Рубеж XX-XXI веков отмечен закатом постиндустриального общества (основанного на владении природными ресурсами и рынками) и формированием общества нового типа - общества, основанного на знаниях - K-общества (от knowledge - знания).
Среди трех основных измерений, которыми характеризуется это общество, индекс интеллектуальных активов, включающий информационный ресурс, занимает первое место. Компьютер становится не только рабочим инструментом, без которого немыслимо K-общество, но он также начинает влиять на поведение человека, его межличностные контакты и отношения.
Система «человек-человек» постепенно заменяется системой «человек-машина», а Homo Faber (человек-ремесленник) превращается в Homo Informaticus (человека информационного). То есть происходит смена среды обитания современного человека, сопровождающаяся трансформацией сознания, рационализацией психической деятельности, эмоциональным отчуждением, десоциализацией, деструктивными изменениями психики.
От 5% до 14% пользователей Интернет страдают компьютерной зависимостью. Важной особенностью зависимого поведения у лиц молодого возраста является возможность легкого перехода от одной формы аддикции к другой. Достаточно часто у них наблюдается одновременное существование разнообразных видов зависимости. Большая часть компьютерозависимых лиц - не считают себя больными, не обращаются за медицинской или психологической помощью и не пытаются покончить с пагубной привычкой.
Нами были обследованы 38 пациентов психиатрической больницы, в клинической картине которых доминировала патологическая зависимость от компьютера, которая являлась основной причиной их госпитализации. Среди пациентов преобладали лица до 18 лет (84%).
В 52% случаев компьютерная зависимость была сформирована у детей 11-14 лет, в 16% случаев - у детей 8-10 лет, в 16% - у подростков 15-16 лет и только в 16% случаев у лиц старше 18 лет. Патологическая зависимость сформировалась у этих пациентов очень быстро: у 29% - через 6 месяцев после начала общения с компьютером, у 55% - через 1 год, у 11% - через 1,5 года, у 5% - через 2 года.
Важная особенность зависимого поведения у этих пациентов - быстрый переход от одной формы аддикции к другой. Достаточно часто у них наблюдалось одновременное существование разнообразных видов зависимости от психоактивных веществ.
Среди факторов, санкционирующих компьютерозависимое поведение наиболее валидными были следующие:
- анте- и перинатальная патология в анамнезе;
- черепно-мозговые травмы;
- патологические формы нарушения поведения и формирование личности;
- неблагоприятные микросоциальные условия, дисгармоничные взаимоотношения в семье;
- обеднение межличностных отношений, недостатки социальной поддержки;
- аддиктивное поведение родителей (зависимость от психоактивных веществ и азартных игр).
В результате проведенных нами клинико-психопатологических и нейрофизиологических исследований было выявлено, что компьютерная зависимость, подобно другим видам аддикций, бывает первичной и симптоматической. Причем симптоматическая компьютерная аддикция встречается значительно чаще, чем первичная.
В 55% случаев симптоматическая компьютерная зависимость коморбидна с социализированными и социализированными расстройствами поведения, истоки формирования которых закладываются в родительской семье.
Ведущим синдромом в клинической картине пациентов выступал синдром сверхценных интересов и увлечений, в котором первое место принадлежит аффективно заряженному стремлению к компьютерной деятельности, что опирается на болезненно усиленное влечение.
Нами описана динамика формирования компьютерной зависимости и специфические для каждого этапа ее развития психологические, клинические и нейрофизиологические феномены. Формирование компьютерной зависимости проходит три этапа.
1 этап - этап риска развития компьютерной зависимости. Увеличение времени, проводимого за ПК и снижение продуктивности в работе; потеря ощущения времени, эмоциональный подъем при работе за компьютером, увеличение денежных расходов на его обслуживание, первые признаки социальной дезадаптации.
2 этап - этап сформированной компьютерной зависимости. Основные признаки, характерные для этого этапа: эмоционально-волевые нарушения и психическая зависимость.
3 этап - этап тотальной компьютерной зависимости. На этом этапе наблюдаются признаки как психической, так и физической зависимости. Выражена социальная и семейная дезадаптация. Безуспешны попытки контролировать работу за ПК. В структуре синдрома актуализации компульсивного влечения преобладают агрессивность, злобность, психомоторное возбуждение, депрессивные феномены, рассеянное внимание, непроизвольные «печатающие движения» пальцев рук.
Возможно, демонстративно - шантажное суицидальное поведение при попытке окружающих препятствовать компьютерной деятельности. Выражены физические симптомы: головная боль по типу мигрени, боль в позвоночнике, сухость в глазах, онемение и боль в пальцах кисти (синдром карпального канала).
Были разработаны технологии первичной профилактики компьютерной зависимости, которые фокусируются на следующих направлениях:
- Информационное.
- Образовательное.
- Обеспечение занятости.
- Коррекция семейных отношений.
В предложенных нами технологиях первичной профилактики компьютерной зависимости акцент сделан, прежде всего, на образовательных и информационных программах.
C учетом полученных клинико-психологических характеристик лиц молодого возраста была разработана система поэтапной коррекции компьютерозависимого поведения.
На основе полученных результатов были созданы и внедрены в педагогический процесс программы, направленные на профилактику и коррекцию компьютерной зависимости, что представляется чрезвычайно актуальным в обществе, основанном на знаниях.
Источник: «Тюменский медицинский журнал / Суицидология и аддиктология» 2014. Т. 16, № 1.
Об авторе
Людмила Николаевна Юрьева — психиатр, доктор медицинских наук, профессор, академик АН Высшей школы Украины и Украинской АН, заведующая кафедрой психиатрии факультета последипломного образования Днепропетровской государственной медицинской академии.
Смотрите также:
- Способ скрининговой диагностики компьютерной зависимости Юрьевой Л. Н., Больбот Т. Ю.
- Компьютерная зависимость: формирование, диагностика, коррекция и профилактика. Юрьева Л. Н., Больбот Т. Ю.
- Янг К. Тест интернет-зависимости
- Бурова В.А. Интернет-зависимость в медицинской парадигме
- Бурова В.А. Социально-психологические аспекты интернет-зависимости