Введение
На сегодняшний день в научном сообществе особое внимание уделяется изучению процессов социализации молодого поколения, в которых значимую роль играют средства массовой информации (СМИ). СМИ не просто выступают как каналы передачи информации, но также служат инструментами для обмена социокультурными ценностями, оказывая значительное влияние на формирование взглядов и убеждений детей и подростков.
Исследования ученых показывают, что усиление влияния как электронных, так и телевизионных медиа на жизнь человека наблюдалось еще в 1990-х гг. Уже в то время СМИ играли значимую роль в жизни молодежи наряду с традиционными агентами социализации, такими как семья, друзья и образовательные учреждения (Собкин, 2000).
В последние десятилетия наблюдается стремительное увеличение значимости Интернета в жизни подростков (Roberts et al., 2010). При этом отметим отсутствие терминологического единообразия для обозначения времени, проведенного онлайн и «за экраном», используются термины «экранное время», «время, проведенное в Интернете», «онлайн-активность» и т.д.
Строго говоря, приведенные в качестве примеров термины означают не идентичные, но существенно пересекающиеся явления. Мы считаем наиболее общим термином «экранное время», в связи с чем будем использовать его для задач унификации схожих явлений в рамках настоящей статьи.
Данные масштабных исследований роли цифровых устройств в жизни российских детей, подростков и молодежи показали, что около 77 % школьников для выхода в сеть используют смартфоны. Более того, почти 70 % обучающихся проводят за экраном от 50 до 100 % свободного времени, а пик использования гаджетов приходится на 16 лет1
Отмечается также увеличение подключенности подростков к Сети. Так, Г.У. Солдатова отмечает, что показатель гиперподключенности подростков в период с 2013 по 2019 г. увеличился более чем в два раза и в 2019 г. достиг 8–10 часов в сутки (Солдатова, Войскунский, 2021). Согласно данным Росстата 2019 г., 99 % респондентов возрастной группы от 15 до 24 лет использовали Интернет, при этом 95,3 % из них «заходили в Сеть» ежедневно2.
Эти тенденции свидетельствуют о сильной интеграции Интернета и повседневных аспектов жизни подростков, что, безусловно, оказывает влияние на социально-психологические и личностные аспекты их развития, включая особенности социального взаимодействия.
Длительное использование цифровых устройств может привести к сокращению продолжительности и ухудшению качества сна, снижению уровня физической активности и академической успешности, а также к нарушениям пищевого поведения (Бухаленкова и др., 2022; Rosen et al., 2014; El Asam et al., 2019). Было также обнаружено, что те пользователи, которые активно использовали Интернет в ночное время, показывали более высокий уровень физической агрессии, чем те, кто пользовался Интернетом в другое время суток (Kim, 2013).
Исследователи из Тайваня, проанализировав научные статьи, посвященные проблематике интернет-зависимости, обнаружили, что существует значимая корреляция между чрезмерным использованием Интернета и рядом других психологических проблем. В их числе — симптомы депрессии, тревожности, СДВГ и обсессивно-компульсивных расстройств, а также проявления враждебности и агрессии (Kraut et al., 1998; Carli et al., 2013).
В рамках одного масштабного исследования (выборка 167 тысяч подростков в возрасте от 11 до 15 лет) был проведен анализ поведения подростков в цифровой среде в 42 странах, в число которых входила и Россия. Было выявлено, что Российская Федерация занимает 26-ю позицию в рейтинге стран по уровню риска интенсивного использования Интернета и вовлеченности в кибербуллинг среди подростков (Craig et al., 2020).
Таким образом, все больше исследований подтверждают, что высокая онлайн-активность может иметь негативные последствия для психического и физического здоровья молодого поколения.
Пребывая в Сети, подростки также могут сталкиваться с деструктивным онлайн-контентом. В частности, исследование, проведенное Г.У. Солдатовой, предоставляет обширные данные о встречаемости негативного интернет-контента, с которым сталкивались подростки и молодежь.
