Введение
Социальные сети стали неотъемлемой частью повседневной жизни и новой средой цифровой социализации, в которой происходят процессы, сходные реальности. Современные исследования социальных сетей показывают, что ограничение их использования, как и социальная депривация в реальной жизни, являются факторами стресса [1; 2].
В частности, это подтверждается исследованиями социальной изоляции в условиях пандемии COVID-19 – именно виртуальное общение и использование гаджетов для удовлетворения социальных потребностей позволили снизить негативные последствия самоизоляции [3; 13].
Одним из феноменов, проявляющихся в цифровой социальной среде и сходных с реальным взаимодействием, является самопрезентация или представление собственного образа в социальной сети.
Самопрезентация в социальном взаимодействии первоначально описана И. Гофманом [6] и понимается как тактика предоставления информации и процесс управления ею для создания впечатления о себе. Согласно когнитивному подходу, самопрезентация объясняется стремлением к достижению согласованного и последовательного взгляда на мир и на себя (например, в теории когнитивного баланса Ф. Хайдера).
В личностном подходе самопрезентация определяется диспозиционными факторами и может рассматриваться как самостоятельная черта или как характеристика, состоящая из более частных черт, связанных с различными аспектами управления впечатлением о себе и направленностью на других (например, в концепции самомониторинга М. Снайдера (M. Snyder)) [10; 14].
Распространение социальных сетей привело к возникновению концепций, объясняющих цифровую самопрезентацию, и инструментов, позволяющих измерить аспекты самопрезентации.
В частности, М. Михикян и коллеги [27] рассматривают самопрезентацию на основе теории идентичности Э. Эриксона и когнитивного подхода к Я-концепции С. Хартера и Е. Хиггинса (S. Harter, T.E. Higgins) [27], выделяя в самопрезентации три Я: реальное, идеальное и фальшивое. При этом фальшивое Я разделяется на: Я-обманное, Я-демонстративное и Я-стремящееся понравиться. Разные Я могут быть одновременно представлены в самопрезентации и не противопоставляться друг другу.
Исследователи используют различные определения самопрезентации в социальных сетях, подчеркивая отдельные аспекты данного феномена.
В данном исследовании самопрезентация в социальной сети рассматривается как способ представления информации пользователем социальной сети для создания и управления впечатлением о себе.
Самопрезентация в социальных сетях реализуется через представление различной (реалистичной или нереалистичной) информации в сетях и может преследовать различные цели – от простых информационных до стремления обмануть, создав нереалистичный образ.
В данной работе акцент делается на фальшивой самопрезентации в социальной сети, выделенной на основе работы М. Михикяна и коллег [27], которая включает три аспекта – обманную самопрезентацию, демонстративную самопрезентацию и стремление понравиться.
Обманная самопрезентация направлена на создание образа, значительно отличающегося от реального, или даже представление себя другим человеком. Демонстративная самопрезентация заключается в стремлении показать больше характеристик индивидуальности независимо от того, есть ли они у человека на самом деле или нет.
Стремление понравиться как аспект самопрезентации в социальной сети направлено на предъявление только тех характеристик, которые вызовут положительную реакцию у аудитории.
Пользователями социальных сетей во всем мире являются подростки и молодые люди, поэтому значительная доля фактов относительно цифровой самопрезентации получена на выборке этой возрастной группы.
Особенности самопрезентации подростков связаны с динамичностью самооценки, противоречием в принятии себя и ситуативно-отрицательным отношением к собственной личности. В результате в их реальной и виртуальной самопрезентации увеличивается стремление управлять впечатлением, демонстрируя нереалистичный образ себя. Однако по мере стабилизации самооценки самопрезентация становится все более реалистичной и позитивной (например, [16]).
По результатам качественного исследования особенностей самопрезентации подростков в социальной сети выявлено, что подростки, в отличие от юношей, склонны к искажению информации в социальной сети, но при этом в юношеском возрасте в большей степени выражена самопрезентация, направленная на демонстрацию собственных достижений и желание понравиться [12].
Обнаруженные на выборке студентов половые различия показывают, что виды самопрезентации – реалистичная, идеализированная или ложная – выражены больше у женщин [5].
При этом навязчивое использование социальных сетей, проявление поведения, близкого к зависимому от сетей, являются фактором, способствующим идеализированной и ложной самопрезентации, но снижающим реалистичную самопрезентацию, что может быть связано с желанием получить одобрение от аудитории и усиливающейся зависимостью от одобрения [8].
Исследования личностных характеристик и особенностей самопрезентации у студентов показывают, что одни черты личности (например, нарциссизм, психопатия и макиавеллизм) усиливают стремление представить нереалистичный образ и манипулировать представлением о себе, тогда как реалистичный образ в большей степени связан с экстраверсией, сознательностью, открытостью и нарциссизмом [5; 8; 16].
При исследовании реалистичной демонстративной самопрезентации обнаружено, что она связана со стремлением к демонстрации совершенства, причем как для других, так и для самого себя, тогда как фальшивая обманная самопрезентация ставит целью скрыть какие-то характеристики от других или представить характеристики, которых нет [8].
