Детская психика, характеризующаяся возрастной гетерохронностью развития, пластичностью, зависит от средового влияния, в том числе подвергается активному воздействию постоянно развивающихся цифровых технологий, поэтому разнообразные аспекты влияния Интернета на психическое развитие и здоровье, на формирование личности ребенка, являются актуальными проблемами, изучаемыми современной психологией.
До сих пор нет однозначного ответа на вопрос, что же является нормой в использовании Интернета, в каких же случаях можно говорить о патологическом использовании ИТ?
Интернет – это развивающаяся технологическая среда с огромными возможностями для роста (образования, профессиональной деятельности) и, увы, для аддиктивного поведения. Всеобщая технологическая «зависимость» является показателем современных достижений НТП и, более вероятно, что основная причина проблем кроется не в использовании ресурсов Интернета.
Насколько корректно широко использовать понятие «интернет-аддикция» и современный феномен всеобщей технологической зависимости
Существует ли «интернет-аддикция» со строго научной точки зрения, какого уровня нарушения психики и социальная дезадаптация должны наступить вследствие погружения в интернет-среду, чтобы приравнять интернет-аддикцию к другим аддиктивным нарушениям, входящим в МКБ-11; у кого она формируется в наиболее выраженной форме (Pies, 2009)?
Один из самых авторитетных специалистов по индустрии компьютерных игр и киберпсихологии профессор М. Гриффитс предлагает использовать в качестве более общего корректного термина понятие «технологическая зависимость» и настаивает на том, что реальной зависимостью выступает скорее контент, который индивид использует с помощью гаджетов (ИКТ) – азартные игры, ролевые игры, поисковая навигация по новостным сайтам, шопинг, порно, соцсети, когда Интернет выступает лишь средством получения патологических пристрастий (Жукова, Айсмонтас, 2018).
«Когда мы говорим о зависимости – мы говорим не о том, что люди делают, а о том, чего они не делают, замещая неделание зависимым поведением», – так специалист по индустрии компьютерных игр Э. Хоффман сформулировала одну из важнейших причин возникновения аддиктивного поведения. Можно сказать, она провела анализ аддиктивного поведения, применив деятельностный подход культурно-исторической концепции развития психики.
Любая аддикция возникает из-за объективных причин: особенностей возрастного развития, личностного неблагополучия, связанного с социализацией, неблагоприятных социальных условий и нередко сочетается с предрасположенностью, акцентуацией, пограничными состояниями и разного уровня психопатологией (Малыгин, Меркурьева, Краснов, 2015; Холмогорова, Клименкова, 2016; Pies, 2009).
Добавим, что удивленный «размахом» исследований и публикаций на данную тему И. Голдберг (автор термина) также не считает феномен интернет-зависимости «настоящей зависимостью». Так как аддиктивными являются, вследствие изменений в мозге, психике, обсессивно-компульсивные признаки поведения в зависимости от содержания аддикции (химическая, поведенческая), а не сама интернет-среда, которая во всех других случаях представляет собой социотехнический ресурс современного мира (Вайнштейн, 2015; Weinstein, Lejoyeux, 2010, 2013).
Неслучайно, анализ аддиктивного поведения в интернете, в зависимости от контента, вызывающего «привыкание», у специалистов формулируется как: «…о высокой коморбидности интернет-зависимости и разных психических заболеваний» (Dalal, Basu, 2016); «изучение возможной связи геномных ассоциаций и патологического увлечения играми» (Lang et al., 2016); «некоторые факторы, такие как: индивидуальные особенности личности, родительские и семейные отношения, употребление алкоголя, социальная тревожность тоже предсказывают проблематичное использование Интернета» (Weinstein, Lejoyeux, 2010).
Т. е. зависимость наступает при определенных условиях: врожденная предрасположенность, средовое влияние плюс ситуация, по всем правилам генотип-средовой ковариации.
Авторитетный американский специалист в аддиктологии С. Гитлоу (Stuart Gitlow) еще более категоричен: «…медицинский термин „аддикция“ не должен применяться ни к чему, кроме привыкания к употреблению наркотиков (наркозависимости) и гемблингу…».
«Создание отдельной категории для ИА откроет двери для всех видов новых категорий «болезней», поскольку технологии постоянно и быстро развиваются…» (Pies, 2009).
Возможно, рано считать ИА полноценным и дискретным психическим расстройством. Это должно сопровождаться быстрым развитием единых диагностических критериев, исследовательской работой, направленной на понимание био-социокультурной природы этого состояния, пока не будет достигнут профессиональный консенсус.
Риск формирования интернет-зависимого поведения от любого контента (игры, киберсекс/порно, шопинг, общение в соцсетях и т. д.) рассматривается современными исследователями этого психологического феномена с системной точки зрения как динамическое взаимодействие биологических, психологических и социальных факторов (Lang et al., 2016; Pies, 2009; Younes et al., 2016).
