В современных психолого-педагогических исследованиях наметилась тенденция, согласно которой изучение поведения личности в цифровой среде является приоритетной. Она включает достаточно обширный круг самых различных проблем, касающихся поведения личности в цифровом пространстве. Нами же рассмотрен аспект поведения личности старшеклассника в цифровой среде, так как именно данная категория молодых людей активно используют Интернет в своей жизнедеятельности.
Подростки и младшие юноши полностью сформировались в рамках цифровой эпохи. В связи с тем, что с 1 сентября 2020 г. в 14 российских регионах начался эксперимент по внедрению в школах федерального проекта «Цифровая образовательная среда», обращение к различным аспектам поведения старшеклассников в цифровой среде является актуальным и своевременным [1].
У современных российских школьников свободное время всё в большей степени становится занятым игровыми гаджетами, с помощью которых подросток или юноши осваивает виртуальную реальность. Доступность информации, представленной в сети Интернет, упрощает жизнь многих школьников: в один «клик» можно добыть все необходимые сведения для выполнения той или иной задачи. Здесь же возникает проблема получения доступа к различным асоциальным формам поведения в Интернет-пространстве: это доступ к персональным данным, реализация онлайн слежения, возможность руководить на расстоянии различными преступными группами и т. д.
Именно подростки и юноши составляют большую долю аудитории, которая проводит своё время в сети Интернет. Внимание старшеклассников падает на увлекательный контент, целью которого является пропаганда «антиценностей» как проявление свободы личности. Этот контент ярко оформлен, динамичен, что непроизвольно привлекает внимание старшеклассников. Как правило, такой контент, может использоваться с противоправными целями: пропаганда агрессивного поведения, вовлечения в противоправную деятельность, навязывание различного рода зависимостей.
Категория подростков и юношей является доступной в вопросах манипулирования их сознанием и поведением, поскольку у них ещё не сформирован собственный жизненный опыт, их мировоззренческие установки. Кроме того, личностные особенности, такие как низкая самооценка, трудности общения в семье, непонимание со стороны друзей, могут способствовать вовлечению в девиантное поведение в цифровой системе.
У старшеклассников достаточно легко сформировать убеждённость в том, что селфи, сделанные с риском для жизни, поступки, которые они совершают, чтобы соответствовать статусу «мажора», являются «сверхценностью» в современном молодёжном мире. И следование этим ценностям соберёт много «лайков» в социальных сетях.
На сегодняшний день остро стоит проблема контроля контента, предоставляемого в сети Интернет, который пропагандирует жестокость, насилие, неправильное понимание ценностей добра и духовности. Всё это приводит к тому, что на сознание подростков и старшеклассников разрушительно влияют ценности преступного мира, объединения экстремистской направленности, различного рода протестные акции и массовые вовлечения в противоправные действия и беспорядки. Для эффективного влияния указанных тенденций, старшеклассников намеренно вводят в состояние эмоционального стресса, при котором воздействие на сознание происходит намного легче.
Противоположной тенденцией является пропаганда здорового образа жизни и развитие личностных ресурсов через сеть Интернет. Создается контент, который демонстрирует возможность становления молодёжи как успешной личности в динамично развивающемся мире, способной ориентироваться в предоставляемых возможностях в цифровом пространстве, с привлечением успешных лидеров и людей, достигших высот в этом направлении. Таким образом, формируется тенденция развития положительного блогерства через пропаганду здорового образа жизни, достижений в спорте через создание интернет-среды как развивающей базы для личностного успеха.
Современные поисковые системы создают ложное впечатление у подрастающего поколения об информированности во всех сферах жизнедеятельности. В связи чем, теряется способность осмысливать, критически перерабатывать информацию и проверять её на практике или в других источниках. Данная тенденция порождает клиповое мышление, при котором у юноши теряется способность к индивидуальному интеллектуальному саморазвитию, в результате которого возможно порождение нового продукта (мыслительная операция, идея или конкретный практический результат). Вместо этого мы получаем «информационный фаст-фуд», который стирает индивидуальность и стремление к саморазвитию у подрастающего поколения.
Цифровизация несёт в себе две противоположные тенденции. С одной стороны, она представляет собой мощный прорыв и толчок в техническом прогрессе, который позволяет обеспечить новые возможности для духовного и личностного развития старшеклассников, при этом используя разнообразные технологические достижения. «В новой ситуации у нового человека появляется много новых возможностей для полного раскрытия своей индивидуальности, но и есть опасность, что человек может нивелироваться, так как Сеть задает ему правила мышления и поведения» [2, с. 44].
