Королева Н.Н., Глинкина Л.С., Богдановская И.М., Углова А.Б. Увлеченность форумными ролевыми играми как индикатор риска эмоционального выгорания менеджеров

К

Введение

Иссле­до­ва­ние про­яв­ле­ний и фак­то­ров эмо­ци­о­наль­но­го выго­ра­ния мене­дже­ров высту­па­ет одной из акту­аль­ных про­блем совре­мен­ной пси­хо­ло­гии про­фес­си­о­наль­ной дея­тель­но­сти. Работ­ни­ки сфе­ры управ­ле­ния вхо­дят в «груп­пу рис­ка» фор­ми­ро­ва­ния эмо­ци­о­наль­но­го выгорания. 

Интен­сив­ность, инфор­ма­ци­он­ная и ком­му­ни­ка­тив­ная насы­щен­ность тру­да, необ­хо­ди­мость выпол­не­ния раз­но­пла­но­вых функ­ций, опе­ра­тив­но­го при­ня­тия ответ­ствен­ных реше­ний в усло­ви­ях неста­биль­но­сти и неопре­де­лен­но­сти, ненор­ми­ро­ван­ный рабо­чий день, эмо­ци­о­наль­ные пере­груз­ки зача­стую при­во­дят к дез­адап­та­ции, сни­же­нию про­дук­тив­но­сти рабо­ты, утра­те смыс­ла соб­ствен­ной дея­тель­но­сти у совре­мен­ных мене­дже­ров [1–3].

Эмо­ци­о­наль­ное выго­ра­ние пред­став­ля­ет собой устой­чи­вое состо­я­ние, харак­те­ри­зу­ю­ще­е­ся сни­же­ни­ем актив­но­сти, депрес­сив­ны­ми эмо­ци­я­ми, раз­дра­жи­тель­но­стью, циниз­мом, нега­тив­ным отно­ше­ни­ем к рабо­те, кли­ен­там и сотруд­ни­кам, низ­кой само­оцен­кой, пере­жи­ва­ни­ем ненуж­но­сти, бес­по­лез­но­сти сво­е­го тру­да, кото­рое неред­ко сопро­вож­да­ет­ся пси­хо­со­ма­ти­че­ски­ми реак­ци­я­ми, ухуд­ше­ни­ем само­чув­ствия [4; 5]. Это при­во­дит к фор­маль­но­му выпол­не­нию обя­зан­но­стей, отчуж­де­нию от содер­жа­ния дея­тель­но­сти, а при высо­кой сте­пе­ни выра­жен­но­сти – к утра­те трудоспособности. 

В соот­вет­ствии с кон­цеп­ци­ей эмо­ци­о­наль­но­го выго­ра­ния К. Мас­лач [6], основ­ны­ми про­яв­ле­ни­я­ми дан­но­го син­дро­ма высту­па­ют эмо­ци­о­наль­ное исто­ще­ние, депер­со­на­ли­за­ция, редук­ция про­фес­си­о­наль­ных достижений.

При выра­жен­ных про­яв­ле­ни­ях эмо­ци­о­наль­но­го выго­ра­ния мене­дже­ры неред­ко исполь­зу­ют некон­струк­тив­ные стра­те­гии совла­да­ю­ще­го пове­де­ния, свя­зан­ные с избе­га­ни­ем, ухо­дом от про­блем, в том чис­ле, аддик­тив­ное пове­де­ние – упо­треб­ле­ние алко­го­ля, игро­вая зави­си­мость и т. п. Подоб­ные стра­те­гии пове­де­ния могут высту­пать пре­дик­то­ра­ми эмо­ци­о­наль­но­го выго­ра­ния. В то же вре­мя, их исполь­зо­ва­ние при уси­ле­нии про­яв­ле­ний выго­ра­ния усу­губ­ля­ет эмо­ци­о­наль­ное и физи­че­ское исто­ще­ние, отстра­нен­ность и деперсонализацию. 

Увле­чен­ность ком­пью­тер­ны­ми игра­ми у совре­мен­ных работ­ни­ков, заня­тых в сфе­ре управ­ле­ния, может высту­пать спо­со­бом ком­пен­са­ции нега­тив­ных пере­жи­ва­ний, свя­зан­ных с про­фес­си­о­наль­ным стрессом. 

