В последнее время все более активными пользователями сети Интернет становятся дети. Они активно общаются друг с другом в сети и часто ищут новых знакомств. Интернет предоставляет детям разнообразные возможности и, вместе с тем, содержит в себе различные угрозы и риски.
Одним из наиболее серьезных рисков для детей и подростков в сети Интернет стали сексуальные домогательства со стороны взрослых. Так, согласно данным зарубежных исследователей, от 13 до 19% молодых людей в возрасте от 10 до 17 лет подвергались сексуальным домогательствам при общении в интернете [31].
Результаты опроса детей и подростков, выполненного Г.У. Солдатовой и ее коллегами, показали, что с материалами сексуального характера в сети Интернет сталкивались 35% [14] опрошенных, причем в России это происходит значительно чаще, чем в Европе [15]. В 2017 г. среди обратившихся на линию помощи «Дети онлайн» 33% просили поддержки именно в решении проблемы сексуальных домогательств [16].
Согласно опросу московских школьников 14-17 лет, 48% из них получали предложения пообщаться на интимные темы, выслать фотографии или видео в обнаженном виде [17].
Сексуальные домогательства в сети Интернет получили название груминга, или онлайн груминга. В английском языке термин «груминг» многозначен, его синонимами являются слова «подготовка к чему-либо», «тренировка», «обучение».
В контексте сексуальной эксплуатации он впервые появился в США в 1985 для описания методов, используемых педофилами, и постепенно вошел в оборот и классические словари как понятие, характеризующее «преступную активность по построению дружеских связей с ребенком, в особенности через интернет, для того, чтобы убедить его вступить в сексуальные отношения» [27].
В тексте Конвенции о защите детей от сексуальной эксплуатации (Лансаротская Конвенция) [9], принятой Советом Европы в 2007 г., а также в Директиве Совета Европы по борьбе с сексуальным насилием, сексуальной эксплуатацией детей и детской порнографией [22] от 2011 г., используется термин «домогательство» (“solicitation”).
Однако в специальном руководстве по терминологии Лансаротской Конвенции, выпущенном Межведомственной рабочей группой в 2016 г. [30], указывается, что «домогательство» в контексте сексуальной эксплуатации и сексуального насилия по отношению к детям синонимично понятиям «груминг», в Интернете - «онлайн груминг», вне сети - «офлайн груминг».
Еще один синоним груминга - «соблазнение» (“enticement”). Домогательство в варианте онлайн груминга, включается в качестве частного случая в более широкую категорию «онлайн сексуальная эксплуатация ребенка», к которой также относятся «секстинг», или создание и распространение сексуальных обнаженных или полуобнаженных изображений посредством мобильных телефонов и/или Интернета, и сексуальное вымогательство (“sexual extortion”, или “sextortion”) у детей таких сексуальных изображений, в том числе с помощью угроз или шантажа. Эти два вида эксплуатации детей могут быть составными частями процесса груминга.
Борьба с сексуальной эксплуатацией детей ведется на основе международного права и национальных законодательств. Лансаротская Конвенция определяет необходимые меры, которые должны быть предприняты для предупреждения, выявления сексуальной эксплуатации и насилия по отношению к детям, а также совершенствования уголовного законодательства, устанавливающего ответственность за подобного рода действия. В настоящее время законодательства лишь 24 стран имеют полный спектр положений, охватывающих специфику груминга [27].
В России для квалификации аналогичных противоправных деяний используются две статьи Уголовного кодекса: статья 133 «Понуждение к действиям сексуального характера» и статья 135 «Развратные действия», однако специального отражения онлайн груминг в этих статьях не имеет [1].
Российскими юристами предлагалось включение в Уголовный кодекс РФ статьи 135.1, предусматривающей ответственность за любое умышленное предложение о встрече, с которым лицо, достигшее 18-летнего возраста, при помощи сети Интернет или иных информационно-коммуникационных технологий обращается к несовершеннолетнему с целью совершения против него полового преступления [5; 7]. Вместе с тем, пока эти инициативы остаются нереализованными.
