Зыков К.А., Абдалина Л.В., Комаров В.В. Особенности девиаций у старшеклассников в цифровой среде

З

В совре­мен­ных пси­хо­ло­го-педа­го­ги­че­ских иссле­до­ва­ни­ях наме­ти­лась тен­ден­ция, соглас­но кото­рой изу­че­ние пове­де­ния лич­но­сти в циф­ро­вой сре­де явля­ет­ся при­о­ри­тет­ной. Она вклю­ча­ет доста­точ­но обшир­ный круг самых раз­лич­ных про­блем, каса­ю­щих­ся пове­де­ния лич­но­сти в циф­ро­вом про­стран­стве. Нами же рас­смот­рен аспект пове­де­ния лич­но­сти стар­ше­класс­ни­ка в циф­ро­вой сре­де, так как имен­но дан­ная кате­го­рия моло­дых людей актив­но исполь­зу­ют Интер­нет в сво­ей жизнедеятельности. 

Под­рост­ки и млад­шие юно­ши пол­но­стью сфор­ми­ро­ва­лись в рам­ках циф­ро­вой эпо­хи. В свя­зи с тем, что с 1 сен­тяб­ря 2020 г. в 14 рос­сий­ских реги­о­нах начал­ся экс­пе­ри­мент по внед­ре­нию в шко­лах феде­раль­но­го про­ек­та «Циф­ро­вая обра­зо­ва­тель­ная сре­да», обра­ще­ние к раз­лич­ным аспек­там пове­де­ния стар­ше­класс­ни­ков в циф­ро­вой сре­де явля­ет­ся акту­аль­ным и свое­вре­мен­ным [1].

У совре­мен­ных рос­сий­ских школь­ни­ков сво­бод­ное вре­мя всё в боль­шей сте­пе­ни ста­но­вит­ся заня­тым игро­вы­ми гад­же­та­ми, с помо­щью кото­рых под­ро­сток или юно­ши осва­и­ва­ет вир­ту­аль­ную реаль­ность. Доступ­ность инфор­ма­ции, пред­став­лен­ной в сети Интер­нет, упро­ща­ет жизнь мно­гих школь­ни­ков: в один «клик» мож­но добыть все необ­хо­ди­мые све­де­ния для выпол­не­ния той или иной зада­чи. Здесь же воз­ни­ка­ет про­бле­ма полу­че­ния досту­па к раз­лич­ным асо­ци­аль­ным фор­мам пове­де­ния в Интер­нет-про­стран­стве: это доступ к пер­со­наль­ным дан­ным, реа­ли­за­ция онлайн сле­же­ния, воз­мож­ность руко­во­дить на рас­сто­я­нии раз­лич­ны­ми пре­ступ­ны­ми груп­па­ми и т. д. 

Имен­но под­рост­ки и юно­ши состав­ля­ют боль­шую долю ауди­то­рии, кото­рая про­во­дит своё вре­мя в сети Интер­нет. Вни­ма­ние стар­ше­класс­ни­ков пада­ет на увле­ка­тель­ный кон­тент, целью кото­ро­го явля­ет­ся про­па­ган­да «анти­цен­но­стей» как про­яв­ле­ние сво­бо­ды лич­но­сти. Этот кон­тент ярко оформ­лен, дина­ми­чен, что непро­из­воль­но при­вле­ка­ет вни­ма­ние стар­ше­класс­ни­ков. Как пра­ви­ло, такой кон­тент, может исполь­зо­вать­ся с про­ти­во­прав­ны­ми целя­ми: про­па­ган­да агрес­сив­но­го пове­де­ния, вовле­че­ния в про­ти­во­прав­ную дея­тель­ность, навя­зы­ва­ние раз­лич­но­го рода зависимостей. 

Кате­го­рия под­рост­ков и юно­шей явля­ет­ся доступ­ной в вопро­сах мани­пу­ли­ро­ва­ния их созна­ни­ем и пове­де­ни­ем, посколь­ку у них ещё не сфор­ми­ро­ван соб­ствен­ный жиз­нен­ный опыт, их миро­воз­зрен­че­ские уста­нов­ки. Кро­ме того, лич­ност­ные осо­бен­но­сти, такие как низ­кая само­оцен­ка, труд­но­сти обще­ния в семье, непо­ни­ма­ние со сто­ро­ны дру­зей, могут спо­соб­ство­вать вовле­че­нию в деви­ант­ное пове­де­ние в циф­ро­вой системе. 

У стар­ше­класс­ни­ков доста­точ­но лег­ко сфор­ми­ро­вать убеж­дён­ность в том, что сел­фи, сде­лан­ные с риском для жиз­ни, поступ­ки, кото­рые они совер­ша­ют, что­бы соот­вет­ство­вать ста­ту­су «мажо­ра», явля­ют­ся «сверх­цен­но­стью» в совре­мен­ном моло­дёж­ном мире. И сле­до­ва­ние этим цен­но­стям собе­рёт мно­го «лай­ков» в соци­аль­ных сетях.