В основе самопрезентации могут быть мотивы поиска социального одобрения и поддержки, в том числе от незнакомых людей, поиска близости с другими и социального контроля, проявляющегося через реакции общества на презентацию себя [23].
Самопрезентация может рассматриваться и как самостоятельный мотив использования социальных сетей. Так, мотив самопрезентации наиболее выражен в ситуации, когда необходимо представить более привлекательную или альтернативную социальную идентичность для компенсации принадлежности к группе с низким статусом. В таком случае мотив самопрезентации сливается с мотивом принадлежности к группе [16].
Множество исследований онлайн-самопрезентации уделяют внимание тому, как связаны характеристики самопрезентации (идеальной или реалистичной) с самооценкой, использованием социальных сетей или ресурсов сети Интернет, однако вне исследовательского поля остается вопрос об обмане в самопрезентации.
Вместе с тем многие авторы подчеркивают, что онлайн-самопрезентация может формировать нереалистичный образ за счет больших возможностей манипулирования виртуальным образом.
В связи с этим в данном исследовании основной акцент был сделан на особенностях самопрезентации, которые описывают различные стратегии представления фальшивого Я и их связи с формальными и содержательными характеристиками использования социальных сетей и показателями психологического благополучия.
На основании обзора современных исследований можно выдвинуть следующие предположения:
- Предыдущие исследования показали, что особенности организации индивидуального профиля социальных сетей могут оказывать влияние на то, как осуществляется самопрезентация [24]. В некоторых международных социальных сетях пользователи стремятся создать более деловой образ в связи с более взрослой аудиторией или более открытый и раскованный, например, за счет демонстрации различных фотографий. Социальная сеть «ВКонтакте» занимает промежуточное положение, так как в ней взаимодействие подростков идет как со сверстниками, так и с известными людьми [9]. Это позволяет предполагать, что в зависимости от социальной сети будут наблюдаться различия в самопрезентации.
- Использование социальных сетей снижается по мере сформированности образа Я: подростки меньше экспериментируют с виртуальными идентичностями, становятся менее эмоционально привязанными и меньше используют социальные сети. В контексте феномена самопрезентации можно полагать, что большее стремление к фальшивой самопрезентации образа Я будет связано с большей интеграцией социальных сетей в ежедневную активность подростков.
- Исследования частоты и мотивов использования социальных сетей показывают их отрицательную связь с самооценкой, однако эта связь определяется спецификой мотива использования социальной сети и может не проявляться, например, при выраженности мотивов публикации собственного контента [19; 33]. Учитывая то, что самооценка положительно связана с реалистичной самопрезентацией и достоверностью образа Я [4], можно полагать, что характеристики фальшивой самопрезентации могут обнаруживать специфические связи с мотивами использования социальных сетей.
- Обман в самопрезентации вызван социальными мотивами, например, стремлением к популярности и одобрению, что особенно важно для подростков [26], а не стремлением обмануть, что в результате приводит к демонстрации себя в более позитивном свете [25]. Кроме того, было установлено, что обман может являться индикатором негативных эмоциональных переживаний, состояний и одиночества в подростковом возрасте [22], поэтому можно ожидать, что подростки, использующие фальшивую самопрезентацию, будут в большей степени переживать одиночество и оторванность от других. Учитывая это, интерес представляет рассмотрение параметра открытости профиля как индикатора готовности к новым контактам, а также его связь с мотивами установления новых контактов.
Целью данного исследования является выявление взаимосвязей характеристик фальшивой самопрезентации в социальной сети с формальными (время, проводимое в социальных сетях, количество социальных сетей), содержательными характеристиками использования социальных сетей (мотивы использования социальных сетей и интеграция социальных сетей в ежедневную активность) и одиночеством.
Метод
Выборку исследования составили 432 подростка в возрасте от 13 до 18 лет (M = 15,6; SD = 1,18), 54% девушки, проживающие в крупных городах (от 250000 до 1 млн человек) Российской Федерации. Среди всех респондентов 41% используют социальную сеть «ВКонтакте» как основную.
Исследование проводилось онлайн, участникам исследования предлагалась ссылка, пройдя по которой они попадали на страницу опроса в системе testograf.ru. Прохождение опроса занимало от 30 минут. Исследование проводилось анонимно. Участники давали информированное согласие на участие в исследовании.
Методики исследования
Фальшивая самопрезентация измерялась при помощи вопросов «Шкалы самопрезентации в социальной сети», разработанной М. Михикяном с коллегами [8; 27].
В связи с тем, что данная шкала не существует в версии для подростков, для данного исследования были выбраны вопросы, относящиеся к различным аспектам фальшивого Я – обман (например, «Бывает так, что в социальной сети я делаю вид, что я кто-то другой»); демонстративность (например, «В социальной сети я могу показать гораздо больше сторон своей личности, чем в реальной жизни»); стремление понравиться (например, «В социальной сети я показываю только те стороны своей личности, которые наверняка понравятся другим людям»).
Выбор вопросов был основан на факторной структуре опросника, полученной при адаптации на российской выборке взрослых [8]. Для ответов используется шкала Лайкерта от 1 – полностью не согласен до 5 – полностью согласен.