Ряд авторов призывают к более четкому обоснованию клинической картины компьютерной и ИЗ (например, депрессия, беспокойство, биполярное расстройство, обсессивно-компульсивное расстройство, синдром дефицита внимания, синдром абстиненции), поскольку некоторые симптомы, выделяемые исследователями в качестве следствия интернет-аддикции, в ряде случаев являются причиной этой аддикции (Dalal, Basu, 2016; Pies, 2009).
Индивидуально-психологические (ИП) особенности и интернет-пространство соцсетей
Несомненно, возможные корреляционные связи интернет-аддикции и ИП-особенностей не столь тривиальны и однозначны, не могут априори считаться причинно-следственными, хотя являются неслучайными: негативные явления часто более ярко выражены у групп риска (Вайнштейн, 2015; Жукова, Айсмонтас, 2017; Pies, 2009).
Подростковый возраст характеризуется некоторой неоднозначностью в определении ведущей деятельности, которая на разных этапах изменяется, но неоспоримо, что огромнейшее значение имеет общение со сверстниками и просоциальная деятельность. Поэтому неудивительно, что подростки используют Интернет, как популярное средство для разных видов деятельности, и, конечно, проявление интереса к персональному аккаунту, как к репрезентации реальной личности, имеет большую значимость (Жукова, Айсмонтас, 2017).
По данным исследований подростки взаимодействуют в Интернете в основном, чтобы оставаться на связи с их уже существующими друзьями (до 88%) (Wood, Bukowski, Lis, 2016).
Преимущества для юных, которые регулярно участвуют в социальных сетях, включают в себя улучшение навыков коммуникации (Ito et al., 2008), а также социального чувства эмоциональной связи с другими людьми (Johnson, Becker, 2011; Wood, Bukowski, Lis, 2016).
Есть результаты исследований, согласно которым коммуникативные навыки виртуального общения могут переноситься офлайн. В некоторых исследованиях не обнаружено значимой связи между активностью в Интернете и эмпатией, но другая группа авторов изучала связь между общением в Facebook и эмпатией и обнаружила, что эта «связь скорее позитивная» (Холмогорова, Клименкова, 2016).
По результатам исследований обнаруживаются противоречия: существует эффект по принципу «богатые становятся богаче», в то время как, гипотеза о социальной компенсации гласит, что социально-неуверенные люди получают выгоду от онлайн-контакта, которого они не находят лицом к лицу, многие находят себе интернет-собеседников, кто разделяет их интересы (Wood, Bukowski, Lis, 2016).
То есть одни исследования показали корреляции онлайн-активности подростков с низкой самооценкой (Caplan, 2002), чувством одиночества (Clayton et al., 2013), самоповреждениями (Lam et al., 2009) и аутистическими признаками (Finkenauer et al., 2012), так как находят поддерживающие социальные связи (Вайнштейн, 2015; Жукова, Айсмонтас, 2017; Wood, Bukowski, Lis, 2016).
Ученые делают выводы, что онлайн-общение поддерживает застенчивых, тревожных или депрессивных молодых людей, но нельзя исключать случаи, когда у части этой группы при сравнении себя с другими возможно снижение самооценки, усиление негативных явлений (Жукова, Айсмонтас, 2017; McCrae, Gettings, Purssell, 2017).
Как и в оффлайн-жизни подростки подвергаются кибер-буллингу (52%), попадают в неприятные ситуации (7%), имеют опасный онлайн-контакт (23%) при использовании сайтов соцсетей (Wood, Bukowski, Lis, 2016).
С другой стороны, ряд исследований предоставляет не менее убедительные результаты о более продолжительном по времени использовании интернет-пространства социально активными пользователями с высокой самооценкой и удовлетворенностью жизнью, экстравертами и людьми со склонностью к нарциссизму (Вайнштейн, 2015).
Стоит обратить внимание на выводы мета-обзора (12646 человек) о влиянии соцсетей на психику детей школьного возраста, подростков, которые свидетельствуют в пользу того, что депрессия, суицидальные мысли и отклоняющееся поведение являются скорее факторами социального неблагополучия детей из социально и эмоционально уязвимых групп, а не прямым следствием использования Интернета (Жукова, Айсмонтас, 2017; McCrae, Gettings, Purssell, 2017).
Вопросы взаимосвязи разных аспектов использования интернет-ресурсов, ИП-особенностей, ИА и т. п. оказались не столь просты и линейны, ставят задачи для дальнейшего их изучения (Dalal, Basu, 2016; Pies, 2010).
Выводы
«Цифровые аборигены», так метко охарактеризовал молодое поколение М. Пренски, выросшие на использовании технологических «расширений человека», объективно имеют особенности психики.
Будет ли мышление нового поколения «кнопочным», «клиповым», шаблонным или же, напротив, сложным и гармоничным, зависит от правильного воспитания, развития, так как по сути Интернет представляет собой современное социотехническое средство общего личностного развития (образовательные, научно-популярные сообщества, виртуальные экспозиции музеев, библиотеки, навыки коммуникации), в том случае, если грамотно использовать проверенные ресурсы.
Чем меньше ребенок, молодой человек находит поддержки и возможностей для эффективной самореализации, тем с большей вероятностью он будет вынужденно транслировать свои проблемы в интернет-пространство и искать там ответы на свои вопросы, т. е. пытаться сознательно или вынужденно удовлетворить свои потребности, детерминированные сложным комплексом жизненного пространства, в котором он вырос и находится на данный момент.
