Медведева А.С., Дозорцева Е.Г. Характеристики онлайн груминга как вида сексуальной эксплуатации несовершеннолетних (по результатам анализа переписок взрослых и детей в сети Интернет)

М

В Рос­сии все боль­ше детей и под­рост­ков стал­ки­ва­ют­ся с сек­су­аль­ным домо­га­тель­ством в сети Интер­нет со сто­ро­ны взрос­лых людей, стре­мя­щих­ся всту­пить с несо­вер­шен­но­лет­ни­ми посред­ством пере­пи­сок или видео­свя­зи в сек­су­аль­но направ­лен­ный контакт. 

За рубе­жом эта про­бле­ма суще­ству­ет доль­ше и в послед­нее вре­мя ста­но­вит­ся пред­ме­том меж­дис­ци­пли­нар­ных иссле­до­ва­ний [19], резуль­та­ты кото­рых при­ве­ли к внед­ре­нию в прак­ти­ку клю­че­во­го тер­ми­на «онлайн гру­минг», опре­де­ля­е­мо­го как ини­ци­а­ция кон­так­та с ребен­ком с целью его под­го­тов­ки к даль­ней­ше­му сек­су­аль­но­му зло­упо­треб­ле­нию [4; 6]. 

В лите­ра­ту­ре, посвя­щен­ной это­му явле­нию, при­во­дят­ся раз­лич­ные опре­де­ле­ния онлайн гру­мин­га, выде­ля­ют­ся его эта­пы [14], опи­сы­ва­ет­ся лич­ность взрос­лых, осу­ществ­ля­ю­щих онлайн гру­минг («гру­ме­ров»), и при­ме­ня­е­мые ими так­ти­ки воз­дей­ствия на несо­вер­шен­но­лет­них [12]. Зару­беж­ные иссле­до­ва­ния часто бази­ру­ют­ся на ана­ли­зе интер­нет-ком­му­ни­ка­ций (пере­пи­сок) взрос­лых с несо­вер­шен­но­лет­ни­ми. В ряде стран гру­минг (осу­ществ­ля­е­мый онлайн или офлайн) вклю­чен в уго­лов­ное зако­но­да­тель­но зако­но­да­тель­ство как само­сто­я­тель­ный состав пре­ступ­ле­ния [7; 11].

В преды­ду­щей пуб­ли­ка­ции [1] мы рас­смот­ре­ли фено­мен и поня­тие онлайн гру­мин­га, а так­же под­хо­ды к иссле­до­ва­нию это­го явле­ния и его про­фи­лак­ти­ке. Наи­бо­лее удач­ным нам пред­став­ля­ет­ся опре­де­ле­ние онлайн гру­мин­га как сек­су­аль­но­го домо­га­тель­ства по отно­ше­нию к детям, реа­ли­зу­е­мо­го в сети Интер­нет, и раз­но­вид­но­сти сек­су­аль­ной экс­плу­а­та­ции детей. 

Целью онлайн гру­мин­га может быть встре­ча с несо­вер­шен­но­лет­ним и реаль­ный сек­су­аль­ный кон­такт с ним, либо сек­су­аль­но окра­шен­ное вза­и­мо­дей­ствие в рам­ках вир­ту­аль­ной ком­му­ни­ка­ции. Состав­ля­ю­щей про­цес­са онлайн гру­мин­га явля­ет­ся «сек­стинг», или сек­су­а­ли­зи­ро­ван­ная интер­нет-ком­му­ни­ка­ция меж­ду взрос­лым и несо­вер­шен­но­лет­ним в виде тек­сто­вых сооб­ще­ний, фото­гра­фий, видеоизображений. 

Гру­минг име­ет мани­пу­ля­тив­ный харак­тер, а несо­вер­шен­но­лет­ние, как пра­ви­ло, в силу воз­рас­та и уров­ня раз­ви­тия не могут в пол­ной мере осо­зна­вать сек­су­аль­ный харак­тер и про­ти­во­прав­ное зна­че­ние подоб­ных коммуникаций.

В Рос­сии сек­су­аль­ная экс­плу­а­та­ция несо­вер­шен­но­лет­них в интер­нет-про­стран­стве тре­бу­ет актив­но­го изу­че­ния в инте­ре­сах, преж­де все­го, про­фи­лак­ти­ки и защи­ты детей, помо­щи след­ствию и, не в послед­нюю оче­редь, пси­хо­ло­ги­че­ской нау­ки. Необ­хо­ди­мо понять спе­ци­фи­ку воз­дей­ствия, ока­зы­ва­е­мо­го взрос­лы­ми на несо­вер­шен­но­лет­них в про­цес­се онлайн ком­му­ни­ка­ции и при­во­дя­ще­го к сек­су­аль­но­му злоупотреблению.