Больше половины опрошенных респондентов сталкивались с нежелательным контентом в Сети. Особенно примечательно, что наибольшее распространение среди вредоносного контента имеет фейковая информация, с которой столкнулись 93 % опрошенных. Следующим по частоте встречаемости является оскорбительный контент, а также материалы, содержащие акты насилия и жестокости.
Дополнительно было выявлено, что респонденты с более агрессивными поведенческими реакциями склонны не только в большей степени одобрять, но и активно распространять контент аутодеструктивного характера (Солдатова, Илюхина, 2022).
Данные результаты вызывают обеспокоенность, особенно учитывая высокую вовлеченность в цифровую среду детей и подростков, чья уязвимость к негативному влиянию такого рода информации наиболее высока.
Приведенный обзор сфокусирован на примерах негативной роли экранного времени в проблематике рисков психологического благополучия подростков, в частности агрессии и ее проявлений. Отметим, что в контексте различных показателей благополучия данные о роли онлайн-активности и экранного времени являются разнородными (см., например, Бочавер и др., 2019).
В настоящем исследовании ставится задача конкретизации взаимосвязей продолжительности экранного времени и склонности к различным видам агрессивности (физической агрессии, гневу и враждебности).
Как известно, подростки приобретают навыки агрессии и приобщаются к агрессивным моделям поведения посредством социального научения (Бэрон, Ричардсон, 2011). Как отмечает А.А. Реан: «больное агрессией, нетерпимостью общество заражает агрессией и свое молодое поколение» (Реан, 2016, с. 143).
Автор подмечает, что множество экспериментальных данных показывают, что научение агрессии через наблюдение оказывает на личность большее влияние, по сравнению с приобретением агрессивных моделей поведения через деятельный опыт (Реан, 2016).
Например, Л. Хьюсманном и соавторами представлен анализ взаимосвязей между регулярным просмотром телевизионных программ и развитием агрессивного поведения. Ученые систематизировали процесс, в ходе которого телевизионный контент может способствовать формированию агрессивных моделей поведения у зрителей, и выделили следующие этапы:
- чрезмерное увлечение телевизионными программами;
- отождествление себя с персонажами;
- агрессивные фантазии;
- усвоение варианта «решение проблемы с помощью агрессии»;
- повторение агрессивных реакций;
- применение варианта «решение проблемы с помощью агрессии» в межличностных контактах;
- подкрепление;
- агрессивные привычки;
- неразвитые социальные и учебные умения;
- фрустрация (затем цикл повторяется сначала) (Бэрон, Ричардсон, 2011, с. 115–116).
Следует отметить, что аналогичные процессы могут наблюдаться и в контексте взаимодействия с интернет-контентом. Специфичные аспекты интернет-среды, такие как анонимность пользователей, отсутствие эффективных механизмов фильтрации и контроля за информацией, а также быстрое распространение данных, могут способствовать усвоению и воспроизведению агрессивных моделей поведения, отклоняющихся от социальных норм. При этом общественное одобрение агрессивного поведения может способствовать усилению и подкреплению подобных проявлений.
В частности, особое внимание следует уделить социальным вознаграждениям, которые могут получать лица, проявляющие агрессию. Такие вознаграждения могут включать в себя повышение социального статуса в группе, одобрение сверстников или укрепление позиций в социальной иерархии.
В условиях цифровой коммуникации вознаграждения могут быть выражены в форме реакций, лайков, репостов и комментариев на публикации, которые содержат социально неприемлемое поведение. Данные факторы способствуют формированию мотивации подражать агрессивному поведению, чтобы соответствовать групповым нормам и ожиданиям своего социального окружения (Craig et al., 2020). Это свидетельствует о том, что социальные факторы играют важную роль в формировании и поддержании агрессивного поведения среди подростков.
Все это актуализирует не только необходимость проведения дальнейших исследований в данной области, но также разработку эффективных методов превентивного воздействия и коррекции чрезмерной онлайн-активности и обеспечения здоровой и безопасной цифровой среды для молодежи.
Несмотря на то, что связь между использованием цифровых устройств и агрессией не раз была установлена российскими и зарубежными исследователями, за пределами имеющихся научных исследований остался анализ взаимосвязи использования экранного времени и различных типов агрессии.