Вир­ту­аль­ные игро­вые миры предо­став­ля­ют поль­зо­ва­те­лю воз­мож­ность реа­ли­зо­вать цели, недо­ступ­ные в реаль­но­сти, удо­вле­тво­рить фруст­ри­ро­ван­ные потреб­но­сти, исполь­зо­вать необыч­ные спо­со­бы реше­ния про­блем, чув­ство­вать себя успеш­ным [7–9].

Форум­ная роле­вая игра как син­тез сете­вой лите­ра­ту­ры, реаль­ных роле­вых и ком­пью­тер­ных игр предо­став­ля­ет участ­ни­кам про­стран­ство для твор­че­ско­го само­вы­ра­же­ния и обще­ния. В таких играх участ­ни­ки при­ду­мы­ва­ют и опи­сы­ва­ют пер­со­на­жей и их исто­рии, созда­ют кол­лек­тив­ные рас­ска­зы с опре­де­лен­ны­ми сюже­та­ми во вза­и­мо­дей­ствии с дру­ги­ми игро­ка­ми на общем «сет­тин­ге».

Пер­со­на­жи, созда­ва­е­мые авто­ра­ми – игро­ка­ми, могут высту­пать сво­е­го рода про­ек­ци­я­ми обра­зов Я, а игро­вые сюже­ты – мета­фо­ра­ми жиз­нен­ных собы­тий и их пере­жи­ва­ний. Вовле­чен­ность в форум­ные роле­вые игры поз­во­ля­ет раз­ви­вать твор­че­ский потен­ци­ал, апро­би­ро­вать новые спо­со­бы пове­де­ния, но, в то же вре­мя, может высту­пать спо­со­бом «ухо­да от про­блем» в вир­ту­аль­ный мир [10].

Склон­ность к зави­си­мо­сти от ком­пью­тер­ных игр чаще про­яв­ля­ет­ся у людей с низ­кой стрес­со­устой­чи­во­стью, сни­жен­ной рабо­то­спо­соб­но­стью, тре­вож­но­стью, эмо­ци­о­наль­ной лабиль­но­стью, неудо­вле­тво­рен­но­стью жиз­нью в целом и акту­аль­ной жиз­нен­ной ситуацией.

Они обла­да­ют ком­пен­са­тор­ным стрем­ле­ни­ем к неза­ви­си­мо­сти, вла­сти, повы­ше­нию соб­ствен­ной зна­чи­мо­сти в гла­зах дру­гих. Такие харак­те­ри­сти­ки лич­но­сти опре­де­ля­ют пред­рас­по­ло­жен­ность к эмо­ци­о­наль­но­му выго­ра­нию при высо­ких пси­хо­эмо­ци­о­наль­ных нагруз­ках на рабо­те [11–13].

Одна­ко вопрос о свя­зи рис­ка игро­вой ком­пью­тер­ной зави­си­мо­сти и эмо­ци­о­наль­но­го выго­ра­ния в про­фес­си­ях сфе­ры «чело­век-чело­век», в том чис­ле, менедж­мен­та, явля­ет­ся малоизученным. 

В ряде отдель­ных работ пока­за­но, что выго­ра­ние может сопро­вож­дать­ся упо­треб­ле­ни­ем алко­го­ля и дру­гих пси­хо­ак­тив­ных веществ, пище­вы­ми аддик­ци­я­ми, увле­чен­но­стью азарт­ны­ми игра­ми, ком­пью­тер­ной зави­си­мо­стью. Одна­ко увле­чен­ность мене­дже­ров ком­пью­тер­ны­ми игра­ми, и в част­но­сти, форум­ны­ми роле­вы­ми игра­ми как инди­ка­тор эмо­ци­о­наль­но­го выго­ра­ния прак­ти­че­ски не исследовалась.

В свя­зи с этим, цель дан­но­го эмпи­ри­че­ско­го иссле­до­ва­ния состо­я­ла в выяв­ле­нии спе­ци­фи­ки про­яв­ле­ний эмо­ци­о­наль­но­го выго­ра­ния у мене­дже­ров с боль­шим ста­жем уча­стия в форум­ных роле­вых играх. 

Гипо­те­за иссле­до­ва­ния заклю­ча­лась в пред­по­ло­же­нии о том, что увле­чен­ность форум­ны­ми роле­вы­ми игра­ми пред­став­ля­ет собой избе­га­ю­щую стра­те­гию совла­да­ния со стрес­сом и высту­па­ет инди­ка­то­ром рис­ка эмо­ци­о­наль­но­го выго­ра­ния менеджеров.

