Бухаленкова Д.А., Веракса А.Н., Чичинина Е.А. Связь использования цифровых устройств, качества сна, физической активности и пищевого поведения у дошкольников

Б

Введение

В совре­мен­ном мире дети дошколь­но­го воз­рас­та рас­тут в усло­ви­ях актив­но­го исполь­зо­ва­ния циф­ро­вых устройств [Смир­но­ва, 2019; Тена, 2021]. Так, экран­ное вре­мя дошколь­ни­ков состав­ля­ет от 1 до 3 часов день [McArthur], а во вре­мя пан­де­мии COVID-19 дети ста­ли про­во­дить у экра­нов еще боль­ше вре­ме­ни [Pratiwi, 2020]. 

Боль­шин­ство пси­хо­ло­ги­че­ских иссле­до­ва­ний о свя­зи исполь­зо­ва­ния циф­ро­вых устройств и раз­ви­тия детей осве­ща­ют вопро­сы когни­тив­но­го и эмо­ци­о­наль­но-лич­ност­но­го раз­ви­тия [Чичи­ни­на, 2021; Чичи­ни­на, 2021а]. 

При этом в поле инте­ре­са пси­хо­ло­гов нахо­дят­ся и неко­то­рые аспек­ты физи­че­ско­го раз­ви­тия — это изу­че­ние того, как циф­ро­вые устрой­ства могут вли­ять на дви­га­тель­ную актив­ность, каче­ство сна, пище­вое пове­де­ние дошкольников. 

Дан­ные сфе­ры раз­ви­тия детей пред­став­ля­ют инте­рес не толь­ко в кон­тек­сте физи­че­ско­го бла­го­по­лу­чия детей, но и в свя­зи с вли­я­ни­ем на пси­хо­ло­ги­че­ское раз­ви­тие дошколь­ни­ков — когни­тив­ную сфе­ру, эмо­ци­о­наль­но-лич­ност­ную сфе­ру, соци­а­ли­за­цию [Связь регу­ля­тор­ных функ­ций, 2020; Biddle, 2013; Belghali, 2021; Effect of COVID-19-Related, 2021; Neto, 2020]. 

Кро­ме того, сон, пита­ние, физи­че­ская актив­ность — это базо­вые режим­ные момен­ты, тес­но свя­зан­ные с раз­ви­ти­ем регу­ля­тор­ных функ­ций, а так­же во мно­гом струк­ту­ри­ру­ю­щие день ребен­ка с само­го ран­не­го воз­рас­та [Связь регу­ля­тор­ных функ­ций, 2020; Biddle, 2013; Belghali, 2021]. Более того, при­выч­ки, свя­зан­ные со сном, пита­ни­ем и физи­че­ской актив­но­стью, игра­ют роль в тече­ние всей жиз­ни человека. 

За вре­мя пан­де­мии COVID-19 поми­мо роста экран­но­го вре­ме­ни, у детей умень­ши­лось вре­мя, в тече­ние кото­ро­го они заня­ты физи­че­ской актив­но­стью, а так­же ухуд­ши­лось каче­ство сна [Sociodemographic Predictors of, 2021], поэто­му акту­аль­ным явля­ет­ся изу­че­ние вза­и­мо­свя­зи этих параметров.

Вза­и­мо­связь исполь­зо­ва­ния циф­ро­вых устройств с дви­га­тель­ной актив­но­стью, каче­ством сна и пище­вым пове­де­ни­ем дошколь­ни­ков пока что сла­бо осве­ще­на в пси­хо­ло­ги­че­ских иссле­до­ва­ни­ях [Neto, 2020; Cheng, 2020] и не обоб­ще­на в иссле­до­ва­ни­ях на рус­ском язы­ке, чем и обу­слов­ле­на новиз­на дан­ной работы. 

Кро­ме того, обо­зна­чен­ные темы пре­иму­ще­ствен­но изу­ча­ют­ся в кон­тек­сте раз­ви­тия под­рост­ков, а не при­ме­ни­тель­но к дошколь­ни­кам [Digital media: Promoting; Cheng, 2020]. 

Для дости­же­ния цели дан­но­го обзо­ра были про­ана­ли­зи­ро­ва­ны 60 работ с воз­рас­том участ­ни­ков от 3 до 7 лет и акцен­том на иссле­до­ва­ния за послед­ние годы (24 рас­смот­рен­ные ста­тьи дати­ру­ют­ся 2020—2021 гг., 12 ста­тей — 2018-2019 гг., 10 ста­тей — 2016—2017 гг.).

Влияние использования цифровых устройств на качество сна дошкольников

Один из аспек­тов исполь­зо­ва­ния циф­ро­вых устройств, вли­я­ю­щих на каче­ство сна, — это экран­ное вре­мя. Недо­ста­точ­ное коли­че­ство часов сна у дошколь­ни­ков свя­за­но с раз­лич­ны­ми пове­ден­че­ски­ми и эмо­ци­о­наль­ны­ми про­бле­ма­ми [Atzaba-Poria, 2021; Rutayisire, 2017].

Ряд иссле­до­ва­ний демон­стри­ру­ет связь нару­ше­ний дет­ско­го сна и исполь­зо­ва­ния циф­ро­вых устройств [Daily touchscreen use, 2017; Effect of COVID-19-Related, 2021; Hale, 2015; Brockmann, 2016; Nathanson, 2018; Predictors of shorter, 2014; Sleep duration in, 2020; Redline, 2014; Cheng, 2020]. 

В аме­ри­кан­ском иссле­до­ва­нии с уча­сти­ем 1700 детей 3—5 лет пока­за­но, что дети, про­во­див­шие боль­ше вре­ме­ни перед экра­ном, зна­чи­тель­но чаще име­ли про­бле­мы с засы­па­ни­ем, с каче­ством сна и силь­нее утом­ля­лись в тече­ние дня [D’Agostino, 2021]. 

Ана­ли­зи­руя уро­вень дохо­да и обра­зо­ва­ния семей детей, при­няв­ших уча­стие в иссле­до­ва­нии, авто­ры дела­ют вывод, что дети из соци­аль­но-эко­но­ми­че­ски небла­го­по­луч­ных семей нахо­дят­ся в груп­пе рис­ка по недо­ста­точ­но­му коли­че­ству и каче­ству сна из-за избы­точ­но­го экран­но­го вре­ме­ни [The mediating role, 2017]. 

В дру­гом аме­ри­кан­ской лон­ги­тюд­ном иссле­до­ва­нии с уча­сти­ем 1864 детей, кото­рым на момент нача­ла иссле­до­ва­ния был 1 год, так­же пока­за­но, что дли­тель­ное вре­мя про­смот­ра теле­ви­зо­ра свя­за­но с мень­шей про­дол­жи­тель­но­стью сна у детей [Redline, 2014]. 

Осо­бый инте­рес пред­став­ля­ет иссле­до­ва­ние, в кото­ром был исполь­зо­ван и объ­ек­тив­ный метод фик­са­ции цик­лов сна-бодр­ство­ва­ния, и субъ­ек­тив­ные отче­ты: так, 145 детей 3—6 лет в тече­ние неде­ли носи­ли акти­граф, а роди­те­ли еже­днев­но фик­си­ро­ва­ли све­де­ния о сне ребен­ка и экран­ном вре­ме­ни в днев­ник [Atzaba-Poria, 2021]. 

Резуль­та­ты это­го иссле­до­ва­ния пока­за­ли, что связь меж­ду экран­ным вре­ме­нем и пове­ден­че­ски­ми про­бле­ма­ми появ­ля­лась толь­ко при про­дол­жи­тель­но­сти ноч­но­го сна менее 9 часов и 52 минут, а у детей с про­дол­жи­тель­но­стью сна от 9 часов 52 минут до 10,5 часов этой свя­зи не было. 

Авто­ры этой рабо­ты пред­по­ла­га­ют, что дети, спя­щие недо­ста­точ­ное коли­че­ство вре­ме­ни, могут обла­дать более низ­ким уров­нем само­ре­гу­ля­ции, и поэто­му могут быть под­вер­жен­ны­ми рис­ку избы­точ­но­го экран­но­го вре­ме­ни [Atzaba-Poria, 2021]. 

Схо­жий резуль­тат полу­чи­ли Вале­ри Кар­сон и ее кол­ле­ги: они уста­но­ви­ли, что соче­та­ние недо­ста­точ­но­го сна и избы­точ­но­го экран­но­го вре­ме­ни (исполь­зо­ва­лись нор­мы, опре­де­лен­ные в Canadian 24-Hour Movement Guidelines) может быть свя­за­но с таки­ми пове­ден­че­ски­ми про­бле­ма­ми как нега­ти­визм, агрес­сия и импуль­сив­ность в воз­расте 3 лет [Carson, 2019].