Каждый вопрос рассматривался как самостоятельный показатель – Обманная самопрезентация, Демонстративная самопрезентация, Стремление понравиться, также был подсчитан суммарный Общий показатель фальшивой самопрезентации (альфа Кронбаха – 0,71).
Участникам исследования были предложены четыре вопроса о формальных характеристиках использования социальных сетей:
- время, проводимое в социальной(ых) сети(ях), где от респондента требовалось указать среднее количество часов в день, проводимых в социальных сетях;
- количество друзей в социальных сетях, с указанием количества человек;
- количество социальных сетей – подсчитывалось по количеству выбранных социальных сетей из списка в 11 пунктов, включая вариант «Другое»;
- открытость профиля в социальной сети предполагает варианты ответов в соответствии с предложенной шкалой – полностью открытый, частично закрытый, полностью закрытый.
Для оценки степени ежедневной активности в социальной сети, включенности подростка в социальную сеть использовалась Шкала интеграции социальных медиа, апробированная в нашем прошлом исследовании [7].
Шкала содержит 10 пунктов с вариантами ответа по шкале от 1 (совершенно не согласен) до 5 (совершенно согласен). Шкала позволяет диагностировать поведенческую интеграцию (пример пункта: «Использование социальной сети – часть моей повседневной жизни»), социально-эмоциональную интеграцию (пример пункта: «Я чувствую себя оторванным от друзей, если я не “захожу” в социальную сеть») и общий показатель интеграции социальных медиа. Надежность шкал, альфа Кронбаха для данного исследования – 0,74, 0,76 и 0,84 соответственно.
Мотивы использования социальной сети были диагностированы на основе утверждений, разработанных Х. Бруггеман (H. Bruggeman) с коллегами, утверждения методики показали свои хорошие диагностические возможности в исследованиях на подростках [3].
Утверждения методики соответствуют четырем мотивам: коммуникативному (быть на связи с другими), коммуникативно-познавательному (узнавать новых людей), игровому (играть в игры) и мотиву самопрезентации (публикация собственных мыслей, текстов, фотографий).
Респондентам предлагается оценить по шкале от 1 (совершенно не согласен) до 5 (совершенно согласен), насколько каждый из мотивов реализуется им в социальной сети, отвечая на общий вопрос – «Я использую социальную сеть, чтобы … (например, быть на связи с другими)». Каждое утверждение рассматривается как самостоятельный показатель.
Общее переживание одиночества измерялось при помощи опросника «Трехпунктовая шкала одиночества» [32]. Шкала включает три вопроса с вариантами ответа 1 – почти никогда, 2 – иногда, 3 – часто. Надежность шкалы (альфа Кронбаха) для данного исследования – 0,84.
Для анализа отклонения распределения данных от нормального использовались методы описательной статистики, для установления связей между переменными – корреляционный анализ по Пирсону, для анализа различий между группами – сравнительный t-критерий для независимых групп, для анализа моделей и установления вкладов отдельных предикторов в целевую переменную – множественный регрессионный анализ. Статистический анализ проводился в программе Jamovi [34].
Результаты
На первом этапе обработки данных средствами описательной статистики оценивались центральные тенденции измеряемых показателей и анализировались значения асимметрии и эксцесса (As < |2|, Ex < |2|), которые свидетельствовали о нормальном распределении показателей [11] (см. табл. 1).
Таблица 1. Описательные статистики исследуемых показателей
Показатели | Среднее | SE | SD | Асимметрия | Эксцесс |
Обманная самопрезентация | 2,00 | 0,05 | 1,02 | 0,97 | 0,40 |
Демонстративная самопрезентация | 2,51 | 0,06 | 1,18 | 0,38 | –0,73 |
Стремление понравиться | 2,43 | 0,05 | 1,10 | 0,37 | –0,55 |
Социально-эмоциональная интеграция социальных сетей | 5,24 | 0,08 | 1,60 | 0,07 | –0,24 |
Поведенческая интеграция социальных сетей | 3,41 | 0,04 | 0,73 | –0,51 | 0,40 |
Интеграция социальных сетей (общий показатель) | 4,33 | 0,05 | 1,06 | –0,12 | –0,03 |
Быть на связи со знакомыми людьми (мотив) | 3,88 | 0,05 | 0,94 | –0,82 | 0,77 |
Узнавать новых людей (мотив) | 3,27 | 0,05 | 1,05 | –0,21 | –0,50 |
Играть в игры (мотив) | 2,70 | 0,06 | 1,34 | 0,22 | –1,15 |
Публикация собственной информации (мотив) | 3,07 | 0,06 | 1,20 | –0,24 | –0,79 |
Одиночество | 2,26 | 0,05 | 1,03 | 0,78 | –0,26 |
Количество социальных сетей | 4,31 | 0,07 | 1,54 | 0,32 | 0,30 |
Время, проводимое в социальной сети | 3,57 | 0,12 | 2,42 | 1,69 | 4,76 |
Количество друзей в социальных сетях | 117,93 | 8,76 | 182,08 | 3,17 | 11,89 |
Значительное отклонение от нормального распределения и правосторонняя асимметрия наблюдаются для показателя «Количество друзей в социальных сетях», что связано с большим разбросом значений (до 1070) и тем, что 75% выборки указывает наличие 150 друзей.
