Арестова О.Н., Бабанин Л.Н., Bойскунский А.Е. Мотивация пользователей интернета

А

Введение

Гло­баль­ные ком­пью­тер­ные сети, появив­ши­е­ся в 60-х годах, видо­из­ме­ни­ли сов­мест­ную дея­тель­ность и обще­ние меж­ду людь­ми. Уже в 70-е годы зару­беж­ны­ми спе­ци­а­ли­ста­ми по обще­ствен­ным нау­кам был выпол­нен зна­чи­тель­ный объ­ем иссле­до­ва­ний в обла­сти ком­му­ни­ка­тив­ной дея­тель­но­сти, опо­сред­ство­ван­ной ком­пью­те­ром. В Рос­сии пер­вые иссле­до­ва­ния дея­тель­но­сти поль­зо­ва­те­лей гло­баль­ных сетей нача­лись в 1990-х годах в свя­зи с рас­про­стра­не­ни­ем гло­баль­ных ком­пью­тер­ных сетей и под­клю­че­ни­ем оте­че­ствен­ных поль­зо­ва­те­лей к все­мир­ной сети Интер­нет. Иссле­до­ва­те­ли исхо­ди­ли из того, что ком­пью­тер­ные сети пред­став­ля­ют собой новый этап в раз­ви­тии внеш­них средств интел­лек­ту­аль­ной дея­тель­но­сти, позна­ния и обще­ния.

При­ме­не­ние ком­пью­тер­ных сетей ведет к зна­чи­тель­ным струк­тур­ным и функ­ци­о­наль­ным изме­не­ни­ям в пси­хи­че­ской дея­тель­но­сти чело­ве­ка. Эти изме­не­ния затра­ги­ва­ют позна­ва­тель­ную, ком­му­ни­ка­тив­ную и лич­ност­ную сфе­ры, транс­фор­ми­ру­ют­ся опе­ра­ци­о­наль­ное (испол­ни­тель­ское) зве­но дея­тель­но­сти, про­стран­ствен­но-вре­мен­ные харак­те­ри­сти­ки вза­и­мо­дей­ствия субъ­ект-субъ­ект и субъ­ект-инфор­ма­ци­он­ная систе­ма, про­цес­сы целе­по­ла­га­ния, потреб­ност­но-моти­ва­ци­он­ная регу­ля­ция дея­тель­но­сти

Эти изме­не­ния поз­во­ля­ют гово­рить о дея­тель­но­сти чело­ве­ка в Интер­не­те как новом виде пси­хи­че­ской реаль­но­сти, новом виде дея­тель­но­сти, кото­рый соче­та­ет в себе свой­ства раз­лич­ных тра­ди­ци­он­но выде­ля­е­мых в пси­хо­ло­гии видов дея­тель­но­сти (позна­ва­тель­ной, ком­му­ни­ка­тив­ной, игро­вой, твор­че­ской). Такое пред­став­ле­ние дела­ет Интер­нет новым слож­ным объ­ек­том пси­хо­ло­ги­че­ско­го иссле­до­ва­ния.

Одним из важ­ных аспек­тов пси­хо­ло­ги­че­ско­го иссле­до­ва­ния ново­го вида дея­тель­но­сти явля­ет­ся изу­че­ние ее моти­ва­ци­он­ной регу­ля­ции.

Раз­лич­ные виды моти­вов выде­ля­ют в зави­си­мо­сти от того пред­ме­та, на кото­рый направ­ле­на дея­тель­ность. Каж­дый вид дея­тель­но­сти соот­вет­ству­ет неко­то­рой чело­ве­че­ской потреб­но­сти. Счи­та­ет­ся, что любо­му чело­ве­ку при­сущ опре­де­лен­ный набор базо­вых потреб­но­стей. Сре­ди этих потреб­но­стей выде­ля­ют потреб­ность в обще­нии, позна­нии, само­раз­ви­тии, дости­же­нии, про­дол­же­нии рода. Осо­бую груп­пу потреб­но­стей состав­ля­ют мате­ри­аль­ные, или ути­ли­тар­ные.

Потреб­ность пред­став­ля­ет собой объ­ек­тив­ную нуж­ду, необ­хо­ди­мость чело­ве­че­ско­го суще­ства в чем-то, лежа­щем вне его пре­де­лов — во внеш­них объ­ек­тах, дру­гих людях, их оцен­ках, опре­де­лен­ных пере­жи­ва­ни­ях. Эти объ­ек­ты назы­ва­ют­ся пред­ме­та­ми потреб­но­сти, или моти­ва­ми. Под моти­ва­ци­ей в широ­ком смыс­ле под­ра­зу­ме­ва­ет­ся то, ради чего чело­век выпол­ня­ет ту или иную дея­тель­ность. Вся­кая дея­тель­ность осу­ществ­ля­ет­ся вслед­ствие како­го-либо внут­рен­не­го импуль­са (потреб­но­сти) и ради неко­то­рой внеш­ней по отно­ше­нию к ней цен­но­сти. Эти отно­ше­ния и обра­зу­ют два полю­са реаль­ной моти­ва­ци­он­ной систе­мы. Таким обра­зом, мотив — это пред­мет, на кото­рый направ­ле­на дея­тель­ность, соот­вет­ству­ю­щий неко­то­рой чело­ве­че­ской потреб­но­сти.

Отме­тим, что про­цесс объ­ек­ти­ва­ции потреб­но­стей в виде моти­вов носит инди­ви­ду­аль­ный харак­тер и зави­сит от обсто­я­тельств жиз­ни кон­крет­но­го субъ­ек­та. Напри­мер, потреб­ность в обще­нии может реа­ли­зо­вы­вать­ся у одних людей в виде моти­ва­ции сотруд­ни­че­ства, аль­тру­из­ма, у дру­гих — в виде подав­ля­ю­щей, репрес­сив­ной пози­ции по отно­ше­нии к дру­гим. Моти­вы нахо­дят­ся в иерар­хи­че­ских отно­ше­ни­ях меж­ду собой. Одни из них явля­ют­ся основ­ны­ми, веду­щи­ми, дру­гие — под­чи­нен­ны­ми, вто­ро­сте­пен­ны­ми. Харак­тер этой иерар­хи­че­ской систе­мы так­же инди­ви­дуа­лен и опре­де­ля­ет чело­ве­ка как лич­ность. Моти­ва­ция направ­ля­ет и регу­ли­ру­ет дея­тель­ность, свя­зы­ва­ет резуль­та­ты наших дей­ствий с потреб­но­стя­ми лич­но­сти.

Фено­ме­но­ло­ги­че­ски моти­ва­ция про­яв­ля­ет­ся в эмо­ци­о­наль­ной окрас­ке собы­тий и дей­ствий субъ­ек­та, в направ­лен­но­сти и селек­тив­но­сти чело­ве­че­ской дея­тель­но­сти, в систе­ме цен­но­стей и пред­по­чте­ний. В зави­си­мо­сти от того, свя­зан ли мотив субъ­ек­та с содер­жа­ни­ем выпол­ня­е­мой дея­тель­но­сти, выде­ля­ют внут­рен­ние и внеш­ние виды моти­вов. Внут­рен­ние моти­вы свя­за­ны с содер­жа­тель­ны­ми осо­бен­но­стя­ми дея­тель­но­сти, а внеш­ние ори­ен­ти­ро­ва­ны на ее про­дук­ты — пря­мые или побоч­ные.

