Черкасенко О.С. Феномен кибербуллинга в подростковом возрасте

Ч

В совре­мен­ном мире, изме­не­ния, про­ис­хо­дя­щие в сфе­ре инфор­ма­ци­он­ных тех­но­ло­гий, ста­вят мно­же­ство пси­хо­ло­ги­че­ских вопро­сов, каса­ю­щих­ся вза­и­мо­от­но­ше­ния человек-компьютер-человек.

Посколь­ку рез­ко уве­ли­чи­ва­ю­щий­ся поток инфор­ма­ции в соци­у­ме, предъ­яв­ля­ет с одной сто­ро­ны, абсо­лют­но новые тре­бо­ва­ния к вос­пи­та­нию и раз­ви­тию инфор­ма­ци­он­ной лич­но­сти мобиль­ной и спо­соб­ной к твор­че­ской пере­ра­бот­ке пото­ка инфор­ма­ции, а с дру­гой сама инфра­струк­ту­ра совре­мен­но­го обще­ства обла­да­ет боль­ши­ми воз­мож­но­стя­ми для твор­че­ско­го раз­ви­тия лич­но­сти, как в свя­зи с досту­пом ко все­му мно­го­об­ра­зию зна­ний, так и в свя­зи с вклю­че­ни­ем ее в актив­ную дея­тель­ность посред­ством соци­аль­ных сетей.

Под соци­аль­ной сетью при­ня­то пони­мать интер­нет-пло­щад­ку, сайт, кото­рый поз­во­ля­ет заре­ги­стри­ро­ван­ным на нем поль­зо­ва­те­лям раз­ме­щать инфор­ма­цию о себе и ком­му­ни­ци­ро­вать меж­ду собой, уста­нав­ли­вая соци­аль­ные свя­зи [2, с. 128].

В насто­я­щее вре­мя про­цесс ком­му­ни­ка­ции пре­об­ра­зу­ет­ся. На совре­мен­ном эта­пе посред­ством ком­му­ни­ка­ции теря­ют свое зна­че­ние невер­баль­ные сред­ства обще­ния в соци­аль­ных сетях. В интер­нет-про­стран­стве суще­ству­ет воз­мож­ность в тек­сто­вой ком­му­ни­ка­ции выра­жать свои чув­ства при помо­щи смай­ли­ков, что нега­тив­но вли­я­ет на эмо­ци­о­наль­ную сфе­ру под­рост­ков и юношей. 

Пило­таж­ные экс­пе­ри­мен­ты, про­ве­ден­ные А.М. Ходош, пока­за­ли, что прак­ти­че­ское осво­е­ние знач­ков для выра­же­ния эмо­ци­о­наль­ных состо­я­ний раз­ви­ва­ет­ся с воз­рас­том. Тем самым исполь­зо­ва­ние подоб­ных знач­ков раз­но­воз­раст­ны­ми ком­му­ни­кан­та­ми спо­соб­но при­во­дить к недо­ра­зу­ме­нию и недопониманию. 

В соци­аль­ных сетях субъ­ек­ты могут общать­ся вне зави­си­мо­сти от пола, соци­аль­ной при­над­леж­но­сти, воз­рас­та, внеш­ней привлекательности/непривлекательности. Все это сви­де­тель­ству­ет о том, что перед чело­ве­че­ством пере­ста­ют суще­ство­вать опре­де­лен­ные ком­му­ни­ка­тив­ные преграды. 

Так же важ­ным аспек­том ком­му­ни­ка­тив­ных пре­град явля­ет­ся пре­одо­ле­ние воз­мож­но­сти созда­вать наи­бо­лее или наобо­рот нега­тив­ное впе­чат­ле­ние, т.к. интер­нет-обще­ние про­ис­хо­дит не с реаль­ным чело­ве­ком, а с его вир­ту­аль­ным образом. 

В соци­аль­ной сети у чело­ве­ка нет огра­ни­че­ний харак­тер­ных для реаль­но­го соци­у­ма. В свя­зи с этим мож­но гово­рить об обще­нии в соци­аль­ных сетях как о сур­ро­гат­ной ком­му­ни­ка­ции [3, с. 138].

Выше­опи­сан­ные про­цес­сы спо­соб­ство­ва­ли воз­ник­но­ве­нию ново­го фено­ме­на интер­нет-ком­му­ни­ка­ции — кибер­бул­лин­га, кото­рый пред­став­ля­ет собой отчет­ли­вую соци­аль­ную про­бле­му и нуж­да­ет­ся в обсуж­де­нии и поис­ке мето­дов решения. 

