеристики. Исследование показало, что подростков с выраженной агрессивностью отличают более юный возраст (16,90 и 17,26 лет в подвыборках подростков с выраженной и невыраженной агрессивностью соответственно), наличие в семье брата-сиблинга (72 % и 44 % соответственно), а также более низкий уровень образования родителей.
Так, у 61 % подростков с невыраженной агрессивностью родители имеют два высших образования, в то время как у подростков с выраженной агрессивностью этот показатель почти в два раза ниже (36 %).
При этом чуть больше половины подростков из обеих подвыборок проживают с двумя родителями (55 % и 52 % подростков с выраженной и невыраженной агрессивностью соответственно).
Таким образом, наличие полной семьи практически не влияет на агрессивность подростков, в то время как положительный эффект на подростковую агрессивность оказывает наличие высшего образования у родителей, а также большее гендерное разнообразие в семье.
Особенности виртуальной самопрезентации и активности в социальных сетях. Существенные различия были выявлены в количестве экранного времени подростков из разных подвыборок: 82 % подростков с выраженной агрессивностью отметили, что они «практически все время онлайн», в то время как во второй подвыборке данный показатель составил только 48 %.
При этом наиболее популярной сетью в обеих подвыборках является социальная сеть «ВКонтакте» (64 % и 44 % подростков с выраженной и невыраженной агрессивностью соответственно).
Большой популярностью также пользуются Tik Tok (18 % и 13 % соответственно) и Youtube (18 % и 13 % соответственно).
Интересно, что подростки с выраженной агрессивностью ни разу не упомянули Instagram, в то время как у 30 % подростков с невыраженной агрессивностью Instagram является самой любимой и востребованной социальной сетью.
Возможно, предпочтения в сетях связаны с целями, условиями, возможностями и безопасностью использования той или иной социальной сети.
Подростки с выраженной агрессивностью являются более активными и берут на себя больше функций в социальных сетях. Например, 36 % подростков данной категории являются администраторами каких-либо онлайн-групп или сообществ (у подростков с невыраженной агрессивностью этот показатель составляет 13 %).
Кроме того, 91 % подросток с выраженной агрессивностью признались, что ведут сразу несколько страниц под разными именами в одной и той же социальной сети. Значительно меньшее число подростков с невыраженной агрессивностью (48 %) имеют больше одного профиля в одной и той же социальной сети.
Также подростки с выраженной агрессивностью в большей степени склонны делиться своими эмоциями и настроением с аудиторией – о своем эмоциональном состоянии посредством размещения «фотографий (разочарование, счастье, грусть, веселье, гнев, раздражение, ощущение одиночества)» сообщают 64 % подростка из подвыборки с выраженной агрессивностью, в то время как аналогичный показатель среди подростков с невыраженной агрессией составляет 39 %.
При этом признают связь между выставляемыми статусами, постами, размещаемыми фотографиями и личными переживаниям 52 % подростков с невыраженной агрессивностью и 73 % подростка с выраженной агрессивностью.
Несмотря на то, что основной функцией социальных сетей для подростков принято считать общение, лишь 46 % подростков с выраженной агрессивностью «отдыхают и расслабляются, болтая в сетях».
В большей степени данный аспект деятельности характерен для подростков с невыраженной агрессивностью (57 %). При этом больше половины подростков с невыраженной агрессивностью (60 %) в свободное время предпочитают «куда-то пойти с друзьями в реальной жизни», в то время как у подростков с выраженной агрессивностью данный показатель составил лишь 46 %.
При этом меньше трети подростков предпочитают «параллельно общаться в реальном и виртуальном пространстве» (22 % подростков с невыраженной агрессией и 27 % подростков с выраженной агрессивностью).
Стоит отметить, что подростки с выраженной агрессивностью более закрыты для близких в социальных сетях. Так, только 54 % подростков данной подвыборки готовы добавить родителей в число своих «фрэндов», в то время как такая практика свойственна 91 % подростков с невыраженной агрессией.
Большие различия были отмечены в стратегиях виртуальной самопрезентации у подвыборок с разным уровнем агрессивности. Подростков с выраженной агрессивностью отличает манипулятивное поведение и стремление исказить реальную информацию о себе.
Так, подростки с невыраженной агрессивностью предпочитают не экспериментировать с собственными образами онлайн (91 %), и всего 9 % подростков данной подгруппы отмечают, что «экспериментируют, но редко». Аналогичные показатели у подростков с выраженной агрессивностью составили 46 % и 54 % соответственно.
