Всеобщая компьютеризация и развитие сети интернет во всем мире оказывают влияние на разнообразные стороны жизни человека, связанные как с рабочей и учебной деятельностью, так и с межличностным общением.
В процессе развития сетевых коммуникаций начала формироваться своя специфика общения, основанная на открытости информации, публичности, ограниченной или полной анонимности.
В связи с этим важной особенностью общения в сети интернет является то, что можно скрыть настоящие эмоции и намеренья участников беседы.
Таким образом, в социальных сетях формируются направления троллинга, буллинга и моббинга. Изучение этих социально-психологические форм деструктивного поведения актуально как с позиции «жертвы», так и позиции «агрессора» [1;2;6;9].
Троллинг— вид виртуальной коммуникации с нарушением этики сетевого взаимодействия, выражающейся в виде проявления различных форм агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения [11;13].
В зарубежной психологии изучением троллинга занимались А.М. Хорн, Б. Глейзер, Т.В. Сейджер [4;11;13].
В отечественной психологии до недавнего времени психологическая травля вообще не рассматривалась как специфическая ситуация социального взаимодействия. Отдельные ее элементы описывались как проявления агрессивности, виктимизации личности, а также в контексте изучения социального статуса в группе [3;7;9;10;14].
По мнению Е.Н. Волковой и Е.В. Гребенкина, психологическая травля в сети интернет может быть обоснована типом темперамента и особенностями проявления эмоциональной сферы личности агрессора [3;5;7].
Вместе с тем Кутузова Д.А. обращает внимание на то, что все эти описания пытаются найти причину травли в каких-то внутренне присущих детям личностных особенностях и упускают из вида специфику троллинга – самоутверждение за счет систематического унижения другого [9].
Шулер Д. считает, что одним из возможных объяснений увеличения числа случаев троллинга может быть «эффект растормаживания в Сети», который ведет к ослаблению социальных ограничений из-за таких факторов, как интернетанонимность и невидимость [11].
По определению И.С. Кона, троллинг – это запугивание, унижение, травля, физический или психологический террор, направленный на то, чтобы вызвать у другого страх и тем самым подчинить его себе [8].
Методологической основой исследования явилась концепция В.Н. Мясищева о развитии личности, в которой автор выделяет понятие «отношение», замыкающее на себя все психологические характеристики личности.
Цель данной публикации – изучить психологические особенности личности людей, занимающихся сетевым троллингом.
В исследовании приняло участие 90 троллеров, отобранных методом стихийной выборки, которые на момент опроса находились в сообществах различной провокационной направленности. Средний возраст испытуемых 18,7 лет. Исследование проведено на базе дух социальных сетей.
С целью изучения мотивов троллинга, на основании анкеты В. Петросянц [12], разработан опросник, включающий в себя следующие открытые вопросы: 1. Как давно вы занимаетесь троллингом. 2. Какова ваша цель психологической «травли» в социальной сети. 3. Имеется ли материальная выгода от троллинга в социальных сетях. 4. По какому принципу происходит выбор «жертвы».
В результате количественного и качественного анализа ответов на первый вопрос анкеты можем констатировать, что менее полугода занимаются троллингом 43% опрошенных; от 6 месяцев до года – 47% испытуемых; от 1 года до 2 – 3 лет – 9%; более 3 лет – 1%.
Из вышеприведенных фактов делаем вывод, что «троллинг» по большей части является мимолетным увлечением, которое захватило в свои ряды многих, так называемых «троллей», на пике своей популярности и известности.
К тому же, зачастую, администраторы сообществ, на спаде пика активности в своих группах и в целях оживления топиков, могут приглашать троллей как через прямые приглашения в личных сообщениях, так и через так называемый «вброс» провокационной информации, для самозарождения сетевого конфликта.
Следующий вопрос анкеты направлен на изучение целей троллинга. Так, 68% респондентов троллят своих «жертв» ради развлечения; 22% испытуемых отмечают, что посредством троллинга выливают свой негатив на неугодных людей; 8% респондентов таким образом мстят окружающим; 2% опрошенных извлекают выгоду.
Отметим, что под извлечением выгоды понимается повышение собственной активности в любом сетевом сообществе (1% опрошенных), либо подрыв репутации сетевого сообщества, дорожащего своей репутацией (1% опрошенных).
Более подробной информации о том, что же все-таки получили респонденты за свой «труд» (сетевую активность пользователей как администраторы, или они выступали в качестве приглашенных провокаторов за какие-либо материальные или нематериальные блага) получить не удалось.