Цель насто­я­ще­го иссле­до­ва­ния — опи­сать харак­те­ри­сти­ки онлайн гру­мин­га и вза­и­мо­дей­ствия взрос­лых, осу­ществ­ля­ю­щих гру­минг с несо­вер­шен­но­лет­ни­ми, на оте­че­ствен­ной выборке.

Материалы и методы исследования

Про­ве­ден­ное иссле­до­ва­ние пред­став­ля­ет собой пер­вый этап обра­бот­ки мате­ри­а­ла, состо­я­ще­го из 77 тран­скрип­тов пере­пи­сок (ком­му­ни­ка­ций) меж­ду взрос­лы­ми людь­ми и несо­вер­шен­но­лет­ни­ми, реа­ли­зо­ван­ных в сети Интернет.

Пред­став­лен­ные пере­пис­ки охва­ты­ва­ют пери­од с 2013 по 2017 г., име­ют раз­ные объ­е­мы (от 4 до свы­ше 1000 сооб­ще­ний) и длительность.

Выбор­ка взрос­лых людей («гру­ме­ров») состав­ля­ет 10 муж­чин в воз­расте от 22 до 46 лет. Сред­ний воз­раст муж­чин — 33,0 года ± 8,7 лет. Каж­дый из них совер­шил раз­ное коли­че­ство ком­му­ни­ка­ций и обви­нял­ся в совер­ше­нии пре­ступ­ле­ний, преду­смот­рен­ных сле­ду­ю­щи­ми ста­тья­ми Уго­лов­но­го кодек­са: ст. 132 УК РФ, ст. 134 УК РФ, ст. 135 УК РФ, ст. 137 УК РФ, ст. 241.1 УК РФ.

В каче­стве потер­пев­ших высту­па­ют 77 несо­вер­шен­но­лет­них в воз­расте от 8 до 17 лет (сред­ний воз­раст 13,4 лет ± 2,05 года): 15 маль­чи­ков и 62 девочки.

Дли­тель­ность пере­пис­ки варьи­ро­ва­ла от 1—2 дней до 3 меся­цев, сред­няя про­дол­жи­тель­ность соста­ви­ла 6 дней. В 36 слу­ча­ях (46,7%) несо­вер­шен­но­лет­ние на началь­ном эта­пе вза­и­мо­дей­ствия отка­зы­ва­лись от обще­ния, и кон­такт не формировался.

Для ана­ли­за ком­му­ни­ка­ций была раз­ра­бо­та­на ста­ти­сти­че­ская кар­та, выде­ле­но 67 пока­за­те­лей, харак­те­ри­зу­ю­щих харак­тер вза­и­мо­дей­ствия ком­му­ни­кан­тов и осо­бен­но­сти реа­ли­за­ции онлайн гру­мин­га. Обра­бот­ка про­во­ди­лась мето­да­ми опи­са­тель­ной ста­ти­сти­ки и каче­ствен­но­го анализа.

Результаты и их интерпретация

Онлайн гру­минг может осу­ществ­лять­ся в тече­ние несколь­ких минут, часов, дней, меся­цев или даже лет, в зави­си­мо­сти от целей и потреб­но­стей пре­ступ­ни­ка и реак­ций ребен­ка на его дей­ствия [3; 10; 18]. Сле­ду­ет под­черк­нуть, что в 46,7% слу­ча­ев несо­вер­шен­но­лет­ние сра­зу же или отно­си­тель­но быст­ро демон­стри­ро­ва­ли отказ от обще­ния с новым зна­ко­мым, при­чем неред­ко в доста­точ­но агрес­сив­ной форме. 

Глав­ной при­чи­ной для отка­за высту­па­ла раз­ни­ца в воз­расте — несо­вер­шен­но­лет­ние были убеж­де­ны в том, что им нель­зя общать­ся в сети Интер­нет со взрос­лы­ми людьми. 

Таким обра­зом, в этих слу­ча­ях ком­му­ни­ка­ция не дости­га­ла ста­дии реа­ли­за­ции онлайн гру­мин­га и обсуж­де­ния сек­су­аль­ных тем. В осталь­ных слу­ча­ях (53,2%) несо­вер­шен­но­лет­ние про­яви­ли согла­сие на обще­ние с новым зна­ко­мым, кон­такт меж­ду ними был сформирован.

