Ковшенин А.Д. Самопрезентация детей в цифровой среде. Литературный обзор

К

Введение

В совре­мен­ном мире гло­ба­ли­за­ции и широ­ко­до­ступ­но­го интер­не­та все боль­ше чис­ло пло­ща­док для вир­ту­аль­но­го обще­ния. Сле­до­ва­тель­но, соци­а­ли­за­ция совре­мен­но­го под­рас­та­ю­ще­го поко­ле­ния ста­но­вит­ся все более тех­но­ло­гич­ной и обособ­лен­ной от реаль­но­го мира. Дан­ная тен­ден­ция про­сле­жи­ва­ет­ся с зарож­де­ния интер­не­та, а в нашей стране ста­ла акту­аль­ной в нача­ле двухтысячных.

Дан­ная тен­ден­ция не мог­ла не заин­те­ре­со­вать иссле­до­ва­те­лей по все­му миру, и с нача­ла нуле­вых еже­год­но появ­ля­ет­ся мно­же­ство работ оте­че­ствен­ных и зару­беж­ных авто­ров, кото­рые отра­жа­ют раз­ные аспек­ты про­бле­ма­ти­ки само­пре­зен­та­ции совре­мен­но­го чело­ве­ка в сети Интернет.

В дан­ной рабо­те постав­ле­на цель выявить основ­ные под­хо­ды к осве­ще­нию про­бле­ма­ти­ки само­пре­зен­та­ции в интер­не­те и про­ана­ли­зи­ро­вать наи­бо­лее зна­чи­мые иссле­до­ва­ния. Осо­бый акцент сде­лан на само­пре­зен­та­ции под­рост­ков — наи­бо­лее актив­ной груп­пы, ищу­щей соци­аль­ных кон­так­тов. Извест­но, что более 80% под­рост­ков назы­ва­ют имен­но интер­нет-ком­му­ни­ка­ции наи­бо­лее зна­чи­мы­ми для под­дер­жа­ния обще­ния (Valkenburg, Peter 2007).

Рассмотрение подходов к исследованию

Сей­час соци­аль­ные сети поз­во­ля­ют сво­им поль­зо­ва­те­лям полу­чать и пере­да­вать доступ к огром­но­му коли­че­ству инфор­ма­ции, как вер­баль­ной, так и невер­баль­ной. Имен­но эти меха­низ­мы направ­ле­ны на само­пре­зен­та­цию как тако­вую и предо­став­ля­ют воз­мож­ность создать мак­си­маль­но раз­но­сто­рон­ний образ лич­но­сти (Соб­кин 2016).

Дан­ный фено­мен по сути сам по себе пред­став­ля­ет исклю­чи­тель­ную иссле­до­ва­тель­скую цен­ность, и, как мы уви­дим далее, доста­точ­но широ­ко осве­ща­ет­ся в иссле­до­ва­ни­ях авто­ров. При этом наи­бо­лее суще­ствен­ным явля­ет­ся его опо­сре­до­ван­ное вли­я­ние на фор­мат поста­нов­ки иссле­до­ва­тель­ских задач.

Вари­а­тив­ность само­пре­зен­та­ций и их широ­кое мно­го­об­ра­зие при невоз­мож­но­сти иден­ти­фи­ци­ро­вать досто­вер­ность изло­жен­ных фак­тов, нали­чие иска­же­ний и при­чин этих иска­же­ний сфор­ми­ро­ва­ли несколь­ко само­быт­ных под­хо­дов к иссле­до­ва­нию осо­бен­но­стей само­пре­зен­та­ции под­рост­ков в интер­не­те. Основ­ны­ми под­хо­да­ми в изу­че­нии про­цес­са само­пре­зен­та­ции в сети Интер­нет мож­но назвать сле­ду­ю­щие течения:

