Эволюция представлений об интернет-зависимости
Впервые исследования интернет-зависимости были проведены в США. Уже в 1996 году первая статья по интернет-зависимости была представлена доктором К. Янг на конференции Американской психологической ассоциации, состоявшейся в Торонто. Янг проанализировала более 600 клинических случаев, где люди оказались зависимыми от использования сети [32].
Компульсивное поведение приводило к проблемам в отношениях, проблемам со сплоченностью внутри семьи, с выполнением работы и успеваемостью в школе. Более поздние исследования по-прежнему выявляли существенные проблемы в учебе и работе из-за чрезмерного использования технологии, а новые исследования показали, что проблемы в отношениях приводят к разводу или разрыву с партнером [33].
Дальнейшие исследования документально подтвердили наличие растущей озабоченности по поводу интернет-зависимости среди ряда стран, таких как Италия [14], Пакистан [28] и Чехия [27]. На самом деле, интернет-зависимость привела к серьезному кризису здравоохранения в Китае [2], Корее [18] и Тайване [20].
Одно из ранних исследований в США, проведенное командой Стэнфордского медицинского университета, показало, что почти у каждого восьмого американца наблюдается по крайней мере один возможный признак проблемного использования Интернета [25].
В то время как раз не было четкого алгоритма диагностики интернет-зависимости, и исследователи предложили классифицировать как зависимых или склонных к зависимости тех онлайн-пользователей, которые, как правило, чрезмерно использовали Интернет, проводя онлайн от сорока до восьмидесяти часов в неделю, с сессиями, которые могли длиться до двадцати часов непрерывно. Сон был нарушен в связи с тем, что люди засиживались в Интернете допоздна, а в крайних случаях использовали таблетки кофеина, которые помогали продлить работу онлайн.
Исследователи сравнили интернет-зависимость с другими синдромами зависимости, подобными нарушению контроля над влечениями оси I шкалы DSM и использовали различные критерии, основанные на DSM-IV, для определения интернет-зависимости. Из всех нарушений, описанных в DSM, патологический гемблинг рассматривался как наиболее близкий этому явлению.
Опросник диагностики интернет-зависимости (IADQ) был разработан в качестве первоначального скринингового инструмента, используемого для выявления интернет-зависимости [32].
Те, у кого встречались пять или более критериев в течение шестимесячного периода, признавались зависимыми.
1. | Чувствуете ли Вы себя озабоченным Интернетом (думаете ли Вы о предыдущих онлайн сеансах и предвкушаете ли последующие)? |
2. | Ощущаете ли Вы потребность в увеличении времени, проведенного в Сети? |
3. | Были ли у Вас безуспешные попытки контролировать, ограничить или прекратить использование Интернета? |
4. | Чувствуете ли Вы себя усталым, угнетенным или раздраженным при попытках ограничить или прекратить пользование Интернетом? |
5. | Находитесь ли Вы онлайн больше, чем предполагали? |
6. | Были ли у Вас случаи, когда Вы рисковали получить проблемы на работе, учебе или в личной жизни из-за Интернета? |
7. | Случалось ли Вам лгать членам семьи, врачам или другим людям, чтобы скрыть время пребывания в Сети? |
8. | Используете ли Вы Интернет для того, чтобы уйти от проблем или от дурного настроения (например, от чувства беспомощности, виновности, раздраженности или депрессии)? |
Ответы, касающиеся использования Интернета в рабочих или академических целях, расценивались как несущественные. Характерными чертами зависимости здесь являются: чрезмерное использование Интернета, пренебрежение повседневными обязанностями, социальная изоляция, утаивание информации о деятельности в Интернете и выраженная потребность в конфиденциальности онлайн.
Несмотря на то, что IADQ предоставляет средства для определения случаев патологического использования Интернета, эти предупреждающие сигналы зачастую маскируются культурными нормами, которые поощряют и подкрепляют использование технологий и медиа.
Интернет-зависимость сегодня
Развиваясь на протяжении многих лет, новые онлайн-приложения, такие как Facebook и Twitter позволили технологиям стать частью повседневной жизни и способствовали стиранию различий между патологическим и функциональным использованием Интернет. К концу 2000-х годов исследования этой проблемы преимущественно проводились в азиатских странах, что привело к появлению комплексных программ профилактики в некоторых из них.