Поми­мо экран­но­го вре­ме­ни на каче­ство сна могут вли­ять циф­ро­вой досуг в вечер­ние часы, сам факт нахож­де­ния циф­ро­вых устройств в ком­на­те, где спит ребе­нок, как фак­тор, про­во­ци­ру­ю­щий вечер­нее исполь­зо­ва­ние циф­ро­вых устройств. 

Чилий­ские иссле­до­ва­те­ли, Паб­ло Брок­ман и соав­то­ры, про­ана­ли­зи­ро­вав резуль­та­ты запол­не­ния роди­те­ля­ми 100 детей 1,5—4 лет «Шка­лы нару­ше­ния сна для детей» и анке­ты об исполь­зо­ва­нии теле­ви­зо­ра, при­шли к выво­ду, что дети, смот­рев­шие теле­ви­зор вече­ром, име­ли зна­чи­тель­но более высо­кие бал­лы по «Шка­ле нару­ше­ния сна для детей» по срав­не­нию с теми, кто смот­рел теле­ви­зор в утрен­нее или днев­ное вре­мя [Brockmann, 2016]. 

Более того, дети, у кото­рых нахо­дил­ся теле­ви­зор в спальне (51% детей), име­ли зна­чи­тель­но более высо­кие оцен­ки по шка­лам «страш­ные сны», «ноч­ные кош­ма­ры», «раз­го­во­ры во вре­мя сна» и «уста­лость при про­буж­де­нии» [Brockmann, 2016]. 

В целом ряде работ так­же пока­за­но, что нали­чие любо­го циф­ро­во­го устрой­ства (смарт­фо­на, план­ше­та, ком­пью­те­ра или теле­ви­зо­ра) в спальне свя­за­но с мень­шим коли­че­ством минут сна в сут­ки [Media and young, 2016; Daily touchscreen use, 2017; Fadzil, 2021; Sleep duration in, 2020; Falbe, 2015; Redline, 2014]. 

Джес­си­ка Мур­ман и Кри­стен Хар­ри­сон из США про­ве­ли иссле­до­ва­ние с уча­сти­ем 278 детей 4—5 лет и выяви­ли сле­ду­ю­щую зако­но­мер­ность: коли­че­ство исполь­зу­е­мых циф­ро­вых устройств, их нали­чие в спальне и «тай­ное поль­зо­ва­ние» циф­ро­вы­ми устрой­ства­ми детьми (когда дети дела­ют это без раз­ре­ше­ния роди­те­лей в неуста­нов­лен­ное семей­ны­ми пра­ви­ла­ми вре­мя) ассо­ци­и­ру­ет­ся с мень­шей про­дол­жи­тель­но­стью ноч­но­го сна и боль­шей про­дол­жи­тель­но­стью днев­но­го сна [Moorman, 2019]. 

Одна­ко при помо­щи регрес­си­он­но­го ана­ли­за было пока­за­но, что толь­ко вечер­ний про­смотр теле­ви­зо­ра в буд­ние дни и поль­зо­ва­ние циф­ро­вы­ми устрой­ства­ми «тай­ком» явля­ют­ся пре­дик­то­ра­ми более корот­кой про­дол­жи­тель­но­сти ноч­но­го сна.

В боль­шин­стве иссле­до­ва­ний фик­си­ру­ет­ся экран­ное вре­мя, но не учи­ты­ва­ет­ся, что имен­но ребе­нок делал перед экра­ном. Одна­ко мож­но пред­по­ло­жить, что кон­тент суще­ствен­но вли­я­ет на каче­ство сна детей. 

В иссле­до­ва­нии Спи­ри­ной А.В. на выбор­ке из 225 детей 5—7 лет и их роди­те­лей пока­за­но, что дети, смот­рев­шие видео­ма­те­ри­а­лы со сце­на­ми жесто­ко­сти более 2 часов в день, сооб­ща­ли о страш­ных снах с уви­ден­ны­ми сце­на­ми и геро­я­ми [Спи­ри­на, 2017].

Дли­тель­ность сна и про­дол­жи­тель­ность экран­но­го вре­ме­ни могут быть свя­за­ны дву­на­прав­лен­но. С одной сто­ро­ны, дли­тель­ность экран­но­го вре­ме­ни, вечер­нее поль­зо­ва­ние циф­ро­вы­ми устрой­ства­ми, нали­чие любо­го экра­на в спальне, осо­бен­но­сти кон­тен­та могут вли­ять на каче­ство и коли­че­ство сна. 

Одной из при­чин того, что циф­ро­вые устрой­ства вли­я­ют на каче­ство сна, явля­ет­ся воз­буж­да­ю­щее вли­я­ние на пси­хи­ку содер­жа­ния, кото­рое смот­рят дети [Garrison, 2011]. 

Дру­гой при­чи­ной нару­ше­ний сна в свя­зи с поль­зо­ва­ни­ем циф­ро­вы­ми устрой­ства­ми явля­ет­ся подав­ле­ние выра­бот­ки мела­то­ни­на под воз­дей­стви­ем голу­бо­го цве­та, кото­рый пре­иму­ще­ствен­но излу­ча­ют все экра­ны [Media and young, 2016; Daily touchscreen use, 2017; Fadzil, 2021]. 

С дру­гой сто­ро­ны, дошколь­ни­ки, име­ю­щие про­бле­мы со сном, более под­вер­же­ны избы­точ­но­му экран­но­му вре­ме­ни: недо­ста­ток сна вли­я­ет на само­ре­гу­ля­цию и эмо­ци­о­наль­ную сфе­ру ребен­ка, что ска­зы­ва­ет­ся на его воз­мож­но­стях и пред­по­чте­ни­ях в отно­ше­нии вре­мя­пре­про­вож­де­ния [Atzaba-Poria, 2021]. 

Так, дети с недо­ста­точ­ной про­дол­жи­тель­но­стью сна могут быть склон­ны к тому, что­бы поль­зо­вать­ся циф­ро­вы­ми устрой­ства­ми менее бла­го­при­ят­ным обра­зом и в тече­ние более дли­тель­но­го вре­ме­ни [Moorman, 2019].

Влияние использования цифровых устройств на двигательную активность дошкольников

Исполь­зо­ва­ние циф­ро­вых устройств может нега­тив­но вли­ять на коли­че­ство физи­че­ской актив­но­сти детей и их дви­га­тель­ное раз­ви­тие [22; 25; 28; 29; 39; 46; 56]. 

Дети, про­во­дя­щие слиш­ком мно­го вре­ме­ни перед экра­ном, с боль­шей веро­ят­но­стью стра­да­ют от про­блем с раз­ви­ти­ем мел­кой и круп­ной мото­ри­ки [Pagani, 2013], име­ют более низ­кие пока­за­те­ли вари­а­бель­но­сти поло­же­ний тела и раз­ви­тия муску­ла­ту­ры [Hale, 2015; Television-viewing time and, 2012]. 

В бра­зиль­ском иссле­до­ва­нии с уча­сти­ем 926 детей 4—6 лет пока­за­но, что экран­ное вре­мя более 2 часов в день на 72% уве­ли­чи­ва­ет риск того, что общий дви­га­тель­ный коэф­фи­ци­ент, вклю­ча­ю­щий в себя сле­ду­ю­щие пара­мет­ры: (а) мел­кая и общая мото­ри­ка, (б) баланс, (в) схе­ма тела и про­стран­ствен­ная орга­ни­за­ция и (г) вре­мен­ная орга­ни­за­ция — будет ниже нор­мы [Neto, 2020]. 

В аме­ри­кан­ском Наци­о­наль­ном обсле­до­ва­нии здо­ро­вья и пита­ния (NHANES) с уча­сти­ем более 1000 детей 6—15 лет оце­ни­ва­лась вза­и­мо­связь меж­ду физи­че­ской силой, оце­ни­ва­е­мой по хва­ту, раз­ги­ба­нию ног, моди­фи­ци­ро­ван­ным под­тя­ги­ва­ни­ем и план­кой, и экран­ным вре­ме­нем [Screen-based sedentary behavior, 2016]. 

При кон­тро­ле фак­то­ров пола, воз­рас­та, индек­са мас­сы тела, коли­че­ства дней, когда ребе­нок не менее 1 часа зани­ма­ет­ся физ­куль­ту­рой, было пока­за­но, что вре­мя про­смот­ра теле­ви­зо­ра было обрат­но про­пор­ци­о­наль­но физи­че­ской силе [Screen-based sedentary behavior, 2016]. 

Это иссле­до­ва­ние пока­зы­ва­ет, что более частый про­смотр теле­ви­зо­ра свя­зан с более низ­кой физи­че­ской силой неза­ви­си­мо от уров­ня физи­че­ской актив­но­сти [Screen-based sedentary behavior, 2016].

