Введение
Интернет все больше и больше становится средой обитания для детей и подростков, так называемых «цифровых аборигенов». Современные школьники не представляют своей жизни без общения в социальных сетях, без Интернета с его доступной информацией, без социальных сетей, в которых они могут «зависать» часами, или многопользовательских игр онлайн и в телефоне.
Хотя Интернет открывает много перспектив с точки зрения доступа к информации, знаниям и общению, его использование сопряжено с рисками и потенциально негативным опытом, который может иметь серьезные последствия на индивидуальном уровне.
В данной статье нас интересует изучение связи между кибервиктимизацией, психологическим благополучием, социальной компетентностью и агрессивным поведением в Интернете, направленным не только на окружающих, но и на самих себя.
В частности, мы хотим изучить, как тревожность, агрессивность, импульсивность, самооценка и девиантное поведение детей и подростков могут быть связаны с этим относительно новым явлением киберпространства.
Интернет используется для многих действий (общение, образование, поиск полезной информации), но есть область, в которой он не имеет конкурентов, это кибербуллинг.
Быстрый рост кибервиктимизации среди детей и подростков привел исследователей к необходимости изучать психоэмоциональные факторы, связанные с кибербуллингом, а также к попытке предотвратить и минимизировать его влияние.
Кибервиктимизация оказывает разрушительное воздействие на всех участников этого процесса (жертву, агрессора, свидетелей). Стресс, который испытывают жертвы, часто является результатом анонимности агрессора и быстрого распространения негативной информации в Интернете, а также приводит к потере жертвой контроля над своей жизнью и личной информацией.
В частности, кибервиктимизация приводит к эмоциональному дистрессу, социальной тревожности, депрессии, более низкому качеству жизни, угрозе для психосоматического здоровья, последствием чего могут стать суицидальные мысли и даже собственно попытки совершить суицид.
Кроме того, последние данные свидетельствуют о том, что подобный травматический опыт может оказывать влияние на здоровье жертвы во взрослом возрасте, включая тревожные расстройства, панические атаки, бессонницу, депрессию и конфликты.
Эти данные привели к исследованиям, стремящимся проанализировать психоэмоциональные и социальные факторы, объясняющие кибервиктимизацию в детском и подростковом возрасте [10].
Кибервиктимизация стала одной из наиболее актуальных психосоциальных проблем детства и подросткового возраста с распространенностью от 6% до 72% [11]. Такая большая разница объясняется разными формами концептуализации конструктов и разными методологиями, используемыми для статистики.
Поэтому, несмотря на непрекращающиеся споры относительно определения, измерения и отличия кибербуллинга от традиционных форм буллинга, большинство исследователей согласны с тем, что кибербуллинг может быть описан как поведение, связанное с использованием мобильных телефонов или Интернета для угроз или запугивания других [15], в котором участники играют разные роли: жертвы, агрессора, наблюдателя [17].
В целом агрессивное поведение связано с адаптацией личности и неадекватной самооценкой в подростковом возрасте. Как кибер-жертвы, так и жертвы традиционного школьного буллинга отличаются социальной тревожностью и низкой самооценкой.
Исследования доказали, что жертвы традиционного буллинга проявляли меньшую социальную тревожность и более высокую самооценку, чем кибержертвы, которые проявляли большую социальную тревожность и низкую самооценку. И те, и другие сравнивались с подростками, которые буллингу не подвергались. Результаты способствовали выявлению моделей виктимизации у подростков школьного возраста и их связи с социальной тревожностью и самооценкой [4].
Разумеется, кибербуллинг появился уже давно, и существует множество исследований, доказывающих, насколько он разрушителен для психосоматического здоровья не только жертв, но и всех участников этого процесса.
Исследования последних лет показали, что число детей и подростков, обратившихся за консультацией к психологу из-за травли в сети, выросло до 88% за последние пять лет [2].
Как описывается в многочисленных зарубежных исследованиях, кибербуллинг связан с большим разнообразием концепций и факторов. Большинство авторов сходятся во мнении, что кибербуллинг определяется как агрессивное и насильственное поведение в Интернете, при котором используются электронные средства связи для запугивания других.