Взаимосвязи фальшивой самопрезентации с формальными характеристиками и мотивами использования социальных сетей и одиночеством
Характеристики фальшивой самопрезентации обнаружили следующие взаимосвязи – стремление понравиться положительно связано со стремлением к демонстративности (r (439) = 0,41; p < 0,001), в свою очередь, стремление к обману положительно связано со стремлением понравиться (r (439) = 0,47; p < 0,001) и проявить демонстративность (r (439) = 0,45; p < 0,001).
Было проведено сравнение различий в характеристиках фальшивой самопрезентации в связи с предпочитаемой социальной сетью, однако значимых различий не обнаружено: демонстративная самопрезентация (F (1, 393) = 1,361; p = 0,244), обманная самопрезентация (F (1, 393) = 0,323; p = 0,570) и стремление понравиться (F (1, 359) = 0,343; p = 0,558).
Формальные характеристики использования социальных сетей демонстрируют положительные связи с характеристиками фальшивой самопрезентации. В частности, количество социальных сетей у подростка положительно связано со стремлением понравиться и демонстративностью в презентации собственного Я в социальных сетях, а время, проводимое в социальных сетях, кроме положительных связей со стремлением понравиться и демонстративной самопрезентацией, связано и со стремлением к обману в презентации себя (см. табл. 1).
Мотивы использования социальных сетей, направленные на установление контакта с новыми людьми, развлекательные мотивы и мотивы публикации собственного контента обнаруживают положительные взаимосвязи со стремлением понравиться и демонстративной самопрезентацией. Развлекательный, игровой мотив обнаруживает только одну взаимосвязь со стремлением к обману в самопрезентации.
Для всех характеристик фальшивой самопрезентации обнаружены отрицательные взаимосвязи с показателем счастья и положительные – с показателем одиночества (см. табл. 2).
Таблица 2. Корреляционные взаимосвязи характеристики фальшивой самопрезентации с другими исследуемыми характеристиками
Показатели | Фальшивая самопрезентация | ||
Стремление понравиться | Демонстративная самопрезентация | Обманная самопрезентация | |
Количество социальных сетей | 0,127** | 0,175*** | 0,067 |
Время, проводимое в социальной сети | 0,144** | 0,207*** | 0,214*** |
Количество друзей в социальных сетях | 0,091 | –0,033 | –0,016 |
Социально-эмоциональная интеграция социальных сетей | 0,344*** | 0,312*** | 0,185*** |
Поведенческая интеграция социальных сетей | 0,250*** | 0,319*** | 0,110* |
Интеграция социальных сетей (общий показатель) | 0,345*** | 0,344*** | 0,177*** |
Быть на связи со знакомыми людьми (мотив) | 0,084 | –0,014 | –0,029 |
Узнавать новых людей (мотив) | 0,156** | 0,128** | 0,049 |
Играть в игры (мотив) | 0,171*** | 0,166*** | 0,142** |
Публикация собственной информации (мотив) | 0,204*** | 0,143** | 0,071 |
Одиночество | 0,182*** | 0,314*** | 0,295*** |
Открытость профиля и фальшивая самопрезентация
Для установления связей между открытостью профиля и характеристиками фальшивой самопрезентации был проведен однофакторный дисперсионный анализ (ANOVA) (см. табл. 3). В результате анализа был выявлен основной эффект открытости профиля в социальной сети на стремление понравиться (F (2, 263) = 7,03; p = 0,001) и для демонстративной (F (2, 266) = 5,41; p = 0,005), но не для обманной (F (2, 266) = 2,51; p = 0,08) самопрезентации.
Таблица 3. Средние и стандартные отклонения характеристик фальшивой самопрезентации в группах с различной открытостью профиля в социальной сети
Характеристики фальшивой самопрезентации | Открытость профиля в социальной сети | |||||
Полностью открытый (N = 175) | Частично закрытый (N = 111) | Полностью закрытый (N = 146) | ||||
Среднее | SD | Среднее | SD | Среднее | SD | |
Стремление понравиться | 2,49 | 1,087 | 2,68 | 1,121 | 2,18 | 1,055 |
Демонстративная самопрезентация | 2,68 | 1,189 | 2,57 | 1,157 | 2,26 | 1,139 |
Обманная самопрезентация | 2,03 | 1,077 | 2,12 | 1,016 | 1,86 | 0,932 |
Апостериорные сравнения показали, что в стремлении понравиться в социальной сети (t (312) = 2,57; p = 0,03; d = 0,3) и по показателям демонстративной самопрезентации (t (313) = 3,22; p = 0,004; d = 0,35) между собой различаются группы с полностью открытым и полностью закрытым профилем.
Также в стремлении понравиться отличаются группы с полностью закрытым и частично закрытым профилем (t (229) = 3,61; p = 0,001; d = 0,45), размеры эффектов средние. В целом тенденция такова, что большая открытость профиля предполагает большую фальшивую самопрезентацию.
