Проблема развития личности и социализации человека в усложняющемся и информационно насыщенном поликультурном обществе выступает одной из актуальных междисциплинарных проблем человекознания.
Интенсивное развитие информационно-коммуникационных технологий, переход средств массовой информации на цифровую основу, широкое распространение глобальных компьютерных сетей приводит к тому, что современный человек погружается в качественно новую и семиотически неоднородную информационную среду, которая, по сути, становится особого рода жизненным пространством, в котором развертываются многие виды учебной, профессиональной и досуговой деятельности, межличностного взаимодействия. Индивидуальное и общественное сознание, представления о собственном Я современного человека в значительной мере опосредуются виртуальными реальностями.
Возникают новые «личностные феномены» погружения человека в информационно-коммуникативную среду, отражающие возможности конструирования не только виртуального мира, но и собственной личности [6].
В современной философии и психологии появляется ряд терминов, отражающих формирование у интернет-пользователей особого рода виртуального Я: «виртуальная личность», «сетевая, или виртуальная, идентичность», «Я-виртуальное» и т. п.
Виртуальное Я, с одной, стороны, строится на основании смысловых составляющих «Я-реального», с другой — является особым образованием самосознания, в котором отражаются атрибуты принадлежности к определенным сетевым сообществам и субкультурам, могут присутствовать личностные черты и способы поведения, которые человек по тем или иным причинам не проявляет в реальном мире, сконструированные (вымышленные) социально-демографические характеристики и т. п. [3, 5, 9].
В то же время, сама коммуникативная среда Интернета и характер виртуального общения трансформируется, тем самым изменяя сами принципы конструирования виртуального Я.
Несколько десятилетий назад Интернет был пространством и источником экспериментирования с идентичностью и самопрезентацией — анонимность сетевого взаимодействия в сочетании с достаточно широким выбором мультимедийных средств создавала условия для становления «карнавальной» культуры виртуального мира, стимулировала порождение множества «сетевых личностей» одного и того же пользователя, существенно отличающихся от реальной.
Сегодня бурное распространение социальных сетей приводит к раскрытию анонимности и адресности общения. Страницы в социальных сетях, как правило, содержат реальную информацию о человеке, в адресах электронной почты часто используются действительные имя и фамилия. Более того, в сеть переносится общение людей и целых групп, объединенных общей деятельностью или знакомых в реальной жизни (одноклассники, сотрудники, друзья и т. п.) [2].
«Материалом» для конструирования сетевой идентичности становится содержание «мира оффлайн», а события, происходящие в предметном и социальном мире, транслируются в сети, вызывают отклики, становятся предметом интереса к реальной и виртуальной личности.
В наибольшей степени воздействию информационной среды, бесспорно, подвергаются подростки [4]. Традиционные институты социализации в современном обществе постепенно заменяются виртуальной средой, во взаимодействии с которой происходит формирование самосознания, освоение способов взаимодействия с другими людьми и окружающим миром [1].
Находясь в сети Интернет, подросток активно взаимодействует с медиасредой, игровыми мирами, различными виртуальными реальностями, насыщенными знаками и символами, которые зачастую не соответствуют детскому опыту и воспринимаются некритично, на уровне внешнего подражания «атрибутам взрослости» или моды [7,8].
Основным средством общения становятся социальные сети. Современный подросток легко обучается работе с новыми информационными технологиями и устройствами, осваивает так называемые «гибридные» пространства, объединяющие и совмещающие мобильную связь, Интернет и реальный мир, нередко не осознавая, что находится одновременно в сети и в предметно-социальном окружении [10, 13, 14].
Формирование коммуникативных стратегий, становление идентичности в подростковом возрасте в основном происходит в «семиотических социальных пространствах» [14], объединяющих множество виртуальных собеседников и сообществ, характеризующихся разнородными социальными нормами и правилами коммуникации.
Современных подростков по праву называют «жителями Интернета», «цифровыми аборигенами», «цифровым поколением», «глобальными детьми» [9, 11]. Дети и подростки быстрее, чем взрослые, осваивают информационную среду, легче адаптируются к ней. В то же время воздействие информационное среды на личностное развитие и формирование самосознания подростков является неоднозначным.
По данным социологического исследования, проведенного под руководством С. Б. Цымбаленко [11], современные российские дети и подростки «вступили в эпоху массового Интернета». Вне зависимости от региона проживания, Интернетом пользуется 93% подростков. При этом общение в сети для большинства из них является приоритетным по отношению к реальному взаимодействию.
