Интернет давно превратился в пространство, в котором находят специфическое воплощение различные формы и способы поведения, общения и взаимодействия, существующие в реальной жизни. Это относится и к деструктивным формам поведения.
Предоставляя безграничные горизонты для участия в социальной жизни и коммуникациях, интернет открывает возможности и для распространения деструктивного, опасного и агрессивного контента и поведения, перед которыми наиболее уязвимы подростки и молодые люди как наиболее активные пользователи Сети.
С позиции культурно-исторической психологии приобретение соответствующего опыта в процессе социального онлайн-взаимодействия и навыков адекватного реагирования на такую форму деструктивного поведения, как киберагрессия, в том числе и по причине ее негативного характера, для подростков и молодых людей является одним из важнейших результатов как традиционной, так и цифровой социализации в офлайн, онлайн и смешанной реальности [8].
В связи с этим особое значение приобретают исследования различных видов киберагрессии, а также социально-психологических факторов, возможно, связанных с нею, включая особенности использования интернета, ее продуцирования и распространения, последствий столкновения и стратегий совладания с агрессивными проявлениями в сети.
Как и офлайн-агрессия, киберагрессия, опосредствованная электронными устройствами и виртуальным пространством, — это намеренное деструктивное поведение, которое противоречит правилам вежливого общения людей, вызывает психологический дискомфорт и направлено на причинение вреда или нанесение ущерба другому человеку [1; 3; 16].
Способы поведения в ситуациях киберагрессии, реагирование на ее проявления рассматриваются нами как один из результатов цифровой социальности, формирующейся в процессе социализации в ситуациях онлайн-взаимодействия.
Под цифровой социальностью мы понимаем приобретаемую человеком в ходе межличностного онлайн-взаимодействия в составе различных групп, существующих в интернете, способы и практики социального взаимодействия и самопрезентации, совокупность качеств и особенностей, определяющих диапазон социальных контактов, освоение и реализацию социальных ролей, усвоение, принятие и соблюдение норм и правил цифровой среды и выполнение на их основе различных социальных функций.
Киберагрессия как вид агрессии — системное социальное явление, имеющее в своей основе сходные с агрессией в реальной жизни характеристики и механизмы. В первую очередь это касается причин агрессии, ее содержания, ролевой структуры, особенностей эмоциональных реакций.
В отличие от реального мира, киберагрессия может не оказывать непосредственного физического воздействия на человека, и место физического ущерба в этом случае занимают “цифровые повреждения”, которые могут быть незаметны для окружающих, но способны оказывать продолжительное негативное влияние на психологическое состояние жертвы [23].
Для киберагрессии характерны другие пространственно-временные характеристики: она трансгранична и круглосуточна, она постоянна и не определяется непосредственной коммуникацией с агрессором (контент может сохраняться онлайн неограниченно долго и постоянно воспроизводиться), который может сохранять свою анонимность и физическую безопасность, более публична (размер аудитории всегда масштабнее), для ее распространения и реагирования на нее используются технические возможности и способы организации общения в сетях, специфические онлайн-”упаковки” (например, визуально-образная: мемы, фото, видео и др.) [12; 15; 24].
Одна из важных характеристик всех видов киберагрессии, сходная с агрессией в реальной жизни, — это разветвленная ролевая структура: агрессоры, жертвы, активные участники и сторонние наблюдатели. Среди главных ролей в ситуациях агрессии, помимо агрессоров и жертв, важное место занимают свидетели: поддерживающие, наблюдающие, оценивающие агрессию [17; 21].
В подростковом и юношеском возрасте столкновение с киберагрессией и участие в ней в разных ролях неизбежно становится частью цифровой социализации [10], трансформируя внутренний мир и представления молодого человека, определяя его собственное дальнейшее поведение как онлайн (например, выбор в дальнейшем роли агрессора, избегание роли жертвы), так, возможно, и офлайн.
Хотя преимущественный интерес исследователей в данной области касается наиболее психологически травматичного варианта киберагрессии — кибербуллинга [12; 15; 21], следует отметить, что существуют значительно более распространенные виды киберагрессии [14]. В первую очередь к ним можно отнести флейминг — разжигание спора, публичные оскорбления и эмоциональный обмен репликами в интернете между участниками в равных позициях [20; 22].
