Чумакова В. А. Психологические особенности интернет-коммуникаций в социальных сетях

Ч

Элек­трон­ная ком­му­ни­ка­ция ста­ла неотъ­ем­ле­мым эле­мен­том соци­аль­ной актив­но­сти совре­мен­но­го чело­ве­ка.

Рост попу­ляр­но­сти элек­трон­ных сетей обу­сло­вил необ­хо­ди­мость пере­смот­ра фено­ме­но­ло­гии обще­ния с уче­том новых тех­но­ло­ги­че­ских воз­мож­но­стей.

Вни­ма­ние иссле­до­ва­те­лей при­вле­ка­ют осо­бен­но­сти обще­ния в элек­трон­ных сетях, а так­же вли­я­ние послед­них на поль­зо­ва­те­лей [1, с. 40; 2, с. 315].

Напри­мер, Н.Н. Бого­мо­ло­ва выде­ля­ет ряд осо­бен­но­стей обще­ния в кон­тек­сте мас­со­вой ком­му­ни­ка­ции, к ним она отно­сит: опо­сре­до­ван­ность обще­ния тех­ни­че­ски­ми сред­ства­ми, обще­ние боль­ших соци­аль­ных групп, отсут­ствие непо­сред­ствен­ной обрат­ной свя­зи, нали­чие мас­со­вой, ано­ним­ной, раз­роз­нен­ной ауди­то­рии и пр. [3].

Л.Н. Мун ука­зы­ва­ет на то, что в интер­не­те воз­ни­ка­ют «ком­му­ни­ка­тив­ные сбои» вос­при­я­тия; отсут­ствие эмо­ций, ответ­ных пове­ден­че­ских реак­ций при­во­дит к ряду труд­но­стей при вза­им­ном вос­при­я­тии собе­сед­ни­ка и постро­е­нию его обра­за [4].

Сре­ди пси­хо­ло­ги­че­ских осо­бен­но­стей интер­нет-ком­му­ни­ка­ции чаще все­го отме­ча­ют­ся сле­ду­ю­щие [5]:

  1. Повы­шен­ная вер­баль­ная актив­ность, вызван­ная прак­ти­че­ски пол­ным исчез­но­ве­ни­ем ком­му­ни­ка­тив­ных барье­ров и невоз­мож­но­стью общать­ся мол­ча.
  2. Разо­рван­ность, моза­ич­ность ком­му­ни­ка­ции. Люди, участ­ву­ю­щие в быст­рой ком­му­ни­ка­ции, при отсут­ствии визу­аль­ной и слу­хо­вой инфор­ма­ции совер­ша­ют корот­кие и эго­цен­три­че­ские ком­му­ни­ка­тив­ные акты.
  3. Спе­ци­фи­че­ский эти­кет обще­ния, новый язык.
  4. Эмо­ци­о­наль­ность обще­ния: пыта­ясь вос­пол­нить недо­ста­ток невер­баль­ной ком­му­ни­ка­ции, поль­зо­ва­те­ли часто пишут сооб­ще­ния, вклю­ча­ю­щие в себя сло­ва и знач­ки, обо­зна­ча­ю­щие эмо­ции.
  5. Эмо­ци­о­наль­ное состо­я­ние во вре­мя обще­ния.
  6. Опыт «пото­ка», кото­рый отли­ча­ют сле­ду­ю­щие осо­бен­но­сти: погру­жен­ность в дея­тель­ность, сме­на объ­ек­та дея­тель­но­сти, чув­ство удо­воль­ствия, поте­ря ощу­ще­ния вре­ме­ни, чув­ство кон­тро­ля над ситу­а­ци­ей.

Таким обра­зом, интер­нет-ком­му­ни­ка­ция пред­став­ля­ет собой осо­бый вид ком­му­ни­ка­ции, обла­да­ю­щий сле­ду­ю­щи­ми осо­бен­но­стя­ми: вер­баль­ная актив­ность, разо­рван­ность, спе­ци­фи­че­ский эти­кет обще­ния, эмо­ци­о­наль­ность, воз­мож­ная ано­ним­ность.