Различий в характеристиках фальшивой самопрезентации в связи с полом обнаружено не было, а возраст респондентов обнаруживает единственную отрицательную корреляцию с стремлением к обманной самопрезентации (r (432) = –0,141; p < 0,001).
Вклад различных характеристик в фальшивую самопрезентацию
Учитывая сходство в корреляционных взаимосвязях отдельных характеристик фальшивой самопрезентации, был подсчитан общий показатель фальшивой самопрезентации.
Был сделан регрессионный анализ, в который в качестве зависимой переменной включался общий показатель фальшивой самопрезентации, а в качестве предикторов: шаг 1 – пол, возраст, количество социальных сетей и время, проводимое в них; шаг 2 – показатель интеграции социальных сетей, мотивы использования социальных сетей; шаг 3 – показатель одиночества.
Тест Дарбина-Уотсона показал отсутствие автокорреляций остатков (DW statistics = 1,95; p = 0,610). Показатели коллинеарности вошедших в модель предикторов оказались удовлетворительными: толерантность > 0,70, коэффициент вздутия дисперсии VIF < 2,00. Это свидетельствует об уникальности вклада каждой переменной в полученную модель.
Модель на первом шаге имела следующие показатели пригодности R2-ajusted = 0,07; F (4 424) = 9,63; p < 0,001, на втором – R2-ajusted = 0,18; F (9 419) = 11,32; p < 0,001, при этом включение дополнительных предикторов значимо повысило объяснимость модели DR2 = 0,11; F (5 419) = 11,7; p < 0,001.
На третьем шаге для показателя фальшивой самопрезентации была построена модель, объясняющая 24% дисперсии (R2-ajusted = 0,24; F (10, 418) = 14,68; p < 0,001), при значимости включения последнего предиктора (DR2 = 0,06; F (1, 418) = 36,3; p < 0,001) (см. табл. 4).
Таблица 4. Итоговая модель результатов регрессионного анализа для общего показателя фальшивой самопрезентации
Предиктор | b | SE | t | p | Статистика коллинеарности | |
VIF | Толерантность | |||||
Свободный член | 1,34 | 0,58 | 2,297 | 0,022 | ||
Возраст | –0,06 | 0,03 | –1,46 | 0,145 | 1,04 | 0,96 |
Пол | –0,04 | 0,08 | –0,925 | 0,355 | 1,18 | 0,85 |
Время, проводимое в социальной сети | 0,15 | 0,02 | 3,479 | 0,001 | 1,08 | 0,92 |
Количество социальных сетей | 0,01 | 0,03 | 0,19 | 0,85 | 1,13 | 0,88 |
Интеграция социальных сетей | 0,25 | 0,04 | 5,412 | 0,001 | 1,25 | 0,80 |
Узнавать новых людей (мотив) | 0,01 | 0,04 | 0,297 | 0,767 | 1,37 | 0,73 |
Играть в игры (мотив) | 0,13 | 0,03 | 2,867 | 0,004 | 1,16 | 0,86 |
Публикация собственной информации (мотив) | 0,06 | 0,04 | 1,277 | 0,202 | 1,35 | 0,74 |
Быть на связи со знакомыми людьми (мотив) | –0,07 | 0,04 | –1,46 | 0,145 | 1,18 | 0,84 |
Одиночество | 0,27 | 0,04 | 6,027 | 0,001 | 1,12 | 0,90 |
В качестве значимых предикторов модели фальшивой самопрезентации вошли: время, проводимое в социальных сетях, показатель интеграции социальных сетей, игровой мотив и показатель одиночества. При этом наибольший прирост объяснимости модели происходит при добавлении мотивов использования социальных сетей и показателя интеграции социальных сетей в ежедневную активность.
Обсуждение результатов
Данное исследование ставило целью рассмотреть характеристики фальшивой самопрезентации в связи с формальными и содержательными характеристиками использования социальных сетей, показателем одиночества у подростков.
Характеристики фальшивой самопрезентации (демонстративная самопрезентация, обманная самопрезентация и стремление понравиться) положительно связаны между собой, что позволяет полагать, что стремление представить нереалистичное Я усиливает как проявления демонстративности, так и прямого обмана.
Обнаруженные взаимосвязи между отдельными характеристиками фальшивой самопрезентации согласуются с данными, полученными в исследовании М. Михикяна и коллег, где были установлены положительные связи шкал Стремление понравиться, Демонстративная и Обманная самопрезентация [27].
Предположение относительно различий в характеристиках фальшивой самопрезентации в связи с предпочитаемой социальной сетью не получило поддержку, в отличие от предыдущих исследований. Однако в данном исследовании рассматривались только характеристики фальшивой самопрезентации, тогда как в других были и характеристики реалистичной самопрезентации [24]. Возможно, более детальное сравнение различных социальных сетей и реалистичной, и фальшивой самопрезентации позволит уточнить эти факты.
Формальные характеристики использования социальных сетей, представленные в данной работе, обнаруживают специфические взаимосвязи с характеристиками фальшивой самопрезентации.
