Внедрение новых способов и средств коммуникации влечет за собой изменение мировосприятия общества, стиля мышления и общения между людьми, их психологии и поведения.
По данным совместного исследования Google и Ipsos, результаты которого были обнародованы в сентябре 2016 г., 98 % молодых людей в возрасте от 13 до 24 лет используют интернет ежедневно. Наибольшее количество времени они проводят в социальных сетях, за просмотром видео и онлайн-играми.
Более 5 часов в день проводят в социальных сетях 27 % исследуемой категории, около 7 % проверяют обновления каждые полчаса. Интересно, что подростки активнее реагируют на все изменения, происходящие в виртуальном сообществе, чем молодежь в возрасте 18–24 лет, хотя они проводят в сети больше времени.
Молодые люди постоянно находятся «на связи», используя для выхода в интернет мобильные устройства – планшеты, смартфоны, а не стационарные компьютеры [1].
Например, N. Panda и соавт. (2010), J. A. Owens и соавт. (2014), Barr и соавт. (2015), Cain и соавт. (2016) к отрицательным последствиям использования устройств мобильной связи детьми и подростками относят нарушения фонематического восприятия, задержку начала сна, сокращение ночного сна, прерывистый сон, дневную сонливость, повышенное использование интуитивного и сниженное использование аналитического мышления, снижение производительности работы памяти и снижение результатов стандартизированных тестов и др.
Компьютерная зависимость представляет одну из форм зависимого поведения. Кибераддикцию могут вызвать повышенный интерес к сфере программирования и телекоммуникаций, как крайний вариант – хакерство; одержимость компьютерными играми и играми посредством интернета; увлечение сетевой коммуникацией [2].
Кибераддикция формируется, когда действия в виртуальном пространстве осуществляются в ущерб жизненно важным интересам организма, позволяя «уходить от реальности». Патологическую зависимость от компьютера приобретают до 10 % пользователей [3].
По данным Международной классификации болезней 10-го пересмотра, кибераддикция не является психическим расстройством. Тем не менее мировое сообщество рассматривает данное явление как серьезную проблему, особое беспокойство вызывает пристрастие молодежи к компьютерным играм.
Так, в Китае практикуют помещение подростков в исправительные учреждения, гарантирующие освобождение от игровой зависимости и использующие как воспитательные методы, так и психотропные препараты.
В США в 2009 г. был основан международный реабилитационный центр «Restart», который реализует программы по лечению интернет-, видеоигровой и азартной зависимости для подростков 13–18 лет и взрослых людей. Программа рассчитана на 6 месяцев, в течение которых участники занимаются с психотерапевтом, учатся заботиться о себе, интернетом при этом пользоваться запрещено.
Врачей-психиатров беспокоит, что многие ролевые онлайн-игры, предназначенные для подростков, построены на агрессии и убийствах. В ролевых играх быстро усваиваются модели поведения, что приводит к совершению подростками тяжких преступлений под впечатлением от компьютерных игр [4].
В 2018 г. Всемирная организация здравоохранения внесла зависимость от компьютерных игр в Международную классификацию болезней 11-го пересмотра, которая вступит в действие в 2022 г.
Цель данной статьи – дать краткую характеристику опросных методов диагностики кибераддикции, которые могут быть использованы педагогами и школьными психологами для оценки отношения подростков к работе за компьютером или с гаджетами, пребыванию в интернете и объяснения особенностей их психоэмоционального состояния в связи с занятиями на компьютере.
Изучение поведения подростка начинается с наблюдения за ним. Отвечая на вопрос «Является ли подросток зависимым от деятельности на компьютере?», родителям следует обратить внимание на увеличение частоты эпизодов компьютерной деятельности, продолжительность таких эпизодов (изменение толерантности), изменение эмоционального состояния и самочувствия ребенка с неприятного уровня при вынужденном прекращении компьютерной деятельности на комфортный в момент ее осуществления.
Хотя количество времени, проведенное за компьютером, не может являться основным условием формирования кибераддикции, так как ежедневно большинство людей проводит у монитора много часов подряд из-за необходимости осуществления трудовой или учебной деятельности, все же увеличение ребенком компьютерного времяпрепровождения должно насторожить родителей.