Откры­тым оста­ет­ся вопрос о направ­лен­но­сти кау­заль­ных свя­зей. Суще­ству­ют дан­ные, полу­чен­ные с уча­сти­ем 1999 детей, о лон­ги­тюд­ных вли­я­ни­ях про­смот­ра теле­ви­зо­ра на раз­ви­тие мото­ри­ки: так, вре­мя про­смот­ра теле­ви­зо­ра в 29 меся­цев обрат­но кор­ре­ли­ру­ет с уров­нем раз­ви­тия круп­ной мото­ри­ки в воз­расте 65 меся­цев у канад­ских детей 1997—98 годов рож­де­ния [Pagani, 2013]. 

При этом мож­но пред­по­ло­жить, что менее склон­ные к дви­га­тель­ной актив­но­сти дети, охот­нее пред­по­чи­та­ют циф­ро­вой досуг. Дети из семей с низ­ким соци­аль­но-эко­но­ми­че­ским ста­ту­сом мень­ше зани­ма­ют­ся спор­том, чем дети из семей с более высо­ким соци­аль­но-эко­но­ми­че­ским ста­ту­сом [Schlack].

Это явля­ет­ся фак­то­ром, в свя­зи с кото­рым дети из пер­вой груп­пы под­вер­же­ны чрез­мер­но­му экран­но­му вре­ме­ни [Schlack].

Соот­вет­ствен­но, одно из направ­ле­ний про­фи­лак­ти­ки вре­да от поль­зо­ва­ния циф­ро­вы­ми устрой­ства­ми — это обес­пе­че­ние детей из всех соци­аль­ных групп доступ­ны­ми воз­мож­но­стя­ми для заня­тий спор­том и моти­ви­ро­ва­ние к этим занятиям. 

В иссле­до­ва­нии с уча­сти­ем 575 детей 2—5 лет пока­за­но, что суще­ству­ет обрат­ная связь меж­ду экран­ным вре­ме­нем детей и вре­ме­нем игры на откры­том воз­ду­хе [17; 30]. Игры на откры­том воз­ду­хе часто исполь­зу­ет­ся в каче­стве кос­вен­но­го пока­за­те­ля физи­че­ской актив­но­сти сре­ди дошкольников. 

Поми­мо это­го, игры на све­жем воз­ду­хе раз­ви­ва­ют навы­ки вза­и­мо­дей­ствия со сверст­ни­ка­ми. Таким обра­зом, игры на све­жем воз­ду­хе дают детям воз­мож­ность быть как физи­че­ски актив­ны­ми, так и соци­аль­но вовлеченными.

В обзо­ре Верак­сы А.Н. с кол­ле­га­ми пока­за­но, что связь меж­ду уров­нем раз­ви­тия регу­ля­тор­ных функ­ций и физи­че­ской актив­но­стью носит дву­на­прав­лен­ный харак­тер: физи­че­ская актив­ность содей­ству­ет раз­ви­тию регу­ля­тор­ных функ­ций, и наобо­рот — дети с дефи­ци­том само­ре­гу­ля­ции име­ют слож­но­сти с уча­сти­ем в заня­ти­ях физ­куль­ту­рой, тан­ца­ми, спор­том [Связь регу­ля­тор­ных функ­ций, 2020]. 

Как ука­зы­ва­ет Твар­дов­ская А.А. с кол­ле­га­ми, «сни­же­ние физи­че­ской актив­но­сти дошколь­ни­ков нега­тив­но вли­я­ет на про­цес­сы созре­ва­ния струк­тур голов­но­го моз­га, преж­де все­го, тре­тье­го бло­ка» [Габ­дулха­ков, 2020], отве­ча­ю­ще­го за про­грам­ми­ро­ва­ние, регу­ля­цию и кон­троль пси­хи­че­ской деятельности. 

Физи­че­ская актив­ность сред­ней и высо­кой интен­сив­но­сти не менее одно­го часа в день в дошколь­ном воз­расте име­ет важ­ное зна­че­ния для нор­маль­но­го раз­ви­тия регу­ля­тор­ных функ­ций [Габ­дулха­ков, 2020]. 

Наи­бо­лее эффек­тив­ны­ми для раз­ви­тия регу­ля­тор­ных функ­ций у дошколь­ни­ков явля­ют­ся аэроб­ные упраж­не­ния, актив­ные игро­вые спор­тив­ные меро­при­я­тия, а так­же дви­га­тель­ные актив­но­сти, под­ра­зу­ме­ва­ю­щие боль­шое коли­че­ство когни­тив­ных задач [Габ­дулха­ков, 2020]. Дли­тель­ное экран­ное вре­мя свя­за­но с более низ­ким уров­нем раз­ви­тия регу­ля­тор­ных функ­ций [Чичи­ни­на, 2021а]. 

Таким обра­зом, дети, физи­че­ская актив­ность кото­рых соот­вет­ству­ет обо­зна­чен­ным выше кри­те­ри­ям, будут менее пред­рас­по­ло­же­ны к зло­упо­треб­ле­нию циф­ро­вым досу­гом в силу более раз­ви­тых регу­ля­тор­ных функций. 

И наобо­рот, дети, про­во­дя­щие мно­го вре­ме­ни у экра­на, чей уро­вень раз­ви­тия регу­ля­тор­ных функ­ций ниже, будут иметь боль­ше слож­но­стей в под­дер­жа­нии регу­ляр­ной целе­на­прав­лен­ной струк­ту­ри­ро­ван­ной физи­че­ской активности.

Поль­зо­ва­ние циф­ро­вы­ми устрой­ства­ми часто ассо­ци­и­ру­ет­ся с пас­сив­ным сидя­чим досу­гом, одна­ко, циф­ро­вые устрой­ства могут сти­му­ли­ро­вать и допол­нять физи­че­скую актив­ность [Are Active Video, 2020; School-Based Interventions for, 2020].

Тех­но­ло­гия «exergames» соче­та­ет в себе спор­тив­ные, фит­нес и дви­га­тель­ные видео­иг­ры и ком­пью­тер­ные про­грам­мы, отсле­жи­ва­ю­щие дви­же­ние и реак­ции тела [Тех­но­ло­гия «exergames» как инно­ва­ци­он­ное сред­ство спор­тив­ной тре­ни­ров­ки и тести­ро­ва­ния рабо­то­спо­соб­но­сти спортс­ме­нов (по, 2015; Belghali, 2021)]. 

Exergames могут быть исполь­зо­ва­ны для улуч­ше­ния тре­ни­ро­воч­но­го про­цес­са у детей, зани­ма­ю­щих­ся спор­том, или, напри­мер, для осво­е­ния детьми тех видов спор­та, обо­ру­до­ва­ние для кото­рых труд­но­до­ступ­но и может быть заме­не­но на началь­ном или озна­ко­ми­тель­ном эта­пе вир­ту­аль­ны­ми ана­ло­га­ми [Осо­бен­но­сти исполь­зо­ва­ния вир­ту­аль­ной, 2020; Тех­но­ло­гия «exergames» как инно­ва­ци­он­ное сред­ство спор­тив­ной тре­ни­ров­ки и тести­ро­ва­ния рабо­то­спо­соб­но­сти спортс­ме­нов (по, 2015)].

Кро­ме того, семьи и дет­ские орга­ни­за­ции могут исполь­зо­вать спе­ци­аль­ные фит­нес-при­ло­же­ния для инте­рес­ных, адап­ти­ро­ван­ных к воз­рас­ту, дви­га­тель­ных актив­но­стей (напри­мер, дет­ская йога или весе­лые тан­цы), а так­же игры, кото­рые могут спо­соб­ство­вать уве­ли­че­нию доли физи­че­ской актив­но­сти в рас­по­ряд­ке дня. 

Ряд при­ло­же­ний направ­лен на то, что­бы каче­ствен­ный кон­тент соеди­нял­ся с впе­чат­ле­ни­я­ми вне экра­на и спо­соб­ство­вал вза­и­мо­дей­ствию с семьей и/ или сверст­ни­ка­ми и актив­ной игре [Takeuchi, 2011]. 

Спе­ци­аль­но раз­ра­бо­тан­ные exergames могут быть исполь­зо­ва­ны для кор­рек­ции дви­га­тель­ных пат­тер­нов у детей с осо­бен­но­стя­ми раз­ви­тия и реа­би­ли­та­ции детей с дви­га­тель­ны­ми нару­ше­ни­я­ми и трав­ма­ми [Biddle, 2013; Dinet, 2019].

В систе­ма­ти­че­ском обзо­ре, посвя­щен­но­му вли­я­нию актив­ных видео­игр на уве­ли­че­ние физи­че­ской актив­но­сти пока­за­но, что спе­ци­аль­ные актив­ные видео­иг­ры могут в крат­ко­сроч­ной пер­спек­ти­ве уве­ли­чить уро­вень физи­че­ской актив­но­сти от низ­ко­го до уме­рен­но­го или от уме­рен­но­го до высо­ко­го [Biddle, 2013]. 

