Хороших В.В., Чарыкова Е.Б. Факторы вариативности виртуальной самопрезентации подростков

Х

Взрос­ле­ние и ста­нов­ле­ние лич­но­сти совре­мен­ных детей и под­рост­ков про­ис­хо­дит в усло­ви­ях серьез­ных изме­не­ний жиз­нен­ной сре­ды, где эко­но­ми­че­ская, эко­ло­ги­че­ская и поли­ти­че­ская напря­жен­ность высту­па­ет общим фоном жиз­не­де­я­тель­но­сти, а инфор­мо­сфе­ра, пони­ма­е­мая как про­стран­ство раз­но­об­раз­ных инфор­ма­ци­он­ных пото­ков, элек­трон­ных и соци­аль­ных ком­му­ни­ка­ций [9], при­об­ре­та­ет ста­тус систе­мо­об­ра­зу­ю­ще­го фак­то­ра в жиз­ни чело­ве­ка и общества.

Актив­ное осво­е­ние интер­нет-про­стран­ства, соци­аль­ных сетей под­рост­ка­ми и моло­де­жью обу­слов­ли­ва­ет необ­хо­ди­мость изу­че­ния про­цес­са интер­нет-ком­му­ни­ка­ции в целом и изу­че­ния осо­бен­но­стей само­пре­зен­та­ци­он­но­го пове­де­ния лич­но­сти на соци­аль­ных сай­тах в частности.

Под­рост­ко­вый воз­раст явля­ет­ся важ­ным пери­о­дом в раз­ви­тии систе­мы пред­став­ле­ний чело­ве­ка о самом себе, фор­ми­ро­ва­нии само­со­зна­ния, миро­воз­зре­ния, систе­мы цен­ност­ных ори­ен­та­ций чело­ве­ка. Для совре­мен­ных под­рост­ков Интер­нет ста­но­вит­ся про­стран­ством, в кото­ром появ­ля­ют­ся новые воз­мож­но­сти для само­вы­ра­же­ния, само­рас­кры­тия, про­яв­ле­ния и утвер­жде­ния соб­ствен­ной инди­ви­ду­аль­но­сти. В свя­зи с этим изу­че­ние осо­бен­но­стей вир­ту­аль­ной само­пре­зен­та­ции под­рост­ков пред­став­ля­ет­ся осо­бен­но актуальным.

Поня­тие само­пре­зен­та­ции по-раз­но­му трак­ту­ет­ся иссле­до­ва­те­ля­ми дан­но­го фено­ме­на. Ана­ли­ти­че­ский обзор раз­лич­ных под­хо­дов к тол­ко­ва­нию пси­хо­ло­ги­че­ско­го содер­жа­ния поня­тия само­пре­зен­та­ции про­ве­ден в рабо­тах Б. Шлен­ке­ра и М. Вей­гол­да [14], В. В. Хоро­ших [10; 11], Е. В. Михай­ло­вой [5], О. А. Пику­ле­вой [7].

Сле­ду­ет отме­тить, что боль­шин­ство иссле­до­ва­те­лей фено­ме­на само­пре­зен­та­ции соли­дар­ны с тем, что само­пре­зен­та­ция явля­ет­ся одним из спо­со­бов регу­ля­ции вза­и­мо­дей­ствий чело­ве­ка с соци­аль­ной сре­дой, а так­же что само­пре­зен­та­ция пред­став­ля­ет собой пове­ден­че­ский ком­по­нент в струк­ту­ре «обра­за Я» личности.

В сво­их рабо­тах мы рас­смат­ри­ва­ем само­пре­зен­та­цию как про­цесс регу­ля­ции про­из­во­ди­мо­го субъ­ек­том впе­чат­ле­ния, с уче­том спе­ци­фи­ки соци­аль­ных ситу­а­ций, и (или) выра­же­ния систе­мы пред­став­ле­ний о самом себе [11, с. 7].

В дан­ном опре­де­ле­нии акцент сде­лан на суще­ство­ва­нии двух базо­вых целей про­цес­са само­пре­зен­та­ции. Пер­вая из них - изме­не­ние пред­став­ле­ния дру­гих о «Я», лич­но­сти чело­ве­ка, име­ю­щее конеч­ной целью изме­не­ние отно­ше­ния к себе, фор­ми­ро­ва­ние опре­де­лен­но­го (чаще соци­аль­но одоб­ря­е­мо­го, при­вле­ка­тель­но­го) обра­за. Вто­рая - стрем­ле­ние выра­зить себя, рас­крыть себя, пред­ста­вить дру­гим свою внут­рен­нюю сущность.

Изу­че­ние вир­ту­аль­ной само­пре­зен­та­ции явля­ет­ся одним из при­о­ри­тет­ных направ­ле­ний в совре­мен­ных иссле­до­ва­ни­ях дан­но­го фено­ме­на [2-4; 1315]. В одном из пер­вых оте­че­ствен­ных иссле­до­ва­ний вир­ту­аль­ной само­пре­зен­та­ции само­пре­зен­та­ция лич­но­сти в сети Интер­нет опре­де­ля­ет­ся как «созна­тель­ное и несо­зна­тель­ное предъ­яв­ле­ние лич­но­стью себя при помо­щи вер­баль­ных и невер­баль­ных средств ком­му­ни­ка­ции с целью фор­ми­ро­ва­ния опре­де­лен­но­го впе­чат­ле­ния у собе­сед­ни­ка по интер­нет-обще­нию и постро­е­ния даль­ней­ше­го вза­и­мо­дей­ствия с ним» [12, с. 3].