Рост продолжительности компьютерной деятельности может быть связан с толерантностью и формированием сверхценности компьютерной деятельности, что является диагностическими критериями кибераддикции наряду с синдромом отмены и дезадаптацией.
Например, Т. С. Борисова и М. М. Солтан установили, что учащиеся проводят за экраном мониторов в среднем 3,34 часа в сутки, при этом с возрастом продолжительность компьютерного времяпрепровождения увеличивается.
Более 4 часов в сутки за компьютером или другим электронным устройством проводят 6,25 % учащихся 4-го класса; 37,0 % – 5-го класса; 53,0 % – 7-го класса; 83,0 % учащихся 11-го класса [5].
В последнее время отмечается прогрессирующее ухудшение физического состояния детей и подростков. У школьников проявляются соматические расстройства: нарушается зрение, развивается близорукость, отличаются частные недомогания, снижение иммунитета, повышается артериальное давление. Из-за сидячего образа жизни у детей возникают проблемы с работой пищеварительной системы и желудочно-кишечного тракта, частые запоры и геморрой.
Наибольшее количество жалоб, исходящих от детей, связано с развитием заболеваний опорно-двигательного аппарата: покалывание и боль в ногах, боль в пояснице и плечах, остеохондроз позвоночника и онемение шеи.
Для подростков, которые основную часть свободного времени проводят за компьютером, характерно такое заболевание, как тендовагинит, проявляющееся в воспалении запястья, плеча и сухожилий кисти, онемении рук.
Влиянию компьютерных технологий также подвержены психика и нервная система. Появляется излишняя раздражительность, усиливается возбудимость, отмечается частая головная боль, утомляемость и нарушение сна [5, 6].
Количество пользователей интернета среди подростков и детей стремительно возрастает. В связи с этим изучение негативного воздействия компьютера и интернета на личностные характеристики школьников является одной из наиболее актуальных психолого-педагогических проблем.
Для определения уровня кибераддикции у подростков и выделения соответствующих групп могут быть использованы следующие психодиагностические методики.
Одним из первых диагностических инструментов кибераддикции, который получил широкое распространение в среде психиатров и психологов, стал опросник для самодиагностики патологического пристрастия к интернету, который разработала и разместила на веб-сайте Питтсбургского университета в 1994 г. американский психиатр Кимберли Янг.
Психологами в России широко используется этот опросник в переработке В. А. Лоскутовой. Полная версия опросника состоит из 40 утверждений, каждое из которых сопровождается визуальным изображением психометрической 5-балльной шкалы Ликерта и позволяет оценить утверждение от полного несогласия с ним до полного согласия [7].
Иностранными исследователями, использующими разные вариации теста К. Янг, получены противоречивые сведения о количестве виртуальных аддиктов в обществе. Так, для учащихся средней школы количество интернет-зависимых составило 0,9 % (Корея, 2004 г., 535 опрошенных, средний возраст около 11 лет), в то же время, по данным исследователя Л. Леунг (Гонконг, 2004), из 624 респондентов в возрасте от 16 до 24 лет, 37,9 % были признаны интернет-зависимыми.
Противоречивые данные могут быть объяснены погрешностью, связанной с отбором испытуемых в зависимости от возраста, рода занятий, традиций, принятых в месте проживания, шкалы с различными порогами оценки, что усложняет понимание распространенности кибераддикции [8].
Поэтому изучение проблемы кибераддикции психологами должно быть комплексным, с поиском связей между различными видами психической деятельности и с привлечением диагностических методик психического статуса, степени стрессоустойчивости организма, склонности к тревожности, агрессии, депрессии и другим эмоционально-волевым нарушениям, склонности к отклоняющемуся поведению. Тем не менее тест может служить скрининговым инструментом для отбора лиц, которым нужна консультация специалиста.
Разновидностью теста К. Янг является тест на детскую интернет-зависимость (2004 г.) С. А. Кулакова, который состоит из 20 вопросов и позволяет определить, насколько серьезно влияет компьютер и интернет на жизнь ребенка и не следует ли обращаться за помощью к специалисту.
Стандартизированная психодинамическая методика представляет собой тест, который позволяет построить критерии и определить последствия интернет-зависимости: дистресс человека, ущерб его физическому, психологическому, межличностному, семейному, экономическому и социальному статусу [9]. При сумме баллов 80 и выше велика вероятность возникновения интернет-зависимости, необходима помощь специалиста.
