Виртуальные социальные сети представляют собой относительно новое явление: официальной точкой отсчета их истории считается 2004 г. (запуск Facebook). Впоследствии популярность наряду с ним получили международные социальные сети MySpace, Twitter, отечественные – ВКонтакте и Одноклассники.
Используя метафору города, можно сказать, что социальные сети представляют собой “поселения” в виртуальном пространстве. В исследованиях социальных сетей выделяются два подхода1. Сторонники первого делают акцент на их технической стороне: “Социальные сети – это веб-платформы, позволяющие пользователям:
- создавать открытые или полуоткрытые профили в рамках данной платформы;
- формировать список пользователей, разделяющих определенные социальные связи;
- просматривать и отслеживать связи других пользователей” [Boyd, Ellison, 2008: 211].
В рамках другого подхода социальные сети трактуются как “виртуальные сообщества, позволяющие устанавливать связи и взаимодействовать друг с другом с определенными целями или просто для совместного времяпрепровождения” [Murray, Waller, 2007: 57]. Так или иначе данные “поселения” имеют отличительные признаки, отделяющие их от форумов, сайтов-знакомств или онлайн-игр.
Помимо приведенных выше ключевых характеристик к ним относят:
- возможность достижения совместной цели путем кооперации (например, создание групп по интересам внутри социальных сетей);
- возможность обмена ресурсами (к примеру, информацией);
- возможность удовлетворения потребностей за счет накопления ресурсов (например, путем участия в социальной сети можно обзаводиться новыми знакомыми и тем самым удовлетворять потребность в общении) [Мифы и реальность…, 2013].
Социальные сети на протяжении нескольких лет являются лидерами популярности среди социальных медиа. По частоте использования они догоняют поисковый сервис Яндекс и почтовый Mail.ru [Исследование аудитории…]. На осень 2012 г. из 61 млн российских интернет-пользователей 82% зарегистрированы в социальных сетях [Россияне в сети…].
Особое значение социальные сети имеют для подростков, так как там сконцентрированы инструменты самовыражения, общения, поиска друзей. По сути, возможности, предоставляемые сетями, как нельзя лучше отвечают потребностям подросткового возраста – общению со сверстниками, преодолению чувства одиночества, поиску идентичности [Завилишина, 2013].
По утверждению некоторых учёных, “для подростка гораздо опаснее не общаться в социальных сетях, чем находиться в них” [Regan, 2010: 157]. Согласно данным исследования “Дети России онлайн”, в 2010 г. более 75% российских детей имели профиль в социальных сетях, треть – больше одного профиля на различных социальных сервисах [Зотова, 2011: 50]. Примечательно, что по данному показателю они опережают Европу, где пользователей этого возраста 60% [Зотова, 2011: 51].
В США, согласно результатам исследования центра Пью (Pew Research Center), 81% подростков в возрасте 12–17 лет используют социальные сети [Pew…, 2013]. Однако сам факт регистрации в сетях не дает исчерпывающей информации о явлении.
Лучше свидетельствует о мере включенности - количество времени, проведенное в социальных сетях. В 2012 г. Россия заняла первое место по продолжительности пребывания населения в социальных сетях: по данным ComScore, россияне проводят там в среднем 12,8 часов в месяц [Доклад “Рунет сегодня” …, 2012].
По каким причинам социальные сети пользуются такой популярностью? Что мотивирует пользователей “поселяться” именно на данных платформах? Какие потребности можно реализовать в социальных сетях?
Подходы к исследованию мотивов использования социальных сетей
Условно подходы, разработанные в социальных науках, можно разделить на две группы: социологический и социально-психологический. Массовое увлечение людей социальными сетями побудило исследователей искать теоретические конструкты, в рамках которых можно объяснить подобное поведение. Для данных целей американские социологи применили теорию обоснованного действия [Ceccucci, 2011]. Согласно ей, фактическое поведение индивида складывается из четырех составляющих: социальной установки, социальной нормы, намерения и собственно действия.
Апробация этой модели показала, что намерение использовать социальные сети зависит от наличия положительной социальной установки на подобное поведение. Исследователи также обнаружили решающее значение закрепленных социальных норм поведения: если многие члены референтной группы используют социальные сети, то, вероятнее всего, сам индивид также примет решение завести аккаунт. Это положение подтверждается и данными исследований в подростковой среде, в них подчеркивается решающая роль социальных норм, принятых в группе сверстников [Fogg, 2008].