На сего­дняш­ний день ост­ро сто­ит про­бле­ма кон­тро­ля кон­тен­та, предо­став­ля­е­мо­го в сети Интер­нет, кото­рый про­па­ган­ди­ру­ет жесто­кость, наси­лие, непра­виль­ное пони­ма­ние цен­но­стей добра и духов­но­сти. Всё это при­во­дит к тому, что на созна­ние под­рост­ков и стар­ше­класс­ни­ков раз­ру­ши­тель­но вли­я­ют цен­но­сти пре­ступ­но­го мира, объ­еди­не­ния экс­тре­мист­ской направ­лен­но­сти, раз­лич­но­го рода про­тестные акции и мас­со­вые вовле­че­ния в про­ти­во­прав­ные дей­ствия и бес­по­ряд­ки. Для эффек­тив­но­го вли­я­ния ука­зан­ных тен­ден­ций, стар­ше­класс­ни­ков наме­рен­но вво­дят в состо­я­ние эмо­ци­о­наль­но­го стрес­са, при кото­ром воз­дей­ствие на созна­ние про­ис­хо­дит намно­го легче.

Про­ти­во­по­лож­ной тен­ден­ци­ей явля­ет­ся про­па­ган­да здо­ро­во­го обра­за жиз­ни и раз­ви­тие лич­ност­ных ресур­сов через сеть Интер­нет. Созда­ет­ся кон­тент, кото­рый демон­стри­ру­ет воз­мож­ность ста­нов­ле­ния моло­дё­жи как успеш­ной лич­но­сти в дина­мич­но раз­ви­ва­ю­щем­ся мире, спо­соб­ной ори­ен­ти­ро­вать­ся в предо­став­ля­е­мых воз­мож­но­стях в циф­ро­вом про­стран­стве, с при­вле­че­ни­ем успеш­ных лиде­ров и людей, достиг­ших высот в этом направ­ле­нии. Таким обра­зом, фор­ми­ру­ет­ся тен­ден­ция раз­ви­тия поло­жи­тель­но­го бло­гер­ства через про­па­ган­ду здо­ро­во­го обра­за жиз­ни, дости­же­ний в спор­те через созда­ние интер­нет-сре­ды как раз­ви­ва­ю­щей базы для лич­ност­но­го успеха.

Совре­мен­ные поис­ко­вые систе­мы созда­ют лож­ное впе­чат­ле­ние у под­рас­та­ю­ще­го поко­ле­ния об инфор­ми­ро­ван­но­сти во всех сфе­рах жиз­не­де­я­тель­но­сти. В свя­зи чем, теря­ет­ся спо­соб­ность осмыс­ли­вать, кри­ти­че­ски пере­ра­ба­ты­вать инфор­ма­цию и про­ве­рять её на прак­ти­ке или в дру­гих источ­ни­ках. Дан­ная тен­ден­ция порож­да­ет кли­по­вое мыш­ле­ние, при кото­ром у юно­ши теря­ет­ся спо­соб­ность к инди­ви­ду­аль­но­му интел­лек­ту­аль­но­му само­раз­ви­тию, в резуль­та­те кото­ро­го воз­мож­но порож­де­ние ново­го про­дук­та (мыс­ли­тель­ная опе­ра­ция, идея или кон­крет­ный прак­ти­че­ский резуль­тат). Вме­сто это­го мы полу­ча­ем «инфор­ма­ци­он­ный фаст-фуд», кото­рый сти­ра­ет инди­ви­ду­аль­ность и стрем­ле­ние к само­раз­ви­тию у под­рас­та­ю­ще­го поколения.

Циф­ро­ви­за­ция несёт в себе две про­ти­во­по­лож­ные тен­ден­ции. С одной сто­ро­ны, она пред­став­ля­ет собой мощ­ный про­рыв и тол­чок в тех­ни­че­ском про­грес­се, кото­рый поз­во­ля­ет обес­пе­чить новые воз­мож­но­сти для духов­но­го и лич­ност­но­го раз­ви­тия стар­ше­класс­ни­ков, при этом исполь­зуя раз­но­об­раз­ные тех­но­ло­ги­че­ские дости­же­ния. «В новой ситу­а­ции у ново­го чело­ве­ка появ­ля­ет­ся мно­го новых воз­мож­но­стей для пол­но­го рас­кры­тия сво­ей инди­ви­ду­аль­но­сти, но и есть опас­ность, что чело­век может ниве­ли­ро­вать­ся, так как Сеть зада­ет ему пра­ви­ла мыш­ле­ния и пове­де­ния» [2, с. 44].

С дру­гой сто­ро­ны – несет в себе угро­зы и рис­ки вир­ту­аль­но­го само­раз­ви­тия. При этом стра­да­ют такие сто­ро­ны лич­но­сти, как духов­ная, нрав­ствен­ная, интел­лек­ту­аль­ная. Моло­дежь ока­за­лась поме­щен­ной в циф­ро­вую сре­ду, где нет чет­ких гра­ниц и кри­те­ри­ев эти­ки и без­нрав­ствен­но­сти, пра­во­вой нор­мы и откло­не­ния от нее, исти­ны и фей­ка, про­яв­ле­ния чело­веч­но­сти и жесто­ко­сти. Двой­ная мораль ста­ла сопро­вож­дать совре­мен­ный кон­тент боль­шин­ства зна­ме­ни­тых лич­но­стей и про­сто бло­ге­ров, кото­рые зада­ют цен­ност­ные ори­ен­ти­ры для под­рост­ков и юношей.

Обра­ща­ясь к дан­но­му вопро­су в рабо­тах зару­беж­ных авто­ров, мы нахо­дим под­твер­жде­ние нали­чию пагуб­но­го вли­я­ния на лич­ность обу­ча­ю­ще­го­ся. Так, испол­ни­тель­ный дирек­тор реа­би­ли­та­ци­он­но­го цен­тра Нью-Йор­ка Н. Кар­да­рас, ана­ли­зи­руя сте­пень изу­чен­но­сти дан­но­го фено­ме­на в зару­беж­ной пси­хо­ло­гии, дела­ет вывод о том, что циф­ро­вое устрой­ство спо­соб­но вызвать при­вы­ка­ние как нар­ко­тик [4].