Вир­ту­аль­ная само­пре­зен­та­ция пони­ма­ет­ся нами как про­цесс фор­ми­ро­ва­ния субъ­ек­том опре­де­лен­но­го впе­чат­ле­ния о себе, выра­же­ния систе­мы пред­став­ле­ний о самом себе в вир­ту­аль­ной среде.

Мож­но отме­тить, что в фоку­се вни­ма­ния совре­мен­ных иссле­до­ва­те­лей вир­ту­аль­ной само­пре­зен­та­ции нахо­дят­ся про­бле­мы вза­и­мо­вли­я­ния и вза­и­мо­от­но­ше­ния реаль­ной и вир­ту­аль­ной иден­тич­но­сти, а так­же про­бле­мы само­пре­зен­та­ци­он­но­го пове­де­ния под­рост­ков в Интер­не­те [2; 3; 13]. В то же вре­мя вари­а­тив­ность само­пре­зен­та­ци­он­но­го пове­де­ния под­рост­ков в интер­нет-про­стран­стве оста­ет­ся мало­изу­чен­ным фено­ме­ном, что дела­ет зада­чу изу­че­ния фак­то­ров, опре­де­ля­ю­щих вари­а­тив­ность само­пре­зен­та­ци­он­но­го пове­де­ния в Интер­не­те, актуальной.

Под вари­а­тив­но­стью вир­ту­аль­ной само­пре­зен­та­ции мы пони­ма­ем спо­соб­ность лич­но­сти изме­нять само­пре­зен­та­ци­он­ное пове­де­ние с уче­том ситу­а­ци­он­но­го кон­тек­ста вир­ту­аль­но­го обще­ния, осо­бен­но­стей целе­вой ауди­то­рии, актив­ность и лег­кость моди­фи­ка­ции содер­жа­ния само­пре­зен­та­ции в Интернете.

Вари­а­тив­ность вир­ту­аль­ной само­пре­зен­та­ции нами рас­смат­ри­ва­ет­ся как слож­ное обра­зо­ва­ние, ком­по­нен­та­ми кото­ро­го явля­ют­ся визу­аль­ная вари­а­тив­ность, вер­баль­ная вари­а­тив­ность и вари­а­тив­ность само­пре­зен­та­ци­он­но­го пове­де­ния с раз­лич­ной аудиторией.

Визу­аль­ная вари­а­тив­ность вир­ту­аль­ной само­пре­зен­та­ции отра­жа­ет актив­ность субъ­ек­та по моди­фи­ка­ции визу­аль­ной инфор­ма­ции о себе в Интер­не­те. В отно­ше­нии само пре­зен­та­ции в соци­аль­ных сетях речь идет, преж­де все­го, о часто­те сме­ны аватара.

Вер­баль­ный ком­по­нент вари­а­тив­но­сти отра­жа­ет актив­ность изме­не­ния инфор­ма­ци­он­но­го содер­жа­ния пер­со­наль­ной стра­ни­цы в Интер­не­те. При этом спо­соб предъ­яв­ле­ния инфор­ма­ции о себе может иметь как пря­мой, так и кос­вен­ный харак­тер. В послед­нем слу­чае речь идет о пред­став­ле­нии инфор­ма­ции, опо­сре­до­ван­но свя­зан­ной с субъ­ек­том само­пре­зен­та­ции (напри­мер, пуб­ли­ка­ция на сво­ей стра­ни­це запи­сей, про­ду­ци­ро­ван­ных дру­ги­ми пользователями).

Вари­а­тив­ность само­пре­зен­та­ци­он­но­го пове­де­ния с раз­лич­ной ауди­то­ри­ей отра­жа­ет коли­че­ство и раз­но­об­ра­зие стра­те­гий само­пре­зен­та­ции, исполь­зу­е­мых субъ­ек­том вир­ту­аль­ной само­пре­зен­та­ции для реа­ли­за­ции цели фор­ми­ро­ва­ния бла­го­при­ят­но­го впе­чат­ле­ния на раз­лич­ную аудиторию.

В про­ве­ден­ном нами с целью изу­че­ния фак­то­ров, опре­де­ля­ю­щих вари­а­тив­ность вир­ту­аль­ной само­пре­зен­та­ции у под­рост­ков, эмпи­ри­че­ском иссле­до­ва­нии при­ня­ли уча­стие 115 чело­век (из них 59 маль­чи­ков и 56 дево­чек) в воз­расте от 12 до 17 лет.

В сво­ем иссле­до­ва­нии мы опи­ра­лись на воз­раст­ную пери­о­ди­за­цию Л. С. Выгот­ско­го, обо­зна­ча­ю­ще­го гра­ни­цы пубер­тат­но­го воз­рас­та 13-17 года­ми [1, с. 256]. Заме­тим, что и совре­мен­ные уче­ные отме­ча­ют уве­ли­че­ние гра­ниц под­рост­ко­во­го воз­рас­та [6; 8].