При ана­ли­зе про­дол­жен­ных ком­му­ни­ка­ций были выяв­ле­ны 3 основ­ные цели, кото­рые пре­сле­до­ва­ли взрос­лые при обще­нии с несовершеннолетними:

  1. совер­шить сек­су­аль­ные дей­ствия в реаль­ной жиз­ни путем орга­ни­за­ции лич­ной встре­чи (дан­ная цель наблю­да­лась в 60,9% слу­ча­ев про­дол­жен­ных ком­му­ни­ка­ций, в 2,4% была реализована);
  2. полу­чить доступ к лич­ным мате­ри­а­лам интим­но­го харак­те­ра (фото­гра­фи­ям, видео­изоб­ра­же­ни­ям) несо­вер­шен­но­лет­не­го (75,6% слу­ча­ев про­дол­жен­ных ком­му­ни­ка­ций, в 39,0% слу­ча­ев цель реализована);
  3. совер­шить сек­су­аль­ные дей­ствия онлайн (19,5% слу­ча­ев про­дол­жен­ных ком­му­ни­ка­ций, в 7,3% слу­ча­ев цель реализована).

Сле­ду­ет отме­тить, что ком­му­ни­ка­тив­ные цели неред­ко соче­та­лись меж­ду собой, чаще все­го — цели 1 и 2.

Вымо­га­тель­ство интим­ных мате­ри­а­лов несо­вер­шен­но­лет­них может быть обу­слов­ле­но стрем­ле­ни­ем взрос­ло­го про­дать или рас­про­стра­нить их [4], а так­же может являть­ся сво­е­го рода под­го­тов­кой к буду­ще­му сек­су­аль­но­му кон­так­ту ком­му­ни­кан­тов. Зару­беж­ные иссле­до­ва­те­ли сооб­ща­ют о том, что дея­тель­ность онлайн неред­ко пред­ше­ству­ет реаль­ной во внеш­нем мире, высту­пая в каче­стве под­го­тов­ки ребен­ка к встре­че [3; 19]. 

Интер­нет-про­стран­ство облег­ча­ет ком­му­ни­ка­цию меж­ду взрос­лы­ми и несо­вер­шен­но­лет­ни­ми, дела­ет их более сме­лы­ми и рас­ко­ван­ны­ми в обще­нии, так как допус­ка­ет ано­ним­ность и скры­тость, воз­мож­ность обду­мы­вать и под­го­тав­ли­вать отве­ты, под­клю­чать свое вооб­ра­же­ние и фор­ми­ро­вать жела­е­мые усло­вия обще­ния и образ собе­сед­ни­ка [17].

Важ­но обра­тить вни­ма­ние на то, что цель совер­шить с несо­вер­шен­но­лет­ним сек­су­аль­ные дей­ствия в реаль­ной жиз­ни про­яви­лась у 9 из 10 взрос­лых. Дан­ную цель в слу­чае ее реа­ли­за­ции мож­но оха­рак­те­ри­зо­вать как наи­бо­лее опас­ную и пси­хо­трав­ми­ру­ю­щую для несо­вер­шен­но­лет­них, и тот факт, что она пре­сле­ду­ет­ся прак­ти­че­ски все­ми взрос­лы­ми, сви­де­тель­ству­ет о необ­хо­ди­мо­сти актив­ной борь­бы с онлайн грумингом.

Как счи­та­ет А. Gillespie [9], точ­но опре­де­лить, когда гру­минг начи­на­ет­ся и когда закан­чи­ва­ет­ся, невоз­мож­но, посколь­ку это может быть дли­тель­ный про­цесс, состо­я­щий из мно­же­ства ста­дий и актов, часть из кото­рых неред­ко цик­ли­че­ски повто­ря­ет­ся. В нашем иссле­до­ва­нии во всех ком­му­ни­ка­ци­ях были выде­ле­ны сле­ду­ю­щие стадии:

  1. обна­ру­же­ние взрос­лым «нуж­но­го» несовершеннолетнего;
  2. вступ­ле­ние взрос­ло­го в кон­такт с несовершеннолетним;
  3. под­го­тов­ка взрос­лым несо­вер­шен­но­лет­не­го к обсуж­де­нию сек­су­аль­ных тем;
  4. сек­су­аль­ная ком­му­ни­ка­тив­ная активность;
  5. завер­ше­ние отношений.

Каче­ствен­ный ана­лиз выбран­ных слу­ча­ев пока­зы­ва­ет, что взрос­лые нахо­дят несо­вер­шен­но­лет­них пре­иму­ще­ствен­но в соци­аль­ной сети «ВКон­так­те», что поз­во­ля­ет им озна­ко­мить­ся с лич­ным про­фи­лем ребен­ка, узнать его инте­ре­сы и увле­че­ния, посмот­реть фото­гра­фии. Взрос­лые выби­ра­ют несо­вер­шен­но­лет­не­го на осно­ва­нии сво­их пред­по­чте­ний, внеш­ней при­тя­га­тель­но­сти ребен­ка, а так­же осно­вы­ва­ясь на его доступ­но­сти и уяз­ви­мо­сти [13].

