В современном информационном обществе, наряду с позитивными, существуют и негативные явления, вызванные использованием Интернета во всех сферах деятельности человека. К сугубо негативным проявлениям современной технологизации можно причислить кибербуллинг.
Кибербуллинг — это преднамеренные и продолжающиеся на протяжении определенного периода времени агрессивные действия с целью нанесения психологического вреда человеку, которые осуществляются через электронную почту, сервисы мгновенных сообщений, в чатах, социальных сетях, на web-сайтах, а также посредством мобильной связи. [1, 2 и др.].
В настоящее время феномен кибербуллинга обсуждается специалистами в связи с участившимися случаями суицида у подростков. Данный вид агрессии является популярным среди подростков, так как личность обидчика остается анонимной, вследствие чего активизируются подростки, склонные к насильственному поведению [17, 18, 19].
По данным исследования «Дети России онлайн», в среднем по России в течение года 23 % пользующихся Интернетом подростков в возрасте 9-16 лет становились жертвами кибербуллинга онлайн или офлайн. Схожие данные были получены в среднем по 25 странам Европы (19 %). Данные представлены на рисунке 1.
За последние годы тема кибербуллинга стала очень популярна среди исследователей [23, 25, 26, 27 и др.], проводилась работа по его изучению, диагностике и профилактике.
Термин «кибербуллинг» был впервые введен в научный оборот канадским педагогом Б. Белсеем. Исследователь является создателем интернет-сайта bullying.org.
Психолог Г. Берсон изучал новые риски насилия в эпоху цифровых технологий. К. Блайа, профессор Института исследований, анализировал влияние кибербуллинга на атмосферу в учебном учреждении [14, 15]. Ученые С. Кит и М.Е. Мартин занимались разработкой культуры поведения в Интернете.
В России изучением данной проблемы занимаются Л.А. Найденова [9], И.С. Осипов и др. Исследователи выявляют последствия кибербуллинга и разрабатывают способы защиты от него. Координатор Центра безопасного Интернета в России У. Парфентьев интерпретирует кибербуллинг с точки зрения правовых основ и обращает внимание на развитие Интернет-безопасности [12].
Формы кибербуллинга
Кибербуллинг включает множество форм поведения, начиная от шуток, которые не воспринимаются всерьез и, заканчивая, психологическим виртуальным террором, который порой приводит к суицидам и смерти.
Анализ исследований по проблеме кибербуллинга позволил выявить следующие формы его проявления. Основные формы проявления кибербуллинга представлены в Таблице 1.
Таблица 1. Основные формы кибербуллинга
Вид кибербуллинга | Описание |
Перепалки (флейминг) (англ. Flaming) | Обмен короткими эмоциональными репликами между двумя и более людьми в сети Интернет. При определенных условиях перепалка превращается в затяжной конфликт, который может превратиться в неравноправный психологический террор [6, 12 и др.] |
Нападки, постоянные изнурительные атаки (англ. Harassment) | Повторяющиеся оскорбительные сообщения в чатах, форумах и в онлайн-играх, направленные на жертву (например, сотни смс на мобильный телефон, постоянные звонки), с перегрузкой персональных каналов коммуникации [6, 12 и др.] |
Клевета (англ. Denigration) | Распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию [7, 9 и др.] |
Самозванство, перевоплощение в определенное лицо (англ. Impersonation) | Выдача себя за другого пользователя сети, путем использования его пароля доступа к аккаунту в социальных сетях, в блоге, почте, либо создание аккаунта с данными «жертвы» и осуществление от его имени негативного общения с другими пользователями |
Выманивание конфиденциальной информации (англ. Outing) | Получение персональной информации и публикация ее в сети Интернет или передача тем, кому она не предназначалась [7, 9 и др.] |
Киберпреследование (англ. Cyberstalking) | Использование Интернета для преследования людей, с целью организации нападения, избиения, изнасилования и т.д. |
Статистику, связанную с кибербуллингом, предоставила в своем исследовании компания Harris Interactive [6]. По ее данным, 43% американских подростков в возрасте 13-17 лет постоянно сталкиваются с кибербуллингом, который совершается в Интернете или с помощью других электронных устройств.
