Комаров В.В., Альбицкая Ю.В. Особенности эмоционального интеллекта подростков, социализирующихся в киберпространстве

К

Все боль­шую роль в жиз­ни взрос­лых, под­рост­ков и даже детей млад­ше­го воз­рас­та игра­ет гло­баль­ная сеть Интер­нет. Циф­ро­вые ком­му­ни­ка­ции вли­я­ют на фор­ми­ро­ва­ние цен­но­стей и соци­аль­ных норм раз­ви­тия личности.

Совре­мен­ные под­рост­ки явля­ют­ся частью миро­во­го ком­му­ни­ка­ци­он­но­го интел­лек­та, частью обще­ми­ро­во­го про­цес­са, кото­рый свя­зан со все­об­щей инфор­ма­ти­за­ци­ей чело­ве­че­ства. Эти тен­ден­ции име­ют как поло­жи­тель­ные, так и отри­ца­тель­ные сто­ро­ны. Нель­зя отри­цать, что все­мир­ная пау­ти­на обла­да­ет силь­ным обра­зо­ва­тель­ным потен­ци­а­лом, бла­го­да­ря кото­ро­му мож­но узнать раз­лич­ную инфор­ма­цию и быть в кур­се про­ис­хо­дя­щих в мире собы­тий. При этом поло­жи­тель­ном вли­я­нии, сеть Интер­нет может ока­зы­вать и нега­тив­ное пси­хо­ло­ги­че­ское вли­я­ние на фор­ми­ро­ва­ние лич­но­сти подростка.

Интер­нет сей­час пред­став­ля­ет собой осо­бое инфор­ма­ци­он­ное поле, кото­рое уже ста­ло фор­мой соци­аль­ной реаль­но­сти. Явля­ясь важ­ным фак­то­ром соци­а­ли­за­ции, онлайн сре­да вли­я­ет на изме­не­ния как досу­га под­рост­ков, так и на их меж­лич­ност­ные отношения.

За послед­нее вре­мя, все боль­ше наблю­да­ет­ся рез­кое сни­же­ние боль­шин­ства, ранее рас­про­стра­нен­ных, средств полу­че­ния инфор­ма­ции в созна­нии под­рост­ков. Все боль­шее чис­ло под­рост­ков выби­ра­ют, в каче­стве источ­ни­ка полу­че­ния зна­ний гло­баль­ную инфор­ма­ци­он­ную систе­му – сеть Интер­нет, кото­рый вклю­ча­ет в себя раз­лич­ные источ­ни­ки полу­че­ния инфор­ма­ции и инте­гри­ру­ет их в еди­ную медиа­сре­ду. Теле­ви­де­ние, обще­ние с дру­зья­ми и роди­те­ля­ми, шко­ла – все это, в насто­я­щий пери­од, явля­ют­ся сред­ства­ми спон­тан­но­го полу­че­ния инфор­ми­ро­ва­ния в сфе­ре развлечений.

Основ­ны­ми харак­те­ри­сти­ка­ми совре­мен­ной сети Интер­нет явля­ют­ся хао­тич­но­сти, диф­фуз­ность и фраг­мен­тар­ность. Инфор­ма­ция выби­ра­ет­ся из ори­ги­наль­ных форм и пере­да­ет­ся посред­ством неболь­ших и зна­чи­мых кусоч­ков. Нет необ­хо­ди­мо­сти смот­реть пол­но­стью пере­да­чу или читать целую ста­тью, когда есть воз­мож­ность посмот­реть нуж­ный, на дан­ный момент вре­ме­ни, отры­вок, и полу­чить из него всю важ­ную инфор­ма­цию. При поис­ке какой-либо инфор­ма­ции, под­рост­ки, чаще все­го, попа­да­ют не на сам источ­ник, а лишь на такие отдель­ные, необ­хо­ди­мые для них, фраг­мен­ты. Все это раз­ви­ва­ет, так назы­ва­е­мое, кли­по­вое мыш­ле­ние. Под­ро­сток не раз­ви­ва­ет поня­тий­ное мыш­ле­ние, а полу­ча­ет лишь нуж­ную инфор­ма­цию за корот­кий пери­од времени.