Для изу­че­ния вари­а­тив­но­сти само­пре­зен­та­ци­он­но­го пове­де­ния в Интер­не­те, моти­ва­ции вир­ту­аль­ной само­пре­зен­та­ции была раз­ра­бо­та­на автор­ская анке­та. По резуль­та­там анкет­но­го опро­са выбор­ка была диф­фе­рен­ци­ро­ва­на по уров­ню вари­а­тив­но­сти вир­ту­аль­ной само­пре­зен­та­ции. В груп­пу испы­ту­е­мых с высо­кой вари­а­тив­но­стью вир­ту­аль­ной само­пре­зен­та­ции вошел 51 чело­век, в груп­пу с низ­кой вари­а­тив­но­стью вир­ту­аль­ной само­пре­зен­та­ции вошли 64 чело­ве­ка. Сред­не­груп­по­вая вели­чи­на инте­граль­но­го пока­за­те­ля вари­а­тив­но­сти вир­ту­аль­ной само­пре­зен­та­ции соста­ви­ла 5,35 балла.

С целью изу­че­ния лич­ност­ных осо­бен­но­стей под­рост­ков были исполь­зо­ва­ны: фак­тор­ный лич­ност­ный опрос­ник Р. Кет­тел­ла для под­рост­ков (HSPQ); тест два­дца­ти выска­зы­ва­ний М. Куна и Т. Мак­парт­лен­да; шка­ла само­мо­ни­то­рин­га М. Снай­де­ра и социо­мет­ри­че­ская процедура.

Для выяв­ле­ния воз­раст­ных осо­бен­но­стей вари­а­тив­но­сти вир­ту­аль­ной само­пре­зен­та­ции выбор­ку так­же диф­фе­рен­ци­ро­ва­ли по воз­рас­ту на две груп­пы: млад­шие под­рост­ки - в нее вошли под­рост­ки в воз­расте от 12 до 14 лет (все­го 57 чело­век, из них 37 маль­чи­ков и 20 дево­чек) и стар­шие под­рост­ки - в нее вошли под­рост­ки от 15 до 17 лет (58 чело­век, из них 22 маль­чи­ка и 36 девочек).

Обра­тим­ся к резуль­та­там иссле­до­ва­ния. Резуль­та­ты анке­ти­ро­ва­ния пока­за­ли, что веду­щи­ми моти­ва­ми вари­а­тив­но­сти визу­аль­ной само­пре­зен­та­ции у под­рост­ков явля­ет­ся стрем­ле­ние к новизне, стрем­ле­ние отра­зить про­ис­хо­дя­щие с ними внут­рен­ние и внеш­ние изменения. 

Жела­ние сме­нить ста­рую фото­гра­фию отме­ча­ют 25 % млад­ших и 49 % стар­ших под­рост­ков. 19 % млад­ших под­рост­ков (и 5 % стар­ших под­рост­ков) отме­ча­ют жела­ние отра­зить воз­раст­ные изме­не­ния через ава­тар, что поз­во­ля­ет гово­рить о том, что млад­шие под­рост­ки чаще стре­мят­ся отра­зить на пуб­ли­ку­е­мых в Интер­не­те фото воз­раст­ные осо­бен­но­сти и изме­не­ния, под­черк­нув свою взрослость. 

Стар­шие под­рост­ки чаще стре­мят­ся полу­чить вни­ма­ние и одоб­ре­ние сво­их дру­зей (16 % от обще­го чис­ла под­рост­ков этой груп­пы отме­ча­ют жела­ние при­влечь к себе вни­ма­ние, тогда как у под­рост­ков млад­ше­го воз­рас­та дан­ный ответ встре­ча­ет­ся толь­ко в 7 % случаев).

Ана­лиз отве­тов под­рост­ков об основ­ных при­чи­нах изме­не­ния тек­сто­вой инфор­ма­ции о себе в соци­аль­ных сетях поз­во­ля­ет гово­рить о том, что потреб­ность само­рас­кры­тия пре­иму­ще­ствен­но опре­де­ля­ет вари­а­тив­ность содер­жа­ния пря­мой тек­сто­вой самопрезентации. 

Под­рост­ки стре­мят­ся сооб­щить об изме­не­ни­ях, про­ис­хо­дя­щих в их жиз­ни, новых инте­ре­сах, увле­че­ни­ях (35 % млад­ших и 41 % стар­ших под­рост­ков ука­зы­ва­ют стрем­ле­ние про­ин­фор­ми­ро­вать дру­зей и зна­ко­мых об изме­не­ни­ях в сво­ей жиз­ни в каче­стве при­чи­ны изме­не­ния тек­сто­вой инфор­ма­ции о себе на пер­со­наль­ной стра­ни­це в Интернете). 

В то же вре­мя стар­шие под­рост­ки про­яв­ля­ют боль­шую заин­те­ре­со­ван­ность в при­вле­че­нии вни­ма­ния (18 % под­рост­ков этой груп­пы), что, оче­вид­но, обу­слов­ле­но поис­ком новых дру­же­ских и эмо­ци­о­наль­но насы­щен­ных контактов.

Кос­вен­ная само­пре­зен­та­ция, реа­ли­зу­е­мая через функ­цию «запи­си на стене», у млад­ших под­рост­ков ори­ен­ти­ро­ва­на пре­иму­ще­ствен­но на фор­ми­ро­ва­ние обра­за «хоро­ше­го дру­га» (35 % опро­шен­ных под­рост­ков отме­ча­ют, что при помо­щи запи­сей на сво­ей стене они хотят пока­зать себя как «весе­ло­го, жиз­не­ра­дост­но­го чело­ве­ка», 9 % стре­мят­ся пози­ци­о­ни­ро­вать себя как «доб­ро­го, откры­то­го человека»).

