Филатова Т.П. Программа психологической коррекции компьютерного игрового аддикта

Ф

Раз­ра­бо­тан­ная про­грам­ма пси­хо­ло­ги­че­ской кор­рек­ции рас­счи­та­на мини­мум на 28 заня­тий с реко­мен­до­ван­ной часто­той про­ве­де­ния не менее одно­го раза в неде­лю от 1 до 3 заня­тий еди­но­вре­мен­но про­дол­жи­тель­но­стью 1,5 часа.

Таблица 1. Содержание индивидуальной психологической коррекции компьютерной игровой аддикции

Таблица 1. Содержание индивидуальной психологической коррекции компьютерной игровой аддикции
Таблица 1_1. Содержание индивидуальной психологической коррекции компьютерной игровой аддикции
Таблица 1_2. Содержание индивидуальной психологической коррекции компьютерной игровой аддикции

I ЭТАП – КОНСУЛЬТАИВНО-ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ

Упраж­не­ние «Инже­не­ры». Цель – сов­мест­ная и согла­со­ван­ная дея­тель­ность меж­ду роди­те­лем и ребен­ком. Под­го­тов­ка: скотч, клей момент, дере­вян­ные палочки. 

Опи­са­ние упраж­не­ния: сов­мест­ное выпол­не­ние теста Рор­ша­ха (адап­та­ция Е.Т. Соко­ло­вой) в соче­та­нии с есте­ствен­ным экс­пе­ри­мен­том при выпол­не­нии упраж­не­ния «Инже­не­ры». Роди­тель (закон­ный пред­ста­ви­тель) и под­ро­сток долж­ны создать баш­ню, учи­ты­вая поже­ла­ния друг дру­га. Оце­ни­вать­ся кон­струк­ция долж­на по таким кри­те­ри­ям как: эсте­ти­ка, надеж­ность, устой­чи­вость и т.д.

Реко­мен­да­ция: эта мето­ди­ка очень инфор­ма­тив­на если во вре­мя выпол­не­ния зада­ния наблю­дать за пове­де­ни­ем, согла­со­ван­но­стью дей­ствий, эмо­ци­о­наль­ным состо­я­ни­ем, вза­им­ным ува­же­ни­ем к поже­ла­ни­ям, вни­ма­тель­но­стью, пони­ма­ни­ем, дове­ри­ем, заин­те­ре­со­ван­но­стью роди­те­ля и ребенка.

II ЭТАП – ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫЙ

Блок I. Психотерапевтические упражнения с подростком.

Часть 1. Проведение психотерапевтических упражнений совместно с подростком.

Упраж­не­ние № 1. «Авто­порт­рет» Р. Берн­са в моди­фи­ка­ции Е.С. Рома­но­ва и С.Ф. Потем­ки­на. Под­го­тов­ка: каран­даш или руч­ка, лист бума­ги раз­ме­ром 10 × 15 см [10].

Упраж­не­ние № 2. Созда­ние кол­ла­жа на тему «Насто­я­щее и буду­щее моей семьи» Дж. Остер, П. Гоулл. Под­го­тов­ка: два боль­ших ват­ма­на, цвет­ная, обер­точ­ная бума­га, жур­на­лы, гуашь, цвет­ные каран­да­ши, вос­ко­вые мел­ки, фло­ма­сте­ры, нож­ни­цы. Про­ве­де­ние пси­хо­ло­га. При выпол­не­нии упраж­не­ния ребен­ком, запре­ща­ет­ся давать попут­ные ука­за­ния и заме­ча­ния. При­ме­ча­ние: рисо­вать насто­я­щее и буду­щее семьи необ­хо­ди­мо на двух отдель­ных ватманах.

Упраж­не­ние № 3. «Страх внут­ри меня» Ю. Кли­ма­но­вой [5]. Под­го­тов­ка: крас­ки гуашь, фло­ма­сте­ры, вос­ко­вые мел­ки, каран­да­ши, вос­ко­вые мел­ки кисточ­ки, ластик, аль­бом­ные листы бума­ги. Выпол­не­ние. После завер­ше­ния рисун­ка, необ­хо­ди­мо его обсу­дить и сде­лать «пре­об­ра­же­ние» это­го стра­ха, видо­из­ме­нив его в более забав­ный, смеш­но, милый или празд­нич­ный рисунок.

Упраж­не­ние № 4. «Объ­ек­тив­ное и Субъ­ек­тив­ное». Под­го­тов­ка: лист А4, линей­ка, цвет­ные руч­ки, мар­ке­ры. Опи­са­ние упражнения. 

I этап. Под­ро­сток делит лист А4 на две поло­ви­ны. Каж­дый стол­бец име­ну­ет­ся как «Я‑субъективное» и «Я‑объективное». В пер­вом столб­це ука­зы­ва­ют­ся как поло­жи­тель­ные, так и отри­ца­тель­ные каче­ства, кото­ры­ми, по его мне­нию, он обла­да­ет. Во вто­ром столб­це он ука­зы­ва­ет, как его вос­при­ни­ма­ют окру­жа­ю­щие и какие каче­ства они ему при­пи­сы­ва­ют. При этом не сто­ит давать дирек­тив­ных уста­но­вок. Харак­те­ро­ло­ги­че­ские каче­ства запи­сы­ва­ют­ся в про­из­воль­ном поряд­ке и могут выде­лять­ся раз­ны­ми цве­та­ми, в зави­си­мо­сти от того, какой окрас при­да­ет это­му каче­ству под­ро­сток. Так­же мож­но попро­сить под­рост­ка при запол­не­нии столб­ца «Я‑объективное» ука­зы­вать имя чело­ве­ка или отме­чать исто­рию, кото­рая поз­во­ли­ла ему сде­лать такие выводы. 