По мнению исследователей, флейминг связан с импульсивной реакцией из-за невозможности контролировать свои эмоции и может выступать защитной реакцией на воспринимаемое оскорбление (собеседник может и не иметь в действительности такого намерения) или неприемлемое мнение, выраженное другими [22].
Распространенность флейминга также связывается с иллюзией отсутствия эмоциональных переживаний собеседника в контексте дистанционного онлайн-взаимодействия [18].
Комментарии к различному контенту в сети становятся наиболее распространенными площадками “разжигания войны эмоций” (“flame war”), а нарушение норм коммуникации со стороны других пользователей, в первую очередь, грубая или нецензурная лексика, выступают катализатором перехода дискуссии во флейминг [18].
При сравнении с другими видами киберагрессии в качестве особенностей флейминга можно выделить его диалогический характер, который выражается в равенстве позиций участников “токсичной” дискуссии; относительно ограниченные временные рамки (подобно пламени противостояние может быть ярким, но не долговременным); низкий риск длительных негативных эмоциональных последствий [11].
Цель статьи — выявление социально-психологических факторов столкновения подростков и молодых людей с ситуациями флейминга как видом киберагрессии, а также анализ через призму ролевой структуры этой ситуации, особенностей цифровой социальности, формирующейся в процессе приобретения опыта социального онлайн-взаимодействия. Выдвигались следующие гипотезы:
- Наиболее частой ролью в ситуации флейминга является роль наблюдателя.
- Для роли наблюдателя характерны следующие психологические особенности: большая толерантность, меньшая агрессивность, большая готовность следовать правилам онлайн-общения.
- Подростки и молодые люди, выбирающие просоциальные, агрессивные роли и роль наблюдателя в ситуации флейминга, характеризуются различными особенностями пользовательской активности и различными психологическими характеристиками.
МЕТОДИКА
Исследование проводилось в 2018 году в 20 крупных городах восьми федеральных округов РФ. В исследовании приняли участие 1029 подростков в возрасте от 14 до 17 лет (15.47±1.09 лет), 525 подростков в возрасте от 12 до 13 лет (12.42±0.58 лет), 736 молодых людей в возрасте от 17 до 30 лет (23.33±3.90 лет) и 1105 родителей подростков 12– 17 лет (41.21±5.63 лет). Среди родителей преобладали матери (79.4%); остальные возрастные группы были распределены по полу практически равномерно (52.3% девочек-подростков, 59.2% девушек).
Применялись следующие методики:
- Пользовательская активность оценивалась при помощи двух вопросов: “Сколько времени в среднем вы проводите в интернете в будни/в выходные” (варианты ответа: меньше часа, 1–3 часа, 4–5 часов, 6–8 часов, 9–12 часов, больше 12 часов), показатели по которым усреднялись (альфа Кронбаха 0.79–0.85).
- Количество друзей в социальных сетях оценивалось с помощью вопросов “Сколько у вас френдов в социальной сети?” и “Сколько человек из френдов вы знаете в реальной жизни?” (варианты ответов: “меньше 10”, “11–50”, “51–100”, …, “более 500”).
- Диагностика реакции на флейминг как вид киберагрессии проводилась при помощи виньетки как метода, позволяющего проиллюстрировать для респондентов специфику социального контекста ситуации [4]. Респондентам предлагалось описание следующей ситуации: “Ваня посмотрел видео и оставил комментарий под ним, что ему оно очень понравилось. Маша, посмотрев это же видео, нашла его отвратительным и написала об этом в своем комментарии. Между ними завязалась перепалка, в ход пошли грубые выражения и злобные эмоджи. К ним присоединились и другие пользователи, кто-то был за Машу, кто-то за Ваню. Через какое-то время страсти утихли, и шумиха под видео закончилась”. Данная ситуация и реакция на нее использовались как пример флейминга и включала вопросы о том, сталкивался ли человек с такой ситуацией и в какой роли. Родителям задавались вопросы о том, сталкивался ли с такой ситуацией их ребенок.
- Соблюдение правил общения онлайн и офлайн оценивалось при помощи 9 пунктов-правил (например, “Будьте вежливы со своими собеседниками”). Респонденты оценивали, насколько часто они соблюдают эти правила, по шкале Лайкерта от 1 (“Никогда”) до 5 (“Постоянно”) “в реальной жизни” и “в интернете” (альфа Кронбаха 0.80–0.88).
