Реан А.А., Егорова А.В., Коновалов И.А. Взаимосвязь использования экранного времени и проявления различных типов агрессии в старшем подростковом возрасте

Р

Введение

На сего­дняш­ний день в науч­ном сооб­ще­стве осо­бое вни­ма­ние уде­ля­ет­ся изу­че­нию про­цес­сов соци­а­ли­за­ции моло­до­го поко­ле­ния, в кото­рых зна­чи­мую роль игра­ют сред­ства мас­со­вой инфор­ма­ции (СМИ). СМИ не про­сто высту­па­ют как кана­лы пере­да­чи инфор­ма­ции, но так­же слу­жат инстру­мен­та­ми для обме­на соци­о­куль­тур­ны­ми цен­но­стя­ми, ока­зы­вая зна­чи­тель­ное вли­я­ние на фор­ми­ро­ва­ние взгля­дов и убеж­де­ний детей и подростков. 

Иссле­до­ва­ния уче­ных пока­зы­ва­ют, что уси­ле­ние вли­я­ния как элек­трон­ных, так и теле­ви­зи­он­ных медиа на жизнь чело­ве­ка наблю­да­лось еще в 1990-х гг. Уже в то вре­мя СМИ игра­ли зна­чи­мую роль в жиз­ни моло­де­жи наря­ду с тра­ди­ци­он­ны­ми аген­та­ми соци­а­ли­за­ции, таки­ми как семья, дру­зья и обра­зо­ва­тель­ные учре­жде­ния (Соб­кин, 2000).

В послед­ние деся­ти­ле­тия наблю­да­ет­ся стре­ми­тель­ное уве­ли­че­ние зна­чи­мо­сти Интер­не­та в жиз­ни под­рост­ков (Roberts et al., 2010). При этом отме­тим отсут­ствие тер­ми­но­ло­ги­че­ско­го еди­но­об­ра­зия для обо­зна­че­ния вре­ме­ни, про­ве­ден­но­го онлайн и «за экра­ном», исполь­зу­ют­ся тер­ми­ны «экран­ное вре­мя», «вре­мя, про­ве­ден­ное в Интер­не­те», «онлайн-актив­ность» и т.д.

Стро­го гово­ря, при­ве­ден­ные в каче­стве при­ме­ров тер­ми­ны озна­ча­ют не иден­тич­ные, но суще­ствен­но пере­се­ка­ю­щи­е­ся явле­ния. Мы счи­та­ем наи­бо­лее общим тер­ми­ном «экран­ное вре­мя», в свя­зи с чем будем исполь­зо­вать его для задач уни­фи­ка­ции схо­жих явле­ний в рам­ках насто­я­щей статьи.

Дан­ные мас­штаб­ных иссле­до­ва­ний роли циф­ро­вых устройств в жиз­ни рос­сий­ских детей, под­рост­ков и моло­де­жи пока­за­ли, что око­ло 77 % школь­ни­ков для выхо­да в сеть исполь­зу­ют смарт­фо­ны. Более того, почти 70 % обу­ча­ю­щих­ся про­во­дят за экра­ном от 50 до 100 % сво­бод­но­го вре­ме­ни, а пик исполь­зо­ва­ния гад­же­тов при­хо­дит­ся на 16 лет1

Отме­ча­ет­ся так­же уве­ли­че­ние под­клю­чен­но­сти под­рост­ков к Сети. Так, Г.У. Сол­да­то­ва отме­ча­ет, что пока­за­тель гипер­под­клю­чен­но­сти под­рост­ков в пери­од с 2013 по 2019 г. уве­ли­чил­ся более чем в два раза и в 2019 г. достиг 8–10 часов в сут­ки (Сол­да­то­ва, Вой­скун­ский, 2021). Соглас­но дан­ным Рос­ста­та 2019 г., 99 % респон­ден­тов воз­раст­ной груп­пы от 15 до 24 лет исполь­зо­ва­ли Интер­нет, при этом 95,3 % из них «захо­ди­ли в Сеть» еже­днев­но2.

Эти тен­ден­ции сви­де­тель­ству­ют о силь­ной инте­гра­ции Интер­не­та и повсе­днев­ных аспек­тов жиз­ни под­рост­ков, что, без­услов­но, ока­зы­ва­ет вли­я­ние на соци­аль­но-пси­хо­ло­ги­че­ские и лич­ност­ные аспек­ты их раз­ви­тия, вклю­чая осо­бен­но­сти соци­аль­но­го взаимодействия.

Дли­тель­ное исполь­зо­ва­ние циф­ро­вых устройств может при­ве­сти к сокра­ще­нию про­дол­жи­тель­но­сти и ухуд­ше­нию каче­ства сна, сни­же­нию уров­ня физи­че­ской актив­но­сти и ака­де­ми­че­ской успеш­но­сти, а так­же к нару­ше­ни­ям пище­во­го пове­де­ния (Буха­лен­ко­ва и др., 2022; Rosen et al., 2014; El Asam et al., 2019). Было так­же обна­ру­же­но, что те поль­зо­ва­те­ли, кото­рые актив­но исполь­зо­ва­ли Интер­нет в ноч­ное вре­мя, пока­зы­ва­ли более высо­кий уро­вень физи­че­ской агрес­сии, чем те, кто поль­зо­вал­ся Интер­не­том в дру­гое вре­мя суток (Kim, 2013). 

Иссле­до­ва­те­ли из Тай­ва­ня, про­ана­ли­зи­ро­вав науч­ные ста­тьи, посвя­щен­ные про­бле­ма­ти­ке интер­нет-зави­си­мо­сти, обна­ру­жи­ли, что суще­ству­ет зна­чи­мая кор­ре­ля­ция меж­ду чрез­мер­ным исполь­зо­ва­ни­ем Интер­не­та и рядом дру­гих пси­хо­ло­ги­че­ских про­блем. В их чис­ле — симп­то­мы депрес­сии, тре­вож­но­сти, СДВГ и обсес­сив­но-ком­пуль­сив­ных рас­стройств, а так­же про­яв­ле­ния враж­деб­но­сти и агрес­сии (Kraut et al., 1998; Carli et al., 2013). 

В рам­ках одно­го мас­штаб­но­го иссле­до­ва­ния (выбор­ка 167 тысяч под­рост­ков в воз­расте от 11 до 15 лет) был про­ве­ден ана­лиз пове­де­ния под­рост­ков в циф­ро­вой сре­де в 42 стра­нах, в чис­ло кото­рых вхо­ди­ла и Рос­сия. Было выяв­ле­но, что Рос­сий­ская Феде­ра­ция зани­ма­ет 26-ю пози­цию в рей­тин­ге стран по уров­ню рис­ка интен­сив­но­го исполь­зо­ва­ния Интер­не­та и вовле­чен­но­сти в кибер­бул­линг сре­ди под­рост­ков (Craig et al., 2020). 

Таким обра­зом, все боль­ше иссле­до­ва­ний под­твер­жда­ют, что высо­кая онлайн-актив­ность может иметь нега­тив­ные послед­ствия для пси­хи­че­ско­го и физи­че­ско­го здо­ро­вья моло­до­го поколения.

