Одной из сущностных характеристик современного мира является рост числа пользователей сети Интернет и электронных средств, которые стали доступны практически всем желающим любого возраста, а также имеют большие преимущества в своем пользовании. Однако развивающиеся технологии создают благоприятную среду и для распространения таких негативных проявлений общества, как буллинг, который вышел на новый уровень — виртуальный.
Буллинг (травля) — это преднамеренное систематически повторяющееся агрессивное поведение, включающее неравенство социальной власти или физической силы [8]. Его принято делить на физический (намеренные толчки, удары и нанесение иных телесных повреждений, где подвидом является сексуальный, когда производятся действия сексуального характера) и психологический (обидные жесты или действия, запугивание, изоляция, вымогательство, повреждение) [4; 5].
В настоящее время все больше распространяется новый вид буллинга — кибербуллинг, который рассматривается как отдельное направление травли и включает в себя преднамеренные агрессивные действия, систематически на протяжении определенного времени осуществляемые группой или индивидом с использованием электронных форм взаимодействия и направленные против жертвы, которая не может себя защитить [1, с. 180].
Он является одним из простых способов для самоутверждения, поэтому имеет особенное признание именно среди молодежи, желающей добиться общественного внимания, но не имеющей сил, терпения и ресурсов для того, чтобы сделать это другим путем. К центральным и отличительным особенностям этой формы буллинга относят вневременность, мультимедийность, анонимность, опосредованность [6].
В интернет-травле каждый участник занимает свое место и выполняет определенную роль, как и в реальной жизни. Кибербуллинг имеет преследователей, жертв и наблюдателей. Занятие подростком одной из данных позиций обусловлено различными факторами, в том числе индивидуальными характеристиками самого юного пользователя.
В работах психологов описаны четыре типа агрессивного поведения, выделенные на основании схемы, предложенной K.C. Runions, которые объясняют причины участия молодых людей в кибербуллинге в роли преследователя [9].
Импульсивно-реактивный тип характеризуется появлением агрессии как реакции на фрустрацию и состоит в импульсивном ответе на угрозу.
В контролируемом-реактивном типе самоконтроль высокий, что позволяет избежать агрессивного ответа. Этот тип агрессивного поведения ассоциируется с той формой кибербуллинга, когда подростки, ставшие жертвами буллинга, используют Интернет, чтобы отомстить и восстановить справедливость.
Контролируемая-возбуждающая агрессия представляет собой намеренное поведение, направленное на достижение своих целей (например, повышение социального статуса) и использующее насилие в качестве средства [10].
Последний тип, импульсивно-возбуждающий, характеризуется тем, что мотивом здесь служит непосредственное переживание возбуждения, радости, удовольствия, азарта, преодоления скуки [3].
При описании тех подростков, которые становятся жертвами интернет-травли, многие авторы делают акцент на том, что им свойственны сниженная самооценка, повышенная чувствительность, низкие показатели психического и физического здоровья, подверженность стрессу [7].
Исследования подтверждают, что виктимизация вследствие кибербуллинга имеет очень серьезные последствия для здоровья молодых людей и приводит к депрессии, тревожному состоянию, а иногда и к суициду.
Больше половины подростков, которые пользуются Интернетом и социальными сетями, являются свидетелями виртуальной агрессии. Наблюдатели характеризуются чувством беспомощности, страхом перед преследователем (поэтому могут занимать его сторону), нервозностью, неуверенностью в себе и своих действиях (вследствие чего молча следят за происходящим) [2].
Несмотря на многочисленные работы, вопрос ролевой структуры кибербуллинга не изучен в полной мере. Данное обстоятельство обусловливает актуальность исследования проблемы кибербуллинга в связи с индивидуально-психологическими характеристиками его участников.
Целью предпринятого нами исследования было выявление характеристик подростков с разным отношением к кибербуллингу. Мы предположили, что определенная категория подростков относятся к кибербуллингу положительно. При этом подростки данной категории отличаются от тех, кто относится к кибербуллингу отрицательно, некоторыми индивидуально-психологическими характеристиками.