- Субъективный уровень опасности в различных местах оценивался в мире, стране, городе, на улице, в школе, в интернете и дома по шкале Лайкерта от 1 (“Совершенно безопасно”) до 7 (“Очень опасно”). Альфа Кронбаха по общему показателю составила 0.79–0.82 в разных группах; отдельно рассчитывались уровень субъективной опасности в хорошо знакомых местах — дома и в школе (альфа Кронабаха 0.64–0.68) — и вне дома (0.86–0.87).
- Тест Интернет-зависимости С.-Х. Чен в адаптации В.Л. Малыгина, К.А. Феклисова [7].
- Короткий портретный опросник Большой пятерки [5].
- Опросник диагностики агрессии А. Басса и М. Перри [6].
- Экспресс-опросник “Индекс толерантности” [9].
- Для оценки уровня эмпатии использовался мультифакторный опросник эмпатии М. Дэвиса [2].
Методики оценки субъективной опасности, интернет-зависимости, толерантности и эмпатии заполняли только подростки 14–17 лет, молодежь и родители.
Данные обрабатывались в программе SPSS Statistics 23.0.
РEЗУЛЬТАТЫ
Ролевая структура флейминга: взгляд подростков, молодежи и родителей
Несмотря на то, что более половины подростков и молодых людей хорошо знакомы с флеймингом, они не столько участвуют, сколько наблюдают за такими ситуациями. Тем не менее каждый седьмой подросток говорит о том, что был активным участником или поддерживающим активных участников флейминга (рис. 1).
При этом родители недооценивают участие подростков во флейминге (особенно это касается 12–13-летних подростков): на семь подростков, попавших в ситуацию флейминга в роли, которая может оказаться значимой в данной ситуации, в среднем приходится лишь один родитель, знающий об этом (рис. 1, по результатам критерия χ2 Пирсона χ2 = 58.50, p < 0.01, величина статистического эффекта V Крамера = 0.13).
Различия между группами, достигающие уровня значимости p < 0.01, получены также для социальной роли основных участников флейминга (χ2 = 23.14, p < 0.01, V Крамера = 0.08) и его наблюдателей (χ2 = 337.12, p < 0.01, V Крамера = 0.32), хотя по величине это средние или слабые эффекты. Иными словами, во всех группах речь идет о стабильно небольшом количестве подростков и молодых людей, склонных поддерживать “зачинщиков” и активных участников флейминга.
Максимальные статистические различия касаются роли наблюдателя: подростки очень часто, и с возрастом все чаще, становятся наблюдателями флейминга, а родители довольно редко знают об этом.
Социально-психологические и пользовательские факторы флейминга
Для выявления социально-психологических и пользовательских коррелят столкновения с разными видами киберагрессии в роли наблюдателя проводилась серия двухфакторных дисперсионных анализов 2 (сталкивался в роли наблюдателя/не сталкивался) ×3 (подростки 12–13 лет/14–17 лет/молодежь) с множеством зависимых переменных MANOVA.
Поскольку показатели интернет-зависимости, эмпатии, толерантности и субъективной опасности в разных сферах жизни оценивались только у старших подростков и молодежи, подростки 12–13 лет из этих сравнений исключались.
Подростки и молодежь, сталкивавшиеся с флеймингом в роли наблюдателя, по сравнению с теми, кто не сталкивался, больше времени проводят в интернете (F = 18.01, p < 0.01, η² = 0.01), более склонны к интернет-зависимости (F = 20.79, p < 0.01, η² = 0.01), в меньшей степени соблюдают правила общения как офлайн (F = 4.56, p < 0.05, η² = 0.01), так и — особенно — онлайн (F = 8.80, p < 0.01, η² = 0.01). Cреди их френдов меньше тех, кого они знают лично (F = 4.50, p < 0.05, η² = 0.01).
Интересно, что разница в пользовательской активности и доле незнакомых людей среди френдов между теми, кто в роли наблюдателя сталкивался и не сталкивался с флеймингом, максимальна именно в 12–13 лет (эффект взаимодействия: F = 5.48, p < 0.01, η² = 0.01 для пользовательской активности и F = 3.52, p < 0.05, η² = 0.01 для доли личных знакомых среди френдов), а в старших возрастах ниже.
У подростков и молодежи, сталкивавшихся с флеймингом в роли наблюдателей, выше показатели открытости новому опыту (F = 7.16, p < 0.01, η² = 0.01), но ниже показатели сознательности (F = 5.94, p < 0.05, η² = 0.01) и выше показатели нейротизма (F = 6.96, p < 0.01, η² = 0.01) как черт личности.