II этап. Попро­сить роди­те­лей (учи­те­ля, дру­га) выпол­нить упраж­не­ние, каса­ю­ще­е­ся толь­ко «Я‑объективной» части. Обсуж­де­ние: 1) Срав­не­ние и ана­лиз каж­до­го каче­ства; 2) Выде­ле­ние качеств, спо­соб­ству­ю­щих даль­ней­ше­му раз­ви­тию личности.

Упраж­не­ние № 5. «Мас­ки». Под­го­тов­ка: лист А4, цвет­ные каран­да­ши, фло­ма­сте­ры, мар­ке­ры, вос­ко­вые мел­ки, акри­ло­вая крас­ка, мас­ля­ная постель, кисточ­ки, ста­кан­чик для воды, худо­же­ствен­ный уголь. Опи­са­ние упраж­не­ния. Попро­сить под­рост­ка нари­со­вать «лицо» сво­е­го стра­ха, потом радо­сти, раз­дра­же­ния, люб­ви. Вопро­сы обрат­ной свя­зи: поин­те­ре­со­вать­ся воз­ни­ка­ли ли ассо­ци­а­ции с чем или кем-либо.

Упраж­не­ние № 6. «Тем­ные вос­по­ми­на­ния». Под­го­тов­ка: лист А4, каран­да­ши, крас­ки, фло­ма­сте­ры, вос­ко­вые мел­ки, меди­та­тив­ная музы­ка, глу­бо­кая урна для сжи­га­ния бума­ги. Опи­са­ние упражнения. 

I этап. Попро­сить под­рост­ка вспом­нить исто­рию, ока­зав­шую на него силь­ное вли­я­ние, после кото­рой он потер­пел пси­хо­ло­ги­че­ское потря­се­ние. Не дове­ряя ее спе­ци­а­ли­сту мол­ча нари­со­вать кадр из вос­по­ми­на­ния, ярко отра­жа­ю­щий не столь­ко суть исто­рии, сколь­ко пси­хо­ло­ги­че­ское состо­я­ние подростка. 

II этап. По завер­ше­нии рисун­ка спе­ци­а­лист пред­ла­га­ет ребен­ку нари­со­вать «линию вре­ме­ни» (в виде стрел­ки с годо­вы­ми пери­о­да­ми), и отме­тить на ней тот уча­сток, кото­рый соот­вет­ству­ет изображению. 

III. Попро­сить под­рост­ка поду­мать о спо­со­бе изме­не­нии исхо­да этой исто­рии, пер­спек­ти­ве и воз­мож­но­сти ее пре­одо­ле­ния, изоб­ра­зив это на листе. IV этап. Пси­хо­ло­ги­че­ский ана­лиз рисун­ков с про­ра­бот­кой про­бле­мы и пси­хо­ло­ги­че­ских послед­ствий для под­рост­ка, в завер­ше­ние кото­рой, необ­хо­ди­мо сжечь рису­нок содер­жа­щий нега­тив­ную инфор­ма­цию или порвать его.

Упраж­не­ние № 7. «Ладо­ни жела­ний и воз­мож­но­стей». Под­го­тов­ка: лист А4, цвет­ные каран­да­ши, фло­ма­сте­ры, вос­ко­вые мел­ки, акри­ло­вая крас­ка, мас­ля­ная постель, кисточ­ки, ста­кан­чик для воды, худо­же­ствен­ный уголь. Опи­са­ние упраж­не­ния. Попро­сить под­рост­ка обри­со­вать свои две ладо­ни, в цен­тре кото­рых напи­сать «Я». Далее над пра­вой рукой напи­сать «Я могу» и над левой «Я хочу». Выби­рая цве­та на каж­дом паль­це левой руки напи­сать поже­ла­ния, а на пра­вой реаль­ные воз­мож­но­сти. После завер­ше­ния спе­ци­а­ли­стом про­во­дит­ся ана­лиз и обсуж­де­ние с подростком.

Упраж­не­ние № 8. «Путе­ше­ствие». Под­го­тов­ка: ват­ман, цвет­ные каран­да­ши, фло­ма­сте­ры, вос­ко­вые мел­ки, акри­ло­вая крас­ка, мас­ля­ная постель, кисточ­ки, ста­кан­чик для воды, худо­же­ствен­ный уголь. Опи­са­ние упраж­не­ния. Попро­сить под­рост­ка нари­со­вать стра­ну, город или опре­де­лен­ное место где, как или с кем бы он хотел жить через 10 лет. Вопро­сы обрат­ной свя­зи: 1) Дай пожа­луй­ста это­му горо­ду (месту) назва­ние, кото­рое сим­во­ли­зи­ро­ва­ло бы отра­же­ние тво­их эмо­ций, кото­рое оно у тебя вызы­ва­ет?; 2) Какие в этом горо­де пра­ви­ла (зако­ны)?; 3) Кого бы ты туда забрал с собой из сво­их род­ных и зна­ко­мых?; 4) Оха­рак­те­ри­зуй раз­ни­цу меж­ду этим и создан­ным тобой горо­дом (местом)? и т.д.