В зави­си­мо­сти от ори­ен­та­ции чело­ве­ка на про­дукт дея­тель­но­сти или ее про­цесс выде­ля­ют­ся про­дук­тив­ные и про­цес­су­аль­ные (функ­ци­о­наль­ные) моти­вы. Мно­гие виды дея­тель­но­сти пси­хо­ло­ги­че­ски стро­ят­ся как после­до­ва­тель­ный ряд выбо­ров (целе­по­ла­га­ний) отдель­ных дей­ствий, кото­рые чело­век затем выпол­ня­ет с раз­ной сте­пе­нью успеш­но­сти. Так стро­ят­ся дости­же­ния чело­ве­ка. В зави­си­мо­сти от гло­баль­ной стра­те­гии субъ­ек­та в ходе этих дости­же­ний выде­ля­ет­ся так­же моти­ва­ция дости­же­ния успе­ха и моти­ва­ция избе­га­ния неуспе­ха.

Пси­хо­ло­ги­че­ское поня­тие моти­ва­ции опи­сы­ва­ет два yров­ня побуж­де­ний: глу­бин­ный и ситу­а­тив­ный. Глу­бин­ный уро­вень моти­ва­ции пред­став­ля­ет собой устой­чи­вые, гене­ра­ли­зо­ван­ные уста­нов­ки лич­но­сти. Они реа­ли­зу­ют­ся в раз­лич­ных кон­крет­ных фор­мах в зави­си­мо­сти от осо­бен­но­стей ситу­а­ции. Уро­вень кон­крет­ных, опред­ме­чен­ных побуж­де­ний назы­ва­ет­ся ситу­а­тив­ной моти­ва­ци­ей. Раз­ли­чие двух уров­ней моти­ва­ции заклю­ча­ет­ся не толь­ко в их содер­жа­тель­ной направ­лен­но­сти, но и в сте­пе­ни осо­знан­но­сти, вер­ба­ли­зо­ван­но­сти моти­вов. Как пра­ви­ло, cиту­а­тив­ная моти­ва­ция более осо­зна­на, вер­ба­ли­зу­е­ма. Поэто­му для иссле­до­ва­ния уров­ня ситу­а­тив­ной моти­ва­ции могут при­ме­нять­ся вер­баль­ные мето­ды иссле­до­ва­ния моти­ва­ции — бесе­ды, опрос­ни­ки, интер­вью. В то вре­мя как для изу­че­ния глу­бин­ной моти­ва­ции исполь­зу­ют­ся глав­ным обра­зом кос­вен­ные, про­ек­тив­ные мето­ды.

В пси­хо­ло­гии моти­ва­ции ост­ро сто­ит вопрос об объ­ек­тив­ных пока­за­те­лях, кри­те­ри­ях, поз­во­ля­ю­щих судить о типе моти­ва­ции субъ­ек­та. Одним из воз­мож­ных под­хо­дов явля­ет­ся ана­лиз моти­ва­ции посред­ством изу­че­ния раз­лич­ных под­чи­нен­ных ей под­струк­тур дея­тель­но­сти, напри­мер целе­по­ла­га­ния.

Цели — это одна из важ­ных форм про­яв­ле­ния моти­вов в дея­тель­но­сти и созна­нии чело­ве­ка. Моти­ва­ция опре­де­ля­ет стра­те­гию целе­по­ла­га­ния, харак­тер фор­ми­ру­е­мых целей, их содер­жа­тель­ную направ­лен­ность и устой­чи­вость.

Содер­жа­тель­ный ана­лиз целей и стра­те­гий целе­по­ла­га­ния поз­во­ля­ет рекон­стру­и­ро­вать моти­ва­ци­он­ную регу­ля­цию самой дея­тель­но­сти. Посколь­ку цели явля­ют­ся осо­зна­ва­е­мы­ми пси­хи­че­ски­ми явле­ни­я­ми, а моти­вы, напро­тив, менее пол­но пред­став­ле­ны в созна­нии чело­ве­ка, иссле­до­ва­ние целе­по­ла­га­ния ста­но­вит­ся важ­ным мето­дом изу­че­ния моти­ва­ции.

Задачи исследования

Посколь­ку моти­ва­ция игра­ет важ­ную роль в постро­е­нии и функ­ци­о­ни­ро­ва­нии любой дея­тель­но­сти, ее изу­че­ние пред­став­ля­ет боль­шой тео­ре­ти­че­ский и прак­ти­че­ский инте­рес. Ска­зан­ное отно­сит­ся в пол­ной мере и к дея­тель­но­сти чело­ве­ка в Интер­не­те. Для изу­че­ния акту­аль­ной моти­ва­ции поль­зо­ва­те­лей Интер­не­та начи­ная с 1993 года ведет­ся спе­ци­аль­ный цикл пси­хо­ло­ги­че­ских иссле­до­ва­ний. Эти иссле­до­ва­ния были направ­ле­ны на реше­ние сле­ду­ю­щих вопро­сов:

  1. Какие моти­вы побуж­да­ют дея­тель­ность поль­зо­ва­те­лей Интер­не­та?
  2. Как изме­ня­ет­ся поль­зо­ва­тель­ская моти­ва­ция по мере раз­ви­тия Интер­не­та в нашей стране?

Разработка схемы исследования

Раз­ра­бот­ка схе­мы иссле­до­ва­ния вклю­ча­ла в себя несколь­ко эта­пов. На пер­вом эта­пе были раз­ра­бо­та­ны диа­гно­сти­че­ские пока­за­те­ли, поз­во­ля­ю­щие судить о виде моти­ва­ции субъ­ек­та. В каче­стве пока­за­те­лей моти­ва­ции исполь­зо­ва­лись сле­ду­ю­щие пара­мет­ры: субъ­ек­тив­ное пред­став­ле­ние поль­зо­ва­те­лей о соб­ствен­ных моти­вах и потреб­но­стях, цели дея­тель­но­сти, направ­лен­ность инте­ре­сов поль­зо­ва­те­лей, оцен­ка пси­хо­ло­ги­че­ских пре­об­ра­зо­ва­ний при рабо­те в Интер­не­те.

Пере­чис­лен­ные пара­мет­ры были выбра­ны по сле­ду­ю­щим осно­ва­ни­ям. Посколь­ку пред­ме­том иссле­до­ва­ния была ситу­а­тив­ная моти­ва­ция, а не глу­бин­ные лич­ност­ные моти­ва­ци­он­ные струк­ту­ры, то пред­по­ла­га­лось, что чело­век име­ет опре­де­лен­ное пред­став­ле­ние о моти­ва­ции, состав­ля­ю­щей осно­ву его соб­ствен­ной дея­тель­но­сти, и может его выра­зить сло­ва­ми, вер­ба­ли­зо­вать.