В то же вре­мя стар­шие под­рост­ки при помо­щи кос­вен­ной само­пре­зен­та­ции стре­мят­ся под­черк­нуть свои интел­лек­ту­аль­ные каче­ства, свое инди­ви­ду­аль­ное мне­ние (36 % под­рост­ков этой груп­пы стре­мят­ся при помо­щи запи­сей на сво­ей стене пока­зать себя как «любо­зна­тель­но­го, с боль­шим кру­гом инте­ре­сов чело­ве­ка», 19 % как «чело­ве­ка, име­ю­ще­го опре­де­лен­ное мне­ние», 15 % как «умно­го, инте­рес­но­го собеседника»).

Резуль­та­ты срав­ни­тель­но­го ана­ли­за групп под­рост­ков с высо­кой и низ­кой вари­а­тив­но­стью само­пре­зен­та­ци­он­но­го пове­де­ния поз­во­ли­ли выявить зна­чи­мые раз­ли­чия неко­то­рых пока­за­те­лей в срав­ни­ва­е­мых груп­пах. Ана­лиз досто­вер­но­сти раз­ли­чий про­во­дил­ся с помо­щью t-кри­те­рия Стьюдента.

Резуль­та­ты иссле­до­ва­ния пока­за­ли, что под­рост­ки с высо­кой вари­а­тив­но­стью само­пре­зен­та­ции отли­ча­ют­ся боль­шей пред­став­лен­но­стью в струк­ту­ре Я-кон­цеп­ции качеств, рас­кры­ва­ю­щих их моти­ва­ци­он­ные (р < 0,01) и эмо­ци­о­наль­но-воле­вые харак­те­ри­сти­ки (р < 0,05), неже­ли под­рост­ки с низ­кой вари­а­тив­но­стью само­пре­зен­та­ции. Их отли­ча­ет более пози­тив­ное само­от­но­ше­ние (р < 0,001).

Под­рост­ки с низ­кой вари­а­тив­но­стью вир­ту­аль­ной само­пре­зен­та­ции чаще меня­ют визу­аль­ную инфор­ма­цию о себе в Интер­не­те (р < 0,001), име­ют боль­шее коли­че­ство дру­зей в соци­аль­ных сетях (р < 0,001) и отли­ча­ют­ся более нега­тив­ным отно­ше­ни­ем к себе. Таким обра­зом, мож­но отме­тить, что само­от­но­ше­ние, диф­фе­рен­ци­ро­ван­ность пре­став­ле­ний о себе, сво­их инди­ви­ду­аль­ных каче­ствах опо­сре­ду­ют вари­а­тив­ность само­пре­зен­та­ци­он­но­го пове­де­ния в Интер­не­те у подростков.

Срав­не­ние инди­ви­ду­аль­но-пси­хо­ло­ги­че­ских осо­бен­но­стей маль­чи­ков и дево­чек пока­за­ло, что маль­чи­ки более неза­ви­си­мы, само­сто­я­тель­ны (р < 0,001), обла­да­ют высо­ким уров­нем само­кон­тро­ля (р < 0,01), неже­ли девоч­ки. В струк­ту­ре Я-кон­цеп­ции маль­чи­ков чаще пред­став­ле­ны каче­ства, отра­жа­ю­щие наци­о­наль­ную и рели­ги­оз­ную иден­тич­ность (р < 0,01), а так­же каче­ства, отра­жа­ю­щие их увле­че­ния и инте­ре­сы (р < 0,001).

В свою оче­редь девоч­ки более эмо­ци­о­наль­но воз­бу­ди­мы, чув­стви­тель­ны к про­ис­хо­дя­щим собы­ти­ям, обла­да­ют худо­же­ствен­ным вос­при­я­ти­ем мира (р < 0,01). В струк­ту­ре пред­став­ле­ний дево­чек о себе отме­че­но боль­шее коли­че­ство харак­те­ри­стик, пере­да­ю­щих непо­вто­ри­мость, уни­каль­ность при­су­щих им качеств (р < 0,001), а так­же семей­ные роли (р < 0,01), эмо­ци­о­наль­но-воле­вые осо­бен­но­сти харак­те­ра (р < 0,05).

По срав­не­нию с маль­чи­ка­ми девоч­ки демон­стри­ру­ют более высо­кий уро­вень вари­а­тив­но­сти визу­аль­ной само­пре­зен­та­ции (р < 0,001), что, оче­вид­но, свя­за­но со стрем­ле­ни­ем под­черк­нуть свои досто­ин­ства, пред­ста­вить более выиг­рыш­ные фотографии. 

Девуш­ки стре­мят­ся заве­сти боль­ше зна­ко­мых в вир­ту­аль­ной сре­де (р < 0,001). Отве­чая на вопрос о при­чи­нах моди­фи­ка­ции визу­аль­но­го ряда пер­со­наль­ной стра­нич­ки, девоч­ки в каче­стве основ­ных моти­вов вари­а­тив­но­сти визу­аль­ной само­пре­зен­та­ции отме­ча­ют потреб­ность полу­чить вни­ма­ние, стрем­ле­ние к новизне, в то вре­мя как маль­чи­ки про­сто хотят обно­вить ста­рую информацию.

