Подбуцкая Н.В., Кныш А.Е., Богдан Ж.Б. Использование профессиональных фотографий для самопрезентации в социальных медиа как показатель личностного перфекционизма

П

Введение

В последнее десятилетие наблюдаются глубокие изменения норм социальной перцепции [1; 4]. Вследствие появления и быстрого распространения социальных медиа миллионы жителей планеты получили возможность создания идеального образа себя в виртуальном пространстве [3].

Через короткие заметки, цитаты, музыку, фотографии и видео пользователи социальных сетей рассказывают истории о себе, делая акцент на самых интересных и неординарных моментах своей жизни, тем самым формируя у своих подписчиков искаженное представление о своей личности [4; 13; 39].

Особое значение в процессе создания виртуального образа имеют фотографии. Последние технические достижения привнесли множество доступных новшеств в процесс обработки фотографий [25].

Если раньше фотографы добивались совершенного изображения путем работы с объективом, фокусом, передержкой кадра, светом и тенью, то сейчас эти классические приемы сочетаются со специальными инструментами компьютерной ретуши, которая позволяет изменить изначальный снимок до неузнаваемости [21].

Профессия фотографа обрела колоссальную популярность, а тысячи пользователей социальных сетей получили возможность сотрудничать с профессиональными фотографами для создания с помощью фотографий «перфектного» образа себя [33].

Отдельную роль в процессе популяризации профессиональной фотографии сыграли такие интернет-ресурсы, как Instagram и Snapchat, которые, в первую очередь, позволяют людям делиться фотографиями [31].

Безусловно, пользователи могут делать и ретушировать фотографии самостоятельно, чему способствует распространение различных фотофильтров, позволяющих корректировать изображение без специальных технических навыков. 

Тем не менее тысячи людей по всему миру предпочитают пользоваться услугами профессиональных фотографов не только в дни торжественных мероприятий, но и в повседневной жизни, и даже во время путешествий [38]. Дороговизна услуг востребованных профессиональных фотографов не останавливает охотников за идеальным образом себя.

Через профессиональные фотографии человек демонстрирует не только свое собственное внешнее превосходство, но и свое место в мире [8]. При этом образы на фотографии и в реальной жизни могут кардинально расходиться. 

Нежелание мириться с реальным фотоизображением себя и потребность в регулярном фотофиксировании своего улучшенного образа являются прямым доказательством неготовности принимать себя таким, как есть, и желания казаться лучше в глазах других людей. 

Такая самопрезентация позволяет воплощать мечты и идеализированные представления, недоступные в реальной жизни. Через такие фотографии человек получает внимание и восхищение, которые недоступны для него в реальной жизни [19].

Особенности самопрезентаций пользователей социальных медиа в последние годы привлекают все больше внимания ученых. Относительно исследованным является феномен одержимости «сэлфи», который выражается в навязчивом и повторяющемся представлении себя в социальных медиа через серии автопортретов, сделанных с помощью фотокамеры смартфона. 

Ряд отечественных и зарубежных ученых, исследовавших личностные особенности людей, одержимых «сэлфи», связывают такое стремление к идеализации себя через автопортреты с нарциссизмом (В. Барбоса, К. Барри, М. Игнатова) [11; 20; 26]. На наш взгляд, феномен одержимости профессиональной фотографией является не менее интересным и даже более сложным и комплексным.

«Сэлфи»-мания связана с доступностью таких технических средств, как смартфоны с фотокамерами. Фактически любой обладатель такого девайса способен делать «сэлфи» без дополнительных затрат. Профессиональная фотография, напротив, требует материальных и временных затрат, а также организационных усилий. Продумывание образа, подбор одежды, макияжа, необходимого интерьера превращают профессиональную фотосессию в сложный многоступенчатый процесс, требующий концентрации, аккуратности и внимания к деталям. Одержимость профессиональными фотосессиями требует определенной личностной направленности.

На наш взгляд, такая одержимость участием в профессиональных фотосессиях является одним из проявлений личностного перфекционизма, который, в свою очередь, может быть индикатором различных психологических нарушений. 

Долгие годы перфекционизм рассматривался как одно из проявлений нарциссизма [12; 15], но исследования конца 1990-х—начала 2000-х годов убедительно показывают, что перфекционизм представляет собой характеристику, присущую не только нарциссическим личностям, имеющую множество видов и проявлений [36], выполняющую конструктивную адаптивную функцию [29].

Цель данной статьи — идентификация феномена повторяющегося участия в профессиональных фотосессиях как проявления личностного перфекционизма и изучение личностных факторов его возникновения.

