Сергодеев В.А. Сетевые интернет-сообщества: сущность и социокультурные характеристики

С

В социо­ло­ги­че­ских иссле­до­ва­ни­ях послед­них лет рез­ко воз­рас­та­ет вни­ма­ние к тако­му соци­аль­но­му фено­ме­ну, как сете­вая ком­му­ни­ка­ция, кото­рая ста­но­вит­ся объ­ек­том изу­че­ния на раз­ных уров­нях и в раз­лич­ных кон­цеп­ту­аль­ных пла­нах: социо­ло­ги­че­ском, кибер­не­ти­че­ском, поли­то­ло­ги­че­ском, социо­био­ло­ги­че­ском, фило­соф­ском, пси­хо­ло­ги­че­ском, линг­ви­сти­че­ском, куль­ту­ро­ло­ги­че­ском и т.д.

Такой иссле­до­ва­тель­ский инте­рес явля­ет­ся вполне зако­но­мер­ным и объ­яс­ни­мым. Про­ис­хо­дя­щая в совре­мен­ном мире гло­баль­ная транс­фор­ма­ция совре­мен­но­го обще­ства сопро­вож­да­ет­ся про­ник­но­ве­ни­ем интер­нет-ком­му­ни­ка­ции во все сфе­ры жиз­не­де­я­тель­но­сти соци­у­ма, воз­ник­но­ве­ни­ем и раз­ви­ти­ем каче­ствен­но ново­го типа ком­му­ни­ка­тив­ных струк­тур и про­цес­сов, обла­да­ю­щих при­зна­ка­ми сети. 

При нали­чии доста­точ­но неболь­ших ресур­сов любой поль­зо­ва­тель может вклю­чать­ся в жизнь почти без­гра­нич­но­го коли­че­ства вир­ту­аль­ных сооб­ществ. Рас­тет и доля людей, вклю­чен­ных в актив­ные фор­мы соци­аль­но­го пове­де­ния в сети. 

Вполне оче­вид­но, что дан­ные явле­ния сти­му­ли­ру­ют пере­осмыс­ле­ние ком­му­ни­ка­тив­ной при­ро­ды соци­аль­ной реаль­но­сти, совре­мен­ных изме­не­ний в соци­аль­но-ком­му­ни­ка­тив­ной сфе­ре, места и роли ком­му­ни­ка­ций в раз­ви­тии общества.

Несмот­ря на срав­ни­тель­но недав­нюю акту­а­ли­за­цию, тема­ти­ка сете­вых ком­му­ни­ка­ций харак­те­ри­зу­ет­ся солид­ной мето­до­ло­ги­че­ской рефлек­си­ей. В част­но­сти, поня­тие сооб­ще­ства (community) явля­лось одним из клю­че­вых в соци­аль­ной тео­рии ХХ века и пре­тер­пе­ло суще­ствен­ную моди­фи­ка­цию: от опи­са­ния семей­но-род­ствен­ных отно­ше­ний до фик­са­ции осо­бен­но­стей вир­ту­аль­ной коммуникации. 

Если гово­рить о клас­си­че­ской соци­аль­ной тео­рии, то тер­мин сооб­ще­ство исполь­зо­ва­ли, в основ­ном, либо для обо­зна­че­ния риту­аль­ных ситу­а­ций и осо­бых форм соци­аль­ных вза­и­мо­дей­ствий, либо (на мик­ро­уровне) как пер­вич­ные группы. 

Так­же в клас­си­че­ском пери­о­де было про­ве­де­но раз­ли­чие меж­ду поня­ти­я­ми «обще­ство» и «сооб­ще­ство», мар­ки­ру­ю­щих спе­ци­фи­ку ком­му­ни­ка­ций меж­ду чле­на­ми дан­ных общ­но­стей. Обще­ство, как пра­ви­ло, харак­те­ри­зо­ва­лось инди­ви­ду­а­лиз­мом, фор­маль­но­стью, кон­тракт­но­стью взаимодействий. 

Сооб­ще­ство, напро­тив, наде­ля­лось чув­ством сопри­част­но­сти, тра­ди­ции, а так­же свя­зя­ми, осно­ван­ны­ми на пони­ма­нии, согла­сии и един­стве язы­ка. В социо­ло­ги­че­ской нау­ке они впер­вые были опи­са­ны Ф. Тен­ни­сом, кон­кре­ти­зи­ро­вав­шим раз­ли­чия меж­ду обще­ством (Gesellschaft – нем.) и общи­ной (Gemeinschaft – нем.), кото­рые отра­жа­ют раз­ни­цу меж­ду доин­ду­стри­аль­ным (сель­ским) и инду­стри­аль­ным (город­ским) сообществами.