Аддиктивные отношения в «оффлайн» и «онлайн» жизни с меньшей долей вероятности появляются у гармонично сформированной личности, которая находит понимание, уважение и поддержку в близком окружении и объективно оценивает свои достоинства и недостатки, умеет адекватно адаптироваться в жизни, общаться, работать и т. д. (Жукова, Айсмонтас, 2017).
Интернет дает как возможности для личностного роста, так и риски для аддиктивного поведения от любого контента (игры, киберсекс, шопинг, соцсети), определяющее значение при этом имеют: комплексный учет психогенетических факторов, среда/социальная ситуация развития и специфика интернет-ресурса, разработанного для каких-либо целей (Pies, 2009; Younes et al., 2016).
Дети и молодежь импульсивны, доверчивы, склонны к новизне и риску, поэтому просвещение, «кибергигиена» и кибербезопасность использования цифровых технологий является необходимым компонентом во всем многообразии социальной жизни.
Еще более важное значение имеет для общества решение проблем, касающихся улучшения условий жизни, как предикторов любого неблагополучия, в течение всего периода детства (Жукова, Айсмонтас, 2017).
Литература
- Вайнштейн А. Интернет-зависимость: диагностика, коморбидность и лечение // Медицинская психология в России. 2015. № 4 (33). C. 3.
- Жукова Н. В., Айсмонтас Б. Б., Макеев М. К. Интернет-аддикция: зависимость от «чего»? // Коченовские чтения «Психология и право в современной России». Сборник тезисов участников Всероссийской конференции по юридической психологии с международным участием. М.: МГППУ, 2018. С. 66–68.
- Жукова Н. В., Айсмонтас Б. Б. Сетевое интернет-общение как новая форма организации коммуникативного процесса в современном обществе // Современная зарубежная психология. 2017. Т. 6. № 4. С. 56–65. doi: 10.17759/jmfp.2017060406.
- Малыгин В. Л., Меркурьева Ю. А., Краснов И. О. Нейропсихологические особенности как факторы риска формирования интернет-зависимого поведения у подростков // Медицинская психология в России. 2015. Т. 4 (33). C. 12.
- Холмогорова А. Б., Клименкова Е. Н. Общение в интернете и эмпатия в подростковом и юношеском возрастах // Психологическая наука и образование. 2016. Т. 8. № 4. С. 129–141.
- Dalal P. K., Basu D. Twenty years of Internet addiction… Quo Vadis? // Indian Journal of Psychiatry. 2016. V. 58 (1). P. 6–11. doi: 10.4103/0019-5545.174354.
- Ito M., Horst H., Bittani M., Boyd D., Herr-Stephenson B., Lange P. G. et al. Living and learning with new media: Summary of findings from the Digital Youth Project. Chicago, 2008.
- Lang M. et al. Genome-wide association study of pathological gambling // European Psychiatry. V. 36. P. 38–46. doi: 10.1016/j.eurpsy.2016.04.001.
- McCrae N., Gettings S., Purssell E. Social Media and Depressive Symptoms in Childhood and Adolescence: A Systematic Review // Adolescent Res. Rev. 2017. V. 2. P. 315. doi: 10.1007/ s40894-017-0053-4.
- Pies R. Should DSM-V Designate “Internet Addiction” a Mental Disorder? // Psychiatry (Edgmont). 2009. V. 6 (2). P. 31–37.
- Weinstein A., Lejoyeux M. Internet addiction or excessive internet use // Am. J. Drug Alcohol Abuse. 2010. V. 36 (5). P. 277–283.
- Wood M. A., Bukowski W. M., Lis E. The Digital Self: How Social Media Serves as a Setting that Shapes Youth’s Emotional Experiences // Adolescent Res. Rev. 2016. V. 1. P. 163. doi: 10.1007/s40894-015-0014-8.
- Younes F. et al. Internet Addiction and Relationships with Insomnia, Anxiety, Depression, Stress and Self-Esteem in University Students: A Cross-Sectional Designed Study // PLoS ONE. 2016. V. 11 (9): e0161126. doi: 10.1371/journal.pone.0161126.
Об авторах
- Наталия Владимировна Жукова — Московский государственный психолого-педагогический университет, Москва, Россия.
- Бронюс Броневич Айсмонтас — Московский государственный психолого-педагогический университет, Москва, Россия.
- Михаил Константинович Макеев — Московский государственный психолого-педагогический университет, Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова, Москва, Россия.
Смотрите также:
- Глинкина Л.С., Василенко В.Е. Анкета увлеченности компьютерными играми для юношей и взрослых: психометрические характеристики
- Ермолова Т.В., Литвинов А.В., Флорова Н.Б. Компьютерная зависимость и компьютерная грамотность: две стороны единого процесса
- Соболев Н.А., Игумнов С.А. Зависимость от компьютерных игр у подростков, проблемы диагностики и коморбидности
- Янг К. Клинические аспекты интернет-зависимого поведения