Количество социальных сетей, которыми пользуется подросток, связано со стремлением к самопрезентации, ориентированной на идеализированный образ, и стремлением понравиться, но не на обманную самопрезентацию.
Большее количество социальных сетей и, соответственно, профилей в них приводит к реализации различных характеристик самопрезентации. Можно предположить, что при использовании различных социальных сетей и особенностей самопрезентации происходит «сборка» цифровой идентичности [15]. Так идет создание виртуального образа, насыщенного характеристиками, которые в обычной жизни подросток не показывает и которые получат социальное одобрение.
Время, проводимое в социальных сетях, связано со всеми характеристиками фальшивой самопрезентации. Это в некоторой степени согласуется с результатами исследования, в котором было обнаружено, что одним из факторов противоречивости образов Я в социальных сетях выступает частота использования социальных сетей [26].
Предположение о связях интеграции социальной сети в ежедневную активность и характеристик фальшивой самопрезентации в социальной сети получило поддержку. Выявлены положительные взаимосвязи для всех характеристик фальшивой самопрезентации (демонстративность, стремление понравиться или обман) с показателями интеграции социальных сетей в повседневную жизнь.
Интеграция социальных сетей в повседневную активность является основным предиктором фальшивой самопрезентации в социальной сети, что позволяет предполагать, что по мере использования социальных сетей во временном и содержательном планах подросток научается новым способам самопрезентации в социальных сетях.
Это согласуется с фактами о том, что самопрезентация подростков во многом является шаблонной [18] не только потому, что социальные сети устроены сходным образом или требуют от пользователей одних и тех же сведений, но и в силу просмотра профилей других людей и копирования тех же способов самопрезентации.
Специфичность мотивов использования социальных сетей в связи с характеристиками фальшивой самопрезентации проявилась только в отношении мотива установления новых контактов, который обнаруживает связи со стремлением понравиться и демонстративностью.
Отсутствие связей с обманом может объясняться тем, что представление неправдивой информации является рискованным, так как может привести к отказу от дальнейшего взаимодействия и сформировать негативный образ обманщика, который будет трудно исправить [26].
Мотив поддержания связи не связан с характеристиками фальшивой самопрезентации. Вероятно, фальшивая самопрезентация направлена на новых людей, на глобальную аудиторию социальной сети. Косвенно это подтверждает и отсутствие связей количества друзей с характеристиками фальшивой самопрезентации.
Вероятно, желание понравиться, произвести впечатление и демонстративность в самопрезентации являются проявлением стремления подростков экспериментировать со своей виртуальной идентичностью [18].
Интерес представляет то, что игровой мотив является единственным «мотивационным» предиктором фальшивой самопрезентации в социальной сети. Вероятно, специфичность игровой среды может приводить к представлению образа, в разной степени удаленного от реального, что для игрового виртуального пространства является необходимым [30; 31].
Полученные результаты не поддерживают третье выдвинутое предположение и скорее свидетельствуют о сходстве мотивов независимо от того, какая характеристика фальшивой самопрезентации рассматривается.
Предположение относительно связи одиночества с характеристиками фальшивой самопрезентации в социальных сетях получило свою поддержку. Одиночество действительно является характеристикой, связанной как с отдельными аспектами фальшивой самопрезентации, так и в целом, выступая одним из наиболее значимых предикторов.
В контексте связей мотивов установления новых знакомств, распространения информации о себе и высокой интеграции социальных сетей в ежедневную активность связи одиночества c самопрезентацией становятся объяснимыми.
Подросток, переживающий оторванность от других, может стремиться компенсировать это активностью в социальной сети, а стремление к социальной поддержке и принятию может приводить к стремлению создать виртуальный привлекательный, но фальшивый образ [20; 29]. При этом большая открытость профиля как еще одно из возможных проявлений стремления уйти от одиночества также связана с большим обманом и манипуляцией впечатлением о себе.
Рассматривая модель предикторов общего показателя фальшивой самопрезентации, следует отметить, что одиночество наряду с общим показателем интеграции социальных сетей в ежедневную активность являются предикторами со значительными весами в сравнении с другими переменными в модели.
Также предикторами общей фальшивой самопрезентации являются время, проводимое в социальных сетях, и игровой мотив – все эти факторы оказываются значимыми для создания нереалистичного виртуального образа.
Выводы
Подводя итог, можно констатировать следующее:
1. Создание виртуального образа или виртуальной идентичности идет при участии характеристик фальшивой самопрезентации. Такая самопрезентация ориентирована на создание образа в социальной сети, не соответствующего реальному, и описывает стремление к демонстративности идеализированного образа, желание понравиться или обмануть.
2. Формальные характеристики использования социальных сетей обнаруживают сходные взаимосвязи со стремлением понравиться и показать идеализированный образ в социальной сети, но не со стремлением создать обманный образ. Среди исследованных формальных характеристик только время, проводимое в социальных сетях, вносит вклад в фальшивую самопрезентацию.
3. Независимо от того, какой аспект фальшивой самопрезентации рассматривается, активность и интенсивность ежедневного использования социальных сетей предрасполагают к большей демонстрации нереалистичного образа.