Однако другие исследователи считают кибербуллинг простым воспроизведением традиционного школьного буллинга в социальных сетях. В этой концепции кибербуллинг относят к преднамеренной и повторяющейся агрессии в течение длительного времени в рамках несбалансированных отношений между жертвой и ее/его агрессорами с использованием электронных средств связи для совершения этих агрессий.
Третьи настаивают на необходимости отличать кибербуллинг от кибернасилия, киберпреследования, кибердомогательств и кибервиктимизации [6; 7; 9].
Хотя способность подростков быть жестокими друг к другу в Интернете неудивительна, они также могут быть жестокими и беспощадными по отношению к самим себе.
Недавние исследования показали, что цифровое самоповреждающее поведение, или селфхарм, представляет неразрешимую проблему среди молодежи. Цифровой селфхарм – это направленное на самого себя влияние негативного онлайн-контента.
Цель такого поведения может заключаться в том, чтобы вызвать у себя психологический дистресс или косвенно сообщить окружающим о своих психологических проблемах.
Цифровой селфхарм может включать в себя любой способ преднамеренного поиска и публикации оскорбительного контента о себе, например, создание негативного блога о себе или публикацию оскорбительных комментариев к собственным фото или видео анонимно, либо из ложного аккаунта, созданного специально для этой цели, известного как аккаунт-призрак. Последнее иногда называют само-троллингом.
Цифровой селфхарм особенно распространен среди учащихся средних и старших классов. Такое поведение коррелирует с поведенческими проблемами, физическим самоповреждением, злоупотреблением психоактивными веществами и симптомами депрессии.
Несуицидальные физические самоповреждения чаще всего встречаются у детей и подростков с психологическими проблемами. Хотя важно оценить связанный с этим риск суицидального поведения, физический селфхарм обычно используется для преодоления тревожных и аффективных состояний, гнева и депрессии, а также смешанных эмоциональных состояний.
Многие психологи сталкиваются с подростками, которые причиняли себе вред и не отрицали суицидальных намерений. На самом деле этот стрессовый опыт становится все более распространенным явлением среди молодежи.
В результате появляется необходимость принимать во внимание значительный риск суицида и суицидальных попыток среди подростков, занимающихся самоповреждающими практиками (режут, колют, прижигают свое тело, вырывают волосы, иными способами причиняют боль и физические страдания), целью которых является попытка избавиться от ментального дискомфорта (страха, сильной тревоги, ненависти к себе) и которые также свидетельствуют о серьёзных психологических проблемах.
В краткосрочной перспективе самоповреждения могут быть не так и страшны. Физическая боль позволяет в некоторой мере выразить те эмоции, которые словами высказать не получается, регулировать свое поведение и отвлекаться от тяжёлых жизненных обстоятельств и проблем. Проблемы начинаются, когда селфхарм становится систематическим.
В долгосрочной перспективе самоповреждения вызывают больше проблем, чем решают. Многие подростки не могут рассказать о своих переживаниях даже близким людям. С одной стороны, они стыдятся своих проблем, с другой – скрывают самоповреждающее поведение, которое указывает на то, что подросток не справился с проблемами и потерял контроль над своей жизнью и своим телом.
Облегчение от боли длится недолго и быстро сменяется чувствами стыда и вины, а невозможность поделиться переживаниями с кем-либо только усугубляет чувство одиночества и изоляции. Такой замкнутый круг мешает освоить более эффективные способы борьбы с тревогой и депрессией.
Цифровой селфхарм можно сравнивать с самоповреждающим поведением, но без суицидальных намерений, многие исследователи концептуализируют самоповреждающее поведение в Интернете без суицидальных намерений как «патологическую форму самопомощи».
Некоторые факторы, повышающие риск цифрового селфхарма подростка, включают следующее:
- сексуальную ориентацию;
- предыдущий опыт онлайн-буллинга и/или школьного буллинга;
- употребление наркотиков;
- предыдущий опыт физического самоповреждения;
- и проблемы с психическим здоровьем, такие как симптомы депрессии, чувство вины или стыда, суицидальные мысли и/или расстройства пищевого поведения [12].
Хотя анонимная дискредитация, «очернение» собственной репутации в Интернете могут показаться нелогичными, исследователи обнаружили, что примерно каждый двадцатый молодой человек в возрасте от 12 до 18 лет делал именно это в прошлом или продолжает делать сейчас [5].
