С возникновением такого явления, как Интернет, ни для кого уже не секрет, что он обнаруживает не только технические функции быстрой передачи данных, но также и средообразующие, коммуникативные – для виртуального взаимодействия индивидов.
Начиная с 90-х гг. прошлого столетия, можно наблюдать ускоренную динамику развития социальных сетей. Они активно структурируются, профилируются, лавинообразно прирастают в численности самих сетей и их участников, клонируются, взаимно пересекаются, приумножая возможности обмена различными видами контента и перекрестных ссылок.
Глобальные социальные сети объединяют сегодня сотни миллионов участников независимо от пола, возраста, уровня образования и национальной принадлежности.
Многие из них допускают анонимное взаимодействие пользователей, регистрирующихся «под ником» – условным обозначением, не предоставляющим возможности идентификации с реальным субъектом виртуальной коммуникации.
Такого рода анонимное представительство создает условия для нарушения этики сетевого взаимодействия, проявления различных форм агрессивного и оскорбительного поведения, называемого троллингом.
Однако этот вид виртуального натиска также иногда используется и персонифицированными участниками, заинтересованными в большей узнаваемости, публичности и эпатаже.
Основными площадками для своих демаршей представители этой троллинговой группы выбирают различные тематические форумы и конференции социальных сетей, порталов и новостных сайтов. Они обладают своими особенностями, поэтому целесообразно сделать небольшие терминологические уточнения.
Форум, или веб-форум, как правило, предлагает набор тематических разделов для обсуждения. Работа форума осуществляется под контролем модератора и заключается в создании пользователями тем для последующего обсуждения.
Отдельно взятая тема, по сути, представляет собой тематическую гостевую книгу. Распространённая иерархия веб-форума: разделы → темы → сообщения. Обычно сообщения несут информацию «автор — тема — содержание — дата/время». Сообщение и все ответы на него образует «ветку» или «тему» [1].
Виртуальный чат – средство обмена сообщениями по компьютерной сети в режиме реального времени, а также программное обеспечение, позволяющее организовывать такое общение. Характерной особенностью является коммуникация именно в реальном времени или приближенном к нему, что отличает чат от форумов и других «замедленных» средств сообщения [2].
Интернет-пейджинг – способ обмена сообщениями через Интернет в реальном времени через службы мгновенных сообщений с использованием программы-клиента. Здесь могут передаваться текстовые сообщения, звуковые сигналы, изображения, видео, а также производиться такие действия, как совместное рисование или игры. Многие из таких программ могут применяться для организации групповых текстовых чатов или видеоконференций.
Социальная сеть – интерактивный многопользовательский веб-сайт, контент которого наполняется самими участниками сети. Сайт представляет собой автоматизированную социальную среду, позволяющую общаться группе пользователей, объединенных общим интересом. К ним относятся и тематические форумы, особенно отраслевые, которые активно развиваются в последнее время. Связь осуществляется посредством веб-сервиса внутренней почты или мгновенного обмена сообщениями [3. C. 55].
Эта особенность, как и, собственно, само уникальное явление виртуальных пространств, обеспечивают возможность создания индивидами виртуального альтер эго, которое конструируется исключительно автором.
Практически в любом виртуальном сообществе, созданном для общения индивидов, существует отдельное поле для формирования своих данных, где участники вписывают свои основные характеристики и дополнительные данные, связанные со сферами интересов и увлечений.
Учитывая то, что отсутствие физических и визуальных контактов позволяет любому участнику виртуальных пространств создавать любой желаемый образ своего виртуального Я, участники Интернет-сообществ активно этим пользуются.
Потребности индивидов – участников интернет-пространств – бывают самые различные, в данном случае нас интересует такое явление, как троллинг. Перед уточнением понятия следует обратиться к психологии общения.
Русский психолог О. Чванова отмечает, что существует давно известный людям тип психологического общения под названием энергетический вампиризм [4. С. 44]. Это сложный тип личности, представители которого подпитываются эмоциональной энергетикой из своего социального окружения в процессе коммуникации.