С другой стороны – несет в себе угрозы и риски виртуального саморазвития. При этом страдают такие стороны личности, как духовная, нравственная, интеллектуальная. Молодежь оказалась помещенной в цифровую среду, где нет четких границ и критериев этики и безнравственности, правовой нормы и отклонения от нее, истины и фейка, проявления человечности и жестокости. Двойная мораль стала сопровождать современный контент большинства знаменитых личностей и просто блогеров, которые задают ценностные ориентиры для подростков и юношей.
Обращаясь к данному вопросу в работах зарубежных авторов, мы находим подтверждение наличию пагубного влияния на личность обучающегося. Так, исполнительный директор реабилитационного центра Нью-Йорка Н. Кардарас, анализируя степень изученности данного феномена в зарубежной психологии, делает вывод о том, что цифровое устройство способно вызвать привыкание как наркотик [4].
Сходный вывод делают и другие авторы, экспериментально изучавшие данный вопрос. Так, Эндрю Доан ввел термин digital pharmakeia («цифровой наркотик») для определения цифровой зависимости [3].
Похожее мнение высказывает и Н. Кардарас, полагающий, что цифровые устройства негативно влияют на обучение и социализацию личности [4]. Данный факт подтверждает исследование, которое было проведено им среди учащихся 5–6 классов в Южной Калифорнии. Полученные результаты свидетельствуют о снижении таких аналитических функций, как способность понимать эмоциональное состояние другого человека. В связи с этим, был введён термин «цифровое слабоумие», трактуемый как снижение уровня мыслительных функций мозга в связи с чрезмерным использованием цифровых гаджетов.
Похожие взгляды на указанную проблемы мы находим в работах южнокорейских ученых. В Южной Корее достаточно остро стоит вопрос о профилактике и коррекции зависимости детей от цифровых гаджетов. Данная проблема в широких масштабах возникла в середине 90-х годов, когда ребёнок в Южной Корее владел одновременно несколькими цифровыми устройствами. Результаты исследований, проведённых в данной стране, показали факт снижения таких познавательных функций, как память и внимание ввиду чрезмерного использования цифровых устройств.
Именно специалисты в Южной Корее впервые выдвинули такие термины, как «цифровая деменция» и «цифровая детоксикация». В этой стране были впервые открыты центры реабилитации и профилактики по чрезмерному употреблению гаджетов, и как следствие этого, лечению от цифрового слабоумия. Так, врач Бун Джи Вона, работавший в Сеуле над исследованием мозговой деятельности в результате чрезмерного использования цифровых устройств, высказал предположение и впоследствии его подтвердил эмпирическими данными, что развитие мозга претерпевает значительные негативные изменения вследствие воздействия на него цифровых гаджетов [5].
Особо следует рассмотреть вопрос о формировании ценностных ориентиров, мировоззренческих установок, возможностях самореализация на основе познания «образа Я» у подростков и юношей. Планомерная и целенаправленная работа по формированию ценностных ориентиров, соответствующих традиционным понятиям добра и зла, морали и нравственности, позволяет юношам разрешать возникающие противоречия между цифровыми нормами морали и собственным мнением, их взглядом на картину действительности.
Устоявшиеся ценностные убеждения и мировоззренческие установки позволяют молодому поколению, к которому относятся подростки и старшеклассники, разрешать данные противоречия, сохраняя при этом комфортный психоэмоциональный уровень реагирования на конфликтные и противоречащие друг другу взгляды.
Однако в системе образования на сегодняшний день сложилась ситуация, которая не предлагает достаточно эффективной системы педагогического сопровождения цифрового воспитания подрастающего поколения, где бы учитывались все воздействующие факторы, среди которых противоречивость цифровой среды, социокультурные традиции и обычаи, сложившиеся в истории человечества, личные взгляды и установки, учёт современной реальной действительности.