Упраж­не­ние № 9. «План дости­же­ний». Под­го­тов­ка: лист А4, линей­ка, руч­ка, четы­ре цве­та мар­ке­ров. Опи­са­ние упраж­не­ния. Выпи­сать все цели, кото­рые бы Вы хоте­ли достичь в тече­ние трех, пяти и деся­ти лет. Далее за каж­дый пери­од необ­хо­ди­мо раз­де­лить все жела­ния по кате­го­ри­ям, раз­де­ляя их соот­вет­ству­ю­щим цве­том мар­ке­ра: А – очень важ­ные; В – важ­ные; С – нуж­ные; D – необя­за­тель­ные. Вопро­сы обрат­ной свя­зи: 1) Что вы чув­ству­е­те?; 2) Как оце­ни­ва­е­те пер­спек­ти­ву реаль­но­сти выпол­не­ния постав­лен­ных целей и жела­е­мых дости­же­ний?; Что фак­ти­че­ски нуж­но сде­лать для мак­си­маль­но­го выпол­не­ния пла­на?; Обсуж­де­ние зна­чи­мо­сти и пер­во­сте­пен­но­сти постав­лен­ных целей?; Воз­мож­но­сти для реа­ли­за­ции и осу­ществ­ле­ния, меру ответ­ствен­но­сти само­го кли­ен­та за их реализацию.

Упраж­не­ние № 10. «Мои ассо­ци­а­ции». Опи­са­ние упраж­не­ния: под­рост­ку пред­ла­га­ет­ся сде­лать ассо­ци­а­ции кото­рые у него вызы­ва­ет ком­пью­тер: отдых, раз­вле­че­ния, пау­ти­на, жизнь и т.д. Обсуж­де­ние всех ассо­ци­а­тив­ных свя­зей закан­чи­ва­ет­ся под­ве­де­ни­ем ито­гов заня­тия про­чте­ни­ем прит­чи Робер­та Эли­а­са Над­же­ми (Robert Elias Najemy) осно­вы­ва­ясь на тру­дах по глу­бин­ной пси­хо­ло­гии в обла­сти форм стра­хов Фри­ца Римана.

Прит­ча «Что дела­ет нас счастливыми».

То, что дела­ет нас счаст­ли­вы­ми, посто­ян­но меня­ет­ся. Когда тебе было два года от роду, ты был (а) счаст­лив (а), полу­чив в пода­рок игру­шеч­ную машин­ку, играя в луже или иссле­дуя насе­ко­мое (кук­лу, играя в доч­ки мате­ри или гото­вя импро­ви­зи­ро­ван­ный ужин). 

Мы ста­ли постар­ше, и наше сча­стье меня­лось вме­сте с нами. Позд­нее сча­стье ста­ло музы­кой, потом тан­ца­ми, потом друж­бой с пред­ста­ви­те­ля­ми про­ти­во­по­лож­но­го пола. Нако­нец на дан­ный момент пред­мет наше­го сча­стья при­об­рел очер­та­ния ком­пью­тер­ных игро­вых технологий. 

Для мно­гих сча­стье озна­ча­ет быть при­ня­тым в под­рост­ко­вой груп­пе или оце­нен­ным кон­крет­ным чело­ве­ком, для дру­гих сча­стье про­яв­ля­ет­ся в спор­тив­ных дости­же­ни­ях, к кото­рым он при­шел через каж­до­днев­ные и мно­го­ча­со­вые тре­ни­ров­ки, дав­шие свои плоды. 

Жизнь меня­ет­ся. Таким обра­зом, пред­ме­ты, кото­рые дают ощу­ще­ние сча­стья и удо­вле­тво­рен­но­сти, так­же пре­тер­пе­ва­ют пере­ме­ны, если мы это им поз­во­ля­ем. Глав­ная наша про­бле­ма состо­ит в том, что мы при­вя­зы­ва­ем­ся к пред­ме­там, кото­рые при­но­си­ли нам сча­стье преж­де, и пола­га­ем, что они будут при­но­сить нам сча­стье и даль­ше. При этом мы не рас­тем, а оста­ем­ся в засто­яв­ших­ся водо­е­мах наших преж­них привязанностей. 

Как мы не раз в про­шлом рас­ста­ва­лись с наши­ми преж­ни­ми источ­ни­ка­ми сча­стья и пере­хо­ди­ли к новым, точ­но так же мы и в буду­щем долж­ны при­дер­жи­вать­ся такой тактики. 

Если бы, когда нам было два года, или семь, кто-нибудь ска­зал нам, что вещи, кото­рые при­но­сят сча­стье сей­час, неко­то­рое вре­мя спу­стя ста­нут для нас бес­смыс­лен­ны­ми и ник­чем­ны­ми, мы бы не смог­ли понять это­го и реши­ли бы, что нас пыта­ют­ся обма­нуть. Поче­му же мы долж­ны верить, что сей­час дела обсто­ят иначе? 

Мы все еще нахо­дим­ся в самом низу лест­ни­цы духов­но­го раз­ви­тия. Нам при­дет­ся пре­тер­петь нема­ло изме­не­ний, преж­де чем мы добе­рем­ся до верх­ней сту­пень­ки. Не заме­ча­ешь ли ты за собой, что пыта­ешь­ся сохра­нить преж­ние источ­ни­ки сча­стья, кото­рые на самом деле теперь ста­ли источ­ни­ка­ми не столь­ко сча­стья, сколь­ко дис­ком­фор­та, при­но­ся­ще­го тре­во­гу в жизнь тво­их близ­ких, что неми­ну­е­мо ска­зы­ва­ет­ся на ваших взаимоотношениях. 

Когда преж­ний источ­ник сча­стья начи­на­ет при­но­сить боль тво­им род­ным, и ста­но­вит­ся при­чи­ной кон­флик­та с дру­ги­ми людь­ми и нашим внут­рен­ним «я», воз­мож­но, это знак: при­шло вре­мя вый­ти на новые гори­зон­ты инте­ре­сов и заня­тий и я с тво­и­ми близ­ки­ми попы­та­ем­ся тебя в этом помочь и подер­жать в любую труд­ную для тебя минуту.