Кроме того, для них характерны более высокий уровень физической агрессии (F = 17.80, p < 0.01, η² = 0.01), гнева (F = 16.98, p < 0.01, η² = 0.01), враждебности (F = 28.29, p < 0.01, η² = 0.02) и более низкий уровень толерантности как черты личности (F = 3.91, p < 0.05, η² = 0.01) и социальной толерантности (F = 4.27, p < 0.05, η² = 0.01).
Хотя в выборке немного подростков и молодежи, никогда не бывших непосредственными “зачинщиками” флейминга, но решающими поддержать одну из сторон (70 человек), для понимания различий, между теми, кто, став свидетелем ситуации флейминга, делает выбор принять в ней активное участие, а кто — остаться пассивным наблюдателем, эти две группы сравнивались отдельно.
У выбравших позицию наблюдателя, по сравнению с теми, кто активно присоединился к одной из сторон флейминга, выше показатели доброжелательности (F = 5.57, p < 0.05, η² = 0.01) и открытости новому опыту (F = 4.1, p < 0.05, η² = 0.01), ниже склонность к интернет-зависимости (F = 9.07, p < 0.01, η² = 0.01), уровень враждебности (F = 5.06, p < 0.05, η² = 0.01), больше готовность к соблюдению правил вежливого общения онлайн (F = 6.39, p < 0.05, η² = 0.01), а также выше показатели индекса толерантности (F = 5.83, p < 0.05, η² = 0.01), в том числе, этнической (F = 4.26, p < 0.05, η² = 0.01) и личностной толерантности (F = 10.32, p < 0.05, η² = 0.01).
В отношении пользовательской активности отмечается эффект взаимодействия возрастной группы и выбранной роли: подростки 12–13 лет, больше времени проводящие онлайн, чаще выбирают активную роль, тогда как молодые люди юношеского возраста — роль наблюдателя (рис. 2, эффект взаимодействия: F = 4.51, p < 0.05, η² = 0.01).
ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ
Свидетель агрессии как ключевая роль онлайн. В соответствии с первой гипотезой, подросткам и людям юношеского возраста флейминг знаком очень хорошо и именно с позиции наблюдателя, что согласуется с другими исследованиями в области киберагрессии [17].
Мы предполагаем, что этот выбор, сам по себе вполне продуктивный (например, важно посмотреть со стороны, чем кончится дело, и извлечь из этого опыт), в агрессивных ситуациях приобретает иное значение.
С одной стороны, выбравший нейтральную позицию подросток или юноша напрямую не провоцирует дальнейшее распространение агрессии.
С другой стороны, агрессия не купируется, а напротив: при большом количестве наблюдателей у участников конфликта есть молчаливая, но внимательная аудитория, которая агрессоров стимулирует, а жертв — еще больше фрустрирует, особенно в воображаемой перспективе более широкого распространения информации о конфликте.
Социальные роли в ситуации флейминга. В 12– 13 лет с флеймингом в целом чаще сталкиваются подростки, много времени проводящие онлайн и склонные формировать круг своих френдов из незнакомых людей. У старших подростков и молодежи значение этих факторов ниже, хотя чрезмерная пользовательская активность остается фактором риска.
На наш взгляд, можно говорить об особом возрастном периоде 12–13 лет, когда риск столкновения с ситуацией флейминга во многом определяется особенностями использования интернета.
В старшем подростковом и юношеском возрасте, где опыт флейминга более распространен, пользовательские факторы во многом теряют свое значение, тогда как связь опыта флейминга с психологическими факторами, по-видимому, отмечается во всех возрастах.
Каковы психологические особенности, связанные с позицией наблюдателя в ситуации флейминга? Наблюдатели, по сравнению с активными защитниками какой-либо из сторон, более доброжелательны и толерантны, менее враждебны, более готовы быть вежливыми онлайн. Иными словами, позицию наблюдателя занимают более внимательные, ориентированные на конструктивное общение и контроль агрессии подростки и молодые люди.