В пси­хо­ло­гии под кибер­бул­лин­гом пони­ма­ют отдель­ное направ­ле­ние трав­ли, опре­де­ля­е­мое как пред­на­ме­рен­ные агрес­сив­ные дей­ствия, систе­ма­ти­че­ски на про­тя­же­нии опре­де­лен­но­го вре­ме­ни осу­ществ­ля­е­мые груп­пой или инди­ви­дом с исполь­зо­ва­ни­ем элек­трон­ных форм вза­и­мо­дей­ствия и направ­лен­ные про­тив жерт­вы, кото­рая не может себя лег­ко защи­тить [1, с. 179].

Целью кибер­бул­лин­га явля­ет­ся ухуд­ше­ние эмо­ци­о­наль­ной сфе­ры жерт­вы и/или раз­ру­ше­ние ее соци­аль­ных отно­ше­ний. Кибер­бул­линг вклю­ча­ет в себя диа­па­зон раз­лич­ных форм пове­де­ния, от игри­во-шуточ­но­го до пси­хо­ло­ги­че­ско­го вир­ту­аль­но­го тер­ро­ра, резуль­та­том кото­ро­го может стать суицид.

Аме­ри­кан­ские уче­ные, выде­ли­ли 3 осо­бен­но­сти кибер­бул­лин­га и назва­ли их прин­ци­пом трех «А» — (anonymous, accessible, affordable) ано­ним­ность, доступ­ность, низ­кая цена. Ано­ним­ность дела­ет кибер­бул­линг гораз­до про­ще для испол­ни­те­ля, посколь­ку он не видит реаль­ной реак­ции жертвы. 

В ситу­а­ции кибер­бул­лин­га пре­сле­до­ва­тель не видит выра­же­ния лица жерт­вы, не слы­шит ее инто­на­ций и не зна­ет о ее эмо­ци­о­наль­ных реак­ци­ях, помо­га­ет так назы­ва­е­мый «эффект дистан­ци­ро­ва­ния», при кото­ром пре­ступ­ник, нахо­дя­щий­ся на боль­шом рас­сто­я­нии от жерт­вы, ста­но­вит­ся спо­со­бен на гораз­до более жесто­кие вещи, неже­ли чем при обыч­ной пря­мой ком­му­ни­ка­ции. Пре­ступ­ник забы­ва­ет, что его посла­ния чита­ет реаль­ный человек. 

Таким обра­зом, мож­но гово­рить о том, что про­ис­хо­дит под­ме­на реаль­но­го на вир­ту­аль­ное, в свя­зи с чем ком­му­ни­ка­ция может иска­жать­ся в обе стороны. 

Доступ­ность интер­не­та ста­ла прак­ти­че­ски повсе­мест­ной, при­чем бла­го­да­ря мобиль­ным устрой­ствам и бес­про­вод­ным сетям, воз­мож­ность общать­ся в соци­аль­ных сетях поль­зо­ва­тель полу­ча­ет 24 часа в сут­ки, 7 дней в неде­лю. Что дает воз­мож­ность пре­сле­до­ва­те­лю ни пре­ры­вать основ­ную дея­тель­ность, ни отвле­кать­ся от нее.

На сего­дняш­ний день иссле­до­ва­те­ли раз­ных стран пола­га­ют, что жерт­ва­ми кибер­бул­лин­га зача­стую ста­но­вят­ся при­мер­но те же под­рост­ки, кото­рых пре­сле­ду­ют вжи­вую: по раз­ным при­чи­нам более уяз­ви­мые и менее уве­рен­ные в себе, часто име­ю­щие какие-то отли­чия во внеш­нем виде, про­ис­хож­де­нии, пове­де­нии, состо­я­нии здо­ро­вья по срав­не­нию со сверст­ни­ка­ми [1, с. 186].

Послед­ствия кибер­бул­лин­га вле­кут за собой изме­не­ния состо­я­ния пси­хо­ло­ги­че­ско­го, физи­че­ско­го здо­ро­вья, а так­же вли­я­ют на соци­аль­ные навы­ки лич­но­сти. В Евро­пе и США про­бле­ма кибер­бул­лин­га акту­аль­на дав­но. В Бела­ру­си же вни­ма­ние дан­но­му фено­ме­ну ста­ли уде­лять совсем недавно. 

В свя­зи с этим целью насто­я­ще­го иссле­до­ва­ния явля­ет­ся изу­че­ние рас­про­стра­нен­но­сти про­яв­ле­ния кибер­бул­лин­га в под­рост­ко­вой среде. 

Иссле­до­ва­ние про­во­ди­лось на базе ГУО СШ № 201 горо­да Мин­ска, в кото­ром при­ни­ма­ли уча­стие уче­ни­ки 8-х— 11-х клас­сов в воз­расте от 13 до 18 лет. Объ­ем выбор­ки соста­вил 102 ученика. 

