Глава 10 из книги Субъектность и жизнеспособность сетевых сообществ в дискурсивном пространстве Интернета. – 2-е издание, дополненное и переработанное. – Москва : Институт психологии РАН, 2021. – С. 161-174. – EDN BUVVIC.
Проблема коллективного субъекта (КС) достаточно разработана: выделены его признаки (Журавлев, 2018), дан анализ системной организации и актуалгенеза (Максимова, Александров, 2004), показаны субъектные свойства малых групп (Гайдар, 2006), разработаны положения о становлении больших социальных групп как КС (Емельянова, Журавлев, 2009) и пр. (подробно см.: Журавлев, 2018).
Признаками КС выступают следующие свойства группы: взаимосвязанность/ взаимозависимость индивидов, их совместная активность и саморефлексия (или чувство «Мы») (Журавлев, 2018, с. 127–130).
Однако все еще нельзя сказать, что сложилось общепринятое понимание концепта коллективный субъект, а само понятие субъектность вызывает разночтения и описывается многообразными качествами, требующими систематизации (Журавлев, 2018).
Также в перечне форм совместной активности как генерального признака КС отсутствуют многие современные варианты социального взаимодействия, например, виртуальное общение.
Возникает вопрос: можно ли считать субъектом такой вид групп, как сетевые сообщества (СС), возникший на новых этапах общественного развития (Бреслер, 2014; Психологические исследования глобальных…, 2018; Россия в глобализирующемся…, 2007; Соснин, Ковалева, 2018), и достаточны ли существующие на данный момент критерии для оценки их субъектности?
В работе изучается субъектность СС как большой социальной группы. Анализ понятий социальная сеть, информационное общество и сетевое сообщество даны нами в (Ковалева, 2019; также см.: Патяева, 2018).
Современное социальное развитие характеризуется появлением так называемого цифрового общества с сетевым характером взаимосвязей (экономических, политических, межличностных).
Социальная сеть в таком обществе – способ существования индивидов и групп в форме взаимодействия с целью обмена информацией, а СС – это «децентрализованная (самостоятельная, неиерархическая. – Прим. авт.), самовоспроизводящаяся агрегация индивидов/ групп индивидов с общими идеями, ценностями, пристрастиями, взаимодействующих в едином коммуникационном коде» (Бреслер, 2014, с. 59).
Такой код – это способы создания и основы понимания высказывания (кодирования/декодирования информации), а также система символов (например, единый сленг или знаки с присущими им смыслами и др.), позволяющая осуществить коммуникацию.
СС присущ жизненный цикл (ЖЦ), существенно отличающий его от других групп. ЖЦ начинается с информационного воздействия, отторгающего индивидов от первичной агрегации и дифференцирующего на «мы» и «не-мы» с дальнейшей идентификацией ценностей и формированием кода.
Часть социальной сети становится СС, в котором прежние слабые связи (по М. Грановеттеру) (Granovetter, 1992) преобразуются в коммуникационные каналы между индивидами, а затем формируется структура СС: авторы, активные производители информации; комментаторы, способствующие ее распространению; и читатели, ее пассивные потребители (до 80% членов СС).
Самовоспроизводство – собственно функционирование СС зависит от активности авторов и комментаторов и соответствия их посланий ожиданиям остальных членов СС. Распад происходит с прекращением информационного обмена между его членами (Бреслер, 2014).
Можно видеть, что СС уже на этапе зарождения удовлетворяет ряду признаков КС. Это, для начала, пространственно-временная локализация, которой недостаточно для того, чтобы признать группу КС, но она говорит о взаимосвязанности, являющейся сущностным признаком как для зарождения СС, так и для наличия начального уровня субъектности.
В СС ее обеспечивают слабые связи между членами группы, которые позволяют ей перейти к следующим этапам существования – формированию своей структуры, но также позволяют осуществлять и совместную активность, и саморефлексию, т. е. проявлять уровень не только реальной, но и рефлексирующей субъектности.
