Жизнь современного подростка невозможно представить без использования различных социальных сетей. На сегодняшний день интернет, возможно, использовать как средство своего рода заработка материальных средств, как инструмент познания новой информации, как способ обучения и взаимодействия, а также инструмент для социализации в общество.
То есть функции интернета настолько многогранны, что могут возникать не только положительные стороны данного явления, но и негативные моменты с последующими вытекающими последствиями.
Подросток проводит большое количество своего времени в социальных сетях, что существенно сказывается на его адаптационных процессах в окружающую среду.
Вместе с большим количеством информации для познавательного и социального процесса развития современного подростка все более широкое использование интернета влечет за собой определенные риски для его социально-психологического здоровья.
Как мы и говорили, социальные сети имеют свои отрицательные и позитивные последствия, рассмотрим их подробнее.
Что касается положительных сторон так это то, что, активно занимаясь в сети, человек накапливает определенные связи и знания, нередко которые сохраняются на многие годы и порой приносящие пользу во многих сферах жизнедеятельности.
Положительный социальный статус, который может прикрепиться к человеку, может дать подростку серьезное отношение к осознанию своей репутации, т. е. подросток начинает относиться к этим понятиям очень серьезно.
Но социальная активность имеет свои подводные камни, а именно чрезмерное увлечение интернетом может сформировать у подростка эгоцентризм, нередко повышенный инфантилизм, агрессию и социальную дезодаптацию. Также в социальных сетях мы можем наблюдать такие явления, как троллинг, кибербуллинг, асоциальное поведение как подростов, так и взрослых.
В настоящее время риски и угрозы интернет-пространства актуальны и необходимо понимать, что социальные сети представляют вред, как для физического здоровья, так и для морального здоровья, что может привести к различным психическим проблемам.
Можно выделить следующие интернет-риски, связанные с использованием социальных сетей подростками:
- Контентные риски: это различного характера материалы, которые содержат насилие, агрессию, порнографическую информацию, создавая расовую ненависть, пропагандируя всякого рода аддикции (анорексия, будимая, азартные игры, наркотические вещества, алкоголь и т. п.).
- Коммуникационные риски: данный вид рисков связан с отношениями между людьми в социальных сетях. Существует риск ссор, оскорблений, недопониманий, в связи с тем, что по сообщению невозможно понять эмоциональное состояние человека. Например: кибербуллинг, преследование человека в сети интернет и др., а производятся они с помощью таких сетей, как Вконтакте, Skype, WhatsApp, определенные форумы и т.д.
- Электронные (кибер-) риски: данный риск очень распространен, так как связан с хищением персональной информации, каким-либо шпионским программам или закачкой вирусов через сеть Интернет.
- Потребительские риски: в каждой социальной сети существуют правила пользования, поэтому есть лица, которые злоупотребляют этими правами. В данной категории существует риск приобретения некачественного или бракованного товара, фальсификация продуктов, потеря денежных средств без получения товара и т. д.
- Интернет-зависимость: желание зайти в интернет, даже без необходимости, паталогическая тяга, которая оказывает отрицательное влияние на формирование здоровых представлений о информации в сети Интернет, а также на все сферы жизнедеятельности.
Исследователи провели социальный опрос, который предполагал ответ на поставленный вопрос «Сколько времени ежедневно вы проводите в социальных сетях?» [7, С. 9].
Данный опрос проводился среду мужчин и женщин, общее число человек составляет 72 человека в возрасте от 14 до 21 лет. Результаты опроса можно увидеть на рисунке № 1.
Проводя анализ результатов, из рис. 1 мы можем увидеть то, что женщины и мужчины пользуются социальными сетями в разной мере:
- в диапазоне 1–2 часа представители женского пола проводят меньше времени – 16 %, что в 2,2 раза ниже показателей у мужского пола;
- в диапазоне 3–4 часа есть незначительное расхождение: мужчины пользуются социальными сетями чуть больше, чем женщины;
- в диапазоне 5–6 часов мужчины проводят меньше времени в интернете, чем женщины;
- в диапазоне 7–8 часов отчетливо видно, что лица женского пола проводят больше времени в социальных сетях, чем мужчины.
Также стоит учитывать, что активность использования социальных сетей зависит от рода деятельности человека. Результаты опроса можно увидеть на рис. 2.
Из данного рисунка можно сделать следующие выводы:
- в диапазоне 1–2 часа экономичнее всего пользуются социальными сетями люди, которые работают полный рабочий день (25%);
- в диапазоне 3–4 часа показатели являются примерно одинаковыми для всех категорий;
- в диапазоне 5–6 часов больше всего пользуются социальными сетями старшеклассники, а меньше всего люди, работающие полный рабочий день;
- в диапазоне 7–8 часов больше всего проводят времени в социальных сетях студенты 1–5 курс (40 %).
Из представленных диаграмм можно сделать вывод о том, что проведение профилактики интернет-зависимости – очень важное мероприятие в современных условиях. Больше всего внимания необходимо уделять подростковому возрасту.
