В настоящее время невозможно представить активную продуктивную деятельность любого человека без применения Интернета. Интернет объединяет большие группы населения, формирует круг интересов и общения, стимулирует развитие межличностных отношений, через Интернет человек реализует свои потребности в познании, происходит процесс обучения и формирования личности.
Среди отрицательных факторов влияния интернет-культуры на личность необходимо назвать в первую очередь деперсонифицирующее и метаперсонифицирующее воздействие, перенос полюса коммуникативной активности из реальных условий социума в сеть, аутизацию (Пережогин Л.О., 2011).
Целью нашего исследования явилось изучение психологических особенностей подростков, страдающих интернет-зависимостью.
Исследование проводилось на выборке из 54 школьников 13–16 лет, учащихся общеобразовательных школ г. Москвы. Контрольную группу составили учащиеся подросткового возраста, не имеющие выраженной потребности в реализации коммуникативной сферы и сферы интересов через Интернет – 50 человек.
Эмпирическое исследование, проведенное нами, позволило выделить ряд социально-психологических и личностных факторов у подростков, испытывающих устойчивую зависимость от реализации своих потребностей через Интернет. Прежде всего, к ним относились подростки с игровой интернет-зависимостью.
Как указывал И.С. Кон, «нет практически ни одного социального или психологического аспекта поведения подростка, который не зависел бы от его семейных условий в настоящем и прошлом».
Семья – это важнейший институт социализации, первый социальный мир ребенка, в котором он получает опыт взаимодействия с окружающими, овладевает навыками поведения и межличностного общения. Поэтому любая деформация родительской семьи приводит к отрицательным последствиям в развитии личности ребенка.
Для подростков, страдающих интернет-зависимостью, довольно характерным оказался фактор воспитания в семье со структурной и психологической деформацией. В разведенных семьях ребенок в большинстве случаев наблюдает конфликтные, дисгармоничные отношения между родителями, которые в подростковом возрасте дают о себе знать различными негативными проявлениями и, прежде всего, нарушениями в поведении.
Отметим, что и в полных семьях несколько реже, но можно также наблюдать дисгармоничные отношения. Психологическая деформация семьи связана с нарушением системы межличностных отношений, асоциальных установок, которые вытекают из стиля семейного воспитания. По типологии Д. Баумринд, выделяют три основных стиля семейного воспитания: авторитарный, демократический и попустительский.
Проведенное нами исследование показало, что в семьях, где подростки чаще всего имели пристрастие к интернет-играм, преобладает попустительский стиль воспитания. При таком воспитании ребенок должным образом не направляется, практически не знает никаких запретов и ограничений со стороны родителей.
Вступая в подростковый возраст, такие дети конфликтуют с теми, кто «не потакает» их прихотям. Они не способны учитывать интересы других людей, устанавливать прочные эмоциональные связи, не готовы к ограничениям и ответственности.
Неконтролируемость поведения подростка семьей довольно часто приводит его к желанию уйти в другую, нереальную действительность, нафантазировать себе мир, которого нет. Уйти от постоянного гнетущего чувства собственной ненужности, непризнания окружающими. И этот путь может легко реализоваться через интернет-игру или общение в Интернете.
Следует отметить, что по нашим данным, и в семьях, практикующих авторитарный стиль воспитания, довольно часто подростки также склонны к игровой зависимости.
При таком воспитании родители ограничивают самостоятельность подростка, не считают нужным как-то обосновывать свои требования, сопровождая их жестким контролем, суровыми запретами, выговорами и физическими наказаниями.
Авторитарные отношения исключают душевную близость с подростком, что ведет его к подозрительности, постоянной настороженности и даже враждебности по отношению к окружающим.
У подростка формируется лишь механизм внешнего контроля, основанный на чувстве страха перед наказанием, и как только угроза извне исчезает, поведение подростка потенциально может стать антиобщественным, и, как следствие, проявляется в повышенной агрессии, реализуя которую он легко вступает на путь игровой зависимости, именно в игре он может убивать, уничтожать, бессознательно мстить родителям за их жестокое обращение.
Итак, полученные нами данные свидетельствуют о том, что существует прямая зависимость между дисгармоничными отношениями в семье и приобщением подростка к интернет-зависимости. Чем больше степень дисгармонии, тем выше степень риска интернет-аддикции.
Исходя из результатов проведенного нами исследования, можно выделить три формы нарушения родительских отношений в семьях, где подростки страдали интернет-зависимостью.
Первая форма – жестокость в общении с подростком. Семьи данной категории неоднородны. Деструктивная агрессия проявляется через физические наказания, словесные оскорбления и унижения. При высоком эмоциональном напряжении и жестоком обращении подросток уходит в мир Интернета, так как нуждается в уважении, понимании или хотя бы их иллюзорном эквиваленте.
