В отечественной науке проблема интернет-зависимости исследуется рядом медицинских психологов.
- Признаки и симптомы компьютерной зависимости находятся в поле научных интересов Н. И. Алтухова и К. Ю. Галкина;
- общие проблемы интернет-зависимости изучаются А. Е. Войкунским;
- интернет-зависимость как совокупность разных поведенческих зависимостей анализируют А. Ю. Егоров и С. А. Игумнов;
- взаимосвязь социальной идентичности и поведения пользователей в Интернете изучают А. Е. Жичкина и Е. П. Белинская;
- систематизацией признаков и стадий интернет-зависимости занимается А. В. Котляров;
- классификации и типологии интернет-зависимых людей исследуются В. Д. Менделевичем;
- характеристика аддиктивного поведения как стремления «ухода от реальности» представлена Ц. П. Короленко и Б. Г. Сигалом;
- клинические аспекты интернет-зависимости изучает В. А. Лоскутова;
- как поведенческая аддикция интернет-зависимость исследуется А. В. Гоголевой и Е. В. Янко, которые определяют аддиктивное поведение как одну из форм отклоняющегося, девиантного поведения [4].
В своей работе мы опирались на исследования в области педагогики и психологии М. А. Алемаскина, М. Э. Вайнера, О. А. Воробьевой, А. Д. Гонеева, Е. В. Змановской, В. П. Кащенко, Ю. А. Клейберга, С. А. Кулакова, Г. Ф. Кумариной, Н. И. Лифинцевой, И. А. Невского, Н. М. Назаровой, Р. В. Овчаровой, М. Раттер, Н. А. Рыжовой, Л. С. Славиной, А. С. Спиваковской, В. Г. Степанова, О. А. Степановой, Н. В. Ялпаевой.
Педагогических исследований, посвященных острой проблеме формирования интернет-зависимости современных подростков, крайне мало. Так, Ф. А. Саглам исследует педагогические условия коррекции интернет-зависимости у подростков, В. Н. Друзин занимается изучением эффективности педагогической профилактики игровой компьютерной зависимости подростков [3].
Проведенный нами теоретический анализ философских, психологических и педагогических источников показал недостаточную изученность проблемы поведенческих зависимостей и помощи интернет-зависимым подросткам.
Большинство исследований феномена интернет-зависимости ведутся в рамках медицинской психологии, а изучение педагогических аспектов данной проблемы явно недостаточно [1].
С целью выявления типологии подростков, склонных к кибераддикции, была сформирована группа из 60 подростков со средним возрастом 15 лет.
В ходе эмпирического исследования использовался комплекс следующих методик:
- методика «Восприятие Интернета» (Е. А. Щепилина);
- стандартизированная психодиагностическая методика на определение уровня интернет-зависимости С. А. Кулакова;
- методика исследования самоотношения (МИС) В. В. Столина, С. Р. Пантилеева;
- опросник уровня агрессивности Басса – Дарки;
- опросник для диагностики межличностных отношений Т. Лири;
- методика субъективной оценки ситуационной и личностной тревожности Ч. Д. Спилбергера и Ю. Л. Ханина;
- стандартизированный многофакторный метод исследования личности (СМИЛ) Л. Н. Собчик (подростковый вариант).
Для выделения типологии подростков, склонных к кибераддикции, статистическая обработка результатов осуществлялась на основе кластерного и факторного анализа.
На первом этапе ко всему массиву исходных данных применялся кластерный анализ (метод Уорда), позволяющий разделить выборку на качественно однородные группы. В результате было выявлено три группы испытуемых, в каждую из которых вошло от 8 до 22 объектов.
Расстояние между объектами составляло от 1,4 до 481,5829. На втором этапе исходные данные испытуемых каждой группы подверглись факторному анализу варимакс-методом с применением преобразования Кайзера и метода Р. Кеттелла («каменистая осыпь»), что позволило выделить факторную структуру кибераддикции подростков, специфичную для каждой группы.
При анализе полученных данных мы также учитывали вес и содержательную наполненность каждого из факторов, что позволило нам выявить ключевые особенности подростков, склонных к кибераддикции.
