Янг К. Клинические аспекты интернет-зависимого поведения

Я

Эволюция представлений об интернет-зависимости

Впер­вые иссле­до­ва­ния интер­нет-зави­си­мо­сти были про­ве­де­ны в США. Уже в 1996 году пер­вая ста­тья по интер­нет-зави­си­мо­сти была пред­став­ле­на док­то­ром К. Янг на кон­фе­рен­ции Аме­ри­кан­ской пси­хо­ло­ги­че­ской ассо­ци­а­ции, состо­яв­шей­ся в Торон­то. Янг про­ана­ли­зи­ро­ва­ла более 600 кли­ни­че­ских слу­ча­ев, где люди ока­за­лись зави­си­мы­ми от исполь­зо­ва­ния сети [32].

Ком­пуль­сив­ное пове­де­ние при­во­ди­ло к про­бле­мам в отно­ше­ни­ях, про­бле­мам со спло­чен­но­стью внут­ри семьи, с выпол­не­ни­ем рабо­ты и успе­ва­е­мо­стью в шко­ле. Более позд­ние иссле­до­ва­ния по-преж­не­му выяв­ля­ли суще­ствен­ные про­бле­мы в уче­бе и рабо­те из-за чрез­мер­но­го исполь­зо­ва­ния тех­но­ло­гии, а новые иссле­до­ва­ния пока­за­ли, что про­бле­мы в отно­ше­ни­ях при­во­дят к раз­во­ду или раз­ры­ву с парт­не­ром [33].

Даль­ней­шие иссле­до­ва­ния доку­мен­таль­но под­твер­ди­ли нали­чие рас­ту­щей оза­бо­чен­но­сти по пово­ду интер­нет-зави­си­мо­сти сре­ди ряда стран, таких как Ита­лия [14], Паки­стан [28] и Чехия [27]. На самом деле, интер­нет-зави­си­мость при­ве­ла к серьез­но­му кри­зи­су здра­во­охра­не­ния в Китае [2], Корее [18] и Тай­ване [20].

Одно из ран­них иссле­до­ва­ний в США, про­ве­ден­ное коман­дой Стэн­форд­ско­го меди­цин­ско­го уни­вер­си­те­та, пока­за­ло, что почти у каж­до­го вось­мо­го аме­ри­кан­ца наблю­да­ет­ся по край­ней мере один воз­мож­ный при­знак про­блем­но­го исполь­зо­ва­ния Интер­не­та [25].

В то вре­мя как раз не было чет­ко­го алго­рит­ма диа­гно­сти­ки интер­нет-зави­си­мо­сти, и иссле­до­ва­те­ли пред­ло­жи­ли клас­си­фи­ци­ро­вать как зави­си­мых или склон­ных к зави­си­мо­сти тех онлайн-поль­зо­ва­те­лей, кото­рые, как пра­ви­ло, чрез­мер­но исполь­зо­ва­ли Интер­нет, про­во­дя онлайн от соро­ка до вось­ми­де­ся­ти часов в неде­лю, с сес­си­я­ми, кото­рые мог­ли длить­ся до два­дца­ти часов непре­рыв­но. Сон был нару­шен в свя­зи с тем, что люди заси­жи­ва­лись в Интер­не­те допозд­на, а в край­них слу­ча­ях исполь­зо­ва­ли таб­лет­ки кофе­и­на, кото­рые помо­га­ли про­длить рабо­ту онлайн.

Иссле­до­ва­те­ли срав­ни­ли интер­нет-зави­си­мость с дру­ги­ми син­дро­ма­ми зави­си­мо­сти, подоб­ны­ми нару­ше­нию кон­тро­ля над вле­че­ни­я­ми оси I шка­лы DSM и исполь­зо­ва­ли раз­лич­ные кри­те­рии, осно­ван­ные на DSM-IV, для опре­де­ле­ния интер­нет-зави­си­мо­сти. Из всех нару­ше­ний, опи­сан­ных в DSM, пато­ло­ги­че­ский гем­блинг рас­смат­ри­вал­ся как наи­бо­лее близ­кий это­му явлению. 

Опрос­ник диа­гно­сти­ки интер­нет-зави­си­мо­сти (IADQ) был раз­ра­бо­тан в каче­стве пер­во­на­чаль­но­го скри­нин­го­во­го инстру­мен­та, исполь­зу­е­мо­го для выяв­ле­ния интер­нет-зави­си­мо­сти [32].

Те, у кого встре­ча­лись пять или более кри­те­ри­ев в тече­ние шести­ме­сяч­но­го пери­о­да, при­зна­ва­лись зависимыми.