Отличия этапов ЖЦ СС особенно очевидны на примере различных социальных групп (профессиональных, этнических, возрастных и др.). Так, несмотря на сходство с ЖЦ, например, семьи (Ковалева, 2012), процесс зарождения и функциональная специализация их членов различна.
Специфичными также являются организация СС по принципу ядра или нескольких ядер и периферии и доступные для нее виды совместной деятельности, полностью завязанные на информационном обмене в виртуальной среде.
На данный момент проведено значительное количество исследований, сконцентрированных на описании феноменов, проявляющихся в интернет-взаимодействии: языковых и культурных трансформаций, новых речевых жанров и стратегий (Атягина, 2012; Булавина, 2014; Овчинникова, 2013; Поветьева, 2013), социальной перцепции в социальных сетях (Войскунский, 2014), виртуальной самопрезентации (Зембатова, 2016), личностных черт (Агадулина, 2015; Ануфриева, 2014), ролевых позиций (Данина, Шаляпин, 2012) и др.
Основные потребности личности в социальных сетях видятся в получении информации и коммуникации (Данина, Шаляпин, 2012; Маслакова, 2013).
В настоящей работе изучалось взаимодействие членов СС, протекающее в предметном поле создания, потребления, трансформации и распространения информации. Была выбрана социальная сеть «Твиттер», функциональные особенности которой способствуют образованию СС (см. подробнее: Ковалева, 2019).
Для твиттер-коммуникации свойственен творческий характер: необходимость кратко, но емко выразить свою мысль, привлечь к ней внимание и максимально ее распространить (Атягина, 2012; Булавина, 2014).
Пользователи Твиттера с большим числом подписчиков являются центральными звеньями, авторами СС. Их подписчики образуют круг комментаторов и читателей, которые откликаются на сообщение пассивным прочтением, словом, лайком или ретвитом.
В Твиттере присутствуют различные варианты СС, основанием для их выделения является прежде всего их отрефлексированность самими пользователями социальной сети: их названия упоминаются, используются для самоидентификации (подробнее см.: Ковалева, 2019).
Идентификация СС возможна в момент его актуализации (врéменной или постоянной). В этот период СС может быть рассмотрено как субъект совместной жизнедеятельности, в активности членов которого отражается его целевое, ценностное, потребностное, нормативное и др. содержание.
СС, существующее в рамках социальной сети, может являться неопределенной по численности и гетерогенной по составу большой социальной группой, изучать субъектность которой можно по тому, как признаки КС представлены в поведении и взаимодействии ее членов (Журавлев, 2018).
Предполагается, что у разных членов СС, в зависимости от их принадлежности к той или иной части структуры, эти признаки будут выражены по-разному.
Параметры исследования
Теоретическая гипотеза исследования: субъектность СС проявляется в характеристиках взаимодействия его членов в социальной сети.
Цель исследования: определение типов субъектности членов СС, проявляющихся в различном соотношении характеристик взаимодействия его членов – пользователей социальной сети.
Исследовательские гипотезы:
Гипотеза 1: Существует латентная факторная структура переменных, описывающих взаимодействие членов СС, факторы этой структуры соответствуют признакам КС.
Гипотеза 2: На основе полученных факторов может быть проведена классификация и выделены психологические (эмпирические) типы субъектности членов СС, которые различаются по уровню проявления характеристик взаимодействия его членов.
Методика
Участники исследования. В исследовании приняли участие пользователи Твиттера в возрасте от 17 до 73 лет (M = 44 года, ст. откл. = 10,53, распределение близко к нормальному, критерий Колмогорова–Смирнова d= 0,333, p<0,20).
Общая численность выборки составила 872 чел. (58% – мужчины; 42% – женщины), 68% имели высшее образование, 16% – неоконченное высшее, 15% – среднее. Респонденты представляли 35 городов России, а также русскоязычных жителей Германии, Израиля, Италии, США, Украины, Франции, Эстонии.
