Переход значительного объема коммуникации в социальные сети и постоянное развитие и усложнение форм интернет-коммуникации – явления, требующие системного описания. В коммуникативном пространстве Интернета особое место занимает блогинг, а различные социальные сети предлагают для ведения блогов свои площадки. Основная информационная единица блога – пост.
В нашей работе представлена попытка обозначить жанровую специфику постов функциональной направленности «самопрезентация». От английского «post» – «вывешивать», «публиковать» (слово-калька); буквально – «публикация».
В научной литературе формальное определение термина «пост» отсутствует. Однако, например, интернет-ресурс «Глоссарий интернет-маркетинга» определяет пост как «информационный блок, размещенный пользователем в социальной сети, блоге, микроблоге» [5]. Это определение созвучно нашему взгляду, поэтому мы будем использовать его в качестве рабочего.
Пост – это не только феномен интернет-коммуникации, представляющий собой модификацию объединения нескольких публицистических жанров, но уже обособившаяся система текстов с собственной жанровой структурой.
Пост-самопрезентация – это особый вид поста, который составляется в соответствии с негласно установленными правилами членов интернет-сообщества и имеет собственную классификацию, основанную на тематических функциях того или иного текста. Пост может состоять из текстового, графического и аудиовизуального наполнения, совмещая все компоненты одновременно или состоя только из одного.
Так как мы вводим понятие «пост-самопрезентация», необходимо определить и его второй компонент. Что такое самопрезентация? Словарь-справочник по социальной работе определяет «самопрезентацию» так: «Самопрезентация – это старание индивида составить определенное представление о себе в сознании других» [2: 288].
Для более развернутого определения обратимся к «Толковому словарю по психологии»: «Совершенно буквально – процесс представления себя в отношении социально и культурно принятых способов действия и поведения. Здесь подразумевается, что этот процесс основывается на использовании определенных стратегий, разработанных для того, чтобы формировать мнение других о себе» [4: 487].
Таким образом, пост-самопрезентация – это пост-самоопредставление, в котором автор рассказывает о себе, создавая при этом свой уникальный образ для читателя.
А. В. Бондарькова в статье «Самопрезентация как особый интернет-жанр (на материале русскоязычных блогов)» выделяет самопрезентацию как особый интернет-жанр [1: 78–91]. К анализу представлены намеренные акты самопрезентации на примере постов из сервиса микроблогов «Живой журнал».
Анализ текста проводился по заданным аналитическим параметрам: медийным, прагматическим, структурно-семантическим, лингвостилистическим. А. В. Бондарьковой определены следующие ключевые свойства интернет-жанра самопрезентации:
- Самохарактеристика автора блога – это часть лингвокультуры, у которой выделяются особые признаки по аналитическим параметрам, представленным выше.
- Тексты-самопрезентации – дискурсоприобретенные интернет-жанры (О. В. Лутовинова), направлены на формирование впечатления об авторе и творчестве в его блоге.
- Особенности текстов-самопрезентаций позволяют говорить об их жанровой самостоятельности и обусловленности их существования дискурсом.
- Тексты-самопрезентации разнообразны по стилистическому оформлению; призваны оптимизировать общение в Интернете.
- Отдельного изучения требуют стратегии самопрезентации и их знаковое оформление.
Следует отметить и соотношение признаков поста-самопрезентации с языковыми признаками самопрезентации по В. И. Карасику. В. И. Карасик в работе «Самопрезентация в рекламном дискурсе» дает следующее определение самопрезентации: «Под самопрезентацией понимается конструирование имиджа субъекта рекламного воздействия – запоминающегося образа адресата» [3: 32–43].
Такое определение коррелирует с функциональной направленностью самопрезентации в рассматриваемых видах постов.
Ряд аспектов, присущих рекламной самопрезентации по В. И. Карасику:
- Отражение ценностной картины мира адресанта;
- Обоснование права субъекта рекомендовать адресату сделать какой-либо выбор;
- Демонстрация подчеркнуто личного отношения к адресанту;
- Наличие элементов суггетивного и/или манипулятивного воздействия.
Важное отличие представленных концепций: модель В. И. Карасика исследует языковые способы реализации функции самопрезентации; модель, представленная в работе, – функции, которые реализуются через самопрезентацию.
На основании лингвосемиотического анализа и метода контент-анализа мы также представили классификацию постов-самопрезентаций и выделили основные признаки (использованный для статьи эмпирический материал составил 41 пост).
Дифференцирующие признаки-поста самопрезентации:
- Наличие биографических сведений о личности автора (или краткая история бренда).
- Формирование уникального образа автора/продукта (почему стоит читать блог именно этого автора или купить именно этот товар).
- Сведения о тематической направленности страницы.
- Сведения о мотивации выбора тематики и типа наполнения блога.
