Цибулина, А.О., Раитина М.Ю. Зависимость от виртуальной коммуникации как современный вид отчуждения

Ц

Введение

В XXI веке жизнь обще­ства зна­чи­тель­но изме­ни­лась. Раз­ви­тие ком­пью­тер­ных тех­но­ло­гий, доступ­ность раз­лич­ных средств для осу­ществ­ле­ния ком­му­ни­ка­ции, а вслед­ствие это­го уко­ре­не­ние «вир­ту­аль­ной реаль­но­сти» как основ­но­го поля бытия чело­ве­ка ста­ло бога­тей­шим ресур­сом для раз­ви­тия нау­ки, твор­че­ско­го потен­ци­а­ла, вовле­че­ния обще­ства в жизнь. 

Поми­мо поло­жи­тель­ных сто­рон, вир­ту­аль­ная ком­му­ни­ка­ция в сети Интер­нет ста­ла иметь и нега­тив­ную состав­ля­ю­щую, свя­зан­ную с иллю­зи­ей дей­стви­тель­ной реаль­но­сти, тем самым ука­зы­вая на фор­ми­ро­ва­ние совре­мен­ных видов отчуждения.

Цель рабо­ты – рас­смот­ре­ние зави­си­мо­сти чело­ве­ка от вир­ту­аль­ной ком­му­ни­ка­ции как совре­мен­но­го вида отчуждения.

Роль ком­пью­тер­ных тех­но­ло­гий и исполь­зо­ва­ние совре­мен­ных спо­со­бов ком­му­ни­ка­ции слож­но недо­оце­нить, посколь­ку невоз­мож­но пред­ста­вить суще­ство­ва­ние чело­ве­че­ства без Интернета. 

Вир­ту­аль­ная ком­му­ни­ка­ция про­ник­ла во все сфе­ры жиз­ни, вза­и­мо­дей­ствие обще­ства ста­ло зна­чи­тель­но доступ­нее, любая инфор­ма­ция рас­про­стра­ня­ет­ся мгно­вен­но и обще­ние людей друг с дру­гом осу­ществ­ля­ет­ся прак­ти­че­ски из любой точ­ки мира.

Соглас­но совре­мен­но­му опре­де­ле­нию, Интер­нет – это «ком­плекс­ное эко­ло­ги­че­ское про­стран­ство, в кото­ром про­яв­ля­ют актив­ность десят­ки и сот­ни мил­ли­о­нов людей» [1].

Актив­ность обще­ства в сре­де Интер­нет направ­ле­на на удо­вле­тво­ре­ние сле­ду­ю­щих потреб­но­стей: вир­ту­аль­но­го обще­ния, позна­ва­тель­ной и игро­вой ком­му­ни­ка­ций, а так­же заработка. 

Соци­аль­ное вир­ту­аль­ное про­стран­ство явля­ет­ся не толь­ко отра­же­ни­ем раз­лич­но­го рода реаль­но­стей – от поли­ти­че­ских до эко­но­ми­че­ских, но так­же явля­ет­ся авто­ном­ной сущ­но­стью, кото­рая воз­дей­ству­ет на пред­мет­ный мир. Дру­ги­ми сло­ва­ми, раз­ви­тие ком­пью­тер­ных тех­но­ло­гий ста­но­вит­ся фор­мо­об­ра­зу­ю­щим фак­то­ром для куль­ту­ры вир­ту­аль­ной реальности.

Рас­про­стра­не­ние тер­ми­на «вир­ту­аль­ная реаль­ность», или «соци­аль­ная вир­ту­аль­ная реаль­ность», име­ет раз­лич­ные трак­тов­ки. Сле­ду­ет обо­зна­чить неко­то­рые из них: 