Респондентами было названо около 100 профессий и специальностей, к обладателям которых они себя относили. Они, таким образом, представляли гетерогенную по возрасту, образованию, профессиональной принадлежности, месту проживания большую социальную группу русскоязычных пользователей Твиттера.
Основанием для формирования выборки служил общий язык и сильные (наличие подписки и регулярное общение с подписчиками) и слабые (принципиальная связанность с другими пользователями через своих читателей) связи в социальной сети.
Процедура. Исследование проводилось в течение трех недель с 20 октября по 10 ноября 2018 г., что позволило зафиксировать ответы пользователей в период времени, связанный с конкретными информационными событиями.
С аккаунта автора было размещено приглашение принять участие в исследовании, посвященном изучению Твиттера: «Дорогие мои подписчики! Моя студентка пишет диплом по сетевым сообществам. Ей нужны мнения подписчиков Твиттера! Девочка отличная, старательная! Помогите реально хорошему ребенку, тянущемуся к науке! Всего несколько минут – я уже заполнила!». (В организации исследования принимала участие магистрантка ГАУГН А. Н. Книголюбова.)
В сообщении давалась ссылка на сайт, на котором была размещена анкета и два опросника (в настоящей работе обсуждаются результаты, полученные только с помощью анкеты).
Взаимодействовали с твитом, т. е. просматривали и переходили по указанной ссылке 2190 чел., 137 ретвитнули его, т. е. приняли участие в его распространении, 81 отметили твит как понравившийся; всего за время исследования твит более 30000 раз появлялся в ленте пользователей (данные предоставлены сервисом Твиттера).
Таким образом, был использован сетевой способ его распространения, и участниками исследования оказались подписчики не только того аккаунта, с которого он был первоначально опубликован.
На первые 22 вопроса анкеты ответили 1069 чел. – опрос подразумевал только добровольное участие. У большинства он вызвал позитивные эмоции: респонденты желали удачи студентке, писали о своем интересе, тем не менее у некоторых отмечалось и сопротивление, усталость, несколько человек высказало подозрение в сборе персональных данных. Полностью опрос прошли 872 чел.
Принадлежность пользователей к одному СС оценивалась по ответу на вопрос Анкеты (Ковалева, 2019): «Какое общественно значимое событие последнего года, которое активно обсуждалось в Твиттере, запомнилось вам больше всего?»
Наибольшее количество ответов было получено по следующим темам (можно было указывать несколько): пенсионная реформа (180); трагедия в колледже Керчи (118); события, связанные с Украиной (77); президентские выборы (73); чемпионат мира по футболу (64); дело Скрипалей (58); трагедия в ТЦ «Зимняя вишня» в Кемерово (51); нет таких (38); все/все внешнеполитические/ много (36); события в Сирии (23); драка футболистов (17); комедийный фильм о блокаде Ленинграда (14); послание Президента Федеральному собранию (13); другие события, среди которых открытие Керченского моста, Бессмертный полк, санкции, Олимпиада (всего 20 событий) набрали меньше 10 упоминаний (многие из этих событий либо случились давно, либо, как санкции, представляли постоянный информационный фон или, как в случае с Бессмертным полком, на момент исследования не были актуальны).
Такое СС является типичным для Твиттера, ориентированного на последние новости, его интересы направлены на острую внутреннюю и международную повестку, а основные ценности – социальная справедливость, патриотизм и развитие гражданского сознания.
Методика. Авторская анкета, ориентированная на изучение характеристик взаимодействия членов СС: статуса, ценностей, отношений, типичного поведения, разработанная на основе наблюдения за коммуникациями пользователей Твиттера, содержала 42 вопроса, соответствующих признакам субъектности группы и направленных на сбор демографических данных (вопросы 1–4), информации о статусе аккаунта (вопросы 5, 7–11), о типичных взаимодействиях, а также об отношении к ним (вопросы 6, 12–42) (подробно об анкете см.: Ковалева, 2019).