Все иссле­ду­е­мые нами ком­му­ни­ка­ции были ини­ци­и­ро­ва­ны взрос­лы­ми либо отправ­кой лич­но­го сооб­ще­ния, либо орга­ни­за­ци­ей так назы­ва­е­мой «заяв­ки в дру­зья», на кото­рую реа­ги­ро­ва­ли несо­вер­шен­но­лет­ние. Толь­ко в одном слу­чае несо­вер­шен­но­лет­няя пер­вая обра­ти­лась к взрос­ло­му с целью защи­тить свою подру­гу, ранее при­слав­шую ему свои интим­ные фотографии.

Исполь­зо­ва­ние взрос­лы­ми так­тик онлайн гру­мин­га направ­ле­но на пре­одо­ле­ние воз­мож­но­го сопро­тив­ле­ния ребен­ка. Сек­су­аль­ный онлайн гру­минг — это мани­пу­ля­тив­ный про­цесс, кото­рый вклю­ча­ет в себя целый спектр воз­дей­ствий на несо­вер­шен­но­лет­не­го: от ком­пли­мен­тов до устра­ше­ния и шан­та­жа. Одна­ко клю­че­вой пере­мен­ной в про­цес­се гру­мин­га обыч­но счи­та­ет­ся созда­ние дове­рия и после­ду­ю­щее зло­упо­треб­ле­ние им [13; 19]. 

Взрос­лые, при­ме­ня­ю­щие стра­те­гию более кос­вен­но­го гру­мин­га, чаще все­го исполь­зу­ют в диа­ло­ге с ребен­ком лесть, ком­пли­мен­ты, выпра­ши­ва­ние, неж­ное дав­ле­ние. Взрос­лые, дей­ству­ю­щие более пря­мо и откры­то, чаще при­бе­га­ют к шан­та­жу, угро­зам, оскорб­ле­ни­ям [12].

Рас­смот­рим так­ти­ки онлайн гру­мин­га, реа­ли­зо­ван­ные в слу­ча­ях согла­сия несо­вер­шен­но­лет­них на обще­ние (табл. 1), а так­же осо­бен­но­сти реа­ги­ро­ва­ния на них несовершеннолетних.

Таблица 1. Тактики онлайн груминга и их распространенность

Таблица 1. Тактики онлайн груминга и их распространенность

Согла­сие несо­вер­шен­но­лет­них на обще­ние неред­ко дости­га­лось взрос­лы­ми путем исполь­зо­ва­ния так­ти­ки обма­на и вве­де­ния в заблуж­де­ние. Онлайн гру­минг может вклю­чать в себя воз­раст­ную мас­ки­ров­ку [14; 15], так как в раз­го­во­ре со сверст­ни­ком ребе­нок в боль­шей сте­пе­ни или быст­рее смо­жет раскрыться. 

В наших слу­ча­ях взрос­лые часто пред­став­ля­лись девоч­кой-под­рост­ком, зани­жа­ли свой реаль­ный воз­раст, а если оста­ва­лись в роли взрос­ло­го, то выда­ва­ли себя за модель­но­го аген­та или режис­се­ра по кастингам.

Кро­ме того, на ста­дии вступ­ле­ния в кон­такт взрос­лые актив­но инте­ре­со­ва­лись жиз­нью несо­вер­шен­но­лет­них, демон­стри­ро­ва­ли свои поло­жи­тель­ные чув­ства к ним, дела­ли комплименты. 

Исполь­зо­ва­ние подоб­ных так­тик спо­соб­ству­ет уста­нов­ле­нию меж­ду ком­му­ни­кан­та­ми дру­же­ских вза­и­мо­от­но­ше­ний, вызы­ва­ет у несо­вер­шен­но­лет­них дове­рие и поло­жи­тель­ное отно­ше­ние к собеседнику.

В ряде слу­ча­ев один из взрос­лых выра­жал несо­вер­шен­но­лет­ним свое сожа­ле­ние о том, что они нахо­дят­ся в столь юном воз­расте («Жаль, что ты еще малень­кая»). Ука­зан­ная так­ти­ка онлайн гру­мин­га направ­ле­на на то, что­бы вызвать у несо­вер­шен­но­лет­не­го стрем­ле­ние соот­вет­ство­вать ново­му зна­ко­мо­му, вести себя как взрос­лый чело­век и, как след­ствие, про­яв­лять готов­ность обсуж­дать «взрос­лые» темы. Несо­вер­шен­но­лет­ние реа­ги­ро­ва­ли на подоб­ную так­ти­ку пре­иму­ще­ствен­но нега­тив­ным обра­зом, оби­жа­лись, стре­ми­лись пока­зать свою взрослость.