В сере­дине про­шло­го века акцен­ты в изу­че­нии сооб­ще­ства изме­ня­ют­ся, вслед­ствие чего в кате­го­ри­аль­ном аппа­ра­те совре­мен­ной социо­ло­гии появ­ля­ет­ся доста­точ­но мно­го­знач­ное поня­тие комьюнити. 

В част­но­сти, аме­ри­кан­ский социо­лог Дж. Гил­ле­ри, в 1955 году про­ана­ли­зи­ро­вав око­ло 100 опре­де­ле­ний дан­но­го тер­ми­на, опре­де­лил наи­бо­лее часто встре­ча­ю­щи­е­ся харак­те­ри­сти­ки это­го фено­ме­на: общ­ность тер­ри­то­рии, соци­о­куль­тур­ные вза­и­мо­дей­ствия, нали­чие соци­аль­ных свя­зей [1].

В то же вре­мя под­чер­ки­ва­лась бли­зость тер­ми­нов «ком­мью­ни­ти» и «ком­му­ни­ка­ция», посколь­ку послед­няя рас­смат­ри­ва­ет­ся в первую оче­редь как орга­ни­за­ция с помо­щью инфор­ма­ци­он­ных средств соци­аль­но-куль­тур­но­го и эко­но­ми­че­ско­го взаимодействия. 

В 60-80-е годы ХХ сто­ле­тия раз­во­ра­чи­ва­ют­ся широ­ко­мас­штаб­ные дис­кус­сии о при­ро­де комью­ни­ти, обу­слов­лен­ные как изме­не­ни­ем их качеств и роли в совре­мен­ном обще­стве, так и новы­ми стра­те­ги­я­ми их социо­ло­ги­че­ско­го ана­ли­за. Бла­го­да­ря это­му в 1990-х годах комью­ни­ти начи­на­ют рас­смат­ри­вать­ся не как тер­ри­то­ри­аль­ные общ­но­сти, а как сети соци­аль­ных отношений. 

Новый пово­рот в иссле­до­ва­ни­ях комью­ни­ти свя­зан с рас­про­стра­не­ни­ем Интер­нет-ком­му­ни­ка­ций и появ­ле­ни­ем вир­ту­аль­ных сооб­ществ. Посте­пен­но при­хо­дит осо­зна­ние того, что все сооб­ще­ства стро­ят­ся по сете­во­му прин­ци­пу, что акту­а­ли­зи­ру­ет поиск тео­ре­ти­че­ских осно­ва­ний ана­ли­за сете­вых взаимодействий. 

Сам М. Кастельс, кста­ти, счи­та­ет поня­тие сооб­ще­ства во мно­гом спор­ным. Несмот­ря на то, что оно акцен­ти­ро­ва­ло вни­ма­ние на появ­ле­нии ново­го тех­но­ло­ги­че­ско­го бази­са соци­аль­но­го вза­и­мо­дей­ствия, оно так­же ста­ло и при­чи­ной воз­ник­но­ве­ния недоразумений. 

Как отме­ча­ет уче­ный, тер­мин «сооб­ще­ство» вызы­вал идео­ло­ги­че­ские спо­ры меж­ду теми, кто испы­ты­вал носталь­гию по ста­ро­му, при­вя­зан­но­му к про­стран­ству сооб­ще­ству, и горя­чи­ми при­вер­жен­ца­ми аль­тер­на­тив­ных сооб­ществ, появ­ле­ние кото­рых сде­лал воз­мож­ным Интер­нет» [2].

Поня­тие «соци­аль­ной сети» впер­вые воз­ни­ка­ет в соци­аль­ной тео­рии, иссле­ду­ю­щей ситу­а­цию модер­ни­ти. Тер­мин «соци­аль­ная сеть» был вве­ден в 1954 году социо­ло­гом «ман­че­стер­ской шко­лы» Дж. Барн­сом в рабо­те «Клас­сы и собра­ния в нор­веж­ском ост­ров­ном при­хо­де». Он исполь­зо­вал это поня­тие для обо­зна­че­ния образ­цов свя­зей в малых груп­пах, исполь­зу­е­мых обще­ствен­но­стью и опи­сы­ва­е­мых социологами. 