Согласно результатам нашего исследования, почти шесть процентов респондентов (5,89%) заявили, что ранее по какой-либо причине публиковали в Интернете порочащую информацию о себе или отсылали сами себе письма с оскорблениями и угрозами.
Наше исследование преследует несколько целей: (1) определить, с каким буллингом мы имеем дело (уровня офлайн или онлайн); и (2) определить профили виктимизации в подростковом возрасте в зависимости от того, на кого и от кого она направлена, (3) проанализировать связь профилей виктимизации с социальной тревожностью и самооценкой подростков.
Выборку составили 45 подростков в возрасте от 12 до 18 лет, которые заполнили анкеты для самоотчетов о традиционной виктимизации сверстников и кибервиктимизации, признались в совершении цифрового селфхарма, а также ответили на вопросы о социальной тревожности и самооценке.
Мы провели описательный анализ, анализ латентного профиля и многомерный дисперсионный анализ, в результате которого обнаружили положительную умеренную корреляцию между кибер-жертвой и традиционной жертвой, а также выделили четыре типа профилей: не-жертвы (13,5%), кибер-жертвы (77,8%), жертвы традиционного буллинга (4,5%) и двойные жертвы (4,3%).
Жертвы кибербуллинга (88%) чаще говорили о себе негативные вещи в Интернете, чем те, кто раньше не подвергался травле (школьному буллингу) (12%). Более того, их цифровой селфхарм может указывать на глубокую потребность в социальной и психологической поддержке.
Хотя жестокое обращение в Интернете направлено в первую очередь на причинение эмоционального, а не физического вреда, считается, что селфхарм происходит из-за агрессивного настроения, это форма самоагрессии, которая включает в себя анонимную публикацию обидных, а иногда и словесных оскорбительных замечаний о себе в Интернете. Некоторые из используемых онлайн-платформ включают форумы, а также веб-сайты социальных сетей.
Создавая в сети персонажей – собственных дублеров, подростки могут затем публиковать в своей собственной учетной записи различные типы комментариев, наполненных ненавистью, направленных против самих себя.
Из тех, кто наносил себе цифровые повреждения, чуть более половины (54%) заявили, что делали это только один раз, а около одной трети заявили, что делали это несколько раз (33%). Однако 13% признались в регулярном использовании компрометирующих материалов против самих себя в Интернете, делали это много раз.
Существует и гендерное различие тех, кто практикует цифровой селфхарм. Хотя девочки активно участвуют в этой форме агрессии, вероятность ее возникновения меньше.
Мальчики, которые делали это чаще (62%), чем девочки (38%), склонны описывать такое поведение как способ привлечь к себе внимание, избавиться от чувства вины или заглушить эмоциональную боль.
Девочки, с другой стороны, чаще говорили, что издевались над собой в Интернете, потому что чувствовали себя подавленными, недооцененными, непривлекательными, неуклюжими, неуспешными, таким образом, они пытались справиться с эмоциональными перегрузками.
Социализация в Интернете напрямую связана с социальной тревожностью и/или с самооценкой. Тревожность состоит из набора симптомов, сгруппированных как когнитивные, психофизиологические и моторные реакции в ситуациях, которые воспринимаются как угрожающие.
Таким образом, дети и подростки с повышенной тревожностью испытывают серьезные трудности, учитывая чрезмерный или иррациональный страх, связанный с различными ситуациями, относящимися к общению, в том числе и в социальных сетях.
Исследования, проведенные в последние годы, показали, что школьная тревожность является переменной, влияющей на психосоциальное и учебное развитие несовершеннолетних, связывая его со слабой учебной мотивацией, плохой успеваемостью и более высоким уровнем личностной тревожности и депрессии.
Что касается связи с кибербуллингом, то имеющиеся эмпирические данные подтверждают положительную связь между тревожностью, кибервиктимизацией и цифровым селфхармом [3].
Жизнь подростков наполнена жизненными трудностями и подростковыми кризисами. Повышенная тревожность состоит из набора симптомов, сгруппированных как когнитивные, психофизиологические и моторные реакции в ситуациях, которые воспринимаются как угрожающие.