  1. Пси­хо­ло­ги­че­ский под­ход свя­зан с рас­смот­ре­ни­ем само­пре­зен­та­ции как есте­ствен­но­го про­цес­са пове­де­ния чело­ве­ка, отра­жа­ю­ще­го его внут­рен­ний мир, что пред­по­ла­га­ет поиск вза­и­мо­свя­зи содер­жа­ния само­пре­зен­та­ции с пси­хо­ло­ги­че­ски­ми осо­бен­но­стя­ми чело­ве­ка вне сети Интер­нет. Дан­ный под­ход нашел свое отра­же­ние как в оте­че­ствен­ных, так и зару­беж­ных науч­ных рабо­тах И. Гофф­ма­на, Р. Арки­на, Э. Джон­са, М. Вей­гол­да, Р. Бау­мей­сте­ра, Б. Шлен­ке­ра, Н. В. Амя­га, Е. В. Зин­чен­ко, О. А. Пику­ле­вой, Е. А. Пет­ро­вой, И. С. Шев­чен­ко, И. П. Шкуратовой.
  2. Социо­ло­ги­че­ский под­ход пред­по­ла­га­ет рас­смот­ре­ние само­пре­зен­та­ции с точ­ки зре­ния социо­ло­ги­че­ской нау­ки, то есть не свя­зан с изу­че­ни­ем кон­крет­ных черт лич­но­сти, но впи­сы­ва­ет само­пре­зен­та­цию в соци­аль­ный кон­текст. У это­го под­хо­да есть и прак­ти­че­ская состав­ля­ю­щая, посколь­ку отдель­ные про­рыв­ные тех­но­ло­гии, пред­ла­га­е­мые в само­пре­зен­та­ци­ях могут исполь­зо­вать­ся в даль­ней­шем в дру­гих обла­стях, напри­мер в мар­ке­тин­ге. В этом направ­ле­нии наи­бо­лее извест­ны рабо­ты А. Давы­до­ва, Т. Дрид­зе, В. Шак­ши­ной и мно­гих других.

Исследование компонентов, составляющих самопрезентации

Осно­вой изу­че­ния циф­ро­вых само­пре­зен­та­ций явля­ет­ся клас­си­че­ское иссле­до­ва­ние И. Джон­са и Т. Питт­ма­на. В сво­ей рабо­те они выде­ли­ли пять стра­те­гий само­пре­зен­та­ции (Jones, Pittman 1982):

  1. Заис­ки­ва­ние (ingratiaton) — стра­те­гия, в кото­рой инди­вид все­ми путя­ми ста­ра­ет­ся понра­вить­ся дру­го­му чело­ве­ку в Сети.
  2. Запу­ги­ва­ние (intimidation) — стра­те­гия, при кото­рой чело­век ста­ра­ет­ся сде­лать вид, что он опасен.
  3. Само­про­дви­же­ние (self-promotion) — стра­те­гия, при­ме­не­ние кото­рой обес­пе­чи­ва­ет демон­стра­цию ком­пе­тен­ций в том или ином вопросе.
  4. Пояс­не­ние при­ме­ром (exemplification) — стра­те­гия, при кото­рой инди­вид наме­ре­ва­ет­ся выгля­деть чест­ным и откры­тым, исполь­зуя такие так­ти­ки, как пре­не­бре­же­ние соб­ствен­ны­ми инте­ре­са­ми, борь­бу за «пра­вое» дело, ока­за­ние помощи.
  5. Прось­ба (supplication) — стра­те­гия, пред­став­ля­ю­щая чело­ве­ка сла­бым в гла­зах других.

Соглас­но рас­суж­де­ни­ям авто­ров, дан­ная клас­си­фи­ка­ция стра­те­гий само­пре­зен­та­ции осно­ва­на на целях и так­ти­ках, кото­рые исполь­зу­ют люди в обще­нии с окру­жа­ю­щи­ми. По их мне­нию, само­пре­зен­та­ция поз­во­ля­ет чело­ве­ку исполь­зо­вать раз­лич­ные источ­ни­ки вла­сти, рас­ши­ряя и под­дер­жи­вая вли­я­ние в меж­лич­ност­ных отно­ше­ни­ях (Jones, Pittman 1982).

Более позд­ние иссле­до­ва­ния сосре­до­то­че­ны на срав­не­нии состав­ля­ю­щих клас­си­че­ских само­пре­зен­та­ций и их интер­нет-ана­ло­гов. Из все­го мно­го­об­ра­зия пред­став­лен­ных иссле­до­ва­ний хоте­лось бы рас­смот­реть одно из наи­бо­лее акту­аль­ных на дан­ный момент — иссле­до­ва­ние В. В. Федо­ро­ва (Федо­ров 2020).