Одна­ко оста­ет­ся неяс­ным, при­во­дит ли исполь­зо­ва­ние подоб­ных видео­игр к уве­ли­че­нию при­выч­ной повсе­днев­ной физи­че­ской актив­но­сти детей [Biddle, 2013].

Влияние использования цифровых устройств на пищевое поведение дошкольников

Целый ряд иссле­до­ва­ний пока­зы­ва­ет, что экран­ное вре­мя поло­жи­тель­но кор­ре­ли­ру­ет с ожи­ре­ни­ем [Association between television, 2019; Characteristics of Children, 2018; Sorrie; Tahir], абдо­ми­наль­ным ожи­ре­ни­ем [West, 2018], повы­шен­ным индек­сом мас­сы тела [West, 2018] у детей. 

Более того, в систе­ма­ти­че­ских обзор­ных рабо­тах по теме вли­я­ния экран­но­го вре­ме­ни на здо­ро­вье детей и под­рост­ков так­же при­во­дят­ся дан­ные о том, что боль­шин­ство рас­смот­рен­ных обзо­ров ука­зы­ва­ют на нали­чие поло­жи­тель­ных кор­ре­ля­ций меж­ду экран­ным вре­ме­нем и индек­сом мас­сы тела [Stiglic, 2019; Cheng, 2020]. 

В иссле­до­ва­нии с уча­сти­ем 1423 детей 2—5 лет и 1749 детей 6—11 лет (а так­же 3343 детей 12—18 лет и 8222 взрос­лых) для обо­их полов и всех воз­раст­ных групп пока­за­но, что мень­шее вре­мя про­смот­ра теле­ви­зо­ра свя­за­но с более здо­ро­вым пище­вым пове­де­ни­ем [Television-viewing time and, 2012]. 

В про­ве­ден­ном в Китае иссле­до­ва­нии с уча­сти­ем 971 ребен­ка 3—6 лет пока­за­но, что сидя­чее пас­сив­ное вре­мя­пре­про­вож­де­ние перед экра­ном свя­за­но с избы­точ­ной мас­сой тела, а так­же мень­шей про­дол­жи­тель­но­стью сна и мень­шим вре­ме­нем игры на све­жем воз­ду­хе [Hu, 2021]. 

При этом пас­сив­ное сидя­чее вре­мя­пре­про­вож­де­ние без поль­зо­ва­ния циф­ро­вы­ми устрой­ства­ми кор­ре­ля­ци­он­но не свя­за­но с мас­сой тела, вре­ме­нем сна и игры на све­жем воз­ду­хе [Hu, 2021]. 

Таким обра­зом, имен­но осо­бен­но­сти циф­ро­во­го сидя­че­го досу­га могут содер­жать в себе риск набо­ра лиш­не­го веса у дошкольников.

Одной из при­чин свя­зи меж­ду экран­ным вре­ме­нем и повы­шен­ным индек­сом мас­сы тела явля­ет­ся рас­про­стра­нен­ная сре­ди детей прак­ти­ка поль­зо­вать­ся циф­ро­вы­ми устрой­ства­ми во вре­мя при­е­ма пищи, что отвле­ка­ет вни­ма­ние от сиг­на­лов орга­низ­ма о насы­ще­нии [Effect of television, 2007]. 

Уче­ные из Бра­зи­лии и США про­ве­ли иссле­до­ва­ние с уча­сти­ем 926 детей 4-6 лет, кото­рое пока­за­ло, что более 55% детей едят во вре­мя про­смот­ра теле­ви­зо­ра [Neto, 2020]. 

Дру­гая при­чи­на, поче­му поль­зо­ва­ние циф­ро­вы­ми устрой­ства­ми свя­за­но с повы­шен­ным индек­сом мас­сы тела у детей, — это рекла­ма еды, кото­рая про­во­ци­ру­ет пере­ку­сы [Mazarello Paes, 2015]. 

Боль­шая часть рекла­мы на теле­ви­де­нии посвя­ще­на саха­ро­со­дер­жа­щим про­дук­там, слад­ким напит­кам и дру­гим видам высо­ко­ка­ло­рий­ной и бед­ной пита­тель­ны­ми веще­ства­ми пищи, что может уве­ли­чить потреб­ле­ние нездо­ро­вой пищи дошколь­ни­ка­ми [Cheng, 2020]. 

Кро­ме того, суще­ствен­ную роль с точ­ки зре­ния уве­ли­че­ния мас­сы тела игра­ет сидя­чее вре­мя­пре­про­вож­де­ние и, соот­вет­ствен­но дефи­цит дви­га­тель­ной активности. 

В груп­пе рис­ка по ожи­ре­нию нахо­дят­ся дети из семей с низ­ким соци­аль­но-эко­но­ми­че­ским ста­ту­сом, так как в этих семьях выше экран­ное вре­мя и чаще рас­про­стра­не­но менее здо­ро­вое и менее каче­ствен­ное пита­ние [Hu, 2021; Parent-related mechanisms underlying, 2016].

Важ­ную роль в здо­ро­вом пище­вом пове­де­нии детей игра­ют регу­ля­тор­ные функ­ции [Belghali, 2021]. Более того, отдель­но выде­ля­ют само­ре­гу­ля­цию, свя­зан­ную с пита­ни­ем («food» self-regulation, appetite self-regulation), кото­рая име­ет еди­ные свой­ства с общей само­ре­гу­ля­ци­ей (general self-regulation), но так­же и свои спе­ци­фи­че­ские осо­бен­но­сти [Russell, 2020]. 

Уни­каль­ные аспек­ты само­ре­гу­ля­ции, свя­зан­ной с пита­ни­ем, вклю­ча­ют в себя осо­бен­но­сти пси­хо­ло­ги­че­ских и био­ло­ги­че­ских реак­ций на пищу [Russell, 2020]. 

При дефи­ци­те регу­ля­тор­ных функ­ций (и общей само­ре­гу­ля­ции, и само­ре­гу­ля­ции, свя­зан­ной с пита­ни­ем) ребен­ку труд­нее при­дер­жи­вать­ся огра­ни­че­ний в пита­нии и соблю­дать режим пита­ния [Belghali, 2021]. 

При этом, избы­точ­ное экран­ное вре­мя свя­за­но с более низ­ким уров­нем регу­ля­тор­ных функ­ций [Чичи­ни­на, 2021а], что состав­ля­ет ещё одно объ­яс­не­ние свя­зи меж­ду дли­тель­ным экран­ным вре­ме­нем и избы­точ­ной мас­сой тела.

Суще­ству­ют обра­зо­ва­тель­ные видео­иг­ры и мобиль­ные при­ло­же­ния, посвя­щен­ные раз­ви­тию здо­ро­во­го пище­во­го пове­де­ния и зна­ний о здо­ро­вом пита­нии [Belghali, 2021; Leong, 2021]. 

Совре­мен­ные иссле­до­ва­ния пока­за­ли, что подоб­ные игры дей­стви­тель­но могут спо­соб­ство­вать борь­бе с ожи­ре­ни­ем у детей [Dufelmeier, 2020; The kids obesity, 2020]. 

Бел­г­ха­ли М., Стат­сен­ко Ю. и Аль-Цаа­би А. выде­ля­ют четы­ре типа игр, направ­лен­ных на изме­не­ние пище­во­го пове­де­ния, в част­но­сти на борь­бу с лиш­ним весом [Belghali, 2021]. 

Пер­вый тип игр вклю­ча­ет в себя обу­че­ние пра­виль­но­му пита­нию и/или изме­не­ние раци­о­на питания. 

Вто­рой тип спо­соб­ству­ет раз­ви­тию навы­ков кон­тро­ля за весом и пита­ни­ем (эти игры так­же под­ра­зу­ме­ва­ют тре­ни­ров­ку регу­ля­тор­ных функций). 

Тре­тий тип — это exergames, о кото­рых было напи­са­но выше (игры, направ­лен­ные на уве­ли­че­ние физи­че­ской активности). 

Чет­вер­тый тип объ­еди­ня­ет в себе все преды­ду­щие три типа игр. Послед­ний тип игр, по мне­нию Бел­г­ха­ли М., Стат­сен­ко Ю. и Аль-Цаа­би А., явля­ет­ся наи­бо­лее пер­спек­тив­ным с точ­ки зре­ния изме­не­ния пище­во­го пове­де­ния, одна­ко пока что подоб­ных игр не пред­став­ле­но [Belghali, 2021]. 

Обра­зо­ва­тель­ные видео­иг­ры могут быть эффек­тив­ны для фор­ми­ро­ва­ния зна­ний и при­вы­чек в обла­сти здо­ро­во­го пита­ния, так как задей­ству­ют и когни­тив­ный (игра дает доступ к зна­ни­ям о пита­нии и про­дук­тах), и моти­ва­ци­он­ный (напри­мер, при помо­щи набо­ра бал­лов и про­хож­де­ния новых уров­ней в игре), и эмо­ци­о­наль­ный (ребе­нок полу­ча­ет поло­жи­тель­ные эмо­ции от про­цес­са игры), и соци­аль­ный (напри­мер, если это мно­го­поль­зо­ва­тель­ская игра) ком­по­нен­ты [Leong, 2021]. 