Вторая форма – непонимание родителями возрастных особенностей ребенка. Самосознание подростка нередко формируется противоречиво. Довольно часто впервые подросток приобщается к интернет-ресурсам на фоне ускоренного сексуального и интеллектуального развития. Родители же, неспособные правильно отреагировать, разъяснить подростку происходящие с ним изменения, зачастую ограничиваются лишь наказаниями, обвинениями и морализацией.
В этой ситуации подросток вынужден самостоятельно, часто через цепь ошибок, вырабатывать свое отношение к Интернету, часто не умея скорректировать поток информации, отличить пагубное влияние некоторых ресурсов, которые могут рекламировать антисоциальные ценности – употребление наркотиков, алкоголя, раннее вступление в сексуальные отношения и даже суицид.
Третья форма – низкий авторитет родителей у подростка. Материальное благополучие и, на первый взгляд, бесконфликтные взаимоотношения в семье, высокий уровень образования родителей не гарантируют от утраты значимости отношения подростка к родителям, если в сознании подростка не сформирован внутренний диалог с родителями, их опыт и жизненная позиция, в том числе, и по отношению к различного рода аддикциям. В такой ситуации он оказывается незащищенным от давления микросреды, где нередко пропагандируется игровая зависимость.
Не менее значимым социально-психологическим фактором, способствующим приобщению подростка к игровой зависимости, является искаженное формирование его мотивационной сферы.
Как отмечал А.А. Реан (2003, с. 84), «наиболее важным мотивационным образованием, влияющим на все стороны жизнедеятельности подростка, являются его интересы. Параметром оценивания сферы интересов подростка является интенсивность их проявления, глубина, структурирование ими своего свободного времени».
Подавляющее большинство (87%) подростков, испытывающих интернет-зависимость, вообще не имеют никаких увлечений кроме интернет-игры. Это оказывается единственным, что приносит удовольствие и хоть как-то заполняет его жизнь. При этом любопытство и желание новых ощущений, что так присущи подростковому возрасту, побуждают их уходить в мир грез и фантазий.
Возникновению интернет-аддикции содействуют и такие коммуникативные хобби, как бездумное общение со сверстниками, обмен малозначимой, не требующей интеллектуальной переработки, информацией.
Неудовлетворенная потребность в самоутверждении приводит подростка к попыткам реализовать себя в негативных формах активности, в частности, к агрессивным бесконечным играм.
И наоборот, если говорить о факторах, препятствующих возникновению интернет-аддикции, то самым значимым из них, по данным нашего эмпирического исследования, является подростковое увлечение спортом.
Занятия спортом, физические упражнения могут удовлетворять многие потребности подростков. Они дают им возможность почувствовать и оценить пределы своих физических возможностей, научиться быть терпимыми, настойчивыми, организованными и целеустремленными, помогают выработать устойчивую позитивную самооценку.
Многие подростки предпочитают групповые виды спорта. В этом случае спортивная команда становится той социальной группой, в которой подросток проводит большую часть своего свободного времени, удовлетворяя свои потребности в аффилиации и общении.
Далее перейдем к анализу личностных факторов, влияющих на появление интернет-аддиктивного поведения подростков. Одним из наиболее значимых среди них является дисгармоничность развития характера, гипертрофированная выраженность отдельных его черт, т.е. акцентуированность личности подростка.
В проведенном нами эмпирическом исследовании было выявлено, что интернет-зависимость наиболее выражена у представителей неустойчивого (36%), эпилептоидного (22%), гипертимного (17%) и истероидного (11,5%) типов акцентуаций характера.
У подростков неустойчивого типа игровая зависимость происходит за счет их «безволия», которое отчетливо проявляется, когда дело касается учебы, труда, исполнения обязанностей и долга, приложения усилий для достижения цели.
Вместе с тем у них довольно рано обнаруживается тяга к развлечениям, удовольствиям, праздности, безделью. Поэтому они легко предаются не требующим интеллектуальных и волевых затрат увлечениям интернет-играми.
Подростки эпилептоидного типа отличаются склонностью к дисфориям в сочетании с аффективной взрывчатостью, что сопровождается неуступчивостью, жестокостью и конфликтностью.
Постоянная внутренняя напряженность, неумение строить адекватные отношения со сверстниками зачастую и приводят их к реализации своего стремления к агрессивному поведению в Интернете, как в игре, так и в анонимного рода общении через интернет-ресурсы, где они чаще всего получают информацию о жестокости по отношению к кому-либо, просматривая видеофайлы.