В этой рабо­те была выдви­ну­та гипо­те­за о суще­ство­ва­нии струк­тур­ных раз­ли­чий в онлай­ни офлайн-само­пре­зен­та­ци­ях под­рост­ков. Для ее обос­но­ва­ния было про­ве­де­но иссле­до­ва­ние, кото­рое раз­де­ли­лось на шесть эта­пов. В резуль­та­те уда­лось обна­ру­жить ряд фак­то­ров, харак­те­ри­зу­ю­щих осо­бен­но­сти само­пре­зен­та­ции подростков.

Было выяв­ле­но, что ком­по­нен­ты циф­ро­вой само­пре­зен­та­ции (дру­же­люб­ность, враж­деб­ность, талант­ли­вость и ори­ги­наль­ность, попу­ляр­ность и робость) име­ют смыс­ло­вые сход­ства с извест­ны­ми типа­ми само­пре­зен­та­ций в оте­че­ствен­ных и зару­беж­ных классификациях.

Одна­ко они име­ют суще­ствен­ные содер­жа­тель­ные отли­чия. Автор утвер­жда­ет, что в реаль­ном обще­нии струк­тур­ные ком­по­нен­ты чере­ду­ют­ся так: дру­же­люб­ность, враж­деб­ность, талант­ли­вость и ори­ги­наль­ность, попу­ляр­ность, робость. При этом в интер­не­те меня­ют­ся места­ми попу­ляр­ность (она под­ни­ма­ет­ся выше) и талант­ли­вость и ори­ги­наль­ность (они опус­ка­ют­ся ниже) (Федо­ров 2020).

Таким обра­зом, мы можем кон­ста­ти­ро­вать, что на дан­ный момент основ­ной тен­ден­ци­ей соста­ва интер­нет-само­пре­зен­та­ции явля­ют­ся те же клю­че­вые эле­мен­ты, что и в клас­си­че­ской само­пре­зен­та­ции, кото­рые, одна­ко, име­ют дру­гую струк­тур­ную последовательность.

Дан­ный тезис нашел под­твер­жде­ние в рабо­тах дру­гих авто­ров. Так, в рабо­те «Соци­аль­ные сети как про­стран­ство само­иден­ти­фи­ка­ции детей» иссле­до­ва­те­ли при­хо­дят к выво­ду, что в соци­аль­ных сетях чаще все­го встре­ча­ют­ся стра­те­гии «само­про­дви­же­ние» и «пояс­не­ние примером». 

Дан­ный фено­мен осно­ван на том фак­те, что основ­ная осо­бен­ность само­пре­зен­та­ции состо­ит в воз­мож­но­сти управ­ле­ния впе­чат­ле­ни­ем о себе, что соот­вет­ству­ет целям этих двух стра­те­гий и явля­ют­ся отра­же­ни­ем пове­де­ния мно­гих поль­зо­ва­те­лей под­рост­ко­во­го воз­рас­та (Мак­си­мо­ва, Шан­д­рик 2016). Этот вывод под­во­дит нас к сле­ду­ю­щей обшир­ной иссле­до­ва­тель­ской области.

Исследования достоверности и вариативности самопрезентаций

В отно­ше­нии досто­вер­но­сти и вари­а­тив­но­сти одной из основ­ных явля­ет­ся рабо­та В. В. Хоро­ших и Е. Б. Чары­ко­вой «Фак­то­ры вари­а­тив­но­сти вир­ту­аль­ной само­пре­зен­та­ции под­рост­ков» (2017). Ими было про­ве­де­но изу­че­ние вари­а­тив­но­сти само­пре­зен­та­ции под­рост­ков в сети Интер­нет. Были выяв­ле­ны раз­ли­чия меж­ду клас­си­че­ски­ми и интер­нет-пре­зен­та­ци­я­ми и сде­ла­ны сле­ду­ю­щие выводы:

  1. Для под­рост­ка важ­но, как его вос­при­ни­ма­ют дру­гие люди, ему важ­но выде­лять­ся из без­ли­кой толпы.
  2. Клю­че­вая осо­бен­ность интер­нет­пре­зен­та­ции — пол­ная власть в управ­ле­нии инфор­ма­ци­ей о себе.
  3. Эти фак­то­ры скло­ня­ют под­рост­ков к соци­а­ли­за­ции в интер­не­те, а не в реаль­но­сти, где все харак­те­ри­сти­ки очевидны.
  4. Эти фак­то­ры при­во­дят к боль­ше­му иска­же­нию инфор­ма­ции о себе под­рост­ка­ми, чем, напри­мер, поль­зо­ва­те­ля­ми юно­ше­ско­го возраста.