1.Чув­ству­е­те ли Вы себя оза­бо­чен­ным Интер­не­том (дума­е­те ли Вы о преды­ду­щих онлайн сеан­сах и пред­вку­ша­е­те ли последующие)?
2.Ощу­ща­е­те ли Вы потреб­ность в уве­ли­че­нии вре­ме­ни, про­ве­ден­но­го в Сети?
3.Были ли у Вас без­успеш­ные попыт­ки кон­тро­ли­ро­вать, огра­ни­чить или пре­кра­тить исполь­зо­ва­ние Интернета?
4.Чув­ству­е­те ли Вы себя уста­лым, угне­тен­ным или раз­дра­жен­ным при попыт­ках огра­ни­чить или пре­кра­тить поль­зо­ва­ние Интернетом?
5.Нахо­ди­тесь ли Вы онлайн боль­ше, чем предполагали?
6.Были ли у Вас слу­чаи, когда Вы рис­ко­ва­ли полу­чить про­бле­мы на рабо­те, уче­бе или в лич­ной жиз­ни из-за Интернета?
7.Слу­ча­лось ли Вам лгать чле­нам семьи, вра­чам или дру­гим людям, что­бы скрыть вре­мя пре­бы­ва­ния в Сети?
8.Исполь­зу­е­те ли Вы Интер­нет для того, что­бы уйти от про­блем или от дур­но­го настро­е­ния (напри­мер, от чув­ства бес­по­мощ­но­сти, винов­но­сти, раз­дра­жен­но­сти или депрессии)?

Отве­ты, каса­ю­щи­е­ся исполь­зо­ва­ния Интер­не­та в рабо­чих или ака­де­ми­че­ских целях, рас­це­ни­ва­лись как несу­ще­ствен­ные. Харак­тер­ны­ми чер­та­ми зави­си­мо­сти здесь явля­ют­ся: чрез­мер­ное исполь­зо­ва­ние Интер­не­та, пре­не­бре­же­ние повсе­днев­ны­ми обя­зан­но­стя­ми, соци­аль­ная изо­ля­ция, ута­и­ва­ние инфор­ма­ции о дея­тель­но­сти в Интер­не­те и выра­жен­ная потреб­ность в кон­фи­ден­ци­аль­но­сти онлайн. 

Несмот­ря на то, что IADQ предо­став­ля­ет сред­ства для опре­де­ле­ния слу­ча­ев пато­ло­ги­че­ско­го исполь­зо­ва­ния Интер­не­та, эти пре­ду­пре­жда­ю­щие сиг­на­лы зача­стую мас­ки­ру­ют­ся куль­тур­ны­ми нор­ма­ми, кото­рые поощ­ря­ют и под­креп­ля­ют исполь­зо­ва­ние тех­но­ло­гий и медиа.

Интернет-зависимость сегодня

Раз­ви­ва­ясь на про­тя­же­нии мно­гих лет, новые онлайн-при­ло­же­ния, такие как Facebook и Twitter поз­во­ли­ли тех­но­ло­ги­ям стать частью повсе­днев­ной жиз­ни и спо­соб­ство­ва­ли сти­ра­нию раз­ли­чий меж­ду пато­ло­ги­че­ским и функ­ци­о­наль­ным исполь­зо­ва­ни­ем Интер­нет. К кон­цу 2000-х годов иссле­до­ва­ния этой про­бле­мы пре­иму­ще­ствен­но про­во­ди­лись в ази­ат­ских стра­нах, что при­ве­ло к появ­ле­нию ком­плекс­ных про­грамм про­фи­лак­ти­ки в неко­то­рых из них. 

Напри­мер, в Корее был раз­ра­бо­тан гло­баль­ный план предот­вра­ще­ния и лече­ния интер­нет-зави­си­мо­сти, кото­рый вклю­чал: вве­де­ние наци­о­наль­ных скри­нин­го­вых дней, что­бы опре­де­лить детей, под­вер­га­ю­щих­ся рис­ку фор­ми­ро­ва­ния зави­си­мо­сти; про­грам­мы пер­вич­ной про­фи­лак­ти­ки, про­во­ди­мые в шко­лах, и орга­ни­за­цию сотен ста­ци­о­нар­ных отде­ле­ний для лече­ния интер­нет-зави­си­мо­сти [18].

Для срав­не­ния, Аме­ри­ка отста­ла в этом вопро­се в свя­зи с отсут­стви­ем пра­ви­тель­ствен­ной или наци­о­наль­ной про­грам­мы борь­бы с интер­нет-зави­си­мо­стью, кото­рая бы преду­смат­ри­ва­ла скри­нинг, про­фи­лак­ти­ку и ста­ци­о­нар­ную помощь [36].

Далее иссле­до­ва­те­ли нача­ли рас­смат­ри­вать такие важ­ные онлайн-ресур­сы, как онлайн- роле­вые игры, азарт­ные игры, или онлайн-пор­но­гра­фия, кото­рые ока­за­лись более аддик­то­ген­ны­ми, чем элек­трон­ная поч­та, PowerPoints, или тек­сто­вые сообщения. 

В 2013 году игро­вая интер­нет-зави­си­мость была выде­ле­на как одна из веду­щих про­блем и кате­го­ри­ро­ва­на в пере­смот­рен­ном DSM с усло­ви­ем даль­ней­ше­го изу­че­ния (Аме­ри­кан­ская пси­хи­ат­ри­че­ская ассо­ци­а­ция, 2013). 

В том же году в США была созда­на пер­вая про­грам­ма ста­ци­о­нар­но­го лече­ния интер­нет-зави­си­мо­сти [8] для лече­ния всех форм интер­нет-зави­си­мо­сти с при­ме­не­ни­ем кон­цеп­ции, ана­ло­гич­ной лече­нию пище­вой зави­си­мо­сти: для поис­ка здо­ро­во­го спо­со­ба исполь­зо­ва­ния Интер­нет и медиа-сер­ви­сов исполь­зо­ва­лись поня­тия «циф­ро­вая дие­та» и циф­ро­вое питание.