Ответы на третий вопрос анкеты распределились следующим образом: материальную выгоду от троллинга имеют 2% испытуемых; 98% респондентов финансово не заинтересованы в «травли» своих жертв. Следовательно большинство опрошенных респондентов «троллят» людей в социальных сетях в качестве развлечения и, фактически, ничего ценного для себя не имеют.
Также нас интересовали ответы на вопрос относительно принципа выбора «жертв». 54% испытуемых склонны считать, что чем быстрее человек вступает в контакт с агрессором, поддается на вербальную провокацию, тем ниже уровень его интеллекта.
4% опрошенных выбирают «жертв» по национальному признаку, 42% респондентов по неустойчивой эмоциональной реакции, которая определяется по странице социальной сети.
Исходя из полученных данных, достаточно легко понять причины выбора «жертвы». Так, по мнению троллеров, высокоинтеллектуальный человек с меньшей вероятностью будет вступать в заведомо провокационный диспут, стремиться выиграть спор с преследователем.
В то же время люди с неустойчивым эмоциональным состоянием легче выходят из себя и тем самым становятся легкими жертвами интернет-провокаторов.
При этом оценка значимости последствий троллинга является отнюдь не показателем того, что сетевые провокаторы переживают за своих жертв, они скорее хотят, чтобы сетевые конфликты портили репутацию и сказывались на их жертве в дальнейшем.
Далее мы изучали распределение троллеров по ведущему типу темперамента (методика Айзенка). Установлено, что меланхолики, среди опрошенных троллей, составляют 42%, холерики 28%, флегматики – 17% и сангвиники 13%.
Исходя из полученных результатов, можно сделать вывод, что интернет-троллингом чаще всего занимаются меланхолики и холерики, предположительно, это можно объяснить тем, что и тот, и другой тип темперамента имеют неуравновешенную нервную систему согласно теории темперамента И.П. Павлова; у них ярче проявляется эмоциональная нестабильность, выражающаяся в агрессивном отношении к окружающим. Испытуемые начинают «троллить» окружающих, причем не только тех, кто ранее вызвал в них, негативные эмоции, но и тех, кто как-либо, прямо или косвенно напоминает им о них.
Обратимся к результатам диагностики по методике «Незаконченные предложения» Сакса, Леви. Так, положительное эмоциональное отношение у респондентов проявляется по шкалам «Отношение к отцу» – 3 балла, «Страхи и опасения» – 2 балла, «Отношение к сотрудникам» 2 балла, «Отношение к матери» – 3 балла. При этом отрицательное эмоциональное отношение у респондентов проявляется по шкалам «Отношение к себе» – -3 балла; «Отношение к вышестоящим лицам» – -3 балла; «Сексуальные отношения» – -4 балла.
Исходя из данных результатов, можно предположить, что такой вид общественно-деструктивного поведения как интернет-троллинг может быть спровоцирован негативным эмоциональным опытом, связанным с негативным опытом взаимодействия с близкими людьми, а также комплексами, связанными с отношением к себе.
Результаты, полученные по итогам исследования по методике изучения агрессии Басса-Дарки свидетельствуют, что у 12% людей, занимающихся Интернет-троллингом, низкий уровень физический агрессии и чувства вины (9% респондентов). При этом у 74% испытуемых высокий уровень косвенной агрессии, раздражения присутствует у 83% исследуемых, негативизма – у 87%, обида – у 84%, высокий уровень вербальной агрессии выявлен у 91% респондентов и незначительно повышенный уровень враждебности у 34%.
Данное распределение различных видов агрессии свидетельствует о том, что все респонденты, занимающиеся троллингом посредством сети интернет, враждебно и негативно настроены по отношению к обществу.
Полагаем, что именно высокий уровень враждебности подталкивает людей на проявление опосредованной агрессии против окружающих, посредством сети интернет. В то же время низкий уровень чувства вины не вызывает моральных препятствий для выражения агрессии на окружающих в условиях специфики интернет-общения.
Подводя итог результатов исследования, можно констатировать, что такая форма поведения как интернет-троллинг наиболее сильно проявлена у меланхоликов и холериков.
Так, среди меланхоликов были установленные следующие значимые корреляционные взаимосвязи:
- со шкалой «Отношение к отцу», методики «Незаконченные предложения» Сакса-Леви: r= 0,5, p<0,05 указывают на обратную корреляцию признаков и говорят о том, что у людей с типом темперамента меланхолик проявляется более негативная эмоциональная оценка по отношению к образу отца, основанная на прошлом опыте. При этом важно учитывать, что эмоциональное отношение к образу отца не обязательно отрицательное, оно может быть с положительными результатами, но более низкими, в сравнении с людьми, обладающими другими типами темперамента.