Самопрезентация через профессиональные фотографии в социальных медиа как проявление перфекционизма

Эмпирическое изучение перфекционизма как черты личности берет свое начало в 60-х годах ХХ века и продолжается до сих пор. Источники, особенности проявления, измерения, связь с расстройствами личности, структура перфекционизма — все эти темы активно исследуются представителями различных психологических школ и направлений. 

В самом общем виде под перфекционизмом понимают следование высоким стандартам и предъявление самых высоких требований к себе и окружающим [6].

Среди основных проявлений перфекционизма принято выделять: 1) завышенные личностные стандарты; 2) одержимость порядком; 3) проблемы с поддержанием межличностных отношений; 4) высокую тревогу при выполнении заданий; 5) откладывание работы на потом из-за страха совершить ошибку [37].

Изначально перфекционизм был описан в работах психоаналитиков (Х. Кохут, К. Хорни) как одно из самых ярких проявлений нарциссической личности [12; 15]. Перфекционизм рассматривался как условие формирования грандиозного Я, за которым нарцисс пытается скрыть свою слабость и беспомощность. 

Именно перфекционизм обеспечивает создание безупречного внешнего образа, способного скрыть внутреннюю пустоту и стыд [34]. В работах упомянутых психоаналитиков перфекционизм описывается как патологическое проявление личности.

Существенно расширили представления о природе и источниках проявления перфекционизма когнитивисты, обнаружившие не только патологические, но и адаптивные его формы (Б. Кокс, М. Эннс, И. Клара) [22].

Особую ценность имеют исследования Р. Фроста, показавшего, что за стремлением к совершенству могут скрываться два разнонаправленных импульса: стремление к достижению через развитие и озабоченность оценкой окружающих [23].

Наибольшее распространение получила модель перфекционизма Хьюитта-Флетта, прошедшая эмпирическую проверку в работах Б. МакКреари с коллегами [27]. С помощью факторного анализа исследователи выделили три вида перфекционизма:

  • социально предписанный перфекционизм — дезадаптивный вид экстернального перфекционизма, который проявляется в стремлении личности следовать завышенным стандартам, сформированным социумом;
  • личностный критический перфекционизм — дезадаптивный вид интернального перфекционизма, который проявляется в системе завышенных стандартов, блокирующих способность человека к нормальной активности;
  • личностный перфекционизм, ориентированный на достижение — адаптивный вид интернального перфекционизма, который позволяет сочетать высокие внутренние требования к себе и эффективность жизнедеятельности.

Особого внимания в контексте темы исследования заслуживает модель Р. Слейни [37], которая была эмпирически апробирована В. Ясной с коллегами [2]. Согласно этой модели перфекционизм как комплексный феномен включает в себя три центральные характеристики: стандарты (стремление к достижению, высокие ожидания от результатов собственной работы), несоответствие (болезненное переживание из-за разрыва между реальным представлением о себе и завышенными ожиданиями), порядок (направленность на четкую организацию деятельности).

Рассмотрим более подробно признаки перфекционизма, которые можно выделить в поведении людей, использующих для самопрезентации в социальных медиа профессиональные фотоснимки.

Первым признаком являются высокие стандарты. Работа с профессиональным фотографом дает возможность перфекционисту не только создать улучшенный образ себя с учетом собственных представлений о прекрасном, но и верифицировать валидность этих представлений через одобрение фотографа. Таким образом, профессиональный фотограф является не только мастером, создающим художественные изображения с учетом пожеланий перфекциониста, но и первым зрителем, подтверждающим высокое качество полученных изображений. Фотограф выполняет функцию объекта, «отзеркаливающего» совершенство перфекциониста, и тем самым снижает уровень тревожности последнего. Таким образом, участие в профессиональных фотосессиях позволяет перфекционисту удовлетворять потребность в соответствии высоким стандартам внешнего совершенства.

Вторым признаком является потребность в преодолении несоответствия между реальным и желаемым представлениями о себе. Одним из основных преимуществ профессиональной фотографии является возможность создания идеального образа через использование совершенных студийных интерьеров или особенных пейзажей, привлечение профессиональных стилистов, парикмахеров и визажистов. Результатом двухчасовой фотосессии становятся сотни снимков, из которых только несколько десятков войдут в финальную подборку и будут переданы клиенту. Соответственно, все несовершенные изображения, выставляющие перфекциониста в невыгодном свете, отбраковываются еще фотографом.

С помощью участия в профессиональной съемке перфекционист формирует у своих «зрителей» представление о себе как более совершенном, более благополучном, более счастливом и т.д. Добиться такого результата с помощью любительской фотографии в случайных интерьерах не представляется для перфекциониста возможным. Часто такие «случайные» фотографии вызывают у него разочарование и желание прибегнуть к новой фотосессии для того, чтобы уменьшить разрыв между реальным и желаемым образом себя.