Резуль­та­ты кор­ре­ля­ци­он­но­го ана­ли­за поз­во­ля­ют гово­рить о том, что вари­а­тив­ность вир­ту­аль­ной само­пре­зен­та­ции дево­чек в боль­шей сте­пе­ни опо­сре­до­ва­на эмо­ци­о­наль­но-воле­вы­ми каче­ства­ми лич­но­сти. В то вре­мя как вари­а­тив­ность вир­ту­аль­ной само­пре­зен­та­ции маль­чи­ков опо­сре­ду­ет­ся ком­му­ни­ка­тив­ны­ми каче­ства­ми лич­но­сти, откры­то­стью и актив­но­стью пове­де­ния в Интернете.

Срав­не­ние групп под­рост­ков по воз­рас­ту поз­во­ли­ло уста­но­вить, что млад­шие под­рост­ки явля­ют­ся менее общи­тель­ны­ми, про­яв­ля­ют боль­шую сдер­жан­ность в меж­лич­ност­ном обще­нии (р < 0,001), менее эмо­ци­о­наль­но чув­стви­тель­ны­ми, они более рас­су­ди­тель­ны и праг­ма­тич­ны (р < 0,001) по срав­не­нию со стар­ши­ми подростками. 

В струк­ту­ре Я-кон­цеп­ции млад­ших под­рост­ков досто­вер­но мень­ше пред­став­ле­ны каче­ства, рас­кры­ва­ю­щие их инди­ви­ду­аль­ность, под­чер­ки­ва­ю­щие их само­быт­ность и уни­каль­ность (р < 0,001), а так­же эмо­ци­о­наль­но-воле­вое «Я» (р < 0,001), и харак­те­ри­сти­ки, отра­жа­ю­щие каче­ства ума (р < 0,05). В то же вре­мя в струк­ту­ре Я-кон­цеп­ции под­рост­ков дан­ной груп­пы боль­ше пред­став­ле­ны каче­ства, пере­да­ю­щие их рели­ги­оз­ную и этни­че­скую иден­тич­ность (р < 0,001). Под­рост­ки этой груп­пы отли­ча­ют­ся более высо­ким уров­нем само­кон­тро­ля, дис­ци­пли­ни­ро­ван­но­стью, нор­ма­тив­но­стью пове­де­ния (р < 0,01).

Стар­шие под­рост­ки более общи­тель­ны (р < 0,001), впе­чат­ли­тель­ны, эмо­ци­о­наль­ны (р < 0,001), отли­ча­ют­ся мень­шей дис­ци­пли­ни­ро­ван­но­стью и нор­ма­тив­но­стью пове­де­ния (р < 0,01). В струк­ту­ре Я-кон­цеп­ции под­рост­ков этой груп­пы пред­став­ле­но боль­ше качеств, отра­жа­ю­щих диф­фе­рен­ци­ру­ю­щую состав­ля­ю­щую «обра­за Я», под­чер­ки­ва­ю­щих их уни­каль­ность, инди­ви­ду­аль­ность, чаще через харак­те­ри­сти­ки интел­лек­та (р < 0,05), опи­са­ние сво­их эмо­ци­о­наль­но-воле­вых качеств (р < 0,001). Выяв­лен­ные осо­бен­но­сти согла­су­ют­ся с воз­раст­ны­ми зако­но­мер­но­стя­ми ста­нов­ле­ния само­со­зна­ния, опи­сан­ны­ми в литературе.

В то же вре­мя отме­тим, что стар­шие под­рост­ки демон­стри­ру­ют боль­шую вари­а­тив­ность вир­ту­аль­ной само­пре­зен­та­ции в про­цес­се обще­ния с раз­ной ауди­то­ри­ей (р < 0,001). Они лег­че моди­фи­ци­ру­ют свои вер­баль­ные про­яв­ле­ния, ори­ен­ти­ру­ясь на парт­не­ров по вир­ту­аль­ной ком­му­ни­ка­ции, кон­тро­ли­руя свое пове­де­ние в зави­си­мо­сти от целей обще­ния с раз­лич­ной аудиторией.

С целью опре­де­ле­ния основ­ных пре­дик­то­ров вари­а­тив­но­сти вир­ту­аль­ной и реаль­ной само­пре­зен­та­ции была осу­ществ­ле­на про­це­ду­ра мно­же­ствен­ной линей­ной регрессии. 

Регрес­си­он­ный ана­лиз при­ме­нял­ся к общей сово­куп­но­сти дан­ных. В каче­стве пре­дик­то­ров вари­а­тив­но­сти вир­ту­аль­ной само­пре­зен­та­ции, а так­же гиб­ко­сти само­пре­зен­та­ци­он­но­го пове­де­ния в реаль­ном обще­нии исполь­зо­ва­лись ком­му­ни­ка­тив­ные, эмо­ци­о­наль­но-воле­вые осо­бен­но­сти лич­но­сти под­рост­ков, а так­же осо­бен­но­сти Я-кон­цеп­ции, харак­те­ри­сти­ки соци­аль­но­го ста­ту­са подростков. 