При ана­ли­зе свя­зи меж­ду целя­ми и моти­ва­ми поль­зо­ва­те­лей мы исхо­ди­ли из пред­став­ле­ния о том, что моти­вы реа­ли­зу­ют­ся в дея­тель­но­сти в виде адек­ват­ных им по содер­жа­нию целей. Ана­лиз содер­жа­ния ука­зы­ва­е­мых респон­ден­та­ми целей, таким обра­зом, может быть интер­пре­ти­ро­ван в свя­зи с соот­вет­ству­ю­щи­ми им по смыс­лу моти­ва­ми.

Одним из суще­ствен­ных аспек­тов про­яв­ле­ния моти­ва­ции явля­ет­ся направ­лен­ность инте­ре­сов чело­ве­ка. Инди­ка­то­ром при­су­щих поль­зо­ва­те­лям Интер­не­та инте­ре­сов может слу­жить харак­тер тех теле­кон­фе­рен­ций /ньюс-груп­п/, на кото­рые под­пи­сы­ва­ют­ся поль­зо­ва­те­ли.

Tема­ти­ка теле­кон­фе­рен­ций чрез­вы­чай­но раз­но­об­раз­на; уча­стие в них часто срав­ни­ва­ют с вхож­де­ни­ем в клу­бы по инте­ре­сам>. В зави­си­мо­сти от того, какой мотив побуж­да­ет дея­тель­ность поль­зо­ва­те­ля, его инте­ре­сы в обла­сти под­пис­ки на теле­кон­фе­рен­ции рас­про­стра­ня­ют­ся на про­грам­мист­ские или эко­но­ми­че­ские (напри­мер, при дело­вой моти­ва­ции), пред­на­зна­чен­ные для сво­бод­ных обсуж­де­ний (инте­рес к лич­ност­ным аспек­там ком­му­ни­ка­ции) или иные виды теле­кон­фе­рен­ций. Поэто­му ана­лиз теле­кон­фе­рен­ций, на кото­рые под­пи­са­ны поль­зо­ва­те­ли Интер­не­та, явля­ет­ся важ­ным пока­за­те­лем моти­ва­ции.

При изу­че­нии про­бле­мы моти­ва­ции поль­зо­ва­те­ля пред­став­ля­ет инте­рес вопрос о том, что дает (или не дает) рабо­та в Интер­не­те для раз­ви­тия лич­но­сти чело­ве­ка и его обще­ния с дру­ги­ми людь­ми. Этот вопрос отно­сит­ся к оцен­ке пси­хо­ло­ги­че­ских послед­ствий рабо­ты в Интер­не­те в обла­сти лич­ност­но­го раз­ви­тия и меж­лич­ност­ной ком­му­ни­ка­ции. Про­цесс оце­ни­ва­ния субъ­ек­том пря­мых и побоч­ных резуль­та­тов его дея­тель­но­сти поль­зо­ва­те­ля воз­дей­ству­ет на моти­ва­ци­он­ную регу­ля­цию. Кри­те­ри­ем это­го оце­ни­ва­ния явля­ет­ся сте­пень соот­вет­ствия резуль­та­тов дея­тель­но­сти потреб­но­стям само­го чело­ве­ка, т.е. сопо­став­ле­ние жела­е­мо­го и достиг­ну­то­го. Эти оцен­ки рас­про­стра­ня­ют­ся на послед­ствия, кото­рые дан­ная дея­тель­ность име­ет для само­го чело­ве­ка — раз­ви­ва­ет его воз­мож­но­сти, дает новые навы­ки, или, наобо­рот, не дает воз­мож­но­сти для само­ре­а­ли­за­ции и само­раз­ви­тия.

Целью вто­ро­го эта­па было состав­ле­ние пред­ва­ри­тель­ной клас­си­фи­ка­ции харак­тер­ных для дея­тель­но­сти поль­зо­ва­те­лей Интер­не­та видов моти­вов. В осно­ве этой клас­си­фи­ка­ции лежит пред­став­ле­ние о ком­плекс­ном харак­те­ре дея­тель­но­сти чело­ве­ка в Интер­не­те и поли­мо­ти­ви­ро­ван­но­сти этой дея­тель­но­сти. Эмпи­ри­че­скую осно­ву для клас­си­фи­ка­ции соста­ви­ли про­ве­ден­ные нами интер­вью и бесе­ды с поль­зо­ва­те­ля­ми. Полу­чен­ные в резуль­та­те дан­ные поз­во­ли­ли раз­ра­бо­тать сле­ду­ю­щую пред­ва­ри­тель­ную клас­си­фи­ка­цию моти­вов поль­зо­ва­те­ля Интер­не­та:

  1. Дело­вой мотив. Для боль­шин­ства поль­зо­ва­те­лей рабо­та в Интер­не­те явля­ет­ся состав­ной частью про­фес­си­о­наль­ной дея­тель­но­сти, направ­лен­ной на дости­же­ние кон­крет­ной цели, т.е. резуль­та­та. Это может быть поиск кон­крет­ной инфор­ма­ции, кон­так­ты и вза­и­мо­дей­ствие с опре­де­лен­ным чело­ве­ком, орга­ни­за­ция рабо­ты како­го-либо под­раз­де­ле­ния и т.д. Ори­ен­та­ция на кон­крет­ный дело­вой резуль­тат и слу­жит инди­ка­то­ром нали­чия так назы­ва­е­мой дело­вой моти­ва­ции.
  2. Позна­ва­тель­ный мотив. Этот мотив свя­зан с полу­че­ни­ем новых зна­ний, он может иметь раз­лич­ные харак­те­ри­сти­ки в зави­си­мо­сти от направ­лен­но­сти позна­ва­тель­но­го инте­ре­са поль­зо­ва­те­ля. Пред­ме­том позна­ва­тель­но­го отно­ше­ния в ком­пью­тер­ных сетях могут быть новые сер­вис­ные воз­мож­но­сти, раз­лич­ная гипер­тек­сто­вая инфор­ма­ция, новые люди, идеи и мне­ния, визу­аль­ные и слу­хо­вые обра­зы.
  3. Мотив обще­ния (ком­му­ни­ка­тив­ный мотив). Он харак­те­ри­зу­ет­ся поис­ком новых зна­комств, людей с близ­ки­ми инте­ре­са­ми, обме­ном мне­ни­я­ми, обре­те­ни­ем ново­го кру­га дру­зей и еди­но­мыш­лен­ни­ков. Он свя­зан с есте­ствен­ной для чело­ве­ка потреб­но­стью в обмене зна­ни­я­ми, мне­ни­я­ми, эмо­ци­я­ми с себе подоб­ны­ми.
  4. Кор­по­ра­тив­ный мотив (мотив сотруд­ни­че­ства). Боль­шин­ство видов дея­тель­но­сти чело­ве­ка носит соци­аль­ный харак­тер как по сво­е­му содер­жа­нию, так и по сво­ей струк­ту­ре. Это озна­ча­ет, что дея­тель­ность пред­по­ла­га­ет раз­де­ле­ние функ­ций меж­ду людь­ми, сотруд­ни­че­ство меж­ду ними, обмен резуль­та­та­ми дея­тель­но­сти, сов­мест­ное реше­ние про­блем по ходу рабо­ты. Зна­чи­тель­ная часть людей рабо­та­ет в усло­ви­ях сов­мест­ной дея­тель­но­сти. Ори­ен­та­ция поль­зо­ва­те­лей на сотруд­ни­че­ство (а не про­сто на обще­ние) с дру­ги­ми при рабо­те в Интер­не­те слу­жит инди­ка­то­ром кор­по­ра­тив­ной моти­ва­ции.
  5. Мотив само­утвер­жде­ния. В осно­ве это­го моти­ва лежат глу­бин­ные пси­хо­ло­ги­че­ские явле­ния — само­оцен­ка лич­но­сти, уро­вень при­тя­за­ний, моти­ва­ция дости­же­ния. Дея­тель­ность чело­ве­ка часто носит дости­жен­че­ский харак­тер, при этом чело­ве­ку при­хо­дит­ся дока­зы­вать себе и дру­гим соб­ствен­ную состо­я­тель­ность, цен­ность. Само­утвер­жде­ние может осу­ществ­лять­ся в раз­лич­ных видах дея­тель­но­сти в зави­си­мо­сти от типа лич­ност­ных цен­но­стей субъ­ек­та. Наря­ду в дру­ги­ми дан­ный мотив часто отно­сят к чис­лу базо­вых моти­ва­ци­он­ных обра­зо­ва­ний чело­ве­ка.
  6. Мотив рекре­а­ции и игро­вой мотив. Игра и рекре­а­ция зани­ма­ют важ­ное место в жиз­ни любо­го чело­ве­ка. Поми­мо вос­ста­нов­ле­ния функ­ци­о­наль­но­го состо­я­ния рабо­то­спо­соб­но­сти, игра и рекре­а­ция явля­ет­ся спо­со­бом овла­де­ния новы­ми вида­ми дея­тель­но­сти, тре­ни­ров­кой и про­вер­кой сво­их воз­мож­но­стей, сорев­но­ва­ни­ем. В Интер­не­те каж­дый поль­зо­ва­тель может най­ти тот вид игры, кото­рый ему наи­бо­лее бли­зок и инте­ре­сен.
  7. Мотив аффи­ли­а­ции. Дан­ный мотив явля­ет­ся выра­же­ни­ем соци­аль­ной сущ­но­сти дея­тель­но­сти и лич­но­сти чело­ве­ка. Он про­яв­ля­ет­ся в потреб­но­сти каж­до­го чело­ве­ка при­над­ле­жать к опре­де­лен­ной груп­пе, при­ни­мать ее цен­но­сти и сле­до­вать им, зани­мать соб­ствен­ное место в струк­ту­ре груп­пы.
  8. Мотив само­ре­а­ли­за­ции и раз­ви­тия лич­но­сти. Зна­чи­тель­ная часть поль­зо­ва­те­лей осо­зна­ет вли­я­ние рабо­ты в Интер­не­те на соб­ствен­ную лич­ность и дея­тель­ность. Это вли­я­ние каса­ет­ся раз­ви­тия позна­ва­тель­ных воз­мож­но­стей, игро­вой дея­тель­но­сти, осо­бен­но­стей обще­ния, фор­ми­ро­ва­ния инте­ре­сов лич­но­сти. Осо­знан­ное стрем­ле­ние к реа­ли­за­ции и раз­ви­тию соб­ствен­ных воз­мож­но­стей (позна­ва­тель­ных, ком­му­ни­ка­тив­ных и т.д.) и фор­ми­ру­ет мотив раз­ви­тия лич­но­сти при рабо­те в Интер­не­те. Дан­ный мотив име­ет выра­жен­ный твор­че­ский ком­по­нент. Рабо­та в Интер­не­те дает чело­ве­ку воз­мож­ность про­явить свои твор­че­ские спо­соб­но­сти, напри­мер, созда­ние новых про­грамм­ных про­дук­тов, выска­зы­ва­ний в теле­кон­фе­рен­ци­ях, ресур­сов WWW и т.д.). Это поз­во­ля­ет чело­ве­ку реа­ли­зо­вы­вать свои твор­че­ские потен­ции, дает воз­мож­ность полу­чить оцен­ку сво­е­го твор­че­ства со сто­ро­ны зна­чи­мых и ком­пе­тент­ных экс­пер­тов.

При состав­ле­нии тек­ста опрос­ни­ка для изу­че­ния моти­ва­ции поль­зо­ва­те­лей Интер­не­та была исполь­зо­ва­на дан­ная клас­си­фи­ка­ция типов моти­ва­ции .

На тре­тьем эта­пе раз­ра­ба­ты­ва­лась схе­ма про­ве­де­ния эмпи­ри­че­ско­го иссле­до­ва­ния и спо­соб фор­ми­ро­ва­ния выбор­ки респон­ден­тов. Иссле­до­ва­ние про­во­ди­лось как состав­ная часть еже­год­ных опро­сов поль­зо­ва­тель­ской попу­ля­ции, веду­щих­ся с 1993 года. Опро­сы про­во­ди­лись путем рас­сыл­ки опрос­ни­ков с помо­щью ком­пью­тер­ной сети. Исполь­зо­ва­лись раз­лич­ные спо­со­бы рас­сыл­ки: адрес­ная рас­сыл­ка, поме­ще­ние в теле­кон­фе­рен­ции. Кро­ме того, про­во­ди­лись очные бесе­ды и интер­вью с поль­зо­ва­те­ля­ми, осу­ществ­ля­лось вклю­чен­ное наблю­де­ние. Мето­ди­ка про­ве­де­ния иссле­до­ва­ния подроб­но опи­са­на нами ранее. В 1993–1994 годах иссле­до­ва­ние моти­ва­ции поль­зо­ва­те­лей про­во­ди­лось при помо­щи опрос­ни­ков, вклю­ча­ю­щих в себя вопро­сы о целях и потреб­но­стях поль­зо­ва­те­лей Интер­не­та. В 1995–1996 г.г. опрос­ни­ки вклю­ча­ли в себя пря­мые вопро­сы, направ­лен­ные на ана­лиз потреб­но­стей и моти­вов поль­зо­ва­те­лей Интер­не­та. Уча­стие в опро­сах было доб­ро­воль­ным. В них при­ни­ма­ли уча­стие поль­зо­ва­те­ли из раз­лич­ных реги­о­нов СНГ, зани­ма­ю­щие раз­лич­ное поло­же­ние в сете­вой орга­ни­за­ции — от рядо­во­го поль­зо­ва­те­ля до пред­ста­ви­те­лей адми­ни­стра­ции цен­траль­но­го узла сети.

Соци­аль­но-демо­гра­фи­че­ские пока­за­те­ли выбор­ки опи­са­ны нами ранее. В 1993 г. было полу­че­но 305 отве­тов, в 1994 г. — 489, в 1995 г. — 435 , в 1996 г. — 649 отве­тов на опрос­ник.

Результаты и их обсуждение

Представление субъекта о собственных мотивах.

Дан­ный пара­метр ана­ли­зи­ро­вал­ся при про­ве­де­нии иссле­до­ва­ний в 1995 и 1996 годах.