Целью настоящего исследования является изучение взаимосвязи между различными типами подростковой агрессии, такими как физическая агрессия, проявления гнева и враждебности, и количеством времени, проведенным перед экраном. Данное исследование стремится расширить понимание влияния экранного времени на эмоциональное состояние и особенности поведения подростков.
Выборка
Выборка респондентов составила 10 980 подростков из 10 регионов Российской Федерации, включая 6096 девушек (55,5 % выборки), 4884 юношей (44,5 %) в возрасте от 15 до 18 лет (Мвозраст = 15,9 лет; SD= ± 0,92). Большинство участников исследования — это учащиеся 9–11-х классов (93,1 % выборки), в то время как 5,5 % — ученики 8-го класса общеобразовательных учреждений и 1,4 % — учащиеся общеобразовательных учреждений среднего профессионального образования.
Процедура исследования
Выбор образовательных учреждений осуществлялся случайным образом и основывался на согласии руководства школы принять участие в исследовании. Исследование проходило в формате онлайн-тестирования на платформе 1ka.si.
Школьники заполняли онлайн-опросники под наблюдением педагогов. Инструкции к тестовым заданиям были сформулированы в доступной форме, в соответствии с возрастными особенностями респондентов. Анализ результатов выполнялся на базе обезличенных персональных данных.
Для обработки данных использовались следующие статистические методы: описательные статистики, таблицы сопряженности, корреляционный анализ (рассчитывались коэффициенты корреляции Пирсона) и однофакторный дисперсионный анализ (апостериорные сравнения были произведены с помощью t-критерии Стьюдента с использованием поправки Бонферрони для анализа множественных сравнений). Процедура статистического анализа выполнялась в IBM SPSS statistics (v.23) и RStudio (R version 4.3.1)3.
Методы исследования
Уровень агрессии
Для оценки уровня агрессии использовался опросник диагностики агрессии Басса — Перри, в адаптации С.Н. Ениколопова и Н.П. Цибульского (Ениколопов, Цибульский, 2007). Опросник включает в себя четыре шкалы: «физическая агрессия», «гнев», «враждебность» и «интегральная шкала». «Интегральная шкала» представляет собой суммарный показатель по всем трем шкалам. Опросник соответствует высоким психометрическим стандартам, был успешно апробирован и адаптирован в различных странах. В анализ данной статьи включены все шкалы методики.
Таким образом, используемая трехфакторная структура, согласно выводам С.Н. Ениколопова и Н.П. Цибульского, «соответствует теоретическим положениям о трех компонентах агрессии в концепции A. Buss & M.Perry: инструментальный компонент агрессии — “физическая агрессия”; аффективный компонент, включающий в себя физиологическое возбуждение и подготовку к агрессии, — “гнев”; когнитивный компонент, основанный на переживании чувства несправедливости и ущемленности, неудовлетворенности желаний — “враждебность”» (Ениколопов, Цибульский, 2007, с. 124).
Активность подростков в сети Интернет
Для оценки активности подростков в сети Интернет была разработана анкета, которая включала в себя вопросы, касающиеся: социально-демографических характеристик, активности подростков в Сети, видов деятельности и использования интернет-ресурсов.
В данной статье представлен анализ ответов на вопрос: «Сколько времени вы ежедневно проводите в сети Интернет?» Варианты ответов варьировались от «Практически не провожу» до «12 часов и более». Далее в таблицах и рисунках будет использован термин «экранное время» для более емкого обозначения времени, проведенного онлайн.
При этом отметим, что в рамках настоящей статьи «за скобками» остается специфика воспринимаемого подростками контента, анализ чего является самостоятельной научной задачей.
Результаты исследования
В Таблице 1 представлены средние значения, стандартное отклонение, минимальные и максимальные значения по показателям агрессии у подростков.