Интересно, что предоставляют о себе реальные сведения в социальных сетях 78 % подростков с невыраженной агрессией, при этом у подростков с выраженной агрессией данный показатель составляет 27 %.
Интересно, что при создании виртуальной идентичности подростки с выраженной агрессией в большей степени экспериментируют под влиянием настроения, стремясь идеализировать собственный виртуальный образ (рис. 1).
![Рис 1. Создание виртуальной идентичности подростками с невыраженной и выраженной агрессивностью.](https://cyberpsy.ru/wp-content/uploads/2024/08/pic_1_vliyanie-agressivnosti-na-podrostkov-v-socialnyh-setyah-1024x443.png)
Рискованное поведение подростков в социальных сетях. Исследование показало, что подростки с выраженной агрессивностью склонны не только дерзко и провокационно вести себя в Интернете, но также подвергаться большему риску со стороны других пользователей социальных сетей.
Подростки данной подгруппы в меньшей степени осознают, что в онлайн-пространстве существуют действия и активности, которые являются противозаконными, и за которые они могут быть привлечены к ответственности правоохранительными органами.
Точно знают, что это за действия, 55 % подростков с выраженной агрессивностью, в то время как у подростков с невыраженной агрессивностью данный показатель составляет 65 %.
При этом среди подростков с выраженной агрессивностью почти треть (27 %) отметили, что ничего не знают о таких действиях и активностях, в число неосведомленных в данной области также попало 13 % выборки подростков с невыраженной агрессивностью.
Однако, 9 % подростков с невыраженной агрессивностью признают, что когда-либо осознанно совершали противозаконные действия в Интернете, у подростков с выраженной агрессивностью этот показатель в два раза выше (18 %).
Самой распространённой проблемой в Интернете подростки признали проблему взлома персональных страничек (35 % и 27 % подростков с невыраженной и выраженной агрессивностью соответственно).
Однако, 65 % подростков с невыраженной агрессивностью отмечают, что никогда не испытывали проблем онлайн (65 %), в то время как этот показатель у подростков с выраженной агрессивностью составляет 46 %.
Стоит отметить, что 27 % подростков с выраженной агрессивностью, в отличие от второй подвыборки, признали, что им «делали противозаконные предложения».
Подросткам также было предложено гипотетически рассмотреть ситуацию и ответить, согласились бы они переслать кому-либо свои личные/приватные фотографии за деньги или другое материальное вознаграждение.
Такая ситуация немыслима для 100 % подростков с невыраженной агрессивностью, в то время как 9 % подростков с выраженной агрессивностью согласились бы на такое предложение.
На вопрос о том, приходилось ли когда-либо респондентам «отправлять или размещать в Интернете фото, за которые им было бы стыдно в реальной жизни», треть подростков с выраженной агрессией (36 %) указали, что имели такого рода опыт, в то время как подросткам с невыраженной агрессией такое поведение совершенно не свойственно (0 %).
Подростки с выраженной агрессией чаще сквернословят в социальных сетях (рис. 2), также данная категория опрошенных чаще сталкивается с оскорблениями и унижениями в свой адрес.
![Рис 2. Частота использования выражения собственных эмоций и отношений бранными словами, оскорблениями, нецензурной лексикой.](https://cyberpsy.ru/wp-content/uploads/2024/08/pic_2_vliyanie-agressivnosti-na-podrostkov-v-socialnyh-setyah-1024x438.png)
Интересы подростков с выраженной агрессивностью также включают регулярный просмотр неблагополучного контента (видео с проявлением жестокости в отношении животных и людей, «взрослый контент 18+», пропаганда наркотиков и оружия и т.д.).
Такого рода контент периодически просматривает треть подростков с выраженной агрессивностью (36 %), тогда как среди подростков с невыраженной агрессивностью подобный контент просматривает только 9 % подростков.
Еще одной тревожной тенденцией являются знакомства в Интернете с последующими встречами оффлайн (рис. 3).
![Рис. 3. Знакомства в Интернете с последующими встречами оффлайн](https://cyberpsy.ru/wp-content/uploads/2024/08/pic_3_vliyanie-agressivnosti-na-podrostkov-v-socialnyh-setyah-1024x553.png)
Подростки с выраженной агрессивностью в большей степени ориентированы на встречи с незнакомцами: так, часто встречаются с новыми Интернет-знакомыми 46 % подростков указанной категории, при этом подростки с невыраженной агрессивностью составляют только 9 %.