В нашем исследовании приняли участие 45 учеников восьмых классов образовательного учреждения в возрасте от 13 до 15 лет, из них 18 мальчиков и 27 девочек. Вначале школьниками выполнялось анкетирование с помощью специально разработанного опросника, позволяющего выявить число жертв, преследователей и наблюдателей, а также определить их отношение к кибербуллингу.
Затем результаты по разработанной анкете соотносились с методикой ИТДО Л.Н. Собчик, направленной на выявление индивидуально-психологических особенностей подростков. В дальнейшем устанавливалась связь определенных типов отношения к интернет-травле с индивидуально-психологическими особенностями подростков.
Необходимо отметить, что обследование носило анонимный характер, участникам предлагалось указать только свой псевдоним, пол, возраст и класс. Благодаря этому увеличились шансы получения достоверных результатов.
Обработка данных проводилась с применением описательной статистики, а также при помощи ранговой корреляции Спирмена, где удалось установить связь между индивидуально-психологическими характеристиками подростков и их участием в кибербуллинге.
В результате анкетирования удалось установить, что среди 45 учащихся 8-х классов преобладает количество тех, кто хотя бы раз становился жертвой кибербуллинга. Из них много подростков, которые проявили себя как кибербуллеры, т. е. ответили агрессией на агрессию.
К небольшому числу опрошенных относятся те учащиеся, кто не подвергался кибер-атакам и никогда не выступал в качестве преследователя, поскольку они понимают, что данные виртуальные действия оскорбляют человека и приводят к непоправимым последствиям.
Также меньше всего тех подростков, которые никогда не подвергались неприятному обращению в Интернете и социальных сетях.
Количество девочек доминирует среди общего количества жертв, не отвечавших агрессией; мальчики чаще склонны выступать только как кибербуллеры. Среди тех, кто отвечал агрессией на агрессию, больше девочек. При этом в числе тех, кто подвергался интернет-травле и подвергал ей других, больше мальчиков, чем девочек.
В ходе проведения корреляционного анализа выделялись связи, статистически значимые на уровне p<0,01. Такая связь была обнаружена между агрессивностью и разными вариантами недопустимых действий в сети Интернет.
Целью такого поведения в Сети у подростков указывались развлекательные мотивы. Это говорит о том, что школьники проявляют неуважение к чужим чувствам и эмоциям, когда предпринимают агрессивные действия в виртуальном пространстве ради поднятия собственного настроения.
Выявлено, что молодые люди, склонные к сензитивности, не занимаются отправлением электронных писем негативного содержания.
Корреляционный анализ позволил выделить связь между подростками, обладающими такой индивидуально-психологической особенностью, как спонтанность, и размещением выдуманной информации о других людях в Интернете. Это объясняется тем, что действия, направленные против других, совершаются без достаточного анализа моральной стороны поступков и их последствий.
Установлена корреляционная связь между тревожностью и упоминанием получения электронного письма от незнакомого человека. Это говорит о том, что подростки с повышенным уровнем тревоги остро переживают подверженность кибербуллингу, когда их оскорбляют или унижают с помощью сообщений, причем неизвестные люди. У них присутствует повышенная озабоченность неудачами и трудностями, с которыми они сталкиваются.
Выявленная корреляционная связь между лабильностью и издевательствами онлайн говорит о том, что школьники с такой психологической особенностью эмоционально сильно переживают оскорбления в свой адрес.
Обнаружена связь между сензитивностью и столкновением со всеми видами кибербуллинга, которая свидетельствует о ранимости таких подростков, их склонности долго обдумывать конфликтные ситуации.
В то же время корреляционный анализ позволил выделить обратную связь между агрессивностью и размещением чужой информации в Интернете без разрешения. Это объясняется тем, что те подростки, которые уверенны в себе и склонны к агрессивному поведению, в меньшей степени подвержены тому, что их данные публикуются в виртуальном пространстве без их согласия.
Обобщая результаты эмпирического исследования, можно сделать вывод, что активная реализация действий, относящихся к кибербуллингу, связана с таким индивидуально-психологическим качеством подростков, как агрессивность.