Целью наше­го иссле­до­ва­ния ста­ло выяв­ле­ние пси­хо­ло­ги­че­ских осо­бен­но­стей интер­нет-ком­му­ни­ка­ции в соци­аль­ных сетях.

В иссле­до­ва­нии на раз­ных эта­пах при­ня­ли уча­стие 139 чело­век в воз­расте 17 — 25 лет. 50 % выбор­ки соста­ви­ли респон­ден­ты муж­ско­го пола, 50 % — жен­ско­го. Для сбо­ра дан­ных исполь­зо­ва­лась анке­та об осо­бен­но­стях интер­нет-ком­му­ни­ка­ции в соци­аль­ных сетях Чума­ко­вой В.А., а так­же тест неокон­чен­ных пред­ло­же­ний для поль­зо­ва­те­лей интер­нет-СМИ Е.В. Поно­ма­ре­вой.

На осно­ва­нии ана­ли­за полу­чен­ных нами дан­ных мож­но сде­лать сле­ду­ю­щие выво­ды.

Интер­нет-ком­му­ни­ка­ция пред­став­ля­ет собой осо­бый вид ком­му­ни­ка­ции, обла­да­ю­щий опре­де­лен­ны­ми осо­бен­но­стя­ми: повы­шен­ная вер­баль­ная актив­ность, разо­рван­ность, спе­ци­фи­че­ский язык обще­ния, эмо­ци­о­наль­ность.

Выяв­ле­но, что респон­ден­ты доста­точ­но часто захо­дят в интер­нет с раз­лич­ны­ми целя­ми: для поис­ка нуж­ной инфор­ма­ции, по уче­бе, для обще­ния, раз­вле­че­ния.

Отно­ше­ние к обще­нию в интер­не­те у респон­ден­тов неод­но­знач­ное: при­сут­ству­ет как поло­жи­тель­ное отно­ше­ние, харак­те­ри­сти­ки («лег­кое», «удоб­ное», «сокра­ща­ет рас­сто­я­ние меж­ду людь­ми»), так и отри­ца­тель­ное («нена­сто­я­щее», «обман», «зани­ма­ет мно­го вре­ме­ни»).

Так­же под­чер­ки­ва­ют­ся суще­ствен­ные отли­чия обще­ния в интер­не­те от «реаль­но­го» обще­ния.

Была так­же полу­че­на инфор­ма­ция о том, что озна­ча­ет интер­нет для муж­чин и жен­щин.

Интер­нет для муж­чин — это в основ­ном источ­ник инфор­ма­ции, раз­вле­че­ние, рабо­та, «спо­соб убить вре­мя»; для жен­щин — преж­де все­го источ­ник инфор­ма­ции, а так­же спо­соб вре­мя­про­вож­де­ния и обще­ния.

Таким обра­зом, и для муж­чин, и для жен­щин интер­нет явля­ет­ся преж­де все­го источ­ни­ком инфор­ма­ции, а так­же высту­па­ет в каче­стве спо­со­ба вре­мя­про­вож­де­ния, одна­ко муж­чи­ны так­же отме­ти­ли, что интер­нет для них — это рабо­та, чего у жен­щин не про­сле­жи­ва­ет­ся.

Что каса­ет­ся инте­рес­ных для респон­ден­тов сай­тов, то наблю­да­ет­ся боль­шое раз­но­об­ра­зие, одна­ко самым часто упо­ми­на­е­мым респон­ден­та­ми сай­том явля­ет­ся соци­аль­ная сеть «Вкон­так­те».

Так­же нами были выяв­ле­ны основ­ные цели обще­ния муж­чин и жен­щин с пред­ста­ви­те­ля­ми сво­е­го и про­ти­во­по­лож­но­го пола. У жен­щин по срав­не­нию с муж­чи­на­ми более раз­но­об­раз­ные цели в обще­нии с пред­ста­ви­те­ля­ми сво­е­го пола.

Наи­бо­лее рас­про­стра­нен­ные цели — это обмен инфор­ма­ци­ей (в боль­шей сте­пе­ни нефор­маль­но­го харак­те­ра), а так­же под­дер­жа­ние и уста­нов­ле­ние отно­ше­ний.

