Внебрачных Р.А. Троллинг как форма социальной агрессии в виртуальных сообществах

В

С воз­ник­но­ве­ни­ем тако­го явле­ния, как Интер­нет, ни для кого уже не сек­рет, что он обна­ру­жи­ва­ет не толь­ко тех­ни­че­ские функ­ции быст­рой пере­да­чи дан­ных, но так­же и сре­до­об­ра­зу­ю­щие, ком­му­ни­ка­тив­ные – для вир­ту­аль­но­го вза­и­мо­дей­ствия индивидов. 

Начи­ная с 90-х гг. про­шло­го сто­ле­тия, мож­но наблю­дать уско­рен­ную дина­ми­ку раз­ви­тия соци­аль­ных сетей. Они актив­но струк­ту­ри­ру­ют­ся, про­фи­ли­ру­ют­ся, лави­но­об­раз­но при­рас­та­ют в чис­лен­но­сти самих сетей и их участ­ни­ков, кло­ни­ру­ют­ся, вза­им­но пере­се­ка­ют­ся, при­умно­жая воз­мож­но­сти обме­на раз­лич­ны­ми вида­ми кон­тен­та и пере­крест­ных ссылок. 

Гло­баль­ные соци­аль­ные сети объ­еди­ня­ют сего­дня сот­ни мил­ли­о­нов участ­ни­ков неза­ви­си­мо от пола, воз­рас­та, уров­ня обра­зо­ва­ния и наци­о­наль­ной принадлежности.

Мно­гие из них допус­ка­ют ано­ним­ное вза­и­мо­дей­ствие поль­зо­ва­те­лей, реги­стри­ру­ю­щих­ся «под ником» – услов­ным обо­зна­че­ни­ем, не предо­став­ля­ю­щим воз­мож­но­сти иден­ти­фи­ка­ции с реаль­ным субъ­ек­том вир­ту­аль­ной коммуникации. 

Тако­го рода ано­ним­ное пред­ста­ви­тель­ство созда­ет усло­вия для нару­ше­ния эти­ки сете­во­го вза­и­мо­дей­ствия, про­яв­ле­ния раз­лич­ных форм агрес­сив­но­го и оскор­би­тель­но­го пове­де­ния, назы­ва­е­мо­го трол­лин­гом.

Одна­ко этот вид вир­ту­аль­но­го натис­ка так­же ино­гда исполь­зу­ет­ся и пер­со­ни­фи­ци­ро­ван­ны­ми участ­ни­ка­ми, заин­те­ре­со­ван­ны­ми в боль­шей узна­ва­е­мо­сти, пуб­лич­но­сти и эпатаже. 

Основ­ны­ми пло­щад­ка­ми для сво­их демар­шей пред­ста­ви­те­ли этой трол­лин­го­вой груп­пы выби­ра­ют раз­лич­ные тема­ти­че­ские фору­мы и кон­фе­рен­ции соци­аль­ных сетей, пор­та­лов и новост­ных сай­тов. Они обла­да­ют сво­и­ми осо­бен­но­стя­ми, поэто­му целе­со­об­раз­но сде­лать неболь­шие тер­ми­но­ло­ги­че­ские уточнения.

Форум, или веб-форум, как пра­ви­ло, пред­ла­га­ет набор тема­ти­че­ских раз­де­лов для обсуж­де­ния. Рабо­та фору­ма осу­ществ­ля­ет­ся под кон­тро­лем моде­ра­то­ра и заклю­ча­ет­ся в созда­нии поль­зо­ва­те­ля­ми тем для после­ду­ю­ще­го обсуждения. 

Отдель­но взя­тая тема, по сути, пред­став­ля­ет собой тема­ти­че­скую госте­вую кни­гу. Рас­про­стра­нён­ная иерар­хия веб-фору­ма: раз­де­лы → темы → сооб­ще­ния. Обыч­но сооб­ще­ния несут инфор­ма­цию «автор — тема — содер­жа­ние — дата/время». Сооб­ще­ние и все отве­ты на него обра­зу­ет «вет­ку» или «тему» [1].

Вир­ту­аль­ный чат сред­ство обме­на сооб­ще­ни­я­ми по ком­пью­тер­ной сети в режи­ме реаль­но­го вре­ме­ни, а так­же про­грамм­ное обес­пе­че­ние, поз­во­ля­ю­щее орга­ни­зо­вы­вать такое обще­ние. Харак­тер­ной осо­бен­но­стью явля­ет­ся ком­му­ни­ка­ция имен­но в реаль­ном вре­ме­ни или при­бли­жен­ном к нему, что отли­ча­ет чат от фору­мов и дру­гих «замед­лен­ных» средств сооб­ще­ния [2].