Акцентуацию гипертимного типа довольно часто можно наблюдать в подростковой популяции. Заметной особенностью этого типа является постоянное пребывание в приподнятом настроении, даже при отсутствии каких-либо внешних причин для этого, что сочетается с высокой активностью, жаждой деятельности, необходимостью постоянного общения. С одной стороны, эти качества позволяют ему прекрасно справляться с возникающими перед ним проблемами, но с другой, эти подростки отличаются легкомыслием, горячностью.
Подростки гипертимного типа легко включаются в различного рода интернет-игры, а потом никак не могут противостоять этому влечению из-за азартности, желания достичь более высокого уровня.
Акцентуация истероидного типа характеризуется постоянной потребностью привлекать к себе внимание, производить впечатление. Это проявляется в тщеславном, часто нарочитом поведении.
Подростки, обладающие такими чертами, могут быть увлечены интернет-общением, но лишь в том случае, если будут постоянно получать так необходимое им внимание, пробуждая постоянный интерес к ним особенно со стороны противоположного пола.
Однако чаще подростки этого типа ограничиваются лишь разговорами о своем пристрастии к интернет-игре, желая произвести впечатление на сверстников.
Важно отметить, что подросткам сенситивного и психастенического типов присуще, наоборот, независимое отношение к Интернету даже при выраженной степени акцентуации. Это подростки эмоциональные, тревожные. Они, прежде всего, нуждаются в теплом личностном общении с окружающими, при этом, как правило, не чувствуют в себе достаточно сил и энергии для длительного «сидения» за компьютером, их останавливает тревога за собственное здоровье и благополучие.
«Для эмоциональной жизни подростка характерно то, что он переживает не только предметные чувства (направленные на определенное событие, лицо, явление), но и чувства обобщенные (чувство прекрасного, трагического, чувство юмора и т.д.). Эти чувства выражают уже общие, более или менее устойчивые мировоззренческие установки личности. Их и называют мировоззренческими чувствами» (П.М. Якобсон).
Так же, по словам А.Н. Леонтьева, «возникновение и развитие предметных чувств выражают формирование устойчивых эмоциональных отношений, своеобразных эмоциональных констант».
Анализируя полученные нами эмпирические данные, касающиеся эмоциональной сферы подростков, страдающих интернет-зависимостью, можно выделить ряд особенностей, которые являются показательными.
Так, например, их отличает эмоциональная холодность, неспособность к эмпатии, эмоциональному отклику на переживания других людей. Эмоциональная устойчивость подростков, эпизодически употребляющих наркотики, значительно ниже, чем у их сверстников, не проявляющих компьютерной зависимости.
Таким образом, обобщая данные проведенного нами исследования, можно сделать вывод о том, что подростки, страдающие интернет-зависимостью, имеют следующие психологические особенности:
- наличие в семье дисгармоничных внутрисемейных отношений, авторитарный или либеральный стиль семейного воспитания, невнимательное, бездушное отношение к подростку со стороны родителей;
- искажение в мотивационной сфере подростка, отсутствие либо несформированность устойчивых индивидуальных интересов или увлечений подростка;
- наличие акцентуации характера, прежде всего неустойчивого, эпилептоидного, гипертимного или истероидного типа;
- эмоциональная холодность подростка, его неспособность к эмпатии, эмоциональному отклику на переживания других людей, неумение сочувствовать;
- нарушения в формировании Я-концепции подростка, слабость реального Я, деформированное соотношение между Я и Оно.
Литература
- Акмеология. Учебник / Под общ. ред. А.А. Деркача. М., 2002.
- Выгонский С.И. Обратная сторона Интернета. Психология работы с компьютером и сетью. М.: Феникс, 2010.
- Интернет-зависимость: психологическая природа и динамика развития / Сост. и ред. А.Е. Войскунский. М.: Акрополь, 2009.
- Кон И.С. От интимного дневника к социальным сетям // Психология на каждый день. 2010. № 4.
- Пережогин Л. О. Интернет-аддикция в подростковой среде. М.: Стокрон, 2011. [6]. Семья: психология, педагогика, социальная работа / Под ред. А.А. Реана. М., 2009. [7]. Якобсон П.М. Психология чувств и мотивации. М., 2011.
Об авторе
Наталия Викторовна Власова − кандидат психологических наук, доцент, Столичная финансово-гуманитарная академия, доцент кафедры психологии.
- Лосенкова Т.А. Взаимосвязь интернет-зависимости с тревожными состояниями подростков
- Медведева Н.И. Индивидуально-психологические особенности личности в юношеском возрасте, ведущие к уходу в игровую реальность
- Павлова Е.А. О необходимости и возможностях профилактики интернет-зависимости у учащихся
- Internet Addiction in Children and Adolescents by Kimberly S. Young (Editor)