Третьим признаком перфекционизма является потребность в соблюдении порядка. Профессиональная фотосессия — это достаточно сложный и многошаговый процесс, который включает в себя множество элементов, требующих длительной подготовки. Среди наиболее общих этапов:

  1. выбор профессионального фотографа (знакомство с портфолио нескольких профессиональных фотографов для выбора наиболее подходящего);
  2. подбор локации или студии (осмотр нескольких вариантов);
  3. разработка идеи (подбор аксессуаров, продумывание образа, подбор костюмов);
  4. согласование графиков фотографа, парикмахера, визажиста;
  5. проведение фотосессии;
  6. предварительный и финальный просмотр отобранных изображений;
  7. размещение снимков в социальной сети.

Каждый из этих этапов требует внимания и организованности, учета деталей и предупреждения возможных неожиданностей во время фотосессии. Перфекционист, участвующий в подготовке к профессиональной фотосессии, получает широкое поле для проявления своей потребности в порядке и организации.

Теоретический анализ поведенческих проявлений человека, регулярно участвующего в фотосессиях и выкладывающего профессиональные фотоснимки в социальных медиа, указывает на его склонность к перфекционизму. 

Какие же личностные факторы или проблемы лежат в основе такого перфекционизма? Многолетние исследования перфекционизма показывают, что его адаптивные формы чаще всего связаны со стремлением к достижению и самосовершенствованию [28], а дезадаптивные формы связаны с тревожностью, депрессией [7; 30], прокрастинацией, нарциссизмом, макиавеллизмом и психопатией [35], межличностными проблемами [24], низкой       удовлетворенностью    жизнью [32]. Причем связи дезадаптивных проявлений перфекционизма с негативными личностными образованиями оказались более крепкими, чем связи адаптивных проявлений с позитивными.

Для эмпирической проверки наличия личностных признаков перфекционизма у людей, использующих профессиональные фотографии для самопрезентации в социальных медиа, было проведено исследование, представленное ниже.

Программа исследования

Цель исследования — изучить личностные особенности и факторы возникновения перфекционизма людей, использующих для самопрезентации в социальных медиа профессиональные фотографии для создания идеализированного образа себя.

Гипотезы исследования:

  1. Люди, использующие исключительно профессиональные фотографии в социальных медиа, характеризуются наличием выраженной склонности к перфекционистской самопрезентации, а также проблемами в межличностном общении.
  2. Существует несколько личностных факторов проявления перфекционизма в социальных сетях через использование профессиональной фотографии, которые связаны с показателями Темной Триады (макиавеллизм, нарциссизм, психопатия) и проблемами в межличностных отношениях.

Задачи исследования:

  • выявить личностные особенности людей, проявляющих перфекционизм в социальных медиа через использование профессиональных фотографий для презентации себя;
  • определить личностные факторы проявления перфекционизма в социальных медиа.

Участники исследования:

В исследовании приняли участие 100 человек в возрасте от 22 до 39 лет (SD=2,88). 68% респондентов составили женщины, 32% — мужчины.

Критериями отбора испытуемых были:

  • наличие персональных профилей в трех и более социальных медиа;
  • регулярное посещение персональных профилей в социальных медиа (не реже одного раза в день);
  • длительность пребывания в социальных медиа (не менее 5 лет);
  • опыт участия в профессиональных фотосессиях и размещения профессиональных фотографий в профилях социальных медиа.

Из общей выборки респондентов на основании анализа содержания публичных профилей в социальных медиа были сформированы две группы исследования (группа № 1, группа № 2).

Группу № 1 составили 50 человек (64% — женщины, 36% — мужчины), которые используют для самопрезентации в профилях социальных медиа исключительно профессиональные фотографии.

Группу № 2 составили 50 человек (70% — женщины, 30% — мужчины), в персональных профилях которых профессиональные снимки составляют не более 15% всех фотографий. Соотношение профессиональных фотографий и их общего количества вычислялось с помощью анализа публичных профилей участников исследования в социальных медиа.

Методики исследования

Психодиагностический аппарат исследования составили следующие методики:

  • шкала перфекционистской самопрезентации П. Хьюитта (в адаптации А. Золотаревой) [10];
  • опросник «Нарциссические черты личности» (в адаптации О. Шамшиковой, Н. Клепиковой) [17];
  • тест «Интерперсональная диагностика личности» Т. Лири [14];
  • пятифакторный опросник личности «Большая пятерка» Р. МакКрае, П. Коста (в адаптации А. Хромова) [16];
  • короткий опросник Темной Триады (в адаптации М. Егоровой, М. Ситниковой, О. Паршикова) [9].