Кроме того, по-видимому, активные пользователи интернета по мере взросления начинают предпочитать более пассивные роли: если в 12– 13 лет подростки, больше времени проводящие онлайн, чаще вмешиваются во флейминг, а к 14– 17 годам эта разница сглаживается, то в юношеском возрасте более активные пользователи интернета все чаще выбирают позицию наблюдателя. Она может определяться стремлением не усиливать агрессивную ситуацию, по сути избегая ее и таким образом защищая и себя от агрессии. Однако это не способствует контролю агрессии в интернете и даже может обострить ситуацию по причине усиления ее публичности, когда молчаливое присутствие множества свидетелей заметно участникам общения.
Иную картину дает сравнение выбравших роль наблюдателя в ситуации флейминга с теми, кто вовсе с флеймингом не сталкивался. На наш взгляд, рассмотрение социально-психологических факторов только как факторов риска столкновения с киберагрессией здесь становится недостаточным.
Выявлен ряд личностных особенностей, которые можно рассматривать как эффекты цифровой социальности, возникающие в результате пассивного опыта киберагрессии, в частности флейминга.
Согласно результатам, и подростки, и молодежь, сталкивающиеся с флеймингом и занимающие роль пассивных наблюдателей, по сравнению с респондентами, не имеющими такого опыта, демонстрируют более низкий уровень социальной и личностной толерантности, более высокий уровень агрессии, более высокий уровень нейротизма и низкий уровень сознательности, более склонны нарушать правила вежливости в общении. Однако у них выше показатели открытости новому опыту.
Иными словами, вторая гипотеза исследования получила частичное подтверждение: большая толерантность, доброжелательность и меньшая агрессивность характерны для наблюдателей флейминга, только если сравнивать их с активно включающимися в агрессию подростками, но не с теми, кто вообще не сталкивался с флеймингом.
Хотя теоретически можно предполагать, что более эмоционально нестабильные и открытые новому опыту, более враждебные и интолерантные подростки и молодые люди чаще ищут проявления агрессии в интернете, при таком объяснении неясно, почему они остаются сторонними наблюдателями этих проявлений.
С позиции культурно-исторического подхода для понимания цифровой социальности более вероятно другое объяснение: опыт нейтрального наблюдателя флейминга сказывается и на личностном развитии подростков и молодых людей, на том, как они оценивают, что допустимо онлайн (например, невежливое общение), как они воспринимают этот мир (включая враждебность по отношению к другим людям) и чего ожидают от других людей (что может быть связано с эмоциональной нестабильностью).
Тем не менее, безусловно, что в реальности речь, скорее всего, идет о взаимодействующих процессах: с одной стороны, подростки с некоторыми личностными и диспозиционными особенностями могут провоцировать или активно искать киберагрессию онлайн, а с другой стороны, опыт этого столкновения, сказывается на их дальнейшей цифровой социализации.
Родители во всех случаях недооценивают риск столкновения своих детей с ситуацией флейминга. Отметим, что речь идет не только о ролях жертвы или агрессора; еще меньше информации родители имеют об участии детей в таких ситуациях в качестве наблюдателей.
Этот результат согласуется с предположением, что тема флейминга, несмотря на свою важность, остается вне поля зрения большинства родителей, не обсуждается и как будто табуируется в разговорах о том, что делает ребенок в сети. При этом доверительное и открытое общение между родителями и подростками — один из ключевых способов профилактики негативных последствий ситуаций киберагрессии [13; 19].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В персонализированной ролевой ситуации, которую подросткам было предложено охарактеризовать с позиции личного участия, во всех возрастных группах доминирует неоднозначная и противоречивая позиция наблюдателя.
Позиция свидетеля, как наиболее доступная в интернете, ограждая молодого человека от агрессии и позволяя получать опыт через пассивное наблюдение, оказывается, с одной стороны, наиболее безопасным и распространенным способом приобретения навыков цифровой социальности в деструктивных онлайн-ситуациях.
По мере взросления позиция наблюдателя становится все более предпочитаемой, что можно рассматривать как один из итогов цифровой социализации.
Низкая осведомленность родителей подростков о флейминге в сети, а значит их неспособность участвовать в формировании цифровой социальности в качестве экспертов социальных онлайн-взаимодействий, определяет стихийное формирование норм и правил поведения в сети.
С другой стороны, важно понимать, что позиция наблюдателя не обеспечивает контроля над агрессией, а наоборот — способствует ее распространению. Именно наблюдатели в интернете обеспечивают и повышают уровень публичности киберагрессии, многократно усиливая ее социальные и психологические эффекты, что существенно повышает значимость этой позиции в онлайн по сравнению с офлайн.