Пре­бы­вая в Сети, под­рост­ки так­же могут стал­ки­вать­ся с деструк­тив­ным онлайн-кон­тен­том. В част­но­сти, иссле­до­ва­ние, про­ве­ден­ное Г.У. Сол­да­то­вой, предо­став­ля­ет обшир­ные дан­ные о встре­ча­е­мо­сти нега­тив­но­го интер­нет-кон­тен­та, с кото­рым стал­ки­ва­лись под­рост­ки и молодежь. 

Боль­ше поло­ви­ны опро­шен­ных респон­ден­тов стал­ки­ва­лись с неже­ла­тель­ным кон­тен­том в Сети. Осо­бен­но при­ме­ча­тель­но, что наи­боль­шее рас­про­стра­не­ние сре­ди вре­до­нос­но­го кон­тен­та име­ет фей­ко­вая инфор­ма­ция, с кото­рой столк­ну­лись 93 % опро­шен­ных. Сле­ду­ю­щим по часто­те встре­ча­е­мо­сти явля­ет­ся оскор­би­тель­ный кон­тент, а так­же мате­ри­а­лы, содер­жа­щие акты наси­лия и жестокости. 

Допол­ни­тель­но было выяв­ле­но, что респон­ден­ты с более агрес­сив­ны­ми пове­ден­че­ски­ми реак­ци­я­ми склон­ны не толь­ко в боль­шей сте­пе­ни одоб­рять, но и актив­но рас­про­стра­нять кон­тент ауто­де­струк­тив­но­го харак­те­ра (Сол­да­то­ва, Илю­хи­на, 2022). 

Дан­ные резуль­та­ты вызы­ва­ют обес­по­ко­ен­ность, осо­бен­но учи­ты­вая высо­кую вовле­чен­ность в циф­ро­вую сре­ду детей и под­рост­ков, чья уяз­ви­мость к нега­тив­но­му вли­я­нию тако­го рода инфор­ма­ции наи­бо­лее высока.

При­ве­ден­ный обзор сфо­ку­си­ро­ван на при­ме­рах нега­тив­ной роли экран­но­го вре­ме­ни в про­бле­ма­ти­ке рис­ков пси­хо­ло­ги­че­ско­го бла­го­по­лу­чия под­рост­ков, в част­но­сти агрес­сии и ее про­яв­ле­ний. Отме­тим, что в кон­тек­сте раз­лич­ных пока­за­те­лей бла­го­по­лу­чия дан­ные о роли онлайн-актив­но­сти и экран­но­го вре­ме­ни явля­ют­ся раз­но­род­ны­ми (см., напри­мер, Боча­вер и др., 2019). 

В насто­я­щем иссле­до­ва­нии ста­вит­ся зада­ча кон­кре­ти­за­ции вза­и­мо­свя­зей про­дол­жи­тель­но­сти экран­но­го вре­ме­ни и склон­но­сти к раз­лич­ным видам агрес­сив­но­сти (физи­че­ской агрес­сии, гне­ву и враждебности).

Как извест­но, под­рост­ки при­об­ре­та­ют навы­ки агрес­сии и при­об­ща­ют­ся к агрес­сив­ным моде­лям пове­де­ния посред­ством соци­аль­но­го науче­ния (Бэрон, Ричард­сон, 2011). Как отме­ча­ет А.А. Реан: «боль­ное агрес­си­ей, нетер­пи­мо­стью обще­ство зара­жа­ет агрес­си­ей и свое моло­дое поко­ле­ние» (Реан, 2016, с. 143). 

Автор под­ме­ча­ет, что мно­же­ство экс­пе­ри­мен­таль­ных дан­ных пока­зы­ва­ют, что науче­ние агрес­сии через наблю­де­ние ока­зы­ва­ет на лич­ность боль­шее вли­я­ние, по срав­не­нию с при­об­ре­те­ни­ем агрес­сив­ных моде­лей пове­де­ния через дея­тель­ный опыт (Реан, 2016). 

Напри­мер, Л. Хью­сман­ном и соав­то­ра­ми пред­став­лен ана­лиз вза­и­мо­свя­зей меж­ду регу­ляр­ным про­смот­ром теле­ви­зи­он­ных про­грамм и раз­ви­ти­ем агрес­сив­но­го пове­де­ния. Уче­ные систе­ма­ти­зи­ро­ва­ли про­цесс, в ходе кото­ро­го теле­ви­зи­он­ный кон­тент может спо­соб­ство­вать фор­ми­ро­ва­нию агрес­сив­ных моде­лей пове­де­ния у зри­те­лей, и выде­ли­ли сле­ду­ю­щие этапы: 

  1. чрез­мер­ное увле­че­ние теле­ви­зи­он­ны­ми программами;
  2. отож­деств­ле­ние себя с персонажами;
  3. агрес­сив­ные фантазии;
  4. усво­е­ние вари­ан­та «реше­ние про­бле­мы с помо­щью агрессии»;
  5. повто­ре­ние агрес­сив­ных реакций;
  6. при­ме­не­ние вари­ан­та «реше­ние про­бле­мы с помо­щью агрес­сии» в меж­лич­ност­ных контактах;
  7. под­креп­ле­ние;
  8. агрес­сив­ные привычки;
  9. нераз­ви­тые соци­аль­ные и учеб­ные умения;
  10. фруст­ра­ция (затем цикл повто­ря­ет­ся сна­ча­ла) (Бэрон, Ричард­сон, 2011, с. 115–116).

Сле­ду­ет отме­тить, что ана­ло­гич­ные про­цес­сы могут наблю­дать­ся и в кон­тек­сте вза­и­мо­дей­ствия с интер­нет-кон­тен­том. Спе­ци­фич­ные аспек­ты интер­нет-сре­ды, такие как ано­ним­ность поль­зо­ва­те­лей, отсут­ствие эффек­тив­ных меха­низ­мов филь­тра­ции и кон­тро­ля за инфор­ма­ци­ей, а так­же быст­рое рас­про­стра­не­ние дан­ных, могут спо­соб­ство­вать усво­е­нию и вос­про­из­ве­де­нию агрес­сив­ных моде­лей пове­де­ния, откло­ня­ю­щих­ся от соци­аль­ных норм. При этом обще­ствен­ное одоб­ре­ние агрес­сив­но­го пове­де­ния может спо­соб­ство­вать уси­ле­нию и под­креп­ле­нию подоб­ных проявлений. 

В част­но­сти, осо­бое вни­ма­ние сле­ду­ет уде­лить соци­аль­ным воз­на­граж­де­ни­ям, кото­рые могут полу­чать лица, про­яв­ля­ю­щие агрес­сию. Такие воз­на­граж­де­ния могут вклю­чать в себя повы­ше­ние соци­аль­но­го ста­ту­са в груп­пе, одоб­ре­ние сверст­ни­ков или укреп­ле­ние пози­ций в соци­аль­ной иерархии. 

В усло­ви­ях циф­ро­вой ком­му­ни­ка­ции воз­на­граж­де­ния могут быть выра­же­ны в фор­ме реак­ций, лай­ков, репо­стов и ком­мен­та­ри­ев на пуб­ли­ка­ции, кото­рые содер­жат соци­аль­но непри­ем­ле­мое пове­де­ние. Дан­ные фак­то­ры спо­соб­ству­ют фор­ми­ро­ва­нию моти­ва­ции под­ра­жать агрес­сив­но­му пове­де­нию, что­бы соот­вет­ство­вать груп­по­вым нор­мам и ожи­да­ни­ям сво­е­го соци­аль­но­го окру­же­ния (Craig et al., 2020). Это сви­де­тель­ству­ет о том, что соци­аль­ные фак­то­ры игра­ют важ­ную роль в фор­ми­ро­ва­нии и под­дер­жа­нии агрес­сив­но­го пове­де­ния сре­ди подростков.