Методы анализа данных

Для проверки нормальности распределения данных использовался критерий Колмогорова-Смирнова. Сравнение данных в группах исследования проводилось с использованием Т-критерия Стьюдента. Для выявления личностных факторов проявления перфекционизма использовался факторный анализ (метод главных компонент с вращением Varimax).

Результаты исследования

Сравнение распределений всех переменных исследования с нормальным распределением показало отсутствие значимых различий (р>0,05, критерий Колмогорова-Смирнова), что подтвердило возможность использования параметрических методов при статистической обработке данных.

В табл. 1 представлены те психологические переменные, при сравнении которых были обнаружены значимые различия.

Таблица 1. Личностные характеристики респондентов, использующих профессиональные фотографии для самопрезентации в социальных медиа (группа № 1), в сравнении с не использующими их (группа № 2)

Таблица 1. Личностные характеристики респондентов, использующих профессиональные фотографии для самопрезентации в социальных медиа (группа № 1), в сравнении с не использующими их (группа № 2)
Примечание: р≤0,01, р≤0,05

Результаты статистического сравнения данных, полученных с помощью шкалы перфекционистской самопрезентации П. Хьюитта, указывают на наличие достоверных различий по всем трем шкалам: демонстрация совершенства (Т=5,93, р≤0,01), поведенческое непроявление несовершенства (Т=5,65, р≤0,01), вербальное непроявление несовершенства (Т=5,20, р≤0,01).

Респонденты группы № 1 показали более высокие результаты по всем трем шкалам. Это свидетельствует о том, что перфекционизм является неотъемлемой чертой их личности не только при формировании образа в социальных медиа, но и в реальной жизни. 

Полученные различия доказывают первую гипотезу исследования о существовании выраженной склонности к личностному перфекционизму у людей, использующих профессиональные фотографии для самопрезентации в социальных медиа.

Сравнение результатов тестирования респондентов двух групп с помощью методики «Интерперсональная диагностика личности» Т. Лири позволило выявить статистически вероятные различия по шкалам: авторитарности (Т=6,72, р≤0,01), агрессивности (Т=4,63, р≤0,01), подозрительности (Т=8,46, р≤0,01) и подчиняемости (Т=2,132, р≤0,05). По всем перечисленным шкалам результаты испытуемых группы № 1 оказались выше. 

Преобладание у респондентов-перфекционистов именно этих шкал указывает на их склонность к использованию полярных позиций в межличностных отношениях. Высокий уровень подозрительности свидетельствует о базовой неспособности доверять окружающим, что провоцирует поиск наиболее эффективной стратегии общения с собеседником. 

Если собеседник кажется перфекционисту слабым, он использует агрессию и авторитарность для отстаивания своей точки зрения. Если собеседник, напротив, кажется гораздо более сильным, то перфекционист с готовностью подчиняется, не веря в возможность смены расклада сил. Такой подход к общению делает перфекциониста ригидным и неестественным, блокируя возможность установления конструктивных отношений с окружающими.

При сравнении результатов «Большой пятерки» значимые различия были обнаружены по шкалам экстраверсии (Т=5,09, р≤0,01) и контролирования (Т=8,31, р≤0,01). По обеим шкалам результаты испытуемых группы № 1 оказались достоверно более высокими. Это указывает на центрированность сознания перфекциониста на внешних взаимодействиях. 

Именно контакты с окружающими обеспечивают поддержку представлений перфекциониста о совершенном «Я». Без «зрителей» перфекционист чувствует себя недооцененным. Высокие баллы по шкале контролирования указывают на особую аккуратность, точность, организованность испытуемых группы № 1, их любовь к порядку, что является одним из трех базовых признаков перфекционизма.

Анализ результатов опросника Темной Триады показал статистически достоверные различия по всем трем шкалам: макиавеллизму (Т=6,043, р≤0,01), нарциссизму (Т=5,922, р≤0,01) и психопатии (Т=6,814, р≤0,01).

У респондентов группы № 1 были выявлены достоверно более высокие баллы по всем трем показателям. Это указывает на неспособность респондентов группы № 1 к естественной позитивной коммуникации с окружающими. В общении они демонстрируют претенциозность, высокомерие, самовлюбленность, эгоизм. Они также не испытывают уважения к другим людям и достаточно цинично используют манипуляцию для достижения своих целей.

Опросник «Нарциссические черты личности» был использован нами, т.к. перфекционизм традиционно тесно связывают именно с нарциссизмом, что не всегда подтверждается эмпирически. Как мы и предполагали, далеко не все признаки нарциссизма оказались более выраженными у испытуемых группы № 1. Значимые различия были обнаружены по шкалам:

  • поглощенность фантазиями (Т=8,12, р≤0,01), что выражается у перфекционистов в неготовности воспринимать себя и окружающий мир без приукрашивания;
  • потребность во внимании (Т=6,91, р≤0,01), как правило, вызвана необходимостью в идеалистическом «отзеркаливании»;
  • манипуляция в межличностных отношениях (Т=7,23, р≤0,01), вызванная базовым недоверием к окружающим;
  • отсутствие эмпатии (Т=6,93, р≤0,01) как неспособность сопереживать другому человеку и воспринимать его как равного или подобного себе.