Затем А. Бей­влас и Х. Левитт в ходе груп­по­вых экс­пе­ри­мен­тов при­шли к выво­ду, что раз­ные моде­ли ком­му­ни­ка­ции по- раз­но­му вли­я­ют на выпол­не­ние задач участ­ни­ка­ми групп. Сете­вая струк­ту­ра отра­жа­ла раз­де­ле­ние групп на под­груп­пы, в кото­рых сооб­ще­ния мог­ли пере­да­вать­ся толь­ко в опре­де­лен­ных направ­ле­ни­ях и через опре­де­лен­ные позиции. 

В иссле­до­ва­нии А. Бей­вла­са впер­вые упо­ми­на­ет­ся поня­тие «цен­тра­ли». Когда ком­му­ни­ка­ции осу­ществ­ля­лись через цен­траль­ную пози­цию, про­ис­хо­ди­ло более каче­ствен­ное и быст­рое выпол­не­ние задач. Цен­траль опре­де­ля­ет важ­ней­шее место в пози­ци­о­ни­ро­ва­нии сете­вых отношений. 

Там, где цен­траль­ность и, сле­до­ва­тель­но, неза­ви­си­мость рас­пре­де­ле­на рав­но­мер­но, там нет лиде­ров, воз­ни­ка­ет мно­го оши­бок, высо­кая актив­ность, мед­лен­ная орга­ни­за­ция и высо­кая удовлетворенность. 

Тео­рия сете­вой ком­му­ни­ка­ция наце­ле­на на ана­лиз ново­го фор­ма­та соци­аль­ных вза­и­мо­дей­ствий и новой соци­аль­ной реаль­но­сти. Еди­ни­цей мето­до­ло­ги­че­ско­го ана­ли­за этой тео­рии явля­ет­ся сеть как осно­ва фор­ми­ро­ва­ния мно­го­об­раз­ных ком­му­ни­ка­тив­ных про­стран­ствен­но-вре­мен­ных, субъ­ект-субъ­ект­ных и субъ­ект-объ­ект­ных кон­фи­гу­ра­ций. Она реля­ти­ви­зи­ру­ет тра­ди­ци­он­но выра­бо­тан­ные ком­му­ни­ка­тив­ные поряд­ки и порож­да­ет новые про­бле­мы соци­аль­но­го управления.

И.Е. Штейн­берг счи­та­ет воз­мож­ным выде­лить четы­ре мето­до­ло­ги­че­ских под­хо­да к осмыс­ле­нию при­ро­ды соци­аль­ных сетей в совре­мен­ном соци­о­куль­тур­ном про­стран­стве [3]. Пер­вый из них, услов­но назы­ва­е­мый «вне­ин­сти­ту­ци­о­наль­ным», при­над­ле­жит уже упо­мя­ну­то­му М. Кастель­су. Он утвер­жда­ет, что в совре­мен­ную эпо­ху отно­ше­ния меж­ду обще­ством и госу­дар­ством, а так­же внут­ри само­го обще­ства будут стро­ить­ся по новым прин­ци­пам, кото­рые по сути сво­ей явля­ют­ся сете­вы­ми отношениями.

Пред­ста­ви­те­ли вто­ро­го под­хо­да – П. Бур­дье и Дж. Коул­мен – рас­смат­ри­ва­ют соци­аль­ные сети как фор­му соци­аль­но­го капи­та­ла. Соци­аль­ный капи­тал – это поня­тие, вве­ден­ное для обо­зна­че­ния соци­аль­ных свя­зей, кото­рые могут высту­пать ресур­са­ми полу­че­ния выгод. 

Наи­бо­лее рас­про­стра­нен­ны­ми инди­ка­то­ра­ми соци­аль­но­го капи­та­ла высту­па­ют цен­но­сти (дове­рие, ува­же­ние к окру­жа­ю­щим, готов­ность помо­гать, толе­рант­ность), член­ство в ассо­ци­а­ци­ях и клу­бах по инте­ре­сам (напри­мер, проф­со­ю­зах), бла­го­тво­ри­тель­ность, волон­тер­ство, раз­ви­тость неком­мер­че­ских организаций. 

В целом мож­но ска­зать, что соци­аль­ный капи­тал явля­ет­ся харак­те­ри­сти­кой жиз­не­де­я­тель­но­сти обще­ства, отра­жа­ю­щей стрем­ле­ние людей к сотруд­ни­че­ству, к объ­еди­не­ни­ям, к созда­нию обще­ствен­ных отно­ше­ний, постро­ен­ных на вза­им­но­сти и доверии. 