Материал и методы исследования

В иссле­до­ва­нии при­ня­ли уча­стие 59 чело­век в воз­расте от 20 до 35 лет, рабо­та­ю­щих в сфе­ре менедж­мен­та. В груп­пу актив­ных поль­зо­ва­те­лей роле­вых ком­пью­тер­ных игр вошло 35 чело­век со ста­жем игры от 4 до 19 лет. Сред­ний стаж уча­стия в играх – 10,9 года. Груп­пу мене­дже­ров, не увле­ка­ю­щих­ся роле­вы­ми форум­ны­ми игра­ми, соста­ви­ли 24 человека.

Ком­плекс мето­дик иссле­до­ва­ния вклю­чал в себя: опрос­ник MBI К. Мас­лач, С. Джек­сон (адап­та­ция Н.Е. Водо­пья­но­вой и Е.С. Стар­чен­ко­вой), мето­ди­ку диа­гно­сти­ки эмо­ци­о­наль­но­го выго­ра­ния лич­но­сти В.В. Бой­ко, шка­лу интер­нет-зави­си­мо­сти С. Чена (шка­ла CIAS), мето­ди­ку «Лич­ност­ный диф­фе­рен­ци­ал» (Е.Ф. Бажин, А.М. Эткинд), мето­ди­ку диа­гно­сти­ки склон­но­сти к раз­лич­ным видам зави­си­мо­стей Г.В. Лозо­вой, анке­ту, раз­ра­бо­тан­ную Л.С. Глин­ки­ной для выяв­ле­ния харак­те­ри­стик игро­вой актив­но­сти, отно­ше­ния к стрес­со­вым ситу­а­ци­ям и соци­аль­но-демо­гра­фи­че­ских све­де­ний, кон­тент-ана­лиз игро­вых тек­стов для выяв­ле­ния основ­ных при­зна­ков эмо­ци­о­наль­но­го выго­ра­ния в рече­вой продукции.

Мате­ма­ти­ко-ста­ти­сти­че­ская обра­бот­ка полу­чен­ных дан­ных осу­ществ­ля­лась посред­ством непа­ра­мет­ри­че­ских мето­дов: U‑критерий Ман­на-Уит­ни, коэф­фи­ци­ент ран­го­вой кор­ре­ля­ции Спирмена.

Результаты исследования и их обсуждение

Для выяв­ле­ния осо­бен­но­стей про­яв­ле­ния эмо­ци­о­наль­но­го выго­ра­ния и склон­но­сти к аддик­тив­но­му пове­де­нию у мене­дже­ров, увле­чен­ных форум­ны­ми роле­вы­ми игра­ми, нами был про­ве­ден ана­лиз досто­вер­но­сти раз­ли­чий в двух груп­пах мене­дже­ров: участ­ни­ков форум­ных роле­вых игр с боль­шим ста­жем игро­вой дея­тель­но­сти и не име­ю­щих игро­во­го опы­та. Резуль­та­ты пред­став­ле­ны в таб­ли­це 1. 

Таблица 1. Статистически достоверные различия в исследуемых показателях у менеджеров, увлеченных и не увлеченных форумными ролевыми играми

Таблица 1. Статистически достоверные различия в исследуемых показателях у менеджеров, увлеченных и не увлеченных форумными ролевыми играми
Груп­па 1 – увле­чен­ные форум­ны­ми роле­вы­ми игра­ми, груп­па 2 – не игра­ю­щие в форум­ные роле­вые игры

Как вид­но из таб­ли­цы, мене­дже­ры, увле­чен­ные форум­ны­ми роле­вы­ми игра­ми, харак­те­ри­зу­ют­ся более выра­жен­ны­ми при­зна­ка­ми эмо­ци­о­наль­но­го выгорания. 

В дан­ной груп­пе в боль­шей сте­пе­ни про­яв­ля­ют­ся эмо­ци­о­наль­ное исто­ще­ние, эмо­ци­о­наль­но-нрав­ствен­ная дез­ори­ен­та­ция, рас­ши­ре­ние сфе­ры эко­но­мии эмо­ций, редук­ция про­фес­си­о­наль­ных обя­зан­но­стей, эмо­ци­о­наль­ная и лич­ност­ная отстра­нен­ность, выше общий уро­вень выго­ра­ния. У них так­же про­сле­жи­ва­ет­ся склон­ность к ком­пью­тер­ной зави­си­мо­сти, в том чис­ле, к зави­си­мо­сти от интер­не­та и соци­аль­ных сетей. Об этом сви­де­тель­ству­ют и более высо­кие пока­за­те­ли клю­че­вых про­блем и симп­то­мов интер­нет- зави­си­мо­сти, обще­го уров­ня интер­нет-зави­си­мо­го поведения. 