Интер­нет-пей­джинг – спо­соб обме­на сооб­ще­ни­я­ми через Интер­нет в реаль­ном вре­ме­ни через служ­бы мгно­вен­ных сооб­ще­ний с исполь­зо­ва­ни­ем про­грам­мы-кли­ен­та. Здесь могут пере­да­вать­ся тек­сто­вые сооб­ще­ния, зву­ко­вые сиг­на­лы, изоб­ра­же­ния, видео, а так­же про­из­во­дить­ся такие дей­ствия, как сов­мест­ное рисо­ва­ние или игры. Мно­гие из таких про­грамм могут при­ме­нять­ся для орга­ни­за­ции груп­по­вых тек­сто­вых чатов или видеоконференций.

Соци­аль­ная сеть – интер­ак­тив­ный мно­го­поль­зо­ва­тель­ский веб-сайт, кон­тент кото­ро­го напол­ня­ет­ся сами­ми участ­ни­ка­ми сети. Сайт пред­став­ля­ет собой авто­ма­ти­зи­ро­ван­ную соци­аль­ную сре­ду, поз­во­ля­ю­щую общать­ся груп­пе поль­зо­ва­те­лей, объ­еди­нен­ных общим инте­ре­сом. К ним отно­сят­ся и тема­ти­че­ские фору­мы, осо­бен­но отрас­ле­вые, кото­рые актив­но раз­ви­ва­ют­ся в послед­нее вре­мя. Связь осу­ществ­ля­ет­ся посред­ством веб-сер­ви­са внут­рен­ней почты или мгно­вен­но­го обме­на сооб­ще­ни­я­ми [3. C. 55].

Эта осо­бен­ность, как и, соб­ствен­но, само уни­каль­ное явле­ние вир­ту­аль­ных про­странств, обес­пе­чи­ва­ют воз­мож­ность созда­ния инди­ви­да­ми вир­ту­аль­но­го аль­тер эго, кото­рое кон­стру­и­ру­ет­ся исклю­чи­тель­но автором. 

Прак­ти­че­ски в любом вир­ту­аль­ном сооб­ще­стве, создан­ном для обще­ния инди­ви­дов, суще­ству­ет отдель­ное поле для фор­ми­ро­ва­ния сво­их дан­ных, где участ­ни­ки впи­сы­ва­ют свои основ­ные харак­те­ри­сти­ки и допол­ни­тель­ные дан­ные, свя­зан­ные со сфе­ра­ми инте­ре­сов и увлечений. 

Учи­ты­вая то, что отсут­ствие физи­че­ских и визу­аль­ных кон­так­тов поз­во­ля­ет любо­му участ­ни­ку вир­ту­аль­ных про­странств созда­вать любой жела­е­мый образ сво­е­го вир­ту­аль­но­го Я, участ­ни­ки Интер­нет-сооб­ществ актив­но этим пользуются.

Потреб­но­сти инди­ви­дов – участ­ни­ков интер­нет-про­странств – быва­ют самые раз­лич­ные, в дан­ном слу­чае нас инте­ре­су­ет такое явле­ние, как трол­линг. Перед уточ­не­ни­ем поня­тия сле­ду­ет обра­тить­ся к пси­хо­ло­гии общения. 

Рус­ский пси­хо­лог О. Чва­но­ва отме­ча­ет, что суще­ству­ет дав­но извест­ный людям тип пси­хо­ло­ги­че­ско­го обще­ния под назва­ни­ем энер­ге­ти­че­ский вам­пи­ризм [4. С. 44]. Это слож­ный тип лич­но­сти, пред­ста­ви­те­ли кото­ро­го под­пи­ты­ва­ют­ся эмо­ци­о­наль­ной энер­ге­ти­кой из сво­е­го соци­аль­но­го окру­же­ния в про­цес­се коммуникации. 