Для про­гно­зи­ро­ва­ния вари­а­тив­но­сти визу­аль­ной, вер­баль­ной вир­ту­аль­ной само­пре­зен­та­ции, вари­а­тив­но­сти вир­ту­аль­ной само­пре­зен­та­ции при обще­нии с раз­ной целе­вой ауди­то­ри­ей, а так­же гиб­ко­сти само­пре­зен­та­ци­он­но­го пове­де­ния в реаль­ном обще­нии как зави­си­мых пере­мен­ных опре­де­ля­лись Р-коэф­фи­ци­ен­ты путем вычис­ле­ния оце­нок по урав­не­нию регрес­сии с при­ве­ден­ны­ми ниже формулами.

Регрес­си­он­ное урав­не­ние для пока­за­те­ля «вари­а­тив­ность визу­аль­ной само­пре­зен­та­ции» выгля­дит сле­ду­ю­щим образом:

ВВспр = -0,21МЯ + 8,66, где МЯ - моти­ва­ци­он­ное Я.

Полу­чен­ный резуль­тат сви­де­тель­ству­ет об обу­слов­лен­но­сти вари­а­тив­но­сти визу­аль­ной само­пре­зен­та­ции в Интер­не­те все­го лишь одним пока­за­те­лем, харак­те­ри­зу­ю­щим пред­став­лен­ность моти­ва­ци­он­ных харак­те­ри­стик лич­но­сти в струк­ту­ре Я-кон­цеп­ции лич­но­сти. При­чем вари­а­тив­ность визу­аль­ной само­пре­зен­та­ции тем выше, чем мень­ше качеств, отра­жа­ю­щих уста­нов­ку на риск, дости­же­ния, позна­ние, выве­де­но в общей струк­ту­ре пред­став­ле­ний под­рост­ков о самих себе.

Регрес­си­он­ное урав­не­ние для пока­за­те­ля «вари­а­тив­ность вер­баль­ной само­пре­зен­та­ции» выгля­дит сле­ду­ю­щим образом:

ВВер спр = 0,21ЭмУст - 0,34ЭмВол Я - 0,2к0трХ-к - 0,24 воз­раст + 4,03, где ЭмУст - эмо­ци­о­наль­ная устой­чи­вость (фак­тор С, опрос­ник Кет­тел­ла), ЭмВол Я - коли­че­ство эмо­ци­о­наль­но-воле­вых харак­те­ри­стик в струк­ту­ре Я-кон­цеп­ции, кОтрХ-к - коли­че­ство отри­ца­тель­ных харак­те­ри­стик себя.

Полу­чен­ный резуль­тат сви­де­тель­ству­ет об обу­слов­лен­но­сти вари­а­тив­но­сти вер­баль­ной само­пре­зен­та­ции высо­кой эмо­ци­о­наль­ной устой­чи­во­стью, урав­но­ве­шен­но­стью, пози­тив­ным само­от­но­ше­ни­ем (низ­ким коли­че­ством нега­тив­ных само­опи­са­ний, низ­кой пред­став­лен­но­стью качеств, отра­жа­ю­щих осо­бен­но­сти эмо­ци­о­наль­но-воле­вых про­яв­ле­ний и качеств в струк­ту­ре Я-кон­цеп­ции). Так­же мож­но отме­тить, что млад­шие под­рост­ки демон­стри­ру­ют более высо­кий уро­вень вари­а­тив­но­сти вер­баль­ной само­пре­зен­та­ции в Интер­не­те. Они актив­нее меня­ют тек­сто­вую инфор­ма­цию на сво­ей странице.

Регрес­си­он­ное урав­не­ние для пока­за­те­ля «вари­а­тив­ность само­пре­зен­та­ции при обще­нии с раз­ной ауди­то­ри­ей» выгля­дит сле­ду­ю­щим образом:

ВспрА = 0,31 воз­раст 0,31семЯ + 0,24Домин + 0,24Инт + 0,20ПолИд + 0,19кПолХ-к - 0,19Трев - 0,18СоцСм - 0,94, где семЯ - коли­че­ство семей­ных ролей в струк­ту­ре Я-кон­цеп­ции, Домин -доми­нант­ность (фак­тор Е, опрос­ник Кет­тел­ла), Инт - интел­лект (фак­тор В, опрос­ник Кет­тел­ла), ПолИд - харак­те­ри­сти­ки, ука­зы­ва­ю­щие на поло­вую иден­тич­ность, ПолХ-к - поло­жи­тель­ные харак­те­ри­сти­ки в струк­ту­ре Я-кон­цеп­ции, Трев - тре­вож­ность (фак­тор О, опрос­ник Кет­тел­ла), Соц­СМ -соци­аль­ная сме­лость (фак­тор Н, опрос­ник Кеттелла).

Полу­чен­ный резуль­тат поз­во­ля­ет гово­рить о том, что вари­а­тив­ность само­пре­зен­та­ции с раз­лич­ной ауди­то­ри­ей в вир­ту­аль­ной сре­де обу­слов­ле­на само­сто­я­тель­но­стью, неза­ви­си­мо­стью под­рост­ков, сооб­ра­зи­тель­но­стью, уров­нем общей куль­ту­ры и эрудицией. 

В то же вре­мя более высо­кую вари­а­тив­ность само­пре­зен­та­ци­он­но­го пове­де­ния с раз­ной целе­вой ауди­то­ри­ей опре­де­ля­ет спо­кой­ствие, эмо­ци­о­наль­ная урав­но­ве­шен­ность, мень­шая пред­став­лен­ность в струк­ту­ре Я-кон­цеп­ции семей­ных ролей, нали­чие харак­те­ри­стик, отра­жа­ю­щих поло­вую идентификацию. 