  • ком­пью­тер­ная (элек­трон­ная) вир­ту­аль­ная реаль­ность (Ж. Бодрий­яр, Дж.Ланье, Ф. Хэмит, Е. В. Кова­лев­ская и др.); 
  • вир­ту­аль­ная реаль­ность как куль­ту­ра или сфе­ра соци­аль­ных фено­ме­нов (П.И. Бра­слав­ский, И.В. Кула­ги­на, Н.Б. Мань­ков­ская, О.А. Сте­пан­це­ва и др.);
  • вир­ту­аль­ное в физи­ке, тео­рия вир­ту­аль­ных частиц (И.А. Акчу­рин, В.П. Бран­ский, П. Дэвис, Л.Д. Лан­дау и др.); 
  • вир­ту­аль­ная реаль­ность как воз­мож­ное, потен­ци­аль­ное бытие (С.Н. Коня­ев, Е.В. Мал­ко­ва, Е.Э. Чеботарева); 
  • вир­ту­аль­ная реаль­ность как вся вос­при­ни­ма­е­мая чело­ве­ком реаль­ность, посколь­ку послед­няя про­хо­дит сквозь приз­му его созна­ния, идеального/субъективного (В.В. Афа­на­сье­ва, Д.В. Ива­нов, И.Г. Кор­сун­цев, С.С. Хору­жий и др.); 
  • сов­ме­ще­ние двух и более под­хо­дов, что, впро­чем, не сни­ма­ет важ­но­сти про­бле­мы выяв­ле­ния онто­ло­ги­че­ско­го ста­ту­са и харак­те­ри­стик вир­ту­аль­но­го отчуж­де­ния (А.С. Горин­ский, А.Е. Ива­нов, Т. А. Кирик, И.А. Нико­ла­ев) [2].

В общем кон­тек­сте вир­ту­аль­ная реаль­ность – это сво­е­го рода нели­ней­ное посто­ян­ное раз­ви­ва­ю­ще­е­ся про­стран­ство, не име­ю­щее соб­ствен­ной сущ­но­сти, обла­да­ю­щее слож­ной струк­ту­рой, в кото­ром люди могут пере­не­стись в одно и то же место, что­бы общать­ся или выпол­нять (ими­ти­ро­вать) какие-либо действия.

Частое и некон­тро­ли­ру­е­мое вхож­де­ние в вир­ту­аль­ную реаль­ность посред­ством сети Интер­нет при­во­дит к воз­ник­но­ве­нию послед­ствий в виде фор­ми­ро­ва­ния совре­мен­ных видов отчужденности. 

Уко­ре­не­ние ком­му­ни­ка­ций в вир­ту­аль­ной реаль­но­сти при­ве­ло к отчуж­де­нию обще­ства от реаль­ных цен­но­стей вслед­ствие внед­ре­ния образ­цов мас­со­вой культуры. 

Поми­мо это­го, рас­про­стра­не­ние иска­жен­ной инфор­ма­ции, про­яв­ле­ние интер­нет-агрес­сии, хакер­ство и исполь­зо­ва­ние ано­ним­но­сти внед­ри­ло пута­ни­цу вос­при­ни­ма­е­мых образ­цов мора­ли, тра­ди­ций и появ­ле­ние нега­тив­ных форм вли­я­ния вир­ту­аль­ной реаль­но­сти на общество.

Под отчуж­де­ни­ем при­ня­то пони­мать фило­соф­скую кате­го­рию, выра­жа­ю­щую такую объ­ек­ти­ва­цию качеств, резуль­та­тов дея­тель­но­сти и отно­ше­ний чело­ве­ка, кото­рая про­ти­во­сто­ит ему как пре­вос­хо­дя­щая сила и пре­вра­ща­ет его из субъ­ек­та в объ­ект ее воз­дей­ствия [3].

При ана­ли­зе нега­тив­ных форм вли­я­ния сле­ду­ет выде­лить сле­ду­ю­щие фор­мы отчужденности:

  1. отчуж­де­ние чело­ве­ка от реаль­но­го обще­ства (дефор­ма­ция реаль­ных соци­аль­ных отно­ше­ний, кри­зис реаль­но­го обще­ния вслед­ствие зави­си­мо­сти от Интернета);
  2. само­от­чуж­де­ние (депер­со­на­ли­за­ция лич­но­сти и нару­ше­ние вос­при­я­тия вир­ту­аль­но­сти и реаль­но­сти – оппо­зи­ция «Я – не Я»);
  3. отчуж­де­ние чело­ве­ка от куль­тур­ных цен­но­стей (дефор­ма­ция истин­ных куль­тур­ных цен­но­стей и заме­на их бес­фор­мен­ны­ми мас­со­вы­ми ценностями);
  4. амо­ра­лизм (недо­ста­ток мораль­ных цен­но­стей, таких как любовь, друж­ба, соли­дар­ность, и заме­на их на наси­лие, без­жа­лост­ность и эгоизм).