Сход­ный вывод дела­ют и дру­гие авто­ры, экс­пе­ри­мен­таль­но изу­чав­шие дан­ный вопрос. Так, Энд­рю Доан ввел тер­мин digital pharmakeia («циф­ро­вой нар­ко­тик») для опре­де­ле­ния циф­ро­вой зави­си­мо­сти [3].

Похо­жее мне­ние выска­зы­ва­ет и Н. Кар­да­рас, пола­га­ю­щий, что циф­ро­вые устрой­ства нега­тив­но вли­я­ют на обу­че­ние и соци­а­ли­за­цию лич­но­сти [4]. Дан­ный факт под­твер­жда­ет иссле­до­ва­ние, кото­рое было про­ве­де­но им сре­ди уча­щих­ся 5–6 клас­сов в Южной Кали­фор­нии. Полу­чен­ные резуль­та­ты сви­де­тель­ству­ют о сни­же­нии таких ана­ли­ти­че­ских функ­ций, как спо­соб­ность пони­мать эмо­ци­о­наль­ное состо­я­ние дру­го­го чело­ве­ка. В свя­зи с этим, был вве­дён тер­мин «циф­ро­вое сла­бо­умие», трак­ту­е­мый как сни­же­ние уров­ня мыс­ли­тель­ных функ­ций моз­га в свя­зи с чрез­мер­ным исполь­зо­ва­ни­ем циф­ро­вых гаджетов.

Похо­жие взгля­ды на ука­зан­ную про­бле­мы мы нахо­дим в рабо­тах южно­ко­рей­ских уче­ных. В Южной Корее доста­точ­но ост­ро сто­ит вопрос о про­фи­лак­ти­ке и кор­рек­ции зави­си­мо­сти детей от циф­ро­вых гад­же­тов. Дан­ная про­бле­ма в широ­ких мас­шта­бах воз­ник­ла в сере­дине 90-х годов, когда ребё­нок в Южной Корее вла­дел одно­вре­мен­но несколь­ки­ми циф­ро­вы­ми устрой­ства­ми. Резуль­та­ты иссле­до­ва­ний, про­ве­дён­ных в дан­ной стране, пока­за­ли факт сни­же­ния таких позна­ва­тель­ных функ­ций, как память и вни­ма­ние вви­ду чрез­мер­но­го исполь­зо­ва­ния циф­ро­вых устройств. 

Имен­но спе­ци­а­ли­сты в Южной Корее впер­вые выдви­ну­ли такие тер­ми­ны, как «циф­ро­вая демен­ция» и «циф­ро­вая деток­си­ка­ция». В этой стране были впер­вые откры­ты цен­тры реа­би­ли­та­ции и про­фи­лак­ти­ки по чрез­мер­но­му упо­треб­ле­нию гад­же­тов, и как след­ствие это­го, лече­нию от циф­ро­во­го сла­бо­умия. Так, врач Бун Джи Вона, рабо­тав­ший в Сеуле над иссле­до­ва­ни­ем моз­го­вой дея­тель­но­сти в резуль­та­те чрез­мер­но­го исполь­зо­ва­ния циф­ро­вых устройств, выска­зал пред­по­ло­же­ние и впо­след­ствии его под­твер­дил эмпи­ри­че­ски­ми дан­ны­ми, что раз­ви­тие моз­га пре­тер­пе­ва­ет зна­чи­тель­ные нега­тив­ные изме­не­ния вслед­ствие воз­дей­ствия на него циф­ро­вых гад­же­тов [5].

Осо­бо сле­ду­ет рас­смот­реть вопрос о фор­ми­ро­ва­нии цен­ност­ных ори­ен­ти­ров, миро­воз­зрен­че­ских уста­но­вок, воз­мож­но­стях само­ре­а­ли­за­ция на осно­ве позна­ния «обра­за Я» у под­рост­ков и юно­шей. Пла­но­мер­ная и целе­на­прав­лен­ная рабо­та по фор­ми­ро­ва­нию цен­ност­ных ори­ен­ти­ров, соот­вет­ству­ю­щих тра­ди­ци­он­ным поня­ти­ям добра и зла, мора­ли и нрав­ствен­но­сти, поз­во­ля­ет юно­шам раз­ре­шать воз­ни­ка­ю­щие про­ти­во­ре­чия меж­ду циф­ро­вы­ми нор­ма­ми мора­ли и соб­ствен­ным мне­ни­ем, их взгля­дом на кар­ти­ну действительности. 

Усто­яв­ши­е­ся цен­ност­ные убеж­де­ния и миро­воз­зрен­че­ские уста­нов­ки поз­во­ля­ют моло­до­му поко­ле­нию, к кото­ро­му отно­сят­ся под­рост­ки и стар­ше­класс­ни­ки, раз­ре­шать дан­ные про­ти­во­ре­чия, сохра­няя при этом ком­форт­ный пси­хо­эмо­ци­о­наль­ный уро­вень реа­ги­ро­ва­ния на кон­фликт­ные и про­ти­во­ре­ча­щие друг дру­гу взгляды.