Цель энер­ге­ти­че­ско­го вам­пи­ра – вызвать жела­е­мые эмо­ци­о­наль­ные реак­ции, созда­вая для сво­ей жерт­вы опре­де­лен­ные сти­му­лы. В резуль­та­те энер­ге­ти­че­ский вам­пир реа­ли­зу­ет свои потреб­но­сти, полу­чая раз­лич­ные виды садист­ско­го насла­жде­ния от наблю­де­ния за нега­тив­ны­ми аффек­тив­ны­ми реак­ци­я­ми выбран­но­го объ­ек­та воздействия.

Соб­ствен­но тер­мин трол­линг не отно­сит­ся к сфе­ре науч­но­го дис­кур­са. Он воз­ник и закре­пил­ся в слен­ге участ­ни­ков вир­ту­аль­ных сооб­ществ. В наи­бо­лее общем виде это явле­ние мож­но оха­рак­те­ри­зо­вать как про­цесс раз­ме­ще­ния на вир­ту­аль­ных ком­му­ни­ка­тив­ных ресур­сах про­во­ка­ци­он­ных сооб­ще­ний с целью нагне­та­ния кон­флик­тов посред­ством нару­ше­ния пра­вил эти­че­ско­го кодек­са Интернет-взаимодействия. 

Как пра­ви­ло, ано­ним­но дей­ству­ю­щий про­во­ка­тор полу­ча­ет зна­ко­вое обо­зна­че­ние-мар­кер – тролль. Хотя ано­ним­ность акто­ра при­сут­ству­ет не все­гда. В неко­то­рых слу­ча­ях моти­вы стать замет­ным и узна­ва­е­мым, ока­зать­ся в цен­тре скан­да­ла, сотря­са­ю­ще­го вир­ту­аль­ную обще­ствен­ность, ока­зы­ва­ют­ся реша­ю­щи­ми для того, что­бы вклю­чать­ся в ком­му­ни­ка­ции под сво­ей фамилией. 

Сего­дня мож­но с доста­точ­ной опре­де­лен­но­стью утвер­ждать, что трол­линг, заро­див­ший­ся в 90-х гг. ХХ сто­ле­тия в интер­нет-про­стран­стве, при­об­рел ста­тус зна­чи­мо­го соци­аль­но-пси­хо­ло­ги­че­ско­го фено­ме­на, ока­зы­ва­ю­ще­го деструк­тив­ное вли­я­ние как на инди­ви­дов – объ­ек­тов воз­дей­ствия, так и на атмо­сфе­ру ком­му­ни­ка­тив­но­го вза­и­мо­дей­ствия вир­ту­аль­но­го сооб­ще­ства в целом. 

Будучи сред­ством агрес­сив­но­го воз­дей­ствия, порож­да­ю­щим ответ­ную агрес­сию, трол­линг явля­ет­ся одним из самых дей­ствен­ных и прак­ти­че­ски нена­ка­зу­е­мых меха­низ­мов жест­кой мани­пу­ля­ции, как уже было ска­за­но, меж­лич­ност­ной, внут­ри­г­руп­по­вой и межгрупповой. 

Гло­баль­ная вир­ту­а­ли­за­ция совре­мен­ных средств ком­му­ни­ка­ции при­во­дит к тому, что Интер­нет ста­но­вит­ся наи­бо­лее при­вле­ка­тель­ным ресур­сом для мани­пу­ля­ции боль­ши­ми сооб­ще­ства­ми. Трол­линг в этой стра­те­ге­ме рас­смат­ри­ва­ет­ся как пус­ко­вой меха­низм жест­кой про­во­ка­ции, созда­ния ситу­а­ции скандала.

Эта же схе­ма в мини­а­тю­ре исполь­зу­ет­ся на уровне меж­лич­ност­но­го повсе­днев­но­го вза­и­мо­дей­ствия. Чаще все­го – ком­пен­са­тор­но по отно­ше­нию к непол­но­те само­ре­а­ли­за­ции в реаль­ных прак­ти­ках взаимодействия. 

Обре­тая вдох­нов­ля­ю­щую сме­лость ано­ни­ма, пред­ста­ви­те­ли мно­гих моло­деж­ных групп либо ста­тус­но более низ­ких, выби­ра­ют ненор­ма­тив­ные фор­мы ком­му­ни­ка­ций, раз­ме­щая про­во­ка­ци­он­ные сооб­ще­ния во Все­мир­ной пау­тине про­сто из любо­пыт­ства. Но у неко­то­рых это пере­рас­та­ет в при­выч­ку и даже в стиль обще­ния в Сети. 

