Введение
В настоящее время дети и подростки социализируются, самовыражаются и общаются на стыке виртуального мира и реальности. Значимый пласт развития личности современных подростков происходит в сети интернета, где они создают собственные страницы в социальных сетях и блогах, общаются посредством сервисов мгновенных сообщений, участвуют в сетевых играх и различных интернет-сообществах.
Особую актуальность сегодня приобретает профилактика информационно-психологической безопасности подростков в сети интернета. Значительная часть рисков и угроз сети обусловлена психологическими особенностями подростков «цифрового поколения», которые характеризуются эмоциональной холодностью, склонностью к многозадачности, сложностями в идентификации личности (соединение реального и виртуального), нарушением границ личного пространства и наличием интернет-зависимости [1, 2].
Явление интернет-зависимости активно сейчас изучают в медицинской и психологической науке, выделяя три группы проявлений: психологические проявления, в которую входят позитивные чувства и эйфория, испытываемая в процессе общения в сети, невозможность остановиться, проблемы с семьей и друзьями; физические проявления, в которую входят синдром карпального канала, сухость в глазах, боли в спине и т. д.; поведенческие проявления, в которую входят тяга к поиску в сети, навязчивое желание выйти в интернет и другие [3–9].
Данная статья является фрагментом большого исследовательского проекта, посвященного выявлению, изучению и коррекции личностного развития подростков, имеющих интернет-зависимость.
Цель представленного исследования – осуществить сравнительный анализ эмоциональных проявлений у подростков (тревожность, агрессивность и эмоциональная устойчивость), имеющих и не имеющих интернет-зависимость, а также выявить родительские стратегии в обеспечении безопасности подростков в сети интернета.
Задачи исследования:
- Изучить проявления тревожности, агрессивности и эмоциональной устойчивости у подростков, имеющих и не имеющих интернет-зависимость.
- Выявить отношение родителей к интернет-угрозам и способам обеспечения безопасности ребенка в сети интернета.
Материал и методы
В ходе сбора экспериментального материала, полученного при обследовании склонности к интернет-зависимости у подростков школ Нижнего Новгорода на основе заключений медицинских работников, клинических психологов, опроса родителей была выделена экспериментальная группа (ЭГ) интернет-зависимых детей численностью 61 человек, а также контрольная группа (КГ), состоящая из 65 подростков, не склонных к интернет-зависимости. Обе группы были однородны по гендерному составу: ЭГ – 33 девочки, 28 мальчиков, КГ – 34 девочки, 31 мальчик.
Для изучения эмоциональных проявлений (тревожности, агрессивности и эмоциональной устойчивости) подростков, имеющих и не имеющих интернет-зависимость, мы использовали следующие методики: шкала личностной тревожности А.М. Прихожан [10], опросник агрессивности Басса–Дарки [11], методика для определения вероятности развития стресса Т.А. Немчина [10]
Изучение родительского отношения к интернет-угрозам и способам обеспечения безопасности ребенка в сети интерне та происходило при использовании специально разработанной нами анкеты.
Статистическую обработку результатов исследования проводили с помощью пакета MS Office Excel 2007 методами статистического анализа с применением t-критерия Стьюдента.
Результаты и обсуждение
Неконтролируемое интенсивное использование сети интернета в подростковом возрасте, эмоционально-поведенческие нарушения, столкновение с угрозами и рисками в сети интернета – все это создает предпосылки для повышения тревожности подростков, которая существенно влияет на их поведение и личностные характеристики.
Для определения особенностей проявления тревожности у подростков мы использовали стандартизированную методику «Шкала личностной тревожности» А.М. Прихожан, которая позволяет выделить зоны наибольшего напряжения у испытуемых – школьная тревожность (тревожность в ситуациях, связанных со школой, обучением, общением с учителями), самооценочная (тревожность в ситуациях, связанных с самооценкой, представлением себя в глазах окружающих), межличностная (тревожность в ситуации общения с взрослыми и сверстниками) и магическая тревожность (мистические переживания, тревожность и боязнь потусторонних существ).
Анализ позволил выявить уровни («чрезмерное спокойствие», соответствие норме, несколько повышенный, явно повышенный, очень высокий) различных видов тревожности (школьная, самооценочная, межличностная, магическая, общая) у подростков, имеющих и не имеющих интернет-зависимость.
Сравнительная характеристика результатов изучения тревожности по t-критерию позволила выявить достоверные различия между двумя группами подростков по следующим видам тревожности:
- по школьной тревожности (p ≤ 0,05), что позволяет предположить, что подростки, имеющие интернет-зависимость и вследствие этого проводящие большую часть времени в сети, зачастую пренебрегают своими школьными обязанностями, что приводит к повышению школьной тревожности;
- по самооценочной тревожности (p < 0,01), что, вероятно, связано со сложностями формирования «Я-концепции» ввиду наличия нескольких идентичностей (реальное и виртуальное), с постоянными самопрезентациями с помощью фото, текстов, статусов в сети;
- по межличностной тревожности (p ≤ 0,01), что позволяет сделать вывод, что подростки с интернет-зависимостью испытывают большее эмоциональное напряжение при межличностном общении в реальной жизни, им сложнее устанавливать новые контакты и поддерживать бесконфликтные взаимоотношения со сверстниками.