Участ­ни­ки форум­ных роле­вых игр чаще испы­ты­ва­ют про­бле­мы с управ­ле­ни­ем вре­ме­нем, про­бле­мы со здо­ро­вьем и внут­ри­лич­ност­ные про­бле­мы, свя­зан­ные с дли­тель­ным пре­бы­ва­ни­ем в сети, пере­жи­ва­ют симп­то­мы толе­рант­но­сти отмены. 

Мене­дже­ры с боль­шим ста­жем игро­вой дея­тель­но­сти в сети оце­ни­ва­ют себя как пас­сив­ных, и про­яв­ля­ют склон­ность к дру­гим видам аддик­тив­но­го пове­де­ния, преж­де все­го, к пище­вой и лекар­ствен­ной аддикции.

У мене­дже­ров, не име­ю­щих опы­та уча­стия в форум­ных роле­вых играх, про­яв­ля­ет­ся толь­ко один при­знак эмо­ци­о­наль­но­го выго­ра­ния – редук­ция про­фес­си­о­наль­ных дости­же­ний. Они выше оце­ни­ва­ют свою лич­ност­ную актив­ность, менее склон­ны к ком­пью­тер­ной зави­си­мо­сти и к дру­гим видам аддик­тив­но­го пове­де­ния, за исклю­че­ни­ем «любов­ной аддик­ции» – зави­си­мо­сти от меж­по­ло­вых отно­ше­ний, что, по всей види­мо­сти, свя­за­но с воз­раст­ны­ми харак­те­ри­сти­ка­ми респондентов.

На осно­ва­нии кор­ре­ля­ци­он­но­го ана­ли­за опре­де­ле­ны ста­ти­сти­че­ски зна­чи­мые вза­и­мо­свя­зи харак­те­ри­стик игро­вой актив­но­сти, выяв­лен­ных в резуль­та­те анке­ти­ро­ва­ния и кон­тент-ана­ли­за игро­вых тек­стов, пока­за­те­лей эмо­ци­о­наль­но­го выго­ра­ния и склон­но­сти к аддик­тив­но­му пове­де­нию у мене­дже­ров, увле­чен­ных форум­ны­ми роле­вы­ми играми. 

Так, стаж игро­вой актив­но­сти поло­жи­тель­но кор­ре­ли­ру­ет с коли­че­ством игро­вых тек­стов, созда­ва­е­мых в тече­ние неде­ли (r = 0,36, p = 0,05), коли­че­ством при­зна­ков депер­со­на­ли­за­ции в игро­вых текстах (r = 0,38, p = 0,01), и отри­ца­тель­но – с заме­ще­ни­ем бес­по­ко­я­щих мыс­лей игрой (r = ‑0,35, p = 0,05), зави­си­мо­стью от меж­по­ло­вых отно­ше­ний (r = ‑0,36, p = 0,05).

В свою оче­редь, заме­ще­ние мыс­лей о бес­по­ко­я­щих про­бле­мах игрой име­ет пря­мые свя­зи с неадек­ват­ным эмо­ци­о­наль­ным реа­ги­ро­ва­ни­ем (r = 0,481, p = 0,01), а так же с целым рядом симп­то­мов интер­нет-аддик­ции: симп­то­мы отме­ны (r = 0,44, p = 0,01), толе­рант­но­сти (r = 0,65, p = 0,01), внут­ри­лич­ност­ные про­бле­мы и про­бле­мы со здо­ро­вьем (r = 0,49, p = 0,01).

Мене­дже­ры, теря­ю­щие кон­троль над вре­ме­нем во вре­мя игры, испы­ты­ва­ют боль­шую тре­во­гу (r = 0,464, p = 0,01). В их игро­вых текстах чаще встре­ча­ют­ся при­зна­ки эмо­ци­о­наль­но­го выго­ра­ния: эмо­ци­о­наль­ное исто­ще­ние (r = 0,43, p = 0,01), редук­ция про­фес­си­о­наль­ных дости­же­ний (r = 0,57, p = 0,01) и депер­со­на­ли­за­ция (r = 0,35, p = 0,05).