Все это акту­а­ли­зи­ру­ет не толь­ко необ­хо­ди­мость про­ве­де­ния даль­ней­ших иссле­до­ва­ний в дан­ной обла­сти, но так­же раз­ра­бот­ку эффек­тив­ных мето­дов пре­вен­тив­но­го воз­дей­ствия и кор­рек­ции чрез­мер­ной онлайн-актив­но­сти и обес­пе­че­ния здо­ро­вой и без­опас­ной циф­ро­вой сре­ды для молодежи. 

Несмот­ря на то, что связь меж­ду исполь­зо­ва­ни­ем циф­ро­вых устройств и агрес­си­ей не раз была уста­нов­ле­на рос­сий­ски­ми и зару­беж­ны­ми иссле­до­ва­те­ля­ми, за пре­де­ла­ми име­ю­щих­ся науч­ных иссле­до­ва­ний остал­ся ана­лиз вза­и­мо­свя­зи исполь­зо­ва­ния экран­но­го вре­ме­ни и раз­лич­ных типов агрессии. 

Целью насто­я­ще­го иссле­до­ва­ния явля­ет­ся изу­че­ние вза­и­мо­свя­зи меж­ду раз­лич­ны­ми типа­ми под­рост­ко­вой агрес­сии, таки­ми как физи­че­ская агрес­сия, про­яв­ле­ния гне­ва и враж­деб­но­сти, и коли­че­ством вре­ме­ни, про­ве­ден­ным перед экра­ном. Дан­ное иссле­до­ва­ние стре­мит­ся рас­ши­рить пони­ма­ние вли­я­ния экран­но­го вре­ме­ни на эмо­ци­о­наль­ное состо­я­ние и осо­бен­но­сти пове­де­ния подростков.

Выборка

Выбор­ка респон­ден­тов соста­ви­ла 10 980 под­рост­ков из 10 реги­о­нов Рос­сий­ской Феде­ра­ции, вклю­чая 6096 деву­шек (55,5 % выбор­ки), 4884 юно­шей (44,5 %) в воз­расте от 15 до 18 лет (Мвоз­раст = 15,9 лет; SD= ± 0,92). Боль­шин­ство участ­ни­ков иссле­до­ва­ния — это уча­щи­е­ся 9–11-х клас­сов (93,1 % выбор­ки), в то вре­мя как 5,5 % — уче­ни­ки 8-го клас­са обще­об­ра­зо­ва­тель­ных учре­жде­ний и 1,4 % — уча­щи­е­ся обще­об­ра­зо­ва­тель­ных учре­жде­ний сред­не­го про­фес­си­о­наль­но­го образования.

Процедура исследования

Выбор обра­зо­ва­тель­ных учре­жде­ний осу­ществ­лял­ся слу­чай­ным обра­зом и осно­вы­вал­ся на согла­сии руко­вод­ства шко­лы при­нять уча­стие в иссле­до­ва­нии. Иссле­до­ва­ние про­хо­ди­ло в фор­ма­те онлайн-тести­ро­ва­ния на плат­фор­ме 1ka.si.

Школь­ни­ки запол­ня­ли онлайн-опрос­ни­ки под наблю­де­ни­ем педа­го­гов. Инструк­ции к тесто­вым зада­ни­ям были сфор­му­ли­ро­ва­ны в доступ­ной фор­ме, в соот­вет­ствии с воз­раст­ны­ми осо­бен­но­стя­ми респон­ден­тов. Ана­лиз резуль­та­тов выпол­нял­ся на базе обез­ли­чен­ных пер­со­наль­ных данных. 

Для обра­бот­ки дан­ных исполь­зо­ва­лись сле­ду­ю­щие ста­ти­сти­че­ские мето­ды: опи­са­тель­ные ста­ти­сти­ки, таб­ли­цы сопря­жен­но­сти, кор­ре­ля­ци­он­ный ана­лиз (рас­счи­ты­ва­лись коэф­фи­ци­ен­ты кор­ре­ля­ции Пир­со­на) и одно­фак­тор­ный дис­пер­си­он­ный ана­лиз (апо­сте­ри­ор­ные срав­не­ния были про­из­ве­де­ны с помо­щью t-кри­те­рии Стью­ден­та с исполь­зо­ва­ни­ем поправ­ки Бон­фер­ро­ни для ана­ли­за мно­же­ствен­ных срав­не­ний). Про­це­ду­ра ста­ти­сти­че­ско­го ана­ли­за выпол­ня­лась в IBM SPSS statistics (v.23) и RStudio (R version 4.3.1)3.

Методы исследования

Уровень агрессии

Для оцен­ки уров­ня агрес­сии исполь­зо­вал­ся опрос­ник диа­гно­сти­ки агрес­сии Бас­са — Пер­ри, в адап­та­ции С.Н. Ени­ко­ло­по­ва и Н.П. Цибуль­ско­го (Ени­ко­ло­пов, Цибуль­ский, 2007). Опрос­ник вклю­ча­ет в себя четы­ре шка­лы: «физи­че­ская агрес­сия», «гнев», «враж­деб­ность» и «инте­граль­ная шка­ла». «Инте­граль­ная шка­ла» пред­став­ля­ет собой сум­мар­ный пока­за­тель по всем трем шка­лам. Опрос­ник соот­вет­ству­ет высо­ким пси­хо­мет­ри­че­ским стан­дар­там, был успеш­но апро­би­ро­ван и адап­ти­ро­ван в раз­лич­ных стра­нах. В ана­лиз дан­ной ста­тьи вклю­че­ны все шка­лы методики.

Таким обра­зом, исполь­зу­е­мая трех­фак­тор­ная струк­ту­ра, соглас­но выво­дам С.Н. Ени­ко­ло­по­ва и Н.П. Цибуль­ско­го, «соот­вет­ству­ет тео­ре­ти­че­ским поло­же­ни­ям о трех ком­по­нен­тах агрес­сии в кон­цеп­ции A. Buss & M.Perry: инстру­мен­таль­ный ком­по­нент агрес­сии — “физи­че­ская агрес­сия”; аффек­тив­ный ком­по­нент, вклю­ча­ю­щий в себя физио­ло­ги­че­ское воз­буж­де­ние и под­го­тов­ку к агрес­сии, — “гнев”; когни­тив­ный ком­по­нент, осно­ван­ный на пере­жи­ва­нии чув­ства неспра­вед­ли­во­сти и ущем­лен­но­сти, неудо­вле­тво­рен­но­сти жела­ний — “враж­деб­ность”» (Ени­ко­ло­пов, Цибуль­ский, 2007, с. 124).

Активность подростков в сети Интернет

Для оцен­ки актив­но­сти под­рост­ков в сети Интер­нет была раз­ра­бо­та­на анке­та, кото­рая вклю­ча­ла в себя вопро­сы, каса­ю­щи­е­ся: соци­аль­но-демо­гра­фи­че­ских харак­те­ри­стик, актив­но­сти под­рост­ков в Сети, видов дея­тель­но­сти и исполь­зо­ва­ния интернет-ресурсов. 