Статистика Harris Interactive показывает, что чаще всего от подобных действий страдают девушки: их обычно оскорбляют, пересылая на сотовый телефон двусмысленные изображения и фотографии или обзывают и клевещут на них в сети.
По неясным причинам это явление наиболее распространено в среде 15-летних подростков - 54% из них заявили, что на протяжении последнего года они хотя бы раз сталкивались с кибербуллингом. А вот 17-летние парни и девушки в два раза реже сталкиваются с этой проблемой [6].
Опросы подростков показали: они считают, что их сверстники занимаются кибербуллингом потому, что считают это забавным. Такое мнение высказал 81% подростков. 64% опрошенных считают, что их сверстники мстят кому-то, а 45% предположили, что сверстники занимаются кибербуллингом, так как считают свою жертву хроническим неудачником или неудачницей.
Также исследование показало: половина подростков просто не обращает внимания на попытки кибербуллинга. Другая же половина реагирует на подобное яростью. Униженные и оскорбленные подростки в большинстве случаев начинают действовать.
Наиболее эффективным способом борьбы с кибербуллингом они считают отказ от общения с оскорбителем (71% опрошенных). 64% отказываются пересылать другим оскорбительные послания, а 56% сообщают о таких действиях друзьям. Всё это также помогает остановить авторов кибербуллинга.
Треть подростков считает, что на Интернет-форумах и чатах должны постоянно действовать модераторы, которые бы блокировали электронных вредителей [1, 2, 9 и др.].
Кибербуллинг может стать причиной эмоционального расстройства, депрессии, насилия среди сверстников и нежелания выходить на улицу. Многие подростки, вовлеченные в травлю - обидчики или жертвы, - чаще всего уже испытывают сложности в общении с другими людьми [12, 13].
Первый случай кибербуллинга был зафиксирован в 2002 году. Американский подросток Жислен Раза ради развлечения снял видеоролик, в котором он, подобно герою фильма «Звездные войны», фехтовал бейсбольной битой вместо лазерного меча. Одноклассники выложили в Интернет это видео с целью позабавиться над Жисленом. Эту запись посмотрели миллионы людей, через несколько дней был создан специальный сайт с исходным видео и пародиями на него. Насмешки сверстников сломали психику Жислена Раза, и его родители были вынуждены обратиться к психиатру. Против одноклассников, разместивших видео в Интернете, был подан судебный иск [8].
С 2007 года в США по инициативе Министерства образования проводились периодические кампании по борьбе с кибербуллингом. Обычно в них принимали участие такие сервисы, как MySpace, Facebook, ВеЬо, YouTube, ряд сотовых компаний и психологи.
Более того, с 2009 года в ряде штатов учителям было разрешено отбирать у детей мобильные телефоны, если они снимают что-либо на уроке. По школам было также разослано специальное руководство по вопросам предотвращения кибербуллинга. В нем описывалось, как надо действовать, чтобы добиться удаления из онлайна оскорбительного материала, где бы он ни был размещён.
Однако вскоре стало понятно, что все эти меры неполноценны и не приносят должных результатов. Тогда в США была разработана специальная программа по борьбе с технологическими запугиваниями. Создатели программы определили кибербуллинг как «использование электронных устройств и информационных технологий, таких как электронная почта, службы мгновенных сообщений, текстовые сообщения, средства мобильной связи, web-сайты, с помощью которых можно публиковать жестокие или оскорбительные сообщения о личности или группе личностей». Психологи в своих отчетах делали упор на то, что подростки особенно чувствительны к таким насмешкам.
Как раз в то время в Вашингтоне произошел характерный случай. В блоге появилась оскорбительная информация о школьниках, которые недавно посетили школьные танцы. Опубликованные материалы оказались достаточно болезненными. Содержимое блога вызвало серьезные споры и дискуссии в школе. И после этого те же шутники опубликовали опросник, суть которого заключалась в возможности проголосовать за своих одноклассников в вопросах их привлекательности, умственных способностей и так далее. Очевидно, что такое голосование, содержащее взаимные оскорбления, лишь усугубило положение.