Несмот­ря на акту­аль­ность дан­ных о подоб­ных играх, важ­но учи­ты­вать, что основ­ным «источ­ни­ком» фор­ми­ро­ва­ния пище­вых при­вы­чек детей явля­ет­ся пище­вое пове­де­ние роди­те­лей [Belghali, 2021]. 

Нездо­ро­вые пище­вые при­выч­ки роди­те­лей могут пол­но­стью ниве­ли­ро­вать поло­жи­тель­ный эффект от игр, направ­лен­ных на раз­ви­тие здо­ро­во­го пище­во­го пове­де­ния [Belghali, 2021]. 

Таким обра­зом, дей­ствен­ность подоб­ных игр воз­мож­на при нали­чии моти­ва­ции к изме­не­нию пище­во­го пове­де­ния и инте­ре­са к теме здо­ро­во­го пита­ния со сто­ро­ны родителей.

Заключение

На осно­ве ана­ли­за иссле­до­ва­ний сде­лан вывод о том, что экран­ное вре­мя отри­ца­тель­но кор­ре­ли­ру­ет с про­дол­жи­тель­но­стью сна и вре­ме­нем засы­па­ния у детей дошколь­но­го воз­рас­та, а так­же с каче­ством сна. 

Нали­чие любо­го циф­ро­во­го устрой­ства в спальне ребен­ка свя­за­но с мень­шим коли­че­ством минут сна в сут­ки, а про­смотр теле­ви­зо­ра в вечер­нее вре­мя свя­зан с часто­той ноч­ных кош­ма­ров, раз­го­во­ров во сне и уста­ло­стью при пробуждении. 

Сде­лан вывод о том, что дли­тель­ное экран­ное вре­мя нега­тив­но вли­я­ет на коли­че­ство физи­че­ской актив­но­сти дошколь­ни­ков и их дви­га­тель­ное раз­ви­тие. Пока­за­на обрат­ная связь меж­ду экран­ным вре­ме­нем детей и вре­ме­нем игр на све­жем воздухе. 

Так­же ана­лиз иссле­до­ва­ний поз­во­ля­ет заклю­чить, что дли­тель­ное экран­ное вре­мя кор­ре­ли­ру­ет с ожи­ре­ни­ем, повы­шен­ным индек­сом мас­сы тела и нездо­ро­вы­ми пище­вы­ми привычками.

В обзо­ре под­чер­ки­ва­ет­ся роль регу­ля­тор­ных функ­ций, кото­рые опо­сре­ду­ют свя­зи меж­ду экран­ным вре­ме­нем и коли­че­ством сна, дви­га­тель­ной актив­но­сти и пище­вым поведением. 

Более того, меж­ду собой свя­за­ны недо­ста­точ­ное коли­че­ства сна и дви­га­тель­ной актив­но­сти, а так­же недо­ста­точ­ное коли­че­ство дви­га­тель­ной актив­но­сти и избы­точ­ная мас­са тела, и все эти пара­мет­ры свя­за­ны с избы­точ­ным экран­ным временем. 

Таким обра­зом, кон­троль за экран­ным вре­ме­нем детей важен для под­дер­жа­ния в нор­ме целой систе­мы вза­и­мо­свя­зан­ных пока­за­те­лей. Нор­маль­ное физи­че­ское раз­ви­тие, доста­точ­ная физи­че­ская актив­ность, здо­ро­вое пище­вое пове­де­ние и нор­маль­ная мас­са тела, каче­ствен­ный сон в доста­точ­ном коли­че­стве бла­го­при­ят­но вли­я­ют на харак­тер когни­тив­но­го раз­ви­тия, широ­ту и каче­ство соци­аль­ных кон­так­тов ребенка.

Ана­лиз работ поз­во­ля­ет сде­лать вывод, что в зоне рис­ка по недо­ста­точ­но­му коли­че­ству и каче­ству сна, недо­ста­точ­ной физи­че­ской актив­но­сти, про­бле­мам с пище­вым пове­де­ни­ем нахо­дят­ся дети из семей с низ­ким соци­аль­но-эко­но­ми­че­ским ста­ту­сом, в част­но­сти в свя­зи с тем, что они часто про­во­дят боль­ше вре­ме­ни перед экраном. 

Резуль­та­ты обзо­ра иссле­до­ва­ний под­чер­ки­ва­ют важ­ность под­дер­жа­ния на госу­дар­ствен­ным уровне доступ­ных для детей из всех соци­аль­ных групп воз­мож­но­стей для заня­тий физ­куль­ту­рой и спор­том, усло­вий для без­опас­но­го вре­мя­пре­про­вож­де­ния на ули­це для игр.

В обзо­ре так­же рас­кры­ва­ют­ся воз­мож­но­сти циф­ро­вых устройств с точ­ки зре­ния бла­го­при­ят­но­го воз­дей­ствия на дви­га­тель­ное раз­ви­тие, сти­му­ли­ро­ва­ние детей к физи­че­ской актив­но­сти. Так­же циф­ро­вые устрой­ства могут исполь­зо­вать­ся для раз­ви­тия зна­ний и при­вы­чек в сфе­ре здо­ро­во­го пище­во­го поведения. 

Исполь­зо­ва­ние видео­игр и мобиль­ных при­ло­же­ний для раз­ви­тия пове­де­ния, спо­соб­ству­ю­ще­го здо­ро­вью, — exergames и игр, направ­лен­ных на раз­ви­тие зна­ний о пита­нии, долж­но быть уме­рен­ным по времени.

Про­ве­ден­ный обзор иссле­до­ва­ний под­чер­ки­ва­ет веду­щую роль роди­те­лей в том, что­бы орга­ни­зо­вать циф­ро­вой досуг дошколь­ни­ков опти­маль­ным для их раз­ви­тия образом. 

Роди­те­лям реко­мен­ду­ет­ся исклю­чить в режи­ме ребен­ка поль­зо­ва­ние циф­ро­вы­ми устрой­ства­ми во вре­мя при­е­ма пищи и как мини­мум за один час до отхо­да ко сну. Более того, жела­тель­но, что­бы в ком­на­те, где спит ребе­нок, не было ника­ких циф­ро­вых устройств. 

Роди­те­лям сле­ду­ет кон­тро­ли­ро­вать экран­ное вре­мя детей, что­бы оно не пре­вы­ша­ло уста­нов­лен­ных воз­раст­ных норм. Так­же важ­но отсле­жи­вать содер­жа­ние видео­игр, мобиль­ных при­ло­же­ний и видео­ма­те­ри­а­лов, с кото­ры­ми име­ют дело дети. 

Кро­ме того, роди­те­лям сле­ду­ет кон­тро­ли­ро­вать соб­ствен­ное поль­зо­ва­ние циф­ро­вы­ми устрой­ства­ми, ведь роди­тель­ское медиа­по­треб­ле­ние явля­ет­ся при­ме­ром для детей. 

Так, вре­мя про­буж­де­ния и вре­мя отхо­да ко сну во мно­гих семьях может быть про­дик­то­ва­но роди­тель­ским поль­зо­ва­ни­ем циф­ро­вы­ми устройствами. 

Точ­но так же при­ем пищи ребен­ком при вклю­чен­ном теле­ви­зо­ре может быть свя­зан с тем, что роди­те­ли сами смот­рят теле­ви­зор во вре­мя еды. 

Наи­бо­лее важ­но для пол­но­цен­ной дви­га­тель­ной актив­но­сти, что­бы роди­те­ли вовле­ка­ли детей в домаш­ние дела, вме­сте зани­ма­лись физ­куль­ту­рой, про­во­ди­ли вре­мя на све­жем воз­ду­хе и пред­ла­га­ли детям дру­гие инте­рес­ные аль­тер­на­ти­вы экранам.

К огра­ни­че­нию рас­смот­рен­ных в обзо­ре работ отно­сит­ся субъ­ек­тив­ность оце­ни­ва­ния неко­то­рых показателей. 

В пре­об­ла­да­ю­щем боль­шин­стве работ каче­ство и коли­че­ство сна оце­ни­ва­ет­ся участ­ни­ка­ми иссле­до­ва­ния субъ­ек­тив­но, из-за чего резуль­та­ты оста­ют­ся недо­ста­точ­но надёж­ны­ми. То же самое отно­сит­ся к оцен­ке экран­но­го вре­ме­ни детей, кото­рое про­из­во­дит­ся либо со слов роди­те­лей, либо со слов детей. Оба источ­ни­ка инфор­ма­ции могут предо­став­лять неточ­ные данные. 