4. Среди мотивов использования социальных сетей мотивы, связанные с узнаванием новых людей, больше связаны с фальшивой самопрезентацией, в отличие от мотивов поддержания связей. Игровой мотив оказывается единственным мотивационным предиктором для фальшивой самопрезентации, вероятно, в силу максимальной оторванности игрового образа от реальности.
5. Одиночество является характеристикой, в наибольшей степени предрасполагающей к фальшивой самопрезентации. Подростки, переживающие одиночество, склонны создавать социально одобряемый привлекательный виртуальный образ, используя особенности социальных сетей, в частности, открытость или закрытость профиля для самопрезентации.
Ограничения исследования
Данное исследование является одним из немногих, посвященных проблеме фальшивой самопрезентации подростков в социальных сетях, в связи с этим требуются дополнительные исследования для воспроизведения полученных фактов.
В качестве ограничений исследования следует отметить, что,
- во-первых, исследование выполнено как корреляционное и в связи с этим интерпретация результатов ограничена;
- во-вторых, использование самоотчетных методик актуализирует вопрос о социальной желательности, характерный для всех методик такого типа;
- в-третьих, использовался скрининговый метод для диагностики самопрезентации, разработанный в рамках одного из подходов к самопрезентации в социальных сетях, что ограничивает диагностические и интерпретационные возможности раскрытия содержания феномена самопрезентации в социальных сетях;
- в-четвертых, исследовалась только фальшивая самопрезентация, что не позволяет провести сравнение со стремлением представить реалистичный образ в социальных сетях.
Литература
- Абакумова И.В., Комерова Н.Е., Рягин С.Н. Психологические особенности переживания студентами ограничения доступа к социальным сетям // Российский психологический журнал. 2023. № 20(1). С. 33–49. DOI:10.21702/rpj.2023.1.3
- Баранова В.А., Дубовская Е.М., Савина О.О. Удовлетворенность общением подростков и молодежи во время пандемии COVID-19 // Национальный психологический журнал. 2023. № 2(50). С. 66–78. DOI:10.11621/npj.2023.0205
- Веракса А.Н., Корниенко Д.С., Чурсина А.В. Мотивы использования соцсетей, факторы онлайн-риска и психологическое благополучие подростков в связи с интеграцией социальных сетей в ежедневную активность // Российский психологический журнал. 2021. Т. 18. № 4. С. 30–46. DOI:10.21702/rpj.2021.4-3
- Воробьева К.И., Заславский Д.А. Взаимосвязь самооценки и стратегий самопрезентации и конструирования сетевого Я-образа пользователей социальных сетей // Baikal Research Journal. 2023. Т. 14. № 4. С. 1569–1582. DOI:10.17150/2411-6262.2023.14(4)
- Горбушина Е.А. Особенности самопрезентации в социальных сетях с учетом половых различий // Психологические исследования. 2023. Т. 16. № 90. С. 2.
- Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни / пер. с англ. А.Д. Ковалёва. М.: Канон-пресс-Ц; Кучково-поле, 2000. 304 с.
- Корниенко Д.С., Фоминых А.Я., Веракса А.Н. [и др.]. Интеграция социальных медиа в ежедневную активность подростков при разных уровнях саморегуляции // Интеграция образования. 2022. Т. 26. № 1(106). С. 130–145. DOI:10.15507/1991-9468.106.026.202201.130-145
- Корниенко Д.С., Горбушина Е.А., Руднова Н.А., Дериш Ф.В. Психометрические характеристики шкалы самопрезентации в социальной сети // Психологические исследования. 2021. Т. 14. № 75.
- Кришталь М.И., Щекотуров А.В. Мотивы и особенности кросс-платформенной самопрезентации российских студентов // Цифровая социология. 2021. Т. 4. № 1. С. 24–30.
- Михайлова Е.В. Самопрезентация. Теории, исследования, тренинг. СПб: Речь, 2007. 224 с.
- Наследов А.Д. SPSS 15: профессиональный статистический анализ данных. СПб.: Питер, 2008. 416 c.
- Овчарова Р.В. Самопрезентация личности подростков и юношей в социальной сети // Общество: социология, психология, педагогика. 2021. № 3(83). С. 74–79.
- Первичко Е.И., Митина О.В., Степанова О.Б., Конюховская Ю.Е., Шишкова И.М., Дорохов Е.А. Представления о пандемии COVID-19 и психологический дистресс у граждан России весной 2020 года // Consortium Psychiatricum. 2022. Т. 3. № 2. С. 70–86. DOI:10.17816/CP136
- Пикулёва О.А. Психология самопрезентации личности: монография. М.: ИНФРА-М, 2013. 320 с.
- Полева Н.С., Голубева Н.А. Особенности конструирования цифровой самопрезентации в виртуальном пространстве // Вопросы психологии. 2021. Т. 67. № 6. С. 102–111.
