Солдатова Г.У., Шляпников В.Н., Журина М.А. Эволюция онлайн-рисков: итоги пятилетней работы линии помощи «Дети онлайн»

С

Введение

Риск — неотъ­ем­ле­мая часть чело­ве­че­ско­го суще­ство­ва­ния и необ­хо­ди­мое усло­вие раз­ви­тия лич­но­сти [Бек, 2000]. Сего­дня и в оте­че­ствен­ной, и зару­беж­ной нау­ке всё боль­ше вни­ма­ния уде­ля­ет­ся про­бле­ме он­лайн-рис­ков, воз­ни­ка­ю­щих в про­цес­се дея­тель­но­сти и обще­ния в Интер­не­те [Finkelhor, 2012; Livingstone, 2012; Soldatova, Zotova, 2013]. 

По дан­ным иссле­до­ва­ния Фон­да Раз­ви­тия Интер­нет (прим.: далее — Фон­да), как мини­мум, поло­ви­на рос­сий­ских школь­ни­ков в 2013 г. стал­ки­ва­лись с раз­лич­ны­ми онлайн-рис­ка­ми [Сол­да­то­ва, Нестик, Рас­ска­зо­ва и др., 2013]. Спектр про­блем, с кото­ры­ми дети и под­рост­ки име­ют дело в Сети, доволь­но широ­кий: от поло­мок про­грамм и устройств до пре­сле­до­ва­ний и сек­су­аль­ных домогательств. 

По резуль­та­там иссле­до­ва­ния Фон­да, совре­мен­ные школь­ни­ки доста­точ­но силь­но пере­жи­ва­ют столк­но­ве­ние с онлайн-рис­ка­ми, но при этом взрос­лые крайне пло­хо осве­дом­ле­ны об этих про­бле­мах [Сол­да­то­ва, Нестик, Рас­ска­зо­ва и др., 2013]. В свя­зи с этим перед спе­ци­а­ли­ста­ми вста­ёт новая про­фес­си­о­наль­ная зада­ча — ока­за­ние пси­хо­ло­ги­че­ской, педа­го­ги­че­ской и инфор­ма­ци­он­ной под­держ­ки детям и под­рост­кам, столк­нув­шим­ся с онлайн- рисками.

Для реше­ния этой зада­чи в 2009 году по ини­ци­а­ти­ве Евро­ко­мис­сии стар­то­ва­ла про­грам­ма «Без­опас­ный Интер­нет», в рам­ках кото­рой в 31 евро­пей­ской стране были созда­ны спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ные цен­тры, ответ­ствен­ные за обес­пе­че­ние без­опас­но­го и ответ­ствен­но­го исполь­зо­ва­ния детьми Интер­не­та и мобиль­ных устройств (Safer Internet Centres). 

Рабо­та цен­тров реа­ли­зу­ет­ся по ряду направ­ле­ний: инфор­ми­ро­ва­ние насе­ле­ния о потен­ци­аль­ных рис­ках и спо­со­бах обес­пе­че­ния без­опас­но­сти в Интер­не­те; пер­со­наль­ное кон­суль­ти­ро­ва­ние детей, роди­те­лей и учи­те­лей о том, как обес­пе­чить без­опас­ность в Сети; мони­то­ринг про­ти­во­прав­но­го кон­тен­та в Интер­не­те и СМИ.

В Рос­сии эти функ­ции выпол­ня­ет Линия помо­щи «Дети Онлайн», создан­ная в рам­ках Года без­опас­но­го Интер­не­та в 2009 году Фон­дом Раз­ви­тия Интер­нет. В насто­я­щее вре­мя рабо­та Линии помо­щи осу­ществ­ля­ет­ся сотруд­ни­ка­ми Фон­да и факуль­те­та пси­хо­ло­гии МГУ име­ни М.В. Ломо­но­со­ва при под­держ­ке ком­па­ний МТС и МГТС. За пер­вые 5 лет рабо­ты опе­ра­то­ра­ми Линии помо­щи было при­ня­то 7236 звон­ков, обра­бо­та­но более 3117 элек­трон­ных обращений.

Линия помо­щи «Дети онлайн» — это не толь­ко служ­ба пси­хо­ло­ги­че­ско­го кон­суль­ти­ро­ва­ния, но и уни­каль­ный источ­ник инфор­ма­ции о рис­ках, с кото­ры­ми юные поль­зо­ва­те­ли стал­ки­ва­ют­ся в Сети. Дан­ные эмпи­ри­че­ских опро­сов поз­во­ля­ют изме­рить часто­ту столк­но­ве­ния детей и под­рост­ков с раз­лич­ны­ми про­бле­ма­ми в Интер­не­те, но это­го недо­ста­точ­но для того, что­бы оце­нить их послед­ствия. В то же вре­мя ана­лиз обра­ще­ний на Линию помо­щи дает воз­мож­ность уви­деть резуль­та­ты столк­но­ве­ния с онлайн-угро­за­ми, опре­де­лить их реаль­ный диа­па­зон и дина­ми­ку. В свя­зи с нами был про­ве­ден каче­ствен­ный и коли­че­ствен­ный ана­лиз обра­ще­ний, посту­пив­ших на Линию помо­щи за 5 лет ее существования.