Пока не суще­ству­ет серьёз­ных иссле­до­ва­ний вопро­са о том, может ли такой стиль обще­ния перей­ти в реаль­ную жизнь и в живое обще­ние с людьми.

С нача­ла XXI в. интер­нет-трол­ли ста­ли обра­зо­вы­вать соб­ствен­ные сете­вые сооб­ще­ства и орга­ни­за­ции, делясь опы­том по наи­бо­лее эффек­тив­но­му раз­жи­га­нию конфликтов. 

Пер­вое упо­ми­на­ние в ака­де­ми­че­ской лите­ра­ту­ре при­над­ле­жит Дж. Донат, кото­рая в 1999 г. исполь­зо­ва­ла несколь­ко курьёз­ных при­ме­ров в выступ­ле­ни­ях на раз­лич­ных конференциях. 

В сво­их пуб­ли­ка­ци­ях она при­во­дит крат­кий обзор игр с фаль­си­фи­ка­ци­ей лич­но­сти, спе­ку­ли­ру­ю­щих на пута­ни­це меж­ду физи­че­ским и вир­ту­аль­ным обще­ства­ми: «трол­линг – игра в под­дел­ку лич­но­сти, но без согла­сия боль­шин­ства игро­ков, не созна­ю­щих уча­стия в этой игре. Тролль пыта­ет­ся заре­ко­мен­до­вать себя как типич­ный поль­зо­ва­тель, раз­де­ля­ю­щий общие инте­ре­сы и про­бле­мы группы. 

Дру­гие участ­ни­ки кон­фе­рен­ции, если они осве­дом­ле­ны о трол­лин­ге и подоб­ных ему фаль­си­фи­ка­ци­ях лич­но­сти, одно­вре­мен­но пыта­ют­ся и рас­по­знать тролль-пуб­ли­ка­ции сре­ди насто­я­щих постов и, по опре­де­ле­нии тако­вых заста­вить зло­умыш­лен­ни­ка поки­нуть груп­пу. Их успех в пер­вом зави­сит от того, насколь­ко они – и тролль – уме­ют рас­по­зна­вать намё­ки, опре­де­ля­ю­щие лич­ность. Успех в послед­нем зави­сит от того, насколь­ко удо­воль­ствие трол­ля от его заня­тия сни­же­но – и пере­ве­ше­но ценой уси­лий на про­дол­же­ние трол­лиз­ма, под вли­я­ни­ем группы. 

Трол­ли могут доро­го обхо­дить­ся в несколь­ких отно­ше­ни­ях. Тролль спо­со­бен сорвать обсуж­де­ние, рас­про­стра­нить пло­хой совет и повре­дить чув­ству вза­им­но­го дове­рия в сообществе. 

Более того, в груп­пе, став­шей чув­стви­тель­ной к трол­лин­гу, – в слу­ча­ях высо­ко­го уров­ня фаль­си­фи­ка­ций в её про­стран­стве – мно­же­ство наив­ных вопро­сов могут быть неза­мед­ли­тель­но отверг­ну­ты, как трол­лиз­мы. Это может совер­шен­но сбить с тол­ку ново­го участ­ни­ка, едва отва­жив­ше­го­ся напи­сать пер­вый пост и сра­зу же полу­ча­ю­ще­го поток гнев­ных обви­не­ний. Даже если обви­не­ния необос­но­ван­ны, они вре­дят онлайн-репу­та­ции участ­ни­ка, отме­чен­но­го как тролль» [5. C. 22].

Здесь оче­вид­на парал­лель с явле­ни­ем уже упо­ми­нав­ше­го­ся энер­ге­ти­че­ско­го вам­пи­риз­ма. Как фор­ма ком­му­ни­ка­ции цель трол­лин­га – орга­ни­зо­вать опре­де­лен­ные сти­му­лы для того, что­бы вызвать нега­тив­ные реак­ции участ­ни­ков фору­мов либо иных интер­нет-ком­му­ни­ка­тив­ных пространств. 

Цель этих сти­му­лов оче­вид­на – полу­че­ние авто­ром трол­лин­га неко­то­рой фор­мы удо­вле­тво­ре­ния потреб­но­стей само­ре­а­ли­за­ции и при­зна­ния: тролль ста­но­вит­ся цен­траль­ным зве­ном, вызвав­шим спор либо дру­гой соци­аль­ный конфликт. 

