Заячковская К.В., Богуславская В.В. Пост-самопрезентация в социальных сетях

З

Пере­ход зна­чи­тель­но­го объ­е­ма ком­му­ни­ка­ции в соци­аль­ные сети и посто­ян­ное раз­ви­тие и услож­не­ние форм интер­нет-ком­му­ни­ка­ции – явле­ния, тре­бу­ю­щие систем­но­го опи­са­ния. В ком­му­ни­ка­тив­ном про­стран­стве Интер­не­та осо­бое место зани­ма­ет бло­гинг, а раз­лич­ные соци­аль­ные сети пред­ла­га­ют для веде­ния бло­гов свои пло­щад­ки. Основ­ная инфор­ма­ци­он­ная еди­ни­ца бло­га – пост. 

В нашей рабо­те пред­став­ле­на попыт­ка обо­зна­чить жан­ро­вую спе­ци­фи­ку постов функ­ци­о­наль­ной направ­лен­но­сти «само­пре­зен­та­ция». От англий­ско­го «post» – «выве­ши­вать», «пуб­ли­ко­вать» (сло­во-каль­ка); бук­валь­но – «пуб­ли­ка­ция».

В науч­ной лите­ра­ту­ре фор­маль­ное опре­де­ле­ние тер­ми­на «пост» отсут­ству­ет. Одна­ко, напри­мер, интер­нет-ресурс «Глос­са­рий интер­нет-мар­ке­тин­га» опре­де­ля­ет пост как «инфор­ма­ци­он­ный блок, раз­ме­щен­ный поль­зо­ва­те­лем в соци­аль­ной сети, бло­ге, мик­роб­ло­ге» [5]. Это опре­де­ле­ние созвуч­но наше­му взгля­ду, поэто­му мы будем исполь­зо­вать его в каче­стве рабочего.

Пост – это не толь­ко фено­мен интер­нет-ком­му­ни­ка­ции, пред­став­ля­ю­щий собой моди­фи­ка­цию объ­еди­не­ния несколь­ких пуб­ли­ци­сти­че­ских жан­ров, но уже обосо­бив­ша­я­ся систе­ма тек­стов с соб­ствен­ной жан­ро­вой структурой. 

Пост-само­пре­зен­та­ция – это осо­бый вид поста, кото­рый состав­ля­ет­ся в соот­вет­ствии с неглас­но уста­нов­лен­ны­ми пра­ви­ла­ми чле­нов интер­нет-сооб­ще­ства и име­ет соб­ствен­ную клас­си­фи­ка­цию, осно­ван­ную на тема­ти­че­ских функ­ци­ях того или ино­го тек­ста. Пост может состо­ять из тек­сто­во­го, гра­фи­че­ско­го и аудио­ви­зу­аль­но­го напол­не­ния, сов­ме­щая все ком­по­нен­ты одно­вре­мен­но или состоя толь­ко из одного.

Так как мы вво­дим поня­тие «пост-само­пре­зен­та­ция», необ­хо­ди­мо опре­де­лить и его вто­рой ком­по­нент. Что такое само­пре­зен­та­ция? Сло­варь-спра­воч­ник по соци­аль­ной рабо­те опре­де­ля­ет «само­пре­зен­та­цию» так: «Само­пре­зен­та­ция – это ста­ра­ние инди­ви­да соста­вить опре­де­лен­ное пред­став­ле­ние о себе в созна­нии дру­гих» [2: 288]. 

Для более раз­вер­ну­то­го опре­де­ле­ния обра­тим­ся к «Тол­ко­во­му сло­ва­рю по пси­хо­ло­гии»: «Совер­шен­но бук­валь­но – про­цесс пред­став­ле­ния себя в отно­ше­нии соци­аль­но и куль­тур­но при­ня­тых спо­со­бов дей­ствия и пове­де­ния. Здесь под­ра­зу­ме­ва­ет­ся, что этот про­цесс осно­вы­ва­ет­ся на исполь­зо­ва­нии опре­де­лен­ных стра­те­гий, раз­ра­бо­тан­ных для того, что­бы фор­ми­ро­вать мне­ние дру­гих о себе» [4: 487].

Таким обра­зом, пост-само­пре­зен­та­ция – это пост-само­опред­став­ле­ние, в кото­ром автор рас­ска­зы­ва­ет о себе, созда­вая при этом свой уни­каль­ный образ для читателя.

А. В. Бон­дарь­ко­ва в ста­тье «Само­пре­зен­та­ция как осо­бый интер­нет-жанр (на мате­ри­а­ле рус­ско­языч­ных бло­гов)» выде­ля­ет само­пре­зен­та­цию как осо­бый интер­нет-жанр [1: 78–91]. К ана­ли­зу пред­став­ле­ны наме­рен­ные акты само­пре­зен­та­ции на при­ме­ре постов из сер­ви­са мик­роб­ло­гов «Живой журнал». 