Выбор вопросов анкеты, задействованных в настоящем исследовании, был связан с тем, что они в достаточной степени характеризовали предмет исследования – субъектность членов СС и, в отличие от остальных открытых или измерявшихся по дихотомической шкале вопросов, оценивались по шкалам, подразумевавшим от 3 до 5 вариантов ответов (от полного несогласия к полному согласию через нейтральные ответы), что при значительном объеме выборки позволило использовать такие статистические процедуры, как факторный и кластерный анализ.
Результаты и их обсуждение
Результаты факторного анализа методом главных компонентов с вращением варимакс представлены в таблице 10.1. Общая дисперсия данных, которую описывают факторы, составляет 54%, что больше 50% и может считаться удовлетворительным результатом.
Таблица 10.1. Факторная структура 20 переменных, метод главных компонентов, варимакс-вращение (N = 872)
Переменные | Факторы и доля их дисперсии | |||||
1 (0,09) | 2 (0,09) | 3 (0,099) | 4 (0,10) | 5 (0,12) | 6 (0,05) | |
Читаемые | 0,10 | –0,01 | 0,07 | 0,86 | 0,05 | 0,04 |
Читатели | 0,07 | 0,13 | 0,17 | 0,81 | 0,15 | 0,00 |
Лайк/ретвит | 0,08 | –0,11 | 0,59 | 0,16 | 0,31 | 0,03 |
Время | 0,47 | 0,17 | 0,09 | 0,15 | 0,16 | –0,13 |
Конфликты | –0,04 | 0,21 | 0,19 | 0,08 | 0,57 | –0,32 |
Акции | 0,03 | 0,09 | 0,17 | 0,05 | 0,07 | 0,76 |
Отзывчивость | 0,01 | –0,05 | 0,58 | 0,08 | 0,26 | 0,30 |
Приветствия | 0,14 | 0,46 | 0,53 | 0,24 | –0,03 | 0,02 |
Хештеги | –0,23 | 0,24 | 0,03 | 0,32 | 0,41 | 0,04 |
Поздравления | 0,05 | 0,22 | 0,71 | 0,22 | 0,10 | 0,08 |
Персональные фото | –0,03 | 0,70 | –0,00 | 0,18 | 0,18 | 0,06 |
Традиции | –0,03 | 0,49 | 0,24 | 0,21 | 0,18 | –0,28 |
Значимость своих действий | 0,43 | 0,08 | 0,18 | 0,12 | 0,35 | 0,22 |
Сожаления | 0,74 | 0,01 | 0,09 | 0,04 | 0,13 | 0,07 |
Замена | 0,56 | 0,08 | –0,03 | 0,21 | 0,35 | –0,03 |
Быть услышанным | 0,18 | 0,12 | 0,14 | 0,13 | 0,76 | 0,09 |
Возможность высказаться | 0,28 | 0,05 | 0,12 | 0,07 | 0,75 | 0,05 |
Чувство «Мы» | 0,49 | 0,25 | 0,13 | 0,30 | 0,26 | –0,02 |
Важные темы | 0,29 | –0,12 | 0,41 | –0,19 | 0,14 | –0,32 |
Реальное общение | 0,19 | 0,72 | 0,05 | –0,08 | 0,09 | 0,10 |
Собственное значение фактора | 5,00 | 1,56 | 1,28 | 1,19 | 1,05 | 0,94 |
Общая дисперсия | 1,87 | 1,81 | 1,93 | 2,00 | 2,33 | 1,07 |
Доля общей дисперсии, описываемая фактором | 0,09 | 0,09 | 0,099 | 0,10 | 0,12 | 0,05 |
Согласно собственным значениям факторов (см. таблицу), как наглядно можно видеть на графике (рисунок 10.1), уровень пяти из них превышает единицу.