Одна­ко трол­линг как фор­ма ком­му­ни­ка­тив­но­го обще­ния инте­рес­на так­же тем, что посте­пен­но в интер­нет-про­стран­стве нача­ли фор­ми­ро­вать­ся сооб­ще­ства самих инди­ви­дов – авто­ров троллинга. 

Основ­ная тема­ти­че­ская направ­лен­ность таких сооб­ществ – обсуж­де­ние новых форм сти­му­лов для раз­ви­тия более скры­тых и интен­сив­ных спо­ров меж­ду участ­ни­ка­ми вир­ту­аль­но соци­аль­ных сообществ. 

Это так­же гово­рит о том, что фор­ми­ру­ет­ся опре­де­лен­ная вир­ту­аль­ная суб­куль­ту­ра трол­лин­га, цель кото­рой – нару­ше­ние занор­ми­ро­ван­но­го обще­ния участ­ни­ков вир­ту­аль­ных про­странств. Соот­вет­ствен­но и само явле­ние трол­лин­га может и долж­но стать объ­ек­том не толь­ко пси­хо­ло­ги­че­ско­го изу­че­ния, но и социо­ло­ги­че­ско­го исследования. 

В этом слу­чае пред­ме­том социо­ло­ги­че­ско­го ана­ли­за ока­зы­ва­ют­ся не меж­лич­ност­ные ком­му­ни­ка­ции, а вир­ту­аль­ное соци­аль­ное вза­и­мо­дей­ствие участ­ни­ков вир­ту­аль­ных сооб­ществ, вклю­чая и не име­ю­щих моти­ва­ци­он­но­го отно­ше­ния к ини­ци­и­ру­е­мо­му троллингу.

Ретро­спек­тив­ный обзор лите­ра­ту­ры сви­де­тель­ству­ет о том, что это­му фено­ме­ну посвя­ще­но уже доста­точ­ное коли­че­ство ста­тей и пуб­ли­ка­ций, рас­смат­ри­ва­ю­щих трол­линг как нега­тив­ное явле­ние, пре­пят­ству­ю­щее уста­нов­ле­нию и вос­про­из­вод­ству эти­че­ских норм сете­во­го вза­и­мо­дей­ствия и кон­струк­тив­ной рабо­те групп. 

В таком ракур­се, несо­мнен­но, удоб­нее все­го рас­смат­ри­вать трол­линг как фор­му соци­аль­ной агрес­сии. Эту точ­ку зре­ния раз­де­ля­ет И.П. Шкля­ев, пред­ла­гая сле­ду­ю­щее социо­ло­ги­че­ское опре­де­ле­ние агрес­сии: «Агрес­сия – враж­деб­ная внут­рен­няя уста­нов­ка или враж­деб­ный тип дей­ствий инди­ви­да или груп­пы по отно­ше­нию к дру­го­му инди­ви­ду или груп­пе. Выра­жа­ет­ся в пове­де­нии, направ­лен­ном на нане­се­ние вре­да или ущер­ба дру­го­му как физи­че­ски, так и мораль­но» (Цит. по: [6. С. 26]). 

Таким обра­зом, мож­но опре­де­лить, что трол­линг как фор­ма соци­аль­ной агрес­сии име­ет свои уни­каль­ные характеристики. 

Во-пер­вых, трол­линг может суще­ство­вать исклю­чи­тель­но в вир­ту­аль­ных сооб­ще­ствах. Во-вто­рых, он обла­да­ет спе­ци­фи­че­ски­ми меха­низ­ма­ми быст­ро­го воз­буж­де­ния лави­но­об­раз­ной агрес­сии, мгно­вен­но рас­про­стра­ня­ю­щей­ся на боль­шин­ство участ­ни­ков вир­ту­аль­но­го сообщества. 

И в-тре­тьих, необ­хо­ди­мо учесть, что уни­каль­ность трол­лин­га как фор­мы соци­аль­ной агрес­сии состо­ит в том, что у потен­ци­аль­ной жерт­вы кон­флик­та отсут­ству­ет воз­мож­ность физи­че­ско­го или визу­аль­но­го кон­так­та с ини­ци­а­то­ром самой кон­фликт­ной ситуации. 

В соот­вет­ствии с этим целе­со­об­раз­но рас­смот­реть типо­ло­гию роле­во­го трол­лин­га как фор­мы соци­аль­ной агрессии.