Цель энергетического вампира – вызвать желаемые эмоциональные реакции, создавая для своей жертвы определенные стимулы. В результате энергетический вампир реализует свои потребности, получая различные виды садистского наслаждения от наблюдения за негативными аффективными реакциями выбранного объекта воздействия.
Собственно термин троллинг не относится к сфере научного дискурса. Он возник и закрепился в сленге участников виртуальных сообществ. В наиболее общем виде это явление можно охарактеризовать как процесс размещения на виртуальных коммуникативных ресурсах провокационных сообщений с целью нагнетания конфликтов посредством нарушения правил этического кодекса Интернет-взаимодействия.
Как правило, анонимно действующий провокатор получает знаковое обозначение-маркер – тролль. Хотя анонимность актора присутствует не всегда. В некоторых случаях мотивы стать заметным и узнаваемым, оказаться в центре скандала, сотрясающего виртуальную общественность, оказываются решающими для того, чтобы включаться в коммуникации под своей фамилией.
Сегодня можно с достаточной определенностью утверждать, что троллинг, зародившийся в 90-х гг. ХХ столетия в интернет-пространстве, приобрел статус значимого социально-психологического феномена, оказывающего деструктивное влияние как на индивидов – объектов воздействия, так и на атмосферу коммуникативного взаимодействия виртуального сообщества в целом.
Будучи средством агрессивного воздействия, порождающим ответную агрессию, троллинг является одним из самых действенных и практически ненаказуемых механизмов жесткой манипуляции, как уже было сказано, межличностной, внутригрупповой и межгрупповой.
Глобальная виртуализация современных средств коммуникации приводит к тому, что Интернет становится наиболее привлекательным ресурсом для манипуляции большими сообществами. Троллинг в этой стратегеме рассматривается как пусковой механизм жесткой провокации, создания ситуации скандала.
Эта же схема в миниатюре используется на уровне межличностного повседневного взаимодействия. Чаще всего – компенсаторно по отношению к неполноте самореализации в реальных практиках взаимодействия.
Обретая вдохновляющую смелость анонима, представители многих молодежных групп либо статусно более низких, выбирают ненормативные формы коммуникаций, размещая провокационные сообщения во Всемирной паутине просто из любопытства. Но у некоторых это перерастает в привычку и даже в стиль общения в Сети.
Пока не существует серьёзных исследований вопроса о том, может ли такой стиль общения перейти в реальную жизнь и в живое общение с людьми.
С начала XXI в. интернет-тролли стали образовывать собственные сетевые сообщества и организации, делясь опытом по наиболее эффективному разжиганию конфликтов.
Первое упоминание в академической литературе принадлежит Дж. Донат, которая в 1999 г. использовала несколько курьёзных примеров в выступлениях на различных конференциях.
В своих публикациях она приводит краткий обзор игр с фальсификацией личности, спекулирующих на путанице между физическим и виртуальным обществами: «троллинг – игра в подделку личности, но без согласия большинства игроков, не сознающих участия в этой игре. Тролль пытается зарекомендовать себя как типичный пользователь, разделяющий общие интересы и проблемы группы.
Другие участники конференции, если они осведомлены о троллинге и подобных ему фальсификациях личности, одновременно пытаются и распознать тролль-публикации среди настоящих постов и, по определении таковых заставить злоумышленника покинуть группу. Их успех в первом зависит от того, насколько они – и тролль – умеют распознавать намёки, определяющие личность. Успех в последнем зависит от того, насколько удовольствие тролля от его занятия снижено – и перевешено ценой усилий на продолжение троллизма, под влиянием группы.
Тролли могут дорого обходиться в нескольких отношениях. Тролль способен сорвать обсуждение, распространить плохой совет и повредить чувству взаимного доверия в сообществе.