При вни­ма­тель­ном изу­че­нии выше­ука­зан­ных форм вли­я­ния мож­но уви­деть, что во мно­гом эти виды отчуж­де­ния свя­за­ны с воз­ник­но­ве­ни­ем интер­нет-зави­си­мо­сти. Про­бле­ма интер­нет-зави­си­мо­сти как одно­го из про­яв­ле­ний фено­ме­на отчуж­де­ния явля­ет­ся раз­но­сто­рон­ней: это может касать­ся как физи­че­ско­го, так и пси­хо­ло­ги­че­ско­го здо­ро­вья обще­ства, а так­же затра­ги­ва­ет соци­аль­ные отношения.

При осмыс­ле­нии зави­си­мо­сти от вир­ту­аль­ной ком­му­ни­ка­ции в первую оче­редь сле­ду­ет обра­тить вни­ма­ние на фено­мен кибор­ги­за­ции как эле­мент раз­ви­тия зави­си­мо­сти от вир­ту­аль­ной реаль­но­сти. Соглас­но В.А. Еме­ли­ну, кибор­ги­за­ция пред­по­ла­га­ет сим­би­оз чело­ве­ка и маши­ны [4].

В насто­я­щее вре­мя обще­ство нераз­де­ли­мо свя­за­но с совре­мен­ны­ми тех­но­ло­ги­я­ми, а боль­шая часть повсе­днев­ной рути­ны реша­ет­ся при помо­щи Интернета.

Осо­бен­но­сти кибор­ги­за­ции заклю­ча­ют­ся в том, что совре­мен­ные тех­но­ло­гии «срас­та­ют­ся» с сущ­но­стью чело­ве­ка, а функ­ции, кото­рые рань­ше чело­век совер­шал без исполь­зо­ва­ния тех­но­ло­гий, атро­фи­ру­ют­ся – вслед­ствие лише­ния «машин­ной» состав­ля­ю­щей чело­век уже не может пол­но­цен­но функционировать.

Сле­ду­ю­щий момент, отра­жа­ю­щий чрез­мер­ный инте­рес к нахож­де­нию в вир­ту­аль­ной реаль­но­сти, свя­зан с вли­я­ни­ем сле­ду­ю­щих факторов:

  • доступ­ность и лег­кость полу­че­ния любой информации;
  • ано­ним­ность ее пере­да­чи – полу­че­ния сведений;
  • спо­соб­ность при­над­ле­жать к опре­де­лен­ной группе;
  • ощу­ще­ние высо­ко­го уров­ня дове­рия к полу­ча­е­мым данным.

Как было ука­за­но, ком­му­ни­ка­ция в вир­ту­аль­ной реаль­но­сти дает чело­ве­ку воз­мож­ность ано­ним­но и без­гра­нич­но совер­шать любые мани­пу­ля­ции неза­ви­си­мо от побуж­де­ний человека. 

Поми­мо это­го, вир­ту­аль­ное «Я» чело­ве­ка полу­ча­ет под­держ­ку вир­ту­аль­но­го обще­ства, что при­во­дит к фор­ми­ро­ва­нию опре­де­лен­но­го набо­ра цен­но­стей, пра­вил и зако­нов, кото­рым чело­век обя­зан сле­до­вать. Вслед­ствие это­го у реаль­но­го «Я» про­ис­хо­дит непри­я­тие и отчуж­де­ние от норм, при­ня­тых в куль­ту­ре и обществе. 

Вир­ту­аль­ная реаль­ность ста­но­вит­ся сво­е­го рода при­ста­ни­щем, где вслед­ствие оттор­же­ния одно­го вир­ту­аль­но­го обще­ства будет най­де­но дру­гое сооб­ще­ство, кото­рое все­гда поддержит. 

Чело­век начи­на­ет все боль­ше и боль­ше про­во­дить вре­ме­ни в Интер­не­те, забы­вая про реаль­ную дея­тель­ность, посколь­ку испы­ты­ва­ет страх, что его пере­ста­нут вос­при­ни­мать сво­им в вир­ту­аль­ной реаль­но­сти и соци­аль­ные «мости­ки» ока­жут­ся утраченными.