Авто­ры утвер­жда­ют, что образ Я в интер­не­те под­рост­ки чаще выстав­ля­ют с луч­шей сто­ро­ны, акцен­ти­руя пози­тив­ные и соци­аль­но одоб­ря­е­мые чер­ты лич­но­сти (Хоро­ших, Чары­ко­ва 2017).

Вопрос малой досто­вер­но­сти под­рост­ко­вых само­пре­зен­та­ций иссле­ду­ет­ся как в оте­че­ствен­ных, так и в зару­беж­ных науч­ных кру­гах. Дан­ный фено­мен, а так­же меха­низ­мы его появ­ле­ния, осно­ван­ные на «экс­пе­ри­мен­тах» само­иден­тич­но­сти, встре­ча­ют­ся в более ран­них иссле­до­ва­ни­ях ино­стран­ных авто­ров. Наи­бо­лее явны­ми моти­ва­ми дан­но­го про­цес­са явля­ют­ся само­об­сле­до­ва­ние (наблю­де­ния за реак­ци­ей дру­гих), соци­аль­ная ком­пен­са­ция и соци­аль­ное содей­ствие (фор­ми­ро­ва­ние отно­ше­ний) (Valkenburg, Schouten, Peter 2005).

Под­рост­ко­вый воз­раст име­ет реша­ю­щее зна­че­ние для раз­ви­тия само­со­зна­ния, созда­ния иден­тич­но­сти и само­опре­де­ле­ния. В рабо­те «Вли­я­ние элек­трон­ной ком­му­ни­ка­ции на уста­нов­ле­ние меж­лич­ност­ных отно­ше­ний и фор­ми­ро­ва­ние иден­тич­но­сти под­рост­ков» авто­ры при­хо­дят к выво­ду о том, что соци­а­ли­за­ция под­рост­ков в интер­не­те явля­ет­ся резуль­та­том есте­ствен­но­го про­цес­са само­иден­ти­фи­ка­ции. При этом утвер­жда­ет­ся, что совре­мен­ные меди­а­тех­но­ло­гии в зна­чи­тель­ной сте­пе­ни вли­я­ют на фор­ми­ро­ва­ние иден­тич­но­сти под­рас­та­ю­ще­го поко­ле­ния (Рома­но­ва, Мол­ча­но­ва 2019).

Изучение замены классической социализации

В ста­тье М. К. Кар­по­вой и М. А. Мони­ной «Соци­аль­ные сети как осо­бый канал само­пре­зен­та­ции под­рост­ков» 2018 года были опи­са­ны осо­бен­но­сти пове­де­ния детей и под­рост­ков в соци­аль­ных сетях. Был сде­лан вывод, что из-за высо­кой цен­но­сти, кото­рую при­да­ют обще­нию со сверст­ни­ка­ми под­рост­ки, вли­я­ние тра­ди­ци­он­ных инсти­ту­тов соци­а­ли­за­ции (семьи и шко­лы) снижено. 

Если в 1990-х и даже в нача­ле 2000-х годов было мно­го раз­лич­ных неофи­ци­аль­ных моло­деж­ных групп с их суб­куль­тур­ны­ми харак­те­ри­сти­ки, на кото­рые ори­ен­ти­ро­ва­лись под­рост­ки, то сей­час наи­бо­лее важ­ным инсти­ту­том соци­а­ли­за­ции стал интер­нет и соци­аль­ные сети (Кар­по­ва, Мони­на 2018).