Соци­аль­ный капи­тал, с одной сто­ро­ны, слу­жит источ­ни­ком раз­ви­тия сети, т.к. может про­яв­лять себя в каче­стве осо­бо­го вида реаль­ных и потен­ци­аль­ных ресур­сов; свойств и инфор­ма­ци­он­ной направ­лен­но­сти сети (виды соци­аль­но­го капи­та­ла, кото­рые опре­де­ля­ют вид соци­аль­ной сети – кон­так­ты, про­фес­си­о­наль­ные инте­ре­сы и т.д.).

С дру­гой сто­ро­ны, соци­аль­ные сети моби­ли­зу­ют соци­аль­ный капи­тал, посколь­ку имен­но дове­рие явля­ет­ся наи­бо­лее зна­чи­мым фак­то­ром созда­ния соци­аль­ных сетей, осо­бен­но если речь идет о соци­аль­ных сетях с плот­ной струк­ту­рой, пред­по­ла­га­ю­щих высо­кий уро­вень надежности.

Тре­тий под­ход к изу­че­нию соци­аль­ных сетей, по мне­нию Штей­бер­га, мож­но назвать «вза­и­мо­об­мен­ным». Его авто­ры обос­но­вы­ва­ют пред­став­ле­ние о соци­аль­ной сети как устой­чи­вой сово­куп­но­сти вза­и­мо­свя­зей и отно­ше­ний меж­ду участ­ни­ка­ми по обме­ну раз­лич­ны­ми ресур­са­ми, вклю­чая подар­ки и про­чие сим­во­лы при­част­но­сти и солидарности. 

Сюда вклю­че­ны раз­лич­ные фор­мы ресур­сов для обме­на - мате­ри­аль­ные и не мате­ри­аль­ные, в том чис­ле дове­рие, вза­и­мо­по­ни­ма­ние, сим­па­тия. С помо­щью это­го эмо­ци­о­наль­но­го «теп­ла» в сетях созда­ют­ся осо­бые «поля при­тя­же­ния», «кру­ги сво­их» и т.д.

Чет­вер­тый под­ход свя­зан с рас­смот­ре­ни­ем соци­аль­ных сетей в каче­стве уни­вер­саль­но­го спо­со­ба адап­та­ции раз­лич­ных соци­аль­ных групп к экс­тра­ор­ди­нар­ным усло­ви­ям суще­ство­ва­ния. Основ­ная функ­ция таких сетей обез­опа­сить участ­ни­ков от реаль­ных или мни­мых угроз совре­мен­но­го обще­ства, ока­зать вза­и­мо­по­мощь и поддержку.

Пере­чис­лен­ные под­хо­ды не про­ти­во­ре­чат друг дру­гу и явля­ют­ся вза­и­мо­до­пол­ни­тель­ны­ми. В сово­куп­но­сти они поз­во­ля­ют оха­рак­те­ри­зо­вать сете­вые сооб­ще­ства как важ­ней­шую фор­му соци­аль­но­го вза­и­мо­дей­ствия в инфор­ма­ци­он­ном гло­ба­ли­зи­ру­ю­щем­ся обще­стве, кото­рые опре­де­лен­ным обра­зом струк­ту­ри­ру­ет ком­му­ни­ка­ци­он­ное про­стран­ство и созда­ет новые кон­фи­гу­ра­ции соци­аль­ных интерак­ций, недо­ступ­ные для тра­ди­ци­он­ных институтов. 

Под соци­аль­ной сетью сле­ду­ет пони­мать соци­аль­ную струк­ту­ру, состо­я­щую из мно­же­ства аген­тов и опре­де­лен­но­го на нем мно­же­ства отно­ше­ний. Сеть, по сути дела, явля­ет­ся уни­вер­саль­ным спо­со­бом струк­ту­ри­ро­ва­ния соци­аль­но­го пространства. 

Соци­аль­ные сети спо­соб­ству­ют, во-пер­вых, орга­ни­за­ции ком­му­ни­ка­ций меж­ду людь­ми, во-вто­рых, реа­ли­за­ции их базо­вых потреб­но­стей. По фор­ме сете­вая ком­му­ни­ка­ция пред­став­ля­ет собой гибрид, полу­чен­ный в резуль­та­те скре­щи­ва­ния инди­ви­ду­аль­ной, груп­по­вой и мас­со­вой коммуникации. 

Соци­аль­ная сеть – это, в первую оче­редь, интер­ак­тив­ный мно­го­поль­зо­ва­тель­ский веб-сайт, кон­тент кото­ро­го напол­ня­ет­ся сами­ми участ­ни­ка­ми сети. Авто­ма­ти­зи­ро­ван­ная соци­аль­ная сре­да поз­во­ля­ет общать­ся груп­пе поль­зо­ва­те­лей бла­го­да­ря суще­ство­ва­нию общих инте­ре­сом. Поэто­му выде­ля­ют­ся тема­ти­че­ские фору­мы, про­фес­си­о­наль­ные соци­аль­ные сети, элек­трон­ные науч­ные биб­лио­те­ки и энциклопедии. 