Вари­а­тив­ность вир­ту­аль­ной само­пре­зен­та­ции с раз­лич­ной целе­вой ауди­то­ри­ей уве­ли­чи­ва­ет­ся по мере взрос­ле­ния под­рост­ков, при этом робость, застен­чи­вость в реаль­ном меж­лич­ност­ном обще­нии так же спо­соб­ству­ют уве­ли­че­нию вари­а­тив­но­сти само­пре­зен­та­ции в вир­ту­аль­ной среде.

Регрес­си­он­ное урав­не­ние для пока­за­те­ля «уро­вень само­мо­ни­то­рин­га» выгля­дит сле­ду­ю­щим образом:

СМ = 0,28СоцСм + 0,25Инд + 0,2КомЯ + 0,19Трев - 0,19Конф -- 0,2 воз­раст + 8,3, где Соц­См - соци­аль­ная сме­лость (фак­тор Н, опрос­ник Кет­тел­ла), Инд -инди­ви­ду­а­лизм (фак­тор J, опрос­ник Кет­тел­ла), КомЯ - ком­му­ни­ка­тив­ное Я, Трев - тре­вож­ность (фак­тор О, опрос­ник Кет­тел­ла), Конф - кон­фор­мизм (фак­тор Q2, опрос­ник Кеттелла).

Полу­чен­ный резуль­тат сви­де­тель­ству­ет о том, что гиб­кость, вари­а­тив­ность само­пре­зен­та­ци­он­но­го пове­де­ния под­рост­ков в реаль­ном вза­и­мо­дей­ствии обу­слов­ле­на высо­ким уров­нем соци­аль­ной сме­ло­сти, актив­но­сти, выра­жен­ным инди­ви­ду­а­лиз­мом, высо­кой тре­вож­но­стью, кон­форм­но­стью, стрем­ле­ни­ем под­стро­ить­ся под мне­ние груп­пы, при­ня­тые в груп­пе стан­дар­ты пове­де­ния, пред­став­лен­но­стью в струк­ту­ре Я-кон­цеп­ции ком­му­ни­ка­тив­ных харак­те­ри­стик. Уро­вень само­мо­ни­то­рин­га по мере взрос­ле­ния под­рост­ков понижается.

Таким обра­зом, мож­но отме­тить, что выде­лен­ные ком­по­нен­ты вари­а­тив­но­сти вир­ту­аль­ной само­пре­зен­та­ции суще­ствен­но раз­ли­ча­ют­ся по слож­но­сти и при­ро­де обу­слов­ли­ва­ю­щих их факторов.

Поло­вая при­над­леж­ность высту­па­ет в каче­стве основ­но­го фак­то­ра, опре­де­ля­ю­ще­го раз­ли­чия в уровне вари­а­тив­но­сти визу­аль­ной само­пре­зен­та­ции в Интер­не­те. Девоч­ки-под­рост­ки про­яв­ля­ют боль­шую актив­ность в моди­фи­ка­ции визу­аль­ных ком­по­нен­тов соб­ствен­но­го обра­за в Интернете.

Вари­а­тив­ность вер­баль­ной само­пре­зен­та­ции в Интер­не­те зави­сит от воз­раст­ных осо­бен­но­стей под­рост­ков, осо­бен­но­стей само­от­но­ше­ния, уров­ня эмо­ци­о­наль­ной устойчивости.

Вари­а­тив­ность вир­ту­аль­ной само­пре­зен­та­ции при обще­нии с раз­ной ауди­то­ри­ей обу­слов­ле­на воз­рас­том под­рост­ков, а так­же ком­му­ни­ка­тив­ны­ми каче­ства­ми, эмо­ци­о­наль­но-воле­вы­ми осо­бен­но­стя­ми лич­но­сти, осо­бен­но­стя­ми Я-кон­цеп­ции под­рост­ков, уров­нем общей куль­ту­ры и эру­ди­ции. По мере взрос­ле­ния вари­а­тив­ность вир­ту­аль­ной само­пре­зен­та­ции в про­цес­се вза­и­мо­дей­ствия с раз­лич­ной целе­вой ауди­то­ри­ей уве­ли­чи­ва­ет­ся, тогда как вари­а­тив­ность вер­баль­ной само­пре­зен­та­ции в Интер­не­те снижается.

Срав­не­ние пре­дик­то­ров вари­а­тив­но­сти само­пре­зен­та­ции в реаль­ном обще­нии и в интер­нет-сре­де поз­во­ля­ет гово­рить о том, что Интер­нет выпол­ня­ет ком­пен­са­тор­ную функ­цию для под­рост­ков, предо­став­ляя свое­об­раз­ную воз­мож­ность для совер­шен­ство­ва­ния ком­му­ни­ка­тив­ных навыков.