У игро­ков, пере­жи­ва­ю­щих труд­но­сти в реше­нии раз­лич­ных жиз­нен­ных задач, более выра­же­ны ком­пью­тер­ная (r = 0,47, p = 0,01) и пище­вая зави­си­мо­сти (r = 0,46, p = 0,01), сни­же­на само­оцен­ка силы лич­но­сти (r = ‑0,49, p = 0,01), выше общий уро­вень эмо­ци­о­наль­но­го выго­ра­ния (r = 0,49, p = 0,01).

У мене­дже­ров с симп­то­ма­ми игро­вой зави­си­мо­сти боль­ше объ­ем игро­вых сооб­ще­ний (r = 0,41, p = 0,05), более выра­же­ны симп­то­мы депер­со­на­ли­за­ции (r = 0,37, p = 0,05), эмо­ци­о­наль­но­го исто­ще­ния (r = 0,60, p = 0,01) в игро­вых текстах. Инте­рес­но отме­тить, что мене­дже­ры, скры­ва­ю­щие свое увле­че­ние игрой, менее под­вер­же­ны нрав­ствен­ной дез­ори­ен­та­ции (r = ‑0,41, p = 0,05).

Коли­че­ство игро­вых пер­со­на­жей поло­жи­тель­но кор­ре­ли­ру­ет с таки­ми симп­то­ма­ми выго­ра­ния, как эмо­ци­о­наль­ный дефи­цит (r = 0,61, p = 0,01), пси­хо­со­ма­ти­че­ские и пси­хо­ве­ге­та­тив­ные нару­ше­ния (r = 0,46, p = 0,01), рас­ши­ре­ние сфе­ры эко­но­мии эмо­ций (r = 0,42, p = 0,05).

Поль­зо­ва­те­ли, игра­ю­щие с боль­шим коли­че­ством пер­со­на­жей, харак­те­ри­зу­ют­ся сни­жен­ной само­оцен­кой (r = ‑0,391, p = 0,05). Они счи­та­ют, что они могут отка­зать­ся от обще­ния с людь­ми в реаль­но­сти из-за нена­пи­сан­но­го «поста» (r = 0,346, p = 0,05), пред­по­чи­та­ют лич­ные игры с одним соиг­ро­ком мас­со­во­му кве­сту (r = 0,373, p = 0,05). При этом мене­дже­ры, участ­ву­ю­щие в играх-диа­ло­гах с одним парт­не­ром, силь­нее пере­жи­ва­ют пси­хо­трав­ми­ру­ю­щие обсто­я­тель­ства (r = 0,35, p = 0,05).

Само­оцен­ка силы лич­но­сти игро­ков поло­жи­тель­но свя­за­на с нали­чи­ем дру­зей- роле­ви­ков в реаль­ной жиз­ни (r = 0,3497, p = 0,05). Мене­дже­ры, не име­ю­щие дру­зей-роле­ви­ков в реаль­но­сти, отме­ча­ют боль­ше труд­но­стей в реше­нии жиз­нен­ных задач (r = ‑0,56, p = 0,01), одна­ко, у них мень­ше наблю­да­ет­ся симп­то­ма­ти­ка депер­со­на­ли­за­ции в игро­вых текстах (r = 0,34, p = 0,05).

У участ­ни­ков форум­ных роле­вых игр, жела­ю­щих при­влечь в игру сво­их зна­ко­мых, наблю­да­ют­ся пси­хо­со­ма­ти­че­ские про­бле­мы и пси­хо­ве­ге­та­тив­ные нару­ше­ния (r = 0,40, p = 0,05), внут­ри­лич­ност­ные про­бле­мы и про­бле­мы со здо­ро­вьем в свя­зи с интен­сив­ной интер­нет-ком­му­ни­ка­ци­ей (r = 0,50, p = 0,05), склон­ность к пище­вой зави­си­мо­сти (r = 0,43, p = 0,01). Они пред­по­чи­та­ют обще­ние онлайн обще­нию в реаль­но­сти (r = 0,39, p = 0,05).

Участ­ни­ки форум­ных роле­вых игр, счи­та­ю­щие обще­ние онлайн более лег­ким по срав­не­нию с реаль­ным вза­и­мо­дей­стви­ем, харак­те­ри­зу­ют­ся таки­ми при­зна­ка­ми эмо­ци­о­наль­но­го выго­ра­ния, как про­бле­мы с удо­вле­тво­рён­но­стью собой (r = 0,35, p = 0,05) и неадек­ват­ное изби­ра­тель­ное эмо­ци­о­наль­ное реа­ги­ро­ва­ние (r = 0,37, p = 0,05).