В России в научных публикациях и обыденной речи слово «груминг» имеет иные коннотации и чаще понимается как косметический уход за животными или животных друг за другом.
Как вид сексуальной эксплуатации детей и подростков онлайн груминг лишь в последнее время начинает становиться объектом активного научного интереса.
Одно из первых упоминаний сексуального онлайн груминга по отношению к детям и подросткам содержится в публикациях сотрудников Фонда Развития Интернета под руководством Г.У. Солдатовой в начале 2010-х годов [14; 15].
Позже Г.У. Солдатовой и ее коллегами было дано краткое описание сценария онлайн груминга, начиная с комплиментов и сочувствия ребенку со стороны взрослого собеседника и последующего включения в обсуждение интимных вопросов до требования фотографий или демонстрации в обнаженном виде и, после их получения, шантажа [16].
А.С. Мошарова и Д.А. Карабатова аналогичным образом описывают груминг и дифференцируют груминг как «обхаживание» ребенка с сексуальными целями и секстинг как общение без цели личной встречи, направленное на получение материалов эротического и порнографического характера для дальнейшей продажи и возможного криминального шантажа ребёнка [12].
Другие отечественные работы, посвященные онлайн грумингу, выполнялись, в основном, в контексте обсуждения криминалистических и экспертных проблем.
Так, Д.В. Милютин описывает особенности груминга и секстинга в аспекте проблем расследования подобных преступлений [10]. К ним относятся скрытый характер коммуникации при груминге и секстинге, трудности фиксации и сохранения доказательств, отсутствие территориальной привязки злоумышленника и потерпевшего, что затрудняет их поиск.
Работы О.Ю. Антонова посвящены проблемам как выявления и расследования преступлений [3; 2], так и применения экспертных знаний для их квалификации [4]. Оперируя понятиями «кибергруминг» и «онлайн секстинг», автор выделяет особенности соответствующих им явлений, а также обосновывает необходимость проведения судебно-лингвистической экспертизы текстов коммуникации между взрослым и ребенком в тех случаях, когда эти тексты являются единственным доказательством сексуальных намерений злоумышленника.
Л.А. Волохова определяет задачи психолого-лингвистической экспертизы по делам, связанным с совершением развратных действий посредством сети Интернет: установление коммуникативных ролей участников переписки; установление наличия/отсутствия побуждения к различным действиям сексуальной окрашенности; выявление признаков психологического воздействия на ребенка [8].
По мнению автора, первые две задачи входят в совместную компетенцию психолого-лингвистической экспертизы, а третья относится к компетенции психолога.
В работе О.А. Шеремет и С.С. Шипшина предложен комплексный подход к решению проблем экспертизы, позволяющий «дать оценку не только действиям обвиняемого лица, но также установить степень негативного воздействия такой переписки на несовершеннолетнего, выявить признаки психологической травматизации» [18].
Одной из наиболее значимых работ в описываемой сфере является статья Н.С. Бельской о речевом жанре секстинга в судебной лингвистической экспертизе [6].
Исходя из понимания секстинга (сексуального разговора, переписки на сексуальные темы) как инструмента груминга, автор с позиций лингвиста проводит детальный анализ лексических средств коммуникантов, участвующих в этом процессе, описывает устойчивую речежанровую модель поведения взрослого – грумера – и предлагает методику экспертной оценки секстинга в рамках судебно-лингвистической экспертизы.
За рубежом онлайн груминг привлек внимание исследователей раньше, чем в России. Существует определенная преемственность подходов к анализу сексуальной эксплуатации и сексуального насилия по отношению к детям в эпоху до Интернета и в настоящее время.
Так, можно наблюдать параллели между моделями груминга S. Craven с соавторами [21] и ставшим классическим описанием внутренних и внешних предварительных условий сексуального насилия, предложенным D. Finkelhor в 1984 году [24].