Таблица 1.
Мотивация работы в Интернете (в % от общего числа респондентов)

Вид моти­ва­ции 1995 1996
Дело­вая 86 91 **
Позна­ва­тель­ная 77 81 **
Сотруд­ни­че­ство (кор­по­ра­тив­ная) 54 59
Само­ре­а­ли­за­ция 46 52
Рекре­а­ци­он­ная и игро­вая 37 39
Аффи­ли­а­тив­ная 35 41 *
Само­утвер­жде­ния 25 29
Ком­му­ни­ка­тив­ная 24 26

* Раз­ни­ца досто­вер­на, p=0,05

** Раз­ни­ца досто­вер­на, p=0,01

Дан­ные в таб­ли­це пред­став­ля­ют собой про­цент респон­ден­тов, отме­тив­ших нали­чие пере­чис­лен­ных моти­вов в соб­ствен­ной дея­тель­но­сти. Респон­ден­ты выби­ра­ли соот­вет­ству­ю­щие отве­ты в пред­ла­га­е­мом меню. Они мог­ли выбрать сколь­ко угод­но пунк­тов из пред­ла­га­е­мо­го меню одно­вре­мен­но, поэто­му сум­ма отве­тов по столб­цам пре­вы­ша­ет 100 про­цен­тов. Этот прин­цип неаль­тер­на­тив­но­го выбо­ра отве­тов при­ме­нял­ся в каж­дом из пред­ла­га­е­мых в опрос­ни­ке вопро­сов.

Полу­чен­ные резуль­та­ты пока­за­ли, что раз­ра­бо­тан­ная пред­ва­ри­тель­ная клас­си­фи­ка­ция моти­вов поль­зо­ва­те­лей Интер­не­та полу­чи­ла эмпи­ри­че­ское под­твер­жде­ние. Все пред­по­ла­га­е­мые виды моти­ва­ции полу­чи­ли выбо­ры со сто­ро­ны поль­зо­ва­те­лей-репон­ден­тов.

Ана­лиз моти­ва­ции поль­зо­ва­те­лей в ходе срав­не­ния резуль­та­тов опро­сов 1995 и 1996 г.г. выяв­ля­ет неко­то­рую дина­ми­ку. Основ­ное направ­ле­ние изме­не­ний состо­ит в уве­ли­че­нии вли­я­ния моти­вов, свя­зан­ных с меж­лич­ност­ной ком­му­ни­ка­ци­ей, позна­ни­ем. Умень­шил­ся удель­ный вес дело­вых моти­вов, свя­зан­ных с исполь­зо­ва­ни­ем чисто про­фес­си­о­наль­ной, про­грам­мист­ской, слу­жеб­ной, ком­мер­че­ской инфор­ма­ции.

Нами иссле­до­ва­лись внут­рен­ние кор­ре­ля­ции меж­ду отве­та­ми на вопрос о моти­вах и потреб­но­стях чело­ве­ка при рабо­те в Интер­не­те. Пред­по­ла­га­лось, что иссле­до­ва­ние таких кор­ре­ля­ций даст пред­став­ле­ние о целост­ном типе моти­ва­ции дея­тель­но­сти чело­ве­ка в ком­пью­тер­ных сетях, вклю­ча­ю­щем раз­лич­ные виды моти­вов. Были полу­че­ны сле­ду­ю­щие зна­чи­мые кор­ре­ля­ции (для резуль­та­тов 1995 года, p =0,01): дело­вая моти­ва­ция — моти­ва­ция сотруд­ни­че­ства (0,38), моти­ва­ция сотруд­ни­че­ства — моти­ва­ция само­ре­а­ли­за­ции (0,27), моти­ва­ция сотруд­ни­че­ства — мотив аффи­ли­а­ции (0,26). Мотив само­ре­а­ли­за­ции кор­ре­ли­ру­ет с ком­му­ни­ка­тив­ным моти­вом (0,62), моти­вом аффи­ли­а­ции (0,29), моти­вом само­утвер­жде­ния (0,32), позна­ва­тель­ным моти­вом (0,256). Моти­ва­ция аффи­ли­а­ции кор­ре­ли­ру­ет с ком­му­ни­ка­тив­ной моти­ва­ци­ей (0,36). Нако­нец, полу­че­ны кор­ре­ля­ции меж­ду ком­му­ни­ка­тив­ным моти­вом и моти­вом рекре­а­ции (0,26).

Цели пользователей Интернета

Были полу­че­ны сле­ду­ю­щие резуль­та­ты. Во избе­жа­ние дуб­ли­ро­ва­ния вопро­сов при иссле­до­ва­нии моти­вов и целей дея­тель­но­сти поль­зо­ва­те­ля вопрос о целях был исклю­чен из опрос­ни­ков 1995 и 1996 годов.

Таблица 2.
Цели работы в Интернете (в % от общего числа респондентов)

Цели поль­зо­ва­те­лей 1993 1994
Дело­вые кон­так­ты 86 91 **
Отдых и раз­вле­че­ния 31 46 **
Биз­нес 50 28 **
Сете­вые слу­жеб­ные функ­ции 15 31 **
Лич­ное обще­ние 48 31 *
Уча­стие в про­фес­си­о­наль­ных теле­кон­фе­рен­ци­ях 63 47 **
Удо­вле­тво­ре­ние любо­пыт­ства нет дан­ных 47

* Раз­ни­ца досто­вер­на, p=0,05,

** Раз­ни­ца достоверна,p=0,01

Опро­сы пока­за­ли, что зна­чи­тель­ная часть респон­ден­тов счи­та­ет ком­пью­тер­ные сети необ­хо­ди­мым сред­ством обме­на раз­лич­но­го рода инфор­ма­ци­ей (про­грамм­ной, дело­вой, ком­мер­че­ской, науч­ной). При­мер­но поло­ви­на опро­шен­ных в каче­стве цели рабо­ты в ком­пью­тер­ных сетях ука­зы­ва­ет лич­ное обще­ние. Почти поло­ви­на поль­зо­ва­те­лей нахо­дит воз­мож­ным удо­вле­тво­ре­ние потреб­но­сти в отды­хе и раз­вле­че­нии посред­ством ком­пью­тер­ной ком­му­ни­ка­ции (дан­ные 1994 г.).

Срав­не­ние пред­став­лен­ных в таб­ли­це резуль­та­тов 1993 и 1994 годов дает воз­мож­ность про­сле­дить целе­вую дина­ми­ку в дея­тель­но­сти поль­зо­ва­те­ля. Она состо­ит в уси­ле­нии меж­лич­ност­ной состав­ля­ю­щей сете­во­го обще­ния при неко­то­ром умень­ше­нии вли­я­ния дело­вой. Более акту­аль­ны­ми ста­но­вят­ся цели рекре­а­ции, отды­ха. Уси­ли­ва­ет­ся и позна­ва­тель­ная актив­ность. Она может иметь раз­лич­ную направ­лен­ность — про­фес­си­о­наль­ный инте­рес (изу­че­ние новых про­грамм, сер­вис­ных воз­мож­но­стей), ком­му­ни­ка­тив­но- лич­ност­ная направ­лен­ность ( зна­ком­ство с чужим мне­ни­ем, дис­кус­сии на сво­бод­ные темы). В то же вре­мя мень­шее зна­че­ние ста­ло уде­лять­ся целям, направ­лен­ным на биз­нес и на уча­стие респон­ден­тов в про­фес­си­о­наль­ных теле­кон­фе­рен­ци­ях.