Таблица 1. Факторная структура «агрессивного типа» подростков (19%)
Таблица 2. Факторная структура «конфликтного типа» подростков (18,6%)
Подростки «агрессивного типа» характеризуются следующими особенностями: враждебны по отношению к окружающим, агрессивность может доходить до асоциального поведения, требовательны, прямолинейны в общении с окружающими, откровенны, строги и резки в оценке других, непримиримы, склонны во всем обвинять окружающих. Проявляют закрытое (защитное) отношение к себе, конформность и выраженную мотивацию социального одобрения, сопровождающуюся недостаточной рефлексией представлений и переживаний, связанных с я-концепцией.
Подростки проявляют не только вербальную агрессию, но и физическую, склонны к конфликту и при этом обвиняют не себя, а окружающих. Им достаточно трудно контролировать свои эмоции, особенно отрицательные, которые являются индикатором дезадаптивного поведения. В незнакомых ситуациях тревожны и стараются держать всё под контролем, но из-за импульсивности это не всегда удается в приемлемой форме.
Противоречивое сочетание сдержанности и раздражительности создает смешанный тип реагирования, т. е. со склонностью к трансформации эмоциональной напряженности в болезненные реакции всего организма или отдельных органов (желудочно-кишечного тракта, вегетативной нервной системы, сердечнососудистой системы) [9].
Далее перейдем к описанию «конфликтного типа» подростков (см. таблицу 2). Подростки «конфликтного типа» характеризуются следующими особенностями: у подростков присутствует неудовлетворенность актуальной потребности; чувство неопределенности, неуверенности.
Настроение у них неустойчиво, что взаимосвязано с повышенной возбудимостью. Конфликтный подросток отвергнут или не признан «своим» среди сверстников, если его интересы и запросы не удовлетворяются, а притязания на ведущую роль в коллективе встречают отпор других сверстников [8].
К характерологическим предпосылкам возникновения конфликта относятся устойчивые качества и черты характера, предрасполагающие к столкновению с окружающими, вызывающие отрицательное отношение к человеку, чувства антипатии и противодействия, которые формируются средой, являются следствием психологически неадекватного, одностороннего воспитания (например, в условиях эмоционального отвержения ребенка в семье, гиперили гипопротекции как стиля нарушенного семейного воспитания): нетерпимость к недостаткам других; пониженная самокритичность; импульсивность; несдержанность в чувствах; укоренившиеся негативные предрассудки, предубеждения к окружающим; эгоизм.
Реакция на трудности, неудачи зависит от свойств личности подростков: одни критически оценивают собственное поведение, обвиняют себя («не организован», «не сумел сдержаться», «не сумел добиться своего»); другие ищут оправдание собственных неудач в объективных, не зависящих от людей обстоятельствах или изменяют взгляд на ситуацию, признавая ее незначительной («бывает и хуже, не это главное»); третьи склонны обвинять в случившемся прежде всего окружающих, начинают конфликтовать с ними («не организованы, не умеют сдержать слово, мешают» и т. д.) [10].
Подростки «социально-интровертированного типа» характеризуются пассивной личностной позицией, для них характерна обращенность интересов на мир внутренних переживаний (больше, чем вовне) как константное свойство личности (т. е. интровертированность).
У подростков снижен уровень включенности в социальную среду, они замкнуты, застенчивы, переживают трудности в налаживании отношений в связи с процессом вживания в новую микрогруппу или в связи с серьезным межличностным конфликтом.
Они инертны в принятии решений, скрытны, избирательны в контактах, стремятся к избеганию конфликтов ценою значительного сужения сферы межличностных контактов [7].
В ситуации стресса проявляют заторможенность, уход от контактов, бегство от проблем в одиночество (эскейп). Социальная интроверсия отражает не только замкнутость, неразговорчивость, но нередко является признаком внутренней дисгармонии и способом сокрытия от окружающих своеобразия своего характера, неловкости в общении.
Иногда на первый взгляд эти люди могут производить впечатление достаточно общительных, но это им дается ценой значительного напряжения, о котором знают лишь они сами. Из-за личностной тревожности они достаточно подозрительны к окружающим, их легко обидеть, что влияет на закрытость и уход от контактов.