В связи с этим время, проводимое подростком в сети, на сегодняшний момент уже не является критерием для выявления чрезмерной увлеченности интернет-коммуникацией. Дети становятся независимыми от взрослых в поиске и переработке информации, проявляют самостоятельность, познавательную и личностную активность в виртуальной среде. Современный Интернет вбирает в себя множество информационных каналов, интегрированных в единую медиасреду.
В связи с этим другие средства массовой информации — телевидение, радио, печатные СМИ — не играют ведущей роли в формировании личности и социализации подростка. Посредством сетевого взаимодействия происходит не только освоение подростками социального опыта, но и взаимообогащение «взрослой» и «подростковой» субкультур.
Подростки становятся активными субъектами виртуальной реальности, Интернет становится одним из главных источников и пространств их социализации. В связи с этим, значимой проблемой выступает определение роли современной информационной и медиасреды в формировании самосознания подростков.
В проведенном нами исследовании, посвященном анализу воздействия интернет-среды на содержание «образа Я» подростков, участвовали 53 учащихся 9-х классов общеобразовательных школ Санкт-Петербурга и Ленинградской области, из них 28 девушек и 25 юношей. Для получения эмпирических данных использовался тест «Кто Я» Т. Куна, Т. Мак-Партленда, в классическом варианте и модификации («Кто Я в Интернете»). В качестве способа обработки результатов использовался контент-анализ ответов.
Анализ категорий самоописаний личности респондентов (ответы на вопрос «Кто Я?») позволил выявить, что в репертуаре идентификаций подавляющего большинства подростков (74%) присутствуют характеристики, отражающие влияние информационной и медиасреды Интернета — персонажи популярных фильмов и сериалов, игровые роли и персонажи компьютерных игр, ролевые позиции, занимаемые в интернет-коммуникации, характеристики активности в виртуальной среде (рис. 1).
Только у 26% подростков в ответах не встречались категории, связанные с их пребыванием в информационно-медийном пространстве.
Процентное соотношение количества характеристик — компонентов «образа Я», связанных и не связанных с интернет-средой, указанных в ответах, также подтверждает указанную тенденцию. Среди всех характеристик собственной личности, названных под- ростками, 87% отражают их взаимодействие в виртуальной реальности.
Приведенные данные убедительно показывают, что образ актуального Я подростков в значительной мере опосредован их взаимодействием с информационной и медиасредой. Рассмотрим более подробно содержание категорий самоописаний, отражающих влияние данной среды (табл. 1).
Таблица 1. Компоненты «образа Я» подростков, отражающие влияние информационной и медиасреды
Как свидетельствуют данные таблицы, на первом месте находятся названия художественных фильмов, популярных среди подростков. Нужно отметить, что содержание фильмов в основном связано с героическими поступками, борьбой и победой, а также с фантастическими событиями и сюжетами, мистикой, необычными способностями и силой героев.
Также обращает на себя внимание тот факт, что подростки идентифицируют себя не с конкретным персонажем, а с фильмом в целом. На первый взгляд, это свидетельствует о диффузности самосознания подростков, однако, возможно, что таким образом проявляется принципиально иной тип идентичности, присущий «цифровому поколению» — сетевой, который предполагает отождествление себя с неким фреймом персонажей и событий, осознание себя в потоке постоянных коммуникаций.
На втором месте по значимости — характеристики принадлежности к подростковым субкультурам и ролевые позиции в информационной среде. Третье место занимают религиозные символы и спортивные увлечения, четвертое — различного рода символы сексуальных предпочтений и мифологические образы, на пятом месте находятся политические лидеры и названия компьютерных игр, шестое, последнее место разделили герои популярных передач и люди — символы рок-культуры.
Безусловно, такие характеристики, как сексуальные предпочтения, спорт, мифологические и религиозные образы, могут присваиваться подростками безотносительно к информационному пространству, в результате опыта личного общения со значимыми взрослыми и сверстниками, совместной деятельности.
Однако в ходе дополнительно проведенной нами беседы было выявлено, что именно Интернет как информационная и медийная среда, в особенности социальные сети, являются источниками информации о многих значимых сферах жизни: секс, спорт, политика и религия выступают популярными темами новостей, цитирования на личных страницах, групповых обсуждений и комментариев.
Интересно, что пол подростков не оказывает существенного влияния на характеристики актуального «образа Я», связанные с влиянием информационной среды: значимых различий в содержании и выраженности категорий мальчиков и девочек выявлено не было.
Обратимся к результатам, полученным с помощью разработанной нами модификации теста Т. Куна, Т. Мак-Партленда — «Кто Я в Интернете».
Для определения смысловой близости образов актуального и виртуального Я («Я в Интернете») у подростков был подсчитан процент совпадений ответов подростков в классической и модифицированной версии теста.