Начать изучение кибераддикции в подростковой группе можно с оценки риска формирования химической и компьютерной зависимости, а также степени социальной безнадзорности с помощью методики В. Г. Каменской, С. Н. Никифоровой «Опросник степени риска формирования аддикций в детско-подростковом возрасте».
Опросник включает 35 вопросов и содержит четыре шкалы: алкогольная/наркотическая осведомленность, социальная безнадзорность, компьютерно-интернетная осведомленность, контрольная шкала. Риск формирования аддикции определяется по сумме набранных баллов. «Сырые» баллы умножаются на коэффициент, соответствующий конкретному виду аддикции. При помощи опросника В. Г. Каменской, С. Н. Никифоровой можно определить умеренный или существенный риск формирования аддикции [3].
Опросник А. Е. Жичкиной «Поведение в Интернете» (1999 г.) предназначен для проведения диагностики интернет-зависимости у молодых людей в возрасте от 15 до 21 года. Шкала интернет-зависимости включает семь утверждений, состоящих из пунктов А и Б, определяющих отношение к интернету и противоположных по значению. Уровень зависимости определяется по сумме набранных баллов.
Опросник Е. А. Щепилиной «Восприятие Интернета» (1999 г.) предназначен для изучения роли глобальной Сети в жизни студента. Опросник включает 67 вопросов по 12 шкалам, на каждый из 66 вопросов предлагается три варианта ответов. Вопрос № 67 введен для определения степени принадлежности опрашиваемых к сетевой субкультуре.
Методика позволяет измерить следующие показатели по шкалам: факторы зависимости, особенности восприятия интернета, последствия зависимости. После подсчета баллов и качественной интерпретации ответов испытуемых они разбиваются на две группы: предпочитающих интернет реальному миру и не имеющих такого предпочтения [7].
Опросник, предназначенный для диагностики интернет-аддикций, разработан А. Л. Катковым и Ж. Ш. Амановой в 2011 г. и включает в себя два блока вопросов. Первый состоит из вопросов, направленных на выявление главной цели использования компьютера и интернета. Второй блок – из вопросов, которые определяют уровень вовлечения в многоцелевое избыточное времяпрепровождение в интернете [8].
Кибераддикция негативно влияет на волевые, эмоциональные и личностные особенности детей и подростков. Для диагностики нарушений эмоционально-волевой сферы школьников можно использовать представленные ниже методики.
Для диагностики уровня депрессии у подростков старшего школьного возраста используется шкала депрессии Бека, разработанная в 1961 г. Опросник состоит из 21 вопроса с часто встречающимися жалобами и симптомами депрессии. Каждый вопрос включает четыре альтернативных утверждения, которые оцениваются по шкале от 0 до 3 баллов в зависимости от нарастания симптомов проявления. Данная методика позволяет определить у подростков следующие уровни развития депрессии: легкая, умеренная, средней тяжести, тяжелая, а также ее отсутствие [10].
Для диагностики уровня и характера школьной тревожности используется тест Филлипса, разработанный в 1970-х гг. Тест состоит из 58 вопросов, предполагающих ответы «да» и «нет». Интерпретация результатов осуществляется в соответствии с представленным к тесту ключом. В первом случае при осуществлении обработки выделяются те вопросы, которые не совпадают с ключом. Если больше 50 % ответов не совпадают с ключом, то можно говорить об уровне повышенной тревожности ребенка, если больше 75 % – о высокой тревожности. Во втором случае анализируется общее внутренне состояние школьника. Выявляется число совпадений по восьми факторам тревожности: общая тревожность в школе, переживание социального стресса, страх самовыражения и т. д. Уровень тревожности определяется, как и в первом случае [11].
Шкала диагностики враждебности Кука – Медлей (1954 г.) представляет собой опросник, предназначенный для выявления склонности к агрессивному и враждебному поведению. По итогам проведения диагностики вычисляется уровень враждебности, агрессивности и цинизма. Тест состоит из 27 вопросов. При ответе на вопрос необходимо выбрать, в какой степени респондент согласен или не согласен с представленным утверждением. Каждому ответу соответствует определенное количество баллов (от 1 до 6). В конце подсчитывается количество баллов в соответствии с представленным ключом к тесту и выявляется уровень агрессивности, враждебности и цинизма [12].