 Одна­ко в систе­ме обра­зо­ва­ния на сего­дняш­ний день сло­жи­лась ситу­а­ция, кото­рая не пред­ла­га­ет доста­точ­но эффек­тив­ной систе­мы педа­го­ги­че­ско­го сопро­вож­де­ния циф­ро­во­го вос­пи­та­ния под­рас­та­ю­ще­го поко­ле­ния, где бы учи­ты­ва­лись все воз­дей­ству­ю­щие фак­то­ры, сре­ди кото­рых про­ти­во­ре­чи­вость циф­ро­вой сре­ды, соци­о­куль­тур­ные тра­ди­ции и обы­чаи, сло­жив­ши­е­ся в исто­рии чело­ве­че­ства, лич­ные взгля­ды и уста­нов­ки, учёт совре­мен­ной реаль­ной действительности.

Лич­ност­ное раз­ви­тие под­рост­ков и моло­дё­жи в циф­ро­вой сре­де – это зада­ча акту­аль­ная и до сих пор нераз­ре­шён­ная в совре­мен­ной систе­ме обра­зо­ва­ния. На наш взгляд, основ­ной целью дан­но­го педа­го­ги­че­ско­го сопро­вож­де­ния в циф­ро­вой сре­де долж­но стать раз­ви­тие спо­соб­но­сти моло­дё­жи про­ти­во­сто­ять нега­тив­но­му вли­я­нию циф­ро­вой сре­ды, спо­соб­но­сти поста­вить гра­ни­цы меж­ду лич­ной точ­кой зре­ния и взгля­да­ми на вяза­ны­ми извне, спо­соб­но­сти обу­ча­ю­ще­го­ся гар­мо­нич­но раз­ви­вать­ся с твор­че­ской и интел­лек­ту­аль­ной сто­ро­ны, исполь­зуя при этом поло­жи­тель­ные воз­мож­но­сти циф­ро­вой сре­ды. Созда­вая такую систе­му в педа­го­ги­че­ском сопро­вож­де­нии, нель­зя забы­вать о тра­ди­ци­он­ных прин­ци­пах педагогики:

  • прин­цип диа­лек­ти­ки, кото­рый может рас­кры­вать­ся через спо­соб­ность раз­ви­тия и само­раз­ви­тия в циф­ро­вом про­стран­стве путём раз­ре­ше­ния противоречий;
  • прин­цип синер­ге­ти­ки, где про­ис­хо­дит вза­им­ный обмен и диа­лог меж­ду педа­го­гом и обу­ча­ю­щим­ся, где каж­дый из них открыт ново­му и спо­со­бен к само­раз­ви­тию и самокоррекция;
  • прин­цип допол­ни­тель­но­сти как резуль­тат про­дук­тив­ной инте­гра­ции про­ти­во­по­лож­ных качеств лич­но­сти и пла­но­мер­ная кор­рек­ти­ров­ка недо­стат­ков в сто­ро­ну целост­но­сти Я-кон­цеп­ции, при этом при­ни­ма­ет­ся лич­ная ответ­ствен­ность за выбран­ный путь изменений;
  • прин­цип инте­гра­ции раз­ных циф­ро­вых поко­ле­ний с уче­том осо­бен­но­стей позна­ва­тель­ной сфе­ры, цен­но­стей, осо­бен­но­стей коммуникации;
  • прин­цип акмео­ло­гии и эври­сти­ки, когда про­ис­хо­дит мяг­кое управ­ле­ние субъ­ект­но­стью и кре­а­тив­но­стью лич­но­сти обучающего;
  • прин­цип со-дея­тель­но­сти и со-твор­че­ства на осно­ве объ­еди­не­ния субъ­ект­но­сти и индивидуальности.

Опус­кая дан­ные прин­ци­пы, невоз­мож­но достичь пси­хо­ло­ги­че­ско­го рав­но­ве­сия и гар­мо­нии, сопро­тив­лять­ся нега­тив­но­му циф­ро­во­му вли­я­ния на лич­ность обучающегося.

В обла­сти совре­мен­ной социо­ло­гии, пси­хо­ло­гии, педа­го­ги­ки, фило­со­фии доста­точ­но широ­ко пред­став­ле­на харак­те­ри­сти­ка раз­ных циф­ро­вых поко­ле­ний, что поз­во­ля­ет учё­ным гово­рить о «него­тов­но­сти обще­ства и отдель­но взя­той лич­но­сти к осо­знан­ной само­ре­а­ли­за­ции в циф­ро­вом про­стран­стве, и о него­тов­ность соци­аль­ных инсти­ту­тов обра­зо­ва­ния обес­пе­чи­вать про­фи­лак­ти­ку и кор­рек­цию деви­ант­но­го пове­де­ния в циф­ро­вом про­стран­стве» [6, с. 188]. 

Кро­ме того, мало­изу­чен­ным оста­ет­ся вопрос обще­ния роди­те­лей и педа­го­гов с вос­пи­тан­ни­ка­ми и детьми с учё­том новых циф­ро­вых потреб­но­стей послед­них. Порой роди­те­ли так же име­ют склон­ность к зави­си­мо­сти и чрез­мер­но­му вре­мя­пре­про­вож­де­нию в циф­ро­вой сети, что ста­но­вит­ся эта­ло­ном для под­рас­та­ю­ще­го поколения. 