Ана­лиз тек­ста про­во­дил­ся по задан­ным ана­ли­ти­че­ским пара­мет­рам: медий­ным, праг­ма­ти­че­ским, струк­тур­но-семан­ти­че­ским, линг­во­сти­ли­сти­че­ским. А. В. Бон­дарь­ко­вой опре­де­ле­ны сле­ду­ю­щие клю­че­вые свой­ства интер­нет-жан­ра самопрезентации:

  1. Само­ха­рак­те­ри­сти­ка авто­ра бло­га – это часть линг­во­куль­ту­ры, у кото­рой выде­ля­ют­ся осо­бые при­зна­ки по ана­ли­ти­че­ским пара­мет­рам, пред­став­лен­ным выше.
  2. Тек­сты-само­пре­зен­та­ции – дис­кур­со­при­об­ре­тен­ные интер­нет-жан­ры (О. В. Луто­ви­но­ва), направ­ле­ны на фор­ми­ро­ва­ние впе­чат­ле­ния об авто­ре и твор­че­стве в его блоге.
  3. Осо­бен­но­сти тек­стов-само­пре­зен­та­ций поз­во­ля­ют гово­рить об их жан­ро­вой само­сто­я­тель­но­сти и обу­слов­лен­но­сти их суще­ство­ва­ния дискурсом.
  4. Тек­сты-само­пре­зен­та­ции раз­но­об­раз­ны по сти­ли­сти­че­ско­му оформ­ле­нию; при­зва­ны опти­ми­зи­ро­вать обще­ние в Интернете.
  5. Отдель­но­го изу­че­ния тре­бу­ют стра­те­гии само­пре­зен­та­ции и их зна­ко­вое оформление.

Сле­ду­ет отме­тить и соот­но­ше­ние при­зна­ков поста-само­пре­зен­та­ции с язы­ко­вы­ми при­зна­ка­ми само­пре­зен­та­ции по В. И. Кара­си­ку. В. И. Кара­сик в рабо­те «Само­пре­зен­та­ция в реклам­ном дис­кур­се» дает сле­ду­ю­щее опре­де­ле­ние само­пре­зен­та­ции: «Под само­пре­зен­та­ци­ей пони­ма­ет­ся кон­стру­и­ро­ва­ние ими­джа субъ­ек­та реклам­но­го воз­дей­ствия – запо­ми­на­ю­ще­го­ся обра­за адре­са­та» [3: 32–43].

Такое опре­де­ле­ние кор­ре­ли­ру­ет с функ­ци­о­наль­ной направ­лен­но­стью само­пре­зен­та­ции в рас­смат­ри­ва­е­мых видах постов. 

Ряд аспек­тов, при­су­щих реклам­ной само­пре­зен­та­ции по В. И. Карасику:

  1. Отра­же­ние цен­ност­ной кар­ти­ны мира адресанта;
  2. Обос­но­ва­ние пра­ва субъ­ек­та реко­мен­до­вать адре­са­ту сде­лать какой-либо выбор;
  3. Демон­стра­ция под­черк­ну­то лич­но­го отно­ше­ния к адресанту;
  4. Нали­чие эле­мен­тов суг­ге­тив­но­го и/или мани­пу­ля­тив­но­го воздействия. 

Важ­ное отли­чие пред­став­лен­ных кон­цеп­ций: модель В. И. Кара­си­ка иссле­ду­ет язы­ко­вые спо­со­бы реа­ли­за­ции функ­ции само­пре­зен­та­ции; модель, пред­став­лен­ная в рабо­те, – функ­ции, кото­рые реа­ли­зу­ют­ся через самопрезентацию.

На осно­ва­нии линг­во­се­ми­о­ти­че­ско­го ана­ли­за и мето­да кон­тент-ана­ли­за мы так­же пред­ста­ви­ли клас­си­фи­ка­цию постов-само­пре­зен­та­ций и выде­ли­ли основ­ные при­зна­ки (исполь­зо­ван­ный для ста­тьи эмпи­ри­че­ский мате­ри­ал соста­вил 41 пост).

Диф­фе­рен­ци­ру­ю­щие при­зна­ки-поста самопрезентации:

  1. Нали­чие био­гра­фи­че­ских све­де­ний о лич­но­сти авто­ра (или крат­кая исто­рия бренда).
  2. Фор­ми­ро­ва­ние уни­каль­но­го обра­за автора/продукта (поче­му сто­ит читать блог имен­но это­го авто­ра или купить имен­но этот товар).
  3. Све­де­ния о тема­ти­че­ской направ­лен­но­сти страницы.
  4. Све­де­ния о моти­ва­ции выбо­ра тема­ти­ки и типа напол­не­ния блога.