Однако была выбрана допустимая шестифакторная структура (к+1), которая описывает больший процент дисперсии переменных и задействует большее их количество, чем при пятифакторном варианте, при этом собственное значение шестого фактора имеет приемлемое значение, близкое к единице.
Таким образом, факторный анализ позволил выделить шесть факторов, которые, по нашим предположениям, должны соответствовать признакам субъектности членов СС, проявляющихся в характеристиках их взаимодействия.
В таблице 10.1 можно видеть, с какими переменными коррелирует и аффилирован каждый фактор. Таким образом:
1. Ф1(собственное значение 0,09) отражает зависимость респондентов от СС и связан со временем, проведенным в социальной сети, показывает погруженность респондентов в ее процессы и события, переживание ими значимости собственных действий, а также чувство «Мы» и осознание компенсации жизни в оффлайне.
Представляется, что этот фактор связан с таким признаком КС, как взаимосвязанность/взаимозависимость, относящимся к базовому уровню потенциальной субъектности группы, и может быть назван фактором взаимозависимости.
2. Ф2 (собственное значение 0,09) показывает открытость членов СС друг другу вплоть до возможности, при наличии условий, переноса жизни из онлайна в оффлайн. Помимо этого, он отражает рутинную жизнедеятельность СС, поддерживающую его активное состояние и целостность в форме регулярных приветствий и специфических твиттеровских традиций (подробнее о традициях в Твиттере см.: Ковалева, 2019).
Этот фактор, с одной стороны, также близок признаку субъектности – взаимосвязанности/взаимозависимости и может быть соотнесен с ним, однако, с другой стороны, он отражает неучтенный в концепции КС признак самоорганизации и самовоспроизводства СС в отсутствие актуального события (для СС – «инфоповода»). В связи с этим он был назван фактором самовоспроизводства.
3. Ф3 (собственное значение 0,099) демонстрирует активность членов СС по распространению информации и ее направленность на сохранение и активизацию коллективной памяти, гражданской идентичности и значимых общественных ценностей. Он может быть соотнесен с двумя признаками КС – совместной активностью и саморефлексией.
Это слияние признаков в факторе, возможно, связано со спецификой именно СС, когда в сетевом взаимодействии при часто появляющихся новых членах требуются постоянные акты самоидентификации для определения «своих» и «чужих». Поскольку информация является единственным предметом совместной активности и она постоянно используется для таких целей, фактор был назван фактором активной саморефлексии.
4. Ф4 (собственное значение 0,10) связан с количеством членов СС, на которых подписан респондент и которые подписаны на него. Этот фактор был назван фактором взаимосвязанности, и он так же, как и первый фактор, связан с признаком КС – взаимосвязанностью/взаимозависимостью.
5. Ф5 (собственное значение 0,12) – наиболее специфичный фактор для СС формата Твиттера, относящийся к задачам, которые решает ядро СС и его ближайшее окружение: создание переработанного варианта информации в интересном и привлекательном виде, а также отклика, который заинтересует других членов СС и создаст волну его распространения. Именно поэтому в нем задействованы переменные, связанные с хештегами и конфликтами – персонифицированные сообщения часто вызывают споры.
Этот фактор не может быть прямо соотнесен с признаками КС: он подразумевает новый вид совместной активности. Зачастую центры СС – это изолированные члены, мало читающие других, а нацеленные на отслеживание новой информации и создание собственных вариантов ее прочтения. Однако они зависят от распространителей своих сообщений не меньше, чем те от новой информации. Этот фактор был назван фактором ядра сообщества.