Часть 2. Теоретическая часть «Влияние на психику и здоровье чрезмерного увлечения компьютерными играми».

Сто­ит отме­тить, что после каж­дой лек­ции для под­рост­ка будет наи­бо­лее инте­рес­но про­смат­ри­вать науч­но попу­ляр­ные филь­мы, сюже­ты, роли­ки, с целью нагляд­ной демон­стра­ции послед­ствий это­го недуга.

Заня­тие № 1. Лек­ция «Пси­хо­ло­ги­че­ские осо­бен­но­сти обра­ще­ния к ком­пью­тер­ным играм юно­шей и деву­шек» и про­смотр науч­но-позна­ва­тель­но­го филь­ма «Вир­ту­аль­ная агрес­сия» [3, 1].

Заня­тие № 2. Лек­ция «Осо­бен­но­сти раз­ви­тия людей с ком­пью­тер­но­иг­ро­вой зави­си­мо­стью» и про­смотр сюже­та о вли­я­нии СМИ и ком­пью­тер­ных игр [6, 2].

Заня­тие №3. Лек­ция «Осо­бен­но­сти про­яв­ле­ния ком­пью­тер­ной зави­си­мо­сти в под­рост­ко­вом воз­расте» и про­смотр выпус­ка про­грам­мы «Доро­гая мы уби­ва­ем наших детей» [9, 4].

Часть 3. Практическая часть. «Обучение комплексу общеукрепляющих упражнений для профилактики негативного влияния компьютерной игровой аддикции на здоровье человека».

Упраж­не­ния раз­ра­бо­та­ны не толь­ко в каче­стве про­фи­лак­ти­ки неже­ла­тель­ных сома­то­те­лес­ных нару­ше­ний, рабо­ты с бло­ка­ми гей­минг-зави­си­мых, но и для озна­ком­ле­ния роди­те­лей и под­рост­ков с про­сты­ми физи­че­ски­ми упраж­не­ни­я­ми, необ­хо­ди­мы­ми при дол­гой рабо­те за компьютером.

Упраж­не­ние № 1. «Раз­мин­ка для шеи». 1) Сидя на сту­ле в мед­лен­ном тем­пе на счѐт 1 – повер­нуть голо­ву напра­во, на 2 – голо­ву пря­мо. Так же нале­во. Повто­рить 6–8 раз; 2) «Чере­па­ха». Сидя на сту­ле в мед­лен­ном тем­пе на 1–2 втя­нуть голо­ву в пле­чи. На 3–4 – вер­нуть­ся в исход­ное поло­же­ние. Повто­рять 6–8 раз; 3). «Кару­сель». Мед­лен­но сде­лать кру­го­вые дви­же­ния голо­вой впра­во и вле­во по 5 раз; 4) «Сова». Голо­ва постав­ле­на в одной плос­ко­сти со спи­ной. Мед­лен­но уво­дим взгляд впра­во (вле­во) до пре­де­ла, пыта­ясь посмот­реть за спи­ну, с посте­пен­ным пово­ро­том голо­вы и спи­ны. Повто­рять по 5 раз в каж­дую сторону.

Упраж­не­ние № 2. «Раз­мин­ка для суста­вов рук». 1) Сожми­те кисти в кулак на счѐт 1 и на счет 2 разо­жми­те кисти; 2) Совер­шай­те вра­ща­тель­ные дви­же­ния в обе сто­ро­ны в луче­за­пяст­ном суста­ве; 3) Пооче­ред­но и каж­дым пле­чом дотя­ги­вать­ся до моч­ки уха, голо­ва не накло­ня­ет­ся; 4) Под­ни­ми­те руки на уро­вень плеч по бокам. Согнув руки в кисте­вом суста­ве, начи­най­те делать вра­ще­ния; 5) Опу­сти­те руки вниз и начи­най­те дви­гать пле­ча­ми, совер­шая кру­го­вые дви­же­ния сна­ча­ла впе­ред, затем назад. Каж­дый эле­мент упраж­не­ния повто­рять по 8–10 раз в мед­лен­ном темпе.

Упраж­не­ние № 3. «Раз­мин­ка для суста­вов ног». 1) Сто­пы: а) тянем носок на себя и от себя, совер­шая неболь­шие коле­ба­тель­ные дви­же­ния по 5 раз; б) стоя на месте пере­ми­нать­ся с ноги на ногу чере­дуя наруж­ные и внут­рен­ние края стоп, на паль­цах и пят­ках; в) пооче­ред­но каж­дой сто­пой совер­ша­ем кру­го­вые дви­же­ния в обе сто­ро­ны по 5 раз. 2) Колен­ные суста­вы: а) в поло­же­нии стоя поста­вить ноги на ширине плеч, а кисти рук рас­по­ло­жить на коле­нях. Помо­гая рука­ми совер­шить коле­ням кру­го­вые дви­же­ния вовнутрь, а затем нару­жу 10 раз; б) поста­вить ноги вме­сте и рас­по­ло­жить кисти рук на коле­ни для помо­щи в совер­ше­нии кру­го­вых дви­же­ний впра­во и вле­во; в) поставь­те ноги на ширине плеч и нач­ни­те делать накло­ны впе­ред, ста­ра­ясь 10 раз кос­нуть­ся ладо­ня­ми пола, а затем 6 накло­нов назад пооче­ред­но к каж­дой ноге через бок; г) Встань­те и рас­ставь­те ноги шире уров­ня плеч и при­сядь­те, далее акку­рат­но сде­лай­те 6 пере­ка­тов от пра­вой ноги к левой и обратно.