Комью­ни­ти здесь явля­ет­ся неким собра­ни­ем людей, нахо­дя­щих­ся во вза­и­мо­дей­ствии и свя­зан­ных меж­ду собой общи­ми целя­ми инте­ре­са­ми, в про­стран­стве, в тече­ние опре­де­лен­но­го времени. 

В совре­мен­ных социо­ло­ги­че­ских иссле­до­ва­ни­ях сете­вых сооб­ществ фигу­ри­ру­ют сле­ду­ю­щие тер­ми­ны: - «virtual community» (вир­ту­аль­ное сооб­ще­ство), фик­си­ру­ю­щее вир­ту­аль­ный харак­тер инте­гра­ции людей в кибер­про­стран­стве; - «online community» (онлай­но­вое сооб­ще­ство) - тер­мин упо­треб­ля­ет­ся в про­ти­во­по­став­ле­ние off-line сооб­ще­ствам, как ука­зы­ва­ю­щий на интер­ак­тив­ность обще­ния и вза­и­мо­дей­ствия людей в кибер­про­стран­стве, в реаль­ном времени.

Мож­но выде­лить ряд харак­тер­ных осо­бен­но­стей ком­му­ни­ка­ции, опо­сре­до­ван­ной соци­аль­но-сете­вы­ми тех­но­ло­ги­я­ми: вир­ту­аль­ность, интер­ак­тив­ность, гипер­тек­сту­аль­ность, гло­баль­ность, кре­а­тив­ность, ано­ним­ность, мозаичность. 

Вир­ту­аль­ность – это харак­те­ри­сти­ка сим­во­ли­че­ской реаль­но­сти, про­ти­во­по­став­лен­ной объ­ек­тив­но­му миру и заме­ща­ю­щей его с помо­щью обра­зов, симу­ля­кров и аналогов. 

Интер­ак­тив­ность свя­за­на с ори­ен­та­ци­ей на инди­ви­ду­аль­ное и изби­ра­тель­ное исполь­зо­ва­ние информации. 

В осно­ве гипер­тек­сту­аль­но­сти лежит пред­став­ле­ние о тек­сте, кото­рый поз­во­ля­ет поль­зо­ва­те­лю само­му моде­ли­ро­вать и орга­ни­зо­вы­вать тек­сто­вое про­стран­ство удоб­ным для него образом. 

Гло­баль­ность ком­му­ни­ка­ции опре­де­ле­на пре­дель­ным рас­ши­ре­ни­ем того про­стран­ства, в кото­ром про­ис­хо­дят раз­лич­ные виды общения. 

Кре­а­тив­ность обу­слов­ле­на тем, что вир­ту­аль­ное про­стран­ство предо­став­ля­ет чело­ве­ку мак­си­мум воз­мож­но­стей для кон­струк­тив­ной дея­тель­но­сти, поз­во­ляя изоб­ре­тать мно­же­ство самопрезентаций. 

Ано­ним­ность соци­о­се­те­вой ком­му­ни­ка­ции спо­соб­ству­ет созда­нию непри­нуж­ден­ной атмо­сфе­ры для самопрезентации. 

Моза­ич­ность ком­му­ни­ка­ции осно­ва­на на отсут­ствии упо­ря­до­чи­ва­ю­ще­го цен­тра и упо­ря­до­чи­ва­е­мой пери­фе­рии, в силу чего соци­о­куль­тур­ное про­стран­ство неиз­беж­но обра­зу­ет в неко­то­ром роде хао­тич­ные (моза­ич­ные) структуры. 

Таким обра­зом, соци­аль­ные сети харак­те­ри­зу­ют­ся потен­ци­аль­но бес­ко­неч­ным чис­лом неза­ви­си­мых цен­тров акку­му­ля­ции и рас­про­стра­не­ния инфор­ма­ции, что опре­де­ля­ет, с одной сто­ро­ны гло­баль­ность, демо­кра­тич­ность и доступ­ность ком­му­ни­ка­ции, а с дру­гой, ее бесконтрольность.

Прак­ти­че­ски все иссле­до­ва­те­ли кон­ста­ти­ру­ют, что вир­ту­аль­ные сете­вые сооб­ще­ства инте­гри­ру­ют­ся на осно­ве общих целей и инте­ре­сов, а так­же исполь­зо­ва­ния сете­вых ресур­сов и про­грамм­но­го обеспечения. 