Например, в Корее был разработан глобальный план предотвращения и лечения интернет-зависимости, который включал: введение национальных скрининговых дней, чтобы определить детей, подвергающихся риску формирования зависимости; программы первичной профилактики, проводимые в школах, и организацию сотен стационарных отделений для лечения интернет-зависимости [18].
Для сравнения, Америка отстала в этом вопросе в связи с отсутствием правительственной или национальной программы борьбы с интернет-зависимостью, которая бы предусматривала скрининг, профилактику и стационарную помощь [36].
Далее исследователи начали рассматривать такие важные онлайн-ресурсы, как онлайн- ролевые игры, азартные игры, или онлайн-порнография, которые оказались более аддиктогенными, чем электронная почта, PowerPoints, или текстовые сообщения.
В 2013 году игровая интернет-зависимость была выделена как одна из ведущих проблем и категорирована в пересмотренном DSM с условием дальнейшего изучения (Американская психиатрическая ассоциация, 2013).
В том же году в США была создана первая программа стационарного лечения интернет-зависимости [8] для лечения всех форм интернет-зависимости с применением концепции, аналогичной лечению пищевой зависимости: для поиска здорового способа использования Интернет и медиа-сервисов использовались понятия «цифровая диета» и цифровое питание.
Новые статистические модели также позволили идентифицировать такие факторы, обуславливающие функциональное или дисфункциональное использование сети Интернет взрослым населением, как совладающий стиль личности и Интернет ожидания, предвкушения.
Исследования интернет-зависимости превратились из клинических наблюдений в более обоснованные статистически и эмпирически исследования. Кроме того, растет число неврологических и нейровизуализационных исследований, которые показывают, что префронтальная кора играет важную роль в развитии Интернет-зависимости [3], что указывает на биологическую обусловленность данного вида расстройства, как и в случае с другими синдромами зависимости.
Сегодня вопрос сместился с того, какое количество времени, проводимого онлайн, слишком велико, к тому, в каком возрасте ребенку слишком рано использовать Интернет. Согласно Проекту Pew Internet (2013), более 30% детей в возрасте до 2 лет использовали планшет или смартфон и 75% детей в возрасте 8 лет и младше имеют дома одно или несколько мобильных устройств.
Поскольку технологии так часто используются в детской игре, творчество и фантазия нашей молодежи остаются в режиме ожидания, и исследования показывают, что их возможности достижения оптимального двигательного и сенсорного развития уменьшаются (например, [6; 11; 26]).
Усугубляет проблему то, что дети отвечают протестом, непослушанием и насилием, когда родители пытаются ограничить время за экраном компьютера или прекратить сеанс. Эти риски рождают новые опасения по поводу технологической зависимости среди детей и подростков.
Мотивационное интервьюирование и интернет-зависимое поведение
На ранних стадиях лечения клиенты, как правило, отказываются признавать или пытаются свести к минимуму как факт злоупотребления ресурсами Интернет, так и последствия, к которым может приводить их поведение в реальной жизни. Часто любимые, друзья, супруги или родители подталкивают человека к поиску помощи. Клиент может чувствовать себя обиженным и отрицать степень, в которой использование Интернета является проблемой.
Чтобы разорвать этот шаблон, после постановки диагноза терапевт должен использовать методы мотивационного интервьюирования, которые поощряют клиента в продолжении лечения как неотъемлемого аспекта выздоровления [34].
Концепция мотивационного интервьюирования возникла из опыта лечения людей с алкоголизмом и была впервые описана Миллером [22]. Эти фундаментальные концепции и подходы были позже детально проработаны Миллером и Роллник [23] в более подробное описание клинических процедур.
Мотивационное интервьюирование является целенаправленным стилем консультирования, которое призвано вызывать изменения поведения через помощь клиентам в изучении и разрешении амбивалентности. Мотивационное интервьюирование подразумевает открытые вопросы, отзеркаливание и активное слушание.
Мотивационное интервьюирование предназначено для того чтобы вызвать изменения поведения через конструктивную конфронтацию с клиентом. Или, используя внешние непредвиденные обстоятельства, такие, как потенциальная потеря работы или отношений, мобилизовать ценности и цели клиента, чтобы стимулировать изменение поведения.