- r=-0,66, p<0,05 со шкалой «Отношение к себе» указывает на относительно значимую обратную корреляционную взаимосвязь. Данные свидетельствуют о том, что троллеры-меланхолики относятся к себе хуже, чем представители других типов темперамента.
- r=0,6, p<0,05 коэффициент корреляции меланхоликов со шкалой «Отношение к своему прошлому» имеет прямую корреляционную взаимосвязь. Следовательно, меланхолики-троллеры хорошо относятся к опыту из своего прошлого в сравнении с людьми, обладающими другими типами темперамента.
- r=0,5, p<0,05 коэффициент корреляции со шкалой «Негативизм» по методике определения агрессивности Басса-Дарки; r=0,7, p<0,05 со шкалой «Обида»; r=0,65, p<0,05 со шкалой «Подозрительность»; r=0,75, p<0,05 со шкалой «Враждебность»; r=0,6, p<0,05 со шкалой «Вербальная агрессия». Предполагаем, что меланхолики – троллеры склонны выступать против общественных устоев, обижаться, с подозрением относиться к окружающим людям.
Среди троллей-флегматиков были установлены следующие значимые корреляционные взаимосвязи:
- со шкалами «Нереализованные возможности» и «Отношение к начальнику» методики Сакса-Леви: r=-0,6, p<0,05 и r=-0,6, p<0,05. Можно предположить, что эмоциональные проблемы данных испытуемых могли подтолкнуть к началу своей потенциально деструктивной деятельности в сети интернет.
- со шкалами опросника Басса-Дарки: r=0,5, p<0,05 – «Физическая агрессия; r=-0,8, p<0,05
- «Раздражительность»; r=-0,8, p<0,05 «Обида»; r=-0,6, p<0,05 «Подозрительность»; r=-0,8, p<0,05 «Враждебность» и r=-0,8, p<0,05 со шкалой «Агрессивность». r=0,6, p<0,05 со шкалой «Косвенная агрессия» и r=0,75, p<0,05 «Чувство вины». Данные результаты говорят, об относительно более спокойном и уравновешенном характере троллей-флегматиков в сравнении с другими респондентами нашего исследования, занимающихся троллингом.
У троллей-холериков выявлены следующие корреляционные взаимосвязи:
- со шкалами методики «Незаконченные предложения» Сакса-Леви: r=0,5, p<0,05 коэффициент корреляции со шкалой «Отношение к отцу»; r=0,6, p<0,05 «Отношение к противоположному полу»; r=0,6, p<0,05 «Чувство вины». Коэффициент корреляции r=-0,5, p<0,05 со шкалой «Отношение к будущему» означает, что данные респонденты испытывают тревогу относительно своего будущего сравнительно больше, чем остальные участники исследования.
- Опросник Басса-Дарки: коэффициент корреляции признака холерик со шкалой «Физическая агрессия» составил r=0,7, p<0,05, со шкалой «Агрессивность» r=0,6, p<0,05. Эти коэффициенты указывают на достаточно тесную взаимосвязь признаков и говорят нам о том, что холерики – троллеры агрессивны. Значимых обратных коэффициентов корреляции с другими видами агрессии по опроснику Басса-Дарки у холериков установлено не было.
Среди сангвиников установленные следующие значимые корреляционные взаимосвязи:
- со шкалами методики «Незаконченные предложения» Сакса-Леви: r =0,6, p<0,05 со шкалой «Отношение к себе»; r=0,5, p<0,05 «Страхи и опасения»; r=0,5, p<0,05 «Отношение к сексу». Данные коэффициенты корреляции означают прямую корреляционную взаимосвязь с вышеприведенными шкалами.
- опросник агрессивности Басса-Дарки: r=0,6, p<0,05 со шкалой «Косвенная агрессия» и r=0,7, p<0,05 «Вербальная агрессия». Данная корреляционная взаимосвязь является обратной. Следовательно, сангвиникам-троллерам в наименьшей степени свойственно проявлять агрессию. Предполагаем, что тролли-сангвиники могут заниматься интернет-провокациями в развлекательных целях, нежели из желания оскорбить или унизить человека из агрессивных или негативных побуждений.
Полученные результаты исследования могут найти свое отражение при составлении коррекционно-профилактических программ, включающих: комплекс коррекционных занятий со школьниками, проявляющих высокий уровень обиды, вербальной и косвенной агрессии, эмоционально лабильных; консультативно-информационное сопровождение родителей и классных руководителей обучающихся «зоны риска» буллинга и троллинга.