Таким образом, осваивая роль наблюдателя в процессе цифровой социализации, подростки и молодые люди на примере множества ситуаций “учатся” пассивной позиции допустимости агрессии.
Полученные данные позволяют предположить, что опыт столкновения подростков и молодых людей с ситуациями деструктивного социального взаимодействия и участия в них в роли наблюдателей может быть связан с личностным развитием в процессе социализации. Это подтверждает также меньшая агрессивность, более высокая толерантность и стремление соблюдать традиционные правила в онлайн-общении у респондентов, не имеющих такого опыта.
Полученные данные позволяют предположить, что роль наблюдателя не только самая распространенная, но и самая поддающаяся воздействию различных факторов, что открывает возможность для позитивных психологических интервенций.
С практической точки зрения, мы убеждены, что попытки контроля опыта столкновения с флеймингом не могут быть продуктивными. Это, в частности, доказывают те результаты, что к старшему подростковому возрасту флейминг не только становится крайне распространенным явлением, но и мало зависит от особенностей использования интернета.
Значительно более важной мишенью социально-психологических интервенций может выступать разработка и обучение подростков тем активным ролям в агрессивных онлайн-ситуациях, которые будут препятствовать распространению агрессии и способствовать конструктивному взаимодействию.
При этом, судя по результатам, флейминг тесно связан с толерантностью, и описывающие ситуации флейминга кейсы могут служить адекватной основой для обучения конструктивному поведению при столкновении с агрессией подростков и молодежи.
Финансирование. Исследование выполнено при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований, проект 20-013-00857 “Социокультурные и личностные предикторы деструктивного и аутодеструктивного поведения в интернете у подростков и молодежи”.
Благодарность. Авторы выражают благодарность коллегам, участвовавшим в сборе данных в Ростове-на-Дону, Волгограде, Казани, Кирове, Кемерово, Новосибирске, Магадане, Петропавловске-Камчатском, Хабаровске, Махачкале, Владикавказе, Санкт-Петербурге, Вологде, Москве, городах Московской области, Тюмени, Екатеринбурге.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Бандура А., Уотерс Р. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений. М.: Апрель Пресс, 2000.
- Будаговская Н.А., Дубровская С.В., Карягина Т.Д. Адаптация многофакторного опросника эмпатии М. Дэвиса // Консультативная психология и психотерапия. 2013. № 1. С. 223–227.
- Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб: Питер, 2009.
- Григорян Л.К., Горинова Е.В. Факторный опрос: преимущества, область применения, практические рекомендации // Социальная психология и общество. 2016. Т. 7. № 2. С. 142–157.
- Егорова М.С., Паршикова О.В. Психометрические характеристики Короткого портретного опросника Большой пятерки (Б5–10) // Психологические исследования. 2016. Т. 9. № 45. С. 9. URL: tudy.ru (дата обращения: 01.12.2017).
- Ениколопов С.Н., Цибульский Н.П. Психометрический анализ русскоязычной версии Опросника диагностики агрессии А. Басса и М. Перри // Психологический журнал. 2007. Т. 28. № 1. С. 115–124.
- Малыгин В.Л., Феклисов К.А., Искандирова А.С., Антоненко А.А., Смирнова Е.А., Хомерики Н.С. Интернет-зависимое поведение. Критерии и методы диагностики. Учебное пособие. М.: МГМСУ, 2011.
- Солдатова Г.У. Цифровая социализация в культурно-исторической парадигме: изменяющийся ребенок в изменяющемся мире // Социальная психология и общество. 2018. Т. 9. № 3. С. 71–80.
- Солдатова Г.У., Кравцова О.А., Хухлаев О.Е., Шайгерова Л.А. Экспресс опросник “Индекс толерантности” // Психодиагностика толерантности личности / Под ред. Г.У. Солдатовой, Л.А. Шайгеровой. М.: Смысл, 2008. С. 46–51.
- Солдатова Г.У., Рассказова Е.И., Нестик Т.А. Цифровое поколение России: компетентность и безопасность. М.: Смысл, 2017.
- Солдатова Г.У., Рассказова Е.И., Чигарькова С.В. Виды киберагрессии: опыт подростков и молодежи // Национальный психологический журнал. 2020. Т. 2. № 38. С. 3–20.