А.Н. Чура­ков сле­ду­ю­щим обра­зом опре­де­ля­ет новые соци­о­куль­тур­ные груп­пы в кибер­про­стран­стве: это – сооб­ще­ства людей с неки­ми общи­ми инте­ре­са­ми, кото­рые уста­но­ви­ли меж­ду собой проч­ные свя­зи бла­го­да­ря Интер­не­ту. Это с одной сто­ро­ны, новая фор­ма обще­ствен­ных отно­ше­ний, с дру­гой сто­ро­ны, про­дукт новей­ших инфор­ма­ци­он­ных тех­но­ло­гий [4].

Согла­сен с ним и С.А. Пари­нов, по мне­нию кото­ро­го, «онлай­но­вые» сооб­ще­ства в про­стей­шем слу­чае пред­став­ля­ют собой груп­пы людей, обще­ние кото­рых осно­ва­но на исполь­зо­ва­нии Интер­нет-тех­но­ло­гий (веб-фору­мы, спис­ки рас­сыл­ки, чаты и т.п.) [5].

Р.В. Кон­ча­ков­ский дела­ет акцент на соци­о­куль­тур­ных осно­ва­ни­ях воз­ни­ка­ю­щей в кибер­про­стран­стве вза­и­мо­свя­зи инди­ви­дов, пола­гая, что фун­да­мен­том такой инте­гра­ции высту­па­ет «общ­ност­ное зна­ние», т.е. зна­ние, раз­де­ля­е­мое боль­шин­ством чле­нов, сооб­ще­ства, содер­жа­щее пред­став­ле­ния о дан­ном сооб­ще­стве, нор­мы соци­аль­но­го вза­и­мо­дей­ствия в нем и цен­ност­но-смыс­ло­вые образ­цы [6].

Важ­ность куль­тур­но­го осно­ва­ния сооб­ще­ства под­чер­ки­ва­ет и В.Ю. Несте­ров, пред­ла­гая раз­де­лять поня­тия «сете­вой соци­ум» как «груп­пу людей, вза­и­мо­дей­ствие кото­рых про­те­ка­ет пре­иму­ще­ствен­но в гло­баль­ных ком­пью­тер­ных сетях», и поня­тие «сете­вых соци­аль­ных агре­га­тов». Обя­за­тель­ной харак­те­ри­сти­кой сете­во­го соци­у­ма явля­ет­ся «осо­зна­ние сво­ей общ­но­сти, чле­ны соци­у­ма свя­за­ны общей идео­ло­ги­ей, тра­ди­ци­ей и т.п.».

По его мне­нию, сете­вой соци­аль­ный агре­гат пер­ви­чен и транс­фор­ми­ру­ет­ся в сете­вое сооб­ще­ство на осно­ве создан­ной про­грамм­ной обо­лоч­ки, посе­ща­е­мой поль­зо­ва­те­ля­ми сети Интер­нет, «в резуль­та­те вза­и­мо­дей­ствия меж­ду посто­ян­ны­ми поль­зо­ва­те­ля­ми это­го ресур­са» [7].

Таким обра­зом, интер­нет-сооб­ще­ство пред­став­ля­ет собой осо­бый вид соци­аль­но­го объ­еди­не­ния поль­зо­ва­те­лей ком­му­ни­ка­ци­он­ных сетей, инте­гра­ция кото­рых воз­ни­ка­ет на осно­ве обще­го дис­кур­са в вир­ту­аль­ном про­стран­стве при дли­тель­ной и эмо­ци­о­наль­ной вовле­чен­но­сти в про­цесс коммуникации. 

Сете­вое сооб­ще­ство име­ет общие цели, спо­со­бы кон­тро­ля за пове­де­ни­ем сво­их чле­нов, воз­мож­но­сти самопозиционирования. 

В каче­стве кри­те­ри­аль­ных при­зна­ков Интер­нет-сооб­ще­ства мож­но выде­лить следующие: 

  • нали­чие поль­зо­ва­те­лей опре­де­лен­но­го инфор­ма­ци­он­но­го ресурса; 
  • воз­мож­ность чле­нов груп­пы вза­и­мо­дей­ство­вать меж­ду собой и вла­деть инфор­ма­ци­ей об общей истории; 
  • сово­куп­ность пред­пи­сан­ных ролей (постав­щик кон­тен­та, поль­зо­ва­тель, участ­ник чата, модератор); 
  • «сети­кет» или нор­мы, кото­рые регу­ли­ру­ют пове­де­ние чле­нов комьюнити;
  • воз­мож­ность чле­нов сооб­ще­ства в про­цес­се ком­му­ни­ка­ции реа­ли­зо­вы­вать свои лич­ные и общие цели. 

