Введение
Исследование проявлений и факторов эмоционального выгорания менеджеров выступает одной из актуальных проблем современной психологии профессиональной деятельности. Работники сферы управления входят в «группу риска» формирования эмоционального выгорания.
Интенсивность, информационная и коммуникативная насыщенность труда, необходимость выполнения разноплановых функций, оперативного принятия ответственных решений в условиях нестабильности и неопределенности, ненормированный рабочий день, эмоциональные перегрузки зачастую приводят к дезадаптации, снижению продуктивности работы, утрате смысла собственной деятельности у современных менеджеров [1–3].
Эмоциональное выгорание представляет собой устойчивое состояние, характеризующееся снижением активности, депрессивными эмоциями, раздражительностью, цинизмом, негативным отношением к работе, клиентам и сотрудникам, низкой самооценкой, переживанием ненужности, бесполезности своего труда, которое нередко сопровождается психосоматическими реакциями, ухудшением самочувствия [4; 5]. Это приводит к формальному выполнению обязанностей, отчуждению от содержания деятельности, а при высокой степени выраженности – к утрате трудоспособности.
В соответствии с концепцией эмоционального выгорания К. Маслач [6], основными проявлениями данного синдрома выступают эмоциональное истощение, деперсонализация, редукция профессиональных достижений.
При выраженных проявлениях эмоционального выгорания менеджеры нередко используют неконструктивные стратегии совладающего поведения, связанные с избеганием, уходом от проблем, в том числе, аддиктивное поведение – употребление алкоголя, игровая зависимость и т. п. Подобные стратегии поведения могут выступать предикторами эмоционального выгорания. В то же время, их использование при усилении проявлений выгорания усугубляет эмоциональное и физическое истощение, отстраненность и деперсонализацию.
Увлеченность компьютерными играми у современных работников, занятых в сфере управления, может выступать способом компенсации негативных переживаний, связанных с профессиональным стрессом.
Виртуальные игровые миры предоставляют пользователю возможность реализовать цели, недоступные в реальности, удовлетворить фрустрированные потребности, использовать необычные способы решения проблем, чувствовать себя успешным [7–9].
Форумная ролевая игра как синтез сетевой литературы, реальных ролевых и компьютерных игр предоставляет участникам пространство для творческого самовыражения и общения. В таких играх участники придумывают и описывают персонажей и их истории, создают коллективные рассказы с определенными сюжетами во взаимодействии с другими игроками на общем «сеттинге».
Персонажи, создаваемые авторами – игроками, могут выступать своего рода проекциями образов Я, а игровые сюжеты – метафорами жизненных событий и их переживаний. Вовлеченность в форумные ролевые игры позволяет развивать творческий потенциал, апробировать новые способы поведения, но, в то же время, может выступать способом «ухода от проблем» в виртуальный мир [10].
Склонность к зависимости от компьютерных игр чаще проявляется у людей с низкой стрессоустойчивостью, сниженной работоспособностью, тревожностью, эмоциональной лабильностью, неудовлетворенностью жизнью в целом и актуальной жизненной ситуацией.
Они обладают компенсаторным стремлением к независимости, власти, повышению собственной значимости в глазах других. Такие характеристики личности определяют предрасположенность к эмоциональному выгоранию при высоких психоэмоциональных нагрузках на работе [11–13].
Однако вопрос о связи риска игровой компьютерной зависимости и эмоционального выгорания в профессиях сферы «человек-человек», в том числе, менеджмента, является малоизученным.
В ряде отдельных работ показано, что выгорание может сопровождаться употреблением алкоголя и других психоактивных веществ, пищевыми аддикциями, увлеченностью азартными играми, компьютерной зависимостью. Однако увлеченность менеджеров компьютерными играми, и в частности, форумными ролевыми играми как индикатор эмоционального выгорания практически не исследовалась.
В связи с этим, цель данного эмпирического исследования состояла в выявлении специфики проявлений эмоционального выгорания у менеджеров с большим стажем участия в форумных ролевых играх.
Гипотеза исследования заключалась в предположении о том, что увлеченность форумными ролевыми играми представляет собой избегающую стратегию совладания со стрессом и выступает индикатором риска эмоционального выгорания менеджеров.
Материал и методы исследования
В исследовании приняли участие 59 человек в возрасте от 20 до 35 лет, работающих в сфере менеджмента. В группу активных пользователей ролевых компьютерных игр вошло 35 человек со стажем игры от 4 до 19 лет. Средний стаж участия в играх – 10,9 года. Группу менеджеров, не увлекающихся ролевыми форумными играми, составили 24 человека.