Любая про­бле­ма, в том чис­ле и деви­ант­ное пове­де­ние под­рост­ков и юно­шей в циф­ро­вой сре­де, име­ет свои кор­ни в семье, сти­лях вос­пи­та­ния, в спо­со­бе обще­ния меж­ду роди­те­ля­ми и детьми. Под­рас­та­ю­ще­му поко­ле­нию очень труд­но объ­яс­нить нега­тив­ное вли­я­ние гад­же­тов на их жиз­не­де­я­тель­ность, если роди­тель сам про­во­дит, пусть и вынуж­ден­но, по рабо­те, вре­мя за теми же гад­же­та­ми или в сети Интер­нет [7–10].

Стар­ше­класс­ни­ки ока­зы­ва­ют­ся неспо­соб­ны­ми гра­мот­но осмыс­лить и раз­ре­шить нрав­ствен­ные и мораль­ные дилем­мы в пред­ла­га­е­мых вир­ту­аль­ных ситу­а­ци­ях обще­ния. Они нуж­да­ют­ся в высо­ко­про­фес­си­о­наль­ном пси­хо­ло­го-педа­го­ги­че­ском про­све­ще­нии и сопро­вож­де­нии про­цес­сов осмыс­ле­ния, овла­де­ния спо­со­ба­ми раз­ре­ше­ния мораль­ных дилемм [11]. Всё это воз­мож­но при обра­ще­нии к самой лич­но­сти под­рост­ка, а имен­но к его лич­ност­ным харак­те­ри­сти­кам, кото­рые спо­соб­ству­ют либо пре­пят­ству­ют осо­знан­но­му про­ти­во­сто­я­нию и вли­я­нию деви­а­ций в циф­ро­вой сети.

Цель

Выявить осо­бен­но­сти деви­ант­ной актив­но­сти стар­ше­класс­ни­ка в циф­ро­вой среде.

Задачи

  1. Про­ве­сти эмпи­ри­че­ское иссле­до­ва­ние с уча­сти­ем стар­ше­класс­ни­ков, име­ю­щих деви­а­ции в циф­ро­вой среде.
  2. При­ме­няя пси­хо­ло­ги­че­скую диа­гно­сти­ку, опре­де­лить пока­за­те­ли фак­тов встре­ча­е­мо­сти и совер­ше­ния опре­де­лен­ных форм деви­ант­ной актив­но­сти стар­ше­класс­ни­ка­ми с деви­а­ци­я­ми в циф­ро­вой среде.
  3. На осно­ва­нии полу­чен­ных резуль­та­тов сде­лать вывод отно­си­тель­но оцен­ки деви­ант­ной актив­но­сти в реаль­ной и вир­ту­аль­ной сре­де стар­ше­класс­ни­ков с деви­а­ци­я­ми в циф­ро­вой среде.

Материалы и методы

Для иссле­до­ва­ния деви­а­ций в циф­ро­вой сре­де был исполь­зо­ван метод стан­дар­ти­зи­ро­ван­но­го само­от­че­та, реа­ли­зо­ван­ный сле­ду­ю­щи­ми кон­крет­ны­ми методиками:

  1. Анке­та для выяв­ле­ние фак­тов встре­ча­е­мо­сти и совер­ше­ния опре­де­лен­ных форм деви­ант­ной актив­но­сти лиц моло­до­го воз­рас­та в кибер­про­стран­стве (автор – А. А. Шаров) [10].
  2. Мето­ди­ка оцен­ки деви­ант­ной актив­но­сти в реаль­ной и вир­ту­аль­ной сре­де (автор – А. А. Шаров) [10].

Пси­хо­ло­ги­че­ское иссле­до­ва­ние про­ве­де­но в горо­де Там­бо­ве на базе МБУ «Центр пси­хо­ло­го-педа­го­ги­че­ской, меди­цин­ской и соци­аль­ной помо­щи», куда обра­ща­лись роди­те­ли и сами под­рост­ки за пси­хо­ло­ги­че­ской помо­щью в пре­одо­ле­нии деви­ант­ной актив­но­сти в циф­ро­вой сре­де. В ходе про­во­ди­мо­го иссле­до­ва­ния при­ня­ли уча­стие 87 стар­ше­класс­ни­ков в воз­расте от 15 до 17 лет, из них – 45 юно­шей и 42 девушки.

Результаты и их обсуждение

Для выяв­ле­ния фак­тов совер­ше­ния деви­ант­ных прак­тик в вир­ту­аль­ной сре­де нами была исполь­зо­ва­на анке­та для выяв­ле­ния фак­тов встре­ча­е­мо­сти и совер­ше­ния опре­де­лен­ных форм деви­ант­ной актив­но­сти лиц моло­до­го воз­рас­та в кибер­про­стран­стве (автор – А. А. Шаров). 

Было нагляд­но пока­за­но, что моло­дое поко­ле­ние исполь­зу­ет в Интер­нет-про­стран­стве самые раз­ные виды циф­ро­вых деви­а­ций. Одной из наи­бо­лее часто встре­ча­ю­щих­ся форм явля­ет­ся вир­ту­аль­ное попро­шай­ни­че­ство, кото­рое выяв­ле­но у 34% испы­ту­е­мых. Далее идет флей­минг, встре­ча­ю­щий­ся у 23% стар­ше­класс­ни­ков. Сле­ду­ю­щей фор­мой циф­ро­вой деви­а­ции явля­ет­ся сек­стинг, выяв­лен­ный у 19%. Трол­линг встре­ча­ет­ся у 11%, аст­ро­тур­финг – у 9%, фишинг выяв­лен у 4% старшеклассников. 