Виды постов самопрезентаций также соотносятся с коммуникативными задачами, к решению которых стремится автор соответствующей публикации. Так нами было выделено три основных вида постов-самопрезентаций. Заметим также, что некоторые виды постов нацелены на достижение идентичных результатов.
Пост о личности автора тематического блога (часто фиксируется в блогах со специальным хештегом, например – «пост-знакомство»). В таком виде публикации автор рассказывает о себе для формирования своего уникального образа и сближения с читателем.
Пост об авторе блога, продающем услуги или товары от своего собственного имени. В данном формате поста автор рассказывает о себе потенциальному потребителю для формирования положительного имиджа своего продукта (и формирования имиджа производителя).
Пост о бренде. Как правило, это продающий рассказ, описывающий историю, философию и преимущества бренда, производимых товаров и услуг. Несмотря на то, что В. И. Карасик описывает явление самопрезентации именно в рекламном дискурсе, заметим, что принадлежность постов-самопрезентаций к рекламному дискурсу существенна. Это отражено и в приведенной классификации постов.
Гибкость языковых приемов рекламного дискурса позволяет успешно применять их в самопрезентации.
Мы соотнесли признаки поста-самопрезентации с языковыми признаками самопрезентации в рекламном дискурсе по В. И. Карасику, отметив сущность языковых приемов в текстах:
Признаки самопрезентации в рекламном тексте по В. И. Карасику | Признаки постасамопрезентации, выявленные в процессе анализа | Сущность языкового приема в постесамопрезентации | Пример |
Отражение ценностной картины мира адресанта | Наличие биографических сведений о личности автора. Формирование уникального образа автора/продукта | Открытость и откровенность автора, готового поделиться личной информацией с целью расположить к себе аудиторию | «Работала официанткой, сиделкой, баристой, менеджером в кафе. Потом открылась моя любовь к кулинарии и я уехала во Францию учиться на кондитера» (блог автора гончарных изделий) |
Обоснование права субъекта рекомендовать адресату сделать какой-либо выбор | Сведения о мотивации выбора тематики и типе наполнения блога; Сведения о тематической направленности страницы | Факты, подтверждающие компетентность автора, погруженно сть в тематику блога | «Я работаю врачом судмедэкспертом уже больше 7 лет <…> Здесь я хочу поведать о всех сторонах этой профессии…» |
Демонстрация подчеркнуто личного отношения к адресанту | Наличие биографических сведений о личности автора | Подчеркнуто дружественное отношение к адресату | «Привет! я Полина <…> мне 17 лет, я родилась и живу в Петербурге, но уже через месяц переезжаю в Москву учиться» |
Наличие элементов суггестивного и/ или манипулятивного воздействия | Формирование уникального образа автора/продукта | Описание выгод, которые адресат может получить от чтения блога или покупки товара | «…любой, кто претендует на полную, интересную жизнь раньше или позже приходит к психотерапии» |
Анализ теоретических источников и контента блогов в полной мере убеждает в том, что пост-самопрезентация является особым интернет-жанром. Проведенный анализ эмпирического материала и представленный в докладе материал в полной мере подтверждает выделенные нами характерные признаки поста-самопрезентации без учета специфики субъекта (т. е. автора блога): биографическая справка; уникальность образа автора; тематика блога; мотивация выбора тематики. Верифицируемость выводов (обнаруженные признаки) подтверждается обзором научных работ, которые проведены другими исследователями.
Дальнейшее исследование предполагает конкретизацию и уточнение признаков интернет-жанра «пост-самопрезентация» с учетом аудиторных групп пользователей и авторов-субъектов коммуникации.
Литература
- Бондарькова А.В. Самопрезентация как особый интернет-жанр (на материале русскоязычных блогов) // Вопросы психолингвистики. – 2014. № 19. – С. 78–91.
- Гулина М.А. Словарь-справочник по социальной работе. – СПб.: Питер, 2008. – 400 с.
- Карасик В.И. Самопрезентация в рекламном дискурсе // Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. – 2015. – № 4 (20). – С. 32–43.
- Оксфордский толковый словарь по психологии / под ред. А. Ребера. – Москва: Вече: АСТ, 2002. – С. 487.
- Глоссарий интернет-маркетинга [Электронный ресурс].
Об авторах
- Ксения Владимировна Заячковская — студент Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина, Москва, Россия.
- Вера Васильевна Богуславская (Поважная)— доктор филологических наук, профессор Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина, Москва, Россия.
Смотрите также:
- Китова Е.Б. Общение в интернет-среде и «универсальный язык» эмодзи
- Медведева И. А. Способы создания образа «я» в виртуальном дискурсе
- Смирнов Ф.О. Языковая и коммуникативная агрессия в Рунете
- Часовский П. В. Языковая личность геймера: психолингвистическая парадигма