На осно­ве ана­ли­за эмпи­ри­че­ских дан­ных иссле­до­ва­ний и обра­ще­ний на Линию помо­щи, Фон­дом созда­на рабо­чая клас­си­фи­ка­ция он­лайн-рис­ков, кото­рая исполь­зо­ва­лась при клас­си­фи­ка­ции обращений. 

Все онлайн-рис­ки раз­де­ля­ют­ся на 4 кате­го­рии: ком­му­ни­ка­ци­он­ные, тех­ни­че­ские, кон­тент­ные и потре­би­тель­ские рис­ки, соот­вет­ству­ю­щие четы­рём основ­ным сфе­рам дея­тель­но­сти в Интер­не­те. В отдель­ную кате­го­рию выде­ля­ют­ся обра­ще­ния, свя­зан­ные с интер­нет-зави­си­мо­стью [Сол­да­то­ва, Нестик, Рас­ска­зо­ва и др., 2013]. 

Так­же в соот­вет­ствии с содер­жа­ни­ем запро­са обра­ще­ния были раз­де­ле­ны ещё на две кате­го­рии: запро­сы по фак­ту столк­но­ве­ния с про­бле­мой и запро­сы на про­фи­лак­ти­ку онлайн-рис­ков. По каж­дой кате­го­рии обра­ще­ний под­счи­ты­ва­лись часто­ты как в абсо­лют­ных, так и в отно­си­тель­ных показателях. 

Поми­мо это­го, была про­ана­ли­зи­ро­ва­на дина­ми­ка обра­ще­ний на Линию помо­щи за 5 лет, а так­же про­ве­де­но срав­не­ние поло­воз­раст­ных групп (совер­шен­но­лет­ние и несо­вер­шен­но­лет­ние, муж­чи­ны и женщины).

Коммуникация: зона повышенной опасности

По дан­ным иссле­до­ва­ний Фон­да, основ­ное место, где дети и под­рост­ки стал­ки­ва­ют­ся с ком­му­ни­ка­ци­он­ны­ми рис­ка­ми, — это соци­аль­ные сети. Хотя по дан­ным опро­сов рос­сий­ские школь­ни­ки стал­ки­ва­ют­ся с ком­му­ни­ка­ци­он­ны­ми рис­ка­ми суще­ствен­но реже, чем с кон­тент­ны­ми или тех­ни­че­ски­ми, про­бле­мы, воз­ник­шие в про­цес­се онлайн обще­ния, — это основ­ная при­чи­на обра­ще­ний на Линию помо­щи «Дети Он­лайн» [Сол­да­то­ва, Нестик, Рас­ска­зо­ва и др., 2013]. На долю таких обра­ще­ний при­хо­дит­ся более тре­ти всех звон­ков и сооб­ще­ний (35 %) (рис. 1). 

Дан­ный факт поз­во­ля­ет гово­рить о том, что столк­но­ве­ние с ком­му­ни­ка­ци­он­ны­ми рис­ка­ми — наи­бо­лее серьёз­ная про­бле­ма для детей и под­рост­ков и, по срав­не­нию с дру­ги­ми типа­ми онлайн-рис­ков, чаще при­чи­ня­ет ощу­ти­мый вред. Отча­сти это обу­слов­ле­но тем, что про­бле­мы, свя­зан­ные с онлайн-обще­ни­ем, не име­ют про­стых и надёж­ных тех­ни­че­ских решений. 

Анти­ви­ру­сы и про­грам­мы филь­тра­ции не могут защи­тить ребён­ка от трав­ли или сек­су­аль­ных домо­га­тельств. Кро­ме того, с ком­му­ни­ка­ци­он­ны­ми рис­ка­ми слож­нее спра­вить­ся самостоятельно.

Рис. 1. Доля обращений по основным типам онлайн-рисков на Линию помощи «Дети Онлайн» за 2010—2014 годы
Рис. 1. Доля обра­ще­ний по основ­ным типам онлайн-рис­ков на Линию помо­щи «Дети Онлайн» за 2010—2014 годы

Наи­бо­лее рас­про­стра­нён­ные виды ком­му­ни­ка­ци­он­ных рис­ков — это кибер­т­рав­ля или кибер­бул­линг (16 % всех обра­ще­ний по ком­му­ни­ка­ци­он­ным рис­кам) и раз­лич­ные фор­мы сек­су­аль­ных домо­га­тельств: сек­стинг, грум­минг, онлайн-зна­ком­ства (28 % всех обра­ще­ний по ком­му­ни­ка­ци­он­ным рис­кам) (рис. 2).