Новые ста­ти­сти­че­ские моде­ли так­же поз­во­ли­ли иден­ти­фи­ци­ро­вать такие фак­то­ры, обу­слав­ли­ва­ю­щие функ­ци­о­наль­ное или дис­функ­ци­о­наль­ное исполь­зо­ва­ние сети Интер­нет взрос­лым насе­ле­ни­ем, как совла­да­ю­щий стиль лич­но­сти и Интер­нет ожи­да­ния, предвкушения. 

Иссле­до­ва­ния интер­нет-зави­си­мо­сти пре­вра­ти­лись из кли­ни­че­ских наблю­де­ний в более обос­но­ван­ные ста­ти­сти­че­ски и эмпи­ри­че­ски иссле­до­ва­ния. Кро­ме того, рас­тет чис­ло нев­ро­ло­ги­че­ских и ней­ро­ви­зу­а­ли­за­ци­он­ных иссле­до­ва­ний, кото­рые пока­зы­ва­ют, что пре­фрон­таль­ная кора игра­ет важ­ную роль в раз­ви­тии Интер­нет-зави­си­мо­сти [3], что ука­зы­ва­ет на био­ло­ги­че­скую обу­слов­лен­ность дан­но­го вида рас­строй­ства, как и в слу­чае с дру­ги­ми син­дро­ма­ми зависимости. 

Сего­дня вопрос сме­стил­ся с того, какое коли­че­ство вре­ме­ни, про­во­ди­мо­го онлайн, слиш­ком вели­ко, к тому, в каком воз­расте ребен­ку слиш­ком рано исполь­зо­вать Интер­нет. Соглас­но Про­ек­ту Pew Internet (2013), более 30% детей в воз­расте до 2 лет исполь­зо­ва­ли план­шет или смарт­фон и 75% детей в воз­расте 8 лет и млад­ше име­ют дома одно или несколь­ко мобиль­ных устройств. 

Посколь­ку тех­но­ло­гии так часто исполь­зу­ют­ся в дет­ской игре, твор­че­ство и фан­та­зия нашей моло­де­жи оста­ют­ся в режи­ме ожи­да­ния, и иссле­до­ва­ния пока­зы­ва­ют, что их воз­мож­но­сти дости­же­ния опти­маль­но­го дви­га­тель­но­го и сен­сор­но­го раз­ви­тия умень­ша­ют­ся (напри­мер, [6; 11; 26]). 

Усу­губ­ля­ет про­бле­му то, что дети отве­ча­ют про­те­стом, непо­слу­ша­ни­ем и наси­ли­ем, когда роди­те­ли пыта­ют­ся огра­ни­чить вре­мя за экра­ном ком­пью­те­ра или пре­кра­тить сеанс. Эти рис­ки рож­да­ют новые опа­се­ния по пово­ду тех­но­ло­ги­че­ской зави­си­мо­сти сре­ди детей и подростков.

Мотивационное интервьюирование и интернет-зависимое поведение

На ран­них ста­ди­ях лече­ния кли­ен­ты, как пра­ви­ло, отка­зы­ва­ют­ся при­зна­вать или пыта­ют­ся све­сти к мини­му­му как факт зло­упо­треб­ле­ния ресур­са­ми Интер­нет, так и послед­ствия, к кото­рым может при­во­дить их пове­де­ние в реаль­ной жиз­ни. Часто люби­мые, дру­зья, супру­ги или роди­те­ли под­тал­ки­ва­ют чело­ве­ка к поис­ку помо­щи. Кли­ент может чув­ство­вать себя оби­жен­ным и отри­цать сте­пень, в кото­рой исполь­зо­ва­ние Интер­не­та явля­ет­ся проблемой. 

Что­бы разо­рвать этот шаб­лон, после поста­нов­ки диа­гно­за тера­певт дол­жен исполь­зо­вать мето­ды моти­ва­ци­он­но­го интер­вью­и­ро­ва­ния, кото­рые поощ­ря­ют кли­ен­та в про­дол­же­нии лече­ния как неотъ­ем­ле­мо­го аспек­та выздо­ров­ле­ния [34].

Кон­цеп­ция моти­ва­ци­он­но­го интер­вью­и­ро­ва­ния воз­ник­ла из опы­та лече­ния людей с алко­го­лиз­мом и была впер­вые опи­са­на Мил­ле­ром [22]. Эти фун­да­мен­таль­ные кон­цеп­ции и под­хо­ды были поз­же деталь­но про­ра­бо­та­ны Мил­ле­ром и Ролл­ник [23] в более подроб­ное опи­са­ние кли­ни­че­ских процедур. 

Моти­ва­ци­он­ное интер­вью­и­ро­ва­ние явля­ет­ся целе­на­прав­лен­ным сти­лем кон­суль­ти­ро­ва­ния, кото­рое при­зва­но вызы­вать изме­не­ния пове­де­ния через помощь кли­ен­там в изу­че­нии и раз­ре­ше­нии амби­ва­лент­но­сти. Моти­ва­ци­он­ное интер­вью­и­ро­ва­ние под­ра­зу­ме­ва­ет откры­тые вопро­сы, отзер­ка­ли­ва­ние и актив­ное слушание.