Таблица 1. Описательные статистики по опроснику диагностики агрессии Басса — Перри
| Шкала | Среднее | Стандартное отклонение | Минимальное значение | Максимальное значение |
| Физическая агрессия | 21,09 | 7,30 | 9 | 45 |
| Гнев | 19,07 | 6,53 | 7 | 35 |
| Враждебность | 20,00 | 6,92 | 8 | 40 |
| Интегральная шкала | 60,17 | 17,38 | 24 | 119 |
Рассматривая описательные статистики показателей агрессии, стоит отметить, что все показатели находятся в пределах нормативных значений, однако они чуть ниже средних значений, полученных С.Н. Ениколоповым и Н.П. Цибульским в результате нормирования тестовых показателей.
Кроме того, в исследовании, проведенном М.М. Лобасковой с соавторами, тестовые показатели на подростковой выборке по данным шкалам оказались чуть ниже, чем были получены нами (Лобаскова и др., 2021). Данные различия могут быть связаны как с возрастом респондентов, так и с количеством испытуемых.
Для описания специфики проявления различных типов агрессии в подростковом возрасте, респонденты были разделены по уровням выраженности агрессии. Разделение по уровням агрессии производилось по данным описательной статистики, представленной в Таблице 1.
Процедура разбиения на группы осуществлялась следующим образом: выделение групп с низким уровнем рассчитывалось по формуле — M–SD, с высоким уровнем — M+SD, все остальные участники были отнесены к средней группе.
На Рисунке 1 представлены результаты распределения респондентов по степени выраженности различных типов агрессии на подростковой выборке.

Результаты распределения респондентов по уровню агрессии демонстрируют, что у большинства респондентов преобладает средний уровень выраженности агрессии по всем шкалам методики.
Низким уровнем склонности к физической агрессии обладает 16 % респондентов, 23 % респондентов характеризуются низким уровнем склонности к выражению гнева и 19 % — низким уровнем склонности к проявлению враждебности.
Однако порядка 16 % респондентов обладают высоким уровнем физической агрессии, 17 % — высоким уровнем склонности к проявлению гнева, около 14 % — высоким уровнем склонности к проявлению враждебности.
Результаты показывают, что в рамках данной выборки существуют различия в распределении респондентов по уровню выраженности разных типов агрессии.
На Рисунке 2 представлено распределение респондентов по степени ежедневной активности в сети Интернет.

Почти 20 % из общего числа респондентов имеют низкую активность в Сети и проводят в Интернете до 3 часов в день. 56 % респондентов проводят в Сети от 4 до 8 часов в день, а около 23 % респондентов являются активными пользователями и проводят в Сети более 9 часов. Всего 1,5 % подростков практически не заходят в Сеть. Данные результаты свидетельствуют о довольно высокой активности подростков в Сети.
Для того чтобы определить различия между группами респондентов с разным уровнем выраженности проявления агрессии, мы провели анализ распределения респондентов по их степени активности в Интернете, результаты сравнительного анализа представлены на Рисунке 3.

Из общего числа респондентов с низким уровнем склонности к физической агрессии 25 % проводят в сети Интернет до 3 часов в день, а 17 % из них — более 9 часов в день.
Рассматривая результаты по группе с высоким уровнем склонности к физической агрессии, можно отметить обратную тенденцию: порядка 36 % респондентов являются активными пользователями Сети (проводят в Сети более 9 часов в день), а 17 % из них проводят в Сети до 3 часов в день.
Большинство подростков со средним уровнем склонности к физической агрессии характеризуются средней степенью активности в сети Интернет (58 %), однако около 20 % используют Интернет до 3 часов в день, а 22 % респондентов этой группы пребывают в Сети более 9 часов. Аналогичные результаты были получены по всем шкалам методики.
Взаимосвязь между пользовательской активностью подростков и выраженностью различных типов агрессии
Для понимания взаимосвязи между пользовательской активностью подростков и выраженностью агрессии был применен корреляционный анализ по методу Пирсона. Для проведения корреляционного анализа использовались сырые баллы методики Басса — Перри и ответов на вопрос «Сколько времени вы ежедневно проводите в сети Интернет?»
Результаты корреляционного анализа показали наличие значимых положительных корреляционных связей между шкалами опросника диагностики агрессии и ежедневной активностью подростков в сети Интернет.
