Цзинь Хань. Возможности и риски в процессе социализации современных подростков в среде новых медиа

Ц

Введение

Следует признать, что использование новых медиа стало стилем жизни современных подростков. Любое средство массовой коммуникации, основанное на цифровых информационных коммуникационных технологиях, относится к новым медиа, сюда же включаются социальные сети, такие как «ВКонтакте», Facebook, Instagram, Twitter и Wechat. 

Также к новым медиа относятся видеохостинг с функциями социальной сети YouTube, онлайн-игры, виртуальные миры, к примеру Warframe, League of Legends, Second Life, различные приложения. 

Совокупность цифровых медиа предлагает подрастающему поколению не только развлечение и общение, но и новые возможности. По данным опроса, проведенного Всероссийский центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) в январе 2019 года, 98 % подростков от 14 до 17 лет пользуются Интернетом ежедневно, «89 % заходят в социальные сети практически каждый день» [1]. YouTube, «ВКонтакте», приложения Likee, TikTok – основные платформы, где они узнают новости, смотрят развлекательные передачи, делятся контентом и создают его сами. Таким образом, большая часть социального и эмоционального развития этого поколения происходит в Интернете, на смартфонах.

Многие подростки способны использовать новые медиаплатформы в позитивном ключе (например, по данным ВЦИОМ, в соцсетях чаще всего замечают позитивный контент), но из-за ограниченной способности тинейджеров к саморегуляции негативные влияния цифровой коммуникационной среды не обходят их стороной. 

Целью данной статьи является изучение воздействия новых медиа на современных подростков. Для этого проведен анализ статей по данной проблематике, опубликованных в ведущих англоязычных, китайских и российских научных журналах.

Положительное влияние новых медиа на социализацию подростков

Получение информации и общение. В качестве средств массовой информации (СМИ) новые медиа могут предоставить подросткам информацию, общение и новости, необходимые для процесса социализации. В Интернете молодой человек приобретает возможность общения с практически безграничным количеством людей и посещения сообществ по интересам со всевозможными типами личностей, познает множество историй, обменивается мнениями и обсуждает возникающие вопросы [2. С. 58].

Моника Андерсон и Цзинцзин Цзян провели исследование поведения и привычек 743 американских подростков в социальных сетях и обнаружили, что онлайн-группы и форумы являются пространством, где подрастающее поколение встречает новых друзей и получает поддержку в трудные времена [3]. Исследование также показало, что социальные сети заставляют подростков чувствовать себя включенными, а не исключенными (71 % против 25 %), скорее уверенными, чем неуверенными (69 % против 26 %), аутентичными, а не поддельными (64 % против 33 %), открытыми, а не скованными (61 % против 34 %) [3].

Самораскрытие в социальных сетях оказывает положительное влияние на индивидуальную психосоциальную адаптацию.

Расширение возможностей для обучения. Киберпространство предлагает широкие возможности для реализации творческого потенциала и личностного самоопределения молодых людей [4. С. 26], приложения для обучения и социальные сети помогают подросткам справиться с трудностями домашних заданий. 

Например, образовательные ресурсы можно получить онлайн или в образовательных приложениях: так, «ВКонтакте» и аналогичное приложение в социальных сетях позволяют учащимся собираться за пределами класса, чтобы сотрудничать и обмениваться идеями о заданиях. 

Поиск учебных материалов в Интернете, посещение онлайн-курсов, обсуждение домашних заданий со сверстниками – все это задачи, которые решают молодые люди при использовании новых СМИ. Дж. Флетчер и К. Николас провели качественное исследование в шести школах Новой Зеландии и обнаружили, что у учащихся 11–13 лет использование планшетов и ноутбуков может способствовать повышению интереса к чтению [5].

Вовлечение новых медиа в обучение способствует расширению знаний и развитию мышления у молодых людей, но длительное использование социальных сетей может иметь негативные последствия.

Развитие индивидуальности, идентичности и социализации. Отрочество является периодом самопознания, обретения новых социальных навыков, временем установления ценностей и связей. В этом возрасте подростки пытаются исследовать свое окружение, чтобы сформировать идентичность. Они также претерпевают значительные изменения в физическом, когнитивном и социальном плане. 

Среди цифровых медиа социальные сети стали основным каналом коммуникаций для подрастающего поколения, предоставляющим молодым людям платформу для установления и изучения самоидентичности посредством взаимодействия с другими пользователями и обеспечивающим им обратную связь о своем поведении, наблюдение за поведением своих сверстников и реакцией других на это поведение, что в итоге служит цели самоидентификации и социализации [6].

Риски новых медиа в процессе социализации подростков

Несмотря на интерес к положительным эффектам новых медиа, исследователи больше обеспокоены рисками, создаваемыми социальными сетями и онлайн-играми.