Провести диагностику агрессивного поведения среди школьников младшего возраста можно на основе теста агрессивности – опросник Л. Г. Почебут. В опроснике представлено 40 утверждений, на которые необходимо дать положительный или отрицательный ответ.
Агрессивное поведение дифференцируется на пять категорий: вербальная агрессия, физическая агрессия, предметная агрессия, эмоциональная агрессия и самоагрессия. Сначала определяется степень агрессии в каждой категории. Затем, после подсчета общего количества баллов, устанавливается общий уровень агрессии испытуемого: агрессивен и имеет низкие адаптивные возможности, средний уровень агрессивности и адаптивности; уровень агрессии низкий, а степень адаптивности высокая [13].
Также для исследования личностных особенностей подростков можно использовать следующие психодиагностические методики: «Акцентуации характера» (по А. Е. Личко), опросник Басса – Дарки, тест Ассингера, тест «Описание поведения Томаса», опросник социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда [14].
Общая характеристика опросных методов диагностики кибераддикции, которые получили наибольшее распространение в России, приведена в табл. 1.
Таблица 1. Характеристика методов диагностики кибераддикции
Эмпирические данные, представленные в табл. 1, получены авторами методик [3, 7, 15]. С помощью рассмотренных опросных методик не может быть установлен конкретный медицинский диагноз, однако они могут послужить для оценки отношения подростка к компьютерной деятельности (для определения группы риска развития кибераддикции) и его поведения в повседневной жизни.
С целью изучения психоэмоциональных свойств личности подростков было проведено исследование среди учащихся 7–9-х классов средних общеобразовательных школ г. Томска в возрасте от 13 до 15 лет. Количество испытуемых составило 92 человека (48 девушек и 44 юноши).
Для проведения данного исследования использовались тест на интернет-зависимость Кимберли Янг в переработке В. А. Буровой (Лоскутовой) и шкала диагностики враждебности Кука – Медлей.
Опросник Кимберли Янг в переработке В. А. Буровой (Лоскутовой) позволил определить отношение подростков к работе в интернете. В результате проведенного исследования школьники были разделены на две группы: обычные пользователи интернета и пользователи, у которых наблюдаются проблемы в связи с его чрезмерным использованием.
Полученные результаты представлены на рис. 1.
Из рис. 1 видно, что примерно 86 % испытуемых (79 человек) являются обычными пользователями интернета. К категории пользователей с предрасположенностью к интернет-зависимости относятся 13 человек (около 14 %). Интернет-зависимых школьников выявлено не было.
Методика Кука – Медлей, предназначенная для исследования враждебности личности по трем шкалам – цинизм, агрессия и враждебность, позволила определить, что 84,8 % испытуемых вне зависимости от своего отношения к интернету имеют средний показатель цинизма, в то время как у школьников, предрасположенных к интернет-зависимости, наблюдается средний уровень цинизма с тенденцией к высокому.
Примерно у 11 % (10 чел.) подростков наблюдается средний показатель цинизма с тенденцией к низкому уровню (25–29 баллов) и лишь у 5 % (4 подростка) – высокий уровень цинизма (более 65 баллов). Результаты исследования представлены на рис. 2.
Необходимо отметить, что никто из испытуемых не имеет низкого показателя уровня цинизма.
На рис. 3 представлены показатели уровня агрессии от степени интернет-зависимости. В результате проведенного анкетирования среди подростков был выявлен средний показатель уровня агрессии – 32 балла. У подростков, склонных к интернет-зависимости, показатель агрессии оказался выше среднего – 37,8 балла.
Процент школьников, у которых наблюдается средней показатель агрессии с тенденцией к высокому, составил 60,9 (более 30 баллов); у 39,1 % отмечается средний показатель с тенденцией к низкому (от 15 до 30 баллов).
С помощью шкалы враждебности можно узнать склонность к негативным эмоциям по отношению к окружающим. Результаты исследования представлены на рис. 4.
Подростки, предрасположенные к интернет-зависимости, имеют средний показатель враждебности (19,1 баллов), при этом данный показатель является более высоким по сравнению с усредненным показателем подростков, не страдающих пристрастием к интернету (17,4 балла).