Имен­но соци­аль­ные сети состав­ля­ют основ­ное про­стран­ство, за счет котор­го про­ис­хо­дит рас­ши­ре­ние соци­аль­ной сре­ды под­рост­ков. Сей­час «улич­ная соци­а­ли­за­ция» сме­ни­лась инфор­ма­ци­он­ной, или «циф­ро­вой». Сего­дня соци­аль­ные сети ста­ли местом соци­аль­ных про­цес­сов, харак­те­ри­зу­ю­щих саму суть пере­ход­но­го воз­рас­та, пред­став­лен­ную зна­чи­мо­стью вза­и­мо­дей­ствия со сверст­ни­ка­ми (Кар­по­ва, Мони­на 2018).

Соци­аль­ные сети для под­рост­ка явля­ют­ся зоной неза­ви­си­мо­сти от взрос­лых и в то же вре­мя дают ощу­ще­ние, что там мож­но дей­ство­вать и насла­ждать­ся сво­бо­дой в выбо­ре форм обще­ния и того, что долж­но быть выражено.

Все это соот­вет­ству­ет резуль­та­там изу­че­ния соци­аль­ных сетей немец­ких под­рост­ков в воз­расте от 10 до 17 лет. Было выяв­ле­но, что про­блем­ное пове­де­ние в интер­не­те не име­ет выра­жен­но­го воз­раст­но­го спек­тра, а зави­сит исклю­чи­тель­но от пси­хо­ло­ги­че­ско­го состо­я­ния респон­ден­та. Одна­ко иссле­до­ва­те­ли при­хо­дят к прак­ти­че­ским выхо­дам из «деви­ант­но­го» интернет-поведения. 

Соглас­но резуль­та­там иссле­до­ва­ния, более взрос­лым респон­ден­там тре­бо­ва­лись высо­кие навы­ки само­ре­гу­ли­ро­ва­ния в Сети, что­бы предот­вра­тить ее про­блем­ное исполь­зо­ва­ние (Ostendorf, Wegmann, Brand 2020). Так­же М. Вэлрейв и В. Хейр­ман опи­са­ли вли­я­ние интер­не­та и соци­аль­ных сетей на само­опре­де­ле­ние ребенка. 

Была про­де­ла­на суще­ствен­ная иссле­до­ва­тель­ская рабо­та, вклю­ча­ю­щая 14 тесто­вых мето­дик и автор­скую анке­ту. Ока­за­лось, что лич­ность с яркой вир­ту­аль­ной само­пре­зен­та­ци­ей в реаль­ной жиз­ни может нахо­дить­ся в кри­зис­ном состо­я­нии, харак­те­ри­зу­ю­щем­ся широ­ким спек­тром нега­тив­ных про­яв­ле­ний. Так­же у этих под­рост­ков выяв­ле­ны затруд­не­ния в ком­му­ни­ка­тив­ной и эмо­ци­о­наль­ной сфе­рах (Walrave, Heirman 2011).

Имен­но эти осо­бен­но­сти соци­аль­ных сетей дают осно­ва­ние оце­нить их как тер­ри­то­рию рис­ков, свя­зан­ных с отсут­стви­ем соци­аль­но­го контроля.

Одна­ко поми­мо неоспо­ри­мых рис­ков интер­нет­со­ци­а­ли­за­ция име­ет и мно­гие плю­сы. Напри­мер, в ита­льян­ских шко­лах иссле­до­ва­ли соци­аль­ные изме­не­ния у под­рост­ков, исполь­зу­ю­щих соци­аль­ные плат­фор­мы тре­тьей вол­ны (постро­ен­ных на визу­аль­ной инфор­ма­ции). Авто­ры при­хо­дят к выво­ду, что Instagram, SnapChat и дру­гие подоб­ные соци­аль­ные сети сни­жа­ют ощу­ще­ние оди­но­че­ства из-за боль­шей бли­зо­сти, кото­рую они пред­ла­га­ют посе­ти­те­лям (Cipolletta et al. 2020).

Все это поз­во­ля­ет гово­рить о том, что интер­нет­са­мо­пре­зен­та­ции не толь­ко исхо­дят из лич­ност­ных харак­те­ри­стик под­рост­ка, но и вли­я­ют на фор­ми­ро­ва­ние его лич­но­сти. Так, в уже упо­ми­нав­шем­ся иссле­до­ва­нии М. К. Кар­по­вой и М. А. Мони­ной авто­ры при­хо­дят к выво­ду, что резуль­та­том актив­но­го уча­стия в сете­вом обще­нии явля­ет­ся свое­об­раз­ная адап­та­ция («при­об­ре­те­ние спо­соб­но­сти быть тол­сто­ко­жим») к актам агрес­сии в сети (Кар­по­ва, Мони­на 2018).