Для респон­ден­тов муж­ско­го пола в боль­шей сте­пе­ни харак­тер­ны цели обме­на инфор­ма­ци­ей и прак­ти­че­ски отсут­ству­ют цели по уста­нов­ле­нию и под­дер­жа­нию кон­так­тов.

Каса­ясь целей обще­ния с пред­ста­ви­те­ля­ми про­ти­во­по­лож­но­го пола мож­но отме­тить сле­ду­ю­щие осо­бен­но­сти.

Респон­ден­ты муж­ско­го пола в боль­шей сте­пе­ни пре­сле­ду­ют цели уста­нов­ле­ния и под­дер­жа­ния отно­ше­ний и прак­ти­че­ски не пред­став­ле­ны цели инфор­ма­ци­он­но­го обме­на (в про­ти­во­по­лож­ность целям, при­сут­ству­ю­щим в обще­нии с пред­ста­ви­те­ля­ми сво­е­го пола).

Респон­ден­ты жен­ско­го пола пре­сле­ду­ют в рав­ной сте­пе­ни цели обме­на инфор­ма­ци­ей и уста­нов­ле­ния отно­ше­ний (при­чем уста­нов­ле­ние отно­ше­ний как дру­же­ских, при­я­тель­ских так и роман­ти­че­ских в рав­ной сте­пе­ни).

Так­же необ­хо­ди­мо отме­тить раз­ли­чия в целях уста­нов­ле­ния отно­ше­ний у муж­чин и жен­щин. Респон­ден­ты муж­ско­го пола в боль­шей сте­пе­ни наце­ле­ны на интим­ные отно­ше­ния. У респон­ден­тов жен­ско­го пола дан­ные цели явно не пред­став­ле­ны.

Допол­ни­тель­но нами были полу­че­ны дан­ные о том, на какие нефор­маль­ные и дело­вые темы респон­ден­ты обща­ют­ся чаще все­го.

Наи­бо­лее попу­ляр­ные нефор­маль­ные темы сре­ди респон­ден­тов жен­ско­го пола — темы о люб­ви, отно­ше­ни­ях, пред­ста­ви­те­лях про­ти­во­по­лож­но­го пола; сре­ди респон­ден­тов муж­ско­го пола — темы спор­та, досу­га, отно­ше­ний, музы­ка.

Исхо­дя из полу­чен­ных дан­ных, мож­но отме­тить, что респон­ден­ты жен­ско­го пола в боль­шей сте­пе­ни затра­ги­ва­ют темы, непо­сред­ствен­но свя­зан­ные с вза­и­мо­дей­стви­я­ми с дру­ги­ми людь­ми (отно­ше­ния, про­ти­во­по­лож­ный пол и т.д.).

Респон­ден­ты муж­ско­го пола склон­ны ори­ен­ти­ро­вать­ся боль­ше на дей­ствия (спорт, музы­ка и т.д.), неже­ли на людей.

Наи­бо­лее попу­ляр­ны­ми дело­вы­ми тема­ми сре­ди респон­ден­тов как жен­ско­го пола, так и муж­ско­го явля­ют­ся темы уче­бы и рабо­ты.

Одной из пер­во­оче­ред­ных задач наше­го иссле­до­ва­ния было уста­нов­ле­ние наи­бо­лее при­вле­ка­тель­ных ком­му­ни­ка­тив­ных дей­ствий в рам­ках интер­нет-ком­му­ни­ка­ции в соци­аль­ных сетях.

Было выяв­ле­но, что для жен­щин в нефор­маль­ной интер­нет-ком­му­ни­ка­ции в соци­аль­ных сетях самы­ми при­вле­ка­тель­ны­ми явля­ют­ся дей­ствия, свя­зан­ные с эмо­ци­о­наль­ной насы­щен­но­стью сооб­ще­ния (исполь­зо­ва­ние гра­фи­че­ских изоб­ра­же­ний эмо­ций — «смай­ли­ков», ком­пли­мен­ты).