Учёные Китая изучили возможности различных концепций по объяснению т.н. “Мы-намерения” в связи с использованием социальных сетей (их они определили как “приверженность индивида к участию в совместных действиях […], предполагает явное или неявное соглашение между участниками быть вовлеченными в это совместное действие” [Cheung, 2011: 1338]). Результаты показали, что наибольшим объяснительным потенциалом обладает теория социального присутствия (social presence theory).
Данная концепция рассматривает медиа с позиции величины дистанции в общении, оценки возможной обратной связи между субъектами коммуникации. Так, наибольшая степень социального присутствия участников коммуникации наблюдается при межличностном общении, а наименьшая – при чтении книги или статьи (между автором и читателем).
Согласно данным этого исследования, общение в социальных сетях близко по характеристикам к межличностному: респонденты отмечали ощущение непосредственного контакта и чувство личного участия и так далее. Большинство используют социальную сеть Facebook для того, чтобы получить мгновенную связь с друзьями. Кроме того, на формирование “Мы-намерения” влияют разделяемые групповые нормы общения на данных ресурсах.
Среди зарубежных исследователей особенно популярна теория “Использование и удовлетворение” (Uses and gratification theory), применяемая для объяснения использования средств коммуникации (радио, телевидение, Интернет и т.д.).
Данная концепция исходит из предположения, что использование тех или иных медиа происходит в силу желания удовлетворить некие потребности [Spiliotopoulos, 2013]: применительно к социальным сетям можно говорить о движущей силе мотивов общения и поиска социальных связей, развлечения и поиска информации.
Используя данный подход, английский исследователь А. Джойсон на основе факторного анализа выявил семь ключевых мотивов использования социальных сетей:
- поддержание социальных связей: общение с друзьями и знакомыми;
- поиск идентичности – мотив аффилиации – принадлежность к группе, поиск людей по интересам;
- мотив, связанный с потреблением контента (игры, приложения);
- социальное расследование или мотив “подглядывания”, включающий в себя наблюдение за профилями других пользователей и знакомства с новыми людьми;
- серфинг в социальных сетях, означающий просмотр страниц других пользователей;
- выкладывание и просмотр фотографий;
- обновление статусов, включающий в себя просмотр новостной ленты друзей [Joison, 2008].
При изучении влияния социально-демографических факторов часто обращается внимание на национальные и культурные различия в использовании социальных сетей [Hargittai, 2010; Joison, 2010], гендерные особенности поведения в них. Женщин чаще привлекают возможности общения, тогда как мужчины мотивированы такими возможностями, как просмотр фильмов и прослушивание музыки [Lin, 2011: 1159].
В рамках социально-психологического подхода делается акцент на изучении связей между индивидуальными особенностями пользователей и характером отношений, устанавливаемых в социальных сетях.
Некоторые ученые полагают, что всех пользователей можно разделить на две группы: тех, чьи виртуальные взаимодействия в целом отражают структуру реальных отношений, и тех, кто компенсирует собственную социальную неуспешность за счет социальных сетей.
В связи с этим выдвигаются две гипотезы. Выделяется так называемая “The rich get richer hypothesis”2, гласящая: наиболее социально успешным индивидам свойственно использовать социальные сети в качестве средства укрепления уже существующих связей [De Groot, 2011: 67].
Вторая гипотеза объясняет поведение менее социально успешных пользователей, которым свойственно самовыражение и, в том числе, поиск новых знакомств, так как в реальных условиях для них это затруднительно. Данная гипотеза получила название концепции социальной компенсации [Anderson-Butcher, 2010: 63]. Обе они нашли эмпирическое подтверждение при опросе подростков и их семей (подробнее см.: Sheldon, 2008; Barker, 2009; De Groot, 2011]).
Отдельную ветвь образуют психологические исследования особенностей использования социальных сетей, в рамках которого рассматривается взаимосвязь таких характеристик личности, как экстраверсия/интроверсия, доброжелательность, добросовестность, нейротизм и открытость опыту с мотивами использования социальных сетей (диспозициональная модель личности “Большая пятёрка”) [Arseneault, 2009; Amichai-Hamburger, 2010; McElroy, 2012].
В этих рамках исследуется влияние социальных сетей на самооценку, чувство одиночества, анализируются проявления нарциссизма [Lou, 2010; Mehdizadeh, 2010]. В этом русле применяется и теория самодетерминации [Sheldon, 2011], основное внимание которой уделяется изучению потребности в связи (relatedness) с другими людьми (желание быть понятым и принятым значимыми людьми) и её реализации в социальных сетях.