Таким образом, людям, использующим профессиональные фотографии для самопрезентации в социальных сетях, присущи не все черты нарциссической личности, а в основном те, которые указывают на неспособность к объективному восприятию себя и наличие проблем в межличностных отношениях.

Описанные психологические особенности респондентов группы № 1 явно свидетельствуют о выраженности у них личностного перфекционизма и целого ряда характеристик, усложняющих их взаимодействие с окружающим миром. 

С целью выделения личностных факторов, которые могут лежать в основе проявления личностного перфекционизма при самопрезентации в социальных медиа, был проведен факторный анализ с вращением Varimax (табл. 2).

Таблица 2. Личностные факторы перфекционизма (группа № 1)

Таблица 2. Личностные факторы перфекционизма

Анализ взаимосвязей между рассматриваемыми показателями позволил выявить ряд латентных переменных, отображающих потенциальные личностные детерминанты проявления перфекционизма в социальных медиа. 

В результате факторного анализа было выделено 6 факторов, которые описали 63,39% общей дисперсии и позволили составить картину о потенциальных причинах проявления личностного перфекционизма испытуемых.

Первый фактор «Ложь ради восхищения» (14,32% дисперсии) включил в себя переменные: зависимость, экстраверсия, контролирование, психопатия и демонстрация внешнего превосходства. Данный фактор описывает сочетание личностной пустоты, хладнокровия и неуважения к другим людям с потребностью в постоянном восхищении от окружающих. Такое восхищение перфекционист получает путем создания ложного образа себя, манипуляции и обмана.

Второй фактор «Полярность в межличностном взаимодействии» (12,9% дисперсии) включил в себя переменные: агрессивный, дружелюбный, поведенческое непроявление несовершенства, вербальное непроявление несовершенства.

Этот фактор описывает чрезмерную гибкость поведенческой самопрезентации личности, когда внешнее совершенство достигается через использование подходящей для ситуации стратегии, от агрессии до приятельства и дружелюбия.

Третий фактор «Ригидная демонстрация превосходства» (10,29% дисперсии) включил в себя переменные: авторитарный, поведенческое непроявление несовершенства, заносчивое поведение. Этот фактор описывает стремление к внешнему совершенству через демонстрацию силы и превосходства над другими.

Четвертый фактор «Потребность во внимании» (9,08% дисперсии) включил в себя переменные: демонстрация совершенства и потребность во внимании. Фактор описывает потребность во внешнем одобрении и восхищении, которая удовлетворяется через формирование идеального внешнего образа «Я».

Пятый фактор «Нарциссизм» (8,93% дисперсии) включил в себя переменные: нарциссизм, вербальное непроявление несовершенства, отсутствие эмпатии, сверхзанятость чувством зависти. Этот фактор включает в себя показатели, традиционно присущие личности с выраженными нарциссическими чертами.

Шестой фактор «Подчинение ради принятия» (7,95% дисперсии) включил в себя переменные: подчиняемый, привязанность и поведенческое непроявление несовершенства. Данный фактор описывает внешнее проявление послушания ради получения позитивного внимания от объекта привязанности через последовательную демонстрацию поведенческого совершенства.

Стоит отметить, что абсолютно все факторы включили в себя хотя бы одну из переменных, указывающих на перфекционистскую самопрезентацию. Это позволяет нам утверждать, что именно перфекционизм как личностная черта лежит в основе стремления к созданию идеализированного образа в социальных медиа через использование профессиональных фотографий.

Статистическое сравнение результатов и факторный анализ также позволили подтвердить, что испытуемые, использующие профессиональные фотографии для самопрезентации в социальных медиа, характеризуются личностными чертами и используют стратегии в поведении, которые усложняют их отношения с окружающими. Проблемы в межличностных отношениях являются одним из типичных проявлений перфекционизма.

Таким образом, эмпирическое исследование позволило нам доказать обозначенные гипотезы и подтвердить теоретические выводы о личностном перфекционизме людей, использующих профессиональные фотографии для самопрезентации в социальных медиа.