Лич­ный харак­тер свя­зей поз­во­ля­ет акто­ру непо­сред­ствен­но наблю­дать дей­ствия дру­гих чле­нов сооб­ще­ства, полу­чать инфор­ма­цию об их дей­стви­ях «из пер­вых рук», ока­зы­вать воз­дей­ствие на их пове­де­ние [8]. Бла­го­да­ря это­му соци­аль­ные сети явля­ют­ся пред­по­сыл­ка­ми коор­ди­на­ции и коопе­ра­ции в целях объ­еди­не­ния уси­лий для полу­че­ния вза­им­ной выгоды. 

Эти обсто­я­тель­ства обу­слов­ли­ва­ют муль­ти­функ­ци­о­наль­ность сете­вой ком­му­ни­ка­ции, кото­рая заклю­ча­ет­ся не толь­ко в нали­чии боль­шо­го чис­ла функ­ций, кото­рые посто­ян­но нара­щи­ва­ют­ся, а в том, что мно­гие из них могут реа­ли­зо­вы­вать­ся одновременно.

Вме­сте с тем сете­вые интер­нет-сооб­ще­ства обла­да­ют рядом клю­че­вых отли­чий от тра­ди­ци­он­ных форм объединения.

  • Одной из глав­ных харак­тер­ных черт сете­вой ком­му­ни­ка­ции явля­ет­ся рети­аль­ный прин­цип, т.е. «эго­и­стич­ная» селек­ция, кото­рая в свою оче­редь опре­де­ля­ет­ся потреб­но­стя­ми, лич­ны­ми моти­ва­ми чело­ве­ка, явля­ю­щим­ся поль­зо­ва­те­лем сети, необ­хо­ди­мо­стью в само­пре­зен­та­ции и социализации.
  • Интер­нет-сооб­ще­ства харак­те­ри­зу­ют­ся неопре­де­лен­но­стью про­стран­ствен­но- вре­мен­ной лока­ли­за­ции, посколь­ку воз­мож­но­сти теле­ком­му­ни­ка­ци­он­ных сетей предо­став­ля­ют воз­мож­ность как син­хрон­ной, так и асин­хрон­ной коммуникации.
  • К соци­о­куль­тур­ным осо­бен­но­стям интер­нет-сооб­ществ отно­сит­ся спе­ци­фи­ка общей цели как осно­вы объ­еди­не­ния, заклю­ча­ю­щей­ся в накоп­ле­нии и пре­об­ра­зо­ва­нии сим­во­ли­че­ско­го про­дук­та. При этом кон­крет­ной целью инте­гра­ции может ока­зать­ся как поиск еди­но­мыш­лен­ни­ков, так и заня­тие опре­де­лен­ной общей деятельностью.
  • Струк­ту­ра дан­ных сооб­ществ фун­ди­ро­ва­на досту­пом к инфор­ма­ци­он­но­му кон­тен­ту и воз­мож­но­стью управ­лять им.
  • Кон­стру­и­ро­ва­ние «я» и само­пре­зен­та­ция в этих комью­ни­ти носит тек­сту­аль­ный харак­тер. Соци­аль­ная реаль­ность по сути дела ста­но­вит­ся реаль­но­стью дис­кур­сов, т.е. реаль­но­стью зна­че­ний, оформ­лен­ных в язы­ко­вых струк­ту­рах. Вклю­чен­ность соци­аль­но­го акто­ра в раз­лич­ные дис­кур­сы при­во­дит к мно­же­ствен­но­сти его само­опре­де­ле­ния. Пре­зен­та­ция обра­за, а зна­чит и само­иден­ти­фи­ка­ция про­из­во­дит­ся за счет уча­стия в дис­кус­си­ях и созда­ния соб­ствен­ных тем. Лич­ност­ная иден­тич­ность в таком слу­чае пред­став­ля­ет собой посто­ян­но изме­ня­ю­щий­ся в дис­кур­сив­ных прак­ти­ках кон­структ, кото­рый опре­де­ля­ет­ся спо­со­ба­ми вза­и­мо­дей­ствия в про­цес­се сете­вой коммуникации.