Упраж­не­ние № 4. «Раз­мин­ка для тазо­бед­рен­ных суста­вов». 1) «Цир­куль». Из поло­же­ния стоя, отво­дим ногу в сто­ро­ну (при­мер­но на 45 °) и дела­ем лег­кое коле­ба­тель­ное дви­же­ние; 2) «Вра­ще­ние туло­ви­ща». Тазом дела­е­те кру­го­вые дви­же­ния в гори­зон­таль­ной плос­ко­сти, вра­щая сред­нюю часть туло­ви­ща; 3) «Боль­шие весы». Левая рука – на затыл­ке, пра­вая – вдоль тела. В этом поло­же­нии дела­ем накло­ны впра­во, затем ана­ло­гич­ным обра­зом – вле­во, каж­дый раз при­ла­гая допол­ни­тель­ные усилия.

Упраж­не­ние № 5. «Раз­мин­ка для спи­ны». 1) Обер­нув­шись через левое пле­чо и чуть про­гнув­шись назад, начи­най­те коле­ба­тель­ные дви­же­ния, стре­мясь уви­деть пра­вую пят­ку с наруж­ной сто­ро­ны; ноги непо­движ­ны; ана­ло­гич­ным обра­зом «про­из­во­дим осмотр» левой пят­ки; дела­ем два пово­ро­та в каж­дую сто­ро­ну по 15 дви­же­ний, ста­ра­ясь дышать сво­бод­но; 2) «Скрут­ки». Стоя пря­мо, накло­нить туло­ви­ще впе­ред и сде­лать пово­рот впра­во (вле­во) и при­нять исход­ное положение.

Упраж­не­ние № 6. «Мышеч­ная гим­на­сти­ка». 1) Бед­ра и живот: сидя на сту­ле, под­ни­ми­те ноги и сде­лай­те пере­кре­щи­ва­ю­щи­е­ся дви­же­ния «нож­ни­цы» 20 раз.

Упраж­не­ние № 7. «Диа­лог с напря­жен­ной частью тела [7]. Инструк­ция веду­ще­го: «Закрой­те гла­за. Мыс­лен­ным взо­ром прой­ди­те по все­му ваше­му телу, отме­чая напря­жен­ные и рас­слаб­лен­ные участ­ки. Сосре­до­точь­тесь на наи­бо­лее напря­жен­ной части ваше­го тела (может быть, этот зажим вы ощу­ща­е­те все­гда; может быть – в труд­ных для вас ситу­а­ци­ях; может быть, вы осо­зна­ли его, делая одно из преды­ду­щих упраж­не­ний). Почув­ствуй­те эту часть ваше­го тела, будь­те вни­ма­тель­ны к любым ощу­ще­ни­ям. Ниче­го не при­ду­мы­вай­те, отдай­тесь на сво­бод­ное тече­ние обра­зов (зри­тель­ных, слу­хо­вых, кине­сте­ти­че­ских). Что за обра­зы воз­ни­ка­ют, когда вы сосре­до­та­чи­ва­е­тесь на сво­ем зажи­ме? Если это зри­тель­ный образ, рас­смот­ри­те его вни­ма­тель­нее. Что это (или кто это)? Како­го он цве­та? Это что-то теп­лое или холод­ное? При­близь­тесь к нему. Спро­си­те, чего он от вас хочет. Обра­ти­тесь к сво­ей памя­ти, попы­тай­тесь вспом­нить момен­ты сво­ей жиз­ни, когда вы чув­ство­ва­ли себя абсо­лют­но счаст­ли­вым. Что про­ис­хо­дит с обра­зом? Про­пу­сти­те через все тело ощу­ще­ние абсо­лют­но­го бла­го­по­лу­чия, осо­бен­но направ­ляя его на про­блем­ные участ­ки тела. Что про­ис­хо­дит? Пред­ставь­те и почув­ствуй­те, как все болез­ни и недо­мо­га­ния исче­за­ют под воз­дей­стви­ем сил, иду­щих от пере­жи­ва­ния пол­но­го телес­но­го благополучия».

Упраж­не­ние № 8. «Для глаз». 1) Посмот­реть на кон­чик носа на 1–4. Затем про­ве­сти взгляд вдаль на 1–6; 2) «Мет­ка на стек­ле». Пере­во­дить взгляд с мет­ки на стек­ле окна на выбран­ный пред­мет вда­ли за окном; 3) Пере­ме­ще­ние взгля­да по тра­ек­то­ри­ям: по часо­вой стрел­ке и про­тив часо­вой стрел­ки, по восьмѐрке.

Упраж­не­ние № 9. «Сам себе судья». Под­го­тов­ка: лист А4, линей­ка, цвет­ные каран­да­ши и руч­ки. Опи­са­ние упраж­не­ния. Попро­сить под­рост­ка под­ве­сти итог заня­тию и чест­но оце­нить, что у него полу­чи­лось, что он смог пре­одо­леть, какие дости­же­ния и спо­соб­но­сти он для себя открыл, а над чем еще прой­дет­ся поработать.

Блок II. Проведение психотерапевтических упражнений с родителем и ребенком.

Упраж­не­ние № 1. «Общее твор­че­ство». Под­го­тов­ка: меди­та­тив­ная музы­ка, цвет­ные каран­да­ши и фло­ма­сте­ры, вос­ко­вые мел­ки, худо­же­ствен­ный уголь, аква­рель­ные крас­ки и мас­ля­ная пастель, кисточ­ки, ста­кан­чик для воды и листы А4. 

Опи­са­ние упраж­не­ния. Перед нача­лом упраж­не­ния вклю­ча­ет­ся на неболь­шую гром­кость меди­та­тив­ная музы­ка. Выпол­ня­ет­ся при соблю­де­нии пол­но­го мол­ча­ния участ­ни­ков. Роди­тель и ребе­нок рас­по­ла­га­ют­ся рядом друг с другом. 