Ощу­ще­ние ску­ки в реаль­ном мире в груп­пе мене­дже­ров, увле­чен­ных форум­ны­ми роле­вы­ми игра­ми, ока­за­лось наи­бо­лее тес­но свя­зан­ным с несколь­ки­ми харак­те­ри­сти­ка­ми эмо­ци­о­наль­но­го выго­ра­ния: эмо­ци­о­наль­ное исто­ще­ние (r = 0,49, p = 0,01), редук­ция про­фес­си­о­наль­ных дости­же­ний (r = 0,57, p = 0,01), общий уро­вень выго­ра­ния (r = 0,46, p = 0,01), неудо­вле­тво­рён­ность собой (r = 0,47, p = 0,01), «загнан­ность в клет­ку» (r = 0,66, p = 0,01), неадек­ват­ное эмо­ци­о­наль­ное реа­ги­ро­ва­ние (r = 0,52, p = 0,01), рас­ши­ре­ние сфе­ры эко­но­мии эмо­ции (r = 0,435, p = 0,01), эмо­ци­о­наль­ный дефи­цит (r = 0,51, p = 0,01), эмо­ци­о­наль­ная отстра­нен­ность (R = 0,39, p = 0,05), лич­ност­ная отстра­нен­ность (r = 0,40, p = 0,05).

Дан­ный пока­за­тель кор­ре­ли­ру­ет и со склон­но­стью к раз­лич­ным видам аддик­ций: зави­си­мость от алко­го­ля (r = 0,34, p = 0,05), теле­ви­зи­он­ная зави­си­мость (r = 0,34, p = 0,05), пище­вая зави­си­мость (r = 0,43, p = 0,01), зави­си­мость от интер­не­та и соци­аль­ных сетей (r = 0,35, p = 0,05), симп­то­мы толе­рант­но­сти (r = 0,46, p = 0,01) и общий уро­вень ком­пью­тер­ной аддик­ции (r = 0,36, p = 0,05). Так­же обна­ру­же­но, что ощу­ще­ние ску­ки отри­ца­тель­но кор­ре­ли­ру­ет с про­яв­ле­ни­я­ми депер­со­на­ли­за­ции в игро­вых текстах (r = ‑0,37, p = 0,05).

Таким обра­зом, на осно­ва­нии резуль­та­тов срав­ни­тель­но и кор­ре­ля­ци­он­но­го ана­ли­за мож­но сде­лать заклю­че­ние о том, что увле­чен­ность форум­ны­ми роле­вы­ми игра­ми у мене­дже­ров высту­па­ет свое­об­раз­ной стра­те­ги­ей реа­ги­ро­ва­ния на стрес­со­вые ситу­а­ции и явля­ет­ся инди­ка­то­ром эмо­ци­о­наль­но­го выгорания. 

Участ­ни­ки форум­ных роле­вых игр с боль­шим ста­жем игро­вой актив­но­сти харак­те­ри­зу­ют­ся пас­сив­но­стью, склон­но­стью к эмо­ци­о­наль­но­му исто­ще­нию на рабо­те, пере­жи­ва­ни­ем соб­ствен­ной неком­пе­тент­но­сти, неадек­ват­но­стью нрав­ствен­ных оце­нок, суже­ни­ем спек­тра эмо­ци­о­наль­ных реак­ций, стрем­ле­ни­ем к упро­ще­нию про­фес­си­о­наль­ной дея­тель­но­сти, отстра­нен­но­стью от работы. 

При этом стрем­ле­ние к «ухо­ду от реаль­но­сти» выра­жа­ет­ся не толь­ко в игро­вой актив­но­сти, но и в склон­но­сти к раз­лич­ным видам зави­си­мо­го пове­де­ния. Игра ста­но­вит­ся для «выго­ра­ю­щих» мене­дже­ров вир­ту­аль­ным про­стран­ством ком­пен­са­ции нега­тив­ных эмо­ций, поис­ка новых впе­чат­ле­ний и смыс­лов, спо­со­бом отвле­че­ния от реаль­ных про­фес­си­о­наль­ных и жиз­нен­ных про­блем в ситу­а­ци­ях пере­жи­ва­ния нехват­ки внут­рен­них ресур­сов для их разрешения. 