Описывая этот процесс во внутренней перспективе злоумышленника, D. Finkelhor выделяет в качестве интернальных условий мотивацию субъекта к совершению сексуального насилия и преодоление внутренних тормозящих факторов, а экстернальных – преодоление внешних помех и сопротивления ребенка. S. Craven и ее коллеги аналогичным образом включают в процесс груминга самого субъекта и называют первую стадию «груминг самого себя» (“self-grooming”), подразумевая внутреннюю психологическую подготовку грумера.
На следующей стадии происходит груминг, или подготовка, окружения и значимых других и лишь затем, на завершающем этапе, - груминг ребенка. Авторы предлагают расширенное определение груминга как процесса, включающего подготовку всех лиц, прямо или косвенно имеющих к нему отношение, и протекающего как в реальной жизни, так и онлайн [21].
Значительное количество исследований онлайн груминга, проведенных в англоязычных странах в первое десятилетие нашего века, позволило H. Whittle и ее коллегам из университета Бирмингема [31] в 2013 г. провести их содержательный обзор и выделить основные характеристики этого феномена, в том числе сложный комплексный характер процесса груминга, высокую вариативность стилей, продолжительности, интенсивности, а также гетерогенность самой категории грумеров.
Так, продолжительность онлайн контактов грумеров с детьми варьирует от нескольких часов до нескольких месяцев (Wolak et al., 2004; Briggs et al., 2011) в зависимости от склонности грумеров к непосредственному контакту или к развитию сексуальных фантазий в беседах с жертвой, для чего требуется больше времени.
Груминг – манипулятивный процесс, который включает в себя целый спектр воздействий на ребенка: от комплиментов до устрашения и шантажа (Ospina et al., 2010).
После нахождения жертвы грумер осуществляет взаимодействие, состоящее из следующих этапов: установление дружеского контакта, развитие отношений, оценка риска, создание впечатления особого, исключительного характера отношений, и, наконец, включения сексуального содержания и фантазий (O’Connell, 2003), причем эти стадии имеют циклический характер (Webster et al., 2012).
Начальные этапы груминга сходны с обычными формами развития отношений онлайн, поэтому ребенку часто трудно заметить тревожные признаки в этот период. Дальнейшее их развитие раздвигает границы допустимого, ведет к «нормализации» подобного поведения и перестраивает представления несовершеннолетней жертвы таким образом, что она начинает считать сексуальные отношения благоприятными для себя (Olson et al., 2007).
Груминг часто включает в себя обман, в частности, возрастную маскировку (Palmer & Stacey, 2004).
Однако в большинстве случаев грумеры не скрывают свой возраст и сексуальные намерения, а дети знают, что общаются со взрослым человеком, но все же проявляют рискованное поведение.
В работе Webster et al. (2012) была предложена классификация детей и подростков в соответствии с их реакцией на онлайн груминг: 1) устойчивые; 2) склонные к рискованному поведению; 3) уязвимые. Было обнаружено, что большая часть молодых людей все же относится к устойчивому типу и реагирует на попытки груминга адекватно, блокируя, игнорируя их или сообщая о них в полицию.
Вместе с тем это не снимает остроту проблемы сексуального онлайн груминга и необходимости профилактических мер, а также дальнейших исследований этого явления.
Та же группа авторов (Whittle H. et al., 2013) выполнила обзор исследований, посвященный проблемам уязвимости детей по отношению к онлайн грумингу [32]. Используя экологический подход, они проанализировали индивидуальные и средовые факторы риска, защиты и устойчивости в отношении опасности онлайн сексуальной эксплуатации.
Основные результаты многочисленных работ в этой области состоят в том, что факторы, усиливающие подверженность детей и подростков онлайн грумингу, очень разнообразны, причем многие из них связаны между собой.
Наибольшей уязвимостью отличаются подростки женского пола, неуверенные в себе и проверяющие собственную сексуальность (последнее касается и несовершеннолетних мужского пола).
Имеют значение также низкая самооценка молодого человека, ограниченные возможности здоровья, в том числе психического, социальная изоляция и слабая поддержка со стороны сверстников.