С целью осу­ще­ствить пере­ход к сек­су­аль­но ори­ен­ти­ро­ван­но­му обще­нию взрос­лые посте­пен­но начи­на­ли зада­вать несо­вер­шен­но­лет­ним вопро­сы об их лич­ной жиз­ни, влюб­лен­но­стях, затем — о сек­су­аль­ном опы­те. Несо­вер­шен­но­лет­ние, уже ока­зав­шие дове­рие сво­им собе­сед­ни­кам, под­дер­жи­ва­ли подоб­ные раз­го­во­ры, отве­ча­ли на соот­вет­ству­ю­щие вопро­сы (53,6% слу­ча­ев согла­сия на контакт). 

Кро­ме того, взрос­лые начи­на­ли сооб­щать несо­вер­шен­но­лет­ним инфор­ма­цию о сво­ем сек­су­аль­ном опы­те, кото­рый пози­ци­о­ни­ро­вал­ся ими как бога­тый и увле­ка­тель­ный, демон­стри­ро­ва­ли соб­ствен­ные интим­ные мате­ри­а­лы. Несо­вер­шен­но­лет­ние про­яв­ля­ли инте­рес к таким рас­ска­зам взрос­лых (24,3%), зада­ва­ли инте­ре­су­ю­щие их вопро­сы (21,9%). Дан­ная тен­ден­ция при­во­ди­ла к тому, что взрос­лые начи­на­ли обу­чать несо­вер­шен­но­лет­них тому, как пра­виль­но реа­ли­зо­вы­вать сек­су­аль­ную деятельность.

На ста­дии сек­су­аль­ной ком­му­ни­ка­тив­ной актив­но­сти взрос­лые демон­стри­ро­ва­ли несо­вер­шен­но­лет­ним свое жела­ние всту­пить с ними в сек­су­аль­ный кон­такт, дела­ли соот­вет­ству­ю­щие пред­ло­же­ния, про­си­ли несо­вер­шен­но­лет­них предо­ста­вить лич­ные интим­ные материалы. 

Кро­ме того, взрос­лые срав­ни­ва­ли несо­вер­шен­но­лет­них с их сек­су­аль­но рас­кре­по­щен­ны­ми сверст­ни­ка­ми, ста­ви­ли их в при­мер с целью вызвать у несо­вер­шен­но­лет­них реак­цию под­ра­жа­ния. Дан­ную так­ти­ку J.A. Kloess и ее соав­то­ры назы­ва­ют исполь­зо­ва­ни­ем эффек­та кон­фор­миз­ма [12].

Несо­вер­шен­но­лет­ние в 39,0% слу­ча­ев согла­сия на кон­такт при­сы­ла­ли взрос­лым свои интим­ные мате­ри­а­лы, стре­ми­лись полу­чить дан­ные мате­ри­а­лы от взрос­лых (24,3%), демон­стри­ро­ва­ли жела­ние всту­пить со взрос­лым в сек­су­аль­ный кон­такт (36,5%), пред­ла­га­ли орга­ни­зо­вать лич­ную встре­чу (24,3%). В ряде слу­ча­ев несо­вер­шен­но­лет­ние стре­ми­лись полу­чить от взрос­ло­го какую-либо награ­ду за свои интим­ные мате­ри­а­лы (игруш­ки, денеж­ные сред­ства) или про­из­ве­сти обмен (26,8%), неред­ко полу­ча­ли соот­вет­ству­ю­щие обе­ща­ния от взрослых.

Зару­беж­ные иссле­до­ва­ния сооб­ща­ют, что пре­ступ­ни­ки могут созда­вать у ребен­ка отно­ше­ние к их дей­стви­ям как к тайне или обви­нять его и созда­вать ощу­ще­ние соуча­стия. В резуль­та­те несо­вер­шен­но­лет­ние часто испы­ты­ва­ют чув­ство вины и ответ­ствен­но­сти, осо­бен­но когда их вынуж­да­ют совер­шать сек­су­аль­ные акты [4; 5].