Дан­ный факт, хоть и опо­сре­до­ван­но, дока­зы­ва­ет неод­но­знач­ность роли интер­нет-само­пре­зен­та­ции в лич­ност­ном росте подростка.

В иссле­до­ва­нии М. Море­но было пока­за­но вли­я­ние аффор­дан­со­во­го мето­да постро­е­ния инфор­ма­ции (созда­ю­ще­го воз­мож­но­сти) соци­аль­ных плат­форм на под­рост­ко­вую само­пре­зен­та­цию и соци­а­ли­за­цию. В ходе изу­че­ния вли­я­ния функ­ци­о­наль­но­го плат­фор­мен­но­го про­стран­ства на само­вы­ра­же­ние под­рост­ков в сети Интер­нет автор при­хо­дит к выво­ду, что аффор­данс-явле­ния соци­аль­ных сетей, откры­ва­ю­щие без­гра­нич­ные воз­мож­но­сти, напря­мую вли­я­ют на само­пре­зен­та­ции под­рост­ков, их раз­ви­тие в ходе интер­нет-соци­а­ли­за­ции (Moreno, Uhls 2019).

Исследования причин различия цифровых и реальных самопрезентаций

Иссле­до­ва­ние соци­аль­ных моти­вов раз­ли­чия клас­си­че­ских и интер­нет-само­пре­зен­та­ций рас­смат­ри­ва­ет­ся боль­шим коли­че­ством авто­ров. Осо­бен­но выде­ля­ют­ся в этом плане нега­тив­ные аспек­ты интер­нет-само­пре­зен­та­ции, а так­же иссле­до­ва­ния при­чин «отри­ца­тель­но­го» пове­де­ния под­рост­ков в Сети.

Мож­но выде­лить рабо­ту, в кото­рой опи­сы­ва­ет­ся иссле­до­ва­ние, пока­зы­ва­ю­щее вли­я­ние соци­аль­ных сетей на само­пре­зен­та­цию ребен­ка под­рост­ко­во­го воз­рас­та (Sobkin, Fedotova 2019). Резуль­та­ты иссле­до­ва­ния поз­во­ля­ют сде­лать сле­ду­ю­щие основ­ные выводы.

На осо­бен­но­сти само­пре­зен­та­ции под­рост­ка в интер­не­те зна­чи­мое вли­я­ние ока­зы­ва­ют как соци­аль­но-пси­хо­ло­ги­че­ские (ста­тус в клас­се, оцен­ка сво­их жиз­нен­ных пер­спек­тив), так и ген­дер­ные и воз­раст­ные факторы.

Сете­вое обще­ние под­рост­ка зави­сит глав­ным обра­зом от реаль­ных соци­аль­ных отно­ше­ний и ролей, кото­рые он игра­ет в шко­ле, а пото­му суще­ству­ю­щие кон­флик­ты про­дол­жа­ют­ся и в сете­вом обще­нии. Про­стран­ство сете­во­го обще­ния ока­зы­ва­ет­ся зоной уча­стия в про­цес­сах, свя­зан­ных с борь­бой за соци­аль­ный ста­тус, кото­рая нача­лась в реаль­ном вза­и­мо­дей­ствии с одноклассниками.

В рабо­те была уста­нов­ле­на связь меж­ду ори­ен­та­ци­ей на деструк­тив­ное пове­де­ние («про­во­ка­ция») и сни­жен­ной чув­стви­тель­но­стью к отве­ту в виде воз­мож­ных агрес­сив­ных реак­ций (Sobkin, Fedotova 2019).