Комплекс методик исследования включал в себя: опросник MBI К. Маслач, С. Джексон (адаптация Н.Е. Водопьяновой и Е.С. Старченковой), методику диагностики эмоционального выгорания личности В.В. Бойко, шкалу интернет-зависимости С. Чена (шкала CIAS), методику «Личностный дифференциал» (Е.Ф. Бажин, А.М. Эткинд), методику диагностики склонности к различным видам зависимостей Г.В. Лозовой, анкету, разработанную Л.С. Глинкиной для выявления характеристик игровой активности, отношения к стрессовым ситуациям и социально-демографических сведений, контент-анализ игровых текстов для выявления основных признаков эмоционального выгорания в речевой продукции.
Математико-статистическая обработка полученных данных осуществлялась посредством непараметрических методов: U-критерий Манна-Уитни, коэффициент ранговой корреляции Спирмена.
Результаты исследования и их обсуждение
Для выявления особенностей проявления эмоционального выгорания и склонности к аддиктивному поведению у менеджеров, увлеченных форумными ролевыми играми, нами был проведен анализ достоверности различий в двух группах менеджеров: участников форумных ролевых игр с большим стажем игровой деятельности и не имеющих игрового опыта. Результаты представлены в таблице 1.
Таблица 1. Статистически достоверные различия в исследуемых показателях у менеджеров, увлеченных и не увлеченных форумными ролевыми играми
Как видно из таблицы, менеджеры, увлеченные форумными ролевыми играми, характеризуются более выраженными признаками эмоционального выгорания.
В данной группе в большей степени проявляются эмоциональное истощение, эмоционально-нравственная дезориентация, расширение сферы экономии эмоций, редукция профессиональных обязанностей, эмоциональная и личностная отстраненность, выше общий уровень выгорания. У них также прослеживается склонность к компьютерной зависимости, в том числе, к зависимости от интернета и социальных сетей. Об этом свидетельствуют и более высокие показатели ключевых проблем и симптомов интернет- зависимости, общего уровня интернет-зависимого поведения.
Участники форумных ролевых игр чаще испытывают проблемы с управлением временем, проблемы со здоровьем и внутриличностные проблемы, связанные с длительным пребыванием в сети, переживают симптомы толерантности отмены.
Менеджеры с большим стажем игровой деятельности в сети оценивают себя как пассивных, и проявляют склонность к другим видам аддиктивного поведения, прежде всего, к пищевой и лекарственной аддикции.
У менеджеров, не имеющих опыта участия в форумных ролевых играх, проявляется только один признак эмоционального выгорания – редукция профессиональных достижений. Они выше оценивают свою личностную активность, менее склонны к компьютерной зависимости и к другим видам аддиктивного поведения, за исключением «любовной аддикции» – зависимости от межполовых отношений, что, по всей видимости, связано с возрастными характеристиками респондентов.
На основании корреляционного анализа определены статистически значимые взаимосвязи характеристик игровой активности, выявленных в результате анкетирования и контент-анализа игровых текстов, показателей эмоционального выгорания и склонности к аддиктивному поведению у менеджеров, увлеченных форумными ролевыми играми.
Так, стаж игровой активности положительно коррелирует с количеством игровых текстов, создаваемых в течение недели (r = 0,36, p = 0,05), количеством признаков деперсонализации в игровых текстах (r = 0,38, p = 0,01), и отрицательно – с замещением беспокоящих мыслей игрой (r = -0,35, p = 0,05), зависимостью от межполовых отношений (r = -0,36, p = 0,05).
В свою очередь, замещение мыслей о беспокоящих проблемах игрой имеет прямые связи с неадекватным эмоциональным реагированием (r = 0,481, p = 0,01), а так же с целым рядом симптомов интернет-аддикции: симптомы отмены (r = 0,44, p = 0,01), толерантности (r = 0,65, p = 0,01), внутриличностные проблемы и проблемы со здоровьем (r = 0,49, p = 0,01).
Менеджеры, теряющие контроль над временем во время игры, испытывают большую тревогу (r = 0,464, p = 0,01). В их игровых текстах чаще встречаются признаки эмоционального выгорания: эмоциональное истощение (r = 0,43, p = 0,01), редукция профессиональных достижений (r = 0,57, p = 0,01) и деперсонализация (r = 0,35, p = 0,05).
У игроков, переживающих трудности в решении различных жизненных задач, более выражены компьютерная (r = 0,47, p = 0,01) и пищевая зависимости (r = 0,46, p = 0,01), снижена самооценка силы личности (r = -0,49, p = 0,01), выше общий уровень эмоционального выгорания (r = 0,49, p = 0,01).
У менеджеров с симптомами игровой зависимости больше объем игровых сообщений (r = 0,41, p = 0,05), более выражены симптомы деперсонализации (r = 0,37, p = 0,05), эмоционального истощения (r = 0,60, p = 0,01) в игровых текстах. Интересно отметить, что менеджеры, скрывающие свое увлечение игрой, менее подвержены нравственной дезориентации (r = -0,41, p = 0,05).