Негативный контент (насилие, алкоголь, наркотики, секс и т. п.). Подрастающее поколение получает доступ к контенту по желанию и становится активным потребителем цифровых медиа, что позволяет маркетологам и мошенникам влиять на них. Интернет содержит большое количество ресурсов, которые включают насилие, порнографический контент, расизм, сексизм и т. д. Более того, информация подобного рода распространяется без ограничений по возрастным группам. 

Подростки поддаются пропаганде наркотиков (табак, алкоголь, электронные сигареты и марихуана); курение и преступная деятельность подростков могут быть связаны с негативным контентом в социальных сетях, особенно с опасным контентом, публикуемым сверстниками.

Кроме того, подростки подражают блогерам, пробуют на себе экстремальные диеты и учения, например водные диеты, чаи для похудания или снижения веса [7]. Для подростков, находящихся на стадии физического развития, следование таким диетам впоследствии окажет неблагоприятное влияние на их здоровье. 

Подростки также могут быть подвержены риску сексуального насилия и эксплуатации в Интернете при помощи сообщений порнографического содержания или непристойного языка, который «диктуют» подросткам такие интернет-платформы, как онлайн-форумы, онлайн-игры и социальные сети.

Кибербуллинг. Как показал анализ публикаций, кибербуллинг (запугивание, или киберагрессия) стал одной из наиболее изученных тем в области использования социальных сетей подростками. Существуют два типа кибербуллинга современных подростков в среде новых медиа: один из них – языковое насилие, с которым сталкиваются юные блогеры, что связано с популярностью веблога и видеороликов среди подростков; другой – перенос насилия из реального мира, когда конфликты находят свое продолжение в сетевом взаимодействии. Занимаемая позиция – агрессора или жертвы – в существенной степени определяет проявление эмоционального сочувствия в ситуациях сетевой агрессии [8. С. 14]. 

Кибербуллинг может привести к глубоким психосоциальным последствиям, включая депрессию, тревогу, серьезную изоляцию и даже самоубийство. Исследование показывает, что жертвы киберзапугивания пытались покончить жизнь самоубийством в два раза чаще, чем их сверстники, которые не стали жертвами кибербуллинга [9].

«С развитием интернет-технологий появились новые способы психического воздействия на потерпевших, например кибербуллицид – суицид, произошедший вследствие столкновения с прямой или косвенной агрессией онлайн» [10. С. 105]. Известны так называемые группы смерти [11], и «если раньше злоумышленники подталкивали детей к суициду во “ВКонтакте” и других соцсетях, то теперь вовлекают несовершеннолетних в опасные игры в мессенджерах» [12].

Анонимный преступник может быть незнакомцем на другом континенте или лучшим другом, сидящим в той же аудитории, анонимность сети делает преступников менее обеспокоенными тем, что такое поведение обнаружат родители или учителя. Вместе с тем доступность, публичность и постоянство социальных сетей могут повысить возможность быстрого и широкого распространения агрессивного контента.

Интернет-зависимости и аддикция игры. Благодаря технологическому развитию и повсеместному доступу к Интернету, игры в цифровой среде стали очень популярными во всем мире для детей и подростков. Появляется все больше свидетельств того, что непропорционально большое количество времени, проведенного в Интернете, может привести к негативным последствиям для здоровья подростков, включая нарушение сна, снижение зрения и тахикардию, вызвать тревогу и депрессию. 

Китайские исследователи сосредоточены на проблемах интернет-зависимости и игровой аддикции детей, о которых заботятся только их бабушки и дедушки [13]. Отсутствие разумного родительского надзора, неконтролируемое и чрезмерное использование смартфонов лишь отягощают вхождение подростков в социум, увлекая и очаровывая их виртуальными сетями. 

Согласно «Отчету об исследовании аддиктивного поведения подростков», опубликованному Центром исследований в области здравоохранения Университета Китайской академии социальных наук, оставленные родителями дети проводят больше времени в играх, чем другие. По 4–5 часов в день играют 18,8 % оставленных детей и 8,8 % детей из полных семей [14].

Интернет-мошенничество и утечка персональных данных. Информация интернет-мошенников обычно распространяется через всплывающие сетевые окна, небезопасные ссылки, сообщения и т. д. Согласно опросу, 35,76 % китайских подростков заявили, что получали финансовую мошенническую информацию в социальных сетях, также дети тайно используют банковские карты своих родителей, чтобы перезапустить игру [15].

Кроме того, всплывающие окна часто встречаются на платных ресурсах, особенно в играх, принуждая молодых людей платить. Нередки случаи, когда молодые люди «дарят» подарки видеоблогерам и несут экономический ущерб.