В дан­ной ста­тье пред­став­лен ана­лиз отве­тов на вопрос: «Сколь­ко вре­ме­ни вы еже­днев­но про­во­ди­те в сети Интер­нет?» Вари­ан­ты отве­тов варьи­ро­ва­лись от «Прак­ти­че­ски не про­во­жу» до «12 часов и более». Далее в таб­ли­цах и рисун­ках будет исполь­зо­ван тер­мин «экран­ное вре­мя» для более емко­го обо­зна­че­ния вре­ме­ни, про­ве­ден­но­го онлайн. 

При этом отме­тим, что в рам­ках насто­я­щей ста­тьи «за скоб­ка­ми» оста­ет­ся спе­ци­фи­ка вос­при­ни­ма­е­мо­го под­рост­ка­ми кон­тен­та, ана­лиз чего явля­ет­ся само­сто­я­тель­ной науч­ной задачей.

Результаты исследования

В Таб­ли­це 1 пред­став­ле­ны сред­ние зна­че­ния, стан­дарт­ное откло­не­ние, мини­маль­ные и мак­си­маль­ные зна­че­ния по пока­за­те­лям агрес­сии у подростков.

Таблица 1. Описательные статистики по опроснику диагностики агрессии Басса — Перри

Шка­лаСред­нееСтан­дарт­ное откло­не­ниеМини­маль­ное зна­че­ниеМак­си­маль­ное зна­че­ние
Физи­че­ская агрессия21,097,30945
Гнев19,076,53735
Враж­деб­ность20,006,92840
Инте­граль­ная шкала60,1717,3824119

Рас­смат­ри­вая опи­са­тель­ные ста­ти­сти­ки пока­за­те­лей агрес­сии, сто­ит отме­тить, что все пока­за­те­ли нахо­дят­ся в пре­де­лах нор­ма­тив­ных зна­че­ний, одна­ко они чуть ниже сред­них зна­че­ний, полу­чен­ных С.Н. Ени­ко­ло­по­вым и Н.П. Цибуль­ским в резуль­та­те нор­ми­ро­ва­ния тесто­вых показателей. 

Кро­ме того, в иссле­до­ва­нии, про­ве­ден­ном М.М. Лобас­ко­вой с соав­то­ра­ми, тесто­вые пока­за­те­ли на под­рост­ко­вой выбор­ке по дан­ным шка­лам ока­за­лись чуть ниже, чем были полу­че­ны нами (Лобас­ко­ва и др., 2021). Дан­ные раз­ли­чия могут быть свя­за­ны как с воз­рас­том респон­ден­тов, так и с коли­че­ством испытуемых. 

Для опи­са­ния спе­ци­фи­ки про­яв­ле­ния раз­лич­ных типов агрес­сии в под­рост­ко­вом воз­расте, респон­ден­ты были раз­де­ле­ны по уров­ням выра­жен­но­сти агрес­сии. Раз­де­ле­ние по уров­ням агрес­сии про­из­во­ди­лось по дан­ным опи­са­тель­ной ста­ти­сти­ки, пред­став­лен­ной в Таб­ли­це 1. 

Про­це­ду­ра раз­би­е­ния на груп­пы осу­ществ­ля­лась сле­ду­ю­щим обра­зом: выде­ле­ние групп с низ­ким уров­нем рас­счи­ты­ва­лось по фор­му­ле — M–SD, с высо­ким уров­нем — M+SD, все осталь­ные участ­ни­ки были отне­се­ны к сред­ней группе.

На Рисун­ке 1 пред­став­ле­ны резуль­та­ты рас­пре­де­ле­ния респон­ден­тов по сте­пе­ни выра­жен­но­сти раз­лич­ных типов агрес­сии на под­рост­ко­вой выборке.

Резуль­та­ты рас­пре­де­ле­ния респон­ден­тов по уров­ню агрес­сии демон­стри­ру­ют, что у боль­шин­ства респон­ден­тов пре­об­ла­да­ет сред­ний уро­вень выра­жен­но­сти агрес­сии по всем шка­лам методики. 

Низ­ким уров­нем склон­но­сти к физи­че­ской агрес­сии обла­да­ет 16 % респон­ден­тов, 23 % респон­ден­тов харак­те­ри­зу­ют­ся низ­ким уров­нем склон­но­сти к выра­же­нию гне­ва и 19 % — низ­ким уров­нем склон­но­сти к про­яв­ле­нию враждебности. 

Одна­ко поряд­ка 16 % респон­ден­тов обла­да­ют высо­ким уров­нем физи­че­ской агрес­сии, 17 % — высо­ким уров­нем склон­но­сти к про­яв­ле­нию гне­ва, око­ло 14 % — высо­ким уров­нем склон­но­сти к про­яв­ле­нию враждебности. 

Резуль­та­ты пока­зы­ва­ют, что в рам­ках дан­ной выбор­ки суще­ству­ют раз­ли­чия в рас­пре­де­ле­нии респон­ден­тов по уров­ню выра­жен­но­сти раз­ных типов агрессии.

На Рисун­ке 2 пред­став­ле­но рас­пре­де­ле­ние респон­ден­тов по сте­пе­ни еже­днев­ной актив­но­сти в сети Интернет. 

Почти 20 % из обще­го чис­ла респон­ден­тов име­ют низ­кую актив­ность в Сети и про­во­дят в Интер­не­те до 3 часов в день. 56 % респон­ден­тов про­во­дят в Сети от 4 до 8 часов в день, а око­ло 23 % респон­ден­тов явля­ют­ся актив­ны­ми поль­зо­ва­те­ля­ми и про­во­дят в Сети более 9 часов. Все­го 1,5 % под­рост­ков прак­ти­че­ски не захо­дят в Сеть. Дан­ные резуль­та­ты сви­де­тель­ству­ют о доволь­но высо­кой актив­но­сти под­рост­ков в Сети. 

Для того что­бы опре­де­лить раз­ли­чия меж­ду груп­па­ми респон­ден­тов с раз­ным уров­нем выра­жен­но­сти про­яв­ле­ния агрес­сии, мы про­ве­ли ана­лиз рас­пре­де­ле­ния респон­ден­тов по их сте­пе­ни актив­но­сти в Интер­не­те, резуль­та­ты срав­ни­тель­но­го ана­ли­за пред­став­ле­ны на Рисун­ке 3.

Из обще­го чис­ла респон­ден­тов с низ­ким уров­нем склон­но­сти к физи­че­ской агрес­сии 25 % про­во­дят в сети Интер­нет до 3 часов в день, а 17 % из них — более 9 часов в день. 

Рас­смат­ри­вая резуль­та­ты по груп­пе с высо­ким уров­нем склон­но­сти к физи­че­ской агрес­сии, мож­но отме­тить обрат­ную тен­ден­цию: поряд­ка 36 % респон­ден­тов явля­ют­ся актив­ны­ми поль­зо­ва­те­ля­ми Сети (про­во­дят в Сети более 9 часов в день), а 17 % из них про­во­дят в Сети до 3 часов в день. 