Виды постов само­пре­зен­та­ций так­же соот­но­сят­ся с ком­му­ни­ка­тив­ны­ми зада­ча­ми, к реше­нию кото­рых стре­мит­ся автор соот­вет­ству­ю­щей пуб­ли­ка­ции. Так нами было выде­ле­но три основ­ных вида постов-само­пре­зен­та­ций. Заме­тим так­же, что неко­то­рые виды постов наце­ле­ны на дости­же­ние иден­тич­ных результатов.

Пост о лич­но­сти авто­ра тема­ти­че­ско­го бло­га (часто фик­си­ру­ет­ся в бло­гах со спе­ци­аль­ным хеш­те­гом, напри­мер – «пост-зна­ком­ство»). В таком виде пуб­ли­ка­ции автор рас­ска­зы­ва­ет о себе для фор­ми­ро­ва­ния сво­е­го уни­каль­но­го обра­за и сбли­же­ния с читателем.

Пост об авто­ре бло­га, про­да­ю­щем услу­ги или това­ры от сво­е­го соб­ствен­но­го име­ни. В дан­ном фор­ма­те поста автор рас­ска­зы­ва­ет о себе потен­ци­аль­но­му потре­би­те­лю для фор­ми­ро­ва­ния поло­жи­тель­но­го ими­джа сво­е­го про­дук­та (и фор­ми­ро­ва­ния ими­джа производителя).

Пост о брен­де. Как пра­ви­ло, это про­да­ю­щий рас­сказ, опи­сы­ва­ю­щий исто­рию, фило­со­фию и пре­иму­ще­ства брен­да, про­из­во­ди­мых това­ров и услуг. Несмот­ря на то, что В. И. Кара­сик опи­сы­ва­ет явле­ние само­пре­зен­та­ции имен­но в реклам­ном дис­кур­се, заме­тим, что при­над­леж­ность постов-само­пре­зен­та­ций к реклам­но­му дис­кур­су суще­ствен­на. Это отра­же­но и в при­ве­ден­ной клас­си­фи­ка­ции постов. 

Гиб­кость язы­ко­вых при­е­мов реклам­но­го дис­кур­са поз­во­ля­ет успеш­но при­ме­нять их в самопрезентации. 

Мы соот­нес­ли при­зна­ки поста-само­пре­зен­та­ции с язы­ко­вы­ми при­зна­ка­ми само­пре­зен­та­ции в реклам­ном дис­кур­се по В. И. Кара­си­ку, отме­тив сущ­ность язы­ко­вых при­е­мов в текстах:

При­зна­ки само­пре­зен­та­ции в реклам­ном тек­сте по В. И. КарасикуПри­зна­ки поста­са­мо­пре­зен­та­ции, выяв­лен­ные в процессе ана­ли­заСущ­ность язы­ко­во­го при­е­ма в постесамопрезентации    При­мер
Отра­же­ние цен­ност­ной кар­ти­ны мира адресантаНали­чие био­гра­фи­че­ских све­де­ний о лич­но­сти авто­ра. Фор­ми­ро­ва­ние уни­каль­но­го обра­за автора/продуктаОткры­тость и откро­вен­ность авто­ра, гото­во­го поде­лить­ся лич­ной инфор­ма­ци­ей с целью рас­по­ло­жить к себе аудиторию«Рабо­та­ла офи­ци­ант­кой, сидел­кой, бари­стой, мене­дже­ром в кафе. Потом откры­лась моя любовь к кули­на­рии и я уеха­ла во Фран­цию учить­ся на кон­ди­те­ра» (блог авто­ра гон­чар­ных изделий)
Обос­но­ва­ние пра­ва субъ­ек­та реко­мен­до­вать адре­са­ту сде­лать какой-либо выборСве­де­ния о моти­ва­ции выбо­ра тема­ти­ки и типе напол­не­ния бло­га; Све­де­ния о тема­ти­че­ской направ­лен­но­сти страницыФак­ты, под­твер­жда­ю­щие ком­пе­тент­ность авто­ра, погру­жен­но сть в тема­ти­ку блога«Я рабо­таю вра­чом суд­мед­экс­пер­том уже боль­ше 7 лет <…> Здесь я хочу пове­дать о всех сто­ро­нах этой профессии…»
Демон­стра­ция под­черк­ну­то лич­но­го отно­ше­ния к адресантуНали­чие био­гра­фи­че­ских све­де­ний о лич­но­сти автораПод­черк­ну­то дру­же­ствен­ное отно­ше­ние к адресату«При­вет! я Поли­на <…> мне 17 лет, я роди­лась и живу в Петер­бур­ге, но уже через месяц пере­ез­жаю в Моск­ву учиться»
Нали­чие эле­мен­тов суг­ге­стив­но­го и/ или мани­пу­ля­тив­но­го воздействияФор­ми­ро­ва­ние уни­каль­но­го обра­за автора/продуктаОпи­са­ние выгод, кото­рые адре­сат может полу­чить от чте­ния бло­га или покуп­ки товара«…любой, кто пре­тен­ду­ет на пол­ную, инте­рес­ную жизнь рань­ше или поз­же при­хо­дит к психотерапии»