6. Ф6 (собственное значение 0,05) отражает отклик членов СС на просьбы – как правило, это сбор денег для помощи кому-то. Этот фактор связан с двумя признаками субъектности – взаимосвязанностью/взаимозависимостью и совместной активностью, а также косвенно – с самоорганизацией и самовоспроизводством. Он помогает членам СС переживать чувство связанности и собственной значимости в решении реальных жизненных задач. Он был назван фактором совместного решения проблем.
В итоге было выделено шесть факторов, которые, с одной стороны могут быть соотнесены со всеми признаками КС и отражают таким образом субъектность СС, проявляющуюся в конкретных характеристиках его членов, а с другой – не совпадают полностью с этими признаками, что, по-видимому, демонстрирует специфическую жизнедеятельность членов именно сетевого интернет-сообщества.
Результаты иерархического кластерного анализа методом Варда с использованием манхэттенских расстояний (классифицировались участники исследования по шести новым переменным – полученным факторам субъектности) позволяют провести следующую классификацию членов СС. Кластер 1 (N = 200), Кластер 2 (N = 130), Кластер 3 (N = 290), Кластер 4 (N = 252) (рисунок 10.2).
График средних значений переменных (оценок факторов субъектности, приписанных каждому респонденту) по четырем кластерам представлен на рисунке 10.3.
По профилям, представленным уровнями средних значений оценок факторов субъектности каждого кластера, был определен тип субъектности входящих в них респондентов.
Тип 1 (получен на основе Кластера 1): все показатели факторов субъектности этого кластера находятся ниже их средних значений, кроме Ф6, который находится на среднем уровне. Можно сказать, что это самые пассивные члены, не имеющие потребности высказываться и поддерживать других, не участвующие в традиционной активности СС, кроме самой необходимой – проблемной.
Согласно представлениям о структуре СС, этот тип субъектности может быть свойствен периферии: членам, наиболее удаленным от ядра, составляющим тем не менее важную часть сообщества – целевую аудиторию, заинтересованную в потреблении информации.
Тип 2 (получен на основе Кластера 2): в нем показатели трех факторов субъектности (Ф2, Ф3 и Ф5) также находятся на уровне ниже их средних значений, однако средние значения факторов Ф1 (взаимозависимость) и Ф2 (взаимосвязанность) принимают самые высокие значения по всей выборке респондентов.
Таким образом, этот тип субъектности членов СС соотносится с потенциальной коллективной субъектностью – необходимой основой субъектности реальной.
Возникает вопрос, говорит ли это о том, что эти члены СС готовы к переносу своей активности из онлайна в оффлайн? Что могут развить свою субъектность до каких-то следующих форм? Или они уже сейчас выполняют важную функцию по скреплению конкретного СС? Представляется, что ответы на эти вопросы предстоит получить в будущем.
Хотя по первому вопросу уже сейчас можно ответить отрицательно: переменная реальное общение относится к Ф2, который в этом кластере принимает низкие значения. Интересно, что это самый малочисленный кластер.
Тип 3 (получен на основе Кластера 3): в этом кластере самые высокие средние значения по всей выборке принимают Ф3 и Ф5: активная саморефлексия и ядро сообщества. Этому типу субъектности соответствует самая активная позиция в данном СС: создание и реализация высказывания в направлении объединения сообщества на основе общих (коллективных) памяти и ценностей.
Тип 4 (получен на основе Кластера 4 ): в этом кластере также на достаточно высоком уровне находится Ф5, т. е. у этих членов СС тоже велика потребность высказаться и быть услышанным, однако эта активность сопряжена с функцией самовоспроизводства, которая заложена в Ф3.
Это очень важное поведение членов СС, которое актуализируется в период информационного затишья или проявляется рутинно для целей поддержания активности, а также, наоборот, отдыха, самоидентификации и развлечения.
Таким образом, классификация респондентов позволила выделить четыре типа субъектности членов СС, различающихся выраженностью факторов субъектности, а в реальности – поведением в интернет-взаимодействии и отношением к нему.