Что касается отечественного опыта, здесь можно отметить классификацию мотивов общения в социальных сетях О.М. Шахмартовой и И.В. Недовишиной, которые разделили их на две группы: внутренние и внешние.
К внутренним мотивам относятся содержательные и структурные стороны общения: получение информации, накопление социального капитала в виде знакомств. Внешними, то есть социально обусловленными мотивами, являются желание утвердиться за счет количества друзей, получение статуса в референтной группе за счет регистрации в популярной социальной сети [Недошвина, 2012]. Авторы указали на важную характеристику поведения подростков – стремление к завоеванию определенных позиций среди сверстников.
Интересное обобщение дали американские исследователи С. Хоффманн и А. Нэдкарни. Они предположили, что использование социальных сетей обусловлено двумя базовыми потребностями: потребностью 1) в принадлежности и 2) самопрезентации [Hoffmann, 2012: 245]. Социально-демографические факторы (национальность, пол и возраст) обуславливают потребность в принадлежности, тогда как потребность в самопрезентации зависит от характеристик личности (самооценка, нарциссизм и т.д.).
Методика и выборка исследования
Исследовательский проект “Роль виртуальных социальных сетей в жизни современного школьника” был осуществлен в марте–сентябре 2013 г. лабораторией мониторинговых исследований Московского городского психолого-педагогического университета. Основная цель исследования – анализ интересов и потребностей учащихся, реализуемых в виртуальных социальных сетях, функциональная роль онлайн-взаимодействий и мотивации участия в них.
Основные методы исследования: экспертная сессия (онлайн фокус-группа) с модераторами групп (сообществ) социальных сетей (с целью выявления всех спектров возможных взаимодействий пользователей в социальных сетях); опрос учащихся 10-х классов образовательных учреждений г. Москвы (частично через онлайн-опрос, частично в бумажном виде); опрос родителей учащихся, принявших участие в опросе (частично через онлайн-опрос, частично в бумажном виде).
Отбор участников экспертной сессии происходил в несколько этапов. Изначально путем анализа предпочтений подростков в выборе групп и сообществ в социальных сетях (просмотр случайных профилей московских подростков 15–16 лет) отбирались наиболее популярные группы. Затем устанавливался контакт с модератором (человек, занимающимся наполнением сообщества различным контентом) или администратором.
Всего в экспертной сессии приняли участие 16 модераторов и администраторов популярных среди подростков сообществ. Для проведения экспертной сессии на базе социальной сети ВКонтакте была создана специальная группа, в которой происходило обсуждение ключевых вопросов исследования.
Опрос учащихся происходил с учетом соблюдения двух квот: территориальной принадлежности к административному округу и типу образовательного учреждения. Опрошены ученики 11 школ Москвы, из них 8 школ, 2 центра образования и 1 гимназия. Отбор респондентов осуществлялся по принципу гнездовой выборки: в школах опрашивались все доступные на момент опроса учащиеся 10-х классов. Часть учащихся заполняли анкету онлайн в компьютерном классе, если были предоставлены соответствующие условия, остальные – в бумажной форме.
Родителям, чьи дети приняли участие в опросе, были разосланы ссылки с адресом онлайн-анкеты. Данная процедура осуществлялась при поддержке сотрудников школ, так как производилась через систему электронных дневников. Треть родителей также заполняли анкету в бумажной форме: с использованием электронных дневников в некоторых школах возникли трудности. Опрошены 356 учеников 10-х классов (девушки – 55%, юноши – 45%) и 100 родителей учащихся.
Мотивы участия в социальных сетях
Модель мотивов использования социальных сетей разработана на основе методик [Joison, 2008; Sheldon, 2008; Hoffmann, 2012], в которую вошли двенадцать мотивов, операционализированных через суждения.
Согласно полученным данным, ведущий мотив использования социальных сетей подростками – коммуникативный (80%), что согласуется с данными других исследований [Дужникова, 2010: 245].
Познавательная составляющая используется в два раза реже: 43% старшеклассников руководствуются мотивом жизненного любопытства (“быть в курсе событий из жизни друзей”), 44% привлекает возможность быстрого поиска интересующей информации (рис.).