Муж­чин в нефор­маль­ном обще­нии с пред­ста­ви­те­лем сво­е­го пола при­вле­ка­ет выдви­же­ние собе­сед­ни­ком аргу­мен­тов и контр­ар­гу­мен­тов в про­цес­се обще­ния; в обще­нии с пред­ста­ви­те­ля­ми про­ти­во­по­лож­но­го пола при­вле­ка­тель­ны­ми явля­ют­ся раз­но­об­раз­ные дей­ствия, отно­ся­щи­е­ся как к фор­ме и содер­жа­нию сооб­ще­ния, так и к его эмо­ци­о­наль­ной состав­ля­ю­щей.

В дело­вой ком­му­ни­ка­ции муж­чин и жен­щин (в обще­нии с пред­ста­ви­те­ля­ми как сво­е­го, так и про­ти­во­по­лож­но­го пола) при­вле­ка­ют нали­чие аргу­мен­та­ции, а так­же высо­кая сте­пень раз­вер­ну­то­сти сооб­ще­ния.

Кро­ме того для муж­чин со сто­ро­ны про­ти­во­по­лож­но­го пола при­вле­ка­тель­ны­ми явля­ют­ся ком­пли­мен­ты в их адрес, а со сто­ро­ны сво­е­го пола — про­яв­ле­ние настой­чи­во­сти в защи­те сво­их пози­ций.

Мож­но отме­тить, что в дело­вой ком­му­ни­ка­ции в каче­стве при­вле­ка­тель­ных дей­ствий отме­че­ны типич­ные для муж­чин дей­ствия, тогда как в нефор­маль­ной отме­че­ны как дей­ствия, чаще исполь­зу­е­мые муж­чи­на­ми, так и дей­ствия, кото­рые чаще исполь­зу­ют жен­щи­ны [6, с. 384].

Воз­мож­но, это свя­за­но с поло­ро­ле­вы­ми сте­рео­ти­па­ми: муж­чи­ны более успеш­ны в про­фес­си­о­наль­ной сфе­ре, для жен­щин наи­бо­лее важ­ны семей­ные роли.

Таким обра­зом, в дело­вой интер­нет-ком­му­ни­ка­ции будут при­вле­ка­тель­ны­ми дей­ствия, кото­рые счи­та­ют­ся типич­но муж­ски­ми, что созда­ет впе­чат­ле­ние успеш­но­сти собе­сед­ни­ка в вопро­сах дело­во­го харак­те­ра.

Полу­чен­ные дан­ные о том, что жен­щин будут в боль­шей сте­пе­ни при­вле­кать эмо­ци­о­наль­ные про­яв­ле­ния, в то вре­мя как муж­чин — содер­жа­ние и фор­ма сооб­ще­ния, мож­но про­ин­тер­пре­ти­ро­вать, осно­вы­ва­ясь на резуль­та­тах иссле­до­ва­ния А.В. Виз­ги­ной и С.Р. Пан­ти­ле­е­ва [7, с. 96].

Авто­ра­ми в резуль­та­те ана­ли­за само­опи­са­ний муж­чин и жен­щин было выяв­ле­но, что эмо­ци­о­наль­ность тек­ста вос­при­ни­ма­ет­ся муж­чи­на­ми и жен­щи­на­ми по-раз­но­му. Эмо­ци­о­наль­ность тек­ста для муж­чин явля­ет­ся пока­за­те­лем неко­то­ро­го пси­хо­ло­ги­че­ско­го небла­го­по­лу­чия; и наобо­рот, сдер­жан­ные, мало­вы­ра­зи­тель­ные, доста­точ­но фор­маль­ные тек­сты гово­рят об уве­рен­но­сти в себе, урав­но­ве­шен­но­сти.

Эмо­ци­о­наль­ность тек­ста у жен­щин высту­па­ет как при­знак общи­тель­но­сти. Неэмо­ци­о­наль­ный текст может сви­де­тель­ство­вать о необ­щи­тель­но­сти, неуве­рен­но­сти в себе, либо чрез­мер­но раз­ви­той муже­ствен­но­сти.