Таким образом, подростки с повышенной тревожностью испытывают серьезные трудности в коммуникации и социализации, учитывая чрезмерный или иррациональный страх, связанный с различными жизненными ситуациями.
Исследования, проведенные в последние годы, показали, что школьная тревожность является переменной, влияющей на психосоциальное и учебное развитие несовершеннолетних, связывая его со слабой учебной мотивацией, плохой успеваемостью и более высоким уровнем личностной тревожности и депрессии.
Что касается связи с кибербуллингом, то имеющиеся ограниченные эмпирические данные показывают положительную связь между общими симптомами тревожности и кибервиктимизацией [1].
В исследовании учащихся в возрасте 10–13 лет обнаружилось, что высокий уровень тревожности по поводу социальной оценки связан с тем, что они кибержертвы. Кроме того, подростки, которые стали жертвами кибербуллинга, проявляли больше симптомов беспокойства в различных учебных ситуациях (академическая тревожность), чем те, кто не участвовал в кибербуллинге.
Проанализировав уровни тревожности, ученые обнаружили, что тревога и воспринимаемый стресс предсказывают кибервиктимизацию. С другой стороны, пришли к выводу, что один из факторов, который является самым сильным предиктором кибербуллинга, – это наличие тревожного расстройства.
Депрессия и употребление наркотиков также являются предикторами. Как и в случае с нанесением себе телесных повреждений, онлайн-версия связана с суицидальными мыслями, хотя вероятность суицида в этом случае не доказана. Многие явления в цифровом самоповреждающем поведении до сих пор плохо изучены.
Наше исследование селфхарма показало, что многие подростки, наносящие себе вред в цифровом формате, стремились получить ответ, сочувствие и помощь от других людей: сверстников или значимых других (взрослых). Идея проста – нужно создать видимость жестокого обращения, чтобы привлечь внимание к страданиям жертвы.
Подростки, наносящие себе вред в цифровом пространстве, стремятся вызвать к себе жалость значимых других, чтобы убедиться, что эти другие заботятся о них. Хотя такое самоповреждающее поведение содержит внешние мотивы, оно все равно восходит к негативным внутренним чувствам.
Молодые люди, опрошенные в ходе исследования, сообщили о цифровом самоповреждении в ответ на следующие чувства: внутренняя пустота, ненависть к себе, чувство вины, депрессия, отчаяние, изоляция, нервное напряжение, стресс, тревожность.
Цифровой селфхарм – относительно новое явление, поэтому существует не так много исследований или установленных стандартов для этого явления. В результате физическое причинение себе вреда используется в качестве отправной точки для понимания цифрового формата в самоповреждении.
Физическое самоповреждающее поведение исследовано намного больше; доказано, что те, кто причиняет себе физический вред, обычно страдают психическими заболеваниями, склонны к суициду и поэтому нуждаются в помощи врача. Есть основания полагать, что то же самое верно и в отношении цифрового селфхарма, хотя необходимость обращения к психиатру не доказана.
Тенденция на увеличение цифрового селфхарма среди молодежи коррелирует с усилением информационной нестабильности и ростом эмоциональной неудовлетворенности среди подростков.
Такая ситуация отражается во множестве других онлайн-тенденций: некоторые молодые люди обращаются к существующему саморазрушительному контенту в Интернете, например, ищут блоги, рекламирующие расстройства пищевого поведения или физическое причинение вреда себе, вместо того, чтобы самим создавать оскорбительный контент.
Другие заявляют, что в ответ на свои публикации оскорбительного характера хотят получить ответ в виде «фишинга», целью которого является получение доступа к конфиденциальным данным пользователей – логинам и паролям, или публикации эмоциональных признаний в социальных сетях.
Проблемы с самооценкой, способность терпеть боль и диссоциация – все это возможные причины селфхарма.
Что касается самооценки, исследования показывают, что довольно сильна ее негативная связь как с традиционной виктимизацией [18], так и с кибервиктимизацией [8]. Однако до сих пор неясно, какой из двух видов виктимизации оказывает большее влияние на самооценку, а также возможно влияние обоих типов виктимизации на самооценку личности.
Данные исследования показывают смешанные результаты в зависимости от типа виктимизации: традиционная виктимизация и самооценка демонстрируют двунаправленную причинно-следственную связь, в то время как кибервиктимизация не предсказывает проблем с самооценкой, равно как и самооценка не является значимым предиктором кибервиктимизации.