В слу­ча­ях, когда несо­вер­шен­но­лет­ние стре­ми­лись пре­сечь ком­му­ни­ка­цию, осо­зна­вая ее недоз­во­лен­ность, взрос­лые убеж­да­ли их в том, что всту­пать в сек­су­аль­ные кон­так­ты в их воз­расте мож­но и нуж­но, неред­ко меня­ли так­ти­ку обще­ния на более агрес­сив­ную. Так, они начи­на­ли шан­та­жи­ро­вать несо­вер­шен­но­лет­них, угро­жая им рас­про­стра­нить ранее полу­чен­ные интим­ные мате­ри­а­лы или пере­пис­ку в сети, деструк­тив­но кри­ти­ко­ва­ли несо­вер­шен­но­лет­них, про­яв­ля­ли настой­чи­вость, торо­пи­ли, ука­зы­ва­ли им на без­вы­ход­ность ситу­а­ции и на винов­ность само­го несо­вер­шен­но­лет­не­го в про­ис­хо­дя­щем, при­зы­ва­ли к мни­мой ответ­ствен­но­сти за близ­ких людей. 

В боль­шей сте­пе­ни несо­вер­шен­но­лет­ние опа­са­лись того, что близ­кие узна­ют о сек­су­аль­ной пере­пис­ке, уви­дят их интим­ные мате­ри­а­лы. Дети и под­рост­ки испы­ты­ва­ли страх (19,5%), умо­ля­ли взрос­лых не пре­да­вать их ком­му­ни­ка­цию оглас­ке (12,1%), взы­ва­ли к их мора­ли и ответ­ствен­но­сти (17,0%). В одном из рас­смат­ри­ва­е­мых слу­ча­ев несо­вер­шен­но­лет­няя зна­ла о том, что ранее взрос­лый уже рас­про­стра­нил интим­ные мате­ри­а­лы дру­гой девоч­ки сре­ди ее одно­класс­ни­ков и учи­те­лей, что ука­зы­ва­ло на реаль­ную осу­ще­стви­мость его угроз.

Обще­ние меж­ду ком­му­ни­кан­та­ми завер­ша­лось как по ини­ци­а­ти­ве взрос­лых, более не заин­те­ре­со­ван­ных в под­дер­жа­нии кон­так­та, так и несо­вер­шен­но­лет­них, кото­рые пре­кра­ща­ли отве­чать на сообщения.

Зару­беж­ные иссле­до­ва­ния сооб­ща­ют о пре­иму­ще­ствен­ной устой­чи­во­сти несо­вер­шен­но­лет­них к онлайн гру­мин­гу [8]. Сле­ду­ет отме­тить, что в иссле­ду­е­мых нами слу­ча­ях такую устой­чи­вость про­де­мон­стри­ро­ва­ла при­мер­но поло­ви­на выбор­ки несо­вер­шен­но­лет­них. Все согла­сив­ши­е­ся на обще­ние про­яви­ли либо рас­ко­ван­ное пове­де­ние, либо ока­за­лись уяз­ви­мы­ми перед гру­мин­го­вы­ми тактиками. 

Дан­ные резуль­та­ты могут сви­де­тель­ство­вать о чрез­мер­ной довер­чи­во­сти несо­вер­шен­но­лет­них, их неосве­дом­лен­но­сти в вопро­сах интер­нет-без­опас­но­сти, неспо­соб­но­сти пра­виль­но оце­нить риск ново­го обще­ния, а так­же, воз­мож­но, о началь­ных фор­мах пове­ден­че­ских деви­а­ций самих несовершеннолетних. 

Имен­но поэто­му пред­став­ля­ет­ся важ­ным, что­бы несо­вер­шен­но­лет­ние сами осо­зна­ва­ли суще­ство­ва­ние про­бле­мы сек­су­аль­ной экс­плу­а­та­ции в сети Интер­нет, мог­ли пре­се­кать неже­ла­тель­ное обще­ние и не испы­ты­ва­ли стра­ха или стес­не­ния перед тем, что­бы доне­сти до све­де­ния близ­ких людей (или поли­ции) инфор­ма­цию о сво­ем про­ти­во­ре­чи­вом или нега­тив­ном опыте. 

В свя­зи с этим в каче­стве пре­вен­тив­ных мер про­тив сек­су­аль­но­го онлайн гру­мин­га пред­ла­га­ют­ся обра­зо­ва­тель­ные про­грам­мы для детей, роди­те­лей, педа­го­гов, кото­рые долж­ны вклю­чать в себя не толь­ко реко­мен­да­ции по без­опас­но­му поль­зо­ва­нию Интер­не­том, но и све­де­ния о воз­мож­ных нега­тив­ных послед­стви­ях груминга. 

Наря­ду с этим пред­став­ля­ет­ся необ­хо­ди­мой раз­ра­бот­ка спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­но­го про­грамм­но­го обес­пе­че­ния для детек­ции онлайн гру­мин­га в сети Интер­нет, кото­рая поз­во­лит отсле­жи­вать и выяв­лять неже­ла­тель­ные ком­му­ни­ка­ции меж­ду взрос­лы­ми людь­ми и несо­вер­шен­но­лет­ни­ми [2; 16].