По пред­по­ло­же­нию авто­ров, кор­ни это­го раз­ли­чия лежат в раз­лич­ном отно­ше­нии муж­чин и жен­щин к соци­аль­ным нор­мам. Для муж­чин эмо­ци­о­наль­ность — пока­за­тель сло­ма нор­ма­тив­ных рамок сдер­жан­но­сти и само­кон­тро­ля; для жен­щин — это есте­ствен­ная харак­те­ри­сти­ка обще­ния [7, с. 97].

Таким обра­зом, муж­чин и жен­щин в интер­нет-ком­му­ни­ка­ции при­вле­ка­ют парт­не­ры, соот­вет­ству­ю­щие их пони­ма­нию эмо­ци­о­наль­но­сти.

Для жен­щин эмо­ци­о­наль­ность тек­ста озна­ча­ет общи­тель­ность парт­не­ра, уве­рен­ность в себе, соот­вет­ствен­но, эмо­ци­о­наль­ность со сто­ро­ны пред­ста­ви­те­лей как сво­е­го, так и про­ти­во­по­лож­но­го пола при­вле­ка­ет жен­щин.

Для муж­чин эмо­ци­о­наль­ность вос­при­ни­ма­ет­ся как небла­го­по­лу­чие, неуве­рен­ность в себе парт­не­ра по обще­нию. Поэто­му про­яв­ле­ния эмо­ци­о­наль­но­сти со сто­ро­ны пред­ста­ви­те­лей сво­е­го пола муж­чи­на­ми вос­при­ни­ма­ет­ся как непри­вле­ка­тель­ные.

Одна­ко к про­яв­ле­нию эмо­ци­о­наль­но­сти со сто­ро­ны пред­ста­ви­те­лей про­ти­во­по­лож­но­го пола муж­чи­ны отно­сят­ся лояль­но и даже счи­та­ют дан­ные про­яв­ле­ния при­вле­ка­тель­ны­ми.

Таким обра­зом, интер­нет-ком­му­ни­ка­ция обла­да­ет опре­де­лен­ны­ми осо­бен­но­стя­ми, име­ю­щи­ми, в том чис­ле, и поло­вую спе­ци­фи­ку.

Литература

  1. Бого­мо­ло­ва, Н.Н. Соци­аль­ная пси­хо­ло­гия мас­со­вой ком­му­ни­ка­ции / Н.Н. Бого­мо­ло­ва. — М.: Аспект Пресс, 2010. — 191 с.
  2. Гуле­вич, О.А.Психология ком­му­ни­ка­ции / О.А. Гуле­вич. — М.: НОУ ВПО Мос­ков­ский пси­хо­ло­го-соци­аль­ный ин-т, 2008. — 384 с.
  3. Бого­мо­ло­ва, Н.Н. Мас­со­вая ком­му­ни­ка­ция и обще­ние / Н.Н. Бого­мо­ло­ва. — М. : Зна­ние, 1988. — 80 с.
  4. Мун, Л.Н. Инфор­ма­ци­он­ные тех­но­ло­гии и гума­ни­тар­ная куль­ту­ра / Л.Н. Мун // Мир пси­хо­ло­гии. — 2002. — № 1. — С. 262–272.
  5. Гуле­вич, О.А. Пси­хо­ло­гия ком­му­ни­ка­ции / О.А. Гуле­вич. — Москва : М: НОУ ВПО Мос­ков­ский пси­хо­ло­го-соци­аль­ный инсти­тут, 2008. — 384 с.
  6. Colley, А. Gender-linked differences in style and content of e-mails to friends / A. Colley, Z. Todd // Journal of Language and Social Psychology. — 2002. — Vol. 21. — P. 380 — 392.
  7. Виз­ги­на, А.В. Про­яв­ле­ние лич­ност­ных осо­бен­но­стей в само­опи­са­ни­ях муж­чин и жен­щин / А.В. Виз­ги­на, С.Р. Пан­ти­ле­ев // Вопро­сы пси­хо­ло­гии. — 2001. — № 3. — С. 91 — 100.

Источ­ник: Моло­дой уче­ный. — 2013. — №3. — С. 451–453.

Категории

Метки

Публикации

Общение

Cyberpsy.ru - первое место, куда вы отправляетесь за информацией о киберпсихологии.
Подписывайтесь и читайте нас в социальных сетях.