Боль­шин­ство под­рост­ков со сред­ним уров­нем склон­но­сти к физи­че­ской агрес­сии харак­те­ри­зу­ют­ся сред­ней сте­пе­нью актив­но­сти в сети Интер­нет (58 %), одна­ко око­ло 20 % исполь­зу­ют Интер­нет до 3 часов в день, а 22 % респон­ден­тов этой груп­пы пре­бы­ва­ют в Сети более 9 часов. Ана­ло­гич­ные резуль­та­ты были полу­че­ны по всем шка­лам методики.

Взаимосвязь между пользовательской активностью подростков и выраженностью различных типов агрессии

Для пони­ма­ния вза­и­мо­свя­зи меж­ду поль­зо­ва­тель­ской актив­но­стью под­рост­ков и выра­жен­но­стью агрес­сии был при­ме­нен кор­ре­ля­ци­он­ный ана­лиз по мето­ду Пир­со­на. Для про­ве­де­ния кор­ре­ля­ци­он­но­го ана­ли­за исполь­зо­ва­лись сырые бал­лы мето­ди­ки Бас­са — Пер­ри и отве­тов на вопрос «Сколь­ко вре­ме­ни вы еже­днев­но про­во­ди­те в сети Интернет?» 

Резуль­та­ты кор­ре­ля­ци­он­но­го ана­ли­за пока­за­ли нали­чие зна­чи­мых поло­жи­тель­ных кор­ре­ля­ци­он­ных свя­зей меж­ду шка­ла­ми опрос­ни­ка диа­гно­сти­ки агрес­сии и еже­днев­ной актив­но­стью под­рост­ков в сети Интернет. 

Наи­бо­лее выра­жен­ная зна­чи­мая кор­ре­ля­ци­он­ная связь обна­ру­же­на меж­ду инте­граль­ной шка­лой агрес­сии и еже­днев­ной актив­но­сти под­рост­ков (r = 0,25; p < 0,01), а наи­ме­нее выра­жен­ная вза­и­мо­связь обна­ру­же­на меж­ду физи­че­ской агрес­си­ей и еже­днев­ной актив­но­стью под­рост­ков в Сети (r = 0,17; p < 0,01). Одна­ко все свя­зи, как эти, так и осталь­ные, ока­за­лись ста­ти­сти­че­ски зна­чи­мы­ми (меж­ду шка­лой гне­ва и актив­но­стью под­рост­ков (r = 0,23; p < 0,01); меж­ду шка­лой враж­деб­но­сти и актив­но­стью под­рост­ков в Сети (r = 0,22; p < 0,01)).

Таким обра­зом, кор­ре­ля­ци­он­ный ана­лиз пока­зал ста­ти­сти­че­ски зна­чи­мую поло­жи­тель­ную вза­и­мо­связь меж­ду уров­нем агрес­сии и еже­днев­ной актив­но­стью под­рост­ков в Сети, то есть чем выше уро­вень агрес­сии, тем выше еже­днев­ная актив­ность под­рост­ков в Сети.

Сравнительный анализ использования экранного времени у подростков с разным уровнем агрессии

По резуль­та­там одно­фак­тор­но­го дис­пер­си­он­но­го ана­ли­за было уста­нов­ле­но, что пока­за­те­ли инте­граль­ной шка­лы агрес­сии (F = 263,12; p < 0,01), физи­че­ской агрес­сии (F = 102,95; p < 0,01), гне­ва (F = 235,71; p < 0,01) и враж­деб­но­сти (F = 204,73; p < 0,01) ста­ти­сти­че­ски зна­чи­мо свя­за­ны с пока­за­те­лем экран­но­го вре­ме­ни у подростков.

Для оцен­ки зна­чи­мо­сти раз­ли­чий меж­ду груп­па­ми с низ­ким, сред­ним и высо­ким уров­нем агрес­сии, был исполь­зо­ван ана­лиз мно­же­ствен­ных срав­не­ний (Таб­ли­ца 2).

Таблица 2. Сравнительный анализ использования экранного времени у подростков с разным уровнем агрессии

Резуль­та­ты ана­ли­за пока­за­ли, что исполь­зо­ва­ние экран­но­го вре­ме­ни у под­рост­ков с высо­ким уров­нем склон­но­сти к про­яв­ле­нию всех типов агрес­сии ста­ти­сти­че­ски зна­чи­мо выше, чем у под­рост­ков с низ­ким и сред­ним уров­нем, а у под­рост­ков со сред­ним уров­нем ста­ти­сти­че­ски зна­чи­мо выше, чем у под­рост­ков с низ­ким уровнем. 

Кро­ме того, наи­бо­лее высо­кий пока­за­тель раз­ме­ра эффек­та наблю­да­ет­ся меж­ду груп­па­ми с низ­ким и высо­ким уров­нем гне­ва, враж­деб­но­сти и обще­го пока­за­те­ля агрес­сии, в то вре­мя как самый низ­кий пока­за­тель наблю­да­ет­ся меж­ду груп­па­ми со сред­ним и низ­ким уров­нем склон­но­сти к физи­че­ской агрессии. 

Таким обра­зом, наи­бо­лее явные раз­ли­чия наблю­да­ют­ся меж­ду край­ни­ми груп­па­ми респон­ден­тов (меж­ду низ­ким и высо­ким уров­нем агрессии).

Обсуждение результатов

В ходе дан­но­го иссле­до­ва­ния рас­смат­ри­ва­лась вза­и­мо­связь исполь­зо­ва­ния экран­но­го вре­ме­ни и про­яв­ле­ния раз­лич­ных типов агрес­сии в стар­шем под­рост­ко­вом воз­расте. Резуль­та­ты ана­ли­за склон­но­сти под­рост­ков к про­яв­ле­нию агрес­сии пока­за­ли, что почти каж­дый шестой под­ро­сток в воз­расте от 15 до 18 лет обла­да­ет высо­ким уров­нем склон­но­сти к физи­че­ской агрес­сии и к про­яв­ле­нию гне­ва, а каж­дый седь­мой име­ет склон­ность к про­яв­ле­нию враждебности. 

На осно­ва­нии дан­ных резуль­та­тов мож­но пола­гать, что в сред­нем почти в каж­дом клас­се (чис­лен­но­стью в 35 чело­век) есть пять-шесть под­рост­ков, демон­стри­ру­ю­щих высо­кий уро­вень склон­но­сти к про­яв­ле­нию раз­лич­ных типов агрес­сии. Этот резуль­тат под­чер­ки­ва­ет серьез­ность ситу­а­ции и ука­зы­ва­ет на необ­хо­ди­мость раз­ра­бот­ки и внед­ре­ния про­грамм, направ­лен­ных на выяв­ле­ние под­рост­ков, нахо­дя­щих­ся в груп­пе рис­ка, а так­же под­ра­зу­ме­ва­ет раз­ра­бот­ку ком­плекс­ных про­грамм, ори­ен­ти­ро­ван­ных на пре­вен­тив­ные меры и вос­пи­та­тель­ную рабо­ту, преду­смат­ри­ва­ю­щих пси­хо­ло­ги­че­скую под­держ­ку и кор­рек­цию подоб­но­го поведения. 