Н. В. Уголь­ков, изу­чая Интер­нет как инсти­тут соци­а­ли­за­ции стар­ших школь­ни­ков, опи­ра­ясь на рабо­ты М. Г. Абра­мо­ва, О. Н. Аре­сто­вой, и д.р., при­шел к выво­ду, что рань­ше, под­рост­ки исполь­зо­ва­ли интер­нет, как сред­ство к полу­че­нию необ­хо­ди­мых зна­ний. Интер­нет был сво­е­го рода гигант­ской биб­лио­те­кой, в кото­рой мож­но было в откры­том досту­пе най­ти раз­лич­ную инфор­ма­цию на любые темы. Сей­час, в основ­ном, интер­нет име­ет дру­гое назна­че­ние и выпол­ня­ет дру­гие функ­ции. Это про­стран­ство для, обще­ния, само­ре­а­ли­за­ции и уста­нов­ле­ния меж­лич­ност­ных ком­му­ни­ка­тив­ных свя­зей. Раз­ви­тие раз­лич­ных игр, мик­роб­ло­гов и соц­се­тей помо­га­ют под­рост­кам рас­кры­вать свой внут­ри­лич­ност­ный потен­ци­ал и уста­нав­ли­вать проч­ные вза­и­мо­вы­год­ные отношения.

Все это про­ис­хо­дит бла­го­да­ря более актив­ной соци­аль­ной пози­ции, кото­рую зани­ма­ет юная ауди­то­рия в соци­аль­ном про­стран­стве. Под­рост­ки про­яв­ля­ют себя как субъ­ек­ты в миро­вом инфор­ма­ци­он­ном поле, стре­мя­щи­е­ся стать рав­но­прав­ны­ми участ­ни­ка­ми меж­по­ко­лен­че­ской ком­му­ни­ка­ции. Совре­мен­ные под­рост­ки пере­ста­ют быть пас­сив­ны­ми полу­ча­те­ля­ми информации.

Все боль­шей и живой инте­рес они про­яв­ля­ют к раз­лич­но­му виду обще­ния в сре­де бли­жай­ше­го сво­е­го окру­же­ния: сверст­ни­ков, семьи, шко­лы, кото­рые высту­па­ет для них в каче­стве спо­со­ба полу­че­ния экс­перт­ных оце­нок и ново­го опы­та для раз­ви­тия новых зна­ний, навы­ков и форм обще­ния, что помо­га­ет усва­и­ва­нию полу­чен­ной инфор­ма­ции и ее пре­об­ра­зо­ва­ние во внут­ри­лич­ност­ную и меж­лич­ност­ную ком­му­ни­ка­ции, фор­ми­руя новый опыт, кото­рый и опре­де­ля­ет в послед­ствии жиз­нен­ные цен­но­сти и общую кар­ти­ну мира лич­но­сти. В резуль­та­те чего фор­ми­ру­ет­ся иная жиз­нен­ная среда.

Несмот­ря на види­мые поло­жи­тель­ные сто­ро­ны, кото­рые под­ро­сток может полу­чить от все­мир­ной пау­ти­ны, все боль­шую тре­во­гу как у роди­те­лей, так и у педа­го­гов вызы­ва­ет угро­за интер­нет-зави­си­мо­сти под­рост­ков. Раз­ли­ча­ют­ся такие поня­тия, как интер­нет-зави­си­мость и чрез­мер­ная увле­чен­ность сетью Интер­нет. Об интер­нет-зави­си­мо­сти мож­но гово­рить при нали­чие у ребен­ка 6–7 эмо­ци­о­наль­ных или физи­че­ских при­зна­ков сете­вой зави­си­мо­сти и тогда, когда ребе­нок исполь­зу­ет все­мир­ную пау­ти­ну не мень­ше одно­го года и про­во­дит в ней не мень­ше 5 часов в день.

Сто­ит заме­чать такие эмо­ци­о­наль­ные и физи­че­ские симп­то­ма­ми как: пере­ме­ны в настро­е­нии под­рост­ка, эмо­ци­о­наль­ная эйфо­рия при исполь­зо­ва­нии ком­пью­те­ра, частые и без види­мых при­чин чув­ство тре­вож­но­сти или вол­не­ния, агрес­сив­ное пове­де­ние при раз­го­во­ре о воз­мож­ной зави­си­мо­сти от интер­не­та или о лише­нии ком­пью­те­ра на опре­де­лен­ный срок, боль в шее, спине или голов­ные боли, бес­сон­ни­ца, ухуд­ше­ние зре­ния и про­бле­мы с лич­ной гигиеной.