Таким обра­зом, иссле­до­ва­тель­ский инте­рес к про­бле­ма­ти­ке вир­ту­аль­ных сете­вых сооб­ществ обу­слов­лен тем, что по мере уве­ли­че­ния коли­че­ства поль­зо­ва­те­лей Интер­не­та воз­рос­ла не толь­ко соци­аль­ная зна­чи­мость сетей, но и про­яви­лись мно­го­чис­лен­ные про­бле­мы, свя­зан­ные с само­иден­ти­фи­ка­ци­ей лич­но­сти в этих сооб­ще­ствах, соци­аль­ны­ми прак­ти­ка­ми, нор­ма­тив­но-цен­ност­ны­ми уста­нов­ка­ми и воз­мож­но­стя­ми соци­аль­но­го кон­тро­ля над ними. 

С одной сто­ро­ны, сете­вые интер­нет-сооб­ще­ства явля­ют­ся про­дол­же­ни­ем и новым изме­ре­ни­ем тра­ди­ци­он­но сфор­ми­ро­вав­ших­ся струк­тур соци­о­куль­тур­ной жиз­ни, а с дру­гой, они пред­став­ля­ют собой осо­бое соци­о­куль­ту­рое про­стран­ство, в кото­ром раз­ви­ва­ет­ся новое каче­ство повсе­днев­ной жизни.

Примечания:

  1. Hillery G.A. Definitions of Community: Area of Agreement // Rural Sociology. 1955. Vol. 20, № 2. P.111-123.
  2. Кастельс М. Галак­ти­ка Интер­нет: Раз­мыш­ле­ния об Интер­не­те, биз­не­се и обще­стве / пер. с англ. А. Мат­ве­е­ва; под ред. В. Хари­то­но­ва. Ека­те­рин­бург: У-Фак­то­рия, 2004.
  3. Штейн­берг И.Е. Пара­диг­ма четы­рех «К» в иссле­до­ва­нии соци­аль­ных сетей под­держ­ки // Социо­ло­ги­че­ские иссле­до­ва­ния. 2010. № 5. С. 40-50.
  4. Чура­ков А.Н. Инфор­ма­ци­он­ное обще­ство и эмпи­ри­че­ская социо­ло­гия // Социо­ло­ги­че­ские иссле­до­ва­ния. 1998. № 1. С. 35-44.
  5. Пари­нов С. Исто­ки Интер­нет-циви­ли­за­ции // Интер­нет. 1999. № 15.
  6. Кон­ча­ков­ский Р.В. Сете­вое интер­нет-сооб­ще­ство как соци­о­куль­тур­ный фено­мен: авто­реф. дис. … канд. социол. наук. Ека­те­рин­бург, 2010.
  7. Несте­ро­ва Е.И., Несте­ров В.Ю. Неко­то­рые аспек­ты ком­му­ни­ка­ци­он­ных про­цес­сов в Сети с точ­ки зре­ния куль­ту­ро­ло­гии // Вир­ту­аль­ный мир Инфо­сфе­ры: прак­ти­че­ское исполь­зо­ва­ние чело­ве­ком: 5-я Меж­ду­нар. науч.-практ. конф. «Инфор­ма­ци­он­ные систе­мы и тех­но­ло­гии» Вла­ди­во­сток, 1998.
  8. Лещен­ко А.М. Муль­ти­функ­ци­о­наль­ность сете­вых ком­му­ни­ка­ций в совре­мен­ном обще­стве // Вест­ник Ады­гей­ско­го госу­дар­ствен­но­го уни­вер­си­те­та. Сер. Реги­о­но­ве­де­ние: фило­со­фия, исто­рия, социо­ло­гия, юрис­пру­ден­ция, поли­то­ло­гия, куль­ту­ро­ло­гия. Май­коп, 2011. Вып. 2. С. 52.
Источ­ник: Вест­ник Ады­гей­ско­го гос. ун-та. Сер.: Реги­о­но­ве­де­ние: фило­со­фия, исто­рия, социо­ло­гия, юрис­пру­ден­ция, поли­то­ло­гия, куль­ту­ро­ло­гия. 2013. № 1. С. 122–127.

Об авторе

Васи­лий Андре­евич Сер­го­де­ев — аспи­рант кафед­ры общей поли­то­ло­гии и социо­ло­гии ФГАОУ ВПО «Севе­ро-Кав­каз­ский феде­раль­ный уни­вер­си­тет», г. Ставраполь.

Смот­ри­те также:

Категории

Метки

Публикации

ОБЩЕНИЕ

CYBERPSY — первое место, куда вы отправляетесь за информацией о киберпсихологии. Подписывайтесь и читайте нас в социальных сетях.

vkpinterest