Инди­ка­то­ра­ми эмо­ци­о­наль­но­го выго­ра­ния у мене­дже­ров, увле­чен­ных форум­ны­ми роле­вы­ми игра­ми, высту­па­ют такие харак­те­ри­сти­ки их игро­вой актив­но­сти, как стаж игры, уве­ли­че­ние коли­че­ства и объ­е­ма игро­вых сооб­ще­ний, появ­ле­ние харак­те­ри­стик депер­со­на­ли­за­ции в игро­вых текстах, выбор игр с одним парт­не­ром, пред­по­чте­ние вир­ту­аль­но­го обще­ния реаль­но­му, заме­ще­ние мыс­лей о бес­по­ко­я­щих про­бле­мах игрой, ощу­ще­ние утра­ты кон­тро­ля над вре­ме­нем в про­цес­се игры, пере­жи­ва­ние ску­ки и стрем­ле­ние при­влечь в игру сво­их зна­ко­мых из реаль­ной жизни. 

Ука­зан­ные харак­те­ри­сти­ки игро­вой актив­но­сти наря­ду со склон­но­стью к дру­гим видам аддик­ции, по всей види­мо­сти, обра­зу­ют еди­ный симп­то­мо­ком­плекс рис­ка эмо­ци­о­наль­но­го выго­ра­ния менеджеров.

Заключение

Интен­сив­ное и дли­тель­ное игро­вое вза­и­мо­дей­ствие в интер­нет-сре­де у мене­дже­ров с низ­кой лич­ност­ной актив­но­стью высту­па­ет раз­но­вид­но­стью зави­си­мо­го пове­де­ния и свя­за­но со склон­но­стью к дру­гим видам аддик­ции, преж­де все­го, к ком­пью­тер­ной зависимости. 

В ситу­а­ци­ях про­фес­си­о­наль­но­го стрес­са вовле­чен­ность мене­дже­ров в форум­ные роле­вые игры может высту­пать некон­струк­тив­ной копинг-стра­те­ги­ей, направ­лен­ной на избе­га­ние про­блем, ком­пен­са­цию ску­ки, тре­во­ги и дру­гих нега­тив­ных пере­жи­ва­ний, воз­ни­ка­ю­щих в про­цес­се работы. 

В свою оче­редь, воз­рас­та­ние игро­вой актив­но­сти может усу­губ­лять эмо­ци­о­наль­ное выго­ра­ние и дез­адап­та­цию. В соот­вет­ствии с этим, уве­ли­че­ние дли­тель­но­сти и изме­не­ние харак­те­ра игро­вой актив­но­сти у мене­дже­ров – участ­ни­ков форум­ных роле­вых игр может слу­жить инди­ка­то­ром их эмо­ци­о­наль­но­го выгорания. 

Полу­чен­ные резуль­та­ты могут быть поло­же­ны в осно­ву раз­ра­бот­ки про­грамм, направ­лен­ных на выяв­ле­ние групп рис­ка и пси­хо­ло­ги­че­скую про­фи­лак­ти­ку эмо­ци­о­наль­но­го выго­ра­ния менеджеров. 