Ранее в науч­ных рабо­тах уже были рас­смот­ре­ны раз­лич­ные аспек­ты про­фи­лак­ти­ки агрес­сии несо­вер­шен­но­лет­них, вклю­чая опи­са­ние кон­крет­ных меха­низ­мов и мето­дов, спо­соб­ству­ю­щих сни­же­нию уров­ня агрес­сии у под­рост­ков (Реан, 2018; Реан, Став­цев, 2020; и др.).

Поми­мо изу­че­ния склон­но­сти к агрес­сив­но­му пове­де­нию, в дан­ном иссле­до­ва­нии было рас­смот­ре­но еже­днев­ное исполь­зо­ва­ние под­рост­ка­ми экран­но­го вре­ме­ни. Полу­чен­ные резуль­та­ты демон­стри­ру­ют доволь­но высо­кую актив­ность под­рост­ков в сети Интер­нет. Напри­мер, поряд­ка 56 % респон­ден­тов про­во­дят в Сети от 4 до 8 часов в день, а око­ло 23 % респон­ден­тов явля­ют­ся актив­ны­ми поль­зо­ва­те­ля­ми и про­во­дят в Сети более 9 часов. 

Как было опи­са­но в тео­ре­ти­че­ской части ста­тьи, про­бле­ма­ти­ка зави­си­мо­сти от гад­же­тов, осо­бен­но сре­ди детей и под­рост­ков, вызы­ва­ет обес­по­ко­ен­ность сре­ди спе­ци­а­ли­стов в раз­ных обла­стях наук, посколь­ку накоп­лен­ные дан­ные сви­де­тель­ству­ют о потен­ци­аль­но нега­тив­ных послед­стви­ях зло­упо­треб­ле­ния гад­же­та­ми для раз­ви­тия лич­но­сти под­рост­ков (Верак­са и др., 2021; Kraut et al., 1998; и др.).

Так­же была рас­смот­ре­на вза­и­мо­связь меж­ду исполь­зо­ва­ни­ем экран­но­го вре­ме­ни и склон­но­стью под­рост­ков к раз­лич­ным типам агрес­сии. Резуль­та­ты ана­ли­за пока­за­ли, что исполь­зо­ва­ние экран­но­го вре­ме­ни у под­рост­ков с высо­ким уров­нем склон­но­сти к про­яв­ле­нию всех типов агрес­сии — гне­ва, враж­деб­но­сти, физи­че­ской агрес­сии — ста­ти­сти­че­ски зна­чи­мо выше, чем у под­рост­ков с низ­ким и сред­ним уров­нем, а у под­рост­ков со сред­ним уров­нем ста­ти­сти­че­ски зна­чи­мо выше, чем у под­рост­ков с низ­ким уровнем. 

Сле­ду­ет отме­тить, что вза­и­мо­связь агрес­сии и чрез­мер­но­го исполь­зо­ва­ния Интер­не­та неод­но­крат­но была под­твер­жде­на мно­ги­ми иссле­до­ва­ни­я­ми (Сол­да­то­ва и др., 2017; Eisner, Malti, 2015; Kim, 2013; и др.). Одна­ко в дан­ном иссле­до­ва­нии была уста­нов­ле­на вза­и­мо­связь меж­ду раз­лич­ны­ми типа­ми агрес­сии (физи­че­ская агрес­сия, гнев, враж­деб­ность) и экран­ным вре­ме­нем, а так­же пока­за­ны зна­чи­мые раз­ли­чия меж­ду груп­па­ми с низ­ким, сред­ним и высо­ким уров­нем раз­лич­ных типов агрес­сии на мас­штаб­ной выбор­ке стар­ших подростков.

В этом кон­тек­сте зада­ча иссле­до­ва­тель­ско­го и обра­зо­ва­тель­но­го сооб­ществ ста­но­вит­ся двой­ной: с одной сто­ро­ны, необ­хо­ди­мо глуб­же понять меха­низ­мы вли­я­ния циф­ро­вых тех­но­ло­гий на раз­ви­тие дет­ской пси­хи­ки, а с дру­гой — раз­ра­бо­тать и внед­рить эффек­тив­ные стра­те­гии и про­грам­мы, направ­лен­ные на мини­ми­за­цию потен­ци­аль­ных рисков.

Ограничения исследования

При ана­ли­зе отве­тов на вопрос «Сколь­ко вре­ме­ни вы еже­днев­но про­во­ди­те в сети Интер­нет?» было выяв­ле­но, что око­ло 14 % респон­ден­тов ука­за­ли зна­че­ние «12 и более часов в день». Дан­ный резуль­тат может быть обу­слов­лен вли­я­ни­ем вре­мен­но­го кон­тек­ста иссле­до­ва­ния: опрос про­во­дил­ся вско­ре после окон­ча­ния пери­о­да само­изо­ля­ции, вызван­но­го пан­де­ми­ей COVID-19. В это вре­мя уча­щи­е­ся мог­ли сохра­нять при­выч­ки, сфор­ми­ро­вав­ши­е­ся в усло­ви­ях дистан­ци­он­но­го обучения. 

Таким обра­зом, высо­кий пока­за­тель экран­но­го вре­ме­ни может частич­но отра­жать осо­бен­но­сти адап­та­ции под­рост­ков к изме­нив­шей­ся реаль­но­сти, а не их типич­ное пове­де­ние в обыч­ных условиях.

Так­же в дан­ном иссле­до­ва­нии уста­нов­ле­ны кор­ре­ля­ци­он­ные свя­зи меж­ду экран­ным вре­ме­нем и раз­лич­ны­ми типа­ми агрес­сии у стар­ших под­рост­ков. Одна­ко это, в силу при­ро­ды кор­ре­ля­ци­он­ных свя­зей, не сви­де­тель­ству­ет о пря­мой при­чин­но-след­ствен­ной связи. 

Вме­сте с тем, во-пер­вых, обна­ру­жен­ные вза­и­мо­свя­зи могут быть обрат­ны­ми: напри­мер, высо­кий уро­вень агрес­сии под­рост­ка может при­во­дить к уве­ли­че­нию экран­но­го вре­ме­ни в силу труд­но­стей в соци­аль­ных вза­и­мо­дей­стви­ях и недо­стат­ка обще­ния в реаль­ной жизни. 

Во-вто­рых, выяв­лен­ные свя­зи могут быть обу­слов­ле­ны вли­я­ни­ем дру­гих фак­то­ров, напри­мер, семей­ной ситу­а­ци­ей, уров­нем стрес­са или пси­хо­эмо­ци­о­наль­ным состо­я­ни­ем под­рост­ка. Веро­ят­но, изу­ча­е­мый фено­мен име­ет еще более слож­ную при­ро­ду и опре­де­ля­ет­ся мно­же­ством вза­и­мо­свя­зан­ных фак­то­ров, кото­рые выхо­дят за рам­ки дан­но­го исследования. 

Кро­ме того, в дан­ном иссле­до­ва­нии не ста­вил­ся вопрос о спе­ци­фи­ке потреб­ля­е­мо­го кон­тен­та под­рост­ка­ми и видов дея­тель­но­сти в Сети, что мог­ло бы обо­га­тить при­ве­ден­ный ана­лиз, но в то же вре­мя явля­ет­ся само­сто­я­тель­ной науч­ной задачей.