Клиенты, страдающие наркоманией или токсикоманией, часто чувствуют амбивалентность относительно прекращения употребления, даже после того, как они признают, что у них есть проблема. Они боятся потери доступа к сети Интернет, они боятся того, какой станет их жизнь, если у них не будет возможности переписываться с онлайн-друзьями, участвовать в онлайн-деятельности и использовать Интернет как психологическое избегание проблем. Мотивационное интервью помогает клиентам противостоять их амбивалентности.
Вопросы могут быть заданы в следующей форме:
• | Когда Вы впервые начали пользоваться Интернетом? |
• | Сколько часов в неделю Вы в настоящее время проводите в Интернете (для контрпродуктивной деятельности)? |
• | Какие приложения Вы используете в Интернете (сайты / группы / игры)? |
• | Сколько часов в неделю Вы тратите на конкретное приложение? |
• | Как бы Вы могли ранжировать эти приложения от лучшего к наименее важному? (1, 2, 3 и т.д.)? |
• | Что Вам больше всего нравится в каждом приложении? Что вам нравится меньше всего? |
• | Как Интернет изменил Вашу жизнь? |
• | Как Вы себя чувствуете, когда выходите из сети Интернет? |
• | К каким проблемам или последствиям привело использование Интернета? (Если клиенту трудно ответить на этот вопрос, то предложите ему вести журнал рядом с компьютером для записи таких последствий на следующей неделе). |
• | Жалуются ли Ваши знакомые или близкие на то, сколько времени Вы проводите в Интернете? |
• | Искали ли Вы помощи в связи с этой проблемой ранее? Если да, то когда? Успешно ли? |
Ответы на эти вопросы создают более четкий клинический профиль клиента. Терапевт может определить типы сервисов, которые оказываются наиболее проблемными для клиента (то есть, чаты, онлайн игры, онлайн порнография, и т.д.). Оцениваются длительность использования Интернета, последствия данного поведения, история предыдущих попыток лечения, результаты любого лечения. Это помогает клиентам начать процесс исследования того, как Интернет влияет на их жизнь.
В дополнение к мотивационному интервьюированию должна быть проведена клиническая оценка тяжести и степени зависимости клиента от Интернета и технологий.
На протяжении многих лет тест на интернет-зависимость, как первый подтвержденный и валидный способ измерения интернет-зависимости, используется в клинических условиях. ТИЗ рассматривает симптомы интернет-зависимости, такие, как озабоченность пользователя деятельностью в сети Интернет, возможность управлять онлайн-деятельностью, степень лжи и попытки скрыть использование Интернета, продолжение использования Сети, несмотря на негативные последствия.
Основываясь на 20-пунктах, IAT измеряет интернет-зависимость с точки зрения тяжести от легкой, умеренной, до тяжелой. Тест интернет-зависимости широко используется в научных исследованиях и был валидизирован на английском языке [30], французском [10], немецком [29], норвежском [15], финском [16; 1], итальянском [14], греческом [13], иранском [12], китайском [9], и бенгальском [17].
Использование когнитивно-бихевиоральной терапии интернет-зависимости (КБТ-ИЗ): первая модель лечения
При лечении интернет-зависимости модели терапии, применяющие прекращение использования аддиктивного агента, не практичны, так как компьютеры стали характерной частью нашей повседневной жизни. Клиницисты в целом согласились, что умеренное и контролируемое использование Интернета является наиболее подходящим для лечения этой проблемы [35].
Когнитивные искажения более всего связаны с интернет-зависимостью (например, [7; 19; 34]). КБТ-ИЗ была разработана для обращения к этим когнициям как к части лечения. КБТ-ИЗ является всеобъемлющим трехкомпонентным подходом, который изначально подразумевает модификацию поведения, чтобы контролировать использование Интернета, когнитивную реструктуризацию, которая бросает вызов и изменяет когнитивные искажения, и терапию снижения вреда для решения проблем связанных с зависимостью.