Так, роди­те­ли могут давать соци­аль­но жела­тель­ные отве­ты или про­сто не знать о том, как про­те­ка­ет сон ребен­ка, и то, как и сколь­ко он поль­зу­ет­ся циф­ро­вы­ми устройствами. 

Дефи­цит объ­ек­тив­ных дан­ных в этой обла­сти ука­зы­ва­ет на направ­ле­ние для ее раз­ви­тия: так, воз­мож­но исполь­зо­ва­ние объ­ек­тив­ных мето­дов фик­са­ции каче­ства сна, днев­ни­ко­вые запи­си, запись экра­нов для оцен­ки экран­но­го вре­ме­ни и т.п.

Дру­гим огра­ни­че­ни­ем мно­гих про­ана­ли­зи­ро­ван­ных работ явля­ет­ся акцент на экран­ном вре­ме­ни без учё­та кон­тен­та. При этом, имен­но кон­тент может опо­сре­до­вать вли­я­ния циф­ро­во­го досу­га на раз­ви­тие ребён­ка, что вид­но на при­ме­ре воз­мож­но­стей циф­ро­вых устройств для раз­ви­тия дви­га­тель­ной актив­но­сти и на при­ме­ре угне­та­ю­ще­го воз­дей­ствия циф­ро­вых устройств на тот же показатель. 

Таким обра­зом, для даль­ней­ших иссле­до­ва­ний пред­став­ля­ет инте­рес деталь­ное изу­че­ние харак­те­ри­стик кон­тен­та в свя­зи с его вли­я­ни­ем на каче­ство и коли­че­ство сна, пище­вое пове­де­ние и дви­га­тель­ную активность. 

Так­же для даль­ней­ших иссле­до­ва­ний дан­ной темы мож­но реко­мен­до­вать изу­че­ние вли­я­ния циф­ро­вых устройств раз­лич­но­го типа (смарт­фо­нов, теле­ви­зо­ра, ком­пью­те­ра, планшета). 

Ещё одним огра­ни­че­ни­ем рас­смот­рен­ных работ явля­ет­ся прак­ти­че­ски пол­ное отсут­ствие экспериментов. 

Пре­об­ла­да­ние кор­ре­ля­ци­он­но­го дизай­на, не даю­ще­го совер­шить при­чин­но-след­ствен­ный ана­лиз, свя­за­но с про­бле­мой эти­ки экс­пе­ри­мен­таль­ных иссле­до­ва­ний в сфе­ре здо­ро­вья и физи­че­ско­го раз­ви­тия детей. Соот­вет­ствен­но, для уста­нов­ле­ния кау­заль­ных свя­зей в дан­ной обла­сти пред­по­чти­тель­ны лон­ги­тюд­ные исследования.