Мотив аффилиации (направленная потребность принадлежности к группе), занявший третье место, отражает одну из ключевых потребностей подростков – быть включенным в сообщество, где разделяются некие общие взгляды (этот вариант выбрали 43%).
На следующей группе мотивов стоит остановиться подробнее, так как она характеризует отличительные особенности использования социальных сетей подростками.
Мотив рекреации – ведущий в структуре: сети помогают школьникам непринужденно скоротать время на неинтересных уроках (38%) и расслабиться после учебы (40%). Примечательно, что только 18% учащихся и 22% родителей, соответственно, отметили важность данных факторов.
Фактор свободы в социальных сетях оказался решающим для существенной доли учащихся: с утверждением “социальные сети – это место, свободное от контроля взрослых” согласились 44% школьников и 15% родителей.
Психолог Н.Ю. Федунина на основе интервью с подростками выявила ключевую роль данного фактора в формировании социальной и личной идентичности молодых людей [Федунина, 2012]. Её результаты показали, что свобода имеет две стороны: “свобода от” и “свобода для”. Как правило, она связана с проявлением асоциальных желаний, 38% подростков в данном исследовании согласились, что в социальных сетях можно безнаказанно делать то, что недопустимо в реальной жизни (высказать негативное мнение, насмехаться над кем-нибудь/чем-нибудь и т.п.).
Свобода “для” связана с поиском идентичности, возможностью создавать желаемый образ и поддерживать его. Здесь, с одной стороны, проявляется игровой мотив – примерка различных образов и проигрывание их на площадке социальных сетей (важен для 23% школьников). С другой – потребность в самовыражении: свободное пространство социальных сетей дает возможность высказывать мнение о чем угодно (с этим согласились 37%), 20% старшеклассников полагают, что в социальных сетях проще проявить свою индивидуальность, 16% согласны с тем, что в них легче добиться успеха и завоевать популярность.
В ходе экспертной сессии с модераторами сообществ социальной сети “ВКонтакте” обращалось внимание на важность компенсационной функции социальных сетей как одного из механизмов, обеспечивающих их привлекательность для подростков: “Школьников привлекает возможность обрести уверенность в себе и избавиться от комплексов, что куда сложнее сделать подростку в реальной жизни.
“Одно дело кинуть понравившейся девочке песню на стенку, а совсем другое – подойти и пригласить на свидание. Многих привлекает возможность заниматься “троллизмом”, то есть искоренять свои комплексы, вымещая агрессию на виртуальных собеседниках” (модератор крупного сообщества для подростков).
Эксперты отметили ключевую особенность социальных сетей – создание эффекта массовой доступности: «То, что было или считалось недоступным, недостижимым в “реале”, в сети кажется легко обретаемым и даже более привлекательным. Говорить ли про связи, про уважение, про деньги, про табуированную информацию…» (Эксперт по исследованию социальных сетей).
Использование социальных сетей в качестве средства от одиночества привлекает чуть более трети старшеклассников (35%). Здесь имеет место существенное расхождение с мнением родителей: только 13% отметили данную альтернативу, т.е. большинство представителей старшего поколения недооценивает данную функцию социальных сетей.
В то же время, по мнению 34% школьников, причина регистрации в социальных сетях не скрывается за глубинными мотивами: это модное явление, подростки становятся пользователями, просто следуя мейнстриму.
В социальных сетях зарегистрированы интернет-пользователи из разных стран. Не выходя из дома, можно познакомиться с интересными людьми, наладить деловые связи, выстроить отношения с представителями противоположного пола. И хотя в этом возможности социальных сетей практически безграничны (препятствием к знакомству могут служить настройки приватности конкретного пользователя), данная группа мотивов (мотивов знакомств) не получила поддержки большинства школьников.
Корпоративный мотив, выраженный в утверждении “в социальных сетях легче, чем в реальной жизни, найти компанию для осуществления какого-либо проекта”, поддержали 23% школьников. Только 11% руководствуются любовным мотивом, полагая, что в Сети легче найти любимого человека.
Сети стирают социальные и экономические различия между пользователями, позволяя всем находиться примерно на равных позициях. Число тех, кого они привлекают возможностью общаться с известными людьми и быть в курсе их жизни, “быть ближе к звездам”, составляет 17%.
Наименьшую популярность набрал меркантильный мотив (8%), подразумевающий использование социальных сетей с целью решения повседневных проблем и задач (например, там можно легко размещать объявления о продаже/покупке чего-либо). Для 85% старшеклассников основная социальная сеть – “ВКонтакте”.