Итак, сравнительная характеристика результатов экспериментальной и контрольной групп подростков показала, что на фоне статистически незначимых различий в показателях магической тревожности (p ≤ 0,1) различия между самооценочной (p ≤ 0,01), межличностной (p ≤ 0,01), школьной (p ≤ 0,05) и общей тревожностью (p ≤ 0,05) можно считать статистически значимыми (рис. 1).
Особенности агрессивных проявлений у подростков, имеющих и не имеющих интернет-зависимость, мы изучали с помощью опросника на выявление агрессивности Басса–Дарки.
Высокий уровень физической агрессии выявлен у 43% подростков ЭГ и у 17% КГ. Ярко выраженная косвенная агрессия характерна для 22% подростков ЭГ и 17% подростков КГ. Высокий уровень раздражительности присутствует у 20% подростков ЭГ и у 10% подростков КГ. Высокие значения проявления негативизма были выявлены у 52% подростков, имеющих Интернет-зависимость, и только у 22% подростков, не имеющих зависимости.
У подростков с интернет-зависимостью высокий уровень обиды встречается у 34%, а у «независимых» сверстников – всего у 13%. Проявления ярко выраженной подозрительности мы выявили у 43% подростков ЭГ, тогда как у подростков КГ большинство значений находятся на среднем (53%) и низком (27%) уровнях.
Следует отметить, что показатели вербальной агрессии в обеих группах почти не отличаются друг от друга – соответственно 43 и 38%.
Мы выявили, что интернет-зависимые подростки испытывают сильное чувство вины (56%) в отличие от сверстников, не имеющих данной зависимости (высокий уровень чувства вины присутствует только у 13% «независимых» подростков).
Полученные результаты свидетельствуют о преобладании среднего уровня проявлений агрессивности у подростков без интернет-зависимости в отличие от их сверстников с зависимостью, у которых по ряду показателей преобладает высокий уровень (рис. 2).
Анализ показывает, что на фоне незначительной разницы в показателях косвенной и вербальной агрессии, раздражительности и обиды в проявлениях физической агрессии, негативизма, подозрительности и чувства вины есть ярко выраженная разница. Это статистически выражено в достоверности значений по t-критерию Стьюдента: физическая агрессия (p ≤ 0,05), негативизм (p ≤ 0,05), подозрительность (p ≤ 0,05) и чувство вины (p ≤ 0,01).
Таким образом, в агрессивных проявлениях подростков с интернет-зависимостью присутствуют физическая агрессия, негативизм, подозрительность и чувство вины.
Мы считаем, что выраженные проявления физической агрессии у «интернет-зависимых» подростков связаны со снижением у них внутренних барьеров на применение физической силы против другого лица ввиду наличия зависимости, а также из-за усиления чувствительности к минимальным фрустрирующим факторам, которые могут быть связаны, например, с невозможностью выхода в интернет либо с запретом на подключение к сети.
На наш взгляд, проявления негативизма как оппозиционное реагирование подростков с интернет-зависимостью на различные ситуации во многом связан с их неудачными попытками доказать себе и окружающим, что интернет-зависимости у них нет, что они могут самостоятельно контролировать время, проводимое в сети.
С нашей точки зрения, наличие у большинства подростков с интернет-зависимостью подозрительности по отношению к окружающим связано с утратой у них чувства защищенности ввиду интернет-зависимости, с отсутствием информационно-психологической безопасности у подростков.
Чувство вины, присутствующее у большинства подростков с интернет-зависимостью, указывает на их склонность к самообвинению и угрызениям совести вследствие их предпочтения сети интернета в ущерб другим важным делам и обязанностям, в том числе в ущерб удовлетворения основных физиологических потребностей.
Полученные результаты свидетельствуют о невысоких показателях враждебности подростков с интернет-зависимостью (19%). Индекс враждебности представлен нормальным (66%) и низким уровнем (15%). В группе подростков без интернет-зависимости высокие показатели присутствуют у 23%; соответствуют норме показатели у 48% подростков; значения ниже нормы получены у 29% школьников. Достоверных различий в показателях индекса враждебности по t-критерию Стьюдента не выявлено.