Выявлено, что фактически одна восьмая часть всех самоописаний является общей для представлений о себе в социальной и виртуальной реальности. То есть образы актуального и виртуального Я подростков оказывают взаимное влияние друг на друга, имеют «область пересечения», инвариант, в которую попадают некие устойчивые характеристики самосознания, проявляющиеся в реальной жизненной среде и в Интернет-коммуникации.
Рассмотрим подробнее содержание инвариантных по отношению к среде (реальной — виртуальной) характеристик самосознания подростков (табл. 2).
Таблица 2. Характеристики самосознания подростков, совпадающие в образах «Я-реальное» и «Я в Интернете»
На первом месте по выраженности категории находятся характеристики, отражающие лидерский потенциал. Второе место занимают рефлексивные самоописания, отражающие в основном эмоциональные, нравственные и личностные качества. На третьем месте — характеристики, проявляющиеся в общении. Четвертое место разделяют обозначения себя как личности, социальные роли и характеристики интеллектуального потенциала, и мифологические персонажи.
Это, скорее всего, связано с возрастными особенностями — стремлением к самоутверждению, интенсивным развитием самосознания и рефлексии, значимостью общения как ведущего вида деятельности, освоением широкого спектра ролей. Это проявляется как в реальном, так и в виртуальном взаимодействии подростков.
Однако идентификация подростков с мифологическими персонажами, популярными в современной информационно-коммуникативной среде и массмедиа, говорит о ее воздействии на самосознание подростков. Об этом свидетельствует и содержание категорий, находящихся на пятом и шестом местах по степени выраженности.
Так, по 5,56% приходится на характеристики образа себя, в содержании которых явно прослеживается опыт коммуникации в сети Интернет: ролевые позиции в информационной среде, известные личности, герои телепередач.
Категория «девиантные проявления», скорее всего, также формируется под влиянием виртуального взаимодействия, поскольку отражает проблематику достаточно популярных тем для обсуждения подростками в социальных сетях: наркозависимость и психоактивные вещества, чрезмерное стремление к потере веса, вплоть до пропаганды анорексии.
Наименее выраженной является категория, содержащая характеристики сексуальности, в большинстве случаев, гиперболизированные, что, с одной стороны, также отражает особенности подросткового самосознания, с другой — поддерживается и поощряется в интернет-сообществах.
Интересно, что образ себя в Интернете у подростков отражает черты, не только проявляющиеся в виртуальной коммуникации, но и традиционно присущие актуальному Я, хотя они и не имеют значительной выраженности (табл. 3).
Таблица 3. Характеристики «образа Я» в Интернете (за исключением характеристик, совпадающих с образом «Я-реальное»)
В основном виртуальное я подростков складывается под влиянием компьютерных игр, в соответствии с этим, они идентифицируют себя с различными игровыми персонажами. На втором месте — различные роли, которые реализуются в интернет-коммуникации. Нужно отметить, что спектр таких ролей достаточно обширный — подростки проявляют разнообразную активность в сети — играют, общаются, презентируют себя, занимаются программированием и сетевым творчеством.
В то же время указанные роли характеризуют и новые формы отклоняющегося поведения, проявляющиеся в сетевом взаимодействии, например, троллинг — намеренное провоцирование конфликтов в сети, читерство — мошенничество в сетевых играх, осуществляемое посредством специальных программ, и т. п.
Третье место по выраженности категорий разделили персонажи мультипликационных фильмов, характеристики, отражающие статус в виртуальной коммуникации, и девиантные проявления, в основном, связанные с агрессией и сексуальным поведением.
На четвертом месте — описания себя как представителя определенной молодежной субкультуры. Пятое место занимают киберспорт и характеристики, отражающие осознание подростками собственной чрезмерной увлеченности интернет-средой.
Наименее выражены рефлексивные самоописания и характеристики познавательных интересов подростков, проявляющиеся в интернет-среде, а также различного рода символы виртуальной коммуникации. Многие характеристики виртуального Я формулируются подростками на интернет-сленге.
Приведенные данные, на наш взгляд, свидетельствуют о значительной степени погруженности подростков в информационную среду и о виртуализации многих сфер подростковой коммуникации: межличностное взаимодействие, освоение ролевых позиций и достижение тех или иных статусов в группе, игровая деятельность, включение в молодежные субкультуры, познавательная активность развертывается в основном в виртуальной реальности.
В целом, полученные результаты свидетельствуют, что образ себя у современных подростков в значительной степени формируется под воздействием информационной и медийной среды, объединенной в пространстве интернет-коммуникации.