Тролль-ком­мен­та­тор пред­став­ля­ет собой срав­ни­тель­но ред­ко встре­ча­ю­щу­ю­ся раз­но­вид­ность трол­лей, при­ни­ма­ю­щих уча­стие во всех без исклю­че­ния темах и дис­кус­си­ях на избран­ных ими в каче­стве жертв фору­мах за счет пуб­ли­ка­ции избы­точ­ных по вели­чине мас­си­вов досто­вер­ной тема­ти­че­ской или спе­ци­аль­ной инфор­ма­ции, а так­же раз­вер­ну­тых комментариев. 

Как пра­ви­ло, целью трол­лин­га в дан­ном слу­чае явля­ет­ся при­вле­че­ние к себе мак­си­маль­но­го вни­ма­ния участ­ни­ков фору­мов, замы­ка­ние на себе со вре­ме­нем боль­шин­ства под­пис­чи­ков, пол­ное подав­ле­ние и отпу­ги­ва­ние ауди­то­рии сво­ей глу­бо­кой эру­ди­ци­ей, псев­до­э­ру­ди­ци­ей и авто­ри­тет­ным мнением. 

Пре­вра­щая со вре­ме­нем ауди­то­рию фору­ма в чита­те­лей сооб­ще­ний дан­но­го трол­ля или груп­пы трол­лей, а так­же застав­ляя их в какой-то момент пол­но­стью поте­рять тема­ти­че­ский инте­рес к фору­му, на кото­ром доми­ни­ру­ет тролль, что­бы одна­жды, после вне­зап­но­го исчез­но­ве­ния тако­го трол­ля или пре­кра­ще­ния его дея­тель­но­сти, актив­ность на фору­ме рез­ко сни­зи­лась за счет вытес­не­ния или уда­ле­ния с него до это­го трол­лем иных актив­ных под­пис­чи­ков, а так­же обще­го упад­ка и обни­ща­ния целе­вой ауди­то­рии сете­во­го ресур­са [7].

В этом слу­чае основ­ной ока­зы­ва­ет­ся эго­цен­трич­ная цель трол­лин­га, одна­ко послед­ствия ста­но­вят­ся соци­аль­но зна­чи­мы­ми: сооб­ще­ство, кон­фе­рен­ция или ее вет­ка рас­па­да­ют­ся либо утра­чи­ва­ют боль­шин­ство участников.

Тролль-про­во­ка­тор, как пра­ви­ло, пред­став­ля­ет наи­бо­лее выде­ля­ю­щу­ю­ся фор­му агрес­сив­но­го соци­аль­но­го пове­де­ния. Такие участ­ни­ки фору­мов интен­сив­но всту­па­ют в диа­лог по обсуж­да­е­мой тематике. 

Актив­но про­тал­ки­вая свою точ­ку зре­ния и уни­жая либо опро­вер­гая чужие точ­ки зре­ния в обра­зо­вав­шей­ся дис­кус­сии, они про­во­ци­ру­ют агрес­сию вокруг того или ино­го обсуждения. 

Обра­ща­ясь к тео­рии агрес­сии, мож­но утвер­ждать, что, нару­шая таким обра­зом нор­маль­ное раз­ви­тие дис­кур­са, автор-тролль пыта­ет­ся полу­чить удо­вле­тво­ре­ние от создав­шей­ся в про­цес­се тема­ти­че­ско­го обсуж­де­ния нега­тив­ной атмо­сфе­ры [7].

Тролль герой-любов­ник полу­ча­ет ост­рые ощу­ще­ния от после­до­ва­тель­но­го заиг­ры­ва­ния и онлайн-интриг с жен­щи­на­ми интер­нет-груп­пы. [7]. Это под­стре­ка­ет их на внут­ри­со­общ­ност­ное кон­ку­ри­ро­ва­ние и выбор агрес­сив­ных форм взаимодействия. 

Муж­чи­ны, в свою оче­редь, дей­ству­ю­щие по нагляд­но­му и резуль­та­тив­но­му образ­цу, так­же ока­зы­ва­ют­ся про­во­ци­ру­е­мы на сле­до­ва­ние его мане­ре и сорев­но­ва­ние по заво­е­ва­нию жен­ско­го внимания. 

В ито­ге пре­об­ла­да­ю­щая часть груп­пы кон­цен­три­ру­ет­ся на флир­те, груп­па пере­ста­ёт пре­сле­до­вать свою основ­ную цель, и за пре­де­ла­ми вре­мен­но уста­но­вив­ших­ся ком­му­ни­ка­ци­он­ных пар или кла­сте­ров доми­ни­ру­ю­щей оста­ет­ся агрес­сив­ная фор­ма взаимодействия.