Кроме того, на этапе превентивной работы возможны разработка и внедрение интерактивных элективных курсов с акцентом на изучение обучающимися особенностей своего типа темперамента, рассмотрения вопросов учета типологических свойств личности в межличностном взаимодействии, изучении психологии виктимной личности, развития критического мышления.
Вместе с тем коррекционное направление деятельности педагога-психолога и социального педагога будет направлено на формирование навыков безопасного поведения в сети интернет, включения конфликтогенных и агрессивных подростков в деятельность Служб школьной медиации, обучение родителей и педагогов конструктивному взаимодействию с детьми с учетом психологических особенностей личности, стилей отношений и спецификой детско-родительских взаимоотношений.
Также в процессе работы над проблемой исследования обозначились возможные направления ее дальнейшего изучения: разработка модели профилактики троллинга в социальных сетях с учетом установленных психологических особенностей; внедрение психолого-педагогических технологий коррекции личности троллера, буллера в условиях образовательных организаций.
Литература:
- Вишневская В.И. Феномен школьной травли: агрессоры и жертвы в российской школе / В.И. Вишневская, М.Л. Бутовская // Этнографическое обозрение. Москва. 2010. № 2. С. 55-68.
- Волкова E.H. Критерии и признаки психологического ущерба и психологического насилия / Е.Н. Волкова // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. Нижний Новгород. 2002. № 1. С. 84-95.
- Волкова E.H. Проблемы насилия над детьми и пути их преодоления / Е.Н. Волкова. СПб: Питер, 2008. 240 с.
- Волкова Т.Г. Особенности Образа Я личности, считающей себя испытавшей насилие: дис. … канд. психол. наук / Т.Г. Волкова. – Барнаул, 2004. 271 с.
- Гребенкин Е.В. Профилактика агрессии и насилия в школе / Е.В. Гребенкин. Р-н/Д: Феникс, 2006. 157с.
- Денисов В.В. Размышляя о насилии в современном мире / В.В. Дениов // Россия и современный мир. – Москва. 2002. № 1(34). С. 163173.
- Зиновьева Н.О. Психология и психотерапия насилия. Ребенок в кризисной ситуации / Н.О. Зиновьева, Н.Ф. Михайлова. СПб: Речь, 2003. 248 с.
- Кон В.С. Что такое буллинг и как с ним бороться / B.C. Кон // Семья и школа. Москва. 2006. № 11. С. 15-18.
- Кутузова Д.А. Травля в школе: что это такое и что можно с этим делать / Д.А. Кутузова // Журнал практического психолога. Москва. 2007. С. 72-90.
- Лаптева В.Ю. Психологические особенности подростков с разным уровнем защищенности от психологического насилия в образовательной среде: автореф. дис канд. психол. наук / В.Ю. Лаптева. - СПб., 2010. 26 с.
- Лейн Д. Школьная травля (буллинг) / Д. Лейн // Детская и подростковая психотерапия; под ред. Д. Лейна и Э. Миллера. СПб: Питер, 2001. C. 240-274.
- Петросянц В.Р. Психологическая характеристика старшеклассников, участников буллинга в образовательной среде, и их жизнестойкость: дис. … канд. психол. наук / В.Р. Петросянц. – СПб., 2011. 210 с.
- Тарасова С.Ю. Социально-психологические аспекты буллинга: взаимосвязь агрессивности и школьной тревожности [Электронный ресурс] / С.Ю. Тарасова, А.К. Осницкий, С.Н. Ениколопов // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2016. Том 8. № 4. C. 102–116.
- Rerke Viktoria I.; Sukhostavska Yuliia V.; Krasheninnikova Natalia A.; Khvataeva Nataliya P.; Sakharova Natalia S.; Rogozhnikova Raisa A. Ethno mediation in international conflicts prevention in conditions of polyethnic educational environment // Revista ESPACIOS. 2018. Vol. 39 (N 20): Page 9.
Об авторах
- Виктория Игоревна Рерке - кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет», г. Иркутск, Россия.
- Яна Алексеевна Портная - ФГБОУ ВО «Иркутский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Иркутск, Россия.
Смотрите также:
- Кирюхина Д. В. Кибербуллинг среди молодых пользователей социальных сетей
- Лучинкина А.И. Троллинг в интернет-пространстве как результат девиантной интернет-социализации
- Смирнов Ф.О. Языковая и коммуникативная агрессия в Рунете
- Солдатова Г. У., Чигарькова С. В., Львова Е. Н. Онлайн-агрессия и подростки