На первом этапе КБТ-ИЗ поведенческая терапия используется, чтобы исследовать как поведение, связанное с использованием компьютера, так и поведение в обычной жизни. Работа с поведением в рамках использования компьютера имеет дело с актуальной работой онлайн. Ее основной целью является обеспечить воздержание от использования проблемных приложений, сохраняя контролируемое использование компьютера для легитимных целей. Интернет-аддикты переживают феномен смещения, когда деятельность в Интернете захватывает их на столько, что они оказываются не в состоянии управлять основными аспектами своей жизни [33].
Они начинают пропускать важные дедлайны на работе, проводят меньше времени со своей семьей и медленно отдаляются от своей привычной жизни. Они пренебрегают социальными связями со своими друзьями, коллегами и сообществами и, в конечном счете, их жизнь становится неуправляемой из-за Интернета.
Они оказываются поглощенными своей интернет-деятельностью, предпочитая онлайн-игры, социальные сети или азартные игры через Интернет, игнорируют семью и друзей, чтобы получить дополнительное время для Интернета. Результаты исследования показывают, что КБТ-ИЗ была эффективна для помощи клиентам в управлении своим временем онлайн и офлайн [36].
На втором этапе определяются, подвергаются сомнению и модифицируются рационализации, которые оправдывают чрезмерное использование онлайн. Эти когниции служат триггерами для возобновления аддиктивного поведения. Например, интернет-зависимые часто размышляют о своей самоценности в реальном мире и формируют крайнюю самооценку, с одобряемым онлайн-образом, (например, «Я ничего не стою в реальной жизни, но в мире онлайн я кто-то важный»).
Геймер создает аватар (персонажа онлайн-игры), который становится чрезвычайно успешным в игре, поэтому он думает, что реальный мир является менее желанным или боится, что он не так важен, или интересен офлайн.
Женщина, которая чувствует себя недостаточно уверенной, встречаясь с мужчинами в реальной жизни, создает онлайн-персонаж, который пользуется популярностью среди мужчин в Интернете. КБТ-ИЗ использует когнитивную реструктуризацию для того чтобы сломать этот шаблон.
Когнитивная реструктуризация рассматривает мысли клиента «под микроскопом», бросая вызов его или ее повторяющимся сценариям негативного мышления. При этом КБТ-ИЗ может помочь клиентам понять, что они используют Интернет, чтобы избежать ситуаций или каких-либо чувств.
Наше настроение обусловлено тем, что мы говорим себе, и эти суждения, как правило, строятся на основе интерпретаций окружающей среды. Когнитивная реструктуризация помогает клиентам пересмотреть то, насколько рациональны и справедливы эти интерпретации и найти пути достижения этих же чувств в реальной жизни.
Третий этап КБТ-ИЗ использует терапевтическую модель снижения вреда (ТСВ) [21] для дальнейшего восстановления и профилактики рецидивов. Так как ситуационные факторы играют роль в развитии интернет-зависимости, терапия снижения вреда может быть использована для выявления и лечения психических проблем, сосуществующих с компульсивным использованием Интернета и разрешения социальных вопросов в родительской семье и/или брачных отношениях.
ТСВ обращается к любым факторам, связанным с развитием интернет-зависимости. Эти факторы могут включать в себя личные, ситуационные, социальные, психиатрические или профессиональные проблемы. Часто зависимые ложно предполагают, что простого прекращения употребления достаточно, чтобы сказать, «Я выздоровел».
Полное восстановление гораздо больше, чем просто воздерживаться от использования Интернета. Полное восстановление означает понимание основных проблем, которые привели к компульсивному поведению, и решение этих вопросов здоровым способом; в противном случае, может произойти рецидив.
Для того чтобы проводить такие эффективные программы восстановления, последующие исследования должны быть направлены на лучшее понимание основных мотивов интернет-зависимости.
Будущие исследования должны сосредоточиться на том, как психические заболевания, такие как депрессия или обсессивно-компульсивное расстройство, влияют на развитие компульсивного использования Интернета.
Лонгитюдные исследования могут показать, как черты личности, динамика отношений в семье или межличностные навыки влияют на то, как люди используют Интернет.
Наконец, дальнейшие исследования результатов терапии необходимы для определения эффективности специализированных подходов для лечения интернет-зависимости и сравнения этих результатов с традиционными методами восстановления.
Перевод представлен кафедрой психологического консультирования, психокоррекции и психотерапии Московского государственного медико-стоматологического университета им. А.И. Евдокимова.