Пер­спек­ти­вой даль­ней­ших иссле­до­ва­ний явля­ет­ся выяв­ле­ние спе­ци­фи­ки про­яв­ле­ний эмо­ци­о­наль­но­го выго­ра­ния и склон­но­сти к аддик­ци­ям, увле­чен­ных раз­лич­ны­ми вида­ми ком­пью­тер­ных игр, опре­де­ле­ние лич­ност­ных пред­по­сы­лок выго­ра­ния и исполь­зо­ва­ния избе­га­ю­щих стра­те­гий совла­да­ния со стрес­сом у работ­ни­ков сфе­ры менеджмента.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Водо­пья­но­ва Н.Е., Стар­чен­ко­ва Е.С. Син­дром выго­ра­ния: диа­гно­сти­ка и про­фи­лак­ти­ка. 2‑е изд. СПб., Питер, 2008. – 338 с.
  2. Овчин­ни­ко­ва Л.В., Сапо­ров­ская М.В. Пси­хо­ло­ги­че­ские фак­то­ры и дина­ми­че­ские осо­бен­но­сти карье­ры мене­дже­ров по про­да­жам // Вест­ник Костром­ско­го госу­дар­ствен­но­го уни­вер­си­те­та. Серия: Педа­го­ги­ка. Пси­хо­ло­гия. Соци­о­ки­не­ти­ка. – 2017. – Т. 23. – №. 5.
  3. Tkach T. et al. Про­фес­си­о­наль­ное выго­ра­ние у мене­дже­ров // Nierówności społeczne a wzrost gospodarczy. – 2016. – №. 47. – С. 260–272.
  4. Орёл В.Е. Син­дром пси­хи­че­ско­го выго­ра­ния лич­но­сти. М.: Ин‑т пси­хо­ло­гии РАН, 2005. – 330 с.
  5. Клев­цо­ва Н.А. Син­дром эмо­ци­о­наль­но­го выго­ра­ния в про­фес­си­о­наль­ной дея­тель­но­сти спе­ци­а­ли­ста // Тер­ри­то­рия нау­ки. – 2015. – №. 5. – С. 63–67.
  6. Maslach C., Leiter M.P. Early predictors of job burnout and engagement // Journal of Applied Psychology. – 2008. – Vol. 93. – P. 498–512.
  7. Мини­я­ров В.М., Васи­лев­ская Е. Фор­ми­ро­ва­ние копинг-стра­те­гий педа­го­гов в состо­я­нии эмо­ци­о­наль­но­го выго­ра­ния // Изве­стия Самар­ско­го науч­но­го цен­тра РАН. – 2015. – №1–2. – С. 388–393.
  8. Его­ров А.Ю. Совре­мен­ные пред­став­ле­ния об интер­нет-аддик­ци­ях и под­хо­дах к их кор­рек­ции // Меди­цин­ская пси­хо­ло­гия в Рос­сии. 2015. №4 (33).
  9. Шлыч­ков В.Р., Шлыч­ко­ва О.Н. Фор­ми­ро­ва­ние про­фес­си­о­наль­ных дефор­ма­ций и раз­ви­тие аддик­тив­ных форм пове­де­ния лич­но­сти (вза­и­мо­связь, диа­гно­сти­ка, кор­рек­ция) //Акмеология. – 2015. – №. 4 (56). – С. 199–208.
  10. Оле­си­на Е.П. Сете­ра­ту­ра-новая фор­ма или новый смысл? // Мир пси­хо­ло­гии. – 2014. – №. 4. – С. 183–193.
  11. Walburg V., Mialhes A., Moncla D. Does school-related burnout influence problematic Facebook use? //Children and Youth Services Review. – 2016. – Т. 61. – С. 327–331.
  12. Imani A. et al. Relation between Internet Addiction and Educational Burnout among Students in Faculty of Health Management and Medical Informatics of Tabriz University of Medical Sciences: A Cross-Sectional Study // Modern Care Journal. – 2018. – Т. 15. – №. 2.
  13. Young K. et al. Cyber disorders: The mental health concern for the new millennium // CyberPsychology & Behavior. – 1999. – Т. 2. – №. 5. – С. 475–479.
Источ­ник: Мир нау­ки. Педа­го­ги­ка и пси­хо­ло­гия, 2019, №5.

Об авторах

  • Ната­лья Нико­ла­ев­на Коро­ле­ва — док­тор пси­хо­ло­ги­че­ских наук, про­фес­сор, заве­ду­ю­щий кафед­рой, ФГБОУ ВО «Рос­сий­ский госу­дар­ствен­ный педа­го­ги­че­ский уни­вер­си­тет им. А.И. Гер­це­на», Санкт-Петер­бург, Россия.
  • Любовь Сер­ге­ев­на Глин­ки­на — аспи­рант, ФГБОУ ВО «Санкт-Петер­бург­ский госу­дар­ствен­ный уни­вер­си­тет», Санкт-Петер­бург, Россия.
  • Ири­на Мар­ков­на Бог­да­нов­ская — кан­ди­дат пси­хо­ло­ги­че­ских наук, доцент, ФГБОУ ВО «Рос­сий­ский госу­дар­ствен­ный педа­го­ги­че­ский уни­вер­си­тет им. А.И. Гер­це­на», Санкт-Петер­бург, Россия.
  • Анна Бори­сов­на Угло­ва — кан­ди­дат пси­хо­ло­ги­че­ских наук, асси­стент, ФГБОУ ВО «Рос­сий­ский госу­дар­ствен­ный педа­го­ги­че­ский уни­вер­си­тет им. А.И. Гер­це­на», Санкт-Петер­бург, Россия.

Смот­ри­те также:

Категории

Метки

Публикации

ОБЩЕНИЕ

CYBERPSY — первое место, куда вы отправляетесь за информацией о киберпсихологии. Подписывайтесь и читайте нас в социальных сетях.

vkpinterest