Ана­лиз тео­ре­ти­че­ских источ­ни­ков и кон­тен­та бло­гов в пол­ной мере убеж­да­ет в том, что пост-само­пре­зен­та­ция явля­ет­ся осо­бым интер­нет-жан­ром. Про­ве­ден­ный ана­лиз эмпи­ри­че­ско­го мате­ри­а­ла и пред­став­лен­ный в докла­де мате­ри­ал в пол­ной мере под­твер­жда­ет выде­лен­ные нами харак­тер­ные при­зна­ки поста-само­пре­зен­та­ции без уче­та спе­ци­фи­ки субъ­ек­та (т. е. авто­ра бло­га): био­гра­фи­че­ская справ­ка; уни­каль­ность обра­за авто­ра; тема­ти­ка бло­га; моти­ва­ция выбо­ра тема­ти­ки. Вери­фи­ци­ру­е­мость выво­дов (обна­ру­жен­ные при­зна­ки) под­твер­жда­ет­ся обзо­ром науч­ных работ, кото­рые про­ве­де­ны дру­ги­ми исследователями.

Даль­ней­шее иссле­до­ва­ние пред­по­ла­га­ет кон­кре­ти­за­цию и уточ­не­ние при­зна­ков интер­нет-жан­ра «пост-само­пре­зен­та­ция» с уче­том ауди­тор­ных групп поль­зо­ва­те­лей и авто­ров-субъ­ек­тов коммуникации.

Литература

  1. Бон­дарь­ко­ва А.В. Само­пре­зен­та­ция как осо­бый интер­нет-жанр (на мате­ри­а­ле рус­ско­языч­ных бло­гов) // Вопро­сы пси­хо­линг­ви­сти­ки. – 2014. № 19. – С. 78–91.
  2. Гули­на М.А. Сло­варь-спра­воч­ник по соци­аль­ной рабо­те. – СПб.: Питер, 2008. – 400 с.
  3. Кара­сик В.И. Само­пре­зен­та­ция в реклам­ном дис­кур­се // Акту­аль­ные про­бле­мы фило­ло­гии и педа­го­ги­че­ской линг­ви­сти­ки. – 2015. – № 4 (20). – С. 32–43.
  4. Окс­форд­ский тол­ко­вый сло­варь по пси­хо­ло­гии / под ред. А. Ребе­ра. – Москва: Вече: АСТ, 2002. – С. 487.
  5. Глос­са­рий интер­нет-мар­ке­тин­га [Элек­трон­ный ресурс]. 
Источ­ник: Акту­аль­ные про­бле­мы линг­ви­сти­ки и лите­ра­ту­ро­ве­де­ния : Сбор­ник мате­ри­а­лов Меж­ду­на­род­ной науч­ной кон­фе­рен­ции, посвя­щен­ной памя­ти про­фес­со­ра Л.А. Ара­е­вой, Москва, 03–04 фев­ра­ля 2022 года / Отв. редак­тор Э.М. Афа­на­сье­ва. – Москва: Госу­дар­ствен­ный инсти­тут рус­ско­го язы­ка им. А.С. Пуш­ки­на, 2022. – С. 275-279.

Об авторах

  • Ксе­ния Вла­ди­ми­ров­на Заяч­ков­ская — сту­дент Госу­дар­ствен­но­го инсти­ту­та рус­ско­го язы­ка им. А.С. Пуш­ки­на, Москва, Россия.
  • Вера Васи­льев­на Богу­слав­ская (Поваж­ная)— док­тор фило­ло­ги­че­ских наук, про­фес­сор Госу­дар­ствен­но­го инсти­ту­та рус­ско­го язы­ка им. А.С. Пуш­ки­на, Москва, Россия.

Смот­ри­те также:

Категории

Метки

Публикации

ОБЩЕНИЕ

CYBERPSY — первое место, куда вы отправляетесь за информацией о киберпсихологии. Подписывайтесь и читайте нас в социальных сетях.

vkpinterest