Направленность интересов пользователей Интернета

Таблица 3.
Популярность телеконференций (в % от общего числа респондентов)

Тема­ти­ка теле­кон­фе­рен­ций 1993 1994 1995 1996
Ком­мер­че­ские 50 34 33 40
Науч­ные 21 40 32 34
Хоб­би и юмор 41 49 56 58
Про­грам­мист­ские 69 65 61 63
По искус­ству, лите­ра­ту­ре и куль­ту­ре - 22 16 25
Поли­ти­че­ские - 10 14 15
Рели­ги­оз­ные - 10 14 15
Орга­ни­за­ци­он­ные и слу­жеб­ные 47 49 43 40
Для сво­бод­ных обсуж­де­ний - 36 35 36

Наи­бо­лее попу­ляр­ны­ми теле­кон­фе­рен­ци­я­ми устой­чи­во оста­ют­ся про­грам­мист­ские теле­кон­фе­рен­ции. В 1995–1996 годах вплот­ную при­бли­зи­лись к ним по попу­ляр­но­сти теле­кон­фе­рен­ции по хоб­би и юмо­ру. Наи­ме­нее попу­ляр­ны­ми явля­ют­ся поли­ти­че­ские и рели­ги­оз­ные теле­кон­фе­рен­ции.

Ана­лиз дина­ми­ки инте­ре­сов поль­зо­ва­те­лей по годам пока­зал устой­чи­вое паде­ние инте­ре­са к сле­ду­ю­щим видам теле­кон­фе­рен­ций: ком­мер­че­ским, про­грам­мист­ским и орга­ни­за­ци­он­ным (слу­жеб­ным). Поль­зо­ва­тель­ский инте­рес воз­рос к теле­кон­фе­рен­ци­ям по хоб­би и юмо­ру. Отно­си­тель­но ста­биль­ны инте­ре­сы поль­зо­ва­те­лей в обла­сти сле­ду­ю­щих теле­кон­фе­рен­ций: науч­ных ‚поли­ти­че­ских, вне­те­ма­ти­че­ских для сво­бод­ных обсуж­де­ний, по искус­ству, лите­ра­ту­ре и куль­ту­ре.

Психологические последствия работы в Интернете

Таблица 4.
Психологические последствия работы в Интернете
(в % от общего числа респондентов)

Послед­ствия рабо­ты в Интер­не­те 1995 1996
Раз­ви­тие игры и импро­ви­за­ции 38 45
Попол­не­ние зна­ний 64 45
Раз­ви­тие лич­но­сти 40 41
Утра­та при­вле­ка­тель­но­сти обыч­но­го обще­ния 6 9
Успех в жиз­ни 21 26
Чув­ство вклю­чен­но­сти в гло­баль­ный инфор­ма­цонн­ный про­цесс 57 60
Поте­ря вре­ме­ни и отвле­че­ние от реаль­ных дел 23 27
Увле­че­ние Интер­не­том в ущерб дру­гим делам 45 41

Таб­ли­ца 4 пока­зы­ва­ет, что уве­ли­чи­лось коли­че­ство поль­зо­ва­те­лей, отме­ча­ю­щих раз­ви­тие игры и импро­ви­за­ции; боль­ше поль­зо­ва­те­лей гово­рит о том, что обыч­ное обще­ние утра­чи­ва­ет свою при­вле­ка­тель­ность; улуч­ши­лось мне­ние об Интер­не­те как о сред­стве дости­же­ния жиз­нен­но­го успе­ха; боль­шее коли­че­ство поль­зо­ва­те­лей отме­ча­ет чув­ство вклю­чен­но­сти в гло­баль­ный инфор­ма­ци­он­ный про­цесс. Несколь­ко боль­ше поль­зо­ва­те­лей жалу­ют­ся на поте­рю вре­ме­ни при рабо­те в Интер­не­те и отвле­че­ние от реаль­ных дел.

Суще­ствен­но мень­ше поль­зо­ва­те­лей гово­рят об Интер­не­те как о сред­стве попол­не­ния зна­ний. Таким обра­зом, выяв­лен­ная дина­ми­ка соче­та­ет в себе как нега­тив­ные, так и пози­тив­ные послед­ствия. Нега­тив­ные послед­ствия свя­за­ны преж­де все­го с тем, что Интер­нет отвле­ка­ет от реаль­ных дел и обще­ния, тре­буя слиш­ком мно­го вре­ме­ни. Пози­тив­ные послед­ствия свя­за­ны с раз­ви­ти­ем игры, твор­че­ства, импро­ви­за­ции, дости­же­ни­ем жиз­нен­но­го успе­ха и вклю­че­ни­ем в миро­вой инфор­ма­ци­он­ный про­цесс.

Обсуждение результатов

На осно­ва­нии дан­ных таб­ли­цы 1 состав­ле­на эмпи­ри­че­ская клас­си­фи­ка­ция типов моти­ва­ции поль­зо­ва­те­лей Интер­не­та, пред­став­ля­ю­щая собой уточ­нен­ную пред­ва­ри­тель­ную клас­си­фи­ка­цию. Выде­ля­ют­ся сле­ду­ю­щие типы моти­ва­ции:

  1. Дело­вая моти­ва­ция. Отме­ча­ет­ся 91% респон­ден­тов как эле­мент дело­вой моти­ва­ции при рабо­те в Интер­не­те.
  2. Позна­ва­тель­ная моти­ва­ция. Нали­чие это­го моти­ва отме­ча­ют 81% респон­ден­тов, что гово­рит о нали­чии позна­ва­тель­ной направ­лен­но­сти в дея­тель­но­сти поль­зо­ва­те­лей Интер­не­та. Позна­ва­тель­ная актив­ность поль­зо­ва­те­лей может быть направ­ле­на на раз­лич­ные аспек­ты сете­вой ком­му­ни­ка­ции. Мож­но выде­лить дело­вую, про­фес­си­о­наль­ную позна­ва­тель­ную направ­лен­ность, а так­же позна­ва­тель­ную актив­ность, свя­зан­ную с меж­лич­ност­ной ком­му­ни­ка­ци­ей неде­ло­во­го, сво­бод­но­го, лич­ност­но­го харак­те­ра.
  3. Моти­ва­ция cотруд­ни­че­ства. Ана­лиз внут­рен­них кор­ре­ля­ций меж­ду отве­та­ми на вопрос о моти­вах дея­тель­но­сти поль­зо­ва­те­ля пока­зал, что речь идет о моти­ва­ции, слож­ной по сво­е­му пси­хо­ло­ги­че­ско­му стро­е­нию. Моти­ва­ция сотруд­ни­че­ства, про­яв­ля­ю­ща­я­ся как стрем­ле­ние помочь дру­гим поль­зо­ва­те­лям часто явля­ет­ся спо­со­бом уве­ли­че­ния соб­ствен­но­го авто­ри­те­та, дости­же­ния при­зна­ния ком­пе­тент­но­сти и мастер­ства. Это под­твер­жда­ет­ся соче­та­ни­ем дан­но­го моти­ва с моти­вом аффи­ли­а­ции, выра­жа­ю­щем­ся в чув­стве при­част­но­сти к интел­лек­ту­аль­ной и инфор­ма­ци­он­ной эли­те совре­мен­но­го обще­ства. У респон­ден­тов, отме­ча­ю­щих нали­чие моти­ва сотруд­ни­че­ства, при­сут­ству­ет и мотив само­утвер­жде­ния. Мож­но пред­по­ло­жить, что моти­ва­ция сотруд­ни­че­ства свя­за­на с осо­бой фор­мой моти­ва само­утвер­жде­ния. По про­фес­си­о­наль­ной при­над­леж­но­сти в груп­пе отно­си­тель­но мно­го сете­ви­ков и про­грам­ми­стов.
  4. Моти­ва­ция само­ре­а­ли­за­ции (52% респон­ден­тов). Поль­зо­ва­те­ли, отме­ча­ю­щие нали­чие такой моти­ва­ции, рас­смат­ри­ва­ют Интер­нет как спо­соб про­яв­ле­ния и раз­ви­тия соб­ствен­ных интел­лек­ту­аль­ных и твор­че­ских воз­мож­но­стей. Респон­ден­ты с моти­ва­ци­ей само­ре­а­ли­за­ции отме­ча­ют нали­чие в сво­ей рабо­те моти­ва аффи­ли­а­ции, моти­ва само­утвер­жде­ния и ком­му­ни­ка­тив­но­го моти­ва. По-види­мо­му, мож­но гово­рить о еди­ном ком­плек­се соци­аль­но ори­ен­ти­ро­ван­ных моти­вов, в состав кото­ро­го вхо­дят моти­вы, свя­зан­ные с раз­лич­ны­ми аспек­та­ми дело­во­го и меж­лич­ност­но­го обще­ния. Сре­ди них — мотив сотруд­ни­че­ства, мотив аффи­ли­а­ции, мотив само­ре­а­ли­за­ции, мотив самутвер­жде­ния и ком­му­ни­ка­тив­ный мотив. Для респон­ден­тов с моти­вом само­ре­а­ли­за­ции харак­тер­но сле­ду­ю­щее мне­ние о лич­ност­ных послед­стви­ях рабо­ты в Интер­не­те. Они счи­та­ют, что рабо­та в Интер­не­те:
    • име­ет эле­мент игры и импро­ви­за­ции,
    • спо­соб­ству­ет раз­ви­тию лич­но­сти,
    • спо­соб­ству­ет жиз­нен­но­му успе­ху,
    • сопро­вож­да­ет­ся чув­ством вклю­чен­но­сти в гло­баль­ный инфор­ма­ци­он­ный про­цесс.
  5. Рекре­а­ци­он­ный мотив. Его нали­чие отме­ча­ет 39% респон­ден­тов Основ­ная сфе­ра их инте­ре­сов — теле­кон­фе­рен­ции по темам хоб­би и юмор, а так­же вне­те­ма­ти­че­ские теле­кон­фе­рен­ции. Наря­ду с рекре­а­ци­ей отме­ча­ет­ся нали­чие моти­вов само­ре­а­ли­за­ции, аффи­ли­а­ции, само­утвер­жде­ния, позна­ва­тель­ный и ком­му­ни­ка­тив­ный моти­вы.
  6. Моти­ва­ция аффи­ли­а­ции (41% респон­ден­тов). Моти­ва­ция аффи­ли­а­ции про­яв­ля­ет­ся в стрем­ле­нии поль­зо­ва­те­лей най­ти в Интер­не­те рефе­рент­ную груп­пу, при­нять ее цен­но­сти, най­ти свое место в этой груп­пе. Этот вид моти­ва­ции име­ет ком­плекс­ный харак­тер, что под­твер­жда­ет­ся свя­зью такой моти­ва­ции с моти­вом сотруд­ни­че­ства, моти­вом само­ре­а­ли­за­ции, само­утвер­жде­ния, позна­ва­тель­ным моти­вом, рекре­а­ци­он­ным моти­вом и соб­ствен­но ком­му­ни­ка­тив­ным моти­вом. Дан­ный вид моти­ва­ции вклю­ча­ет в себя раз­лич­ные аспек­ты соци­аль­но­го вза­и­мо­дей­ствия: про­фес­си­о­наль­ные, гло­баль­но-лич­ност­ные и ситу­а­тив­но-эмо­ци­о­наль­ные.
  7. Моти­ва­ция само­утвер­жде­ния. Само­утвер­жде­ние явля­ет­ся необ­хо­ди­мым аспек­том актив­но­сти Я, реа­ли­зу­ю­щим сущ­ност­ные свой­ства чело­ве­че­ской лич­но­сти. В зави­си­мо­сти от типа лич­но­сти, инди­ви­ду­аль­ных осо­бен­но­стей и соци­аль­ной ситу­а­ции само­утвер­жде­ние при­ни­ма­ет раз­лич­ные фор­мы. Оно может носить харак­тер науч­но­го или худо­же­ствен­но­го твор­че­ства, ком­му­ни­ка­тив­ной актив­но­сти, соци­аль­ной карье­ры, стрем­ле­ния к лидер­ству, само­раз­ви­тия лич­но­сти. Посколь­ку Интер­нет предо­став­ля­ет новые ком­му­ни­ка­тив­ные и позна­ва­тель­ные воз­мож­но­сти, мож­но пред­по­ло­жить, что иссле­ду­е­мый тип само­утвер­жде­ния свя­зан с раз­лич­ны­ми фено­ме­на­ми обще­ния (поис­ком рефе­рент­ной груп­пы, иден­ти­фи­ка­ци­ей с ее цен­но­стя­ми и воз­мож­но­стью само­вы­ра­же­ния в ней). Респон­ден­ты дан­ной груп­пы про­яв­ля­ют осо­бый инте­рес к теле­кон­фе­рен­ци­ям для сво­бод­но­го обсуж­де­ния. Они отме­ча­ют так­же нали­чие моти­вов аффи­ли­а­ции, само­ре­а­ли­за­ции, сотруд­ни­че­ства, позна­ва­тель­но­го и рекре­а­ци­он­но­го моти­вов. В каче­стве пси­хо­ло­ги­че­ских послед­ствий отме­ча­ет­ся что Интер­нет: — дает воз­мож­ность игры и импро­ви­за­ции, — спо­соб­ству­ет раз­ви­тию лич­но­сти, — ведет к чув­ству вклю­чен­но­сти в гло­баль­ный инфор­ма­ци­он­ный про­цесс, — увле­че­ние Интер­не­том ведет к тому, что люди забы­ва­ют о дру­гих делах.
  8. Ком­му­ни­ка­тив­ная моти­ва­ция (26%). Респон­ден­ты дан­ной груп­пы утвер­жда­ют, что Интер­нет поз­во­ля­ет пре­одо­ле­вать ком­му­ни­ка­тив­ный дефи­цит, воз­ни­ка­ю­щий в обы­ден­ной жиз­ни. Инте­ре­сы респон­ден­тов лежат в cфе­ре вне­те­ма­ти­че­ских теле­кон­фе­рен­ции и теле­кон­фе­рен­ций по хоб­би и юмо­ру. Мотив ком­му­ни­ка­ции соче­та­ет­ся со всем бло­ком моти­вов соци­аль­но-ком­му­ни­ка­тив­но­го харак­те­ра, а так­же с рекре­а­ци­он­ным моти­вом. При оцен­ке лич­ност­ных послед­ствий рабо­ты в Интер­не­те респон­ден­ты дан­ной груп­пы отме­ча­ют, что: — Интер­нет спо­соб­ству­ет раз­ви­тию лич­но­сти, — обще­ние в Интер­не­те ведет к тому, что обыч­ное обще­ние утра­чи­ва­ет при­вле­ка­тель­ность, — при рабо­те в Интер­не­те воз­ни­ка­ет чув­ство вклю­чен­но­сти в гло­баль­ный инфор­ма­ци­он­ный про­цесс, — увле­чен­ность Интер­не­том отвле­ка­ет от дру­гих дел. По-види­мо­му, мож­но гово­рить об осо­бой груп­пе поль­зо­ва­те­лей, в моти­ва­ци­он­ных дис­по­зи­ци­ях кото­рых над дело­вы­ми, про­фес­си­о­наль­ны­ми, позна­ва­тель­ны­ми инте­ре­са­ми пре­об­ла­да­ют нефор­маль­ные, лич­ност­ные, соб­ствен­но ком­му­ни­ка­тив­ные момен­ты.