Список литературы

  1. Выгот­ский Л. С. Собра­ние сочи­не­ний. Т. 4. Дет­ская пси­хо­ло­гия / Л. С. Выгот­ский; под ред. Д. Б. Эль­ко­ни­на. - М. : Педа­го­ги­ка, 1984. - 432 с.
  2. Гаври­чен­ко О. В. Осо­бен­но­сти само­ре­пре­зен­та­ции в Интер­нет-днев­ни­ках под­рост­ков и моло­де­жи [Элек­трон­ный ресурс] / О. В. Гаври­чен­ко, Т. В. Смолякова// Пси­хол. исслед. : элек­трон. науч. журн. - 2008. - № 1(1).
  3. Изо­то­ва Е. И. Осо­бен­но­сти само­предъ­яв­ле­ния под­рост­ков с раз­ной сте­пе­нью сфор­ми­ро­ван­ное™ иден­тич­но­сти / Е. И. Изо­то­ва // Пси­хол. исслед. - 2012. -Т. 5, № 26. - С. 9.
  4. Кры­лов Е. Ю. Фор­ми­ро­ва­ние так­тик целе­на­прав­лен­ной само­пре­зен­та­ции у сту­ден­тов в вир­ту­аль­ной сре­де : авто­реф. дис. … канд. пси­хол. наук / Е. Ю. Кры­лов. - СПб., 2012. - 22 с.
  5. Михай­ло­ва Е. В. Само­пре­зен­та­ция: тео­рии, иссле­до­ва­ния, тре­нинг / Е. В. Михай­ло­ва - СПб. : Речь, 2007. - 224 с.
  6. Обу­хо­ва Л. Ф. Дет­ская пси­хо­ло­гия: тео­рия, фак­ты, про­бле­мы / Л. Ф. Обу­хо­ва. - М. : Три­во­ла, 1995. - 352 с. Изве­стия Иркут­ско­го госу­дар­ствен­но­го уни­вер­си­те­та 2017. Т. 19. Серия «Пси­хо­ло­гия». С. 103-112.
  7. Пику­ле­ва О. А. Соци­аль­ная пси­хо­ло­гия само­пре­зен­та­ции лич­но­сти : авто-реф. дис. … д-ра пси­хол. наук / О. А. Пику­ле­ва. - СПб., 2014. - 45 с.
  8. Поли­ва­но­ва К. Н. Взрос­ле­ние сего­дня - соци­аль­ные изме­не­ния совре­мен­но­го дет­ства [Элек­трон­ный ресурс] / К. Н. Поливанова. 
  9. Соци­аль­ная семи­о­ти­ка жиз­нен­ной сре­ды совре­мен­но­го ребен­ка [Элек­трон­ный ресурс] / Н. Н. Коро­ле­ва, О. М. Гон­ча­ро­ва, Ю. Л. Про­ект, И. М. Бог­да­нов­ская, П. Н. Виноградов// Пись­ма в Эмис­сия. Оффлайн : элек­трон. науч. изд. - 2013. -№ 11.
  10. Хоро­ших В. В. Вари­а­тив­ность само­пре­зен­та­ции как пред­мет пси­хо­ло­ги­че­ско­го иссле­до­ва­ния // Науч.-техн. ведо­мо­сти Санкт-Петерб. гос. поли­те­хи. ун-та. гума­ни­тар. и обществ. нау­ки. - 2015. - № 1 (215). - С. 172-178.
  11. Хоро­ших В. В. Мето­ды изу­че­ния само­пре­зен­та­ции : метод. посо­бие / В. В. Хоро­ших. - СПб : Изд-во РГПУ им. А. И. Гер­це­на, 2009. - 43 с.
  12. Шев­чен­ко И. С. Вари­а­тив­ность само­пре­зен­та­ции лич­но­сти в интер­нет-обще­нии : авто­реф. дис. … канд. пси­хол. наук / И. С. Шев­чен­ко. - Казань, 2002. - 23 с.
  13. Michikyan М. Can you tell who I am? Neuroticism, extraversion, and online self-presentation among young adults [Electronics recourse] / M. Michikyan, К Subrah-manyam, J. Dennis // Computers in Human Behavior, 2014. 
  14. Schlenker B. Interpersonal processes involving regulation and management / B. Schlenker, M. Weigold // Annual Reviue of Psycology. - 1992. - N 43. - P. 133-169.
  15. Strano M. User Descriptions and Interpretations of Self-Presentation through Facebook Profile Images [Electronic resource] // Cyberpsychology : Journal of Psychosocial Research on Cyberspace. - 2008. - N 2(2), Article 5.
Источ­ник: Изве­стия Иркут­ско­го госу­дар­ствен­но­го уни­вер­си­те­та. Серия: Пси­хо­ло­гия. 2017. Том 19. Стр. 103–112

Об авторах

  • Вале­рия Вик­то­ров­на Хоро­ших — кан­ди­дат пси­хо­ло­ги­че­ских наук, доцент, кафед­ра пси­хо­ло­гии про­фес­си­о­на­лы­ной дея­те­лы­но­сти, нсти­тут пси­хо­ло­гии Рос­сий­ский госу­дар­ствен­ный педа­го­ги­че­ский уни­вер­си­тет им. А. И. Герцена.
  • Ека­те­ри­на Бори­сов­на Чары­ко­ва — маги­странт, Инсти­тут пси­хо­ло­гии Рос­сий­ский госу­дар­ствен­ный педа­го­ги­че­ский уни­вер­си­тет им. А. И. Герцена.

Смот­ри­те также:

Категории

Метки

Публикации

ОБЩЕНИЕ

CYBERPSY — первое место, куда вы отправляетесь за информацией о киберпсихологии. Подписывайтесь и читайте нас в социальных сетях.

vkpinterest