Обсуждение результатов

В ходе теоретического анализа феномена использования профессиональных фотографий для самопрезентации в социальных медиа и эмпирического исследования личностных характеристик людей, использующих профессиональные фотографии, была установлена его связь с личностными проявлениями перфекционизма. И если люди, использующие для представления себя «сэлфи»-фото, характеризуются, в первую очередь, высокими показателями по шкале нарциссизма (К. Барри с коллегами) [26], то респонденты, рассматриваемые в нашем исследовании, показали склонность не только к нарциссизму, но и к целому ряду других деструктивных черт: агрессии, авторитарности, макиавеллизму, психопатии, манипулятивности, отсутствию эмпатии и т.п.

Это указывает на то, что феномен использования профессиональных фотографий в социальных медиа более сложный и многосторонний. Судя по полученным эмпирическим данным, люди этого типа делятся на несколько групп, которые объединяются выраженной склонностью к перфекционизму и проблемами в межличностных отношениях. Связь между этими двумя феноменами была ранее показана в исследованиях В. Ясной, С. Ениколопова [18], Р. Гилмана, Р. Адамса [24]. Исследователи указывают на то, что проблемы в межличностных отношениях, как правило, присущи дезадаптивным проявлениям перфекционизма.

Факторный анализ показал, что в один и тот же фактор, наряду с перфекционизмом, входят противоположные друг другу характеристики, связанные со сферой межличностного общения (например, агрессия и дружелюбие), что указывает на полярность мышления, наличие которой у перфекционистов доказал Н. Гаранян [6].

Проведенное исследование существенно обогащает научные представления о людях, использующих для самопрезентации в социальных медиа исключительно          профессиональные фото. Факторный анализ продемонстрировал дезадаптивность перфекционизма испытуемых, о чем свидетельствует отсутствие факторов, указывающих на адаптивные формы его проявления. 

Напротив, перфекционизм респондентов связан с демонстративностью, манипулятивностью и даже психопатией. Анализ социальных профилей таких людей может использоваться в качестве дополнительного инструмента при профотборе, особенно если должность, на которую рассматривается кандидат, связана с социальным взаимодействием.

Идентификация феномена перфекционизма в самопрезентации в социальных медиа открывает новые горизонты и ставит новые исследовательские вопросы. Первостепенный интерес представляют социальные источники формирования такого рода перфекционизма: стили родительского воспитания, стратегии взаимодействия с окружающими, опыт межличностного общения. 

Отдельного внимания заслуживают возрастные и гендерные особенности проявления перфекционизма в социальных медиа, что позволило бы уточнить стадии становления личностного перфекционизма и лучше понять его источники. Дальнейшей разработки требует исследование взаимосвязи между перфекционизмом в социальных сетях и поведением на рабочем месте. 

Социальные профили сегодня представляют собой легкодоступный и иногда более «говорящий» источник информации для анализа личности кандидата, чем психологические методики.

Выводы

  1. Теоретический анализ феномена использования профессиональных фотографий для самопрезентации в социальных медиа позволил выделить черты, указывающие на его связь с личностным перфекционизмом (высокие стандарты, несоответствие, организованность).
  2. Эмпирическое исследование показало, что людям, использующим профессиональные фотографии для самопрезентации в социальных сетях, присущи повышенный уровень перфекционистской самопрезентации, авторитарности, агрессии, подозрительности, подчиняемости, экстраверсии, контролирования, нарциссизма, макиавеллизма, психопатии. Все эти характеристики указывают на неспособность испытуемых рассматриваемой группы к установлению естественных конструктивных отношений с окружающими.
  3. Анализ склонности испытуемых к нарциссизму показал, что у них выражены лишь некоторые его проявления, а именно: поглощенность фантазиями, потребность во внимании, манипуляции в межличностных отношениях и отсутствие эмпатии. Т.е. в основном те характеристики, которые описывают неспособность к объективному восприятию себя и выстраиванию конструктивных отношений с другими людьми.
  4. В результате факторного анализа были выделены шесть личностных факторов перфекционизма, которые были названы: «Ложь ради восхищения», «Полярность в межличностном взаимодействии», «Ригидная демонстрация превосходства», «Потребность во внимании», «Нарциссизм», «Подчинение ради принятия».

Финансирование. Работа выполнена при поддержке Национального технического университета «Харьковский политехнический институт».