Обсуждаются исследователями и проблемы, связанные с утечкой персональных данных подростков. Поисковые запросы, местоположение и другие цифровые следы молодых пользователей в Сети, в том числе фотографии и другая информация о детях, которую размещают на социальных платформах родители, могут быть проанализированы и в дальнейшем использованы в коммерческих целях преступниками.

Нейтрализация негативного влияния новых медиа на подростков

Чтобы защитить молодых людей от негативного воздействия новых медиа, во многих странах были законодательно введены ограничения и внедрена возрастная классификация информационной продукции в Интернете. 

Франция расширила закон LoiEvin, чтобы охватить навязчивую онлайн-рекламу (например, всплывающие окна и баннеры) и контент, который привлекает внимание подростков. 

С 2015 года Финляндия запретила поощрять обмен контентом в социальных сетях, онлайн-конкурсах, вирусном маркетинге и «рекламной игре» на новых электронных устройствах (например, на смартфонах, планшетах и игровых приставках). 

С 2017 года «Закон о сетевой безопасности Китайской Народной Республики» предусматривает наказание за использование Интернета для осуществления деятельности, угрожающей физическому и психическому здоровью несовершеннолетних. 

«Закон о возрождении игровой индустрии» Южной Кореи регламентирует, что игровые компании должны рассматривать возраст игрока в качестве важного критерия классификации игровых продуктов. 

«Закон о защите конфиденциальности детей в Интернете» Соединенных Штатов Америки требует информировать родителей и получать их «проверенное согласие», чтобы ограничить сбор информации о детях в коммерческих целях [16].

Разрабатывая законы, страны также поддерживают саморегулирование медиаплатформ. Например, для борьбы с изображениями сексуальных надругательств над детьми и непристойным контентом для взрослых Internet Watch Foundation (Великобритания) подписали соглашение о безопасности сети R3 с Министерством торговли и промышленности, Министерством внутренних дел, Столичной полицией Лондона, поставщиками интернет-услуг. 

Медиаплатформы принимают меры по обеспечению несовершеннолетних безопасной онлайн-средой за счет фильтрации и удаления порнографического контента через алгоритмы, запуск молодежной модели, добавлена опция изобличения издателей негативной информации пользователями.

Родители и школы должны учитывать грамотность молодых людей в процессе социализации и социального взаимодействия. Многие подростки не готовы делиться информацией со своими родителями, когда они сталкиваются с какой-либо проблемой в Интернете [17].

Существующие технологии защиты конфиденциальности в основном сосредоточены на обеспечении контроля над контентом и предлагают мало вариантов для повышения осведомленности родителей о рисках сбора личных данных или поддержки обучения своих детей. 

По этой причине исследователи изучили влияние обучения осведомленности о кибербезопасности в четырех школах Малайзии, содержание которого включает в себя темы, касающиеся угроз кибербезопасности, таких как порнография, педофилия, аддикция от онлайн-игр и киберагрессия [18].

Результаты показали, что уровень осведомленности респондента о кибербезопасности повышается после прохождения программы. Однако для действительно широкого распространения медиаграмотности во всех ее проявлениях необходимо приложить гораздо больше усилий.

Заключение

Итог вполне очевиден: интернет-коммуникации содержат колоссальный потенциал, реализация которого может принести значительные выгоды. Новая коммуникационная среда расширяет возможности для обучения и помогает развивать индивидуальность, открывая новые способы формирования идентичности в процессе социализации. 

В то же время подростки уязвимы: на них влияет негативная медиапродукция, связанная с насилием, алкоголем, порнографией, наркотиками, киберзапугиванием, зависимостью от смартфона, интернет-мошенничеством и утечкой персональных данных. Цифровая среда воздействует на психологическое благополучие подростков, их здоровье, индивидуальность, самоконтроль и саморазвитие. 

Чтобы не превратить подростков в придаток медиа, необходимо уменьшать их «экранную» жизнь, в первую очередь развивать «неэкранную» деятельность, например, ориентировать их на спорт, отдых на свежем воздухе и чтение. 

Отдельного внимания заслуживает проблема кибербуллинга и кибербуллицида, а также различные аспекты безопасности персональной информации – прежде всего в контексте возможного мошенничества и агрессии против пользователя.

В регулировании деятельности новых медиа и производителей медиапродукции важная роль принадлежит государственному контролю. 

Однако из-за высокой динамики развития и становления новой коммуникационной среды саморегулирование платформ, по всей видимости, остается важнейшим инструментом негосударственного воздействия на ситуацию, при этом, возможно, более эффективного. 

Тем не менее сделать интернет-общение стерильным, избавившись от проблем и сложностей, безусловно, не удастся. Поэтому медиаграмотность подростков и их родителей имеет огромное значение.

Наконец, сама по себе тема социализации подростков является важной и перспективной точкой приложения усилий для ученых, как и многие другие аспекты медиакоммуникации, психологии и привычек пользователей. 