У 47,8 % школьников наблюдается средний уровень враждебности с тенденцией к высокому; 44,6 % – с тенденцией к низкому, низкий и высокий уровень враждебности показали 5,4 и 2,3 % испытуемых соответственно.
Таким образом, у подростков, имеющих предрасположенность к интернет-зависимости, наблюдаются более высокие показатели цинизма, агрессии, враждебности по сравнению с группой школьников, у которых склонность к чрезмерному использованию интернета отсутствует.
Список литературы
- Новое поколение интернет-пользователей: исследование привычек и поведения российской молодежи онлайн [Электронный ресурс].
- Смирнова А. А., Захарова Т. Ю., Синогина Е. С. Киберугрозы безопасности подростков // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2017. Вып. 3 (17). С. 99–107. DOI: 10.23951/2307-6127-2017-399-107
- Николаева Е. И., Каменская В. Г. Аддиктология. Теоретические и экспериментальные исследования формирования аддикции. М.: Форум, 2011. 208 с.
- Фоменко А. И., Семенцова И. А. Профилактика кибераддикции как основа предотвращения преступного поведения подростков с пограничным состоянием психики // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Серия: Общественные науки. 2015. № 2 (186). С. 113–118.
- Борисова Т. С., Солтан М. М. О возможностях применения метода медицинской профилактики компьютерной зависимости // Военная медицина. 2019. № 3. С. 16–21.
- Захарова Т. Ю., Синогина Е.С., Смирнова А.А. Влияние кибераддикции на характеристики внимания подростков // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2018. Вып. 2 (20). С. 106–112.
- Мусалимова Р. С., Ахмадеев Р. Р. Краткая характеристика тестовых методов интернет-зависимого поведения // Вестник Брянского государственного университета. 2015. № 3. С. 32–35.
- Малыгин В. В., Феклисов К. А., Искандирова А. С., Антоненко А. А., Смирнова Е. А., Хомерики Н. С. Интернет-зависимое поведение. Критерии и методы диагностики: учеб. пособие. М.: Изд-во Моск. медико-стоматологического ун-та, 2011. 32 с.
- Малыгин В. Л., Хомерики Н. С., Смирнова Е. А., Антоненко А. А. Интернет-зависимое поведение // Журнал неврологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. 2011. Т. 111, № 8. С. 86–92.
- Елшанский С. П., Ануфриев А. Ф., Камалетдинова З. Ф. Ретестовая надежность шкалы депрессии А. Бека // Всероссийская научно-практическая междисциплинарная конференция с международным участием «Реабилитация и профилактика – 2015». М., 2015. С. 76–77.
- Ромицына Е. Е. Сравнительный анализ тестов тревожности (на материале детей и подростков) // Сибирский психологический журнал. 2004. № 20. С. 120–128.
- Алимова М. А. Суицидальное поведение подростков: диагностика, профилактика, коррекция: метод. рекомендации. Барнаул, 2014. 100 с.
- Турганова Г. Э., Фонталова Н. С. Шишкина А. О. Влияние демонстрации агрессии в средствах массовой информации на эмоциональное состояние молодежи // Психология в экономике и управлении. 2017. Т. 9, № 1. С. 42–55.
- Жигинас Н. В. Формирование агрессивного поведения девиантных подростков в проблемном социуме // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2015. Вып. 4 (10). С. 55–61.
- Юрьева Л. Н., Больбот Т. Ю. Компьютерная зависимость: формирование, диагностика, коррекция и профилактика. Днепропетровск: Пороги, 2006. 196 с.
Об авторах
- Татьяна Юрьевна Захарова - Томский государственный педагогический университет, Томск, Россия.
- Елена Станиславовна Синогина - кандидат физико-математических наук, доцент, Томский государственный педагогический университет, Томск, Россия.
- Анастасия Павловна Манина - Томский государственный педагогический университет, Томск, Россия.
Смотрите также:
- Войскунский А.Е. с соавт. Диагностика зависимости от интернета: сравнение методических средств
- Гришина А. В. Тест-опросник степени увлеченности младших подростков компьютерными играми
- Тончева А.В. Диагностика киберкоммуникативной зависимости
- Шаров А.А. Измерение киберагрессии: разработка русскоязычного аналога опросника CYBA