Более того, в группе, ставшей чувствительной к троллингу, – в случаях высокого уровня фальсификаций в её пространстве – множество наивных вопросов могут быть незамедлительно отвергнуты, как троллизмы. Это может совершенно сбить с толку нового участника, едва отважившегося написать первый пост и сразу же получающего поток гневных обвинений. Даже если обвинения необоснованны, они вредят онлайн-репутации участника, отмеченного как тролль» [5. C. 22].
Здесь очевидна параллель с явлением уже упоминавшегося энергетического вампиризма. Как форма коммуникации цель троллинга – организовать определенные стимулы для того, чтобы вызвать негативные реакции участников форумов либо иных интернет-коммуникативных пространств.
Цель этих стимулов очевидна – получение автором троллинга некоторой формы удовлетворения потребностей самореализации и признания: тролль становится центральным звеном, вызвавшим спор либо другой социальный конфликт.
Однако троллинг как форма коммуникативного общения интересна также тем, что постепенно в интернет-пространстве начали формироваться сообщества самих индивидов – авторов троллинга.
Основная тематическая направленность таких сообществ – обсуждение новых форм стимулов для развития более скрытых и интенсивных споров между участниками виртуально социальных сообществ.
Это также говорит о том, что формируется определенная виртуальная субкультура троллинга, цель которой – нарушение занормированного общения участников виртуальных пространств. Соответственно и само явление троллинга может и должно стать объектом не только психологического изучения, но и социологического исследования.
В этом случае предметом социологического анализа оказываются не межличностные коммуникации, а виртуальное социальное взаимодействие участников виртуальных сообществ, включая и не имеющих мотивационного отношения к инициируемому троллингу.
Ретроспективный обзор литературы свидетельствует о том, что этому феномену посвящено уже достаточное количество статей и публикаций, рассматривающих троллинг как негативное явление, препятствующее установлению и воспроизводству этических норм сетевого взаимодействия и конструктивной работе групп.
В таком ракурсе, несомненно, удобнее всего рассматривать троллинг как форму социальной агрессии. Эту точку зрения разделяет И.П. Шкляев, предлагая следующее социологическое определение агрессии: «Агрессия – враждебная внутренняя установка или враждебный тип действий индивида или группы по отношению к другому индивиду или группе. Выражается в поведении, направленном на нанесение вреда или ущерба другому как физически, так и морально» (Цит. по: [6. С. 26]).
Таким образом, можно определить, что троллинг как форма социальной агрессии имеет свои уникальные характеристики.
Во-первых, троллинг может существовать исключительно в виртуальных сообществах. Во-вторых, он обладает специфическими механизмами быстрого возбуждения лавинообразной агрессии, мгновенно распространяющейся на большинство участников виртуального сообщества.
И в-третьих, необходимо учесть, что уникальность троллинга как формы социальной агрессии состоит в том, что у потенциальной жертвы конфликта отсутствует возможность физического или визуального контакта с инициатором самой конфликтной ситуации.
В соответствии с этим целесообразно рассмотреть типологию ролевого троллинга как формы социальной агрессии.
Тролль-комментатор представляет собой сравнительно редко встречающуюся разновидность троллей, принимающих участие во всех без исключения темах и дискуссиях на избранных ими в качестве жертв форумах за счет публикации избыточных по величине массивов достоверной тематической или специальной информации, а также развернутых комментариев.
Как правило, целью троллинга в данном случае является привлечение к себе максимального внимания участников форумов, замыкание на себе со временем большинства подписчиков, полное подавление и отпугивание аудитории своей глубокой эрудицией, псевдоэрудицией и авторитетным мнением.
Превращая со временем аудиторию форума в читателей сообщений данного тролля или группы троллей, а также заставляя их в какой-то момент полностью потерять тематический интерес к форуму, на котором доминирует тролль, чтобы однажды, после внезапного исчезновения такого тролля или прекращения его деятельности, активность на форуме резко снизилась за счет вытеснения или удаления с него до этого троллем иных активных подписчиков, а также общего упадка и обнищания целевой аудитории сетевого ресурса [7].
