Введение
В современном мире глобализации и широкодоступного интернета все больше число площадок для виртуального общения. Следовательно, социализация современного подрастающего поколения становится все более технологичной и обособленной от реального мира. Данная тенденция прослеживается с зарождения интернета, а в нашей стране стала актуальной в начале двухтысячных.
Данная тенденция не могла не заинтересовать исследователей по всему миру, и с начала нулевых ежегодно появляется множество работ отечественных и зарубежных авторов, которые отражают разные аспекты проблематики самопрезентации современного человека в сети Интернет.
В данной работе поставлена цель выявить основные подходы к освещению проблематики самопрезентации в интернете и проанализировать наиболее значимые исследования. Особый акцент сделан на самопрезентации подростков — наиболее активной группы, ищущей социальных контактов. Известно, что более 80% подростков называют именно интернет-коммуникации наиболее значимыми для поддержания общения (Valkenburg, Peter 2007).
Рассмотрение подходов к исследованию
Сейчас социальные сети позволяют своим пользователям получать и передавать доступ к огромному количеству информации, как вербальной, так и невербальной. Именно эти механизмы направлены на самопрезентацию как таковую и предоставляют возможность создать максимально разносторонний образ личности (Собкин 2016).
Данный феномен по сути сам по себе представляет исключительную исследовательскую ценность, и, как мы увидим далее, достаточно широко освещается в исследованиях авторов. При этом наиболее существенным является его опосредованное влияние на формат постановки исследовательских задач.
Вариативность самопрезентаций и их широкое многообразие при невозможности идентифицировать достоверность изложенных фактов, наличие искажений и причин этих искажений сформировали несколько самобытных подходов к исследованию особенностей самопрезентации подростков в интернете. Основными подходами в изучении процесса самопрезентации в сети Интернет можно назвать следующие течения:
- Психологический подход связан с рассмотрением самопрезентации как естественного процесса поведения человека, отражающего его внутренний мир, что предполагает поиск взаимосвязи содержания самопрезентации с психологическими особенностями человека вне сети Интернет. Данный подход нашел свое отражение как в отечественных, так и зарубежных научных работах И. Гоффмана, Р. Аркина, Э. Джонса, М. Вейголда, Р. Баумейстера, Б. Шленкера, Н. В. Амяга, Е. В. Зинченко, О. А. Пикулевой, Е. А. Петровой, И. С. Шевченко, И. П. Шкуратовой.
- Социологический подход предполагает рассмотрение самопрезентации с точки зрения социологической науки, то есть не связан с изучением конкретных черт личности, но вписывает самопрезентацию в социальный контекст. У этого подхода есть и практическая составляющая, поскольку отдельные прорывные технологии, предлагаемые в самопрезентациях могут использоваться в дальнейшем в других областях, например в маркетинге. В этом направлении наиболее известны работы А. Давыдова, Т. Дридзе, В. Шакшиной и многих других.
Исследование компонентов, составляющих самопрезентации
Основой изучения цифровых самопрезентаций является классическое исследование И. Джонса и Т. Питтмана. В своей работе они выделили пять стратегий самопрезентации (Jones, Pittman 1982):
- Заискивание (ingratiaton) — стратегия, в которой индивид всеми путями старается понравиться другому человеку в Сети.
- Запугивание (intimidation) — стратегия, при которой человек старается сделать вид, что он опасен.
- Самопродвижение (self-promotion) — стратегия, применение которой обеспечивает демонстрацию компетенций в том или ином вопросе.
- Пояснение примером (exemplification) — стратегия, при которой индивид намеревается выглядеть честным и открытым, используя такие тактики, как пренебрежение собственными интересами, борьбу за «правое» дело, оказание помощи.
- Просьба (supplication) — стратегия, представляющая человека слабым в глазах других.
Согласно рассуждениям авторов, данная классификация стратегий самопрезентации основана на целях и тактиках, которые используют люди в общении с окружающими. По их мнению, самопрезентация позволяет человеку использовать различные источники власти, расширяя и поддерживая влияние в межличностных отношениях (Jones, Pittman 1982).
Более поздние исследования сосредоточены на сравнении составляющих классических самопрезентаций и их интернет-аналогов. Из всего многообразия представленных исследований хотелось бы рассмотреть одно из наиболее актуальных на данный момент — исследование В. В. Федорова (Федоров 2020).
В этой работе была выдвинута гипотеза о существовании структурных различий в онлайни офлайн-самопрезентациях подростков. Для ее обоснования было проведено исследование, которое разделилось на шесть этапов. В результате удалось обнаружить ряд факторов, характеризующих особенности самопрезентации подростков.