Не должно слепо следовать за своими страхами, как это часто происходило на заре формирования сети Интернет. Необходимо обращать больше внимания поведению онлайн, особенно когда речь идет о подростках. Часто взрослые не догадываются о том, что происходит в жизни детей – жизни, которая становится все более и более виртуальной.

Список литературы

  1. Подросток в социальной сети: норма жизни – или сигнал опасности? // Данные опросов. 2019, 6 марта. № 3898. 
  2. Ярыгина И.И. Влияние интернета на процесс социализации подростков // Гаудеамус. 2017. Т. 17. № 37. С. 57−62.
  3. Anderson M., Jiang J. Teens’ Social Media Habits and Experiences / Pew Research Center. 2018, November 28. 
  4. Чванова М.С., Анурьева М.С., Киселева И.А. Влияние Интернета на социализацию молодежи // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2017. Т. 22. Вып. 5 (169). С. 23−36.
  5. Fletcher J., Nicholas K. Reading for 11–13-year-old students in the digital age: New Zealand case studies // Education. 2016. Vol. 46. No. 1. Pp. 37−48.
  6. Ни Сяо Л., Шао Сяо Й. 青少年网络社交媒体使用对主观幸福感的影响:自尊联结自我同一性的序列中介路径 [Влияние молодежного использования социальных сетей в Интернете на субъективное благополучие: последовательный промежуточный путь самооценки и самоидентификации] // 兰州大学学报:社会科学版[Вестник Университета Ланьчжоу]. 2019. № 1. С. 122−133.
  7. Riesmeyer C., Hauswald J., Mergen M. (Un)healthy behavior? The relationship between media literacy, nutritional behavior, and self-representation on Instagram // Media and Communication. 2019. Vol. 7. No. 2. Pp. 160−168.
  8. Собкин В.С., Федотова А.В. Подростковая агрессия в социальных сетях: восприятие и личный опыт // Психологическая наука и образование. 2019. Т. 24. № 2. C. 5−18.
  9. Cyberbullying Research Center report, 2010. 
  10. Бычкова А.М., Раднаева Э.Л. Доведение до самоубийства посредством использования интернет-технологий: социально-психологические, криминологические и уголовно-правовые аспекты // Всероссийский криминологический журнал. 2018. Т. 12. № 1. С. 101–115.
  11. Volkova I., Kadyrova S., Rastorgueva N., Algavi L. From the Silent House Meme to the Blue Whale-Game: The Storyworld’s Transformation // International Multidisciplinary Scientific Conference on Social Sciences & Arts SGEM. 2017. Pp. 253–260. DOI: 10.5593/sgemsocial2017/41/S16.032.
  12. «Синий кит»: почему ужесточение закона не останавливает «группы смерти». URL: https://ria.ru/20200620/1573186152.html (дата обращения: 25.05.2020).
  13. Сяо Юй Б., Гуй М. 需求层次理论视角下沉迷手机游戏的留守儿童问题分析 [Анализ поведения оставленных детей, которые увлекаются мобильными играми с точки зрения теории спроса] // 邢台学院学报 [Вестник университета Синтай]. 2019. № 3. С. 186−189. (На китайском языке.)
  14. Цю Чэньхуэй. 邱晨辉. 调查:中国二成青少年有电子游戏成瘾现象或风险[Опрос: 20 % китайских подростков подвержены риску зависимости от онлайнигр].
  15. Тянь Ф., Го Ж., Хуань Юн Л., Чжу Т. 中国青少年互联网使用安全问题研究 [Исследование безопасности китайских подростков в Интернете] //公安学研究 [Исследование общественной безопасности]. 2018. № 4. С. 1−10.
  16. Children’s Online Privacy Protection Act (15 U.S.C. §§ 6501–6506).
  17. Chou H.L., Chou C. A quantitative analysis of factors related to Taiwan teenagers’ smartphone addiction tendency using a random sample of parent-child dyads // Computers in Human Behavior. 2019. Vol. 99. Pp. 335−344.
  18. Ahmad Zukarnain Z., Hashim M. Z., Muhammad N., Mansor F.A., Wan Azib W.N.H. Impact of training on cybersecurity awareness // GADING Journal of Science and Technology. 2020. Vol. 3. No. 1. Pp. 114−120.
Источник: Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2020. Т. 25. № 3. С. 576–585. http://dx.doi.org/ 10.22363/2312-9220-2020-25-3-576-585

Об авторе

Цзинь Хань - аспирантка кафедры новых медиа и теории коммуникации факультета журналистики Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова.

Смотрите также:

Категории

Метки

Публикации

ОБЩЕНИЕ

CYBERPSY — первое место, куда вы отправляетесь за информацией о киберпсихологии. Подписывайтесь и читайте нас в социальных сетях.

vkpinterest