Литература
- Attached to the web – harmful use of the Internet and its correlates / J. Korkeila, S. Kaarlas, M. Jääskeläinen [et al.] // European Psychiatry. – 2010. – Vol. 25. – P. 236–241.
- laszczynski A Youth and internet addiction in China // International Gambling Studies. – 2014. – Vol. 14(1). – P. 181–182.
- Brand M., Laier C., Young K.S. Internet addiction: coping styles, expectancies, and treatment implications // Frontiers in Psychology: Psychopathology. – 2014. doi: 10.3389/fpsyg.2014.01256
- Brand M., Young K.S., Laier C. Prefrontal control and Internet addiction: A theoretical model and review of neuropsychological and neuroimaging findings // Frontiers in Human Neuroscience. – 2014. – Vol. 8. doi: 10.3389/fnhum.2014.00375
- Chang M.K., Man Law S.P. Factor structure for Young’s Internet Addiction Test: A confirmatory study // Computers in Human Behavior. – 2008. – Vol. 24. – P. 2597–2619.
- Dalbudak E., Evren C. The relationship of internet addiction severity with attention deficit hyperactivity disorder symptoms in Turkish university students; impact of personality traits, depression and anxiety // Comprehensive psychiatry. – 2014. – Vol. 55(3). – P. 497–503.
- Davis R.A. A cognitive-behavioral model of pathological Internet use // Computers in Human Behavior. – 2001. – Vol. 17(2). – P. 187–195.
- DeMarche E. Pennsylvania hospital to open country’s first inpatient treatment program for Internet addiction // Foxnews.com. – 2013, September 1. – Retrieved from http://www.foxnews.com/tech/2013/09/01/hospital-first-inpatient-treatment-internet-addiction/
- Factors Associated with Internet Addiction among Adolescents / L.T. Lam, Z. Peng, J. Mai [et al.] // Cyberpsychology & Behavior. – 2009. – Vol. 12. – P. 551–555.
- French validation of the Internet Addiction Test / Y. Khazaal, J. Billieux, G. Thorens [et al.] // CyberPsychology & Behavior. – 2008. – Vol. 11(6). – P. 703–706.
- Gentile D. The multiple dimensions of video game effects // Child Development Perspectives. – 2011. – Vol. 5(2). – P. 75–81.
- Ghassemzadeh L., Shahraray M., Moradi A. Prevalence of Internet Addiction and Comparison of Internet Addicts and Non-Addicts in Iranian High Schools // Cyberpsychology & Behavior. – 2008. – Vol. 11. – P. 731–733.
- Internet Addiction among Greek Adolescent Students / K.E. Siomos, E.D. Dafouli, D.A. Braimiotis [et al.] // Cyberpsychology & Behavior. – 2008. – Vol. 11. – P. 653–657.
- Internet Addiction Disorder: An Italian Study / G. Ferraro, B. Caci, A. D’Amico [et al.] // CyberPsychology & Behavior. – 2007. – Vol. 10. – P. 170–175.
- Johansson A., Götestam K.G. Internet addiction: characteristics of a questionnaire and prevalence in Norwegian youth (12–18 years) // Scandinavian Journal of Psychology. – 2004. – Vol. 45. – P. 223–229.
- Kaltiala-Heino R., Lintonen T., Rimpelä A. Internet addiction? Potentially problematic use of the Internet in a population of 12 to 18 year old adolescents // Addiction Research Theory. – 2004. – Vol. 12. – P. 89–96.
- Karim R., Nigar N. The Internet Addiction Test: Assessing its psychometric properties in Bangladeshi culture // Asian Journal of Psychiatry. – 2014. – Vol. 10. – P. 75–83.
- Koh K. A master plan for prevention and treatment of Internet addiction // Keynote at the first International Congress on Internet Addiction Disorders. – Milan, Italy. – 2013, March 21.
- LaRose R., Mastro D., Eastin M.S. Understanding Internet usage: A socialcognitive approach to uses and gratifications // Social Science Computer Review. – 2001. – Vol. 19(4). – P. 395–413.
- Lee M. China to limit teens’ online gaming for exercise. – 2007. – Available at: http://www.msnbc.msn.com/id/19812989/ (Accessed 15 April 2015).