К расследованию пришлось подключить полицию. Выяснилось, что инициаторами коллективного кибербуллинга были три девочки, ученицы седьмого класса. В свое оправдание они заявили, что в США существует свобода слова, и они могут высказывать собственное мнение без каких-либо препятствий. В результате семиклассницы понесли наказание в виде 10 часов исправительных работ [6].
Методы борьбы с кибербуллингом
Несмотря на проводимые меры по борьбе с кибербуллингом, количество подвергшихся этому явлению подростков возрастает с каждым годом, поэтому необходимо искать другие принципы борьбы.
На основе анализа источников исследователи выделяют следующие принципы борьбы с кибербуллингом:
- повсеместное внедрение обучающих программ для представителей правоохранительных органов, преподавателей школ, родителей. Курсы, семинары и конференции должны информировать всех заинтересованных лиц о сути киберугроз и о мерах по борьбе с ними;
- разработка программных служб и сервисов, позволяющих контролировать и предотвращать распространение вредоносного контента, а также оперативно выявлять лиц, нарушающих закон при использовании Интернета;
- обеспечение пользователей соответствующими инструментами и технологиями. Любой пользователь сети должен знать номера телефонов «горячих линий», владеть инструментами, с помощью которых можно сообщить о противозаконном поведении других пользователей;
- создание системы быстрого реагирования провайдеров контента и сервисов, операторов связи, правоохранительных структур на противоправную деятельность в Интернете;
- пропаганда среди пользователей Интернета правильных методов сохранения паролей, данных аккаунтов. Разъяснение важности сохранения своей и чужой конфиденциальной информации.
Для профилактики кибербуллинга подросткам следует:
- Не сообщать свои данные (реальное имя, фамилию, адрес, телефон и т.п.). Когда злоумышленнику становятся известны анкетные данные, происходит так называемый «троллинг» или травля.
- Не открывать доступ к своей страничке незнакомым людям.
- Следить за информацией, которую выкладываете в Интернете.
- Придерживаться правил сетевой этики, не отвечать грубо на сообщения, этим можно спровоцировать собеседника. Игнорировать сообщения от незнакомых, агрессивных и подозрительных личностей. Нужно понимать, что онлайн-общение не является приватным. Другие пользователи могут скопировать, распечатать или переслать личную переписку.
- Не посылать сообщения или изображения, которые могут обидеть кого-нибудь.
Для борьбы с кибербуллингом подросткам следует:
- Не предпринимать самостоятельных действий по наказанию агрессора.
- Немедленно обратиться за советом к родителям или в специальные организации за помощью.
- Сделать снимок экрана с оскорблениями и переслать его модераторам ресурса.
- Или написать письмо в техподдержку с просьбой удалить аккаунт хулигана.
- Если преследование происходит лично, с помощью электронной почты, сервисов мгновенных сообщений или IР-телефонии, избавиться от неприятного собеседника можно, нажав клавишу «игнорировать».
Для защиты подростков от кибербуллинга родителям необходимо:
- Объяснять подросткам, что при общении в Интернете, они должны быть дружелюбными с другими пользователями.
- Учить детей правильно реагировать на обидные слова или действия других пользователей. Не стоит общаться с агрессором и тем более пытаться ответить ему тем же. Возможно, стоит вообще покинуть данный сайт и удалить оттуда свою личную информацию, если не получается решить проблему мирным путем.
- Если ребенок стал жертвой буллинга, помочь ему найти выход из ситуации: практически на всех форумах и сайтах есть возможность заблокировать обидчика, написать жалобу модератору или администрации сайта, потребовать удаление странички.
- Объяснять подросткам, что нельзя использовать сеть для распространения сплетен или угроз.
- Стараться следить за тем, что ребенок делает в Интернете, а также следить за его настроением после пользования сетью [2, 4, 10, 11, 20 и др.].
Полностью искоренить кибербуллинг так же, как другие проявления жестокости в виртуальном пространстве и реальной жизни, невозможно. Но это не значит, что взрослые могут игнорировать это явление, отстраняться от защиты своих детей и регулирования подростковых конфликтов.