I этап. Участ­ник (роди­тель или ребе­нок) начи­на­ет рисо­вать какой-нибудь пред­мет (это может быть и живот­ное, рас­те­ние, пер­со­наж), в то вре­мя как вто­рой участ­ник вни­ма­тель­но наблю­да­ет до тех пор, пока не пой­мет замы­сел худож­ни­ка, после чего пере­ни­ма­ет ини­ци­а­ти­ву, и закан­чи­ва­ет рисунок. 

II этап. Огра­ни­чи­ва­ет­ся вре­мя для худож­ни­ка состав­ля­ю­щее не более 10 секунд, но это не каса­ет­ся участ­ни­ка, кото­рый будет дорисовывать. 

III этап «Вен­зе­ля». Роди­тель на листе А4 рису­ет любой вен­зель, не наде­ляя его опре­де­лен­ным смыс­лом и пере­да­ет его ребен­ку, кото­рый пыта­ет­ся пре­об­ра­зить его в образ, после чего ребе­нок так­же пере­да­ет свой рису­нок роди­те­лю. У роди­те­ля и ребен­ка, дол­жен полу­чит­ся пол­но­цен­ный рисунок. 

Вопро­сы обрат­ной свя­зи: 1) Было ли слож­но пони­мать друг дру­га?; Полу­ча­лось ли у ваше­го парт­не­ра допол­нять и пре­об­ра­зо­вы­вать ваш резуль­тат? Полу­ча­лось ли уга­ды­вать замысел?

Упраж­не­ние № 2. «Сила сло­ва». Опи­са­ние упраж­не­ния: роди­тель вста­ет напро­тив ребен­ка и вытя­ги­ва­ет руки перед собой. Ребе­нок дол­жен опус­кать руки роди­те­ля по нарас­та­ю­щей силе вниз, нажи­мая на них свер­ху. Роди­тель в это вре­мя дол­жен удер­жи­вать руки, гово­ря при этом реши­тель­но «Я силь­ный!». Затем при тех же дей­стви­ях необ­хо­ди­мо гово­рить «Я сла­бый», про­из­но­ся эту репли­ку тихо и уны­ло. После это­го роди­тель меня­ет­ся роля­ми с ребен­ком. Вопро­сы обрат­ной свя­зи: 1) Как под­дер­жи­ва­ю­щие сло­ва помо­га­ют нам спра­вить­ся с труд­но­стя­ми и пре­одо­ле­вать пре­гра­ды? Вспом­ни­те исто­рию из жиз­ни когда вас мораль­но под­дер­жа­ли в слож­ной ситуации?

Тео­ре­ти­че­ская часть: «Нега­тив­ное вли­я­ние слов на вос­пи­та­ние ребен­ка».

  • «Отстань» или «оставь меня в покое», «Мне совер­шен­но не до тебя» – ребе­нок вос­при­ни­ма­ет эти фра­зы, так что он меша­ет роди­те­лям сво­им при­сут­стви­ем, явля­ет­ся лиш­ним и вто­ро­сте­пен­ным и что­бы при­влечь вни­ма­ние, в сле­ду­ю­щий раз он может перей­ти от слов просьб к действиям; 
  • «Не плачь», «не ной» – эти­ми фра­за­ми мы даем понять ребен­ку, что его чув­ства ничтожны;
  • «У всех дети, как дети, а у меня…» – подоб­ные ярлы­ки, спо­соб­ны пони­зить само­оцен­ку ребен­ка, а за этим сле­ду­ет истин­ное соот­вет­ствие сло­вам, про­из­не­сен­ные родителями;
  • «Ты не смо­жешь или у тебя не полу­ча­ет­ся, луч­ше я это сде­лаю» – эти фра­зы и после­ду­ю­щие дей­ствия име­ют свой­ство закреп­лять­ся влияя на само­сто­я­тель­ность фор­ми­ру­ю­щей­ся личности;
  • Ты же девоч­ка (маль­чик)!» – отри­цая навя­зан­ные роди­те­ля­ми сте­рео­ти­пы, девоч­ка может «отклю­чить» свою жен­ствен­ность, а маль­чик будет счи­тать себя несо­сто­яв­шим­ся мужчиной;
  • «Возь­ми, толь­ко уго­мо­нись!» – как гово­рит­ся, «чем бы дитя ни теши­лось…», все не так про­сто, про­из­но­ся эту фра­зу, мы ясно даем ребен­ку понять, что сво­им нытьем мож­но добить­ся жела­е­мо­го, после жела­ние вырас­та­ет в тре­бо­ва­ние. Если Вы гово­ри­те «нет», это долж­но быть твер­дым «нет»;
  • «Веч­но ты…» и «Ты нико­гда…» – силь­ней­шие сло­ва, кото­рые обви­ни­тель­ным при­го­во­ром наве­ши­ва­ют­ся на любо­го чело­ве­ка, в адрес кото­ро­го они про­зву­ча­ли, и в какой-то сте­пе­ни застав­ля­ют пове­рить, что он и есть тот, кто посто­ян­но опаз­ды­ва­ет, наво­дит бес­по­ря­док в сво­ей ком­на­те, забы­ва­ет. В послед­ствии, это дей­стви­тель­но может стать одной из черт характера;
  • «Это не сто­ит пере­жи­ва­ний» – с высо­ты роди­тель­ских лет, нам про­бле­мы и неуда­чи наших детей кажут­ся несу­ще­ствен­ны­ми. Поста­рай­тесь вспом­нить, как ранит невза­им­ная любовь, несдер­жан­ное ваше обе­ща­ние или дан­ное сло­во дру­га. Раз­де­лить чув­ства, а не ума­лять их зна­че­ние – толь­ко такой реак­ции от роди­те­лей ждет в слож­ной ситу­а­ции ребе­нок любо­го возраста;
  • «Еще раз такое уви­жу – ты у меня полу­чишь» – ребе­нок дол­жен точ­но знать, чего сто­ит ожи­дать в том или ином слу­чае, а вне­зап­ные эмо­ци­о­наль­ные поры­вы при­во­дят его к заме­ша­тель­ству и обиде;
  • «Быст­ро пере­стань!» – при таких фра­зах, ребе­нок чув­ству­ет себя бесправным;
  • «Да кому ты нужен!» – резуль­та­том фраз тако­го типа, явля­ет­ся повы­шен­ная тре­вож­ность, нерв­ные сры­вы, ухуд­ше­ние дис­ци­пли­ны и пове­де­ния у детей;
  • «Ну куда тебе» – уро­вень при­тя­за­ний ребен­ка от это­го может силь­но изме­нить­ся, ведь очень тяже­ло чего-либо добить­ся, если в тебя не верят самые близ­кие люди; 
  • «Ты весь в сво­е­го папу» или «И в кого ты такой пошел? Ума не при­ло­жу» В таких фра­зах обыч­но чув­ству­ют­ся злость, а у детей такой тип фраз, вызы­ва­ет чув­ство недо­воль­ства, разо­ча­ро­ва­ние, тре­во­ги и оди­но­че­ства, в край­нем слу­чае гнев.