Выводы

В резуль­та­те пси­хо­ло­ги­че­ской интер­пре­та­ции эмпи­ри­че­ских дан­ных было пока­за­но, что в осно­ве дея­тель­но­сти поль­зо­ва­те­лей Интер­не­та лежат сле­ду­ю­щие виды моти­вов:

  1. дело­вая моти­ва­ция
  2. позна­ва­тель­ная моти­ва­ция
  3. моти­ва­ция сотруд­ни­че­ства
  4. моти­ва­ция само­ре­а­ли­за­ции
  5. pекре­а­ци­он­ная и игро­вая моти­ва­ция
  6. аффи­ли­а­тив­ная моти­ва­ция
  7. моти­ва­ция само­утвер­жде­ния
  8. ком­му­ни­ка­тив­ная моти­ва­ция

Выде­лен­ные типы моти­вов репре­зен­ти­ру­ют основ­ные опи­сан­ные в пси­хо­ло­гии виды моти­ва­ци­он­ной направ­лен­но­сти лич­но­сти: про­дук­тив­ную, соци­аль­но-ком­му­ни­ка­тив­ную, позна­ва­тель­ную, раз­ви­ва­ю­щую. Эти виды моти­ва­ции про­яв­ля­ют­ся в раз­лич­ных видах направ­лен­но­сти дея­тель­но­сти поль­зо­ва­те­ля Интер­не­та: помощь дру­гим поль­зо­ва­те­лям, интел­лек­ту­аль­ная и твор­че­ская само­ре­а­ли­за­ция, поиск рефе­рент­ной груп­пы, аффи­ли­а­тив­ные тен­ден­ции, соци­аль­ное само­вы­ра­же­ние и так далее.

Сре­ди поль­зо­ва­те­лей Интер­не­та мож­но выде­лить раз­лич­ные типы в зави­си­мо­сти от типа веду­щей моти­ва­ции. Одну груп­пу состав­ля­ют респон­ден­ты с выра­жен­ной ком­му­ни­ка­тив­ной моти­ва­ци­ей. Эти поль­зо­ва­те­ли, по сути, увле­че­ны Интер­не­том настоль­ко, что пред­по­чи­та­ют обыч­но­му обще­нию рабо­ту в Интер­не­те. Их инте­ре­сы в зна­чи­тель­ной сте­пе­ни свя­за­ны с нефор­маль­ным обще­ни­ем посред­ством Интер­не­та, поис­ком обще­ния с инте­рес­ны­ми людь­ми.

Дру­гую груп­пу состав­ля­ют поль­зо­ва­те­ли, моти­ва­ция кото­рых свя­за­на с раз­лич­ны­ми вари­ан­та­ми лич­ност­но­го само­утвер­жде­ния (аффи­ли­а­ция, само­оцен­ка, дости­же­ния ста­ту­са и авто­ри­те­та, ком­пе­тент­ная помощь, соци­аль­ное само­вы­ра­же­ние). Этих поль­зо­ва­те­лей харак­те­ри­зу­ет более дело­вой под­ход к Интер­не­ту, они осо­зна­ют его огра­ни­че­ния как фор­мы обще­ния. Рабо­та в Интер­не­те, по сути, явля­ет­ся не лич­ност­ной целью, а сред­ством само­утвер­жде­ния и дости­же­ния про­фес­си­о­наль­ных, дело­вых целей. При­чем сред­ством уни­вер­саль­ным, т.к. с его помо­щью воз­мож­но само­утвер­жде­ние в раз­лич­ных сфе­рах — лич­ност­ной, позна­ва­тель­ной, соци­аль­ной, про­фес­си­о­наль­ной.

Полу­чен­ные резуль­та­ты гово­рят о том, что Интер­нет в сво­ем раз­ви­тии про­шел путь от про­фес­си­о­наль­ной сре­ды обще­ния про­грам­ми­стов к сре­де сво­бод­но­го обще­ния, реа­ли­зу­ю­щей более широ­кие по срав­не­нию с про­фес­си­о­наль­ны­ми лич­ност­ные инте­ре­сы. Эти дан­ные гово­рят об умень­ше­нии веса моти­вов дело­во­го и про­фес­си­о­наль­но­го харак­те­ра в дея­тель­но­сти поль­зо­ва­те­лей Интер­не­та. Напро­тив, моти­вы ком­му­ни­ка­тив­но­го, рекре­а­ци­он­но­го направ­ле­ния, моти­вы лич­но­го обще­ния при­об­ре­та­ют все боль­шую пред­став­лен­ность в систе­ме моти­ва­ци­он­ной регу­ля­ции.

Об авторах

Вой­скун­ский Алек­сандр Евге­нье­вич — кан­ди­дат пси­хо­ло­ги­че­ских наук, стар­ший науч­ный сотруд­ник, заве­ду­ю­щий лабо­ра­то­ри­ей пси­хо­ло­гии интел­лек­ту­аль­ной дея­тель­но­сти и инфор­ма­ти­за­ции факуль­те­та пси­хо­ло­гии Мос­ков­ско­го госу­дар­ствен­но­го уни­вер­си­те­та.

Аре­сто­ва Оль­га Нико­ла­ев­на — доцент кафед­ры общей пси­хо­ло­гии факуль­те­та пси­хо­ло­гии МГУ им. М.В. Ломо­но­со­ва, кан­ди­дат пси­хо­ло­ги­че­ских наук.

Баба­нин Лео­нид Нико­ла­е­вич — стар­ший пре­по­да­ва­тель факуль­те­та пси­хо­ло­гии МГУ им. М. В. Ломо­но­со­ва.

Категории

Метки

Публикации

Общение

Cyberpsy.ru - первое место, куда вы отправляетесь за информацией о киберпсихологии.
Подписывайтесь и читайте нас в социальных сетях.