- Солдатова Г.У., Ярмина А.Н. Кибербуллинг: особенности, ролевая структура, детско-родительские отношения и стратегии совладания // Национальный психологический журнал. 2019. Т. 35. № 3. С. 17–31.
- Appel M., Stiglbauer B., Batinic B., Holtz P. Internet use and verbal aggression: The moderating role of parents and peers // Computers in Human Behavior. 2014. № 33. P. 235–241.
- Bauman S., Underwood M.K., Card N. Definitions: Another perspective and a proposal for beginning with cyberaggression // Principles of cyberbullying research: Definitions, measures, and methodology / Ed. by S. Bauman, J. Walker & D. Cross. NY: Routledge, 2013. P. 41–46.
- Corcoran L., Guckin C., Prentice G. Cyberbullying or Cyber Aggression?: A Review of Existing Definitions of Cyber-Based Peer-to-Peer Aggression // Societies. 2015. V. 5. № . 2. Р. 245–255.
- Grigg D.W. Cyber-Aggression: Definition and Concept of Cyberbullying // Journal of Psychologists and Counsellors in Schools. 2010. V. 20. № 2. Р. 143–156.
- Machackova H., Dedkova L., Sevcikova A., Cerna A. Bystanders’ Supportive and Passive Responses to Cyberaggression // Journ. of School Violence. 2016. V. 17. № 1. Р. 99–110.
- Moor P.J., Heuvelman A., Verleur R. Flaming on YouTube // Computers in human behavior. 2010. Vol. 26. № 6. P. 1536–1546.
- Moreno-Ruiz D., Martínez-Ferrer B., García-Bacete F. Parenting styles, cyberaggression, and cybervictimization among adolescents // Computers in Human Behavior. 2019. № 93. Р. 252–259.
- O’Sullivan P.B., Flanagin A.J. Reconceptualizing ‘flaming’ and other problematic messages // New Media & Society. 2003. Vol. 5. № 1. Р. 69–94.
- Pfetsch J. Who is who in cyberbullying? Conceptual and empirical perspectives on bystanders in cyberbullying // A Social-ecological approach to cyberbullying / Ed. by M. Wright. NY: Nova Publishing, 2016. P. 121–150.
- Voggeser B.J., Singh R.K., Göritz A.S. Self-control in Online Discussions: Disinhibited Online Behavior as a Failure to Recognize Social Cues // Frontiers in Psychology. 2018. № 8. Article 2372. URL: https://www.frontiersin.org/articles/10.3389/fpsyg.2017.02372/full
- Wright M.F., Wachs S. Adolescents’ Cyber Victimization: The Influence of Technologies, Gender, and Gender Stereotype Traits // International Journal of Environmental Research and Public Health. 2020. V. 17. № 4. Article 1293.
- Zimmerman A.G., Ybarra G.J. Online aggression: The influences of anonymity and social modeling. Psychology of Popular Media Culture. 2016. V. 5 № 2. Р. 181–193.
Об авторах
- Галина Уртанбековна Солдатова — член-корреспондент РАО, доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры психологии личности факультета психологии, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова (ФГБОУ ВО МГУ им. М.В. Ломоносова), заведующая кафедрой социальной психологии, Московский институт психоанализа (НОЧУ ВО «МИП»), Москва, Россия.
- Елена Игоревна Рассказова — кандидат психологических наук, доцент кафедры нейро- и патопсихологии факультета психологии, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова (ФГБОУ ВО МГУ им. М.В. Ломоносова), старший научный сотрудник отдела медицинской психологии, Научный центр психического здоровья, ведущий научный сотрудник международной лаборатории позитивной психологии личности и мотивации, НИУ Высшая школа экономики (ФГАОУ ВО «НИУ ВШЭ»), Москва, Россия.
- Светлана Вячеславна Чигарькова — кандидат психологических наук, младший научный сотрудник кафедры психологии личности факультета психологии, заместитель заведующего кафедрой социальной психологии, Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, Москва, Россия.
Смотрите также:
- Власова Н.В., Буслаева Е.Л. Кибербуллинг в подростковом возрасте: агрессор и жертва
- Власова Н.В., Буслаева Е.Л. Психологические особенности лиц, склонных к кибервиктимному поведению
- Дейнека О.С., Духанина Л.Н., Максименко А.А. Кибербуллинг и виктимизация: обзор зарубежных публикаций
- Кирюхина Д.В. Кибербуллинг и индивидуально-психологические характеристики его участников