Личностное развитие подростков и молодёжи в цифровой среде – это задача актуальная и до сих пор неразрешённая в современной системе образования. На наш взгляд, основной целью данного педагогического сопровождения в цифровой среде должно стать развитие способности молодёжи противостоять негативному влиянию цифровой среды, способности поставить границы между личной точкой зрения и взглядами на вязаными извне, способности обучающегося гармонично развиваться с творческой и интеллектуальной стороны, используя при этом положительные возможности цифровой среды. Создавая такую систему в педагогическом сопровождении, нельзя забывать о традиционных принципах педагогики:
- принцип диалектики, который может раскрываться через способность развития и саморазвития в цифровом пространстве путём разрешения противоречий;
- принцип синергетики, где происходит взаимный обмен и диалог между педагогом и обучающимся, где каждый из них открыт новому и способен к саморазвитию и самокоррекция;
- принцип дополнительности как результат продуктивной интеграции противоположных качеств личности и планомерная корректировка недостатков в сторону целостности Я-концепции, при этом принимается личная ответственность за выбранный путь изменений;
- принцип интеграции разных цифровых поколений с учетом особенностей познавательной сферы, ценностей, особенностей коммуникации;
- принцип акмеологии и эвристики, когда происходит мягкое управление субъектностью и креативностью личности обучающего;
- принцип со-деятельности и со-творчества на основе объединения субъектности и индивидуальности.
Опуская данные принципы, невозможно достичь психологического равновесия и гармонии, сопротивляться негативному цифровому влияния на личность обучающегося.
В области современной социологии, психологии, педагогики, философии достаточно широко представлена характеристика разных цифровых поколений, что позволяет учёным говорить о «неготовности общества и отдельно взятой личности к осознанной самореализации в цифровом пространстве, и о неготовность социальных институтов образования обеспечивать профилактику и коррекцию девиантного поведения в цифровом пространстве» [6, с. 188].
Кроме того, малоизученным остается вопрос общения родителей и педагогов с воспитанниками и детьми с учётом новых цифровых потребностей последних. Порой родители так же имеют склонность к зависимости и чрезмерному времяпрепровождению в цифровой сети, что становится эталоном для подрастающего поколения.
Любая проблема, в том числе и девиантное поведение подростков и юношей в цифровой среде, имеет свои корни в семье, стилях воспитания, в способе общения между родителями и детьми. Подрастающему поколению очень трудно объяснить негативное влияние гаджетов на их жизнедеятельность, если родитель сам проводит, пусть и вынужденно, по работе, время за теми же гаджетами или в сети Интернет [7–10].
Старшеклассники оказываются неспособными грамотно осмыслить и разрешить нравственные и моральные дилеммы в предлагаемых виртуальных ситуациях общения. Они нуждаются в высокопрофессиональном психолого-педагогическом просвещении и сопровождении процессов осмысления, овладения способами разрешения моральных дилемм [11]. Всё это возможно при обращении к самой личности подростка, а именно к его личностным характеристикам, которые способствуют либо препятствуют осознанному противостоянию и влиянию девиаций в цифровой сети.
Цель
Выявить особенности девиантной активности старшеклассника в цифровой среде.
Задачи
- Провести эмпирическое исследование с участием старшеклассников, имеющих девиации в цифровой среде.
- Применяя психологическую диагностику, определить показатели фактов встречаемости и совершения определенных форм девиантной активности старшеклассниками с девиациями в цифровой среде.
- На основании полученных результатов сделать вывод относительно оценки девиантной активности в реальной и виртуальной среде старшеклассников с девиациями в цифровой среде.
Материалы и методы
Для исследования девиаций в цифровой среде был использован метод стандартизированного самоотчета, реализованный следующими конкретными методиками:
- Анкета для выявление фактов встречаемости и совершения определенных форм девиантной активности лиц молодого возраста в киберпространстве (автор – А. А. Шаров) [10].
- Методика оценки девиантной активности в реальной и виртуальной среде (автор – А. А. Шаров) [10].
Психологическое исследование проведено в городе Тамбове на базе МБУ «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи», куда обращались родители и сами подростки за психологической помощью в преодолении девиантной активности в цифровой среде. В ходе проводимого исследования приняли участие 87 старшеклассников в возрасте от 15 до 17 лет, из них – 45 юношей и 42 девушки.
Результаты и их обсуждение
Для выявления фактов совершения девиантных практик в виртуальной среде нами была использована анкета для выявления фактов встречаемости и совершения определенных форм девиантной активности лиц молодого возраста в киберпространстве (автор – А. А. Шаров).
Было наглядно показано, что молодое поколение использует в Интернет-пространстве самые разные виды цифровых девиаций. Одной из наиболее часто встречающихся форм является виртуальное попрошайничество, которое выявлено у 34% испытуемых. Далее идет флейминг, встречающийся у 23% старшеклассников. Следующей формой цифровой девиации является секстинг, выявленный у 19%. Троллинг встречается у 11%, астротурфинг – у 9%, фишинг выявлен у 4% старшеклассников.