Заключение
По этим причинам настоящая статья преследует две цели: во-первых, необходимо определить профили виктимизации в подростковом возрасте в зависимости от степени страдания от традиционного насилия или киберагрессии со стороны сверстников и их влияния на развитие потребности в самоповреждающем поведении, а также определить распространенность каждого типа жертв. Во-вторых, нужно проанализировать связь профилей виктимизации с социальной тревожностью и самооценкой.
За основу взяты четыре профиля виктимизации (не-жертвы, кибер-жертвы, традиционные жертвы и двойные жертвы), упомянутые ранее в тексте [16]. Относительно второй цели ожидается, что чем выше уровень виктимизации, тем выше социальная тревожность и ниже самооценка подростка; традиционное физическое насилие сильнее связано с обеими переменными, чем кибервиктимизация.
В исследовании цифрового самоповреждающего поведения в значительной степени предсказывается усиление негативного самовосприятия, а также когнитивные реакции, связанные с депрессией.
Я-концепция играет важную роль в физическом и эмоциональном развитии личности в дополнение к влиянию социального окружения и межличностных отношений в детстве и юности. Я-концепция определяется как набор иерархически организованных восприятий, которыми обладает индивид и которые основаны на предыдущем опыте и отношениях с окружающей средой, на Я-концепцию влияют поддержка и оценка значимых других (сверстников и взрослых).
Таким образом, Я-концепция напрямую связана с принятием агрессивного поведения по отношению к себе и с тревожностью в подростковом возрасте.
Недавние исследования выявили, что низкий уровень социальной Я-концепции (отношения с родителями и со сверстниками), низкая академическая самооценка предсказывают жертв кибербуллинга, а также связывают низкую самооценку в трех областях (академической, спортивной и с физической внешностью) с риском развития самоповреждающего поведения [14].
Самоповреждение может вызывать зависимость. Оно начинается с импульсивного поступка или желания почувствовать контроль над собой или своим телом, но вскоре может оказаться, что селфхарм сам начинает диктовать условия жизни. Довольно часто самоповреждение превращается в навязчивое поведение, которое бывает крайне трудно остановить.
Однако нужно помнить, что селфхарм не связан с суицидом, особенно цифровой, так как суициденты далеко не всегда наносили себе повреждения до попытки самоубийства, а подросток, наносящий себе повреждения (онлайн или офлайн), редко доходит до «последнего шага».
В заключение приведем несколько общих причин самоповреждающего поведения в Интернете, в том числе следующие:
- привлечь внимание родителей или сверстников;
- проверить дружбу сверстников;
- увидеть, разделяют ли сверстники низкую самооценку;
- доказать себе;
- желание чувствовать себя униженным, видя отражение низкого мнения о себе во внешнем мире;
- регулировать эмоции;
- наказать себя;
- получить чувство контроля;
- для борьбы с диссоциацией – ощущением оторванности от своего тела или личности.
Наше исследование также выявило интересный гендерный разрыв в причинах цифрового самоповреждения. Подростки женского пола утверждали, что делали это, чтобы справиться с агрессией, в то время как подростки мужского пола говорили, что селфхарм вызван злостью на кого-то другого и невозможностью причинить вред этому другому (бессилие). Поскольку установить гендерные различия не входило в цели данной статьи, эта проблема может стать темой нашего следующего исследования.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
- Козырева М.А. Подростковая тревожность: проблема и пути решения / М.А. Козырева. – Текст : непосредственный // Молодой ученый. – 2022. – № 33 (428). – С. 117–119.
- Солдатова Г.У. Эволюция онлайн-рисков: итоги пятилетней работы линии помощи «Дети Онлайн» / Г.У. Солдатова, В.Н. Шляпников, М.А. Журина. – Текст : непосредственный // Консультативная психология и психотерапия. – 2015. – № 3. – С. 50−66.
- Солынин Н.Э. Психологические причины тревожности в подростковом возрасте / Н.Э. Солынин, Е.П. Лебедева. – Текст : непосредственный // Ярославский педагогический вестник. – 2016. – № 6.