На наш взгляд, отсутствие высоких значений в проявлениях враждебности, включающих в себя обиду и подозрительность, связано с большей погруженностью подростков с интернет-зависимостью в свой внутренний мир и виртуальный мир. Обида как зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия в меньшей степени присутствует у подростков с зависимостью. Поэтому, основным проявлением у интернет-зависимых подростков, которое учитывается при расчете индекса враждебности, является подозрительность как осторожность по отношению к людям прежде всего в реальной жизни, так как в сети интернета у подростков присутствует иллюзорное представление о своей защищенности и полном контроле ситуации.
Для исследования уровня эмоциональной напряженности и выявления подверженности стрессу мы использовали методику для определения вероятности развития стресса (разработана Немчиным Т.А.).
Так, 32% подростков, имеющих интернет-зависимость, и 9% «независимых» подростков имеют низкий уровень развития стрессоустойчивости. При данном уровне подросток пребывает в состоянии стресса, резервы его организма близки к истощению и высока вероятность развития третьей стадии стресса.
Средний уровень стрессоустойчивости имеют 63% интернет-зависимых подростков и 41% подростков без зависимости. Для подростков, имеющих показатели данного уровня, необходимо проведение профилактической психологической программы, направленной на обучение использования приемов саморегуляции и других антистрессовых технологий для предотвращения вероятности развития негативных последствий стресса.
Высокий уровень, при котором прогнозируется высокая устойчивость к стрессу, выявлен только у 5% подростков с зависимостью, тогда как в КГ у 49% (p ≤ 0,05) подростков определялся высокий уровень стрессоустойчивости (рис. 3).
Таким образом, по итогам анализа результатов исследования стрессоустойчивости подростков можно сделать вывод, что подростки, имеющие интернет-зависимость, находятся в состоянии высокой эмоциональной напряженности и в состоянии стресса.
Для подростков, обладающих высокой эмоциональной напряженностью, характерны несформированные системы управления и контроля своей деятельности: неверное предвидение и оценка своих возможностей, состояние тревожного ожидания без имеющихся на то причин, высокая ранимость и обидчивость, ведущие к конфликтности в межличностных отношениях.
Необходимы специальные психологические мероприятия, направленные на снижение у них эмоциональной напряженности и обучение приемам и техникам саморегуляции и борьбы со стрессом.
Важным элементом профилактики интернет-зависимости подростков и формирования информационно-психологической безопасности в сети интернета является участие родителей в данном вопросе. Обратимся к результатам анализа анкетирования родителей по вопросам, касающимся особенностей пользования сетью интернета в семье, отношения родителей к проблеме интернет-зависимости и интернет-безопасности детей.
Частота и интенсивность использования интернета подростками, по мнению родителей, существенно выше, чем у них: только 43% родителей пользуются сетью интернета каждый день, 36% родителей пользуются интернетом 1–2 раза в неделю, почти каждый четвертый родитель пользуется интернетом менее 1 раза в неделю.
Как отмечают родители, интенсивное использование подростками интернета происходит благодаря наличию у них собственных устройств; у 93% подростков имеются собственные мобильные телефоны с подключенным выходом в интернет, 48% подростков имеют собственные компьютеры или ноутбуки, 33% имеют собственные планшетные компьютеры.
Это свидетельствует, что подростки имеют значительные возможности для выхода в интернет в любое время и в любом месте – дома, в школе, на улице, у друзей, что значительно снижает возможности контроля со стороны родителей.
Являясь более активными интернет-пользователями, подростки быстрее взрослых сталкиваются с изменениями в сети, новыми техническими и коммуникативными возможностями. Чаще всего именно дети выполняют «исследовательскую» функцию в освоении интернета, получая новый опыт быстрее родителей. Вместе с тем это не делает их более компетентными пользователями: накопление опыта расширяет осведомленность о проблемах, но не ведет автоматически к овладению навыками их решения.
Как отмечают родители, у подростков присутствие в сети резко возрастает в выходные, суббота и воскресенье становятся для них «днями интернета», векторы активности детей и родителей существенно расходятся: у подростков – в виртуальный мир, у взрослых – в реальный.
Все это ведет к возрастанию опасности размытия семейных ценностей, увеличению оторванности подростков от родителей, разрыву детско-родительских связей, провоцирует равнодушие, снижение эмпатии и взаимопонимания.
По мнению опрошенных родителей, интернет сегодня представляет опасность для здоровья детей, 68% родителей испытывают беспокойство по поводу интернет-безопасности своих детей. Родители отмечают наличие у подростков немотивированной агрессии, усталость после сеанса, уход от выполнения домашних обязанностей и школьных заданий в пользу интернета.
Наиболее актуальными угрозами сети интернета для своих детей родители считают интернет-зависимость и риски, связанные с экономической и технической безопасностью (рис. 4).
Следует отметить, что большинство родителей подростков в целом склонны недооценивать распространенность онлайн-угроз и частоту столкновений с ними детей, особенно это касается коммуникационных рисков, и в первую очередь кибербуллинга.