Представленные данные означают, что молодежь часто сталкивается в киберпространстве с просьбами о денежной помощи, комментариями оскорбительного характера и вульгарными заявлениями, передачей информации интимного характера, провокационными заявлениями, искусственным созданием мнения общества, различными попытками получения доступа к личным данным, методами личного знакомства на сайтах с целью получения материальной выгоды.
По мнению отечественных исследователей, выявленные формы девиантной активности относятся к онлайн-рискам киберпространства [9, 11, 12]. Достаточная распространенность указанных форм может быть обусловлена следующими обстоятельствами: ощущением безопасности, диссоциативным воображением, анонимностью, асинхронностью общения, отсутствием контроля со стороны соответствующих инстанций.
Все перечисленное облегчает воплощение указанных девиантных устремлений. Мы можем сделать вывод, что молодое поколение часто сталкивается с различными формами девиантной активности и проявляет ее в киберпространстве.
Представим результаты по методике оценки девиантной активности в реальной и виртуальной среде (автор – А. А. Шаров). Девиантная активность у большинства старшеклассников проявляется в виде антисоциальной и агрессивной социальной виртуальной активности (38%), в меньшей степени – аутодеструктивной виртуальной активности (34%). Если мы рассматриваем реальную жизнь, то девиации здесь проявляются значительно реже. Так, антисоциальная и асоциальная реальная активность выявлена у 16% старшеклассников, а аутодеструктивная реальная активность – у 12%.
Выявленные данные позволяют говорить о том, что во многих случаях девиантного поведения виртуальная активность не способна заменить реальность. Проявление антисоциальной и агрессивной виртуальной активности, по нашему мнению, детерминировано спецификой общения в виртуальной среде, о которых мы говорили выше (анонимность, отсутствие наказания за совершенные в сети Интернет деяния и др.).
Все это в сумме стирает границы этического и морального взаимодействия в виртуальном пространстве и может спровоцировать различного рода цифровые девиации в отношении других членов виртуального взаимодействия. У старшеклассников под воздействием цифровой сети формируются чувство самоуверенности, безнаказанности и вседозволенности, свобода от каких-либо обязательств.
Приоритеты собственной личности стоят выше над желаниями и интересами других, актуализируется ценность самоутверждения за счёт других. Как следствие, развиваются и реализуются девиантное и делинквентное поведение в цифровой сети, что для молодежи транслируется как норма.
Парадоксальным является тот факт, что современный мир даёт очень много различных возможностей самореализовываться и творчески проявляться, используя не виртуальный мир, а реальный.
Несмотря на это, на сегодняшний день достаточно явно выступают проблемы одиночества, нереализованности и растерянности, невостребованности, отсутствия чётких ориентиров и границ между нормой и патологией. Всё это препятствует формированию устойчивой и гармоничной личности, что ведет к проявлению асоциального поведения в цифровой сети.
Можно провести аналогию между девиантным поведением как частью традиционной культуры и девиантным поведение в цифровой среде как частью Интернет-культуры. Девиантное поведение в цифровой среде имеет свои специфические особенности, которые отличают ее от девиантного поведения молодёжи в социальной среде. Данная особенность обусловлена тем, что цифровые девиации могут не привлекать к себе особого внимания со стороны психологов и педагогов.
Более того, цифровые девиации достаточно сложно дифференцировать, а тем более привлечь девианта к ответственности за содеянное. Девиации в цифровой среде могут быть связаны с оскорблением в интернете, распространением недостоверной информации, буллингом, электронным мошенничеством.
Выводы
Результаты, полученные в проведенном нами исследовании, дают нам основание для выдвижения классификации девиантных практик в виртуальной среде:
- Девиантные практики, которые основаны на использовании конфиденциальной информации посредством шантажа и обмана, при этом преследуется цель материальной выгоды: фишинг; скамерство; секстинг.
- Девиантные практики, которые направлены на разрушение социальных взаимодействий или на конкретную личность с целью дезорганизации ее психической деятельности:
- первого порядка (вербально-коммуникативные акты агрессивной направленности): флейминг, троллинг, очернение, харассмент;
- второго порядка (крайне агрессивные коммуникативные акты, которые содержат компонент преследования): киберсталкинг, открытая угроза.