Наиболее выраженная значимая корреляционная связь обнаружена между интегральной шкалой агрессии и ежедневной активности подростков (r = 0,25; p < 0,01), а наименее выраженная взаимосвязь обнаружена между физической агрессией и ежедневной активностью подростков в Сети (r = 0,17; p < 0,01). Однако все связи, как эти, так и остальные, оказались статистически значимыми (между шкалой гнева и активностью подростков (r = 0,23; p < 0,01); между шкалой враждебности и активностью подростков в Сети (r = 0,22; p < 0,01)).
Таким образом, корреляционный анализ показал статистически значимую положительную взаимосвязь между уровнем агрессии и ежедневной активностью подростков в Сети, то есть чем выше уровень агрессии, тем выше ежедневная активность подростков в Сети.
Сравнительный анализ использования экранного времени у подростков с разным уровнем агрессии
По результатам однофакторного дисперсионного анализа было установлено, что показатели интегральной шкалы агрессии (F = 263,12; p < 0,01), физической агрессии (F = 102,95; p < 0,01), гнева (F = 235,71; p < 0,01) и враждебности (F = 204,73; p < 0,01) статистически значимо связаны с показателем экранного времени у подростков.
Для оценки значимости различий между группами с низким, средним и высоким уровнем агрессии, был использован анализ множественных сравнений (Таблица 2).
Таблица 2. Сравнительный анализ использования экранного времени у подростков с разным уровнем агрессии

Результаты анализа показали, что использование экранного времени у подростков с высоким уровнем склонности к проявлению всех типов агрессии статистически значимо выше, чем у подростков с низким и средним уровнем, а у подростков со средним уровнем статистически значимо выше, чем у подростков с низким уровнем.
Кроме того, наиболее высокий показатель размера эффекта наблюдается между группами с низким и высоким уровнем гнева, враждебности и общего показателя агрессии, в то время как самый низкий показатель наблюдается между группами со средним и низким уровнем склонности к физической агрессии.
Таким образом, наиболее явные различия наблюдаются между крайними группами респондентов (между низким и высоким уровнем агрессии).
Обсуждение результатов
В ходе данного исследования рассматривалась взаимосвязь использования экранного времени и проявления различных типов агрессии в старшем подростковом возрасте. Результаты анализа склонности подростков к проявлению агрессии показали, что почти каждый шестой подросток в возрасте от 15 до 18 лет обладает высоким уровнем склонности к физической агрессии и к проявлению гнева, а каждый седьмой имеет склонность к проявлению враждебности.
На основании данных результатов можно полагать, что в среднем почти в каждом классе (численностью в 35 человек) есть пять-шесть подростков, демонстрирующих высокий уровень склонности к проявлению различных типов агрессии. Этот результат подчеркивает серьезность ситуации и указывает на необходимость разработки и внедрения программ, направленных на выявление подростков, находящихся в группе риска, а также подразумевает разработку комплексных программ, ориентированных на превентивные меры и воспитательную работу, предусматривающих психологическую поддержку и коррекцию подобного поведения.
Ранее в научных работах уже были рассмотрены различные аспекты профилактики агрессии несовершеннолетних, включая описание конкретных механизмов и методов, способствующих снижению уровня агрессии у подростков (Реан, 2018; Реан, Ставцев, 2020; и др.).
Помимо изучения склонности к агрессивному поведению, в данном исследовании было рассмотрено ежедневное использование подростками экранного времени. Полученные результаты демонстрируют довольно высокую активность подростков в сети Интернет. Например, порядка 56 % респондентов проводят в Сети от 4 до 8 часов в день, а около 23 % респондентов являются активными пользователями и проводят в Сети более 9 часов.
Как было описано в теоретической части статьи, проблематика зависимости от гаджетов, особенно среди детей и подростков, вызывает обеспокоенность среди специалистов в разных областях наук, поскольку накопленные данные свидетельствуют о потенциально негативных последствиях злоупотребления гаджетами для развития личности подростков (Веракса и др., 2021; Kraut et al., 1998; и др.).