В структуре самосознания подростков значительную роль играет не только «Я-реальное», но и «Я-виртуальное», которое формируется в активной и продолжительной сетевой коммуникации. При этом прослеживается тенденция взаимопроникновения образов реального и виртуального Я: характеристики поведения и деятельности в сети Интернет закрепляются в актуальном представлении о себе, интересы и качества личности презентируются в сетевом взаимодействии.
Формируется особая инвариантная область самосознания, включающая в себя характеристики, проявляемые подростками как в предметно-социальной, так и в виртуальной среде, причем, некоторые из них изначально формируются в интернет-коммуникации. Подростки идентифицируют себя с персонажами и личностями, популярными в среде Интернет, характеризуют себя через роли в компьютерных играх.
Особое внимание необходимо обратить на то, что информационное пространство также может становиться источником формирования и закрепления определенных форм девиантного поведения подростков. Это касается не только интернет-зависимости, но и различных проявлений сексуального, пищевого поведения, асоциально-агрессивных тенденций.
Понимании роли информационномедийной среды в формировании подросткового самосознания позволит разработать пути и направления психолого-педагогической поддержки развития личности, программы профилактики и коррекции отклоняющегося поведения на современном этапе развития общества.
Литература
- Алехин А. Н., Богдановская И. М., Королева Н. Н., Проект Ю. Л. Становление знаково-смысловой регуляции поведения как фактор социализации ребенка в современном обществе // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология. 2013. Т. 6. № 4. С. 38–45.
- Асмолов А., Асмолов Г. От Мы — медиа к Я-медиа: поиск себя в мире информации // Человек как субъект и объект медиапсихологии. МГУ имени М. В. Ломоносова / Ин-т человека; Издво Моск. ун-та Москва, 2011. С. 86–104).
- Войскунский А. Е. Психология и Интернет. М.: Акрополь, 2010. 439 с.
- Жилинская А. В. Интернет как ресурс для решения задач подросткового возраста: обзор психологических исследований [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2014. № 1.
- Жичкина А. Е. Взаимосвязь идентичности и поведения в Интернете пользователей юношеского возраста: Дис. … канд. психол. наук. М., 2001. 199 с.
- Королева Н. Н. Семиосфера личности. СПб., 2005. 159 c.
- Королева Н. Н., Гончарова О. М., Проект Ю. Л., Богдановская И. М. Социальная семиотика жизненной среды современного ребенка // Письма в Эмиссия. Оффлайн (The Emissia. Offline Letters): электронный научный журнал. — Ноябрь 2013, ART 2097. CПб., 2013. ISSN 1997-8588. Объем 0.5 п. л.
- Королева Н. Н., Цейтлин С. Н., Проект Ю. Л. Когнитивное и речевое развитие ребенка в условиях современного российского общества // UNIVERSUM: Вестник Герценовского университета. 2013. № 4. С. 91–98.
- Кузнецова Ю. М., Чудова Н. В. Психология жителей Интернета. М.: ЛКИ, 2008. 224 с.
- Проект Ю. Л., Богдановская И. М., Королева Н. Н. Развитие сетевых технологий как фактор трансформаций жизненного пространства современного человека // UNIVERSUM: Вестник Герценовского университета. 2014. № 1. С. 89–96.
- Цымбаленко С. Б. Влияние Интернета на российских подростков и юношество в контексте развития российского информационного пространства // Международный электронный научно-образовательный журнал «Медиа. Информация. Коммуникация». 2013. № 4. [Электронный ресурс] podrostkov-i-yunoshestvo-v-kontekste-razvitiya-rossijskogo-informatsionnogo-prostranstva (дата обращения: 15.04.2014 г.).
- De Sousa e Silva A. 2006. From cyber to hybrid: Mobile technologies as interfaces of hybrid spaces. Space and Culture 9(3), 261–278.
- Gee J. P. (2005). Semiotic social spaces and affinity spaces: From The Age of Mythology to today’s chools. In D. Barton and K. Tusting (Eds.) Beyond communities of practice: Language power and social context. Cambridge, UK: Cambridge University Press.
- Zao Sh., Grasmuck Sh., Martin J. Identity construction on facebook: digital empowerment and anchored relationships // Computers in Human Behavior. Vol. 24 (2008). 1816–1836.
Смотрите также:
- Белинская Е.П. К обоснованию социокультурного подхода в анализе виртуальной реальности
- Жичкина А.Е. Социально-психологические аспекты общения
- Жичкина А.Е. , Белинская Е.П. Стратегии самопрезентации в Интернет и их связь с реальной идентичностью
- Идентификация и самопрезентация: коммуникация посредством компьютеров и межличностное взаимодействие