Мы считаем важным фактором, увеличивающим вероятность столкновения с онлайн-рисками, несоблюдение простых правил безопасности: распространение излишней информации о себе при общении с незнакомцами, несоблюдение правил хранения паролей. Необходимо не только учить подростков правилам безопасного поведения в интернете, но и объяснять возможные последствия.
Наиболее эффективными методами обеспечения безопасности ребенка в сети интернета родители считают (в порядке убывания):
- родительский контроль – 53%
- специальные программы ограничения доступа – 49%
- запрет использования интернета до определенного возраста – 38%
- обучение ребенка безопасному поведению в сети, беседа с ребенком – 23%
- помощь специализированных сайтов, служб – 11%
- законодательное регулирование – 9%
- проблема преувеличена, ничего делать не надо – 8%.
Наиболее популярной стратегией обеспечения безопасности в сети является ограничение времени онлайн – почти каждый второй родитель (53%) пытается контролировать время, которое его ребенок проводит в сети и подключение специальных программ ограничения доступа.
Только 23% родителей считают необходимым обучение ребенка безопасному поведению в сети. Практически каждый десятый родитель (8%) предлагает не преувеличивать проблему и не считает необходимым что-то делать и обсуждать, считая, что ребенок сможет справиться сам.
Таким образом, по итогам опроса родителей по специфике интернет-пользования подростками и по отношению родителей к информационной безопасности своих детей и интернет-зависимости выявлено, что родители знакомы с данной темой, обеспокоены интенсивностью пользования интернетом своими детьми, видят признаки усталости и зависимости от интернета и общения в социальных сетях, но не знакомы с основами профилактики интернет-зависимости.
Большинство родителей основным способом защиты считают родительский контроль, не уделяя должного внимания обучению и психологической профилактике информационной безопасности своих детей.
Выводы
1. Эмоциональные проявления (тревожность, агрессия, эмоциональная устойчивость) подростков, имеющих интернет-зависимость и не имеющих таковой, имеют ряд специфических особенностей:
а) уровень самооценочной, межличностной, школьной и общей тревожности у подростков, имеющих интернет-зависимость, значительно выше, чем у подростков, не имеющих зависимости;
б) уровень агрессивности у подростков, имеющих интернет-зависимость выше нормы в 2,5 раза по сравнению с подростками, не имеющими интернет-зависимости;
в) подростки, имеющие интернет-зависимость, в три раза чаще имеют низкий уровень стрессоустойчивости по сравнению с подростками, не имеющими таковой.
2. Родители подростков не знакомы с основами профилактики интернет-зависимости у своих детей и не уделяют особого внимания формированию информационно-психологической безопасности в сети интернета.
Литература
- Годик Ю.О. Угрозы и риски безопасности детской и подростковой аудитории новых медиа. Медиаскоп. Электронный научный журнал Факультета журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова. 2011; 2.
- Turkle Sh. Life on the Screen: Identity in the Age of the Internet. New York; 1995.
- Дрепа М.И. Психологическая профилактика Интернет-зависимости у студентов: Автореферат дис. … канд. псих. наук. Пятигорск; 2010: 12.
- Завалишина О.В. Педагогическая поддержка подростков, склонных к интернет-зависимости: Автореферат дисс. … канд. пед. наук. Курск; 2012: 14–5.
- Лоскутова В.А. Интернет-зависимость как форма нехимических аддиктивных расстройств: Дисс. канд. мед. наук. Новосибирск; 2004.
- Наумова Т. А. Образ «Я» интернет-зависимых и интернет-независимых агентов: Автореферат дисс … канд. псих. наук. Ярославль; 2007.
- Саглам Ф.А. Педагогические условия коррекции Интернет-аддикции: Автореферат дисс. … канд. пед. наук. Казань; 2009.
- Ван Шилу. Интернет зависимость у участников компьютерных игр: Дисс. … канд. псих. наук. М.; 2013: 2016.
- Диагностика эмоционально-нравственного развития / Под ред. И.Б. Дерманова. СПб.; 2002.
- Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М.; 2002.
- Young K.S. Treatment outcomes with Internet Addicts. Cyber Psychology & Behavior. 2007; 5: 671–9.
Об авторах
- Шутова Н.В. - ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина», Нижний Новгород, Россия.
- Баранова Ю.М. - аспирант, клинический психолог, ГБУЗ НО «Городская поликлиника № 50», Нижний Новгород, Россия.
Смотрите также:
- Гришина А. В. Тест-опросник степени увлеченности младших подростков компьютерными играми
- Набойченко Е.С., Окунева Л.И. Типология подростков, склонных к кибераддикции
- Филатова Т.П. Программа психологической коррекции компьютерного игрового аддикта
- Яснова А.А. Кибераддиктивное поведение подростков: Эмпирические данные