В качестве протективных семейных факторов выступают родительский контроль за использованием ребенком интернета и знание ребенка об этом, а также позитивная поддержка ребенка со стороны родителей.
В последнее время внимание исследователей привлекает углубленный психолингвистический анализ стратегий и дискурсивных тактик грумеров на основе анализа транскриптов речевого взаимодействия грумеров и их несовершеннолетних жертв в рамках онлайн и офлайн груминга [20; 26].
Так, в работе P.J. Black и соавторов [20] обнаружено, что стратегии в обоих видах груминга, в целом, сходны, но имеют и ряд отличий в манере и временном порядке их использования. Онлайн оценка риска и потенциала виктимизации встречаются чаще в начале коммуникации, а сексуальный контент - во второй половине транскриптов, однако переход к нему происходит значительно быстрее, чем в офлайн варианте.
Эти результаты дополняет исследование испанских исследователей [24], показавших роль стратегии уговоров в процессе груминга не только для усиления эффекта домогательств, но и для формирования искаженного восприятия онлайн груминга самими грумерами [29]. Это обстоятельство предлагается использовать в целях профилактики в психологической работе с осужденными за онлайн груминг.
Оригинальное исследование характеристик жертв онлайн и офлайн груминга было выполнено группой британских психологов с помощью контент-анализа межличностной транзакции на материале транскриптов. В качестве теоретической основы использовалась модель роли жертвы, предложенная D. Canter. Обе категории жертв разделились между тремя ролевыми категориями: жертва как инструмент, личность и объект [25].
В качестве превентивных мер против сексуального онлайн груминга предлагаются преимущественно образовательные программы для детей, родителей, педагогов, которые должны включать в себя не только рекомендации по безопасному пользованию интернетом, но и сведения о возможных негативных последствиях груминга.
Наряду с этим профилактическим целям служат исследовательские разработки детекции онлайн груминга в сети с помощью компьютерного анализа контекста коммуникации, языка, используемого грумером, и машинного обучения [19].
Так, построенная на этой основе логистическая математическая модель позволяет определить, является ли разговор в сети грумингом или нет, с точностью до 93% [28].
Заключение
Сексуальная эксплуатация детей продолжает оставаться серьезной проблемой современного общества. С развитием интернет-технологий она приобретает новые формы и требует новых способов противодействия и профилактики. Опасность для детей представляет онлайн груминг – сексуальное домогательство в социальных сетях.
В иностранной научной литературе это явление изучается уже длительное время и получило относительно подробное описание. В России сексуальный онлайн груминг должен стать объектом пристального внимания не только правоохранительных органов, но и исследователей – юристов, психологов, лингвистов. Необходим правовой анализ данного состава преступления и определение того, насколько полно он отражен в существующем законодательстве.
Проведение психолого-лингвистических экспертных исследований по уголовным делам, включающим сексуальный онлайн груминг, нуждается в уточнении критериев экспертной оценки. Для этого должны быть проведены тщательные исследования процесса коммуникации между грумером и ребенком, характеристик его лексической и содержательной сторон, социально-психологических особенностей взаимодействия, характера воздействия на ребенка.
Нужно изучение психологических, сексологических и, возможно, психиатрических характеристик грумера, его стратегий и тактик, субъективного восприятия ребенка и взаимодействия с ним.
Не менее важно исследование ребенка, пострадавшего от сексуального груминга, его позиции и восприятия происшедшего, уязвимости и способности к сопротивлению, психологических последствий совершенного по отношению к нему преступления.
Все это позволит расширить представления юридической психологии о сексуальных преступлениях и их новых формах, а также выработать меры профилактики такого рода преступных действий по отношению к детям и подросткам.
Литература
- Алиева Е.А. Сеть интернет как средство совершения развратных действий // Пробелы в российском законодательстве. 2017. № 4. С. 180-182.
- Антонов О.Ю. Криминалистические основы противодействия распространению порнографических материалов в информационно-телекоммуникационных сетях // Научный вестник Омской академии МВД России. 2018. № 1 (68). С. 30-36.