Было выявлено, что компоненты цифровой самопрезентации (дружелюбность, враждебность, талантливость и оригинальность, популярность и робость) имеют смысловые сходства с известными типами самопрезентаций в отечественных и зарубежных классификациях.
Однако они имеют существенные содержательные отличия. Автор утверждает, что в реальном общении структурные компоненты чередуются так: дружелюбность, враждебность, талантливость и оригинальность, популярность, робость. При этом в интернете меняются местами популярность (она поднимается выше) и талантливость и оригинальность (они опускаются ниже) (Федоров 2020).
Таким образом, мы можем констатировать, что на данный момент основной тенденцией состава интернет-самопрезентации являются те же ключевые элементы, что и в классической самопрезентации, которые, однако, имеют другую структурную последовательность.
Данный тезис нашел подтверждение в работах других авторов. Так, в работе «Социальные сети как пространство самоидентификации детей» исследователи приходят к выводу, что в социальных сетях чаще всего встречаются стратегии «самопродвижение» и «пояснение примером».
Данный феномен основан на том факте, что основная особенность самопрезентации состоит в возможности управления впечатлением о себе, что соответствует целям этих двух стратегий и являются отражением поведения многих пользователей подросткового возраста (Максимова, Шандрик 2016). Этот вывод подводит нас к следующей обширной исследовательской области.
Исследования достоверности и вариативности самопрезентаций
В отношении достоверности и вариативности одной из основных является работа В. В. Хороших и Е. Б. Чарыковой «Факторы вариативности виртуальной самопрезентации подростков» (2017). Ими было проведено изучение вариативности самопрезентации подростков в сети Интернет. Были выявлены различия между классическими и интернет-презентациями и сделаны следующие выводы:
- Для подростка важно, как его воспринимают другие люди, ему важно выделяться из безликой толпы.
- Ключевая особенность интернетпрезентации — полная власть в управлении информацией о себе.
- Эти факторы склоняют подростков к социализации в интернете, а не в реальности, где все характеристики очевидны.
- Эти факторы приводят к большему искажению информации о себе подростками, чем, например, пользователями юношеского возраста.
Авторы утверждают, что образ Я в интернете подростки чаще выставляют с лучшей стороны, акцентируя позитивные и социально одобряемые черты личности (Хороших, Чарыкова 2017).
Вопрос малой достоверности подростковых самопрезентаций исследуется как в отечественных, так и в зарубежных научных кругах. Данный феномен, а также механизмы его появления, основанные на «экспериментах» самоидентичности, встречаются в более ранних исследованиях иностранных авторов. Наиболее явными мотивами данного процесса являются самообследование (наблюдения за реакцией других), социальная компенсация и социальное содействие (формирование отношений) (Valkenburg, Schouten, Peter 2005).
Подростковый возраст имеет решающее значение для развития самосознания, создания идентичности и самоопределения. В работе «Влияние электронной коммуникации на установление межличностных отношений и формирование идентичности подростков» авторы приходят к выводу о том, что социализация подростков в интернете является результатом естественного процесса самоидентификации. При этом утверждается, что современные медиатехнологии в значительной степени влияют на формирование идентичности подрастающего поколения (Романова, Молчанова 2019).
Изучение замены классической социализации
В статье М. К. Карповой и М. А. Мониной «Социальные сети как особый канал самопрезентации подростков» 2018 года были описаны особенности поведения детей и подростков в социальных сетях. Был сделан вывод, что из-за высокой ценности, которую придают общению со сверстниками подростки, влияние традиционных институтов социализации (семьи и школы) снижено.
Если в 1990-х и даже в начале 2000-х годов было много различных неофициальных молодежных групп с их субкультурными характеристики, на которые ориентировались подростки, то сейчас наиболее важным институтом социализации стал интернет и социальные сети (Карпова, Монина 2018).
Именно социальные сети составляют основное пространство, за счет которго происходит расширение социальной среды подростков. Сейчас «уличная социализация» сменилась информационной, или «цифровой». Сегодня социальные сети стали местом социальных процессов, характеризующих саму суть переходного возраста, представленную значимостью взаимодействия со сверстниками (Карпова, Монина 2018).
Социальные сети для подростка являются зоной независимости от взрослых и в то же время дают ощущение, что там можно действовать и наслаждаться свободой в выборе форм общения и того, что должно быть выражено.
Все это соответствует результатам изучения социальных сетей немецких подростков в возрасте от 10 до 17 лет. Было выявлено, что проблемное поведение в интернете не имеет выраженного возрастного спектра, а зависит исключительно от психологического состояния респондента. Однако исследователи приходят к практическим выходам из «девиантного» интернет-поведения.