Моти­ва­ци­он­ное интер­вью­и­ро­ва­ние пред­на­зна­че­но для того что­бы вызвать изме­не­ния пове­де­ния через кон­струк­тив­ную кон­фрон­та­цию с кли­ен­том. Или, исполь­зуя внеш­ние непред­ви­ден­ные обсто­я­тель­ства, такие, как потен­ци­аль­ная поте­ря рабо­ты или отно­ше­ний, моби­ли­зо­вать цен­но­сти и цели кли­ен­та, что­бы сти­му­ли­ро­вать изме­не­ние поведения. 

Кли­ен­ты, стра­да­ю­щие нар­ко­ма­ни­ей или ток­си­ко­ма­ни­ей, часто чув­ству­ют амби­ва­лент­ность отно­си­тель­но пре­кра­ще­ния упо­треб­ле­ния, даже после того, как они при­зна­ют, что у них есть про­бле­ма. Они боят­ся поте­ри досту­па к сети Интер­нет, они боят­ся того, какой ста­нет их жизнь, если у них не будет воз­мож­но­сти пере­пи­сы­вать­ся с онлайн-дру­зья­ми, участ­во­вать в онлайн-дея­тель­но­сти и исполь­зо­вать Интер­нет как пси­хо­ло­ги­че­ское избе­га­ние про­блем. Моти­ва­ци­он­ное интер­вью помо­га­ет кли­ен­там про­ти­во­сто­ять их амбивалентности.

Вопро­сы могут быть зада­ны в сле­ду­ю­щей форме:

• Когда Вы впер­вые нача­ли поль­зо­вать­ся Интернетом?
• Сколь­ко часов в неде­лю Вы в насто­я­щее вре­мя про­во­ди­те в Интер­не­те (для контр­про­дук­тив­ной деятельности)?
• Какие при­ло­же­ния Вы исполь­зу­е­те в Интер­не­те (сай­ты / груп­пы / игры)?
• Сколь­ко часов в неде­лю Вы тра­ти­те на кон­крет­ное приложение?
• Как бы Вы мог­ли ран­жи­ро­вать эти при­ло­же­ния от луч­ше­го к наи­ме­нее важ­но­му? (1, 2, 3 и т.д.)?
• Что Вам боль­ше все­го нра­вит­ся в каж­дом при­ло­же­нии? Что вам нра­вит­ся мень­ше всего?
• Как Интер­нет изме­нил Вашу жизнь?
• Как Вы себя чув­ству­е­те, когда выхо­ди­те из сети Интернет?
• К каким про­бле­мам или послед­стви­ям при­ве­ло исполь­зо­ва­ние Интер­не­та? (Если кли­ен­ту труд­но отве­тить на этот вопрос, то пред­ло­жи­те ему вести жур­нал рядом с ком­пью­те­ром для запи­си таких послед­ствий на сле­ду­ю­щей неделе).
• Жалу­ют­ся ли Ваши зна­ко­мые или близ­кие на то, сколь­ко вре­ме­ни Вы про­во­ди­те в Интернете?
• Иска­ли ли Вы помо­щи в свя­зи с этой про­бле­мой ранее? Если да, то когда? Успеш­но ли?

Отве­ты на эти вопро­сы созда­ют более чет­кий кли­ни­че­ский про­филь кли­ен­та. Тера­певт может опре­де­лить типы сер­ви­сов, кото­рые ока­зы­ва­ют­ся наи­бо­лее про­блем­ны­ми для кли­ен­та (то есть, чаты, онлайн игры, онлайн пор­но­гра­фия, и т.д.). Оце­ни­ва­ют­ся дли­тель­ность исполь­зо­ва­ния Интер­не­та, послед­ствия дан­но­го пове­де­ния, исто­рия преды­ду­щих попы­ток лече­ния, резуль­та­ты любо­го лече­ния. Это помо­га­ет кли­ен­там начать про­цесс иссле­до­ва­ния того, как Интер­нет вли­я­ет на их жизнь.

В допол­не­ние к моти­ва­ци­он­но­му интер­вью­и­ро­ва­нию долж­на быть про­ве­де­на кли­ни­че­ская оцен­ка тяже­сти и сте­пе­ни зави­си­мо­сти кли­ен­та от Интер­не­та и технологий. 

На про­тя­же­нии мно­гих лет тест на интер­нет-зави­си­мость, как пер­вый под­твер­жден­ный и валид­ный спо­соб изме­ре­ния интер­нет-зави­си­мо­сти, исполь­зу­ет­ся в кли­ни­че­ских усло­ви­ях. ТИЗ рас­смат­ри­ва­ет симп­то­мы интер­нет-зави­си­мо­сти, такие, как оза­бо­чен­ность поль­зо­ва­те­ля дея­тель­но­стью в сети Интер­нет, воз­мож­ность управ­лять онлайн-дея­тель­но­стью, сте­пень лжи и попыт­ки скрыть исполь­зо­ва­ние Интер­не­та, про­дол­же­ние исполь­зо­ва­ния Сети, несмот­ря на нега­тив­ные последствия. 