Литература

  1. Вза­и­мо­связь исполь­зо­ва­ния циф­ро­вых устройств и эмо­ци­о­наль­но-лич­ност­но­го раз­ви­тия совре­мен­ных дошколь­ни­ков / А.Н. Верак­са, Д.А. Буха­лен­ко­ва, Е.А. Чичи­ни­на, О.В. Алма­зо­ва // Пси­хо­ло­ги­че­ская нау­ка и обра­зо­ва­ние. 2021. Том 26. № 1. С. 27—40. DOI:10.17759/pse.2021260101
  2. Вли­я­ние физи­че­ской актив­но­сти дошколь­ни­ков на раз­ви­тие регу­ля­тор­ных функ­ций: тео­ре­ти­че­ский обзор иссле­до­ва­ний [Элек­трон­ный ресурс] / А.А. Твар­дов­ская, В.Ф. Габ­дулха­ков, Н.Н. Новик, А.М. Гари­фул­ли­на // Вест­ник Мос­ков­ско­го Уни­вер­си­те­та. Серия 14. Пси­хо­ло­гия. 2020. № 3. С. 214—238.
  3. Обзор иссле­до­ва­ний, посвя­щен­ных изу­че­нию вза­и­мо­свя­зи исполь­зо­ва­ния циф­ро­вых устройств и раз­ви­тия когни­тив­ной сфе­ры у дошколь­ни­ков / Д.А. Буха­лен­ко­ва, Е.А. Чичи­ни­на, А.В. Чур­си­на, А.Н. Верак­са // Science for Education Today. 2021. Том 11. № 3. С. 7—25. DOI:10.15293/2658-6762.2103.01
  4. Осо­бен­но­сти исполь­зо­ва­ния вир­ту­аль­ной реаль­но­сти в спор­тив­ной прак­ти­ке / С.В. Лео­нов, И.С. Поли­ка­но­ва, Н.И. Була­е­ва, В.А. Кли­мен­ко // Наци­о­наль­ный пси­хо­ло­ги­че­ский жур­нал. 2020. Том 1. № 37. С. 18—30. DOI:10.11621/npj.2020.0102
  5. Связь регу­ля­тор­ных функ­ций и пока­за­те­лей функ­ци­о­наль­ной физи­че­ской под­го­тов­ки у детей дошколь­но­го воз­рас­та: обзор иссле­до­ва­ний [Элек­трон­ный ресурс] / А.Н. Верак­са, А.К. Бело­луц­кая, М.Н. Гав­ри­ло­ва, С.В. Лео­нов // Вопро­сы пси­хо­ло­гии. 2020. № 2. С. 1—16.
  6. Смир­но­ва Е.О. Спе­ци­фи­ка совре­мен­но­го дошколь­но­го дет­ства // Наци­о­наль­ный пси­хо­ло­ги­че­ский жур­нал. 2019. Том 2. № 34. С. 25—32. DOI:10.11621/npj.2019.0205
  7. Спи­ри­на А.В. Осо­бен­но­сти вли­я­ния про­смот­ра видео и теле­пе­ре­дач с эле­мен­та­ми наси­лия на пси­хо­ло­ги­че­ское здо­ро­вье детей дошколь­но­го воз­рас­та [Элек­трон­ный ресурс] // Здо­ро­вье и обра­зо­ва­ние в XXI веке. 2017. Том 19. № 6. С. 164—167.
  8. Тена Р.Р., Гутьер­рес М.П., Сеху­до М. дель К.Л. При­выч­ки исполь­зо­ва­ния циф­ро­вых тех­но­ло­гий детьми в воз­расте до шести лет в семье и дома // Совре­мен­ное дошколь­ное обра­зо­ва­ние. 2021. Том 4. № 106. С. 68—79.
  9. Тех­но­ло­гия «exergames» как инно­ва­ци­он­ное сред­ство спор­тив­ной тре­ни­ров­ки и тести­ро­ва­ния рабо­то­спо­соб­но­сти спортс­ме­нов (по мате­ри­а­лам зару­беж­ной лите­ра­ту­ры) / Ю.В. Коря­ги­на, С.В. Нопин, В.А. Бли­нов, О.А. Бли­нов // Уче­ные запис­ки уни­вер­си­те­та Лес­гаф­та. 2015. Том 7. № 125. С. 113—119. DOI:10.5930/issn.1994-4683.2015.07.125. p113-119
  10. Active video games and health indicators in children and youth: A systematic review / A.G. LeBlanc, J.P. Chaput, A. McFarlane, R. Colley, D. Thivel, S.J.H. Biddle, R. Maddison, S.T. Leatherdale, M.S. Tremblay // PLoS ONE. 2013. Vol. 57. № 3. P. 212—219. DOI:10.1371/journal.pone.0065351
  11. Are Active Video Games Effective at Eliciting Moderate-Intensity Physical Activity in Children, and Do They Enjoy Playing Them? / K. Norozi, R. Haworth, A.A. Dempsey, K. Endres, L. Altamirano-Diaz // Canadian Journal of Cardiology Open. 2020. Vol. 2. № 6. P. 555—562. DOI:10.1016/j.cjco.2020.07.006
  12. Association between television viewing and early childhood overweight and obesity: A pair-matched case-control study in China / J. Hu, N. Ding, L. Yang, Y. Ma, M. Gao, D. Wen // BMC Pediatrics. 2019. Vol. 19. Article ID 184. 8 p. DOI:10.1186/s12887-019-1557-9
  13. Associations between meeting the Canadian 24-Hour Movement Guidelines for the Early Years and behavioral and emotional problems among 3-year-olds / V. Carson, V.E. Ezeugwu, S.K. Tamana, J. Chikuma, D.L. Lefebvre, M.B. Azad, T.J. Moraes, P. Subbarao, A.B. Becker, S.E. Turvey // Journal of Science and Medicine in Sport. 2019. Vol. 22. № 7. P. 797—802. DOI:10.1016/j.jsams.2019.01.003
  14. Associations of TV Viewing Duration, Meals and Snacks Eaten When Watching TV, and a TV in the Bedroom with Child Adiposity / P. Collings, B. Kelly, J. West, J.M. Wright // Obesity. 2018. Vol. 26. № 10. P. 1619—1628. DOI:10.1002/ oby.22288
  15. Belghali M., Statsenko Y., Al-Za’abi A. Improving Serious Games to Tackle Childhood Obesity // Frontiers in Psychology. 2021. Vol. 12. Article ID 657289. 7 p. DOI:10.3389/fpsyg.2021.657289
  16. Characteristics of Children 2 to 5 Years of Age With Severe Obesity / J.M. Tester, T.-L.T. Phan, J.M. Tucker, C.W. Leung, M.L.D. Gillette, B.R. Sweeney, S. Kirk, A. Tindall, S.E. Olivo-Marston, I.U. Eneli // Pediatrics. 2018. Vol. 141. № 3. Article ID e20173228. 8 p. DOI:10.1542/peds.2017-3228
  17. Cross-sectional associations of screen time and outdoor play with social skills in preschool children / T. Hinkley, H. Brown, V. Carson, M. Teychenne // PloS one. 2018. Vol. 13. № 4. P. 1—15. DOI:10.1371/journal.pone.0193700
  18. Daily touchscreen use in infants and toddlers is associated with reduced sleep and delayed sleep onset / C.H. Cheung, R. Bedford, I.R. Saez De Urabain, A. Karmiloff-Smith, T.J. Smith // Scientific Reports. 2017. Vol. 7. Article ID 46104. 18 p. DOI:10.1038/srep46104
  19. Designing Video Games for Nutrition Education: A Participatory Approach / C. Leong, V. Liesaputra, C. Morrison, P. Parameswaran, D. Grace, D. Healey, L. Ware, O. Palmer, E. Goddard, L.A. Houghton // Journal of Nutrition Education and Behavior. 2021. Vol. 53. № 10. P. 832—842. DOI:10.1016/j.jneb.2021.07.001
  20. Digital media: Promoting healthy screen use in school-aged children and adolescents / Canadian Paediatric Society, Digital Health Task Force, Ottawa, Ontario // Paediatrics & Child Health. 2019. Vol. 24. № 6. P.402—408. DOI:10.1093/ pch/pxz095
  21. Dinet J., Bauchet C., Hoareau L. Collaborative Game Design with Children with Hemophilia as a Tool for Influencing Opinions about Physical Activity at School // Psychology in Russia: State of the Art. 2019. Vol. 12. № 4. P. 159—171. DOI:10.11621/pir.2019.0410
  22. Domingues-Montanari S. Clinical and psychological effects of excessive screen time on children // Journal of Paediatrics and Child Health. 2017. Vol. 53. № 4. P. 333—338. DOI:10.1111/jpc.13462
  23. Effect of COVID-19-Related Home Confinement on Sleep Quality, Screen Time and Physical Activity in Tunisian Boys and Girls: A Survey / R. Abid, A. Ammar, R. Maaloul, N. Souissi, O. Hammouda // International Journal of Environmental Research and Public Health. 2021. Vol. 18. № 6. Article ID 3065. 12 p. DOI:10.3390/ijerph18063065
  24. Effect of television viewing at mealtime on food intake after a glucose preload in boys / N. Bellissimo, P.B. Pencharz, S.G. Thomas, G.H. Anderson // Pediatric Research. 2007. Vol. 61. № 6. P. 745—749. DOI:10.1203/pdr.0b013e3180536591
  25. Excessive Screen Media Use in Preschoolers Is Associated with Poor Motor Skills / E. Felix, V. Silva, M. Caetano, M.V.V. Ribeiro, T.M. Fidalgo, F.R. Neto, Z.M. Sanchez, P.J. Surkan, S.S. Martins, S.C. Caetano // Cyberpsychology, Behavior, and Social Networking. 2020. Vol. 23. № 6. P. 418—425. DOI:10.1089/cyber.2019.0238
  26. Fadzil A. Factors Affecting the Quality of Sleep in Children // Children. 2021. Vol. 8. № 2. Article ID 122. 8 p. DOI:10.3390/children8020122
  27. Garrison M.M., Liekweg K., Christakis D.A. Media use and child sleep: the impact of content, timing, and environment // Pediatrics. 2011. Vol. 128. № 1. P. 29—35. DOI:10.1542/peds.2010-3304
  28. Hale L., Guan S. Screen time and sleep among school-aged children and adolescents: A systematic literature review // Sleep Medicine Reviews. 2015. Vol. 21. P. 50—58. DOI:10.1016/j.smrv.2014.07.007
  29. Head, trunk and arm posture amplitude and variation, muscle activity, sedentariness and physical activity of 3 to 5 year- old children during tablet computer use compared to television watching and toy play / E.K. Howie, P. Coenen, A. Campbell, S. Ranelli, L. Straker // Applied Ergonomics. 2017. Vol. 65. P. 41—50. DOI:10.1016/j.apergo.2017.05.011
  30. Hu R., Zheng H., Lu C. The Association Between Sedentary Screen Time, Non-screen-based Sedentary Time, and Overweight in Chinese Preschool Children: A Cross-Sectional Study // Frontiers in Pediatrics. 2021. Vol. 9. Article ID 767608. 7 p. DOI:10.3389/fped.2021.767608
  31. Impact of television on the quality of sleep in preschool children / P.E. Brockmann, B. Diaz, F. Damiani, L. Villarroel, F. Núñez, O. Bruni // Sleep Medicine. 2016. Vol. 20. P. 140—144. DOI:10.1016/j.sleep.2015.06.005
  32. Körperlich-sportliche Aktivität und Nutzungelektronischer Medienim Kindes- und Jugendalter: Ergebnisse der KiGGS-Studie — Erste Folgebefragung (KiGGSWelle 1) [Physical activity and electronic media use in children and adolescents: results of the KiGGS study: first follow-up (KiGGS wave 1)] / K. Manz, R. Schlack, C. Poethko-Müller, G. Mensink, J. Finger, T. Lampert // Bundesgesundheitsblatt Gesundheitsforschung Gesundheitsschutz. 2014 Vol. 57. № 7. P. 840—848. DOI:10.1007/s00103-014-1986-4
  33. Mazarello Paes V., Ong K.K., Lakshman R. Factors in uencing obesogenic dietary intake in young children (0-6 years): systematic review of qualitative evidence // BMJ Open. 2015. Vol. 5. № 9. Article ID e007396. 9 p. DOI:10.1136/ bmjopen-2014-007396
  34. McArthur B.A., Tough S., Madigan S. Screen time and developmental and behavioral outcomes for preschool children // Pediatric Research. 2021. Vol. 91. № 6. P. 1616—1621. DOI:10.1038/s41390-021-01572-w
  35. Media and young minds: Council on Communications and Media / Council on communications and media, D. Hill, N. Ameenuddin, Y. (Linda) Reid Chassiakos, C. Cross, J. Hutchinson, A. Levine, R. Boyd, R. Mendelson, M. Moreno, W.S. Swanson // Pediatrics. 2016. Vol. 138. № 5. Article ID e20162591. 6 p. DOI:10.1542/peds.2016-2591
  36. Moorman J.D., Harrison K. Beyond access and exposure: implications of sneaky media use for preschoolers’ sleep behavior // Health communication. 2019. Vol. 34. № 5. P. 529—536. DOI:10.1080/10410 236.2017.1422103
  37. MyPlate picks: development and initial evaluation of feasibility, acceptability, and impact of an educational exergame to help promote healthy eating and physical activity in children / L. Ruggiero, E.D. Seltzer, D. Dufelmeier, A.M. Montoya, P. Chebli // Games for Health Journal. 2020. Vol. 9. № 3. P. 197—207. DOI:10.1089/g4h.2019.0056
  38. Nathanson A.I., Beyens I. The relation between use of mobile electronic devices and bedtime resistance, sleep duration, and daytime sleepiness among preschoolers // Behavioral Sleep Medicine. 2018. Vol. 16. № 2. P. 202—219. DOI:10.1080/ 15402002.2016.1188389
  39. Pagani L.S., Fitzpatrick C., Barnett T.A. Early childhood television viewing and kindergarten entry readiness // Pediatric Research. 2013. Vol. 74. № 3. P. 350—355. DOI:10.1038/pr.2013.105
  40. Parent-related mechanisms underlying the social gradient of childhood overweight and obesity: A systematic review / P. Mech, M. Hooley, H. Skouteris, J. Williams // Child: Care, Health and Development. 2016. Vol. 42. № 5. P. 603—624. DOI:10.1111/cch.12356
  41. Predictors of shorter sleep in early childhood / L. McDonald, J. Wardle, C.H. Llewellyn, C.H.M. van Jaarsveld // Sleep Medicine. 2014. Vol. 15. № 5. P. 536—540. DOI:10.1016/j.sleep.2014.01.005
  42. Relationship of Gadget Use with Sleep Quality in Pandemy Covid-19 in School Age Children in State Elementary School Goa Jereweh District West Sumbawa / E. Pratiwi, L. Ananda, B. Rispawati, R. Safitri // STRADA Jurnal Ilmiah Kesehatan. 2020. Vol. 9. № 2. P. 1680—1686. DOI:10.30994/sjik.v9i2.497
  43. Russell C.G., Russell A. “Food” and “non-food” self-regulation in childhood: A review and reciprocal analysis // International Journal of Behavioral Nutition and Physical Activity. 2020. Vol. 17. Article ID 33. 19 p. DOI:10.1186/s12966- 020-00928-5
  44. School-Based Interventions for Promoting Physical Activity Using Games and Gamification: A Systematic Review Protocol / R.G. Saucedo-Araujo, P. Chillón, I.J. Pérez-López, Y. Barranco-Ruiz // International Journal of Environmental Research and Public Health. 2020. Vol. 17. № 14. Article ID 5186. 11 p. DOI:10.3390/ijerph17145186
  45. Screen time use impacts low-income preschool children’s sleep quality, tiredness, and ability to fall asleep / N.A. Waller, N. Zhang, A.H. Cocci, C. D’Agostino, S. Wesolek-Greenson, K. Wheelock, L.P. Nichols, K. Resnicow // Child: Care, Health and Development. 2021. Vol. 47. № 5. P. 618—626. DOI:10.1111/cch.12869
  46. Screen-based sedentary behavior and associations with functional strength in 6—15 year-old children in the United States / L.R. Edelson, K.C. Mathias, V.L. Fulgoni 3rd, L.G. Karagounis // BMC Public Health. 2016. Vol. 16. Article ID 116. 10 p. DOI:10.1186/s12889-016-2791-9
  47. Sleep duration in preschool children and impact of screen time / Q.-Y. Lan, K.C. Chan, K.N. Yu, N.Y. Chan, Y.K. Wing, A.M. Li, C.T. Au // Sleep Medicine. 2020. Vol. 76. P. 48—54. DOI:10.1016/j.sleep.2020.09.024
  48. Sleep Duration, Restfulness, and Screens in the Sleep Environment / J. Falbe, K.K. Davison, R.L. Franckle, C. Ganter, S.L. Gortmaker, L. Smith, T. Land, E.M. Taveras // Pediatrics. 2015. Vol. 135. № 2. P. e367—e375. DOI:10.1542/ peds.2014-2306
  49. Sleep, screen time and behaviour problems in preschool children: an actigraphy study / M. Kahn, O. Schnabel, M. Gradisar, G.S. Rozen, M. Slone, N. Atzaba-Poria, L. Tikotzky, A. Sadeh // European Child and Adolescent Psychiatry. 2021. Vol. 30. P. 1793—1802. DOI:10.1007/s00787-020-01654-w
  50. Sociodemographic Predictors of Changes in Physical Activity, Screen Time, and Sleep among Toddlers and Preschoolers in Chile during the COVID-19 Pandemic / N. Aguilar-Farias, M. Toledo-Vargas, S. Miranda-Marquez, A. Cortinez- O’Ryan, C. Cristi-Montero, F. Rodriguez-Rodriguez, P. Martino-Fuentealba, A.D. Okely, B. del Pozo Cruz // International Journal of Environmental Research and Public Health. 2021. Vol. 18. № 1. Article ID 176. 13 p. DOI:10.3390/ ijerph18010176
  51. Sorrie M.B., Yesuf M.E., Gebremichael T.G. Overweight/Obesity and associated factors among preschool children in Gondar City, Northwest Ethiopia: A cross-sectional study // PLoS ONE. 2017. Vol. 12. № 8. Article ID e0182511. 13 p. DOI:10.1371/journal.pone.0182511
  52. Stiglic N., Viner R.M. Effects of screentime on the health and well-being of children and adolescents: a systematic review of reviews // BMJ Open. 2019. Vol. 9. Article ID e023191. 15 p. DOI:10.1136/bmjopen-2018-023191
  53. Tahir M.J., Willett W., Forman M.R. The Association of Television Viewing in Childhood with Overweight and Obesity Throughout the Life Course // American Journal of Epidemiology. 2018. Vol. 188. № 2. P. 282—293. DOI:10.1093/aje/kwy236
  54. Takeuchi L.M. Families Matter: Designing Media for a Digital Age. New York: The Joan Ganz Cooney Center at Sesame Workshop, 2011. 64 p.
  55. Television viewing, bedroom television, and sleep duration from infancy to mid-childhood / E.M. Cespedes, M.W. Gillman, K. Kleinman, S.L. Rifas-Shiman, S. Redline, E.M. Taveras // Pediatrics. 2014. Vol. 133. № 5. P. e1163— e1171. DOI:10.1542/peds.2013-3998
  56. Television-viewing time and dietary quality among U.S. children and adults / S.B. Sisson, C.M. Shay, S.T. Broyles, M. Leyva // American Journal of Preventive Medicine. 2012. Vol. 43. № 2. P. 196—200. DOI:10.1016/j.amepre.2012.04.016
  57. The kids obesity prevention program: cluster randomized controlled trial to evaluate a serious game for the prevention and treatment of childhood obesity / I. Mack, N. Reiband, C. Etges [et al.] // Journal of Medical Internet Research. 2020. Vol. 22. № 4. Article ID e15725. 18 p. DOI:10.2196/15725
  58. The mediating role of the home environment in relation to parental educational level and preschool children’s screen time: a cross-sectional study / S. M tt , R. Kaukonen, H. Veps l inen, E. Lehto // BMC Public Health. 2017. Vol. 17. № 1. Article ID 688. 11 p. DOI:10.1186/s12889-017-4694-9
  59. The relationship between screen time, nighttime sleep duration, and behavioural problems in preschool children in China / X. Wu, S. Tao, E. Rutayisire, Y. Chen, K. Huang, F. Tao // European Child and Adolescent Psychiatry. 2017. Vol. 26. № 5. P. 541—548. DOI:10.1007/s00787-016-0912-8
  60. The Relationships between Screen Use and Health Indicators among Infants, Toddlers, and Preschoolers: A Meta- Analysis and Systematic Review / C. Li, G. Cheng, T. Sha, W. Cheng, Y. Yan // International Journal of Environmental Research and Public Health. 2020. Vol. 17. № 19. Article ID 7324. 19 p. DOI:10.3390/ijerph17197324
Источ­ник: Совре­мен­ная зару­беж­ная пси­хо­ло­гия. 2022. Том 11. № 2. С. 68–80. DOI: 10.17759/jmfp.2022110206