В ходе исследования школьникам задавался вопрос о том, чем их привлекает социальная сеть. 82% отметили, что там зарегистрировано большинство друзей и знакомых. Этот пункт можно трактовать двояко: школьник может руководствоваться мотивом “так делают все знакомые” или коммуникативным мотивом – в этой социальной сети удобнее общаться с друзьями. Богатый выбор функциональных возможностей привлекает 67%; здесь также примешан развлекательный мотив (прослушивание музыки, просмотр фильмов).
Технические характеристики социальной сети (удобство использования) важно для 44%. Необходимо обратить внимание на то, что вмешательство со стороны модераторов ничуть не беспокоит школьников, данную позицию выбрали лишь 4%. Вариант “в этой сети следят за качеством выкладываемой информации и нарушениями правил поведения” также не входит в зону приоритетов школьников (5%).
Социальные сети представляют собой одно из самых открытых и насыщенных возможностями самовыражения пространств в Интернете. Именно эти черты привлекают сюда большую часть пользователей, которые как бы “цепляясь” друг за другом приходят в социальные сети.
Для подростков мир виртуальных сетей притягателен предоставляемой свободой: свободой от правил и ограничений взрослого мира, свободой для проявления желаний и потребностей зачастую социально неодобряемых. В социальных сетях подростки могут легко создавать сообщества и своеобразные анклавы, недоступные взрослым.
Помимо более подробного и пристального анализа мотивов исповедования социальных сетей, для будущих исследований возможно изучение тем, связанных с конструированием правил и норм поведения подростков в виртуальном пространстве, особенностей коммуникации и самопрезентации.
Список литературы
- Доклад “Рунет сегодня”: исследование российского Интернета // Фонд развития гражданского общества. 25.09.2012.
- Дужникова А.С. Социальные сети: современные тенденции и типы пользования // Мониторинг общественного мнения. 2010. № 5 (сентябрь–октябрь). С. 238–245.
- Завилишина М., Милованова Е. Социальные сети и подросток. Психологический навигатор.
- Зотова Е., Солдатова Г. Российские и европейские школьники: проблемы онлайн-социализации // Дети в информационном обществе. 2011. Vol. 7. С. 46–55.
- Исследование аудитории российских социальных сетей // CMSmagazine. Аналитический портал рынка web-разработок.
- Мифы и реальность социальных сетей в Интернете // Энциклопедия сайтостроения.
- Недовишина И.В., Шахмартова О.М. Исследование мотивов использования социальных сетей младшими школьниками // Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского. 2012. № 28.
- Россияне в сети. Рейтинг популярности социальных медиа. ВЦИОМ. 13.02.2012.
- Федунина Н.Ю. Фактор свободы у пользователей социальных сетей подросткового и юношеско го возраста // Научные материалы V съезда Российского психологического общества. Т. III. 2012. C. 440–441.
- Anderson-Butcher D., Ball A., Brzozowski M., Lasseigne A., Lehnert M., McCormick B.L. Adolescent Weblog Use: Risky or Protective? // Child Adolescent Social Work Journal. 2010. P. 63–77.
- Amichai-Hamburger Y., Vinitzky G. Social network use and personality // Computers in Human Behavior.
- 2010. Vol. 26. P. 1289–1295.
- Arseneault J.M., Orr E.S., Simmering M.G., Ross C., Sisic M. Personality and motivations associatedwith Facebook use // Computers in Human Behavior. 2009. Vol. 25. P. 578–586.
- Barker V. Older Adolescents’ Motivations for Social Network Site Use: The Influence of Gender, Group Identity, and Collective Self-Esteem // CyberPsychology& Behavior. 2009. Vol. 12 (2). P. 210.
- Boyd D.M., Ellison N.B. Social network sites: definition, history, and scholarship // Journal of ComputerMediated Communication. 2008. Vol. 13. P. 210–230.
- De Groot J.M., Ledbetter A.M., Mao Y., Mazer J.P., Meyer K.R., Swafford B. Attitudes Toward Online Social Connection and Self-Disclosure as Predictors of Facebook // Communication Research. 2011. Vol. 38(1). P. 27–53.
- Evans M.A., Hare A.L., Mikami A.Y. Adolescent Peer Relationships and Behavior Problems Predict Young Adults’ Communication on Social Networking Websites // Developmental Psychology. 2010. Vol. 46 (1). P. 46–56.