Выводы
В результате проведенного исследования на нашей выборке было показано, что:
- Подростки с выраженной агрессивностью представляют более молодую возрастную категорию, воспитывающихся в семьях с сиблингами мужского пола, чьи родители обладают более низким уровнем образования.
- Подростки с выраженной агрессивностью отличаются враждебностью к окружающему миру, вспыльчивостью, напористостью, недружелюбием, скрытностью, антагонистичностью, мстительностью и провокационностью. При этом они менее бескомпромиссны, что говорит о недостаточной сформированности и зрелости их собственных взглядов, а также о нестабильности жизненных ориентиров и размытости нравственных границ (ценностей). Последнее находит отражение в склонности к просмотру неблагоприятного контента, в попытках обойти ограничения посредством ведения нескольких аккаунтов в социальных сетях, в осознанном избегании контактов с родителями, а, следовательно, раскрытии информации о своей истинной онлайн деятельности.
- Подростки с выраженной агрессивностью подвергаются большему риску в социальных сетях, равно как и сами часто становятся источником агрессии для окружающих: они проявляют вербальную агрессию, чаще используют нецензурную лексику, в меньшей степени выстраивают правдоподобный киберобраз, так как больше экспериментируют с поведенческими стратегиями и виртуальной самопрезентацией, и, тем самым, вводят других пользователей социальных сетей в заблуждение в отношении своей реальной личности. Такие подростки чаще получают сомнительные запросы от других пользователей, их странички чаще взламывают.
- Подростки с выраженной агрессивностью являются более активными пользователями социальных сетей, так как проводят больше времени онлайн. Они берут на себя более активные роли (например, администраторов виртуальных сообществ), а также они чаще расширяют свой круг общения посредством переноса Интернет-знакомств из виртуальной реальности в оффлайн.
Проведенное исследование носит разведывательный характер. Ввиду небольшой и неразнообразной по гендерному и возрастному признаку выборки, оно призвано лишь наметить тенденции для последующих более масштабных исследований поведения и самопрезентации подростков в социальных сетях.
Литература
- Васенина И.В., Прончев Г.Б. Речевая агрессивность в социальных сетях Интернета // Образование и право. 2018. № 2.
- Диагностика эмоционально-нравственного развития / Ред. и сост. Дерманова И.Б. СПб., 2002. С.142–146.
- Ениколопов С.Н., Цибульский Н.П. Психометрический анализ русскоязычной версии Опросника диагностики агрессии А.Басса и М.Перри. Психологический журнал. 2007. № 1. С. 115–124.
- Меньшикова Т.И. Специфика агрессивного поведения подростков // Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова. 2017. № 2.
- Методические рекомендации для педагогов-психологов образовательных организаций по диагностике факторов риска развития кризисных состояний с суицидальными тенденциями у обучающихся 7–11 классов / Под ред. Вихристюк О.В. – М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2017. 58 с.
- Собкин В.С., Федотова А.В. Подростковая агрессия в социальных сетях: восприятие и личный опыт // Психологическая наука и образование. 2019. Том 24. № 2. С. 5–18. doi:10.17759/ pse.2019240201
- Рубцова О.В., Поскакалова Т.А., Ширяева Е.И. Особенности поведения в виртуальной среде подростков с разным уровнем сформированности «образа Я» // Психологическая наука образование. 2021. Том 26. № 4. С. 20–33. doi:10.17759/pse.2021260402
- Рубцова О.В. Поскакалова Т.А. Штрихи к «цифровому» портрету современного подростка. VII Всероссийская научно-практическая конференция по психологии развития (чтения памяти Л.Ф. Обуховой) «Возможности и риски цифровой среды». Сборник материалов конференции (тезисов). 2019. Том 1. С. 180–184.
- Violence against children and adolescents in the time of COVID-19. Report. ECLAC – UNICEF – Office of the Special Representative of the Secretary-General on Violence against Children. 2020.
Об авторе
Татьяна Анатольевна Поскакалова — научный сотрудник Центра междисциплинарных исследований современного детства, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), г. Москва, Российская Федерация.
Смотрите также:
- Дейнека О.С., Духанина Л.Н., Максименко А.А. Кибербуллинг и виктимизация: обзор зарубежных публикаций
- Марченко Ф.О., Маховская О.И. Психология сетевой агрессии (кибербуллинга) во время эпидемии нарциссизма
- Написанное остается. Как сделать интернет-общение безопасным и комфортным. Дж. Пэтчин, С. Хиндуя
- Солдатова Г. У., Чигарькова С. В., Львова Е. Н. Онлайн-агрессия и подростки