Об авторах

  • Дарья Алек­се­ев­на Буха­лен­ко­ва — кан­ди­дат пси­хо­ло­ги­че­ских наук, доцент кафед­ры пси­хо­ло­гии обра­зо­ва­ния и педа­го­ги­ки факуль­те­та пси­хо­ло­гии, Мос­ков­ский госу­дар­ствен­ный уни­вер­си­тет им. М.В. Ломо­но­со­ва (ФГБОУ ВО МГУ име­ни М.В. Ломо­но­со­ва), науч­ный сотруд­ник, лабо­ра­то­рия пси­хо­ло­гии дет­ства и циф­ро­вой соци­а­ли­за­ции, Пси­хо­ло­ги­че­ский инсти­тут РАО (ФГБНУ ПИ РАО), Москва, Россия.
  • Алек­сандр Нико­ла­е­вич Верак­са — док­тор пси­хо­ло­ги­че­ских наук, про­фес­сор, заве­ду­ю­щий кафед­рой пси­хо­ло­гии обра­зо­ва­ния и педа­го­ги­ки, Мос­ков­ский госу­дар­ствен­ный уни­вер­си­тет им. М.В. Ломо­но­со­ва (ФГБОУ ВО МГУ име­ни М.В. Ломо­но­со­ва), заме­сти­тель дирек­то­ра, ФГБНУ «Пси­хо­ло­ги­че­ский инсти­тут Рос­сий­ской ака­де­мии обра­зо­ва­ния» (ФГБНУ «ПИ РАО»), Москва, Россия.
  • Еле­на Алек­се­ев­на Чичи­ни­на — млад­ший науч­ный сотруд­ник кафед­ры пси­хо­ло­гии обра­зо­ва­ния и педа­го­ги­ки факуль­те­та пси­хо­ло­гии, Мос­ков­ский госу­дар­ствен­ный уни­вер­си­тет им. М.В. Ломо­но­со­ва (ФГБОУ ВО МГУ име­ни М.В. Ломо­но­со­ва), Москва, Россия.

Смот­ри­те также:

Категории

Метки

Публикации

ОБЩЕНИЕ

CYBERPSY — первое место, куда вы отправляетесь за информацией о киберпсихологии. Подписывайтесь и читайте нас в социальных сетях.

vkpinterest