- Антонов О.Ю. Выявление дополнительных преступлений, совершенных на сексуальной почве с использованием сети Интернет // Раскрытие и расследование преступлений серийных и прошлых лет: материалы Международной научно-практической конференции (Москва, 16 марта 2017 года) / под общ. ред. А.И. Бастрыкина. – М.: МА СК России, 2017. С. 53-56.
- Антонов О.Ю. Особенности использования специальных знаний в области лингвистики при изучении электронной переписки в ходе расследования половых преступлений в отношении несовершеннолетних // Вестник университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). – 2017. - № 7. - С. 42-52.
- Атабекова А.А. К вопросу об имплементации положений Лансаротской конвенции в Российское и зарубежное законодательство / Атабекова А.А., Букалерова Л.А., Симонова М.А., Ястребов О.А. // Всероссийский криминологический журнал. 2017. Т. 11. № 2. С. 426-434.
- Бельская Н.С. Речевой жанр секстинга в судебной лингвистической экспертизе интернет-коммуникации при расследовании преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности // Вестник Кемеровского государственного университета. 2015. № 1 (61). Т. 2. С. 170-176.
- Букалерова Л.А., Атабекова А.А., Симонова М.А. О необходимости криминализации предложения несовершеннолетнему вступить в сексуальный контакт // Административное и муниципальное право. 2015. № 6 (90). С. 520-524.
- Волохова Л.А. Опыт психологического исследования по делам, связанным с совершением развратных действий посредством сети Интернет (переписка на сексуальную тему) // Актуальные проблемы и технологии юридической психологии детства: от девиантного развития к нормативному поведению. М., 2017. С. 80-82.
- Конвенция Совета Европы о защите детей от сексуальной эксплуатации и сексуальных злоупотреблений (CETS № 201) [рус., англ.] (Заключена в г. Лансароте 25.10.2007) [Электронный ресурс].
- Милютин Д.В. Специфика выявления и расследования преступлений в сфере высоких технологий, совершенных с использованием сети интернет и социальных сетей // Общественная безопасность, законность и правопорядок в III тысячелетии. Воронежский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации (Воронеж). 2017. № 3-3. С. 295-303.
- Михалева Г.В. Онлайн-риски и проблемы защиты детей в современном британском медиаобразовании // Психология. Педагогика. 2014. № 6 (30). С. 66-74.
- Мошарова А.С., Карабатова Д.А. Проблемы защиты детей от насилия в киберпространстве // Социально-правовая защита детства как приоритетное направление современной государственной политики. Сборник материалов Международной научно-практической конференции. 2018. С. 406-409.
- Результаты межрегионального исследования 2009 г. «Восприятие Интернета детьми и подростками России». Официальный сайт Фонда развития Интернет [Электронный ресурс].
- Солдатова Г.У., Нестик Т.А., Рассказова Е.И., Зотова Е.Ю. Цифровая компетентность подростков и родителей. Результаты всероссийского исследования / М.: Фонд Развития Интернет, 2013. 144 с.
- Солдатова Г., Рассказова Е., Зотова Е., Лебешева М., Роггендорф П. Дети России онлайн. Результаты международного проекта EU Kids Online II в России [Электронный ресурс].
- Солдатова Г.У., Ртищева М.А., Серегина В.В. Онлайн-риски и проблема психологического здоровья детей и подростков // Академический вестник Академии социального управления. 2017. № 3 (25). С. 29-37.
- Солдатова Г.У., Чигарькова С.В., Львова Е.Н. Онлайн-агрессия и подростки: результаты исследования школьников Москвы и Московской области // Социально-экономические и общественные науки. – 2017. - №. 12. – С. 103-109.
- Шеремет О.А., Шипшин С.С. Комплексное исследование интернет-переписки при расследовании уголовных дел о сексуальных преступлениях в отношении несовершеннолетних [Электронный ресурс].
- Al-Hateeb H.M., Epiphaniou G. How technology can mitigate and counteract cyber-stalking and online grooming. Computer Fraud & Security. January 2016, pp. 14 – 18.