Согласно результатам исследования, более взрослым респондентам требовались высокие навыки саморегулирования в Сети, чтобы предотвратить ее проблемное использование (Ostendorf, Wegmann, Brand 2020). Также М. Вэлрейв и В. Хейрман описали влияние интернета и социальных сетей на самоопределение ребенка.
Была проделана существенная исследовательская работа, включающая 14 тестовых методик и авторскую анкету. Оказалось, что личность с яркой виртуальной самопрезентацией в реальной жизни может находиться в кризисном состоянии, характеризующемся широким спектром негативных проявлений. Также у этих подростков выявлены затруднения в коммуникативной и эмоциональной сферах (Walrave, Heirman 2011).
Именно эти особенности социальных сетей дают основание оценить их как территорию рисков, связанных с отсутствием социального контроля.
Однако помимо неоспоримых рисков интернетсоциализация имеет и многие плюсы. Например, в итальянских школах исследовали социальные изменения у подростков, использующих социальные платформы третьей волны (построенных на визуальной информации). Авторы приходят к выводу, что Instagram, SnapChat и другие подобные социальные сети снижают ощущение одиночества из-за большей близости, которую они предлагают посетителям (Cipolletta et al. 2020).
Все это позволяет говорить о том, что интернетсамопрезентации не только исходят из личностных характеристик подростка, но и влияют на формирование его личности. Так, в уже упоминавшемся исследовании М. К. Карповой и М. А. Мониной авторы приходят к выводу, что результатом активного участия в сетевом общении является своеобразная адаптация («приобретение способности быть толстокожим») к актам агрессии в сети (Карпова, Монина 2018).
Данный факт, хоть и опосредованно, доказывает неоднозначность роли интернет-самопрезентации в личностном росте подростка.
В исследовании М. Морено было показано влияние аффордансового метода построения информации (создающего возможности) социальных платформ на подростковую самопрезентацию и социализацию. В ходе изучения влияния функционального платформенного пространства на самовыражение подростков в сети Интернет автор приходит к выводу, что аффорданс-явления социальных сетей, открывающие безграничные возможности, напрямую влияют на самопрезентации подростков, их развитие в ходе интернет-социализации (Moreno, Uhls 2019).
Исследования причин различия цифровых и реальных самопрезентаций
Исследование социальных мотивов различия классических и интернет-самопрезентаций рассматривается большим количеством авторов. Особенно выделяются в этом плане негативные аспекты интернет-самопрезентации, а также исследования причин «отрицательного» поведения подростков в Сети.
Можно выделить работу, в которой описывается исследование, показывающее влияние социальных сетей на самопрезентацию ребенка подросткового возраста (Sobkin, Fedotova 2019). Результаты исследования позволяют сделать следующие основные выводы.
На особенности самопрезентации подростка в интернете значимое влияние оказывают как социально-психологические (статус в классе, оценка своих жизненных перспектив), так и гендерные и возрастные факторы.
Сетевое общение подростка зависит главным образом от реальных социальных отношений и ролей, которые он играет в школе, а потому существующие конфликты продолжаются и в сетевом общении. Пространство сетевого общения оказывается зоной участия в процессах, связанных с борьбой за социальный статус, которая началась в реальном взаимодействии с одноклассниками.
В работе была установлена связь между ориентацией на деструктивное поведение («провокация») и сниженной чувствительностью к ответу в виде возможных агрессивных реакций (Sobkin, Fedotova 2019).
Еще в одном исследовании были описаны негативные последствия социальных сетей на самопрезентацию ребенка. По данным работы, подростки, которые создавали более эмоционально насыщенные интернет-презентации, характеризуются крайне негативным психическим состоянием, что проявляется в высоком эмоциональном тонусе, беспокойстве, навязчивости, депрессии, враждебности, фобиях, параноидальном состоянии, психотизме. Все это не позволяет им решать проблемы в реальной жизни, наблюдаются трудности в коммуникативной и эмоциональной сферах таких респондентов (Susan, Kapidzic 2015).
На интернет-самопрезентацию влияют также и другие факты. Так, ценности, заложенные вне виртуального мира, играют большую роль в особенностях самопрезентации в подростковом возрасте. Была проведена попытка интерпретации данных, полученных с помощью метода data mining.
В результате сделан вывод о главенствующей роли традиционных семейных ценностей при формировании жизненной позиции, что косвенно влияет на социализацию в цифровой среде, а также идентичность в подростковом возрасте (Зинченко, Шайгерова, Шилко и др. 2018).
Заключение
Таким образом, современная интернетсреда, являясь социальной «виртуальной» средой, позволяет исследователям в полной мере изучать различные аспекты интернет-самопрезентации. Понимание особенностей интернетсамопрезентации позволяет расширить классические инструментарии исследования особенностей подросткового возраста, в частности социализацию современных подростков. Тема, несмотря на практически двадцатилетнее изучение, является настолько комплексной и структурно сложной, что требует дальнейших исследований.