Также была рассмотрена взаимосвязь между использованием экранного времени и склонностью подростков к различным типам агрессии. Результаты анализа показали, что использование экранного времени у подростков с высоким уровнем склонности к проявлению всех типов агрессии — гнева, враждебности, физической агрессии — статистически значимо выше, чем у подростков с низким и средним уровнем, а у подростков со средним уровнем статистически значимо выше, чем у подростков с низким уровнем.
Следует отметить, что взаимосвязь агрессии и чрезмерного использования Интернета неоднократно была подтверждена многими исследованиями (Солдатова и др., 2017; Eisner, Malti, 2015; Kim, 2013; и др.). Однако в данном исследовании была установлена взаимосвязь между различными типами агрессии (физическая агрессия, гнев, враждебность) и экранным временем, а также показаны значимые различия между группами с низким, средним и высоким уровнем различных типов агрессии на масштабной выборке старших подростков.
В этом контексте задача исследовательского и образовательного сообществ становится двойной: с одной стороны, необходимо глубже понять механизмы влияния цифровых технологий на развитие детской психики, а с другой — разработать и внедрить эффективные стратегии и программы, направленные на минимизацию потенциальных рисков.
Ограничения исследования
При анализе ответов на вопрос «Сколько времени вы ежедневно проводите в сети Интернет?» было выявлено, что около 14 % респондентов указали значение «12 и более часов в день». Данный результат может быть обусловлен влиянием временного контекста исследования: опрос проводился вскоре после окончания периода самоизоляции, вызванного пандемией COVID-19. В это время учащиеся могли сохранять привычки, сформировавшиеся в условиях дистанционного обучения.
Таким образом, высокий показатель экранного времени может частично отражать особенности адаптации подростков к изменившейся реальности, а не их типичное поведение в обычных условиях.
Также в данном исследовании установлены корреляционные связи между экранным временем и различными типами агрессии у старших подростков. Однако это, в силу природы корреляционных связей, не свидетельствует о прямой причинно-следственной связи.
Вместе с тем, во-первых, обнаруженные взаимосвязи могут быть обратными: например, высокий уровень агрессии подростка может приводить к увеличению экранного времени в силу трудностей в социальных взаимодействиях и недостатка общения в реальной жизни.
Во-вторых, выявленные связи могут быть обусловлены влиянием других факторов, например, семейной ситуацией, уровнем стресса или психоэмоциональным состоянием подростка. Вероятно, изучаемый феномен имеет еще более сложную природу и определяется множеством взаимосвязанных факторов, которые выходят за рамки данного исследования.
Кроме того, в данном исследовании не ставился вопрос о специфике потребляемого контента подростками и видов деятельности в Сети, что могло бы обогатить приведенный анализ, но в то же время является самостоятельной научной задачей.
Выводы
В современном обществе наблюдается заметное увеличение времени, проводимого подростками в сети Интернет, что, как подтверждают результаты исследований, может коррелировать с ростом агрессивного поведения среди данной возрастной группы.
С целью более глубокого понимания этой проблематики было проведено исследование, результаты которого согласуются с ранее полученными данными, указывая на тесную связь между длительным пребыванием подростков в Сети и склонностью к агрессии. При этом значимая корреляционная связь была обнаружена не только с интегральным показателем агрессии, но и с конкретными типами агрессии, которые были предметом данного исследования.
Проблема взаимосвязи интернет-зависимости и агрессивного поведения подростков требует дальнейшего изучения в рамках различных научных дисциплин (психологии, социологии, медицины, информационных технологий и др.). Комплексное рассмотрение различных аспектов данной проблематики позволит более полно оценить степень влияния использования электронных устройств на психоэмоциональное и физическое состояние подрастающего поколения.
Важность данного вопроса обусловлена потенциальными рисками, которые чрезмерное использование Интернета несет для психологического благополучия подростков и социальной адаптации личности.
В заключение следует отметить, что обеспечение здорового баланса между использованием цифровых устройств и другими аспектами жизни является ключом к предотвращению негативных последствий для психического, когнитивного и в целом личностного развития молодежи.