ЛИТЕРАТУРА

  1. Андреева Г.М. Психология социального познания: Учебное пособие. М.: Аспект Пресс, 2005. 303 с.
  2. Апробация методики измерения перфекционизма Р. Слейни «Почти совершенная шкала» / Ясная В.А. [и др.] // Теоретическая и экспериментальная психология. 2011. Т. 4. № 4. С. 30—45.
  3. Асмолов А.Г., Асмолов Г.А. От Мы-медиа к Я-медиа: трансформации идентичности в виртуальном мире // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2010. № 1. С. 3—21.
  4. Войскунский А.Е. Социальная перцепция в социальных сетях // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2014. № 2. С. 90—104.
  5. Войскунский А.Е., Евдокименко А.С., Федунина Н.Ю. Альтернативная идентичность в социальных сетях // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2013. № 1. С. 66—83.
  6. Гаранян Н.Г. Психологические модели перфекционизма // Вопросы психологии. 2009. № 5. С. 74—83.
  7. Гаранян Н.Г., Холмогорова А.Б., Юдеева Т.Ю. Перфекционизм, депрессия и тревога // Консультативная психология и психотерапия. 2001. № 4. С. 18—48.
  8. ГогерчакС.Ю.,МогилевскаяГ.И.Феноменперфекционизмакакмеждисциплинарная проблема // European Social Science Journal. 2014. Т. 1. № 3. С. 268—272.
  9. Егорова М.С., Ситникова М.А., Паршикова О.В. Адаптация Короткого опросника Темной триады // Психологические исследования. 2015. Т. 8. № 43. С. 1—7.
  10. Золотарева А.А. Адаптация методики «Шкала перфекционистской самопрезентации» П. Хьюитта // Психологический журнал. 2011. Т. 32. № 6. С. 62—69.
  11. Игнатова М.П. Selfie: элемент повседневной культуры современного общества или продукт нарциссизма? // «Интернет и современное общество» (IMS—2015): сб. тр. XVII объединенной конференции (Санкт-Петербург, 22—25 июня 2015 г.). СПб.: Университет ИТМО, 2015. С. 60—61.
  12. Кохут Х. Анализ самости: Систематический подход к лечению нарциссических нарушений личности. М.: Когито-Центр, 2003. 308 c.
  13. Погонцева Д.В. Самопрезентация в киберпространстве // Философские проблемы информационных технологий и киберпространства. 2012. № 1. С. 66—72.
  14. Рабочая книга практического психолога: Пособие для специалистов, работающих с персоналом / Под ред. А.А. Бодалева, А.А. Деркача, Л.Г. Лаптева. М.: Издательство Института Психотерапии, 2001. 640 с.
  15. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. М.: Прогресс, 1993. 220 с.
  16. Хромов А.Б. Пятифакторный опросник личности: Учебно-методическое пособие. Курган: Изд-во Курганского гос. университета, 2000. 23 с.
  17. Шамшикова О.А., Клепикова Н.М. Опросник «Нарциссические черты личности» // Психологический журнал. 2010. Т. 31. № 2. С. 114—128.
  18. Ясная В.А., Ениколопов С.Н. Современные модели перфекционизма [Электронный ресурс] // Психологические исследования. 2013. Т. 6. № 29. С. 1—18. URL: http:// psystudy.ru (дата обращения: 10.08.2018).
  19. A Networked Self: Identity, Community, and Culture on Social Network Sites / Papacharissi Z. (ed.). New York; London: Routledge, 2011. 328 p.
  20. Barbosa M.V., Serés Seuma T., Merola J.S. From the family portrait to the profile picture. Uses of photography in the Facebook social network [Electronic resource] // Revista Latina de Comunicación Social. 2018. 73. P. 718—729. URL: http://www.revistalatinacs. org/073paper/1278/37en.html (дата обращения: 31.07.2018). doi:10.4185/RLCS-20181278en
  21. Collins R., Greenwood K. Photocommunication Across Media. New York: Routledge, 2017. 228 p.
  22. Cox B.J., Enns M.W., Clara I.P. The multidimensional structure of perfectionism in clinically distressed and college student samples // Psychological Assessment. 2002. Vol. 14 (3). P. 365—373.
  23. Frost R.O., Marten P., Lahart C., Rosenblate R. The dimensions of perfectionism // Cognitive Therapy and Research. 1990. Vol. 14 (5). P. 449—468.
  24. Gilman R., Adams R., Nounopoulos A. The interpersonal relationships and social perceptions of adolescent perfectionists // Journal of Research on Adolescence. 2011. Vol. 21 (2). P. 505—511. doi: 10.1111/j.1532—7795.2010.00689.x
  25. Lesage F. Searching, Sorting, and Managing Glut: Media Software Inscription Strategies for ‘Being Creative / In Stephanie Taylor, Susan Luckman (eds.) // The New Normal of Working Lives: Critical Studies in Contemporary Work and Employment / S. Taylor, S. Luckman (eds.). Cham: Palgrave Macmillan, 2017. P. 109—126.