Упраж­не­ние № 3. «Зато мой ребе­нок…». Под­го­тов­ка: лист А4, руч­ка, линей­ка. Опи­са­ние упраж­не­ния: спе­ци­а­лист: «Есть такое выра­же­ние «любят не за что-то, а вопре­ки все­му», про­сто так. В повсе­днев­ной жиз­ни боль­шин­ство роди­те­лей склон­ны чаще обра­щать вни­ма­ние на недо­стат­ки сво­их детей, чем под­чер­ки­вать их досто­ин­ства. Как часто мы дела­ем похо­жие ошиб­ки, срав­ни­вая сво­их и чужих детей, выде­ляя, при­пи­сы­вая и гипер­тро­фи­руя любую незна­чи­тель­ную чер­ту, нахо­дя­щую у нас одоб­ре­ние. Дети это тон­ко чув­ству­ют и болез­нен­но вос­при­ни­ма­ют». Далее роди­те­лям пред­ла­га­ет­ся раз­де­лить лист попо­лам. В левой колон­ке запи­сы­ва­ют­ся все недо­стат­ки ребен­ка с точ­ки зре­ния роди­те­ля, а в пра­вой про­ти­во­ве­сом выпи­сы­ва­ют­ся плю­сы после сло­ва «зато». После это­го роди­те­лю пред­ла­га­ет­ся про­из­не­сти вслух выпи­сан­ные досто­ин­ства и недо­стат­ки. Далее роди­тель дол­жен порвать лист вдоль и колон­ку с недо­стат­ка­ми разо­рвав выбро­сить в мусор­ное вед­ро. Затем выде­лить не боль­ше пяти глав­ных досто­инств, к каж­до­му вспом­нив исто­рию, ярко отра­жа­ю­щую каж­дое досто­ин­ство. В заклю­че­ние роди­тель дол­жен про­из­не­сти лич­но ребен­ку выде­лен­ное досто­ин­ство и рас­ска­зать исто­рию специалисту.

Упраж­не­ние № 4. «Вос­по­ми­на­ние» (сов­мест­но с ребен­ком). Опи­са­ние упражнения: 

I этап. Роди­те­лю пред­ла­га­ет­ся огля­нуть­ся на свое про­шлое и вспом­нить те поступ­ки, кото­рые вызы­ва­ли него­до­ва­ние, непо­ни­ма­ние и нега­тив со сто­ро­ны род­ных и окру­жа­ю­щих, а так­же ответ­ную реак­цию в виде эмо­ций и ощу­ще­ний в том воз­расте,  в кото­ром  сей­час нахо­дит­ся ребенок. 

II этап. Роди­те­лю пред­ла­га­ет­ся соста­вить спи­сок из пяти поступ­ков и реак­ций на заме­ча­ния ребен­ка, сопо­ста­вив с собой в его возрасте. 

III этап. Роди­те­лям пред­ла­га­ет­ся опре­де­лить­ся в каж­дом кон­крет­ном слу­чае, что напо­ми­на­ет из поступ­ков, реак­ций, пове­де­ния ребен­ка их в под­рост­ко­вом воз­расте. Попро­бо­вать про­ана­ли­зи­ро­вать, насколь­ко эти ситу­а­ции выяв­ля­ют инди­ви­ду­аль­ность ребен­ка, про­тест, при­чи­ну и т.д.

Упраж­не­ние № 5. «Тон­кая грань». Под­го­тов­ка: поли­эти­ле­но­вая плен­ка. Опи­са­ние упраж­не­ния. Веду­щий: При совер­ше­нии поступ­ков или в раз­го­во­ре мы не все­гда чув­ству­ем грань, за кото­рую нель­зя пере­хо­дить, за кото­рой лежит кон­фликт, оби­да и непо­ни­ма­ние. Очень важ­но чув­ство­вать ту грань, за кото­рой может про­изой­ти раз­рыв». Роди­те­лю и ребен­ку дает­ся плен­ка, с зада­чей мак­си­маль­но рас­тя­нуть ее и не порвать.