Осно­вы­ва­ясь на 20-пунк­тах, IAT изме­ря­ет интер­нет-зави­си­мость с точ­ки зре­ния тяже­сти от лег­кой, уме­рен­ной, до тяже­лой. Тест интер­нет-зави­си­мо­сти широ­ко исполь­зу­ет­ся в науч­ных иссле­до­ва­ни­ях и был вали­ди­зи­ро­ван на англий­ском язы­ке [30], фран­цуз­ском [10], немец­ком [29], нор­веж­ском [15], фин­ском [16; 1], ита­льян­ском [14], гре­че­ском [13], иран­ском [12], китай­ском [9], и бен­галь­ском [17].

Использование когнитивно-бихевиоральной терапии интернет-зависимости (КБТ-ИЗ): первая модель лечения

При лече­нии интер­нет-зави­си­мо­сти моде­ли тера­пии, при­ме­ня­ю­щие пре­кра­ще­ние исполь­зо­ва­ния аддик­тив­но­го аген­та, не прак­тич­ны, так как ком­пью­те­ры ста­ли харак­тер­ной частью нашей повсе­днев­ной жиз­ни. Кли­ни­ци­сты в целом согла­си­лись, что уме­рен­ное и кон­тро­ли­ру­е­мое исполь­зо­ва­ние Интер­не­та явля­ет­ся наи­бо­лее под­хо­дя­щим для лече­ния этой про­бле­мы [35].

Когни­тив­ные иска­же­ния более все­го свя­за­ны с интер­нет-зави­си­мо­стью (напри­мер, [7; 19; 34]). КБТ-ИЗ была раз­ра­бо­та­на для обра­ще­ния к этим ког­ни­ци­ям как к части лече­ния. КБТ-ИЗ явля­ет­ся все­объ­ем­лю­щим трех­ком­по­нент­ным под­хо­дом, кото­рый изна­чаль­но под­ра­зу­ме­ва­ет моди­фи­ка­цию пове­де­ния, что­бы кон­тро­ли­ро­вать исполь­зо­ва­ние Интер­не­та, когни­тив­ную реструк­ту­ри­за­цию, кото­рая бро­са­ет вызов и изме­ня­ет когни­тив­ные иска­же­ния, и тера­пию сни­же­ния вре­да для реше­ния про­блем свя­зан­ных с зависимостью.

На пер­вом эта­пе КБТ-ИЗ пове­ден­че­ская тера­пия исполь­зу­ет­ся, что­бы иссле­до­вать как пове­де­ние, свя­зан­ное с исполь­зо­ва­ни­ем ком­пью­те­ра, так и пове­де­ние в обыч­ной жиз­ни. Рабо­та с пове­де­ни­ем в рам­ках исполь­зо­ва­ния ком­пью­те­ра име­ет дело с акту­аль­ной рабо­той онлайн. Ее основ­ной целью явля­ет­ся обес­пе­чить воз­дер­жа­ние от исполь­зо­ва­ния про­блем­ных при­ло­же­ний, сохра­няя кон­тро­ли­ру­е­мое исполь­зо­ва­ние ком­пью­те­ра для леги­тим­ных целей. Интер­нет-аддик­ты пере­жи­ва­ют фено­мен сме­ще­ния, когда дея­тель­ность в Интер­не­те захва­ты­ва­ет их на столь­ко, что они ока­зы­ва­ют­ся не в состо­я­нии управ­лять основ­ны­ми аспек­та­ми сво­ей жиз­ни [33].

Они начи­на­ют про­пус­кать важ­ные дед­лай­ны на рабо­те, про­во­дят мень­ше вре­ме­ни со сво­ей семьей и мед­лен­но отда­ля­ют­ся от сво­ей при­выч­ной жиз­ни. Они пре­не­бре­га­ют соци­аль­ны­ми свя­зя­ми со сво­и­ми дру­зья­ми, кол­ле­га­ми и сооб­ще­ства­ми и, в конеч­ном сче­те, их жизнь ста­но­вит­ся неуправ­ля­е­мой из-за Интернета. 

Они ока­зы­ва­ют­ся погло­щен­ны­ми сво­ей интер­нет-дея­тель­но­стью, пред­по­чи­тая онлайн-игры, соци­аль­ные сети или азарт­ные игры через Интер­нет, игно­ри­ру­ют семью и дру­зей, что­бы полу­чить допол­ни­тель­ное вре­мя для Интер­не­та. Резуль­та­ты иссле­до­ва­ния пока­зы­ва­ют, что КБТ-ИЗ была эффек­тив­на для помо­щи кли­ен­там в управ­ле­нии сво­им вре­ме­нем онлайн и офлайн [36].

На вто­ром эта­пе опре­де­ля­ют­ся, под­вер­га­ют­ся сомне­нию и моди­фи­ци­ру­ют­ся раци­о­на­ли­за­ции, кото­рые оправ­ды­ва­ют чрез­мер­ное исполь­зо­ва­ние онлайн. Эти ког­ни­ции слу­жат триг­ге­ра­ми для воз­об­нов­ле­ния аддик­тив­но­го пове­де­ния. Напри­мер, интер­нет-зави­си­мые часто раз­мыш­ля­ют о сво­ей само­цен­но­сти в реаль­ном мире и фор­ми­ру­ют край­нюю само­оцен­ку, с одоб­ря­е­мым онлайн-обра­зом, (напри­мер, «Я ниче­го не стою в реаль­ной жиз­ни, но в мире онлайн я кто-то важный»). 