Молодежь прибегает к реализации различных вариантов киберагрессии в виртуальной среде: троллинга, флейминга, секстинга, фишинга, очернения, а также киберсталкинга, скамерства, открытой угрозы и харассмента. Данные виды девиантной активности выражаются посредством публикации комментариев оскорбительного характера, сообщения компрометирующей и ложной информации о пользователях в социальных сетях, виртуальных знакомств, размещения материалов интимного характера, попыток получения и последующего использования личной информации, а также демонстрации информации, содержащей угрожающий характер, пользователям виртуального общения.
Выдвинутая нами цель исследования нашла свою реализацию. Выявлены и описаны отдельные виды девиантных практик, которые реализуются молодежью в виртуальной среде. Основу данных видов составляют особенности коммуникации в киберпространстве, а также цели киберагрессии, механизмы и ожидаемые результаты.
Полученные эмпирическим путем данные возможно использовать с целью классификации девиантных практик, которые реализуются в виртуальной среде. Перспективными направлениями в исследуемой проблеме, на наш взгляд, являются расширение представленного перечня девиантных практик, а также выявление и описание их соотношения и степени выраженности не только у молодежи, но и у других возрастных групп.
Конфликт интересов отсутствует.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ:
- Зверева Л.Г., Ткачева А.Г. Этапы и пути становления цифрового образования в России // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2019. № 1–1. С. 67–71.
- Понарина Н.Н. Создание цивилизации в условиях глобализации // Теория и практика общественного развития. 2011. № 5. C. 44–47.
- 3. Dvorsky G., James H. Postgenderism: Beyond the Gender Binary. Hartford, CT: Institute for Ethics and Emerging Technologies; 2008.
- Кардарас Н. Дети и смартфоны. Все хуже, чем нам кажется.
- Ронжин Г.А. Подросток в цифровом мире // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2018. № 7. С. 130–135. 2022 August 05. (In Russ). doi: 10.24422/MCITO.2018.7.14926
- Самойлова В.В., Комаров В.В. Негативное влияние социальных сетей на современную молодежь. В сб.: Развитие личности: психолого- педагогические проблемы. Тамбов; 2019. С. 186–190.
- Baumgartner S.E., Weeda W.D., van der Heijden L.L., et al. The Relationship Between Media Multitasking and Executive Function in Early Adolescents // The Journal of Early Adolescence. 2014. Vol. 34, No. 8. P. 1120–1144. doi: 10.1177/0272431614523133
- Топильская О.А. Оценка уровня интернет-аддикции у студенческой молодежи: диагностический инструментарий // Психолого-педагогический журнал «Гаудеамус». 2021. Т. 20, No 1 (47). С. 52–60. doi: 10.20310/1810-231X-2021-20-1(47)-52-60
- Черемисина О.О., Комаров В.В. Влияние сети интернет на развитие личности подростка: девиации, риски и перспективы. В сб.: Молодежь и современный мир: психологические проблемы взаимодействия. Тамбов; 2021. С. 147–151.
- Шаров А.А. Методика изучения девиантной активности в реальной и виртуальной среде // Известия Саратовского университета. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2019. Т. 8, Вып. 1(29).С.30–37.doi:10.18500/2304-9790-2019-8-1-30-37
- Комаров В.В. Основные направления работы Центра исследований социальных девиаций г. Тамбова. В сб.: Профилактика экстремизма в системе образования. М.; 2019. Вып. 2. С. 35–40.
- Сухов А.Н. Безопасность личности: теоретико- практический // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. 2021. Т. 9, No 3 (34). С. 229–238. doi 10.23888/humJ20213229-238
Об авторах
- Константин Алексеевич Зыков – аспирант кафедры социальной и возрастной психологии. ORCID: https://orcid.org/0000-0003- 0307-1923.
- Лариса Васильевна Абдалина – доктор психологических наук, профессор кафедры педагогики и педагогической психологии. ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0414-2263.
- Владимир Владимирович Комаров – кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной и возрастной психологии. ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9598-2099.
Смотрите также:
- Кондрашкин А.В., Хломов К.Д. Девиантное поведение подростков и интернет: изменение социальной ситуации
- Лучинкина А.И., Лучинкина И.С. Особенности коммуникативного поведения в интернет-пространстве подростков с разными типами суицидального поведения
- Польская Н.А., Якубовская Д.К. Влияние социальных сетей на самоповреждающее поведение у подростков
- Пономарева Е.С., Делибалт В.В. Индикаторы пресуицидального состояния несовершеннолетних в интернет-пространстве