Интер­нет-зави­си­мость как одно из про­яв­ле­ний фено­ме­на отчуж­де­ния харак­те­ри­зу­ет­ся опре­де­лен­ны­ми критериями:

  • сверх­цен­ность;
  • внут­ри­лич­ност­ный конфликт;
  • кон­фликт с реаль­ным окру­жа­ю­щим миром;
  • страх забве­ния, если чело­век не выхо­дит в Интернет;
  • ощу­ще­ние эйфо­рии при нахож­де­нии в вир­ту­аль­ной реальности.

Наи­бо­лее узко интер­нет-зави­си­мость мож­но обо­зна­чить как отсут­ствие кон­тро­ля при нахож­де­нии в вир­ту­аль­ном мире, пере­мен­чи­вость настро­е­ния, посто­ян­ное вклю­че­ние в вир­ту­аль­ную дея­тель­ность в ущерб реаль­ной [5].

Зави­си­мость от вир­ту­аль­ной реаль­но­сти ста­но­вит­ся важ­ной про­бле­мой, осо­бен­но в моло­дом воз­расте, посколь­ку в этот пери­од чело­век дол­жен прой­ти ста­нов­ле­ние себя как лич­но­сти и стать частью общества. 

Потреб­ность в авто­но­мии, вир­ту­аль­ные зна­ком­ства, сер­финг по сети Интер­нет, игро­вая актив­ность и мно­гое дру­гое ста­но­вит­ся для чело­ве­ка схо­жей с био­ло­ги­че­ски­ми потребностями. 

Если потреб­но­сти не удо­вле­тво­рить, воз­ни­ка­ют нега­тив­ные эмо­ции, дис­гар­мо­ния и фруст­ра­ция. Вир­ту­аль­ная реаль­ность может сыг­рать злую шут­ку, так как в поис­ках иден­тич­но­сти и встра­и­ва­е­мо­сти в обще­ство моло­дые люди утра­чи­ва­ют соб­ствен­ную иден­тич­ность в погоне за лож­ны­ми смыслами. 

Соглас­но Ж. Бодрий­я­ру, зави­си­мая от ком­пью­тер­ных тех­но­ло­гий лич­ность ста­но­вит­ся симу­ля­тив­ной «не более, чем «симу­лякр», копия без оригинала.

По наше­му мне­нию, изу­че­ние зави­си­мо­сти от вир­ту­аль­ной ком­му­ни­ка­ции как фено­ме­на отчуж­де­ния сле­ду­ет рас­смат­ри­вать через приз­му экзи­стен­ци­а­лиз­ма вслед­ствие нали­чия глу­бо­ких про­ти­во­ре­чий меж­ду экзи­стен­ци­аль­ны­ми сила­ми чело­ве­ка и его вир­ту­аль­ным потреб­ле­ни­ем инфор­ма­ции. Для это­го сле­ду­ет вве­сти поня­тия «осмыс­лен­ность жиз­ни» и «экзи­стен­ци­аль­ный вакуум». 

Про­бле­ма осмыс­лен­но­сти жиз­ни, соглас­но экзи­стен­ци­аль­ной фило­соф­ской тра­ди­ции, свя­за­на с утра­той смыс­ла и ощу­ще­ни­ем «внут­рен­ней пусто­ты». Экзи­стен­ци­аль­ная пусто­та (ваку­ум) чело­ве­ка про­яв­ля­ет­ся в фор­ме раз­лич­ных симп­то­мов, таких как ску­ка, рав­но­ду­шие, отсут­ствие ини­ци­а­ти­вы, а так­же поте­ря инте­ре­са к соци­аль­но­му миру.

Соглас­но кон­цеп­ции Р. Лэйн­га онто­ло­ги­че­ская уве­рен­ность лич­но­сти харак­те­ри­зу­ет­ся чув­ством непо­сред­ствен­но­го при­сут­ствия и явля­ет­ся реаль­ной, цель­ной и непре­рыв­ной в тече­ние сво­ей жиз­ни. Раз­лич­ные про­яв­ле­ния жиз­ни встре­ча­ют­ся такой лич­но­стью с твер­дым ощу­ще­ни­ем реаль­но­сти и осо­зна­ния инди­ви­ду­аль­но­сти как само­го себя, так и обще­ства в целом. 