Гей­мер созда­ет ава­тар (пер­со­на­жа онлайн-игры), кото­рый ста­но­вит­ся чрез­вы­чай­но успеш­ным в игре, поэто­му он дума­ет, что реаль­ный мир явля­ет­ся менее желан­ным или боит­ся, что он не так важен, или инте­ре­сен офлайн. 

Жен­щи­на, кото­рая чув­ству­ет себя недо­ста­точ­но уве­рен­ной, встре­ча­ясь с муж­чи­на­ми в реаль­ной жиз­ни, созда­ет онлайн-пер­со­наж, кото­рый поль­зу­ет­ся попу­ляр­но­стью сре­ди муж­чин в Интер­не­те. КБТ-ИЗ исполь­зу­ет когни­тив­ную реструк­ту­ри­за­цию для того что­бы сло­мать этот шаблон. 

Когни­тив­ная реструк­ту­ри­за­ция рас­смат­ри­ва­ет мыс­ли кли­ен­та «под мик­ро­ско­пом», бро­сая вызов его или ее повто­ря­ю­щим­ся сце­на­ри­ям нега­тив­но­го мыш­ле­ния. При этом КБТ-ИЗ может помочь кли­ен­там понять, что они исполь­зу­ют Интер­нет, что­бы избе­жать ситу­а­ций или каких-либо чувств. 

Наше настро­е­ние обу­слов­ле­но тем, что мы гово­рим себе, и эти суж­де­ния, как пра­ви­ло, стро­ят­ся на осно­ве интер­пре­та­ций окру­жа­ю­щей сре­ды. Когни­тив­ная реструк­ту­ри­за­ция помо­га­ет кли­ен­там пере­смот­реть то, насколь­ко раци­о­наль­ны и спра­вед­ли­вы эти интер­пре­та­ции и най­ти пути дости­же­ния этих же чувств в реаль­ной жизни.

Тре­тий этап КБТ-ИЗ исполь­зу­ет тера­пев­ти­че­скую модель сни­же­ния вре­да (ТСВ) [21] для даль­ней­ше­го вос­ста­нов­ле­ния и про­фи­лак­ти­ки реци­ди­вов. Так как ситу­а­ци­он­ные фак­то­ры игра­ют роль в раз­ви­тии интер­нет-зави­си­мо­сти, тера­пия сни­же­ния вре­да может быть исполь­зо­ва­на для выяв­ле­ния и лече­ния пси­хи­че­ских про­блем, сосу­ще­ству­ю­щих с ком­пуль­сив­ным исполь­зо­ва­ни­ем Интер­не­та и раз­ре­ше­ния соци­аль­ных вопро­сов в роди­тель­ской семье и/или брач­ных отношениях. 

ТСВ обра­ща­ет­ся к любым фак­то­рам, свя­зан­ным с раз­ви­ти­ем интер­нет-зави­си­мо­сти. Эти фак­то­ры могут вклю­чать в себя лич­ные, ситу­а­ци­он­ные, соци­аль­ные, пси­хи­ат­ри­че­ские или про­фес­си­о­наль­ные про­бле­мы. Часто зави­си­мые лож­но пред­по­ла­га­ют, что про­сто­го пре­кра­ще­ния упо­треб­ле­ния доста­точ­но, что­бы ска­зать, «Я выздоровел». 

Пол­ное вос­ста­нов­ле­ние гораз­до боль­ше, чем про­сто воз­дер­жи­вать­ся от исполь­зо­ва­ния Интер­не­та. Пол­ное вос­ста­нов­ле­ние озна­ча­ет пони­ма­ние основ­ных про­блем, кото­рые при­ве­ли к ком­пуль­сив­но­му пове­де­нию, и реше­ние этих вопро­сов здо­ро­вым спо­со­бом; в про­тив­ном слу­чае, может про­изой­ти рецидив.

Для того что­бы про­во­дить такие эффек­тив­ные про­грам­мы вос­ста­нов­ле­ния, после­ду­ю­щие иссле­до­ва­ния долж­ны быть направ­ле­ны на луч­шее пони­ма­ние основ­ных моти­вов интернет-зависимости. 

Буду­щие иссле­до­ва­ния долж­ны сосре­до­то­чить­ся на том, как пси­хи­че­ские забо­ле­ва­ния, такие как депрес­сия или обсес­сив­но-ком­пуль­сив­ное рас­строй­ство, вли­я­ют на раз­ви­тие ком­пуль­сив­но­го исполь­зо­ва­ния Интернета. 

Лон­ги­тюд­ные иссле­до­ва­ния могут пока­зать, как чер­ты лич­но­сти, дина­ми­ка отно­ше­ний в семье или меж­лич­ност­ные навы­ки вли­я­ют на то, как люди исполь­зу­ют Интернет. 