Они достаточно сложно адаптируются к изменяющимся условиям, ригидны в своих установках и суждениях. Стараются все ситуации держать под контролем, скудны в эмоциональных проявлениях. Критичны к себе, необщительны, испытывают трудности в интерперсональных контактах из-за неуверенности в себе, подозрительны из-за боязни плохого отношения, скептически настроены, разочарованны в людях, свой негативизм проявляют в вербальной и косвенной агрессии [2; 5].
Таблица 3. Факторная структура «социально-интровертированного типа» подростков (16,5%)
В результате проведенного нами исследования была эмпирическим путем выявлена типология подростков, склонных к кибераддикции, включающая три типа подростков: агрессивный тип, конфликтный и социально-интровертированный.
Агрессивный тип характеризуется ярко выраженным протестом против окружающих. Подростки враждебны по отношению к окружающим, агрессивность может доходить до асоциального поведения, требовательны, прямолинейны в общении с окружающими, откровенны, строги и резки в оценке других, непримиримы, склонны во всем обвинять окружающих [1; 6].
Конфликтный тип подростков характеризуется неудовлетворенностью актуальной потребности; чувством неопределенности, неуверенности. Настроение у них неустойчиво, что взаимосвязано с повышенной возбудимостью.
Конфликтный подросток отвергнут или не признан «своим» среди сверстников, если его интересы и запросы не удовлетворяются, а притязания на ведущую роль в коллективе встречают отпор других сверстников. Вступление в постоянные конфликты является своего рода защитной и оборонительной реакцией подростков от нападения на них со стороны сверстников [4].
У подростков социально-интровертированного типа снижен уровень включенности в социальную среду, они замкнуты, застенчивы, переживают трудности в налаживании отношений в связи с процессом вживания в новую микрогруппу или в связи с серьезным межличностным конфликтом.
ЛИТЕРАТУРА
- Алексеевец О. Г. Личностные особенности подростков, склонных к интернет-аддикции // Вестн. Бурят. гос. ун-та. 2011. № 5. С. 185–189.
- Астафьев А. В. Индивидуально-психологические особенности пользователей сети Интернет. 2011.
- Белинская Е. П. Информационная социализация подростков: опыт пользования социальными сетями и психологическое благополучие // Психологические исследования. 2013. № 30. С. 12–18.
- Егоров А. Ю. Особенности личности подростков с интернет-зависимостью // Вопросы психологического здоровья детей и подростков. 2005. № 2. С. 20–27.
- Истратова О. Н. Справочник психолога средней школы. Ростов н/Д : Феникс, 2006. 511 с.
- Казанская В. Г. Подросток: трудности взросления : кн. для психологов, педагогов, родителей. 2-е изд., доп. СПб. : Питер, 2008. 283 с.
- Клейберг Ю. А. Социальная психология девиантного поведения. М. : Сфера, 2004.
- Крайг Г. Психология развития. СПб. : Питер, 2010. 940 с.
- Кулагина И. Ю. Возрастная психология: развитие человека от рождения до поздней зрелости. М. : Сфера, 2009. 464 с.
- Лосенкова Т. А. Взаимосвязь интернет-зависимости с тревожными состояниями подростков // Молодой ученый. 2014. № 4. С. 702–703.
Об авторах
- Евгения Сергеевна Набойченко — доктор психологических наук, профессор кафедры общей психологии, Уральский государственный педагогический университет, г. Екатеринбург.
- Любовь Ивановна Окунева — аспирант, преподаватель кафедры психологии, Северо-Казахстанский государственный университет имени М. Казыбаева, г. Петропавловск.
Смотрите также:
- Филатова Т.П. Программа психологической коррекции компьютерного игрового аддикта
- Шахова П.В., Липовая О.А. Психологические особенности компьютерной зависимости у подростков
- Яснова А.А. Кибераддиктивное поведение подростков: Эмпирические данные
- Яснова А.А. Теоретические аспекты изучения проблемы геймер-аддикции и её влияния на поведение подростков