Онто­ло­ги­че­ская неуве­рен­ность лич­но­сти не име­ет внут­рен­ней опо­ры для успеш­но­го реаль­но­го суще­ство­ва­ния, вслед­ствие чего выстра­и­ва­ет защи­ты, отго­ра­жи­ва­ю­щие ее от окру­жа­ю­ще­го общества. 

Такая лич­ность ощу­ща­ет себя нере­аль­ной, а ино­гда даже мерт­вой, ей не хва­та­ет чув­ства инди­ви­ду­аль­но­сти, авто­ном­но­сти, вре­мен­ной непре­рыв­но­сти соб­ствен­ной цен­но­сти. Она пере­жи­ва­ет свое «Я» отчуж­ден­но даже от соб­ствен­но­го тела [6].

Осмыс­лен­ность жиз­ни и онто­ло­ги­че­ская зна­чи­мость, создан­ная на осно­ве кон­цеп­ции логоса (смыс­ла) В. Франк­ла [7], пред­по­ла­га­ет, что реаль­ное суще­ство­ва­ние, в отли­чие от нере­аль­но­го суще­ство­ва­ния, свя­зан­но­го с удо­воль­стви­ем и пред­мет­ным овла­де­ни­ем, явля­ет­ся про­яв­ле­ни­ем экзи­стен­ци­аль­ной пусто­ты (ваку­у­ма). Как было уже ска­за­но, пусто­та, про­яв­ля­е­мая в фор­ме ску­ки и утра­ты инте­ре­са, долж­на быть чем-то заполнена.

Сле­до­ва­тель­но, если соот­не­сти зави­си­мость от вир­ту­аль­ной ком­му­ни­ка­ции и онто­ло­ги­че­скую неуве­рен­ность, то это есть ничто иное как само­от­чуж­де­ние, про­яв­ля­ю­ще­е­ся в виде депер­со­на­ли­за­ции лич­но­сти и нару­ше­нии вос­при­я­тия гра­ниц вир­ту­аль­но­го и реаль­но­го. Дру­ги­ми сло­ва­ми, само­от­чуж­де­ние – выстра­и­ва­ие кон­струк­тов лож­но­го «Я».

Заключение

Таким обра­зом, зави­си­мость от вир­ту­аль­ной ком­му­ни­ка­ции при­во­дит к иска­же­нию и под­мене реаль­ных цен­но­стей чело­ве­че­ских эмо­ций и чувств. Цен­но­сти, про­па­ган­ди­ру­е­мые в интер­нет-про­стран­стве и в реаль­ной жиз­ни, неред­ко явля­ют­ся про­ти­во­ре­чи­вы­ми и не все­гда предсказуемыми. 

Наш уни­каль­ный мир созда­ет доступ­ное и быст­рое вза­и­мо­дей­ствие с обще­ством, но чело­век часто не справ­ля­ет­ся с бипо­ляр­ным отно­ше­ни­ем к миру, он начи­на­ет отда­лять­ся от реаль­но­сти и от само­го себя в поль­зу вир­ту­аль­но­го существования.

Осо­бен­но ост­ро про­бле­ма отчуж­ден­но­сти может встре­чать­ся в моло­дом воз­расте. Чело­век вслед­ствие ста­нов­ле­ния лич­ност­ной иден­тич­но­сти и попыт­ки встро­ить­ся в обще­ство начи­на­ет «ухо­дить» в зави­си­мость от вир­ту­аль­ных ком­му­ни­ка­ций, тем самым он ста­но­вит­ся онто­ло­ги­че­ски неуве­рен­ным и теря­ет осмыс­лен­ность сво­ей жизни. 

Сни­же­ние вовле­чен­но­сти в реаль­ную жизнь, зави­си­мость от вир­ту­аль­но­го обще­ния, инте­рес к гипер­тро­фи­ро­ван­ным фор­мам искус­ства и сни­же­ние тяги к высо­кой куль­ту­ре при­во­дят к поте­ре адек­ват­но­го миро­вос­при­я­тия и невоз­мож­но­сти само­ак­ту­а­ли­за­ции чело­ве­ка в реаль­ном мире.