Подростки, которые участвуют в интернет-травле в качестве преследователя отличаются также спонтанностью. Жертвами кибербуллинга становятся и склонны к интенсивным переживаниям агрессии тревожные, эмоционально неустойчивые, ранимые подростки. Подобные действия по отношению к ним способны усилить эти особенности, а в крайних случаях привести к неблагоприятным психологическим состояниям и дезадаптации.
Одновременная подверженность кибербуллингу и собственное участие в нем в качестве преследователя связана с тем, что жертвами интернет-травли являются либо те учащиеся, которые пострадали от кибер-атак, либо школьники, ответившие агрессией на агрессивные или воспринятые ими как агрессивные действия и включившиеся, таким образом, в непрерывный процесс кибербуллинга.
В целом, обнаруженные связи кибербуллинга и индивидуально-психологических характеристик подростков дают возможность обозначить пути дальнейшего изучения кибербуллинга как феномена специфической агрессии.
Представляется возможным увеличение выборки для получения более точных и полных данных, оценки вклада каждой из психологической характеристики в формирование представления о допустимых и недопустимых действиях в сети Интернет.
Роль наблюдателя является важной, поэтому можно отдельно изучить тех подростков, кто активно не участвовал в кибербуллинге, но тоже имеет отношение к нему, и проанализировать связь с их индивидуально-психологическими особенностями.
Также видится необходимым исследовать, какие еще факторы воздействуют на развитие мнения школьника о влиянии виртуальности на реальную жизнь человека и изменении его поведения.
Полученные как в настоящем исследовании, так и в планируемых работах результаты позволят более подробно изучить феномен кибербуллинга и разработать эффективные способы по его предотвращению, а также меры предупреждения участия в интернет-травле среди подростков.
Литература
- Бочавер А.А. Кибербуллинг: травля в пространстве современных технологий / А.А. Бочавер, К.Д. Хломов // Высшая школа экономики. 2014. № 3. С. 177—191.
- Bastiaensens S., Vandebosch H., Poels K., Van Cleemput K., DeSmet A., Cyberbullying on social network sites. An experimental study into bystanders’ behavioural intentions to help the victim or reinforce the bully // Computers in Human Behavior. 2014. Vol. 31(1). P. 259—271.
- Compton L., Campbell M.A., Mergler A. Teacher, parent and student perceptions of the motives of cyberbullies // Social Psychology of Education. 2014. Vol. 17. P. 383—400.
- Farmer T.W., Xie H. Aggression and school social dynamics: The good, the bad, and the ordinary // Journal of School Psychology. 2007. Vol. 45. P. 461—478.
- Finkelhor D., Ormrod R., Turner H., Hamby S.L. The victimization of children and youth: a comprehensive, national survey // Child Maltreatment. 2005. Vol. 10. P. 5—25.
- Menesini E., Camodeca M. Bullying among siblings: the role of personality and relational variables // British Journal of Developmental Psychology. 2010. Vol. 28. P. 21—939.
- Nixon C.L. Current perspectives: the impact of cyberbullying on adolescent health // Adolescent Health, Medicine and Therapeutics. 2014. Vol. 5. P. 143—158.
- Olweus D. Bullying at school: Whan we know and what we can do? NY: WileyBlackwell, 1993.
- Runions K.C. Toward a Conceptual Model of Motive and Self-Control in CyberAggression: Rage, Revenge, Reward, and Recreation // Journal of Youth and Adolescence. 2013. Vol. 42(5). P. 751—771.
- Wegge D., Vandebosch H., Eggermont S. Who bullies whom online: A social network analysis of cyberbullying in a school context // Communications. 2014. Vol. 39(4). P. 415—433.
Об авторе
Дарья Валерьевна Кирюхина — аспирант кафедры юридической психологии и права факультета юридической психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), г. Москва, Российская Федерация.
Смотрите также:
- Блинова Д.Н., Гурина О.Д. Киберагрессия и кибербуллинг в судебно-экспертной практике
- Власова Н.В., Буслаева Е.Л. Кибербуллинг в подростковом возрасте: агрессор и жертва
- Дозорцева Е.Г., Кирюхина Д.В. Кибербуллинг и склонность к девиантному поведению у подростков
- Шейнов В.П. Кибербуллинг: предпосылки и последствия