Нако­нец, даль­ней­шие иссле­до­ва­ния резуль­та­тов тера­пии необ­хо­ди­мы для опре­де­ле­ния эффек­тив­но­сти спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ных под­хо­дов для лече­ния интер­нет-зави­си­мо­сти и срав­не­ния этих резуль­та­тов с тра­ди­ци­он­ны­ми мето­да­ми восстановления.

Пере­вод пред­став­лен кафед­рой пси­хо­ло­ги­че­ско­го кон­суль­ти­ро­ва­ния, пси­хо­кор­рек­ции и пси­хо­те­ра­пии Мос­ков­ско­го госу­дар­ствен­но­го меди­ко-сто­ма­то­ло­ги­че­ско­го уни­вер­си­те­та им. А.И. Евдокимова.

Литература

  1. Attached to the web – harmful use of the Internet and its correlates / J. Korkeila, S. Kaarlas, M. Jääskeläinen [et al.] // European Psychiatry. – 2010. – Vol. 25. – P. 236–241.
  2. laszczynski A Youth and internet addiction in China // International Gambling Studies. – 2014. – Vol. 14(1). – P. 181–182.
  3. Brand M., Laier C., Young K.S. Internet addiction: coping styles, expectancies, and   treatment   implications   //  Frontiers  in  Psychology:  Psychopathology.  –  2014. doi: 10.3389/fpsyg.2014.01256
  4. Brand M., Young K.S., Laier C. Prefrontal control and Internet addiction: A theoretical model and review of neuropsychological and neuroimaging findings // Frontiers in Human Neuroscience. – 2014. – Vol. 8. doi:  10.3389/fnhum.2014.00375
  5. Chang M.K., Man Law S.P. Factor structure for Young’s Internet Addiction Test: A confirmatory study // Computers in Human Behavior. – 2008. – Vol. 24. – P. 2597–2619.
  6. Dalbudak E., Evren C. The relationship of internet addiction severity with attention deficit hyperactivity disorder symptoms in Turkish university students; impact of personality traits, depression and anxiety // Comprehensive psychiatry. – 2014. – Vol. 55(3). – P. 497–503.
  7. Davis R.A. A cognitive-behavioral model of pathological Internet use // Computers in Human Behavior. – 2001. – Vol. 17(2). – P. 187–195.
  8. DeMarche E. Pennsylvania hospital to open country’s first inpatient treatment program for Internet addiction // Foxnews.com. – 2013, September 1. – Retrieved from http://www.foxnews.com/tech/2013/09/01/hospital-first-inpatient-treatment-internet-addiction/
  9. Factors Associated with Internet Addiction among Adolescents / L.T. Lam, Z. Peng, J. Mai [et al.] // Cyberpsychology & Behavior. – 2009. – Vol. 12. – P. 551–555.  
  10. French validation of the Internet Addiction Test / Y. Khazaal, J. Billieux, G. Thorens [et al.] // CyberPsychology & Behavior. – 2008. – Vol. 11(6). – P. 703–706.
  11. Gentile D. The multiple dimensions of video game effects // Child Development Perspectives. – 2011. – Vol. 5(2). – P. 75–81.
  12. Ghassemzadeh L., Shahraray M., Moradi A. Prevalence of Internet Addiction and Comparison of Internet Addicts and Non-Addicts in Iranian High Schools // Cyberpsychology & Behavior. – 2008. – Vol. 11. – P. 731–733.
  13. Internet Addiction among Greek Adolescent Students / K.E. Siomos, E.D. Dafouli, D.A. Braimiotis [et al.] // Cyberpsychology & Behavior. – 2008. – Vol. 11. – P. 653–657.
  14. Internet Addiction Disorder: An Italian Study / G. Ferraro, B. Caci, A. D’Amico [et al.] // CyberPsychology & Behavior. – 2007. – Vol. 10. – P. 170–175.
  15. Johansson A., Götestam K.G. Internet addiction: characteristics of a questionnaire and prevalence in Norwegian youth (12–18 years) // Scandinavian Journal of Psychology. – 2004. – Vol. 45. – P. 223–229.
  16. Kaltiala-Heino R., Lintonen T., Rimpelä A. Internet addiction? Potentially problematic use of the Internet in a population of 12 to 18 year old adolescents // Addiction Research Theory. – 2004. – Vol. 12. – P. 89–96.
  17. Karim R., Nigar N. The Internet Addiction Test: Assessing its psychometric properties  in  Bangladeshi  culture // Asian Journal of Psychiatry. – 2014. – Vol. 10. – P. 75–83.
  18. Koh K.  A master plan for prevention and treatment of Internet addiction // Keynote at the first International Congress on Internet Addiction Disorders. – Milan, Italy. – 2013, March 21.
  19. LaRose R., Mastro D., Eastin M.S. Understanding Internet usage: A socialcognitive approach to uses and gratifications // Social Science Computer Review. – 2001. – Vol. 19(4). – P. 395–413.
  20. Lee M. China to limit teens’ online gaming for exercise. – 2007. – Available at: http://www.msnbc.msn.com/id/19812989/ (Accessed 15 April 2015).
  21. Marlatt G.A., Blumne A.W., Parks G.A. Integrating harm reduction therapy and traditional  substance  abuse  treatment // Journal  of  Psychoactive  Drugs. – 2001. – Vol. 33(1). – P. 13–21.
  22. Miller W.R. Motivational interviewing with problem drinkers // Behavioural Psychotherapy. – 1983. – Vol. 11. – P. 147–172.
  23. Miller W.R., Rollnick S. Motivational Interviewing: Preparing People to Change Addictive Behavior. – New York, NY: Guilford Press, 1991.
  24. Ngai S.Y. Exploring the validity of the Internet addiction test for students in grades 5–9 in Hong Kong // International Journal of Adolescence and Youth. – 2007. – Vol. 13. – P. 221–237.
  25. Potential Markers for Problematic Internet Use: A Telephone Survey of 2,513 Adults / E. Aboujaoude, L.M. Koran, N. Gamel [et al.] // The Journal of Neuropsychiatric Medicine. – 2006. – Vol. 11. – P.750–755.
  26. Rosenwald M. Serious reading takes a hit from online scanning and skimming, researchers say // The Washington Post. – 2013, April 6. Retrieved from http://www.washingtonpost.com/local/serious-reading-takes-a-hit-from-online-scanning-and-skimming-researchers-say/2014/04/06/088028d2-b5d2-11e3-b899-20667de76985_
    story.html
  27. Simkova B., Cincera J. Internet Addiction Disorder and Chatting in the Czech Republic // CyberPsychology & Behavior. – 2004. – Vol. 7. – P. 536–539.
  28. Suhail K., Bargees Z. Effects of Excessive Internet Use on Undergraduate Students in Pakistan // CyberPsychology & Behavior. – 2006. – Vol. 9. – P. 297–307.
  29. Watching pornographic pictures on the Internet: Role of sexual arousal ratings and psychological-psychiatric symptoms for using Internet sex sites excessively / M. Brand, C. Laier, M. Pawlikowski [et al.] // Cyberpsychology, Behavior, and Social Networking. – 2011. – Vol. 14. – P. 371–377.
  30. Widyanto L., Griffiths M.D., Brunsden V. A psychometric comparison of the Internet Addiction Test, the Internet-Related Problem Scale, and self-diagnosis // Cyberpsychology Behavior and Social Networking. – 2011. – Vol. 14(3). – P. 141–149.
  31. Widyanto L., McMurren M. The psychometric properties of the Internet addiction test // CyberPsychology & Behavior. – 2004. – Vol. 7(4). – P. 445–453.
  32. Young K.S. Internet addiction: The emergence of a new clinical disorder // CyberPsychology & Behavior. – 1998. – Vol. 1. – P. 237–244.
  33. Young K.S. Internet Addiction: The consequences of a new clinical phenomena // Psychology and the New Media / ed. by K. Doyle. – American Behavioral Scientist, California. – 2004. – P. 1–14.
  34. Young K.S. Cognitive-Behavioral Therapy with Internet Addicts: Treatment outcomes  and  implications  //  CyberPsychology  &  Behavior.  –  2007. –  Vol. 10. – P. 671–679.
  35. Young K.S. CBT-IA: The first treatment model to address Internet addiction // Journal of Cognitive Therapy. – 2011. – Vol. 25(4). – P. 304–312.
  36. Young K.S. Treatment outcomes using CBT-IA with Internet-addicted patients // Journal of Behavioral Addictions. – 2013. – Vol. 2(4). – P. 209–215.
Источ­ник: Меди­цин­ская пси­хо­ло­гия в Рос­сии: элек­трон. науч. журн. – 2015. – N 4(33). – C. 2 // Young K.S. Clinical aspects of Internet addiction disorder. Med. psihol. Ross., 2015, no. 4(33), p. 2.

Об авторе

Док­тор Ким­бер­ли С. Янг (Kimberley S. Young), про­фес­сор пси­хо­ло­гии Питс­бург­ско­го уни­вер­си­те­та в Брэт­фор­де, автор, книг «Caught in the Net», «Tangled in the Web: Understanding Cybersex from Fantasy to Addiction», «Breaking Free of the Web: Catholics and Internet Addiction» и других.

Она явля­ет­ся осно­ва­те­лем Цен­тра помо­щи людям, стра­да­ю­щим интер­нет-зави­си­мо­стью (Center for On-Line Addiction). Центр, создан­ный в 1995 г, кон­суль­ти­ру­ет пси­хи­ат­ри­че­ские кли­ни­ки, обра­зо­ва­тель­ные заве­де­ния и кор­по­ра­ции, кото­рые стал­ки­ва­ют­ся со зло­упо­треб­ле­ни­ем Интернетом.

Бла­го­да­ря сво­им науч­ным тру­дам и актив­ной прак­ти­че­ской рабо­те, док­тор Янг ста­ла извест­на во всем мире. Ее иссле­до­ва­ния широ­ко осве­ща­ют­ся в сред­ствах мас­со­вой инфор­ма­ции, вклю­чая New York Times, Wall Street Journal, Newsweek и U.S. News & World Report, наци­о­наль­ные теле­ком­па­нии раз­лич­ных стран.

Смот­ри­те также:

Категории

Метки

Публикации

ОБЩЕНИЕ

CYBERPSY — первое место, куда вы отправляетесь за информацией о киберпсихологии. Подписывайтесь и читайте нас в социальных сетях.

vkpinterest