Не менее важным является разработка и реализация мероприятий, направленных на профилактику агрессивного поведения и формирование здоровой психологической атмосферы в школьных коллективах. Это требует усилий, направленных на развитие устойчивости к негативному влиянию избыточного экранного времени, а также снижение уровня агрессии и обеспечение благоприятного развития личности каждого учащегося. Для этого необходимо участие как научного сообщества, так и образовательных учреждений, родителей и самих детей.
Список литературы
- Бочавер, А.А., Докука, С.В., Новикова, М.А., Сивак, Е.В., Смирнов, И.Б. (2019). Благополучие детей в цифровую эпоху: доклад к 20-й Апрельской международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества (9–12 апреля, 2019 г.). Москва: Изд-во Высшей школы экономики.
- Бухаленкова, Д.А., Веракса, А.Н., Чичинина, Е.А. (2022). Связь использования цифровых устройств, качества сна, физической активности и пищевого поведения у дошкольников. Современная зарубежная психология, 11(2), 68–80. https://doi.org/10.17759/jmfp.2022110206
- Бэрон, Р., Ричардсон, Д. (2011). Агрессия. Санкт-Петербург: Изд-во «Питер».
- Веракса, А.Н., Бухаленкова, Д.А., Чичинина, Е.А., Алмазова, О.В. (2021). Взаимосвязь использования цифровых устройств и эмоционально-личностного развития современных дошкольников. Психологическая наука и образование, 26(1), 27–40. https://doi.org/10.17759/pse.2021260101
- Ениколопов, С.Н., Цибульский, Н.П. (2007). Психометрический анализ русскоязычной версии Опросника диагностики агрессии А. Басса и М. Перри. Психологический журнал, 28(1), 115–124.
- Лобаскова, М.М., Адамович, Т.В., Исматуллина, В.И., Маракшина, Ю.А., Малых, С.Б. (2021). Психометрический анализ опросника агрессивности Басса — Перри. Теоретическая и экспериментальная психология, (4), 28–38. https:// doi.org/10.24412/2073-0861-2021-4-28-38
- Реан, А.А. (2018). Профилактика агрессии и асоциальности несовершеннолетних. Национальный психологический журнал, (2), 3–12. https://doi. org/10.11621/npj.2018.0201
- Реан, А.А. (2016). Психология личности. Санкт-Петербург: Изд-во «Питер».
- Реан, А.А., Ставцев, А.А. (2020). Позитивные психологические интервенции как профилактика школьного неблагополучия, агрессии и буллинга. Вопросы образования, (3), 37–59. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2020-3-37-59
- Собкин, В.С. (2000). Телевидение и образование: опыт социологических исследований 1980–90-х. В кн.: Образование и информационная культура. Социологические аспекты. Труды по социологии образования. Под ред. В.С. Собкина. (С. 11–94). Москва: Изд-во Центра социологии образования РАО.
- Солдатова, Г.У., Войскунский, А.Е. (2021). Социально-когнитивная концепция цифровой социализации: новая экосистема и социальная эволюция психики. Психология. Журнал Высшей школы экономики, 18(3), 431–450. https:// doi.org/10.17323/1813-8918-2021-3-431-450
- Солдатова, Г.У., Илюхина, С.Н. (2022). Роль агрессии в распространении деструктивного контента молодыми людьми. В кн.: Подросток в мегаполисе: новая реальность. Сб. тр. 15-й Междунар. науч.-практич. конф. (5–6 апреля, 2022 г.). Под ред. А.А. Бочавер. (С. 104–108). Москва: Изд-во Высшей школы экономики.
- Солдатова, Г.У., Рассказова, Е.И., Нестик, Т.А. (2017). Цифровое поколение России: компетентность и безопасность. Москва: Изд-во «Смысл».