Пред­став­лен­ные дан­ные озна­ча­ют, что моло­дежь часто стал­ки­ва­ет­ся в кибер­про­стран­стве с прось­ба­ми о денеж­ной помо­щи, ком­мен­та­ри­я­ми оскор­би­тель­но­го харак­те­ра и вуль­гар­ны­ми заяв­ле­ни­я­ми, пере­да­чей инфор­ма­ции интим­но­го харак­те­ра, про­во­ка­ци­он­ны­ми заяв­ле­ни­я­ми, искус­ствен­ным созда­ни­ем мне­ния обще­ства, раз­лич­ны­ми попыт­ка­ми полу­че­ния досту­па к лич­ным дан­ным, мето­да­ми лич­но­го зна­ком­ства на сай­тах с целью полу­че­ния мате­ри­аль­ной выгоды.

По мне­нию оте­че­ствен­ных иссле­до­ва­те­лей, выяв­лен­ные фор­мы деви­ант­ной актив­но­сти отно­сят­ся к онлайн-рис­кам кибер­про­стран­ства [9, 11, 12]. Доста­точ­ная рас­про­стра­нен­ность ука­зан­ных форм может быть обу­слов­ле­на сле­ду­ю­щи­ми обсто­я­тель­ства­ми: ощу­ще­ни­ем без­опас­но­сти, дис­со­ци­а­тив­ным вооб­ра­же­ни­ем, ано­ним­но­стью, асин­хрон­но­стью обще­ния, отсут­стви­ем кон­тро­ля со сто­ро­ны соот­вет­ству­ю­щих инстанций. 

Все пере­чис­лен­ное облег­ча­ет вопло­ще­ние ука­зан­ных деви­ант­ных устрем­ле­ний. Мы можем сде­лать вывод, что моло­дое поко­ле­ние часто стал­ки­ва­ет­ся с раз­лич­ны­ми фор­ма­ми деви­ант­ной актив­но­сти и про­яв­ля­ет ее в киберпространстве.

Пред­ста­вим резуль­та­ты по мето­ди­ке оцен­ки деви­ант­ной актив­но­сти в реаль­ной и вир­ту­аль­ной сре­де (автор – А. А. Шаров). Деви­ант­ная актив­ность у боль­шин­ства стар­ше­класс­ни­ков про­яв­ля­ет­ся в виде анти­со­ци­аль­ной и агрес­сив­ной соци­аль­ной вир­ту­аль­ной актив­но­сти (38%), в мень­шей сте­пе­ни – ауто­де­струк­тив­ной вир­ту­аль­ной актив­но­сти (34%). Если мы рас­смат­ри­ва­ем реаль­ную жизнь, то деви­а­ции здесь про­яв­ля­ют­ся зна­чи­тель­но реже. Так, анти­со­ци­аль­ная и асо­ци­аль­ная реаль­ная актив­ность выяв­ле­на у 16% стар­ше­класс­ни­ков, а ауто­де­струк­тив­ная реаль­ная актив­ность – у 12%. 

Выяв­лен­ные дан­ные поз­во­ля­ют гово­рить о том, что во мно­гих слу­ча­ях деви­ант­но­го пове­де­ния вир­ту­аль­ная актив­ность не спо­соб­на заме­нить реаль­ность. Про­яв­ле­ние анти­со­ци­аль­ной и агрес­сив­ной вир­ту­аль­ной актив­но­сти, по наше­му мне­нию, детер­ми­ни­ро­ва­но спе­ци­фи­кой обще­ния в вир­ту­аль­ной сре­де, о кото­рых мы гово­ри­ли выше (ано­ним­ность, отсут­ствие нака­за­ния за совер­шен­ные в сети Интер­нет дея­ния и др.). 

Все это в сум­ме сти­ра­ет гра­ни­цы эти­че­ско­го и мораль­но­го вза­и­мо­дей­ствия в вир­ту­аль­ном про­стран­стве и может спро­во­ци­ро­вать раз­лич­но­го рода циф­ро­вые деви­а­ции в отно­ше­нии дру­гих чле­нов вир­ту­аль­но­го вза­и­мо­дей­ствия. У стар­ше­класс­ни­ков под воз­дей­стви­ем циф­ро­вой сети фор­ми­ру­ют­ся чув­ство само­уве­рен­но­сти, без­на­ка­зан­но­сти и все­доз­во­лен­но­сти, сво­бо­да от каких-либо обязательств. 

При­о­ри­те­ты соб­ствен­ной лич­но­сти сто­ят выше над жела­ни­я­ми и инте­ре­са­ми дру­гих, акту­а­ли­зи­ру­ет­ся цен­ность само­утвер­жде­ния за счёт дру­гих. Как след­ствие, раз­ви­ва­ют­ся и реа­ли­зу­ют­ся деви­ант­ное и делин­квент­ное пове­де­ние в циф­ро­вой сети, что для моло­де­жи транс­ли­ру­ет­ся как норма. 

Пара­док­саль­ным явля­ет­ся тот факт, что совре­мен­ный мир даёт очень мно­го раз­лич­ных воз­мож­но­стей само­ре­а­ли­зо­вы­вать­ся и твор­че­ски про­яв­лять­ся, исполь­зуя не вир­ту­аль­ный мир, а реальный. 