Еще в одном иссле­до­ва­нии были опи­са­ны нега­тив­ные послед­ствия соци­аль­ных сетей на само­пре­зен­та­цию ребен­ка. По дан­ным рабо­ты, под­рост­ки, кото­рые созда­ва­ли более эмо­ци­о­наль­но насы­щен­ные интер­нет-пре­зен­та­ции, харак­те­ри­зу­ют­ся крайне нега­тив­ным пси­хи­че­ским состо­я­ни­ем, что про­яв­ля­ет­ся в высо­ком эмо­ци­о­наль­ном тону­се, бес­по­кой­стве, навяз­чи­во­сти, депрес­сии, враж­деб­но­сти, фоби­ях, пара­но­и­даль­ном состо­я­нии, пси­хо­тиз­ме. Все это не поз­во­ля­ет им решать про­бле­мы в реаль­ной жиз­ни, наблю­да­ют­ся труд­но­сти в ком­му­ни­ка­тив­ной и эмо­ци­о­наль­ной сфе­рах таких респон­ден­тов (Susan, Kapidzic 2015).

На интер­нет-само­пре­зен­та­цию вли­я­ют так­же и дру­гие фак­ты. Так, цен­но­сти, зало­жен­ные вне вир­ту­аль­но­го мира, игра­ют боль­шую роль в осо­бен­но­стях само­пре­зен­та­ции в под­рост­ко­вом воз­расте. Была про­ве­де­на попыт­ка интер­пре­та­ции дан­ных, полу­чен­ных с помо­щью мето­да data mining. 

В резуль­та­те сде­лан вывод о гла­вен­ству­ю­щей роли тра­ди­ци­он­ных семей­ных цен­но­стей при фор­ми­ро­ва­нии жиз­нен­ной пози­ции, что кос­вен­но вли­я­ет на соци­а­ли­за­цию в циф­ро­вой сре­де, а так­же иден­тич­ность в под­рост­ко­вом воз­расте (Зин­чен­ко, Шай­ге­ро­ва, Шил­ко и др. 2018).

Заключение

Таким обра­зом, совре­мен­ная интер­нет­сре­да, явля­ясь соци­аль­ной «вир­ту­аль­ной» сре­дой, поз­во­ля­ет иссле­до­ва­те­лям в пол­ной мере изу­чать раз­лич­ные аспек­ты интер­нет-само­пре­зен­та­ции. Пони­ма­ние осо­бен­но­стей интер­нет­са­мо­пре­зен­та­ции поз­во­ля­ет рас­ши­рить клас­си­че­ские инстру­мен­та­рии иссле­до­ва­ния осо­бен­но­стей под­рост­ко­во­го воз­рас­та, в част­но­сти соци­а­ли­за­цию совре­мен­ных под­рост­ков. Тема, несмот­ря на прак­ти­че­ски два­дца­ти­лет­нее изу­че­ние, явля­ет­ся настоль­ко ком­плекс­ной и струк­тур­но слож­ной, что тре­бу­ет даль­ней­ших исследований.