Заклю­че­ние

Каче­ствен­ный под­ход, лежа­щий в осно­ве насто­я­ще­го иссле­до­ва­ния, был при­ме­нен к неболь­шо­му коли­че­ству слу­ча­ев по при­чине дели­кат­но­го харак­те­ра дан­ных и слож­но­сти полу­че­ния подоб­но­го материала. 

Полу­чен­ные резуль­та­ты явля­ют­ся пред­ва­ри­тель­ны­ми и не могут пре­тен­до­вать на широ­кие обоб­ще­ния. Тем не менее, они сви­де­тель­ству­ют о том, что сек­су­аль­ный онлайн гру­минг явля­ет­ся серьез­ной про­бле­мой для совре­мен­но­го обще­ства, посколь­ку несо­вер­шен­но­лет­ние склон­ны всту­пать в кон­так­ты с незна­ко­мы­ми взрос­лы­ми, общать­ся на сек­су­аль­ные темы, уяз­ви­мы перед так­ти­ка­ми сек­су­аль­но­го домогательства. 

Неред­ко вир­ту­аль­ное обще­ние спо­соб­ству­ет воз­ник­но­ве­нию у несо­вер­шен­но­лет­них жела­ния встре­тить­ся со взрос­лым пре­ступ­ни­ком в реаль­ном мире.

Дан­ное иссле­до­ва­ние охва­ты­ва­ет лишь часть боль­шо­го мас­си­ва дан­ных, кото­рые долж­ны быть изу­че­ны и опи­са­ны в даль­ней­шем. Пред­став­ля­ет­ся необ­хо­ди­мым про­дол­жить изу­че­ние онлайн гру­мин­га и его так­тик, харак­те­ри­стик лич­но­сти гру­ме­ров, осо­бен­но­стей реа­ги­ро­ва­ния несо­вер­шен­но­лет­них на дей­ствия взрос­лых и фак­то­ров, при­во­дя­щих к их уязвимости. 

Все это поз­во­лит рас­ши­рить пред­став­ле­ния юри­ди­че­ской пси­хо­ло­гии о сек­су­аль­ных пре­ступ­ле­ни­ях и их новых фор­мах, а так­же выра­бо­тать меры про­фи­лак­ти­ки тако­го рода пре­ступ­ных дей­ствий по отно­ше­нию к детям и подросткам.