Осуществление психолого-педагогического сопровождения подростков и их родителей поможет помочь минимизировать риски интернет-пространства для здоровья подростков. Существует ряд организационных задач, заключающихся в:
- информировании о рисках социальных сетей для здоровья подростков;
- увеличение времени живого общения, развитие у подростков навыков коммуникации со сверстниками, сюда входит самопрезентация, развитие потенциала лидера, умение работать слаженно в команде и т. д.;
- оказание помощи адаптации подростка в коллективе с помощью совместных игр, работы в команде и т. д.;
- рекомендации родителям о способах эффективного взаимодействия с детьми и подростками в семье;
- формирование у подростков эмпатии, доверия и других позитивных качеств;
- информирование родителей о способах проведен досуга: настольные игры, занятия в секциях и кружках, чтение книг и т. д.;
- повышение профессиональной компетенции педагогов и психологов, которые работают с родителями и подростками;
- обучение подростков приемам саморегуляции, самообладания;
- формирование готовности педагогов и психологов в определенных случаях взаимодействовать со специалистами из других областей (сотрудники ПДН) [4, С. 154].
Многие ученые в своих работах, которые посвящены затронутой нами теме, затрагивают подходы к профилактике интернет-аддикций, а некоторые предлагают и другие подходы к профилактике рисков влияния социальных сетей и интернета на развитие и здоровье школьников [8, С. 5–10].
Интернет-аддикция (зависимость) – это стремление подростка использовать социальные сети или в целом сеть Интернет бесконтрольно, то есть посвящать данному занятию большое количество времени, что отрицательно влияет на здоровье и полноценное формирование личности подростка. В соответствии с этим, профилактика строится на разных основаниях:
- на уровне информационной подготовки педагогов, родителей и обучающихся (других участников процесса образования) к работе в сети Интернет, уделяя должное внимание возможности отрицательного влияния бесконтрольного пользования социальными сетями, а также о способах защиты от них;
- на уровне повышения правовой компетентности подростков и их родителей о последствиях Интернет-зависимости, об ответственности просмотра подростками запрещенных материалов, посредством проведения профилактических бесед по укреплению нравственного и психического здоровья подростков;
- на уровне развития качеств личности, которые будут способствовать правильному формированию личности, способствующему противостоянию аддиктивному поведению [6, С. 28];
- на уровне СМИ, которые будут формировать «саногенное» – оздоравливающее мышление, направленное на управление своими эмоции, путем рефлексии и самоанализа;
- на уровне выявления подростков, которые склонны или проявляют аддиктивное поведение, дальнейшая их проверка психолого-педагогическими методами и коррекция поведения индивидуально или в групповом формате.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что существует ряд угроз формирования здоровой личности подростка. Сеть Интернет в большинстве случаев отрицательно влияет на формирование подросткового мышления, искажая его и приводя к аддиктивному поведению ребенка.
Очевидно, что на сегодняшний день необходима полноценная и целенаправленная работа по профилактике интернет-зависимости, как в образовательных организациях, так и в семьях со стороны родителей подростка.
Библиографический список
- Солдатова Г., Рассказова Е, Зотова Е., Интернет-риски, 2018г. 312 с.
- Артамонова Е.Г. Психологический портрет цифрового поколения России в системе образовательных отношений / Е.Г. Артамонова // Профилактика зависимостей. 2017. № 1. С. 15–20.
- Калинина Н.В. Профилактика рисков интернет-активности обучающихся субъект порождающее взаимодействие // Образование личности. 2017. № 1. С. 12–17.
- Панов. В.И. Психодидактика образовательных систем: теория и практика. СПб. : Питер, 2011. 352 с.
- Панов В.И. Система экопсихологических взаимодействий в развитии психики // Экопсихологические исследования : сб. материалов 5 Российской конференции по экологической психологии / под ред. В.И. Панова. М. : Психологический институт РАО, 2009. С. 37–55.
- Солдатова Г.В., Рассказова Е.И. Как им помочь. Ребенок в интернете: запрещать, наблюдать или объяснять? // Дети в информационном обществе. 2012. № 10. С. 26–33.
- Ефимова Г.З., Зюбан Е.В. Влияние социальных сетей на личность // Интернет-журнал «Мир науки» 2016, Том 4, № 5.
- Дорошенко О.М. Размышления о проблемах эмоционального воздействия кибермоббинга на молодежь в условиях цифровизации населения // Психология обучения. 2020. № 1. С. 5–10.
Об авторах
- Екатерина Павловна Панкратова - преподаватель кафедры педагогики Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат педагогических наук, г. Москва.
- Полина Владимировна Маргаева, Екатерина Алексеевна Матасова - курсанты ИПСД ОВД Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, г. Москва.
Смотрите также:
- Зотова Д.В., Розанов В.А. Патологическое использование и зависимость от социальных сетей — анализ с позиций феноменологии аддиктивного поведения
- Солдатова Г.У., Илюхина С.Н. Аутодеструктивный онлайн-контент: особенности оценки и реагирования подростков и молодежи
- Шаров А.А. Взаимосвязь девиантных практик в киберпространстве (на примере молодежи)
- Шутова Н.В., Баранова Ю.М. Оценка риска интернет-зависимости для психического здоровья подростков