Количество игровых персонажей положительно коррелирует с такими симптомами выгорания, как эмоциональный дефицит (r = 0,61, p = 0,01), психосоматические и психовегетативные нарушения (r = 0,46, p = 0,01), расширение сферы экономии эмоций (r = 0,42, p = 0,05).
Пользователи, играющие с большим количеством персонажей, характеризуются сниженной самооценкой (r = -0,391, p = 0,05). Они считают, что они могут отказаться от общения с людьми в реальности из-за ненаписанного «поста» (r = 0,346, p = 0,05), предпочитают личные игры с одним соигроком массовому квесту (r = 0,373, p = 0,05). При этом менеджеры, участвующие в играх-диалогах с одним партнером, сильнее переживают психотравмирующие обстоятельства (r = 0,35, p = 0,05).
Самооценка силы личности игроков положительно связана с наличием друзей- ролевиков в реальной жизни (r = 0,3497, p = 0,05). Менеджеры, не имеющие друзей-ролевиков в реальности, отмечают больше трудностей в решении жизненных задач (r = -0,56, p = 0,01), однако, у них меньше наблюдается симптоматика деперсонализации в игровых текстах (r = 0,34, p = 0,05).
У участников форумных ролевых игр, желающих привлечь в игру своих знакомых, наблюдаются психосоматические проблемы и психовегетативные нарушения (r = 0,40, p = 0,05), внутриличностные проблемы и проблемы со здоровьем в связи с интенсивной интернет-коммуникацией (r = 0,50, p = 0,05), склонность к пищевой зависимости (r = 0,43, p = 0,01). Они предпочитают общение онлайн общению в реальности (r = 0,39, p = 0,05).
Участники форумных ролевых игр, считающие общение онлайн более легким по сравнению с реальным взаимодействием, характеризуются такими признаками эмоционального выгорания, как проблемы с удовлетворённостью собой (r = 0,35, p = 0,05) и неадекватное избирательное эмоциональное реагирование (r = 0,37, p = 0,05).
Ощущение скуки в реальном мире в группе менеджеров, увлеченных форумными ролевыми играми, оказалось наиболее тесно связанным с несколькими характеристиками эмоционального выгорания: эмоциональное истощение (r = 0,49, p = 0,01), редукция профессиональных достижений (r = 0,57, p = 0,01), общий уровень выгорания (r = 0,46, p = 0,01), неудовлетворённость собой (r = 0,47, p = 0,01), «загнанность в клетку» (r = 0,66, p = 0,01), неадекватное эмоциональное реагирование (r = 0,52, p = 0,01), расширение сферы экономии эмоции (r = 0,435, p = 0,01), эмоциональный дефицит (r = 0,51, p = 0,01), эмоциональная отстраненность (R = 0,39, p = 0,05), личностная отстраненность (r = 0,40, p = 0,05).
Данный показатель коррелирует и со склонностью к различным видам аддикций: зависимость от алкоголя (r = 0,34, p = 0,05), телевизионная зависимость (r = 0,34, p = 0,05), пищевая зависимость (r = 0,43, p = 0,01), зависимость от интернета и социальных сетей (r = 0,35, p = 0,05), симптомы толерантности (r = 0,46, p = 0,01) и общий уровень компьютерной аддикции (r = 0,36, p = 0,05). Также обнаружено, что ощущение скуки отрицательно коррелирует с проявлениями деперсонализации в игровых текстах (r = -0,37, p = 0,05).
Таким образом, на основании результатов сравнительно и корреляционного анализа можно сделать заключение о том, что увлеченность форумными ролевыми играми у менеджеров выступает своеобразной стратегией реагирования на стрессовые ситуации и является индикатором эмоционального выгорания.
Участники форумных ролевых игр с большим стажем игровой активности характеризуются пассивностью, склонностью к эмоциональному истощению на работе, переживанием собственной некомпетентности, неадекватностью нравственных оценок, сужением спектра эмоциональных реакций, стремлением к упрощению профессиональной деятельности, отстраненностью от работы.
При этом стремление к «уходу от реальности» выражается не только в игровой активности, но и в склонности к различным видам зависимого поведения. Игра становится для «выгорающих» менеджеров виртуальным пространством компенсации негативных эмоций, поиска новых впечатлений и смыслов, способом отвлечения от реальных профессиональных и жизненных проблем в ситуациях переживания нехватки внутренних ресурсов для их разрешения.
Индикаторами эмоционального выгорания у менеджеров, увлеченных форумными ролевыми играми, выступают такие характеристики их игровой активности, как стаж игры, увеличение количества и объема игровых сообщений, появление характеристик деперсонализации в игровых текстах, выбор игр с одним партнером, предпочтение виртуального общения реальному, замещение мыслей о беспокоящих проблемах игрой, ощущение утраты контроля над временем в процессе игры, переживание скуки и стремление привлечь в игру своих знакомых из реальной жизни.