Взрослым следует держать в курсе проблемы школьных педагогов — это позволит им внимательнее отслеживать конфликты в реальной жизни, сочетание которых с кибербуллингом является особенно опасным.
Мы убеждены, что корни киберагрессии взаимосвязаны с девиантным поведением в реальной жизни. В некоторых случаях такого поведения необходимо обратиться к психологу [22; 23].
Профилактика кибербуллинга - проблема комплексная. Для её решения необходимо задействовать ИКТ-инструменты, психолого-педагогические и юридические ресурсы, привлекать к профилактике, как родителей, так и самих подростков [3, 5, 21, 24, 25 и др.].
По результатам нашего исследования, мы можем сделать вывод, что кибербуллинг является распространенным в сети Интернет среди подростков. Пользователи Интернета чувствуют себя защищенными анонимностью, что приводит к вседозволенности в сети.
Формирование нормативности и культуры поведения подростков, в том числе и в виртуальной реальности, помогут в решении проблемы кибербуллинга. Проблема формирования культуры онлайн-общения становится важной педагогической задачей.
Однако только традиционные способы здесь применять недостаточно, необходимо, с одной стороны, использовать ресурс виртуальной среды, с другой стороны, создавать условия реального общения в процессе совместной деятельности.
Статья публикуется при поддержке Российского гуманитарного научного фонда в рамках гранта № 13-06-00156 «Подготовка педагогических кадров к профилактике и противодействию идеологии киберэкстремизма среди молодежи».
Библиографический список
- Внебрачных Р.А Троллинг как форма социальной агрессии в виртуальных сообществах // Вестник Удмуртского Университета. 2012. С. 48-51.
- Гаврилова И.В. Профилактика киберэкстремизма среди молодежи // Сборник статей. Чусавитина Г.Н., Давлеткириева Л.З., Чернова Е.В. М., Академия, 2013. С. 511.
- Зеркина Е.В., Чусавитина Г.Н. Подготовка будущих учителей к превенции девиантного поведения школьников в сфере информационно-коммуникативных технологий. Магнитогорск: МаГУ, 2008.
- Макашова В.Н. Развитие творческих способностей студентов ВУЗа в условиях открытого образования: монография / В.Н. Макашова; ГОУ ВПО «Магнитогор. гос. ун-т». Магнитогорск: МаГУ, 2007. 181 с.
- Макашова В.Н. Модернизация ИТ-инфраструктуры образовательных учреждений в целях обеспечения информационной безопасности / Макашова В.Н., Чусавитина Г.Н. // Современные информационные технологии и ИТ-образование. 2014. № 10. С. 632-638.
- Ошурков В.А Механизмы защиты обучающихся от киберэкстремизма в условиях развития облачных образовательных сервисов [Текст] / В.А Ошурков, В.Н. Макашова, Л.С. Цуприк // Фундаментальные исследования. 2014. № 12. С. 1089-1092.
- Макашова В.Н. Механизмы противодействия киберэкстремизму и кибертерроризму в системе образования [Электронный ресурс] // Фундаментальные исследования. 2013. № 10. Часть 9. С. 2054-2059.
- Ксенофонтова И. В. Специфика коммуникации в условиях анонимности: меметика, имиджборды, троллинг // Сборник статей. М.: ГРЦРФ, 2009. С. 285-293.
- Найденова Л. Кибербуллинг: опасное виртуальное «быкование» [Электронный ресурс].
- Нургалина Р.Г. Функциональная модель измерения уровня рефлексии / Р.Г. Нургалина, Е.А Ильина // Вестник магистратуры. 2012. № 9-10 (12-13). С. 54-56.
- Нургалина Р.Г. Рефлексия как механизм повышения познавательной деятельности студентов технического университета / Р.Г. Нургалина, Е.А. Ильина// Научные труды SWorld. 2011. Т. 15. № 4. С. 65-69.
- Парфентьев У. Опасный контент в Рунете по данным Национального Узла Интернет-безопасности в России// Дети в информационном обществе. Моя безопасная сеть: Интернет глазами детей и подростков. Информационный бюллетень Года Безопасного Интернета в России. Вьш. 1. М.: 2009. С. 39-43.