В этом случае основной оказывается эгоцентричная цель троллинга, однако последствия становятся социально значимыми: сообщество, конференция или ее ветка распадаются либо утрачивают большинство участников.
Тролль-провокатор, как правило, представляет наиболее выделяющуюся форму агрессивного социального поведения. Такие участники форумов интенсивно вступают в диалог по обсуждаемой тематике.
Активно проталкивая свою точку зрения и унижая либо опровергая чужие точки зрения в образовавшейся дискуссии, они провоцируют агрессию вокруг того или иного обсуждения.
Обращаясь к теории агрессии, можно утверждать, что, нарушая таким образом нормальное развитие дискурса, автор-тролль пытается получить удовлетворение от создавшейся в процессе тематического обсуждения негативной атмосферы [7].
Тролль герой-любовник получает острые ощущения от последовательного заигрывания и онлайн-интриг с женщинами интернет-группы. [7]. Это подстрекает их на внутрисообщностное конкурирование и выбор агрессивных форм взаимодействия.
Мужчины, в свою очередь, действующие по наглядному и результативному образцу, также оказываются провоцируемы на следование его манере и соревнование по завоеванию женского внимания.
В итоге преобладающая часть группы концентрируется на флирте, группа перестаёт преследовать свою основную цель, и за пределами временно установившихся коммуникационных пар или кластеров доминирующей остается агрессивная форма взаимодействия.
Тролли-советчики – это особый вид троллинга, который заключается в том, что тролль под видом помощи или совета жертве начинает писать на форумах довольно бессмысленные вещи.
Такой вид троллинга популярен на IT-технических форумах, где тролль обычно проходит по всем веткам, размещая комментарии в каждой, якобы желая помочь жертве. Но на самом деле при виде глупого ответа на свой вопрос пользователь фактически «ведётся» на провокацию тролля, начинается «флейм», и жертву «банят» на форуме или в чате [7].
Очевидно, что и в этом случае прослеживаются типичные формы манипуляции, приводящие к агрессии и деформации социального коммуникативного пространства.
Подводя итог, следует сказать о том, что явление троллинга можно рассматривать в большинстве случаев именно как агрессивную форму социального коммуникативного взаимодействия.
Цель троллинга – дать определенные стимулы для того, чтобы вызвать негативные реакции участников форумов либо иных виртуальных сообществ. Очевидна и цель самого тролля – получение некоторой формы удовлетворения от того, что именно он в этот момент становится эпицентром разворачивающихся дискуссий и противостояний.
Результат такого рода манипулятивных действий – это всегда конфликт с социальной окраской и последствиями.
Наиболее успешные тролли способны взбудоражить целый ряд сообществ, умело сталкивая их между собой и используя проекции публичности в СМИ для привлечения внимания широкой общественности.
Судя по последним сценариям «компьютерных» или «фэйсбуковских» революций, троллинг может превратиться в востребованную специализацию представителей целого ряда профессий, например, таких, как журналистика, мировая политика, международная экономика и ряда других.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Интернет-агенство арт веб медия. Глоссарий и словарь интернет терминологий.
- Интернет-агенство арт веб медия. Глоссарий и словарь интернет терминологий.
- Ломакин П.А. Аськи, Ирки, чаты и другие пейджинговые программы Интернета. М., 2003.
- Чванова О.А. Психология вампиризма. М., 2008.
- Judith S. Donath, Identity and Deception in the Virtual Community. London, 2010.
- Фролов С.С. Социология организаций. М., 2001.
- FAQ Trolls.
Смотрите также:
- Лучинкина А.И. Троллинг в интернет-пространстве как результат девиантной интернет-социализации
- Рерке В.И., Портная Я.А. Психологические особенности троллеров социальных сетей
- Фонталова Н.С., Турганова Г.Э. Социально-психологические особенности людей, занимающихся сетевым троллингом
- Шаров А.А. Измерение киберагрессии: разработка русскоязычного аналога опросника CYBA