Про­ме­жу­точ­ным явля­ет­ся поня­тие «чрез­мер­ная увле­чен­ность Интер­не­том», или «чрез­мер­ное исполь­зо­ва­ние Интер­не­та» – это неуме­ние поль­зо­вать­ся сетью Интер­нет, ста­вить себе огра­ни­че­ния, регла­мен­ти­ро­вать себя, незна­ние основ управ­ле­ния вре­ме­нем как под­рост­ком, так и его родителями.

Так­же, для под­рост­ка опас­ны раз­лич­ные фор­мы кибер­бул­лин­га, фишинг, кибер­вы­мо­га­тель­ство, про­па­ган­да само­вре­ди­тель­ства и д.р. Все это нано­сит непо­пра­ви­мый вред само­му под­рост­ку через замед­ле­ние или нару­ше­ние про­цес­са соци­а­ли­за­ции (а ино­гда – вред его здо­ро­вью и жиз­ни), поэто­му роди­те­лям необ­хо­ди­мо отсле­жи­вать актив­ность сво­е­го ребен­ка в интер­не­те, что­бы свое­вре­мен­но выявить и решить воз­ник­шую проблему.

Таким обра­зом, все­мир­но попу­ляр­ная сеть Интер­нет явля­ет­ся неотъ­ем­ле­мой частью совре­мен­но­го под­рост­ка, кото­рая игра­ет важ­ную роль в его соци­а­ли­за­ции. Бла­го­да­ря интер­не­ту, под­рас­та­ю­щее поко­ле­ние созда­ет акту­аль­ную и вос­тре­бо­ван­ную, в усло­ви­ях совре­мен­но­го мира, лич­ность, кото­рая может мно­го­гран­но раз­ви­вать­ся, полу­чать новый опыт и выстра­и­вать соци­аль­но зна­чи­мые свя­зи. При этом, не сто­ит забы­вать о воз­мож­ном вре­де гло­баль­ной пау­ти­ны. Имея неис­ся­ка­е­мый ресурс для раз­ви­тия чело­ве­че­ской лич­но­сти и фор­ми­ро­ва­ния его интел­лек­та, сеть Интер­нет может стать при­чи­ной раз­лич­ных пси­хи­че­ских девиаций.

Сто­ит очень чет­ко пони­мать при­чи­ны исполь­зо­ва­ния гло­баль­ной сети Интер­нет, для выстра­и­ва­ния наи­бо­лее логич­ной и эффек­тив­ной рабо­ты в миро­вой паутине.

Литература

  1. Фельд­штейн Д. И. Соци­аль­ное раз­ви­тие в про­стран­ст­ве­вре­ме­ни дет­ства. М., 1997.
  2. Цым­ба­лен­ко С. Б. Вли­я­ние интер­не­та на рос­сий­ских под­рост­ков и юно­ше­ство в кон­тек­сте раз­ви­тия рос­сий­ско­го инфор­ма­ци­он­но­го про­стран­ства // Медиа. Инфор­ма­ция. Ком­му­ни­ка­ция. 2012. № 4.
  3. Соро­ко­умо­ва Е. А., Моло­сто­ва Н. Ю., Арю­ти­на Д. Н. Педа­го­ги­ка и пси­хо­ло­гия обра­зо­ва­ния. 2018. № 2.
Источ­ник: Пси­хо­ло­ги­че­ская нау­ка и новые вызо­вы совре­мен­но­сти. Сбор­ник науч­ных тру­дов. Там­бов­ский госу­дар­ствен­ный уни­вер­си­тет им. Г.Р. Дер­жа­ви­на. Там­бов, 2023.

Об авторах

Вла­ди­мир Вла­ди­ми­ро­вич Кома­ров — кан­ди­дат пси­хо­ло­ги­че­ских наук, доцент кафед­ры соци­аль­ной и воз­раст­ной пси­хо­ло­гии ТГУ име­ни Г. Р. Дер­жа­ви­на, веду­щий пси­хо­лог Цен­тра иссле­до­ва­ний соци­аль­ных деви­а­ций ТГУ име­ни Г. Р. Державина. 

Смот­ри­те также:

Категории

Метки

Публикации

ОБЩЕНИЕ

CYBERPSY — первое место, куда вы отправляетесь за информацией о киберпсихологии. Подписывайтесь и читайте нас в социальных сетях.

vkpinterest