Трол­ли-совет­чи­ки – это осо­бый вид трол­лин­га, кото­рый заклю­ча­ет­ся в том, что тролль под видом помо­щи или сове­та жерт­ве начи­на­ет писать на фору­мах доволь­но бес­смыс­лен­ные вещи. 

Такой вид трол­лин­га попу­ля­рен на IT-тех­ни­че­ских фору­мах, где тролль обыч­но про­хо­дит по всем вет­кам, раз­ме­щая ком­мен­та­рии в каж­дой, яко­бы желая помочь жерт­ве. Но на самом деле при виде глу­по­го отве­та на свой вопрос поль­зо­ва­тель фак­ти­че­ски «ведёт­ся» на про­во­ка­цию трол­ля, начи­на­ет­ся «флейм», и жерт­ву «банят» на фору­ме или в чате [7].

Оче­вид­но, что и в этом слу­чае про­сле­жи­ва­ют­ся типич­ные фор­мы мани­пу­ля­ции, при­во­дя­щие к агрес­сии и дефор­ма­ции соци­аль­но­го ком­му­ни­ка­тив­но­го пространства.

Под­во­дя итог, сле­ду­ет ска­зать о том, что явле­ние трол­лин­га мож­но рас­смат­ри­вать в боль­шин­стве слу­ча­ев имен­но как агрес­сив­ную фор­му соци­аль­но­го ком­му­ни­ка­тив­но­го взаимодействия. 

Цель трол­лин­га – дать опре­де­лен­ные сти­му­лы для того, что­бы вызвать нега­тив­ные реак­ции участ­ни­ков фору­мов либо иных вир­ту­аль­ных сооб­ществ. Оче­вид­на и цель само­го трол­ля – полу­че­ние неко­то­рой фор­мы удо­вле­тво­ре­ния от того, что имен­но он в этот момент ста­но­вит­ся эпи­цен­тром раз­во­ра­чи­ва­ю­щих­ся дис­кус­сий и противостояний. 

Резуль­тат тако­го рода мани­пу­ля­тив­ных дей­ствий – это все­гда кон­фликт с соци­аль­ной окрас­кой и последствиями. 

Наи­бо­лее успеш­ные трол­ли спо­соб­ны взбу­до­ра­жить целый ряд сооб­ществ, уме­ло стал­ки­вая их меж­ду собой и исполь­зуя про­ек­ции пуб­лич­но­сти в СМИ для при­вле­че­ния вни­ма­ния широ­кой общественности. 

Судя по послед­ним сце­на­ри­ям «ком­пью­тер­ных» или «фэйс­бу­ков­ских» рево­лю­ций, трол­линг может пре­вра­тить­ся в вос­тре­бо­ван­ную спе­ци­а­ли­за­цию пред­ста­ви­те­лей цело­го ряда про­фес­сий, напри­мер, таких, как жур­на­ли­сти­ка, миро­вая поли­ти­ка, меж­ду­на­род­ная эко­но­ми­ка и ряда других.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Интер­нет-аген­ство арт веб медия. Глос­са­рий и сло­варь интер­нет терминологий.
  2. Интер­нет-аген­ство арт веб медия. Глос­са­рий и сло­варь интер­нет терминологий. 
  3. Лома­кин П.А. Ась­ки, Ирки, чаты и дру­гие пей­джин­го­вые про­грам­мы Интер­не­та. М., 2003.
  4. Чва­но­ва О.А. Пси­хо­ло­гия вам­пи­риз­ма. М., 2008.
  5. Judith S. Donath, Identity and Deception in the Virtual Community. London, 2010.
  6. Фро­лов С.С. Социо­ло­гия орга­ни­за­ций. М., 2001.
  7. FAQ Trolls.
Источ­ник: Вест­ник Удмурт­ско­го уни­вер­си­те­та. Серия «Фило­со­фия. Пси­хо­ло­гия. Педа­го­ги­ка». 2012. №1.

Смот­ри­те также:

Категории

Метки

Публикации

ОБЩЕНИЕ

CYBERPSY — первое место, куда вы отправляетесь за информацией о киберпсихологии. Подписывайтесь и читайте нас в социальных сетях.

vkpinterest