Несмот­ря на это, на сего­дняш­ний день доста­точ­но явно высту­па­ют про­бле­мы оди­но­че­ства, нере­а­ли­зо­ван­но­сти и рас­те­рян­но­сти, невос­тре­бо­ван­но­сти, отсут­ствия чёт­ких ори­ен­ти­ров и гра­ниц меж­ду нор­мой и пато­ло­ги­ей. Всё это пре­пят­ству­ет фор­ми­ро­ва­нию устой­чи­вой и гар­мо­нич­ной лич­но­сти, что ведет к про­яв­ле­нию асо­ци­аль­но­го пове­де­ния в циф­ро­вой сети.

Мож­но про­ве­сти ана­ло­гию меж­ду деви­ант­ным пове­де­ни­ем как частью тра­ди­ци­он­ной куль­ту­ры и деви­ант­ным пове­де­ние в циф­ро­вой сре­де как частью Интер­нет-куль­ту­ры. Деви­ант­ное пове­де­ние в циф­ро­вой сре­де име­ет свои спе­ци­фи­че­ские осо­бен­но­сти, кото­рые отли­ча­ют ее от деви­ант­но­го пове­де­ния моло­дё­жи в соци­аль­ной сре­де. Дан­ная осо­бен­ность обу­слов­ле­на тем, что циф­ро­вые деви­а­ции могут не при­вле­кать к себе осо­бо­го вни­ма­ния со сто­ро­ны пси­хо­ло­гов и педагогов. 

Более того, циф­ро­вые деви­а­ции доста­точ­но слож­но диф­фе­рен­ци­ро­вать, а тем более при­влечь деви­ан­та к ответ­ствен­но­сти за соде­ян­ное. Деви­а­ции в циф­ро­вой сре­де могут быть свя­за­ны с оскорб­ле­ни­ем в интер­не­те, рас­про­стра­не­ни­ем недо­сто­вер­ной инфор­ма­ции, бул­лин­гом, элек­трон­ным мошенничеством.

Выводы

Резуль­та­ты, полу­чен­ные в про­ве­ден­ном нами иссле­до­ва­нии, дают нам осно­ва­ние для выдви­же­ния клас­си­фи­ка­ции деви­ант­ных прак­тик в вир­ту­аль­ной среде:

  1. Деви­ант­ные прак­ти­ки, кото­рые осно­ва­ны на исполь­зо­ва­нии кон­фи­ден­ци­аль­ной инфор­ма­ции посред­ством шан­та­жа и обма­на, при этом пре­сле­ду­ет­ся цель мате­ри­аль­ной выго­ды: фишинг; ска­мер­ство; секстинг.
  2. Деви­ант­ные прак­ти­ки, кото­рые направ­ле­ны на раз­ру­ше­ние соци­аль­ных вза­и­мо­дей­ствий или на кон­крет­ную лич­ность с целью дез­ор­га­ни­за­ции ее пси­хи­че­ской деятельности: 
    • пер­во­го поряд­ка (вер­баль­но-ком­му­ни­ка­тив­ные акты агрес­сив­ной направ­лен­но­сти): флей­минг, трол­линг, очер­не­ние, харассмент;
    • вто­ро­го поряд­ка (крайне агрес­сив­ные ком­му­ни­ка­тив­ные акты, кото­рые содер­жат ком­по­нент пре­сле­до­ва­ния): кибер­стал­кинг, откры­тая угроза.

Моло­дежь при­бе­га­ет к реа­ли­за­ции раз­лич­ных вари­ан­тов кибе­ра­грес­сии в вир­ту­аль­ной сре­де: трол­лин­га, флей­мин­га, сек­стин­га, фишин­га, очер­не­ния, а так­же кибер­стал­кин­га, ска­мер­ства, откры­той угро­зы и харас­смен­та. Дан­ные виды деви­ант­ной актив­но­сти выра­жа­ют­ся посред­ством пуб­ли­ка­ции ком­мен­та­ри­ев оскор­би­тель­но­го харак­те­ра, сооб­ще­ния ком­про­ме­ти­ру­ю­щей и лож­ной инфор­ма­ции о поль­зо­ва­те­лях в соци­аль­ных сетях, вир­ту­аль­ных зна­комств, раз­ме­ще­ния мате­ри­а­лов интим­но­го харак­те­ра, попы­ток полу­че­ния и после­ду­ю­ще­го исполь­зо­ва­ния лич­ной инфор­ма­ции, а так­же демон­стра­ции инфор­ма­ции, содер­жа­щей угро­жа­ю­щий харак­тер, поль­зо­ва­те­лям вир­ту­аль­но­го общения.

Выдви­ну­тая нами цель иссле­до­ва­ния нашла свою реа­ли­за­цию. Выяв­ле­ны и опи­са­ны отдель­ные виды деви­ант­ных прак­тик, кото­рые реа­ли­зу­ют­ся моло­де­жью в вир­ту­аль­ной сре­де. Осно­ву дан­ных видов состав­ля­ют осо­бен­но­сти ком­му­ни­ка­ции в кибер­про­стран­стве, а так­же цели кибе­ра­грес­сии, меха­низ­мы и ожи­да­е­мые результаты.

Полу­чен­ные эмпи­ри­че­ским путем дан­ные воз­мож­но исполь­зо­вать с целью клас­си­фи­ка­ции деви­ант­ных прак­тик, кото­рые реа­ли­зу­ют­ся в вир­ту­аль­ной сре­де. Пер­спек­тив­ны­ми направ­ле­ни­я­ми в иссле­ду­е­мой про­бле­ме, на наш взгляд, явля­ют­ся рас­ши­ре­ние пред­став­лен­но­го переч­ня деви­ант­ных прак­тик, а так­же выяв­ле­ние и опи­са­ние их соот­но­ше­ния и сте­пе­ни выра­жен­но­сти не толь­ко у моло­де­жи, но и у дру­гих воз­раст­ных групп.