Бла­го­дар­но­сти. Рабо­та выпол­не­на в рам­ках базо­вой части госу­дар­ствен­но­го зада­ния «Нау­ка», FEWM-2023-0013.

Литература

  1. Вой­кун­ский А.Е. Мета­фо­ры Интер­не­та // Вопро­сы фило­со­фии. 2001. № 2. С. 64–79.
  2. Чащу­хин Е.В. Про­бле­ма вир­ту­аль­но­го отчуж­де­ния: струк­ту­ра и осо­бен­но­сти // Вестн. КГУ. 2008. № 3. C. 261– 265.
  3. Вави­ло­ва Е.Ю., Пет­ря­ков Л.Д. Кон­цепт отчуж­де­ния как часть инте­гра­тив­но­го зна­ния // Фило­со­фия и/или новое инте­гра­тив­ное зна­ние: мате­ри­а­лы VIII все­рос. науч. конф.с меж­ду­нар. уча­сти­ем. Яро­славль: РИО ЯГПУ, 2023. С. 34– 39.023).
  4. Еме­лин В.А. Кибор­ги­за­ция и инва­ли­ди­за­ция тех­но­ло­ги­че­ски рас­ши­рен­но­го чело­ве­ка // Нац. пси­хол. журн. 2013. № 1(9). С 62–70.
  5. Еме­лья­нен­ко В.Д., Аме­ши­на Н.С. Интер­нет-зави­си­мость: духов­но-цен­ност­ные осно­ва­ния // Аль­ма­нах совре­мен­ной нау­ки и обра­зо­ва­ния. 2014. № 11 (89). С. 51–54.
  6. Копте­ва Н.В. Поня­тие онто­ло­ги­че­ской уве­рен­но­сти в фено­ме­но­ло­ги­че­ской кон­цеп­ции Р. Лэйн­га // Вестн. ЮУр­ГУ. 2011. № 18. С. 20–27.
  7. Фран­кл В. Чело­век в поис­ках смыс­ла. М.: Про­гресс, 1990. 368 с.
Источ­ник: Совре­мен­ное обра­зо­ва­ние: инте­гра­ция обра­зо­ва­ния, нау­ки, биз­не­са и вла­сти. При­о­ри­тет­ные ори­ен­ти­ры выс­ше­го обра­зо­ва­ния в Рос­сии: стра­те­ги­че­ское парт­нёр­ство и тех­но­ло­ги­че­ский суве­ре­ни­тет : мате­ри­а­лы меж­ду­на­род­ной науч­но-мето­ди­че­ской кон­фе­рен­ции. В 2 ч., Томск, 25–26 янва­ря 2024 года. – Томск: Том­ский госу­дар­ствен­ный уни­вер­си­тет систем управ­ле­ния и радио­элек­тро­ни­ки, 2024. – С. 11-14.

Об авторах

  • Ана­ста­сия Оле­гов­на Цибу­ли­нааспи­рант кафед­ры фило­со­фии и социо­ло­гии (ФиС), стар­ший пре­по­да­ва­тель кафед­ры исто­рии и соци­аль­ной рабо­ты (ИСР) Том­ско­го госу­дар­ствен­но­го уни­вер­си­те­та систе­ма управ­ле­ния и радио­элек­тро­ни­ки (ТУСУР), г. Томск, Россия.
  • Мар­га­ри­та Юрьев­на Раи­ти­на — док­тор фило­соф­ских наук, доцент, про­фес­сор кафед­ры фило­со­фии и социо­ло­гии (ФиС), про­фес­сор каф. менедж­мен­та Том­ско­го госу­дар­ствен­но­го уни­вер­си­те­та систе­ма управ­ле­ния и радио­элек­тро­ни­ки (ТУСУР), г. Томск, Россия.

Смот­ри­те также:

Категории

Метки

Публикации

ОБЩЕНИЕ

CYBERPSY — первое место, куда вы отправляетесь за информацией о киберпсихологии. Подписывайтесь и читайте нас в социальных сетях.

vkpinterest