- Семенов Д.И. Сетевой троллинг как вид коммуникативной деятельности // Международный журнал экспериментального образования №8. / Г.А. Шушарина. 2011. С. 135-136.
- Солдатова Г. Особенности российских школьников как пользователей интернета // Интернет в образовании. Материалы международной научно-практической заочной конференции, 12 октября 2009 г. - 1 апреля 2010 г. / Е. Кропалева. М.: Издательство «СГУ», 2010. С. 475-489.
- Солдатова Г. Кибербуллинг в школьной среде: трудная онлайн ситуация и способы совладения// Образовательная политика/ Е. Зотова. 2011. С. 48-59.
- Чвякин В.А Социогенез агрессивных свойств личности подростка и их использование в профилактической деятельности полиции // Полицейская деятельность. 2014. С. 55-68.
- Чусавитина Г.Н., Давлеткиреева Л.З., Чернова Е.В. Информационная безопасность и вопросы в профилактики киберэкстремизма среди молодежи. Магнитогорск: МаГУ, 2013.
- Чусавитина Г.Н. Подготовка будущих учителей к профилактике девиантного поведения школьников в сфере компьютерных технологий// Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Открытое образование. 2006. № 2. С. 103-108.
- Овчинникова И.Г. Профилактика киберэкстремизма в системе образования: базовые решения на основе компетентностного подхода / Овчинникова И.Г., Курзаева Л.В., Чусавитина Г.Н. // Фундаментальные исследования. 2013. № 10-5. С. 1131-1135.
- Чусавитина Г.Н. Подготовка студентов педагогических специальностей университета к профилактике и противодействию идеологии киберэкстремизма среди молодежи/ Чусавитина Г.Н., Чусавитин М.О. // 11 Всероссийская научно-практическая конференция «Информационные технологии в образовании XXI века». Сборник научных трудов. 2012. С. 322-326.
- Курзаева Л.В. Подготовка будущих педагогических кадров к превенции киберэкстремизма среди молодежи: моделирование процесса установления требований к процессу профессиональной подготовки / Л.В. Курзаева, Г.Н. Чусавитина // Фундаментальные исследования. 2014. № 12-5. С. 1078-1082.
- Недосекина А.Г. Формирование эстетического идеала как средство профилактики киберэкстремизма / А.Г. Недосекина, Г.Н. Чусавитина // Фундаментальные исследования. 2014. № 12-5. С. 1083-1088.
- Чусавитина Г.Н. Подготовка научно-педагогических кадров к профилактике и противодействию идеологии киберэкстремизма среди молодежи /Г.Н. Чусавитина // Информационная безопасность в открытом образовании. Сборник трудов участников IV Всероссийской научнопрактической конференции под общей редакцией Г.Н. Чусавитиной, Л.З. Давлеткиреевой. 2011. С. 108-114.
- Chou Н.Т., Edge N. They are happier and having better lives than 1 am: the impact of using facebook on perceptions of others’ lives. Cyberpsychology, Behavior and Social Networking. 2012. Р. 117-121.
- Gаblе R., Snakenborg J., VanAcker R. Cyberbullying: Prevention and Intervention to Protect Our Children and Youth // Preventing School Failure. 2011. Р. 55, 88-95.
- Heirman W., Walrave М. Cyberbullying: Predicting Victimisation and Perpetration // CНILDREN & SOCIETY VOLUМE. 2011. Р. 59-72.
- Maher D. Cyberbullying: An ethnographic case study of one Australian upper primary school class // Youth Studies Australia. 2008. № 4. Р. 50-57.
Об авторе
Березина О.С. — Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, Челябинская обл., г. Магнитогорск.
Смотрите также:
- Власова Н.В., Буслаева Е.Л. Кибербуллинг в подростковом возрасте: агрессор и жертва
- Дейнека О.С., Духанина Л.Н., Максименко А.А. Кибербуллинг и виктимизация: обзор зарубежных публикаций
- Кирюхина Д.В. Кибербуллинг и индивидуально-психологические характеристики его участников
- Солдатова Г.У., Рассказова Е.И., Чигарькова С.В. Флейминг как вид киберагрессии: ролевая структура и особенности цифровой социальности