- Black P.J., Wollis M., Woodworth M., Hancock J.T. A linguistic analysis of grooming strategies of online child sex offenders: implications for understanding of predatory sexual behavior in an increasingly computer-mediated world. Child Abuse & Neglect. Volume 44, 2015, pp. 140-149.
- Craven, S., Brown, S., & Gilchrist, E. Sexual grooming of children: Review of literature and theoretical considerations. Journal of Sexual Aggression. Volume 12, 2006, pp. 287–299. doi.org/10.1080/13552600601069414
- Directive 2011/92/EU of the European Parliament and of the Council of 13 December 2011 on combating the sexual abuse and sexual exploitation of children and child pornography, and replacing Council Framework Decision 2004/68/JHA.
- Finkelhor, D. Child sexual abuse new theory and research. New York, USA: The Free Press, 1984.
- Gámez-Guadix M., Almendros C., Calvete E., Santisteban de P. Persuasion strategies and sexual solicitations and interactions in online sexual grooming of adolescents: Modeling direct and indirect pathways. Journal of Adolescence. Volume 63, 2018, pp. 11–18.
- Ioannou M., Synnott J., Reynolds A., Pearson J. A comparison of online and offline Grooming characteristics: An application of the victim roles model. Computers in Human Behavior. Volume 85, 2018, pp. 291-297
- Kloess J.A. et al. A Qualitative Analysis of Offenders’ Modus Operandi in Sexually Exploitative Interactions with Children Online. Sexual Abuse. Volume 29, no. 6, pp. 563-591. doi.org/10.1177/1079063215612442
- Online Grooming of Children for Sexual Purposes: Model Legislation & Global Review. International Centre for Missing & Exploited Children. 2017. p. 1.
- Pranoto H., Gunawan F.E., Soewito B. Logistic Models for Classifying Online Grooming Conversation. Procedia Computer Science. Volume 59, 2015, pp. 357 – 365.
- Santisteban de P. et al. Progression, maintenance, and feedback of online child sexual grooming: A qualitative analysis of online predators. Child Abuse & Neglect. Volume 80, 2018, pp. 203–215.
- Terminology Guidelines for the Protection of Children from Sexual Exploitation and Sexual Abuse. Adopted by the Interagency Working Group in Luxembourg, 28 January 2016.
- Whittle H. et al. A review of online grooming: Characteristics and concerns. Aggression and Violent Behavior. Volume 18, 2013, pp. 62–70.
- Whittle H. et al. A review of young people’s vulnerabilities to online grooming. Aggression and Violent Behavior. Volume 18, 2013, pp. 135–146.
Об авторах
- Елена Георгиевна Дозорцева — доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры юридической психологии и права, факультет юридической психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), руководитель лаборатории психологии детского и подросткового возраста, Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии имени В.П. Сербского, член редколлегии научного журнала «Психология и право» член редакционного совета научного журнала «Психологическая наука и образование», Москва, Россия.
- Анна Сергеевна Медведева — кандидат психологических наук, старший научный сотрудник, лаборатория психологии детского и подросткового возраста, Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии имени В.П. Сербского Министерства здравоохранения Российской Федерации (ФГБУ «НМИЦ ПН имени В.П. Сербского»), ведущий государственный судебный эксперт, Северо-Западный региональный центр судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации (ФБУ СЗРЦСЭ Минюста России), Москва, Россия.
Смотрите также:
- Медведева А.С. Реакции детей и подростков на сексуальный онлайн груминг
- Медведева А.С., Дозорцева Е.Г. Роль и участие родителей в процессе кибергруминга
- Медведева А.С., Дозорцева Е.Г. Характеристики онлайн груминга как вида сексуальной эксплуатации несовершеннолетних (по результатам анализа переписок взрослых и детей в сети Интернет)
- Никишина В.Б., Клюева Н.В., Самосват О.И. Сексуальная агрессия и флирт как коммуникативные паттерны подростков в социальных сетях