Литература

  1. Дозор­це­ва Е.Г., Мед­ве­де­ва А.С. Сек­су­аль­ный онлайн гру­минг как объ­ект пси­хо­ло­ги­че­ско­го иссле­до­ва­ния [Элек­трон­ный ресурс] // Пси­хо­ло­гия и пра­во. 2019. Т. 9. № 2. С. 250—263. doi:10.17759/psylaw.2019090217
  2. Al-Hateeb H.M., Epiphaniou G. How technology can mitigate and counteract cyberstalking and online grooming // Computer Fraud & Security. 2016. Vol. 1. P. 14—18
  3. Briggs P., Simon W.T., Simonsen S. An exploratory study of Internet-initiated sexual offenses and the chat room sex offender: Has the Internet enabled a new typology of sex offender? // Sexual Abuse: A Journal of Research and Treatment. 2011. Vol. 23 (1). P. 72—91
  4. Craven S., Brown S., Gilchrist E. Sexual grooming of children: Review of literature and theoretical considerations // Journal of Sexual Aggression. 2006. Vol. 12. P. 287—299
  5. Cossins A. The hearsay rule and delayed complaints of child sexual abuse: The law and the evidence // Psychiatry, Psychology and Law. 2002. Vol. 9 (2). P. 163—176. doi:10.1375/13218710260612055
  6. Davidson J., Grove-Hills J., Bifulco A., Gottschalk P., Caretti V., Pham T., Webster S. Online Abuse: Literature Review and Policy Context [Элек­трон­ный ресурс] // Prepared for the European Commission Safer Internet Plus Programme. 2011. URL: https://pdfs.semanticscholar.org/514d/6c44b24a5c0f27ee543360ee4b449d56739f.pdf (Дата обра­ще­ния: 25.09.2019)
  7. Davidson J., Gottschalk P. Online Groomers: Profiling, Policing and Prevention’ Dorset // Russell House Publishing Ltd. 2010. P. 189
  8. Webster S., Davidson J., Bifulco A., Gottschalk P., Caretti V., Pham T., Grove-Hills J. European Online Grooming Project final report. [Элек­трон­ный ресурс] // European Union. 2012. URL: http://www.european-online-grooming-project.com/(Дата обра­ще­ния: 25.09.2019)
  9. Gillespie Alisdair A. Child Protection on the Internet Challenges for Criminal Law [Элек­трон­ный ресурс] // Child and Family Law Quarterly. 2002. Vol. 14. № 4. P. 411—425. URL: https://ssrn.com/abstract=2084816 (Дата обра­ще­ния: 25.09.2019)
  10. Klimek L. Solicitation of Children for Sexual Purposes: The New Offence in the EU (Under the Directive 2011/92/EU) // International and Comparative Law Review. 2012. Vol. 12. № 1. P. 141—151
  11. Kloess J.A., Beech A.R., Harkins L. Online Child Sexual Exploitation: Prevalence, Process and Offender Characteristics // TRAUMA, VIOLENCE, & ABUSE. 2014. Vol. 15(2). P. 126—139. doi: 10.1177/1524838013511543
  12. Kloess J.A., Hamilton-Giachritsis Catherine E., Beech Anthony R. Offense Processes of Online Sexual Grooming and Abuse of Children Via Internet Communication Platforms // Sexual Abuse. 2017. Vol. 311. P. 73—96
  13. McAlinden, A.M. «Setting ’em up»: Personal, familial and institutional groom­ing in the sexual abuse of children // Social and Legal Studies. 2006. Vol. 15. P. 339—362. doi:10.1177/0964663906066613
  14. O’Connell R. A typology of child cybersexploitation and online grooming practices [Элек­трон­ный ресурс] // Cyberspace Research Unit, University of Central Lancashire. 2003. URL: http://www.jisc.ac.uk/uploaded_documents/lis_PaperJPrice.pdf (Дата обра­ще­ния: 25.09.2019)
  15. O’Donohue W.T., Fanetti M. Forensic interviews regarding child sexual abuse: a guide to evidence-based practice // Cham: Springer International Publishing: Imprint: Springer. 2016. P. 368. doi: 10.1007/978-3-319-21097-1
  16. Pranoto H., Gunawan F.E., Soewito B. Logistic Models for Classifying Online Grooming Conversation // Procedia Computer Science. 2015. Vol. 59. P. 357—365
  17. Suler J. The online disinhibition effect [Элек­трон­ный ресурс] // Cyberpsychology & Behavior. 2004. Vol. 7 (3). P. 321—326. URL: https://doi.org/10.1089/1094931041291295 (Дата обра­ще­ния: 25.09.2019)
  18. Wolak J., Finkelhor D., Mitchell K.J. Internet-initiated sex crimes against minors: Implications for prevention based on findings from a national study // Journal of Adolescent Health. 2004. Vol. 35 (5). P. 11—20
  19. Whittle H., Hamilton-Giachritsis C., Beech A., Collings G. A review of online grooming: Characteristics and concerns // Aggression and Violent Behavior. 2013. Vol. 18 (1). P. 62—70
Источ­ник: Пси­хо­ло­гия и пра­во. 2019. Том 9. № 4. С. 161–173. DOI: 10.17759/psylaw.2019090412

Об авторах

  • Анна Сер­ге­ев­на Мед­ве­де­ва — веду­щий госу­дар­ствен­ный судеб­ный экс­перт, Севе­ро-Запад­ный реги­о­наль­ный центр судеб­ной экс­пер­ти­зы Мини­стер­ства юсти­ции Рос­сий­ской Феде­ра­ции (ФБУ Севе­ро-Запад­ный РЦСЭ Миню­ста Рос­сии), Санкт-Петер­бург, Россия.
  • Еле­на Геор­ги­ев­на Дозор­це­ва — док­тор пси­хо­ло­ги­че­ских наук, про­фес­сор, глав­ный науч­ный сотруд­ник лабо­ра­то­рии пси­хо­ло­гии дет­ско­го и под­рост­ко­во­го воз­рас­та, Наци­о­наль­ный меди­цин­ский иссле­до­ва­тель­ский центр пси­хи­ат­рии и нар­ко­ло­гии име­ни В.П. Серб­ско­го Мини­стер­ства здра­во­охра­не­ния Рос­сий­ской Феде­ра­ции (ФГБУ «НМИЦ ПН име­ни В.П. Серб­ско­го»), про­фес­сор кафед­ры юри­ди­че­ской пси­хо­ло­гии и пра­ва факуль­те­та юри­ди­че­ской пси­хо­ло­гии, Мос­ков­ский госу­дар­ствен­ный пси­хо­ло­го-педа­го­ги­че­ский уни­вер­си­тет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия.

Смот­ри­те также:

Категории

Метки

Публикации

ОБЩЕНИЕ

CYBERPSY — первое место, куда вы отправляетесь за информацией о киберпсихологии. Подписывайтесь и читайте нас в социальных сетях.

vkpinterest