Иссле­до­ва­ние про­во­ди­лось на осно­ве спе­ци­аль­но раз­ра­бо­тан­но­го Фон­дом Раз­ви­тия Интер­нет, соци­аль­но-пси­хо­ло­ги­че­ско­го опрос­ни­ка, вклю­чав­ше­го в себя несколь­ко бло­ков вопросов.

Ана­лиз лите­ра­ту­ры, а так­же резуль­та­тов дан­но­го иссле­до­ва­ния поз­во­ля­ет сде­лать сле­ду­ю­щие выводы:

  • В про­цес­се обще­ния по сред­ствам соци­аль­ных сетей теря­ют свое зна­че­ние ком­му­ни­ка­тив­ные пре­гра­ды, суще­ству­ю­щие в реаль­ной коммуникации.
  • Обще­ние в соци­аль­ных сетях мож­но назвать сур­ро­гат­ной коммуникацией.
  • Боль­шин­ство под­рост­ков (60 %) про­во­дит в соци­аль­ных сетях более 1—2-х часов в день, что сви­де­тель­ству­ет о лег­ко­до­ступ­но­сти интер­не­та, а так­же о том, что соци­аль­ные сети ста­ли неотъ­ем­ле­мым атри­бу­том повсе­днев­ной жиз­ни под­рост­ков. Посколь­ку моло­дые люди не про­сто поль­зу­ют­ся интер­не­том, они живут в нем.
  • 70 % под­рост­ков про­во­дят вре­мя в такой соци­аль­ной сети как «вкон­так­те». Дан­ные пока­за­те­ли мож­но объ­яс­нить тем, что соци­аль­ная сеть «вкон­так­те» более адап­ти­ро­ва­на для поль­зо­ва­те­лей стран быв­ших в СНГ, неже­ли чем осталь­ные соци­аль­ные сети.
  • В про­цес­се анке­ти­ро­ва­ния было выяв­ле­но, что 72 % уче­ни­ков встре­ча­лись с оскорб­ле­ни­я­ми в свой адрес в соци­аль­ной сети. Одна­ко толь­ко 10 % ска­за­ли об этом роди­те­лям или учи­те­лям. Осталь­ные уче­ни­ки пред­по­чли решать свои про­бле­мы само­сто­я­тель­но либо делясь про­бле­мой с дру­зья­ми. Дан­ные пока­за­те­ли мож­но объ­яс­нить тем, что страх поте­рять доступ к соци­аль­ным сетям застав­ля­ет жертв кибер­бул­лин­га скры­вать свою про­бле­му от роди­те­лей и учителей.
  • Как пока­зы­ва­ют резуль­та­ты иссле­до­ва­ния высо­кая актив­ность детей в интер­нет-про­стран­стве сов­ме­ща­ет­ся с их сла­бой осве­дом­лен­но­стью об опас­но­стях в вир­ту­аль­ном мире и спо­со­бах их избе­га­ния или пре­одо­ле­ния, в свя­зи с чем, велик риск попа­да­ния детей в небез­опас­ные ситу­а­ции. Таким обра­зом, оче­вид­на необ­хо­ди­мость про­све­ще­ния под­рост­ков о фено­мене кибербуллинга.

Список литературы

  1. Боча­вер А.А., Хло­мов К.Д. Кибер­бул­линг: трав­ля в про­стран­стве совре­мен­ных тех­но­ло­гий /А.А. Боча­вер, К.Д. Хло­мов // Жур­нал Выс­шей шко­лы эко­но­ми­ки, — 2014. — № 3 — с. 177—191.
  2. Рагу­лин П.Г. Инфор­ма­ци­он­ные тех­но­ло­гии. учеб. посо­бие. Вла­ди­во­сток.: ТИДОТ, 2004. — 208 с.
  3. Чер­ка­сен­ко О.С. Соци­аль­ная сеть как раз­но­вид­ность сур­ро­гат­ной ком­му­ни­ка­ции // Мате­ри­а­лы 36 меж­ду­на­род­ной кон­фе­рен­ции: Вопро­сы педа­го­ги­ки и пси­хо­ло­гии, — 2015. — № 3 — с. 138—141.
Источ­ник: Лич­ность, семья и обще­ство: вопро­сы педа­го­ги­ки и пси­хо­ло­гии. 2015. №6 (52).

Об авторе

Оль­га Сер­ге­ев­на Чер­ка­сен­ко — аспи­рант Бело­рус­ско­го госу­дар­ствен­но­го педа­го­ги­че­ско­го уни­вер­си­те­та име­ни Мак­ми­ма Тан­ка, Рес­пуб­ли­ка Бела­русь, г. Минск.

Смот­ри­те также:

Категории

Метки

Публикации

ОБЩЕНИЕ

CYBERPSY — первое место, куда вы отправляетесь за информацией о киберпсихологии. Подписывайтесь и читайте нас в социальных сетях.

vkpinterest