Выводы

В совре­мен­ном обще­стве наблю­да­ет­ся замет­ное уве­ли­че­ние вре­ме­ни, про­во­ди­мо­го под­рост­ка­ми в сети Интер­нет, что, как под­твер­жда­ют резуль­та­ты иссле­до­ва­ний, может кор­ре­ли­ро­вать с ростом агрес­сив­но­го пове­де­ния сре­ди дан­ной воз­раст­ной группы. 

С целью более глу­бо­ко­го пони­ма­ния этой про­бле­ма­ти­ки было про­ве­де­но иссле­до­ва­ние, резуль­та­ты кото­ро­го согла­су­ют­ся с ранее полу­чен­ны­ми дан­ны­ми, ука­зы­вая на тес­ную связь меж­ду дли­тель­ным пре­бы­ва­ни­ем под­рост­ков в Сети и склон­но­стью к агрес­сии. При этом зна­чи­мая кор­ре­ля­ци­он­ная связь была обна­ру­же­на не толь­ко с инте­граль­ным пока­за­те­лем агрес­сии, но и с кон­крет­ны­ми типа­ми агрес­сии, кото­рые были пред­ме­том дан­но­го исследования. 

Про­бле­ма вза­и­мо­свя­зи интер­нет-зави­си­мо­сти и агрес­сив­но­го пове­де­ния под­рост­ков тре­бу­ет даль­ней­ше­го изу­че­ния в рам­ках раз­лич­ных науч­ных дис­ци­плин (пси­хо­ло­гии, социо­ло­гии, меди­ци­ны, инфор­ма­ци­он­ных тех­но­ло­гий и др.). Ком­плекс­ное рас­смот­ре­ние раз­лич­ных аспек­тов дан­ной про­бле­ма­ти­ки поз­во­лит более пол­но оце­нить сте­пень вли­я­ния исполь­зо­ва­ния элек­трон­ных устройств на пси­хо­эмо­ци­о­наль­ное и физи­че­ское состо­я­ние под­рас­та­ю­ще­го поколения. 

Важ­ность дан­но­го вопро­са обу­слов­ле­на потен­ци­аль­ны­ми рис­ка­ми, кото­рые чрез­мер­ное исполь­зо­ва­ние Интер­не­та несет для пси­хо­ло­ги­че­ско­го бла­го­по­лу­чия под­рост­ков и соци­аль­ной адап­та­ции личности.

В заклю­че­ние сле­ду­ет отме­тить, что обес­пе­че­ние здо­ро­во­го балан­са меж­ду исполь­зо­ва­ни­ем циф­ро­вых устройств и дру­ги­ми аспек­та­ми жиз­ни явля­ет­ся клю­чом к предот­вра­ще­нию нега­тив­ных послед­ствий для пси­хи­че­ско­го, когни­тив­но­го и в целом лич­ност­но­го раз­ви­тия молодежи. 

Не менее важ­ным явля­ет­ся раз­ра­бот­ка и реа­ли­за­ция меро­при­я­тий, направ­лен­ных на про­фи­лак­ти­ку агрес­сив­но­го пове­де­ния и фор­ми­ро­ва­ние здо­ро­вой пси­хо­ло­ги­че­ской атмо­сфе­ры в школь­ных кол­лек­ти­вах. Это тре­бу­ет уси­лий, направ­лен­ных на раз­ви­тие устой­чи­во­сти к нега­тив­но­му вли­я­нию избы­точ­но­го экран­но­го вре­ме­ни, а так­же сни­же­ние уров­ня агрес­сии и обес­пе­че­ние бла­го­при­ят­но­го раз­ви­тия лич­но­сти каж­до­го уча­ще­го­ся. Для это­го необ­хо­ди­мо уча­стие как науч­но­го сооб­ще­ства, так и обра­зо­ва­тель­ных учре­жде­ний, роди­те­лей и самих детей.