Кон­фликт инте­ре­сов отсутствует.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ:

  1. Зве­ре­ва Л.Г., Тка­че­ва А.Г. Эта­пы и пути ста­нов­ле­ния циф­ро­во­го обра­зо­ва­ния в Рос­сии // Меж­ду­на­род­ный жур­нал гума­ни­тар­ных и есте­ствен­ных наук. 2019. № 1–1. С. 67–71.
  2. Пона­ри­на Н.Н. Созда­ние циви­ли­за­ции в усло­ви­ях гло­ба­ли­за­ции // Тео­рия и прак­ти­ка обще­ствен­но­го раз­ви­тия. 2011. № 5. C. 44–47.
  3. 3. Dvorsky G., James H. Postgenderism: Beyond the Gender Binary. Hartford, CT: Institute for Ethics and Emerging Technologies; 2008.
  4. Кар­да­рас Н. Дети и смарт­фо­ны. Все хуже, чем нам кажется. 
  5. Рон­жин Г.А. Под­ро­сток в циф­ро­вом мире // Науч­но-мето­ди­че­ский элек­трон­ный жур­нал «Кон­цепт». 2018. № 7. С. 130–135. 2022 August 05. (In Russ). doi: 10.24422/MCITO.2018.7.14926
  6. Самой­ло­ва В.В., Кома­ров В.В. Нега­тив­ное вли­я­ние соци­аль­ных сетей на совре­мен­ную моло­дежь. В сб.: Раз­ви­тие лич­но­сти: пси­хо­ло­го- педа­го­ги­че­ские про­бле­мы. Там­бов; 2019. С. 186–190.
  7. Baumgartner S.E., Weeda W.D., van der Heijden L.L., et al. The Relationship Between Media Multitasking and Executive Function in Early Adolescents // The Journal of Early Adolescence. 2014. Vol. 34, No. 8. P. 1120–1144. doi: 10.1177/0272431614523133
  8. Топиль­ская О.А. Оцен­ка уров­ня интер­нет-аддик­ции у сту­ден­че­ской моло­де­жи: диа­гно­сти­че­ский инстру­мен­та­рий // Пси­хо­ло­го-педа­го­ги­че­ский жур­нал «Гауде­а­мус». 2021. Т. 20, No 1 (47). С. 52–60. doi: 10.20310/1810-231X-2021-20-1(47)-52-60
  9. Чере­ми­си­на О.О., Кома­ров В.В. Вли­я­ние сети интер­нет на раз­ви­тие лич­но­сти под­рост­ка: деви­а­ции, рис­ки и пер­спек­ти­вы. В сб.: Моло­дежь и совре­мен­ный мир: пси­хо­ло­ги­че­ские про­бле­мы вза­и­мо­дей­ствия. Там­бов; 2021. С. 147–151.
  10. Шаров А.А. Мето­ди­ка изу­че­ния деви­ант­ной актив­но­сти в реаль­ной и вир­ту­аль­ной сре­де // Изве­стия Сара­тов­ско­го уни­вер­си­те­та. Серия: Акмео­ло­гия обра­зо­ва­ния. Пси­хо­ло­гия раз­ви­тия. 2019. Т. 8, Вып. 1(29).С.30–37.doi:10.18500/2304-9790-2019-8-1-30-37
  11. Кома­ров В.В. Основ­ные направ­ле­ния рабо­ты Цен­тра иссле­до­ва­ний соци­аль­ных деви­а­ций г. Там­бо­ва. В сб.: Про­фи­лак­ти­ка экс­тре­миз­ма в систе­ме обра­зо­ва­ния. М.; 2019. Вып. 2. С. 35–40.
  12. Сухов А.Н. Без­опас­ность лич­но­сти: тео­ре­ти­ко- прак­ти­че­ский // Лич­ность в меня­ю­щем­ся мире: здо­ро­вье, адап­та­ция, раз­ви­тие. 2021. Т. 9, No 3 (34). С. 229–238. doi 10.23888/humJ20213229-238
Источ­ник: Лич­ность в меня­ю­щем­ся мире: здо­ро­вье, адап­та­ция, раз­ви­тие. 2023. Т. 11, No1 (40). С. 49–58. doi: 10.23888/humJ202311149-58

Об авторах

  • Кон­стан­тин Алек­се­е­вич Зыков – аспи­рант кафед­ры соци­аль­ной и воз­раст­ной пси­хо­ло­гии. ORCID: https://orcid.org/0000-0003- 0307-1923. 
  • Лари­са Васи­льев­на Абда­ли­на – док­тор пси­хо­ло­ги­че­ских наук, про­фес­сор кафед­ры педа­го­ги­ки и педа­го­ги­че­ской пси­хо­ло­гии. ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0414-2263.
  • Вла­ди­мир Вла­ди­ми­ро­вич Кома­ров – кан­ди­дат пси­хо­ло­ги­че­ских наук, доцент кафед­ры соци­аль­ной и воз­раст­ной пси­хо­ло­гии. ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9598-2099.

Смот­ри­те также:

Категории

Метки

Публикации

ОБЩЕНИЕ

CYBERPSY — первое место, куда вы отправляетесь за информацией о киберпсихологии. Подписывайтесь и читайте нас в социальных сетях.

vkpinterest