Упраж­не­ние № 6. «Тай­ное посла­ние» Т.П. Фила­то­вой. Под­го­тов­ка: йод, лист бума­ги, лимон­ный сок, тон­кие кисточ­ки, кон­тей­не­ры для воды, кон­верт. Инструк­ция. Роди­тель и ребе­нок долж­ны напи­сать лимон­ным соком на листе бума­ги неболь­шое посла­ние, поло­жить в кон­верт и поме­нять­ся посла­ни­я­ми. Затем в кон­тей­нер с водой необ­хо­ди­мо доба­вить немно­го йода и про­мок­нуть посла­ние, для расшифровки.

III ЭТАП – ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ

Блок I. Повторная психологическая диагностика (через 2–3 недели).

Пси­хо­ло­гу необ­хо­ди­мо сде­лать акцент на ресур­сах и пози­тив­ной дина­ми­ке в реше­нии про­бле­мы. Поиск ресур­сов мож­но напра­вить в: 1) Про­шлое (что рань­ше помо­га­ло, пре­одо­леть про­бле­му? Что (кто) под­дер­жи­вал?) 2) Насто­я­щее (что сей­час помо­га­ет пре­одо­ле­вать про­бле­му, хотя бы вре­мен­но? Помо­га­ет ли про­шлый опыт пре­одо­ле­ния неудач, стра­хов? Как вли­я­ют на тебя и твой окру­жа­ю­щий мир про­изо­шед­шие пере­ме­ны?) 3) В буду­щее (кто или что помо­жет вый­ти из труд­ной ситу­а­ции в буду­щем? Чему мож­но научить­ся извле­кая из пре­одо­лен­ных пре­град? Что хоте­лось бы изме­нить в насто­я­щем для наступ­ле­ния более бла­го­при­ят­но­го будущего?). 

В про­цес­се кон­суль­ти­ро­ва­ния необ­хо­ди­мо ори­ен­ти­ро­вать­ся на пози­тив­ный под­ход по прин­ци­пу «Во всем есть не толь­ко тем­ная, но и свет­лая сто­ро­на». Акцен­ти­ро­вать вни­ма­ние на наклон­но­стях и инте­ре­сах под­рост­ка, путем вовле­че­ния его в дру­гие виды дея­тель­но­сти (сек­ции, круж­ки), с моти­ва­ци­ей на дости­же­ние резуль­та­тов и постав­лен­ной цели, для чего необ­хо­ди­мо помочь не толь­ко под­рост­ку в выстра­и­ва­нии про­цес­са целе­по­ла­га­ния, но и роди­те­лям на гра­мот­ное сти­му­ли­ро­ва­ние моти­ва­ции сво­е­го ребенка.

Список литературы

  1. Вир­ту­аль­ная агрес­сия / реж. В.И. Мат­ве­е­ва // Науч­но-позна­ва­тель­ный фильм. 
  2. Вли­я­ние СМИ и ком­пью­тер­ных игр [Элек­трон­ный ресурс]. 
  3. Доб­ро­ви­до­ва Н.А. Пси­хо­ло­ги­че­ские осо­бен­но­сти обра­ще­ния к ком­пью­тер­ным играм юно­шей и деву­шек / Н.А. Доб­ро­ви­до­ва // Изве­стия Самар­ско­го науч­но­го цен­тра Рос­сий­ской ака­де­мии наук. – 2012.  – Т.  14. – № 2 (2). – С. 366–370.
  4. Доро­гая мы уби­ва­ем наших детей: пере­да­ча [Элек­трон­ный ресурс] // youtube. – 2012. – Вып. 4. 
  5. Кли­ма­но­ва Ю. Нари­суй свой страх: Дет­ские стра­хи / Ю. Кли­ма­но­ва // Семья и шко­ла. – 1999. – № 9. – С. 22–24.
  6. Мак­си­мов А.А. Осо­бен­но­сти раз­ви­тия людей с ком­пью­тер­но-игро­вой зави­си­мо­стью / А.А. Мак­си­мов // Вест­ник Рос­сий­ско­го госу­дар­ствен­но­го гума­ни­тар­но­го уни­вер­си­те­та. – 2009. – № 7. – С. 85–96.
  7. Мал­ки­на-Пых И. Воз­раст­ные кри­зи­сы / И. Мал­ки­на-Пых. – М.: Экс­мо, 2004. – 416 с.
  8. Мал­ки­на-Пых И.Г. Телес­ная тера­пия. Спра­воч­ник прак­ти­че­ско­го пси­хо­ло­га / И.Г. Мал­ки­на-Пых. – М.: Экс­мо, 2007. – 152 с.
  9. Осо­бен­но­сти про­яв­ле­ния ком­пью­тер­ной зави­си­мо­сти в под­рост­ко­вом воз­расте [Элек­трон­ный ресурс]. 
  10. Рогов Е.И. Настоль­ная кни­га прак­ти­че­ско­го пси­хо­ло­га: учеб. посо­бие / Е.И. Рогов. – 2‑е изд., пере­раб. и доп. – М.: Гума-нит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 384 с.
Источ­ник: Акту­аль­ные вопро­сы совре­мен­ной нау­ки. 2015. №44–1.

Об авторе

Фила­то­ва Т.П. — соис­ка­тель кафед­ры Пси­хо­ло­гии учеб­но-науч­но­го ком­плек­са пси­хо­ло­гии слу­жеб­ной дея­тель­но­сти, стар­ший лей­те­нант поли­ции, Мос­ков­ский уни­вер­си­тет МВД Рос­сии им. В.Я. Кико­тя, г. Москва, Россия.

Смот­ри­те также:

Категории

Метки

Публикации

ОБЩЕНИЕ

CYBERPSY — первое место, куда вы отправляетесь за информацией о киберпсихологии. Подписывайтесь и читайте нас в социальных сетях.

vkpinterest