Список литературы

  1. Боча­вер, А.А., Доку­ка, С.В., Нови­ко­ва, М.А., Сивак, Е.В., Смир­нов, И.Б. (2019). Бла­го­по­лу­чие детей в циф­ро­вую эпо­ху: доклад к 20-й Апрель­ской меж­ду­на­род­ной науч­ной кон­фе­рен­ции по про­бле­мам раз­ви­тия эко­но­ми­ки и обще­ства (9–12 апре­ля, 2019 г.). Москва: Изд-во Выс­шей шко­лы экономики. 
  2. Буха­лен­ко­ва, Д.А., Верак­са, А.Н., Чичи­ни­на, Е.А. (2022). Связь исполь­зо­ва­ния циф­ро­вых устройств, каче­ства сна, физи­че­ской актив­но­сти и пище­во­го пове­де­ния у дошколь­ни­ков. Совре­мен­ная зару­беж­ная пси­хо­ло­гия, 11(2), 68–80. https://doi.org/10.17759/jmfp.2022110206
  3. Бэрон, Р., Ричард­сон, Д. (2011). Агрес­сия. Санкт-Петер­бург: Изд-во «Питер».
  4. Верак­са, А.Н., Буха­лен­ко­ва, Д.А., Чичи­ни­на, Е.А., Алма­зо­ва, О.В. (2021). Вза­и­мо­связь исполь­зо­ва­ния циф­ро­вых устройств и эмо­ци­о­наль­но-лич­ност­но­го раз­ви­тия совре­мен­ных дошколь­ни­ков. Пси­хо­ло­ги­че­ская нау­ка и обра­зо­ва­ние, 26(1), 27–40. https://doi.org/10.17759/pse.2021260101
  5. Ени­ко­ло­пов, С.Н., Цибуль­ский, Н.П. (2007). Пси­хо­мет­ри­че­ский ана­лиз рус­ско­языч­ной вер­сии Опрос­ни­ка диа­гно­сти­ки агрес­сии А. Бас­са и М. Пер­ри. Пси­хо­ло­ги­че­ский жур­нал, 28(1), 115–124.
  6. Лобас­ко­ва, М.М., Ада­мо­вич, Т.В., Исма­тул­ли­на, В.И., Марак­ши­на, Ю.А., Малых, С.Б. (2021). Пси­хо­мет­ри­че­ский ана­лиз опрос­ни­ка агрес­сив­но­сти Бас­са — Пер­ри. Тео­ре­ти­че­ская и экс­пе­ри­мен­таль­ная пси­хо­ло­гия, (4), 28–38. https:// doi.org/10.24412/2073-0861-2021-4-28-38
  7. Реан, А.А. (2018). Про­фи­лак­ти­ка агрес­сии и асо­ци­аль­но­сти несо­вер­шен­но­лет­них. Наци­о­наль­ный пси­хо­ло­ги­че­ский жур­нал, (2), 3–12. https://doi. org/10.11621/npj.2018.0201
  8. Реан, А.А. (2016). Пси­хо­ло­гия лич­но­сти. Санкт-Петер­бург: Изд-во «Питер».
  9. Реан, А.А., Став­цев, А.А. (2020). Пози­тив­ные пси­хо­ло­ги­че­ские интер­вен­ции как про­фи­лак­ти­ка школь­но­го небла­го­по­лу­чия, агрес­сии и бул­лин­га. Вопро­сы обра­зо­ва­ния, (3), 37–59. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2020-3-37-59
  10. Соб­кин, В.С. (2000). Теле­ви­де­ние и обра­зо­ва­ние: опыт социо­ло­ги­че­ских иссле­до­ва­ний 1980–90-х. В кн.: Обра­зо­ва­ние и инфор­ма­ци­он­ная куль­ту­ра. Социо­ло­ги­че­ские аспек­ты. Тру­ды по социо­ло­гии обра­зо­ва­ния. Под ред. В.С. Соб­ки­на. (С. 11–94). Москва: Изд-во Цен­тра социо­ло­гии обра­зо­ва­ния РАО.
  11. Сол­да­то­ва, Г.У., Вой­скун­ский, А.Е. (2021). Соци­аль­но-когни­тив­ная кон­цеп­ция циф­ро­вой соци­а­ли­за­ции: новая эко­си­сте­ма и соци­аль­ная эво­лю­ция пси­хи­ки. Пси­хо­ло­гия. Жур­нал Выс­шей шко­лы эко­но­ми­ки, 18(3), 431–450. https:// doi.org/10.17323/1813-8918-2021-3-431-450
  12. Сол­да­то­ва, Г.У., Илю­хи­на, С.Н. (2022). Роль агрес­сии в рас­про­стра­не­нии деструк­тив­но­го кон­тен­та моло­ды­ми людь­ми. В кн.: Под­ро­сток в мега­по­ли­се: новая реаль­ность. Сб. тр. 15-й Меж­ду­нар. науч.-практич. конф. (5–6 апре­ля, 2022 г.). Под ред. А.А. Боча­вер. (С. 104–108). Москва: Изд-во Выс­шей шко­лы экономики. 
  13. Сол­да­то­ва, Г.У., Рас­ска­зо­ва, Е.И., Нестик, Т.А. (2017). Циф­ро­вое поко­ле­ние Рос­сии: ком­пе­тент­ность и без­опас­ность. Москва: Изд-во «Смысл».
  14. Carli, V., Durkee, T., Wasserman, D., Hadlaczky, G., Despalins, R., Kramarz, E., Wasserman, C., Sarchiapone, M., Hoven, C.W., Brunner, R., Kaess, M. (2013). The association between pathological Internet use and comorbid psychopathology: a systematic review. Psychopathology, 46(1), 1–13. https://doi.org/10.1159/000337971
  15. Craig, W., Boniel-Nissim, M., King, N., Walsh, S.D., Boer, M., Donnelly, P.D., Harel-Fisch, Y., Malinowska-Cieślik, M., de Matos, M.G., Cosma, A., Van den Eijnden, R., Vieno, A., Elgar, F.J., Molcho, M., Bjereld, Y., Pickett, W. (2020). Social media use and cyber-bullying: a cross-national analysis of young people in 42 countries. Journal of Adolescent Health, 66(6), S100S108. https://doi.org/10.1016/j.jadohealth.2020.03.006
  16. Eisner, M.P., Malti, T. (2015). Aggressive and violent behavior. In: M.E. Lamb, R.M. Lerner, (eds.). Handbook of child psychology and developmental science: Socioemotional processes. (pp. 794–841). New York: John Wiley & Sons Publ. https://doi.org/10.1002/9781118963418.childpsy319
  17. El Asam, A., Samara, M., Terry, P. (2019). Problematic internet use and mental health among British children and adolescents. Addictive Behaviors, 90, 428–436. https://doi.org/10.1016/j.addbeh.2018.09.007
  18. Kim, K. (2013). Association between Internet overuse and aggression in Korean adolescents. Pediatrics International, 55(6), 703–709. https://doi.org/10.1111/ ped.12171
  19. Kraut, R., Patterson, M., Lundmark, V., Kiesler, S., Mukophadhyay, T., Scherlis, W. (1998). Internet paradox. A social technology that reduces social involvement and psychological well-being? American Psychologist, 53(9), 1017–1031. https://doi. org/10.1037/0003-066X.53.9.1017
  20. Roberts, D.F., Foehr, U.G., Rideout, V.J. (2010). Generation M2: Media in the lives of 8– to 18–year-olds. Menlo Park: Kaiser Family Foundation Publ.
  21. Rosen, L.D., Lim, A.F., Felt, J., Carrier, L.M., Cheever, N.A., Lara-Ruiz, J.M., Mendoza, J.S., Rokkum, J. (2014). Media and technology use predicts ill-being among children, preteens and teenagers independent of the negative health impacts of exercise and eating habits. Computers in Human Behavior, 35, 364–375. https://doi. org/10.1016/j.chb.2014.01.036
Источ­ник: Вест­ник Мос­ков­ско­го уни­вер­си­те­та. Серия 14. Пси­хо­ло­гия, 48(2), 60–83. https:// doi.org/10.11621/LPJ-25-12

Об авторах

  • Артур Алек­сан­дро­вич Реан — ака­де­мик РАО, док­тор пси­хо­ло­ги­че­ских наук, заве­ду­ю­щий лабо­ра­то­ри­ей пси­хо­ло­гии деструк­тив­но­го пове­де­ния и агрес­сии моло­де­жи Феде­раль­но­го науч­но­го цен­тра пси­хо­ло­ги­че­ских и меж­дис­ци­пли­нар­ных иссле­до­ва­ний, пред­се­да­тель Науч­но­го сове­та Рос­сий­ской ака­де­мии обра­зо­ва­ния по про­бле­мам про­фи­лак­ти­ки агрес­сии и деструк­тив­но­го пове­де­ния уча­щих­ся, Москва, Рос­сий­ская Феде­ра­ция, https://orcid. org/0000-0002-1107-9530
  • Анна Вик­то­ров­на Его­ро­ва — ана­ли­тик Цен­тра соци­а­ли­за­ции, семьи и про­фи­лак­ти­ки асо­ци­аль­но­го пове­де­ния Мос­ков­ско­го педа­го­ги­че­ско­го госу­дар­ствен­но­го уни­вер­си­те­та, Москва, Рос­сий­ская Феде­ра­ция, https://orcid.org/0000-0003-3502-9551
  • Иван Алек­сан­дро­вич Коно­ва­лов — кан­ди­дат пси­хо­ло­ги­че­ских наук, науч­ный сотруд­ник лабо­ра­то­рии пси­хо­ло­гии деструк­тив­но­го пове­де­ния и агрес­сии моло­де­жи Феде­раль­но­го науч­но­го цен­тра пси­хо­ло­ги­че­ских и меж­дис­ци­пли­нар­ных иссле­до­ва­ний, Москва, Рос­сий­ская Феде­ра­ция, https://orcid.org/0000-0002-0982-5813

Смот­ри­те также:

ПРИМЕЧАНИЕ

  1. Малыш и гад­жет. О том, как смарт­фо­ны вли­я­ют на раз­ви­тие и обра­зо­ва­ние детей. (2022). Газета.ru. 8 октяб­ря 2022 г..
  2. Инфор­ма­ци­он­ное обще­ство в Рос­сий­ской Феде­ра­ции. 2020: ста­ти­сти­че­ский сбор­ник. (2020). Москва: Изд-во НИУ ВШЭ.
  3. R Core Team (2023). R (4.3.1): A language and environment for statistical computing. Vienna: R Foundation for Statistical Computing Publ.

Категории

Метки

Публикации

ОБЩЕНИЕ

CYBERPSY — первое место, куда вы отправляетесь за информацией о киберпсихологии. Подписывайтесь и читайте нас в социальных сетях.

vkpinterest