Литература
- Зинченко, Ю. П., Шайгерова, Л. А., Шилко, Р. С. и др. (2018) Исследование идентичности подростков, воспитывающихся в современной российской семье: возможности глубинного анализа данных (Data mining). В кн.: Психологические проблемы cовременной cемьи: сборник материалов VIII международной научно-практической конференции (3–6 октября 2018 г.). Екатеринбург: б. и., с. 12–21.
- Карпова, М. К., Монина, М. А. (2018) Социальные сети как особый канал самопрезентации индивида. Наука. Общество. Государство, т. 6, № 1 (21), с. 158–167.
- Максимова, О. А., Шандрик, Е. О. (2016) Социальные сети как пространство самоидентификации молодежи. Вестник экономики, права и социологии, № 4, с. 246–248.
- Романова, Е. Н., Молчанова, Т. Ю. (2019) Влияние электронной коммуникации на установление межличностных отношений и формирование идентичности подростков. Перспективы науки, № 2 (113), с. 119–122.
- Собкин, В. С. (2016) Современный подросток в социальных сетях. Педагогика, № 8, с. 61–72.
- Федоров, В. В. (2020) Структура самопрезентации подростков в реальном общении и социальных сетях. Социальная психология и общество, т. 11, № 1, с. 180–192. https://www.doi.org/10.17759/sps.2020110111
- Хороших, В. В., Чарыкова, Е. Б. (2017) Факторы вариативности виртуальной самопрезентации подростков. Известия Иркутского государственного университета. Серия: Психология, т. 19, с. 103–112.
- Cipolletta, S., Malighetti, C., Cenedese, C., Spoto, A. (2020) How can adolescents benefit from the use of social networks? The iGeneration on Instagram. International Journal of Environmental Research and Public Health, vol. 17, no. 19, article 6952. https://doi.org/10.3390/ijerph17196952
- Jones, E. E., Pittman, T. S. (1982) Toward a general theory of strategic self-presentation. In: J. Suls (ed.). Psychological perspective on the self. Vol. 1. Hillsdale: Erlbaum Publ., pp. 231–262.
- Moreno, M. A., Uhls, Y. T. (2019) Applying an affordances approach and a developmental lens to approach adolescent social media use. Digital Health, vol. 5, pp. 1–6. https://www.doi.org/10.1177/2055207619826678
- Ostendorf, S., Wegmann, E., Brand, M. (2020) Problematic social-networks-use in German children and adolescents — the interaction of need to belong, online self-regulative competences, and age. International Journal of Environmental Research and Public Health, vol. 17, no. 7, article 2518. https://doi.org/10.3390/ijerph17072518
- Sobkin, V. S., Fedotova, A. V. (2019) Teenagers in social networks: Patterns of usage and aggressiveness. Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences, vol. 12, no. 9, pp. 1733–1752. https://doi. org/10.17516/1997-1370-0480
- Susan, C. H., Kapidzic, S. (2015) Teens, gender, and self-presentation in social media. In: J. D. Wright (ed.). International encyclopedia of social and behavioral sciences. 2nd ed. Oxford: Elsevier Publ., pp. 146–152. https://doi.org/10.1016/B978-0-08-097086-8.64108-9
- Valkenburg, P. M., Peter, J. (2007) Preadolescents’ and adolescents’ online communication and their closeness to friends. Developmental Psychology, vol. 43, no. 2, pp. 267–277. https://doi.org/10.1037/0012-1649.43.2.267
- Valkenburg, P. M., Schouten, A. P., Peter, J. (2005) Adolescents’ identity experiments on the internet. New Media & Society, vol. 7, no. 3, pp. 383–402. https://doi.org/10.1177/1461444805052282
- Walrave, M., Heirman, W. (2011) Cyberbullying: Predicting victimisation and perpetration. Children & Society, vol. 25, no. 1, pp. 59–72. https://doi.org/10.1111/j.1099-0860.2009.00260.x
Об авторе
Алексей Дмитриевич Ковшенин — Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, г. Санкт-Петербург, Россия.
Смотрите также:
- Горбушина Е.А. Особенности самопрезентации в социальных сетях с учетом половых различий
- Корниенко Д.С., Руднова Н.А., Горбушина Е.А. Особенности самопрезентации в социальной сети в связи с чертами большой пятерки и темной триады
- Корниенко Д.С., Руднова Н.А., Горбушина Е.А., Дериш Ф.В. Психометрические характеристики шкалы самопрезентации в социальной сети
- Щекотуров А.В. Гендерные саморепрезентации подростков на страницах социальной сети «ВКонтакте»