Указанные характеристики игровой активности наряду со склонностью к другим видам аддикции, по всей видимости, образуют единый симптомокомплекс риска эмоционального выгорания менеджеров.
Заключение
Интенсивное и длительное игровое взаимодействие в интернет-среде у менеджеров с низкой личностной активностью выступает разновидностью зависимого поведения и связано со склонностью к другим видам аддикции, прежде всего, к компьютерной зависимости.
В ситуациях профессионального стресса вовлеченность менеджеров в форумные ролевые игры может выступать неконструктивной копинг-стратегией, направленной на избегание проблем, компенсацию скуки, тревоги и других негативных переживаний, возникающих в процессе работы.
В свою очередь, возрастание игровой активности может усугублять эмоциональное выгорание и дезадаптацию. В соответствии с этим, увеличение длительности и изменение характера игровой активности у менеджеров – участников форумных ролевых игр может служить индикатором их эмоционального выгорания.
Полученные результаты могут быть положены в основу разработки программ, направленных на выявление групп риска и психологическую профилактику эмоционального выгорания менеджеров.
Перспективой дальнейших исследований является выявление специфики проявлений эмоционального выгорания и склонности к аддикциям, увлеченных различными видами компьютерных игр, определение личностных предпосылок выгорания и использования избегающих стратегий совладания со стрессом у работников сферы менеджмента.
ЛИТЕРАТУРА
- Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. 2-е изд. СПб., Питер, 2008. – 338 с.
- Овчинникова Л.В., Сапоровская М.В. Психологические факторы и динамические особенности карьеры менеджеров по продажам // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. – 2017. – Т. 23. – №. 5.
- Tkach T. et al. Профессиональное выгорание у менеджеров // Nierówności społeczne a wzrost gospodarczy. – 2016. – №. 47. – С. 260–272.
- Орёл В.Е. Синдром психического выгорания личности. М.: Ин-т психологии РАН, 2005. – 330 с.
- Клевцова Н.А. Синдром эмоционального выгорания в профессиональной деятельности специалиста // Территория науки. – 2015. – №. 5. – С. 63–67.
- Maslach C., Leiter M.P. Early predictors of job burnout and engagement // Journal of Applied Psychology. – 2008. – Vol. 93. – P. 498–512.
- Минияров В.М., Василевская Е. Формирование копинг-стратегий педагогов в состоянии эмоционального выгорания // Известия Самарского научного центра РАН. – 2015. – №1–2. – С. 388–393.
- Егоров А.Ю. Современные представления об интернет-аддикциях и подходах к их коррекции // Медицинская психология в России. 2015. №4 (33).
- Шлычков В.Р., Шлычкова О.Н. Формирование профессиональных деформаций и развитие аддиктивных форм поведения личности (взаимосвязь, диагностика, коррекция) //Акмеология. – 2015. – №. 4 (56). – С. 199–208.
- Олесина Е.П. Сетература-новая форма или новый смысл? // Мир психологии. – 2014. – №. 4. – С. 183–193.
- Walburg V., Mialhes A., Moncla D. Does school-related burnout influence problematic Facebook use? //Children and Youth Services Review. – 2016. – Т. 61. – С. 327–331.
- Imani A. et al. Relation between Internet Addiction and Educational Burnout among Students in Faculty of Health Management and Medical Informatics of Tabriz University of Medical Sciences: A Cross-Sectional Study // Modern Care Journal. – 2018. – Т. 15. – №. 2.
- Young K. et al. Cyber disorders: The mental health concern for the new millennium // CyberPsychology & Behavior. – 1999. – Т. 2. – №. 5. – С. 475–479.
Об авторах
- Наталья Николаевна Королева - доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой, ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена», Санкт-Петербург, Россия.
- Любовь Сергеевна Глинкина - аспирант, ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет», Санкт-Петербург, Россия.
- Ирина Марковна Богдановская - кандидат психологических наук, доцент, ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена», Санкт-Петербург, Россия.
- Анна Борисовна Углова - кандидат психологических наук, ассистент, ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена», Санкт-Петербург, Россия.
Смотрите также:
- Богачева Н.В., Войскунский А.Е. Когнитивные стили и импульсивность у геймеров с разным уровнем игровой активности и предпочитаемым типом игр
- Богдановская И.М., Королёва Н.Н., Привалов А.В. Психологические характеристики киберспортсменов в избранной дисциплине компьютерного спорта
- Фадеев И.В. Влияние компьютерных игр на социализацию людей
- Шереметьева М.А. Статус компьютерных игр в современной культуре