- Черкасенко О.С. Феномен кибербуллинга в подростковом возрасте / О.С. Черкасенко. – Текст : непосредственный // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. – 2015. – № 53. – С. 91−94.
- Álvarez-García, D. (2020). Studies which have attempted to identify types of victims depending on extent of suffering from offline and online peer aggression in adolescence. https://doi.org/10.6084/m9.figshare.12786470.v2.
- Baldry E., Briggs D. B., Goldson B.& Russell S. (2017):‘Cruel and unusual punishment’: an inter-jurisdictional study of the criminalisation of young people with complex support needs, Journal of Youth Studies, DOI: 10.1080/13676261.2017.140607.
- Beran T., Li Q. (2005) Cyber-Harassment: a New Method for an Old Behavior. Journal of Educational Computing Research 32(3): 265−277.
- Chen, P., Chavez, O., Ong, D.C., & Gunderson, B. (2017). Strategic resource use for learning: A self-administered intervention that guides self-reflection on effective resource use enhances academic performance. Psychological science, 28(6), 774–785.
- Corcoran L., McGuckin С., Prentice G. (2015) Cyberbullying or Cyber Aggression? : A Review of Existing Definitions of Cyber-Based Peer-to-Peer Aggression. Societies, 5, 245–255; doi:10.3390/soc5020245.
- Escortell R., Delgado B., Martínez-Monteagudo María C. (2020) Cybervictimization, Self-Concept, Aggressiveness, and School Anxiety in School Children: A Structural Equations Analysis. International Journal of Environmental Research and Public Health, 17, 7000; doi:10.3390/ijerph17197000.
- González-Cabrera, J.; León-Mejía, A.; Machimbarrena, J.M.; Balea, A.; Calvete, E. (2019). Psychometric properties of the cyberbullying triangulation questionnaire: A prevalence analysis through seven roles. Scand. J. Psychol., 60, 160–168.
- Hinduja S., Patchin J.W. (2010) Bullying. Cyberbullying and suicide. Archives of Suicide Research 14(3): 206−221.
- Kowalski R.M., Giumetti G.W., Schroeder A.N., Lattanner M.R. (2014). Bullying in the digital age: a critical review and meta-analysis of cyberbullying research among youth. Psychol Bull.;140 (4):1073–137. doi: 10.1037/a0035618.
- Lee, R. (2018). What Is Digital Self-Harm? Psych Central. https://psychcentral.com/lib/what-is-digital-self-harm.
- Martínez-Monteagudo, M.C.; Delgado, B.; Inglés, C.J.; Escortell, R. (2020), Cyberbullying and Social Anxiety: A Latent Class Analysis among Spanish Adolescents. Int. J. Environ. Res. Public Heal. 17, 406.
- Mindrila D. (2019). Bullying and Cyberbullying Victimization and Weapon Carrying: A 3-Step Latent Class Analysis with a Covariate and a Distal Outcome. International Journal for Infonomics (IJI), Volume 12, Issue 1. DOI: 10.20533/iji.1742.4712.2019.0189.
- Norrington, J. (2020) Adolescent Peer Victimization, Self-Concept, and Psychological Distress in Emerging Adulthood. Youth Soc., 1, 1–23.
- Tsaousis, I. (2016). The relationship of self-esteem to bullying perpetration and peer victimization among schoolchildren and adolescents: A meta-analytic review. Aggression and Violent Behavior, 31, 186–199. https://doi.org/10.1016/j.avb.2016.09.005.
Об авторе
Елена Александровна Макарова — доктор психологических наук, профессор кафедры «Общая и консультативная психология» Донского государственного технического университета, г. Ростов-на-Дону.
Смотрите также:
- Баева Л.В. «Группы смерти» и «Колумбайн-сообщества» в онлайн культуре и реальном социуме
- Богданович Н.В., Делибалт В.В. Девиантное онлайн-поведение: от классификации видов к анализу программ и технологий помощи
- Сидорова М.Ю., Мацепуро Д.Г., Гайбуллаев А.З. Киберсамоубийство и цифровой селфхарм: общая проблематика и компьютерные решения. Часть 1
- Сидорова М.Ю., Мацепуро Д.Г., Гайбуллаев А.З. Киберсамоубийство и цифровой селфхарм: общая проблематика и компьютерные решения. Часть 2