- Marlatt G.A., Blumne A.W., Parks G.A. Integrating harm reduction therapy and traditional substance abuse treatment // Journal of Psychoactive Drugs. – 2001. – Vol. 33(1). – P. 13–21.
- Miller W.R. Motivational interviewing with problem drinkers // Behavioural Psychotherapy. – 1983. – Vol. 11. – P. 147–172.
- Miller W.R., Rollnick S. Motivational Interviewing: Preparing People to Change Addictive Behavior. – New York, NY: Guilford Press, 1991.
- Ngai S.Y. Exploring the validity of the Internet addiction test for students in grades 5–9 in Hong Kong // International Journal of Adolescence and Youth. – 2007. – Vol. 13. – P. 221–237.
- Potential Markers for Problematic Internet Use: A Telephone Survey of 2,513 Adults / E. Aboujaoude, L.M. Koran, N. Gamel [et al.] // The Journal of Neuropsychiatric Medicine. – 2006. – Vol. 11. – P.750–755.
- Rosenwald M. Serious reading takes a hit from online scanning and skimming, researchers say // The Washington Post. – 2013, April 6. Retrieved from http://www.washingtonpost.com/local/serious-reading-takes-a-hit-from-online-scanning-and-skimming-researchers-say/2014/04/06/088028d2-b5d2-11e3-b899-20667de76985_
story.html - Simkova B., Cincera J. Internet Addiction Disorder and Chatting in the Czech Republic // CyberPsychology & Behavior. – 2004. – Vol. 7. – P. 536–539.
- Suhail K., Bargees Z. Effects of Excessive Internet Use on Undergraduate Students in Pakistan // CyberPsychology & Behavior. – 2006. – Vol. 9. – P. 297–307.
- Watching pornographic pictures on the Internet: Role of sexual arousal ratings and psychological-psychiatric symptoms for using Internet sex sites excessively / M. Brand, C. Laier, M. Pawlikowski [et al.] // Cyberpsychology, Behavior, and Social Networking. – 2011. – Vol. 14. – P. 371–377.
- Widyanto L., Griffiths M.D., Brunsden V. A psychometric comparison of the Internet Addiction Test, the Internet-Related Problem Scale, and self-diagnosis // Cyberpsychology Behavior and Social Networking. – 2011. – Vol. 14(3). – P. 141–149.
- Widyanto L., McMurren M. The psychometric properties of the Internet addiction test // CyberPsychology & Behavior. – 2004. – Vol. 7(4). – P. 445–453.
- Young K.S. Internet addiction: The emergence of a new clinical disorder // CyberPsychology & Behavior. – 1998. – Vol. 1. – P. 237–244.
- Young K.S. Internet Addiction: The consequences of a new clinical phenomena // Psychology and the New Media / ed. by K. Doyle. – American Behavioral Scientist, California. – 2004. – P. 1–14.
- Young K.S. Cognitive-Behavioral Therapy with Internet Addicts: Treatment outcomes and implications // CyberPsychology & Behavior. – 2007. – Vol. 10. – P. 671–679.
- Young K.S. CBT-IA: The first treatment model to address Internet addiction // Journal of Cognitive Therapy. – 2011. – Vol. 25(4). – P. 304–312.
- Young K.S. Treatment outcomes using CBT-IA with Internet-addicted patients // Journal of Behavioral Addictions. – 2013. – Vol. 2(4). – P. 209–215.
Об авторе
Доктор Кимберли С. Янг (Kimberley S. Young), профессор психологии Питсбургского университета в Брэтфорде, автор, книг «Caught in the Net», «Tangled in the Web: Understanding Cybersex from Fantasy to Addiction», «Breaking Free of the Web: Catholics and Internet Addiction» и других.
Она является основателем Центра помощи людям, страдающим интернет-зависимостью (Center for On-Line Addiction). Центр, созданный в 1995 г, консультирует психиатрические клиники, образовательные заведения и корпорации, которые сталкиваются со злоупотреблением Интернетом.
Благодаря своим научным трудам и активной практической работе, доктор Янг стала известна во всем мире. Ее исследования широко освещаются в средствах массовой информации, включая New York Times, Wall Street Journal, Newsweek и U.S. News & World Report, национальные телекомпании различных стран.
Смотрите также: