В современных исследованиях [1, 3, 4, 6, 8, 9 и др.] подчеркивается актуальность теоретического осмысления и разработки программ предупреждения широко распространённой в молодёжной среде формы аддиктивного поведения, обозначаемой как «пиар-аддикция», и ее составляющей – «селфи-аддикции».
А.П. Суходолов и А.М. Бычкова [9] рассматривают пиар-аддикцию как вид зависимого поведения в информационном пространстве (социальные сети, интернет-сайты, печатные и электронные СМИ), ориентированного на демонстрацию другим людям информации о себе, а также другой информации, транслируемой посредством источников, ассоциируемых с собой.
В качестве признаков пиар-аддикции авторы выделяют сильную тягу к проявлению пиар-активности, особенно при условии запрета на использование гаджетов, невозможность длительно продолжать непосредственное (не виртуальное) общение, нарушение способности контролировать и ограничивать количество и продолжительность пиар-актов, появление негативных вегетативных симптомов при изоляции от гаджетов (головокружение, жар, озноб, тремор рук и губ, болезненные ощущения в груди и животе, тошнота, потливость и др.), интенсивное возрастание потребности в расширении пиар-активности.
Селфи (фотоавтопортрет) можно рассматривать как своеобразный «Эго- документ», характеризующий личность. «Эго-документы», как отмечает Е.Е.Сапогова [7], в качестве социального феномена преследуют цели самопрезентации в желаемом плане, а в качестве ментального феномена ориентированы на самонахождение, самоосмысление, самопонимание и самопринятие. Умеренное увлечение селфи способствует самопознанию, самоутверждению и творческой самореализации.
Первые селфи-пробы выполняются в детском или подростковом возрасте, у некоторых детей и подростков формируется привычка к публикации селфи в социальных сетях, в дальнейшем эта привычка может трансформироваться в увлечение, азарт и окрашенную фанатизмом аддикцию, последствиями которой могут быть одержимость, депрессия и травмоопасное поведение, приводящее порой к летальному исходу.
К.В.Ануфриева [1] характеризует увлечение селфи как одно из проявлений нарциссизма – аутофилии, проявляющейся, в частности, в самолюбовании. В литературе [6 и др.] отмечается такая функция селфи, как редактирование «Я-образа», представление себя в более выгодном свете для широкой аудитории.
С.С. Зурабян [3] приводят тревожные данные о том, что 50% опрошенных в Краснодаре представителей студенчества хотя бы однажды в жизни делали «смертельное» (опасное для жизни) селфи, и 60% студентов готовы сделать его за деньги (от 1000 рублей); только 10% респондентов из студенческой выборки не согласились бы на экстремальное селфи ни при каких условиях.
С.С. Зурабян и Е.А. Брашован [4] характеризуют признаки селфи- аддикции, соответствующие разным этапам формирования селфита – разновидности обсессивно-компульствного невроза. Пограничный селфит как крайняя граница нормы предполагает, что субъект делает селфи два-три раза в день, но не испытывает острой потребности выставления фотоснимков в социальных сетях.
Острый селфит проявляется в ежедневном фотографировании себя не менее трех раз и последующем размещении фотографий в социальных сетях. Хронический селфит подразумевает фотосъемку в любой удобный момент и обязательное размещение селфи в соцсетях.
И.К. Сосин, Е.Ю. Гончарова, Ю.Ф. Чуев [8] приводят бытующую в литературе точку зрения, согласно которой фотографирование себя более десяти раз в день для публикации интернете свидетельствует о выраженной селфи-аддикции.
Интересны приводимые в статье статистические данные разных авторитетных исследований. Так, в одном исследовании было выявлено, что взрослый человек делает в день в среднем по 4 фото или видео, а также 2,4 селфи, а подросток – 6,9 фото и видео и 4,7 селфи [8, С. 10].
Британские ученые установили, что средний возраст любителей селфи составляет 23,7 лет, около трети всего массива селфи снято молодыми людьми 18–24 лет [там же].
По данным опроса, проведенного в США, 34% авторов селфи фотографировались с членами семьи, 29% – с друзьями, 19% – с домашними животными, 13% – на фоне природы или зданий, 10% – с продуктами питания [там же].
Ключевыми симптомами селфи-аддикции И.К. Сосин, Е.Ю. Гончарова и Ю.Ф. Чуев [8, 11] считают следующие: ощущение эйфории и психологического комфорта при выполнении селфи-интервенций, неудержимое стремление обновлять селфи-портреты, поиск специфических селфи-ощущений с элементами опасности и экстрима, явная тенденция увеличивать ежедневное число селфи, постоянный поиск новых вариантов селфи-интервенций, проявление психопатологических симптомов (невротизм, психические и поведенческие расстройства).
Предвестниками селфи-аддикции у подростков и юношей могут быть проявления патологического нарциссизма. В числе этих признаков выделяют такие симптомы: гипертрофированное чувство собственной значимости, навязчивые фантазии о грандиозном успехе и власти, убежденность в собственной уникальности и привилегированности, выраженная потребность в восхищении, доминирование и эксплуататорско-манипулятивное поведение в межличностных отношениях, низкая эмпатия, зависть к достижениям сверстников, дерзкое, вызывающее и заносчивое поведение [5; 10, 116].
Для диагностики этих проявлений могут быть использованы опросники «Нарциссические черты личности» О.А. Шамшиковой и Н.М. Клепиковой [10] и «Методика диагностики нарциссических черт личности» Н.Г. Гаранян [2].
Приведенные данные современных исследований позволяют выделить показатели риска возникновения селфи-аддикции у подростков и юношества.
Родителям и педагогам рекомендуется обратиться к педагогу-психологу для получения консультационной, психопрофилактической и психокоррекционной помощи при наблюдении у подростков и молодых людей следующих симптомов:
- неукротимая потребность в использовании гаджетов, раздражение и появление вегетативных симптомов (головокружение, тремор и др.) при ограничении пользования ими;
- неспособность контролировать и ограничивать время общения в социальных сетях, направленного на пиар-активность;
- демонстрация интереса к экстремальным, опасным для жизни селфи-актам;
- фотографирование себя подростком (юношей) три и более раз в день для размещения фотографий в социальных сетях;
- явно выраженное стремление постоянно разнообразить селфи-сюжеты;
- наличие и проявление в течение длительного времени двух и более признаков патологического нарциссизма (гипертрофированное чувство собственной значимости, часто высказываемые фантазии о грандиозном успехе и власти, подчеркивание своей уникальности, привилегированности, потребность в восхищении, высокомерие и манипулирование в межличностных отношениях, отсутствие эмпатии, зависть к достижениям других, демонстративная дерзость и заносчивость).
Библиографический список
- Ануфриева К.В. «Селфи» как форма проявления нарциссизма личности в современном обществе // Вестник ТвГУ. Сер. Философия. – 2014. – Вып. 2. – С. 79–90.
- Гаранян Н.Г. Апробация методики диагностики нарциссических черт личности на выборке студентов российских вузов // Консультативная психология и психотерапия. – 2016. – Т. 24. – No 4. – С. 8–32.
- Зурабян С.С. Селфи как орудие убийства // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2016. – No 11–4. – С. 673–674.
- Зурабян С.С., Брашован Е.А. Селфи-аддикция: болезнь или способ самореализации // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – No 11–6. – С. 860–862.
- Клепикова Н.М. Операциональное определение нарциссизма в пределах психической нормы: дис. … канд. психол. наук. – Хабаровск, 2011. – 257 с.
- Науширванова Р.Р., Ахмадеева Е.В. Психологические аспекты селфи // Современные научные исследования и инновации. – 2016. – No 12 [Электронный ресурс].
- Сапогова Е.Е. Автобиографирование как процесс самодетерминации личности // Культурно-историческая психология. – 2011. – No2. – С. 37–53.
- Сосин И.К., Гончарова Е.Ю., Чуев Ю.Ф. Селфи как субкультура и новая форма зависимости: идентификация проблемы (PDF) // Схiдноєвропейський журнал внутрiшньої та сiмейної медицини. – 2015. – No 2. – С. 4–12.
- Суходолов А.П., Бычкова А.М. «PR-аддикция» как новый вид поведенческой зависимости // Вопросы теории и практики журналистики. – 2015. – Т.4. – No 4. – С. 321–334.
- Шамшикова О.А., Клепикова Н.М. Опросник «Нарциссические черты личности» // Психологический журнал. – 2010. – Т. 31. – No2. – С. 114–128.
Об авторе
Ефремова О. И. - кандидат психологических наук, доцент ТИ имени А.П. Чехова (филиал) ФГБОУ ВО «РГЭУ (РИНХ)», г. Таганрог.
Смотрите также:
- Белинская Е.П., Гавриченко О.В. Самопрезентация в виртуальном пространстве: феноменология и закономерности
- Подбуцкая Н.В., Кныш А.Е., Богдан Ж.Б. Использование профессиональных фотографий для самопрезентации в социальных медиа как показатель личностного перфекционизма
- Пучкова Л.Л. Селфи как форма репрезентации телесности современной молодежи: гендерный аспект
- Слюсарев В.В., Хусяинов Т.М. «Цифровой эксгибиционизм»: самоидентификация личности в условиях информационного общества