- Carli, V., Durkee, T., Wasserman, D., Hadlaczky, G., Despalins, R., Kramarz, E., Wasserman, C., Sarchiapone, M., Hoven, C.W., Brunner, R., Kaess, M. (2013). The association between pathological Internet use and comorbid psychopathology: a systematic review. Psychopathology, 46(1), 1–13. https://doi.org/10.1159/000337971
- Craig, W., Boniel-Nissim, M., King, N., Walsh, S.D., Boer, M., Donnelly, P.D., Harel-Fisch, Y., Malinowska-Cieślik, M., de Matos, M.G., Cosma, A., Van den Eijnden, R., Vieno, A., Elgar, F.J., Molcho, M., Bjereld, Y., Pickett, W. (2020). Social media use and cyber-bullying: a cross-national analysis of young people in 42 countries. Journal of Adolescent Health, 66(6), S100–S108. https://doi.org/10.1016/j.jadohealth.2020.03.006
- Eisner, M.P., Malti, T. (2015). Aggressive and violent behavior. In: M.E. Lamb, R.M. Lerner, (eds.). Handbook of child psychology and developmental science: Socioemotional processes. (pp. 794–841). New York: John Wiley & Sons Publ. https://doi.org/10.1002/9781118963418.childpsy319
- El Asam, A., Samara, M., Terry, P. (2019). Problematic internet use and mental health among British children and adolescents. Addictive Behaviors, 90, 428–436. https://doi.org/10.1016/j.addbeh.2018.09.007
- Kim, K. (2013). Association between Internet overuse and aggression in Korean adolescents. Pediatrics International, 55(6), 703–709. https://doi.org/10.1111/ ped.12171
- Kraut, R., Patterson, M., Lundmark, V., Kiesler, S., Mukophadhyay, T., Scherlis, W. (1998). Internet paradox. A social technology that reduces social involvement and psychological well-being? American Psychologist, 53(9), 1017–1031. https://doi. org/10.1037/0003-066X.53.9.1017
- Roberts, D.F., Foehr, U.G., Rideout, V.J. (2010). Generation M2: Media in the lives of 8– to 18–year-olds. Menlo Park: Kaiser Family Foundation Publ.
- Rosen, L.D., Lim, A.F., Felt, J., Carrier, L.M., Cheever, N.A., Lara-Ruiz, J.M., Mendoza, J.S., Rokkum, J. (2014). Media and technology use predicts ill-being among children, preteens and teenagers independent of the negative health impacts of exercise and eating habits. Computers in Human Behavior, 35, 364–375. https://doi. org/10.1016/j.chb.2014.01.036
Об авторах
- Артур Александрович Реан — академик РАО, доктор психологических наук, заведующий лабораторией психологии деструктивного поведения и агрессии молодежи Федерального научного центра психологических и междисциплинарных исследований, председатель Научного совета Российской академии образования по проблемам профилактики агрессии и деструктивного поведения учащихся, Москва, Российская Федерация, https://orcid. org/0000-0002-1107-9530
- Анна Викторовна Егорова — аналитик Центра социализации, семьи и профилактики асоциального поведения Московского педагогического государственного университета, Москва, Российская Федерация, https://orcid.org/0000-0003-3502-9551
- Иван Александрович Коновалов — кандидат психологических наук, научный сотрудник лаборатории психологии деструктивного поведения и агрессии молодежи Федерального научного центра психологических и междисциплинарных исследований, Москва, Российская Федерация, https://orcid.org/0000-0002-0982-5813
Смотрите также:
- Петрусь Г. Агрессия в компьютерных играх
- Поскакалова Т.А. Влияние агрессивности на самопрезентацию, коммуникацию и рисковое поведение подростков в социальных сетях
- Смирнов Ф.О. Языковая и коммуникативная агрессия в Рунете
- Солдатова Г.У., Рассказова Е.И. Соблюдение правил общения онлайн и офлайн: межпоколенческий анализ
ПРИМЕЧАНИЕ
- Малыш и гаджет. О том, как смартфоны влияют на развитие и образование детей. (2022). Газета.ru. 8 октября 2022 г..
- Информационное общество в Российской Федерации. 2020: статистический сборник. (2020). Москва: Изд-во НИУ ВШЭ.
- R Core Team (2023). R (4.3.1): A language and environment for statistical computing. Vienna: R Foundation for Statistical Computing Publ.



