Все большую роль в жизни взрослых, подростков и даже детей младшего возраста играет глобальная сеть Интернет. Цифровые коммуникации влияют на формирование ценностей и социальных норм развития личности.
Современные подростки являются частью мирового коммуникационного интеллекта, частью общемирового процесса, который связан со всеобщей информатизацией человечества. Эти тенденции имеют как положительные, так и отрицательные стороны. Нельзя отрицать, что всемирная паутина обладает сильным образовательным потенциалом, благодаря которому можно узнать различную информацию и быть в курсе происходящих в мире событий. При этом положительном влиянии, сеть Интернет может оказывать и негативное психологическое влияние на формирование личности подростка.
Интернет сейчас представляет собой особое информационное поле, которое уже стало формой социальной реальности. Являясь важным фактором социализации, онлайн среда влияет на изменения как досуга подростков, так и на их межличностные отношения.
За последнее время, все больше наблюдается резкое снижение большинства, ранее распространенных, средств получения информации в сознании подростков. Все большее число подростков выбирают, в качестве источника получения знаний глобальную информационную систему – сеть Интернет, который включает в себя различные источники получения информации и интегрирует их в единую медиасреду. Телевидение, общение с друзьями и родителями, школа – все это, в настоящий период, являются средствами спонтанного получения информирования в сфере развлечений.
Основными характеристиками современной сети Интернет являются хаотичности, диффузность и фрагментарность. Информация выбирается из оригинальных форм и передается посредством небольших и значимых кусочков. Нет необходимости смотреть полностью передачу или читать целую статью, когда есть возможность посмотреть нужный, на данный момент времени, отрывок, и получить из него всю важную информацию. При поиске какой-либо информации, подростки, чаще всего, попадают не на сам источник, а лишь на такие отдельные, необходимые для них, фрагменты. Все это развивает, так называемое, клиповое мышление. Подросток не развивает понятийное мышление, а получает лишь нужную информацию за короткий период времени.
Н. В. Угольков, изучая Интернет как институт социализации старших школьников, опираясь на работы М. Г. Абрамова, О. Н. Арестовой, и д.р., пришел к выводу, что раньше, подростки использовали интернет, как средство к получению необходимых знаний. Интернет был своего рода гигантской библиотекой, в которой можно было в открытом доступе найти различную информацию на любые темы. Сейчас, в основном, интернет имеет другое назначение и выполняет другие функции. Это пространство для, общения, самореализации и установления межличностных коммуникативных связей. Развитие различных игр, микроблогов и соцсетей помогают подросткам раскрывать свой внутриличностный потенциал и устанавливать прочные взаимовыгодные отношения.
Все это происходит благодаря более активной социальной позиции, которую занимает юная аудитория в социальном пространстве. Подростки проявляют себя как субъекты в мировом информационном поле, стремящиеся стать равноправными участниками межпоколенческой коммуникации. Современные подростки перестают быть пассивными получателями информации.
Все большей и живой интерес они проявляют к различному виду общения в среде ближайшего своего окружения: сверстников, семьи, школы, которые выступает для них в качестве способа получения экспертных оценок и нового опыта для развития новых знаний, навыков и форм общения, что помогает усваиванию полученной информации и ее преобразование во внутриличностную и межличностную коммуникации, формируя новый опыт, который и определяет в последствии жизненные ценности и общую картину мира личности. В результате чего формируется иная жизненная среда.
Несмотря на видимые положительные стороны, которые подросток может получить от всемирной паутины, все большую тревогу как у родителей, так и у педагогов вызывает угроза интернет-зависимости подростков. Различаются такие понятия, как интернет-зависимость и чрезмерная увлеченность сетью Интернет. Об интернет-зависимости можно говорить при наличие у ребенка 6–7 эмоциональных или физических признаков сетевой зависимости и тогда, когда ребенок использует всемирную паутину не меньше одного года и проводит в ней не меньше 5 часов в день.
Стоит замечать такие эмоциональные и физические симптомами как: перемены в настроении подростка, эмоциональная эйфория при использовании компьютера, частые и без видимых причин чувство тревожности или волнения, агрессивное поведение при разговоре о возможной зависимости от интернета или о лишении компьютера на определенный срок, боль в шее, спине или головные боли, бессонница, ухудшение зрения и проблемы с личной гигиеной.
Промежуточным является понятие «чрезмерная увлеченность Интернетом», или «чрезмерное использование Интернета» – это неумение пользоваться сетью Интернет, ставить себе ограничения, регламентировать себя, незнание основ управления временем как подростком, так и его родителями.
Также, для подростка опасны различные формы кибербуллинга, фишинг, кибервымогательство, пропаганда самовредительства и д.р. Все это наносит непоправимый вред самому подростку через замедление или нарушение процесса социализации (а иногда – вред его здоровью и жизни), поэтому родителям необходимо отслеживать активность своего ребенка в интернете, чтобы своевременно выявить и решить возникшую проблему.
Таким образом, всемирно популярная сеть Интернет является неотъемлемой частью современного подростка, которая играет важную роль в его социализации. Благодаря интернету, подрастающее поколение создает актуальную и востребованную, в условиях современного мира, личность, которая может многогранно развиваться, получать новый опыт и выстраивать социально значимые связи. При этом, не стоит забывать о возможном вреде глобальной паутины. Имея неиссякаемый ресурс для развития человеческой личности и формирования его интеллекта, сеть Интернет может стать причиной различных психических девиаций.
Стоит очень четко понимать причины использования глобальной сети Интернет, для выстраивания наиболее логичной и эффективной работы в мировой паутине.
Литература
- Фельдштейн Д. И. Социальное развитие в пространствевремени детства. М., 1997.
- Цымбаленко С. Б. Влияние интернета на российских подростков и юношество в контексте развития российского информационного пространства // Медиа. Информация. Коммуникация. 2012. № 4.
- Сорокоумова Е. А., Молостова Н. Ю., Арютина Д. Н. Педагогика и психология образования. 2018. № 2.
Об авторах
Владимир Владимирович Комаров — кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной и возрастной психологии ТГУ имени Г. Р. Державина, ведущий психолог Центра исследований социальных девиаций ТГУ имени Г. Р. Державина.
Смотрите также:
- Аянян А.Н., Марцинковская Т.Д. Социализация подростков в информационном пространстве
- Белинская Е.П. Информационная социализация подростков: опыт пользования социальными сетями и психологическое благополучие
- Солодников В.В., Зайцева А.С. Использование социальных сетей и социализация российских подростков
- Сорокоумова Е.А., Молостова Н.Ю., Арютина Д.Н. Социализация подростка в процессе интернет-общения