Эти типы могут быть названы следующим образом: пассивный тип, связанный тип, тип активной саморефлексии и тип активного самовоспроизводства.
Судя по результатам кластерного анализа в СС, по-видимому, существует функциональное или ролевое разделение труда. Согласно теории, структура СС состоит из ядра и ближней и дальней периферии (Бреслер, 2014).
Полученная в нашем исследовании структура соответствует этому утверждению. Ядро СС составляют его члены, которым присущи такие типы субъектности, как активная саморефлексия и активное самовоспроизводство, ближней периферии – связанный тип и дальней – пассивный.
Однако эти результаты не соответствуют теоретическим численным пропорциям, согласно которым ядро должно быть малочисленным, периферия больше по численности, а дальняя периферии – многочисленной. Причина этого может лежать в организации исследования.
Возможно, в условиях добровольного участия пассивный читатель также безучастно отнесся и к приглашению к исследованию, а на самом деле численность периферии намного больше.
Напротив, активные члены СС также инициативно отнеслись и к исследованию и составили больше 60% выборки. Таким образом, численный состав структуры не соответствует теоретическим данным, однако этому есть объяснение.
Выводы
- Факторы субъектности – взаимозависимости, самовоспроизводства, активной саморефлексии, взаимосвязанности, ядра СС и решения проблем были соотнесены с признаками КС. Их содержание обладает спецификой, характерной именно для СС: зависимостью от сетевого общения (что скорее является проблемой этого вида взаимодействия), необходимостью прилагать усилия по самовоспроизводству СС (что для реальных групп может решаться автоматически, например, форматом общения или деятельности), а также специфическим статусом носителей ядерных свойств СС, замкнутых на взаимодействии с информацией и др.
- Полученные типы субъектности членов СС позволяют утверждать, что ему присущи все три признака коллективной субъектности: взаимосвязанность/взаимозависимость, совместная активность и саморефлексия. Носителями этих признаков в той или иной мере являются все члены СС, однако в нем существует функциональная специализация: для определенных членов СС более характерно одно поведение, чем другое. Такая характеристика СС говорит о его целостности: не только о связанности его членов, но и об их внутреннем единстве в решении задач СС – от внешней, связанной со взаимодействием с информацией, до внутренней, направленной на согласование усилий по его самовоспроизводству. Результаты косвенно говорят в пользу взаимодополняемости, кооперации и взаимосодействии (подробнее о понятии см.: Максимова, Александров, 2004) членов СС в решении этих задач.
- СС в силу принципов своей организации априори относится к группам, которым можно приписать потенциальный уровень субъектности: за счет слабых связей отношения членов социальной сети отвечают признаку взаимосвязанности. В исследовании было показано, что характер совместной деятельности респондентов: темы, которыми они интересовались, и их саморефлексия – соответствовали уровню рефлексирующей субъектности. Для СС был характерен интерес к тематике развитого гражданского самосознания и воспроизводство символов и образов, связанных как с коллективной памятью, так и опытом (биографией) СС.
- Исследование субъектности СС может быть продолжено в направлении выявления различий в личностных характеристиках респондентов, принадлежащих к разным типам субъектности, и таким образом – определения связи таких характеристик с субъектностью СС (КС) в целом.
Об авторе
Юлия Валерьевна Ковалева — кандидат психологических наук, доцент, старший научный сотрудник лаборатории истории психологии и исторической психологии Института психологии РАН. Преподаватель Государственного академического университета гуманитарных наук.
Смотрите также:
- Ефимова Г.З., Зюбан Е.В. Влияние социальных сетей на личность
- Кураева С.В. К методологии исследования социальных сетей
- Сирота Н.А., Московченко Д.В., Ялтонский В.М., Ялтонская А.В. Разработка русскоязычной версии опросника проблемного использования социальных сетей
- Слюсарев В.В., Хусяинов Т.М. «Цифровой эксгибиционизм»: самоидентификация личности в условиях информационного общества