- Greenfield P., Subrahmanyam K. Online Communication and Adolescent Relationships // Future of children, 2008.
- Cheung Ch. M.K., Chiu P., Lee M. Online social networks: Why do students use facebook? // Computers in Human Behavior. 2011. Vol. 27. P. 1337–1343.
- Ceccucci W., Peslac A., Sendall P. An Empirical Study of Social Networking Behavior Using Theory of Reasoned Action // Conference for Information Systems Applied Research, 2011. P. 1–13.
- Fogg B.J. Mass Interpersonal Persuasion: An Early View of a New Phenomenon // Third International Conference on Persuasive Technology. Berline: Springer, 2008.
- Hargittai E., Hsieh Y.P. Predictors and consequences of social network site usage // Information, Communication and Society. 2010. Vol. 13. P. 515–536.
- Hofmann S.G., Nadkarni A. Why do people use Facebook? // Personality and Individual Differences 2012. Vol. 52. P. 243–249.
- Joinson A.N. Looking at, looking up or keeping up with people? Motives and use of Facebook // SIGCHI.
- 2008. P. 1027–1036.
- Joinson A.N., Vasalou A., Courvoisier D. Cultural differences, experience with social networks and the nature of ‘‘true commitment’’ in Facebook // International Journal of Human-Computer Studies. 2010. Vol. 68. P. 719–728.
- Lin K.-Y., Lu H.-P. Why people use social networking sites: An empirical study integrating network externalities and motivation theory// Computers in Human Behavior. 2011. Vol. 27. P. 1152–1161.
- Lou L. Loneliness, friendship, and self-esteem: First-year college students’ experience of using facebook // Dissertation Abstracts International: Section B: The Sciences and Engineering. 2010. Vol. 70.
- McElroy J.C., Moore K. The influence of personality on Facebook usage, wall postings, and regret // Computers in Human Behavior. 2012. Vol. 28. P. 267–274.
- Mehdizadeh S. Self-presentation 2.0: Narcissism and self-esteem on Facebook // Cyberpsychology, Behavior, and Social Networking. 2010. Vol. 13. P. 357–364.
- Murray K.E., Waller R. Social networking goes abroad // International Educator. 2007. 16(3). P. 56–59. Pew: 94% Of Teenagers Use Facebook, Have 425 Facebook Friends, But Twitter & Instagram Adoption
- Way Up// Marketing Land. 21.05.2013. URL: has-425-4-facebook-friends-44847.
- Regan P., Steeves V. Kids R Us: Online Social Networking and the Potential for Empowerment // Surveillance & Society. 2010. Vol. 8(2). P. 157–170.
- Reich S.M. Adolescents’ sense of community on myspace and facebook: a mixed-methods approach // Journal of community psychology. 2010. Vol. 38. P. 688–705.
- Schaefer C. Motivations and Usage Patterns on Social Network Sites // ECIS 2008 Proceedings. Paper 143.
- Sheldon K.M., Abad N., Hirsch C. A two-process view of Facebook use and relatedness need-satisfaction: Disconnection drives use, and connection rewards it // Journal of Personality and Social Psychology. 2011. Vol. 100. P. 766–775.
- Sheldon P. The Relationship Between Unwilingness-to-Communicate and Students’ Facebook Use // Journal of Media Psychology. 2008. Vol. 20(2). P. 67–75.
- Tsai Ch.-M., Huang Y.-T., Hsieh J.-L. Taiwanese Facebook Users’ Motivation and the Access of Information Technology// Communications in Computer and Information Science. 2011. № 173. P. 469–473.
Об авторах
- Ольга Алексеевна Гуркина – научный сотрудник лаборатории мониторинговых исследований Московского городского психолого-педагогического университета.
- Дарья Васильевна Мальцева – кандидат социологических наук, социолог-аналитик исследовательской группы ЦИРКОН.
Смотрите также:
- Арестова О.Н., Бабанин Л.Н., Bойскунский А.Е. Мотивация пользователей интернета
- Припорова Е.А., Агадуллина Е.Р. Социальные мотивы использования социальных сетей: анализ групп пользователей
- Прудникова Т. А., Поскакалова Т. А. Зарубежный опыт применения информационно-коммуникационных технологий в целях повышения учебной мотивации
- Сакбаев А.А. Различия осознаваемых мотивов у подростков с разной степенью компьютерной ориентированности