Подростки, которые стали заложниками компьютерной зависимости, – это одно из негативных последствий научно-технического прогресса в современном мире. Родители, покупая ребенку компьютер, и не подозревают в самом начале, чем может обернуться этот шаг.
Как известно, термин «интернет-зависимость» был предложен в 1996 году доктором Айвеном Голдбергом. Первый и важный признак начинающейся аддикции - чрезмерное увлечение Интернетом. Ребенок заходит на все сайты подряд, без остановки играет в онлайн-игры, является завсегдатаем социальных сетей [2, с. 83].
Исследователи выделяют характерные психологические признаки компьютерной зависимости. В первую очередь, ребенок начинает забывать про реальных друзей и учебу, потому что постоянно проводит все свое время за компьютером.
Вне игры за компьютером ребенок становится раздражительным и не может найти себе применение, ощущает пустоту. Во время учебы ребенок не может сконцентрироваться на учебном материале, чтобы выполнить необходимые задания. Его внимание легко отвлекаемо.
В плане физиологии отмечают следующие характерные признаки компьютерного аддикта: сухость и покраснение глаз; жалобы на частые головные боли, бессонница, отсутствие аппетита, пренебрежение личной гигиеной, жалобы на боли в спине из-за отсутствия физической активности.
Компьютерная зависимость связана с разными видами деятельности. А.Е. Войскунский выделяет три основных вида компьютерной деятельности [2]. К первому виду, по мнению автора, относится познавательная, которая проявляется в интересе к различным сферам программирования и хакерству. Вторая – игровая, проявляющаяся в зависимости от компьютерных игр. Последняя – коммуникативная, выражающаяся в чрезмерном увлечении сетевой коммуникацией [2, с.16].
Как отмечают исследователи, компьютерная зависимость подразделяется на несколько видов.
Кибераддикция - зависимость от компьютерных игр, которая, в свою очередь, разделяется на две группы: ролевые компьютерные игры, которые направлены на максимальное погружение в виртуальный мир. Вторая группа - неролевые компьютерные игры. Эти игры уже заранее запрограммированы на достижение цели, в которых с помощью набора определенных очков или призов формируется азарт [2, с. 16].
Среди причин компьютерной зависимости отмечают многие факторы. Но основными являются следующие. Первая причина - нехватка общения с близкими и значимыми людьми для ребенка. Подразновидностью этой причины может служить отвержение сверстников. Подростку не с кем общаться в реальной жизни, не с кем поделиться своими переживаниями. Остается только один путь - погружение в виртуальный мир, где его всегда понимают, поддерживают. В виртуальном мире он перестает чувствовать себя одиноким.
Следующей причина робость, застенчивость, закомплексованность подростка. Это приводит к трудностям в общении. А, сидя за компьютером, стеснение проходит, появляется раскрепощенность и появляется легкость и свобода в общении. Еще одной причиной является интерес ко всему новому. Так же подросток стремиться быть «как все».
Привязанность подростка к компьютеру делает компьютер главным источником общения и получением информации. На начальном этапе это может быть компенсацией дефицита общения в реальной жизни [2].
Среди опасных последствий компьютерной зависимости выделяют следующие.
- Подросток, находясь за компьютером, перестает контролировать время.
- Проявляется агрессия при отказе в доступе к компьютеру.
- Виртуальный мир поглощает ребенка, и он может перестать видеть разницу между реальностью и виртуальным миром.
- Ребенок, проводя много времени за компьютером, перестает замечать голод и жажду, что приводит к недостатку питательных веществ в организме. Соответственно, это приводит к нарушению физического развития и появляются заболевания.
- Компьютер способствует нарушению зрения.
- Появляется бессонница, усталость, снижение иммунитета.
- Появляются проблемы с осанкой, головные боли.
- Из-за эмоциональной незрелости появляются депрессивные проявления.
- Последствия компьютерной зависимости приносят значительный урон психическому и физическому здоровью подростка.
- Реальное общение сходит на нет [2].
Избавиться от зависимости сложно, но возможно. Нужно учитывать, что процесс избавления от симптомов достаточно долгий и сложный. Этим должен заниматься квалифицированный специалист, но поддержка и забота со стороны близких людей так же необходима.
Первое, на что следует обратить внимание, - это сократить время нахождения ребенка за компьютером. Но делать это надо постепенно. Резкий запрет будет иметь обратный эффект. Далее – необходимо наладить с ребенком доверительные отношения. Известно, что дети очень чувствительны ко лжи. Ее использование может усугубить ситуацию.
Конечно, самим родителям необходимо больше времени проводить со своими детьми. Надо найти общий круг интересов и реализовывать это вместе с ребенком. Но сами встречи не должны сводиться к длительным нотациям или навязыванию собственного мнения.
Надо научиться уважать проявление индивидуальность ребенка, с пониманием относиться к его выбору, даже если это противоречит собственным вкусам. Ориентиром здесь должен стать интерес самого ребенка. Необходимо уделить внимание развитию личностных качеств: любознательности, уверенности в себе, дружелюбности, честности, ответственность за свои поступки.
Несомненно, каждый может быть заложником зависимости, не обязательно компьютерной. В современном мире очень много соблазнов и не каждый может устоять перед их искушением.
Самым лучшим способом выхода из любой трудной жизненной ситуации, на наш взгляд, является смена деятельности. Помимо этого, необходимо развивать в себе критическое мышление, чтобы своевременно среагировать на начинающиеся проявления зависимости.
Исследователь О.А. Липовая считает, что развитие критического мышления у отдельно взятых граждан еще в период их обучения может помочь снизить риск их попадания под влияние негативных убеждений, настроений, установок [3].
Литература
- Бабаева Ю.Д., Войскунский А.Е., Смыслова О.В. Интернет: воздействие на личность. Гуманитарные исследования в Интернете / Под ред. А.Е. Войскунского. М: Можайск-Терра, 2000, 431 с.
- Войскунский А.Е. Интернет - новая область исследований в психологической науке // Ученые записки кафедры общей психологии МГУ. Выпуск 1. - М.: Смысл, 2002. С.82-101.
- Липовая О.А. Развитие критического мышления у студентов педагогического вуза. Вестник Таганрогского государственного педагогического института имени А.П. Чехова. Гуманитарные науки. Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та имени А.П. Чехова, 2013. Специальный выпуск № 1. С. 142-145.
- Янг К. Диагноз - Интернет-зависимость // Мир Интернет. 2000. №2. С.24-29
Об авторах
- Шахова П.В. - студентка, г. Таганрог, ТИ имени А.П. Чехова (филиал) ФГБОУ ВО «РГЭУ (РИНХ)».
- Липовая О.А. - доцент кафедры психологии г. Таганрог, ТИ имени А.П. Чехова ФГБОУ ВО «РГЭУ (РИНХ)».
Смотрите также:
- Лосенкова Т.А. Взаимосвязь интернет-зависимости с тревожными состояниями подростков
- Павлова Е.А. О необходимости и возможностях профилактики интернет-зависимости у учащихся
- Пережогин Л.О. Интернет-аддикция в подростковой среде
- Щелина Т.Т., Маслова В.С. Феномен интернет-зависимости как причина девиантного поведения подростков