  26. Let me take a selfie: Associations between self-photography, narcissism, and selfesteem / Barry Christopher T., Doucette Hannah, Loflin Della C., Rivera-Hudson Nicole, Herrington Lacey L. // Psychology of Popular Media Culture. 2017. Vol. 6 (1). P. 48—60.
  27. McCreary B.T., Joiner T.E., Schmidt N.B., Ialongo N.S. The structure and correlates of perfectionism in African American children // Journal of Clinical Child and Adolescent Psychology. 2004. Vol. 33 (2). P. 313—324. doi: 10.1207/s15374424jccp3302_13
  28. Rice K.G., Stuart J. Differentiating adaptive and maladaptive perfectionism on the MMPI—2 and MIPS Revised // Journal of Personality Assessment. 2010. Vol. 92. P. 158—167. doi: 10.1080/00223890903510407
  29. Sedikides C., Luke M. On when self—enhancement and self-criticism function adaptively and maladaptively / In E.C. Chang (ed.) // Self-criticism and self-enhancement: Theory, research, and clinical implications. Washington DC, 2007. P. 181—198.
  30. Self-critical perfectionism, acculturative stress, and depression among international students / Rice K.G., Choi C., Zhang Y., Morero Y., Anderson D. // The Counseling Psychologist. 2012. Vol. 40 (4). P. 575—600.
  31. Serafinelli E. Analysis of Photo Sharing and Visual Social Relationships: Instagram as a case study // Photographies. 2017. Vol. 10 (1). P. 91—111. doi: 10.1080/17540763.2016.1258657
  32. Sherry S.B., Mackinnon S.P., Macneil M.A., Fitzpatrick S. Discrepancies confer vulnerability to depressive symptoms: A three-wave longitudinal study // Journal of Counseling Psychology. 2012. Vol. 60 (1). P. 112—126.
  33. Siibak A. Constructing the Self through the Photo selection — Visual Impression Management on Social Networking Websites [Electronic resource] // Cyberpsychology: Journal of Psychosocial Research on Cyberspace. 2009. Vol. 3 (1). Art. 1. URL: https:// cyberpsychology.eu/article/view/4218/3260 (дата обращения: 04.09.2018).
  34. Sorotzkin B. The quest for perfection: Avoiding guilt or avoiding shame? // Psychotherapy: Theory, Research, Practice, Training. 1985. Vol. 22 (3). P. 564—571. doi: 10.1037/h0085541
  35. Stoeber J. How other-oriented perfectionism differs from self-oriented and socially prescribed perfectionism: Further findings // Journal of Psychopathology and Behavioral Assessment. 2015. Vol. 37 (4). P. 611—623.
  36. The interpersonal expression of perfection: Perfectionistic self-presentation and psychological distress [Electronic resource] / Hewitt P.L., Flett G.L., Sherry S.B., Habke M., Parkin M., Lam R.W., McMurtry B., Ediger E., Fairlie P., Stein M.B. // Journal of Personality and Social Psychology. 2003. Vol. 84 (6). P. 1303—1325. URL: https://hewittlab.psych.ubc.ca/files/2014/11/2003-Hewitt-et-al.-The-interpersonalexpression-of-perfection-perfectionistic-self-presentation-and-psychological-distress.pdf (дата обращения: 29.08.2018).
  37. The revised Almost Perfect Scale / Slaney R.B., Rice K.G., Mobley M., Trippi J., Ashby J.S. // Measurement and Evaluation in Counseling and Development. 2001. Vol. 34 (3). P. 130—145.
  38. Tifentale A., Manovich L. Competitive Photography and the Presentation of the Self / In Eckel J., Ruchatz J., Wirth S. (eds) // Exploring the Selfie: Historical, Analytical, and Theoretical Approaches to Digital Self-Photography / Eckel J., Ruchatz J., Wirth S. (eds). Palgrave Macmillan, 2018. P. 167—187.
  39. Zhao Sh., Grasmuck S., Martin J. Identity construction on Facebook: Digital empowerment in anchored relationships // Computers in Human Behavior. 2008. Vol. 24 (5). P. 1816—1836. doi: 10.1016/j.chb.2008.02.012
Источник: Социальная психология и общество. 2019. Т. 10. № 4. С. 112—130. doi:10.17759/sps.2019100408.

Об авторах

  • Нина Викторовна Подбуцкая — доктор психологических наук, профессор, Национальный технический университет «Харьковский политехнический институт», Харьков, Украина.
  • Анастасия Евгеньевна Кныш — кандидат психологических наук, доцент, Национальный технический университет «Харьковский политехнический институт», Харьков, Украина.
  • Жанна Борисовна Богдан — кандидат психологических наук, доцент, Национальный технический университет «Харьковский политехнический институт», Харьков, Украина.

Смотрите также:

Категории

Метки

Публикации

ОБЩЕНИЕ

CYBERPSY — первое место, куда вы отправляетесь за информацией о киберпсихологии. Подписывайтесь и читайте нас в социальных сетях.

vkpinterest