Литература

  1. Зин­чен­ко, Ю. П., Шай­ге­ро­ва, Л. А., Шил­ко, Р. С. и др. (2018) Иссле­до­ва­ние иден­тич­но­сти под­рост­ков, вос­пи­ты­ва­ю­щих­ся в совре­мен­ной рос­сий­ской семье: воз­мож­но­сти глу­бин­но­го ана­ли­за дан­ных (Data mining). В кн.: Пси­хо­ло­ги­че­ские про­бле­мы cовре­мен­ной cемьи: сбор­ник мате­ри­а­лов VIII меж­ду­на­род­ной науч­но-прак­ти­че­ской кон­фе­рен­ции (3–6 октяб­ря 2018 г.). Ека­те­рин­бург: б. и., с. 12–21.
  2. Кар­по­ва, М. К., Мони­на, М. А. (2018) Соци­аль­ные сети как осо­бый канал само­пре­зен­та­ции инди­ви­да. Нау­ка. Обще­ство. Госу­дар­ство, т. 6, № 1 (21), с. 158–167.
  3. Мак­си­мо­ва, О. А., Шан­д­рик, Е. О. (2016) Соци­аль­ные сети как про­стран­ство само­иден­ти­фи­ка­ции моло­де­жи. Вест­ник эко­но­ми­ки, пра­ва и социо­ло­гии, № 4, с. 246–248.
  4. Рома­но­ва, Е. Н., Мол­ча­но­ва, Т. Ю. (2019) Вли­я­ние элек­трон­ной ком­му­ни­ка­ции на уста­нов­ле­ние меж­лич­ност­ных отно­ше­ний и фор­ми­ро­ва­ние иден­тич­но­сти под­рост­ков. Пер­спек­ти­вы нау­ки, № 2 (113), с. 119–122.
  5. Соб­кин, В. С. (2016) Совре­мен­ный под­ро­сток в соци­аль­ных сетях. Педа­го­ги­ка, № 8, с. 61–72.
  6. Федо­ров, В. В. (2020) Струк­ту­ра само­пре­зен­та­ции под­рост­ков в реаль­ном обще­нии и соци­аль­ных сетях. Соци­аль­ная пси­хо­ло­гия и обще­ство, т. 11, № 1, с. 180–192. https://www.doi.org/10.17759/sps.2020110111
  7. Хоро­ших, В. В., Чары­ко­ва, Е. Б. (2017) Фак­то­ры вари­а­тив­но­сти вир­ту­аль­ной само­пре­зен­та­ции под­рост­ков. Изве­стия Иркут­ско­го госу­дар­ствен­но­го уни­вер­си­те­та. Серия: Пси­хо­ло­гия, т. 19, с. 103–112.
  8. Cipolletta, S., Malighetti, C., Cenedese, C., Spoto, A. (2020) How can adolescents benefit from the use of social networks? The iGeneration on Instagram. International Journal of Environmental Research and Public Health, vol. 17, no. 19, article 6952. https://doi.org/10.3390/ijerph17196952
  9. Jones, E. E., Pittman, T. S. (1982) Toward a general theory of strategic self-presentation. In: J. Suls (ed.). Psychological perspective on the self. Vol. 1. Hillsdale: Erlbaum Publ., pp. 231–262.
  10. Moreno, M. A., Uhls, Y. T. (2019) Applying an affordances approach and a developmental lens to approach adolescent social media use. Digital Health, vol. 5, pp. 1–6. https://www.doi.org/10.1177/2055207619826678
  11. Ostendorf, S., Wegmann, E., Brand, M. (2020) Problematic social-networks-use in German children and adolescents — the interaction of need to belong, online self-regulative competences, and age. International Journal of Environmental Research and Public Health, vol. 17, no. 7, article 2518. https://doi.org/10.3390/ijerph17072518
  12. Sobkin, V. S., Fedotova, A. V. (2019) Teenagers in social networks: Patterns of usage and aggressiveness. Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences, vol. 12, no. 9, pp. 1733–1752. https://doi. org/10.17516/1997-1370-0480
  13. Susan, C. H., Kapidzic, S. (2015) Teens, gender, and self-presentation in social media. In: J. D. Wright (ed.). International encyclopedia of social and behavioral sciences. 2nd ed. Oxford: Elsevier Publ., pp. 146–152. https://doi.org/10.1016/B978-0-08-097086-8.64108-9
  14. Valkenburg, P. M., Peter, J. (2007) Preadolescents’ and adolescents’ online communication and their closeness to friends. Developmental Psychology, vol. 43, no. 2, pp. 267–277. https://doi.org/10.1037/0012-1649.43.2.267
  15. Valkenburg, P. M., Schouten, A. P., Peter, J. (2005) Adolescents’ identity experiments on the internet. New Media & Society, vol. 7, no. 3, pp. 383–402. https://doi.org/10.1177/1461444805052282
  16. Walrave, M., Heirman, W. (2011) Cyberbullying: Predicting victimisation and perpetration. Children & Society, vol. 25, no. 1, pp. 59–72. https://doi.org/10.1111/j.1099-0860.2009.00260.x
Источ­ник: Ком­плекс­ные иссле­до­ва­ния дет­ства, т. 3, № 1, с. 82–87. https://www.doi.org/10.33910/2687-0223-2021-3-1-82-87

Об авторе

Алек­сей Дмит­ри­е­вич Ков­ше­нин — Рос­сий­ский госу­дар­ствен­ный педа­го­ги­че­ский уни­вер­си­тет им. А. И. Гер­це­на, г. Санкт-Петер­бург, Россия.

Смот­ри­те также:

Категории

Метки

Публикации

ОБЩЕНИЕ

CYBERPSY — первое место, куда вы отправляетесь за информацией о киберпсихологии. Подписывайтесь и читайте нас в социальных сетях.

vkpinterest