- Припорова Е.А., Агадуллина Е.Р. Социальные мотивы использования социальных сетей: анализ групп пользователей // Социальная психология и общество. 2019. Т. 10. № 4. С. 96–111. DOI:10.17759/sps.2019100407
- Рубцова О.В., Панфилова А.С., Смирнова В.К. Исследование взаимосвязи личностных особенностей подростков с их поведением в виртуальном пространстве (на примере социальной сети «ВКонтакте») // Психологическая наука и образование. 2018. Т. 23. № 3. C. 54–66. DOI:10.17759/pse.2018230305
- Рубцова О.В., Поскакалова Т.А., Ширяева Е.И. Особенности поведения в виртуальной среде подростков с разным уровнем сформированности «образа Я» // Психологическая наука и образование. 2021. Том 26. № 4. С. 20–33. DOI:17759/pse.2021260402
- Суроедова Е.А., Давыдова М.А., Гришина А.В. Молодые люди и Интернет: субъективные факторы выбора стратегий онлайн-поведения // Российский психологический журнал. 2023. Т. 20(3). С. 29–47. DOI:10.21702/rpj.2023.3.2
- Щекотуров А.В. «Макдональдизация» российского подростка: эффект социальных медиа // The Digital Scholar: Philosopher’s Lab / Цифровой ученый: лаборатория философа. 2019. Т. 2. № 1. С. 159–172. DOI:10.5840/dspl20192116
- Błachnio A., Przepiorka A., Boruch W., Bałakier E. Self-presentation styles, privacy, and loneliness as predictors of Facebook use in young people // Personality and Individual Differences. 2016. Vol. 94. P. 26–
- Engels R.C.M.E., Finkenauer C., van Kooten D.C. Lying behavior, family functioning and adjustment in early adolescence // Journal of Youth and Adolescence. 2006. Vol. 35. P. 949–958.
- Geary C., March E., Grieve R. Insta-Identity: Dark Personality Traits as Predictors of Authentic Self-Presentation on Instagram // Telematics and Informatics. Vol. 63. P. 101669. DOI:10.1016/j.tele.2021.101669
- Gil-Or O., Levi-Belz Y., Turel O. The “Facebook-self”: Characteristics and psychological predictors of false self-presentation on Facebook // Frontiers in psychology. 2015. Vol. 6. P. 126331. DOI:3389/fpsyg.2015.00099
- Hancock J.T. Digital deception // Oxford handbook of internet psychology. 2007. Vol. 61. № 5. P. 289–
- Mann R.B., Blumberg F. Adolescents and social media: The effects of frequency of use, self-presentation, social comparison, and self esteem on possible self imagery // Acta Psychologica. 2022. Vol. 228. P. 103629.
- Michikyan M., Subrahmanyam K., Dennis J. Can you tell who I am? Neuroticism, extraversion, and online self-presentation among young adults // Computers in Human Behavior. 2014. Vol. 33. P. 179– DOI:10.1016/j.chb.2014.01.010
- Mun I.B., Kim H. Influence of false self-presentation on mental health and deleting behavior on Instagram: The mediating role of perceived popularity // Frontiers in Psychology. 2021. Vol. 12 P. 660484. DOI:3389/fpsyg.2021.660484
- O’Day E.B., Heimberg R.G. Social media use, social anxiety, and loneliness: A systematic review // Computers in Human Behavior Reports. 2021. Vol. 3. P. 100070. DOI:1016/j.chbr.2021.100070
- Park S., Chung N. Mediating roles of self-presentation desire in online game community commitment and trust behavior of Massive Multiplayer Online Role-Playing Games // Computers in Human Behavior. 2011. Vol. 27. № 6. P. 2372– DOI:10.1016/j.chb.2011.07.016
- Pringle H.M. Conjuring the ideal self: An investigation of self-presentation in video game avatars // Press Start. 2015. Vol. 2. № 1. P. 1–
- Sirola A., Kaakinen M., Savolainen I., Oksanen A. Loneliness and online gambling-community participation of young social media users // Computers in Human Behavior. 2019. Vol. 95. P. 136– DOI:10.1016/j.chb.2019.01.023
- Steinsbekk S., Wichstrøm L., Stenseng F., Nesi J., Hygen B.W., Skalick V. The impact of social media use on appearance self-esteem from childhood to adolescence–A 3-wave community study // Computers in Human Behavior. 2021. Vol. 114. P. 106528. DOI:1016/j.chb.2020.106528
- The jamovi project (2022). jamovi. (Version 2.3) [Computer Software]. Retrieved from www.jamovi.org.
Об авторах
- Дмитрий Сергеевич Корниенко — доктор психологических наук, старший научный сотрудник, Федеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований (ФГБНУ «ФНЦ ПМИ»), Москва, Россия.
- Наталья Александровна Руднова — кандидат психологических наук, младший научный сотрудник, Федеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований (ФГБНУ «ФНЦ ПМИ»), Москва, Россия.
Смотрите также:
- Жичкина А.Е., Белинская Е.П. Стратегии самопрезентации в Интернет и их связь с реальной идентичностью
- Ковшенин А.Д. Самопрезентация детей в цифровой среде. Литературный обзор
- Поскакалова Т.А. Влияние агрессивности на самопрезентацию, коммуникацию и рисковое поведение подростков в социальных сетях
- Шевченко И.С. Факторы динамичности самопрезентаций в Интернет-общении