Рис. 2. Доля обращений по основным видам коммуникационных онлайн-рисков на Линию помощи «Дети Онлайн» за 2010—2014 годы
Рис. 2. Доля обра­ще­ний по основ­ным видам ком­му­ни­ка­ци­он­ных онлайн-рис­ков на Линию помо­щи «Дети Онлайн» за 2010—2014 годы

Ком­му­ни­ка­ци­он­ные рис­ки — один из наи­бо­лее быст­ро эво­лю­ци­о­ни­ру­ю­щих типов онлайн-рис­ков. Каж­дый год на Линию помо­щи посту­па­ют обра­ще­ния в свя­зи с новы­ми вида­ми ком­му­ни­ка­ци­он­ных угроз, кото­рые свя­за­ны с репу­та­ци­ей в соци­аль­ных сетях, обще­ни­ем с незна­ком­ца­ми, уча­сти­ем в потен­ци­аль­но опас­ных соци­аль­ных груп­пах. На их долю при­хо­дит­ся 34 % всех обра­ще­ний по ком­му­ни­ка­ци­он­ным рис­кам, при­чём от детей они исхо­дят при­мер­но в два раза чаще, чем от взрослых. 

Ста­ти­сти­ка Линии помо­щи пока­зы­ва­ет, что боль­шая часть роди­те­лей недо­оце­ни­ва­ет потен­ци­аль­ные угро­зы, свя­зан­ные с обще­ни­ем в Сети.

С года­ми коли­че­ство обра­ще­ний, свя­зан­ных с ком­му­ни­ка­ци­он­ны­ми рис­ка­ми, неуклон­но рас­тёт — за 5 лет чис­ло таких обра­ще­ний вырос­ло в 12 раз. Если в 2010 году коли­че­ство запро­сов, свя­зан­ных с ком­му­ни­ка­ци­он­ны­ми рис­ка­ми, состав­ля­ло око­ло 20 % от обще­го чис­ла запро­сов, то в 2014 году их доля воз­рос­ла до 50 % (рис. 3). Уве­ли­че­ние чис­ла обра­ще­ний про­ис­хо­дит в основ­ном за счёт детей и под­рост­ков. В 2014 году коли­че­ство обра­ще­ний несо­вер­шен­но­лет­них пре­вы­си­ло коли­че­ство обра­ще­ний взрос­лых в два раза. 

Учи­ты­вая дина­ми­ку обра­ще­ний на Линию помо­щи, а так­же суще­ству­ю­щие трен­ды раз­ви­тия соци­аль­ных сетей, мож­но пред­по­ло­жить, что в бли­жай­шей пер­спек­ти­ве коли­че­ство столк­но­ве­ний детей с ком­му­ни­ка­ци­он­ны­ми рис­ка­ми будет расти.

Рис. 3. Динамика обращений по основным типам онлайн-рисков на Линию помощи «Дети Онлайн» за 2010—2014 годы
Рис. 3. Дина­ми­ка обра­ще­ний по основ­ным типам онлайн-рис­ков на Линию помо­щи «Дети Онлайн» за 2010—2014 годы

Технические аспекты: зона контролируемых рисков

Поня­тие тех­ни­че­ских рис­ков под­ра­зу­ме­ва­ет повре­жде­ние устройств, име­ю­щих­ся на них инфор­ма­ции и про­грамм­но­го обес­пе­че­ния, а так­же кра­жу пер­со­наль­ных дан­ных в резуль­та­те дей­ствия вре­до­нос­ных про­грамм [Сол­да­то­ва, Рас­ска­зо­ва, Лебе­ше­ва и др., 2013].

По дан­ным иссле­до­ва­ний Фон­да, это один из наи­бо­лее рас­про­стра­нён­ных онлайн-рис­ков. Еже­год­но с ним стал­ки­ва­ет­ся, как мини­мум, поло­ви­на рос­сий­ских школь­ни­ков [Сол­да­то­ва, Нестик, Рас­ска­зо­ва и др., 2013]. На долю тех­ни­че­ских рис­ков при­хо­дит­ся при­мер­но треть всех обра­ще­ний на Линию помо­щи (31 %), и это соот­но­ше­ние сохра­ня­ет­ся на про­тя­же­нии всех 5 лет суще­ство­ва­ния про­ек­та (рис. 3).

Общее коли­че­ство обра­ще­ний по тех­ни­че­ским рис­кам рас­тет про­пор­ци­о­наль­но росту ауди­то­рии Линии помо­щи: за 5 лет оно уве­ли­чи­лось при­мер­но в 6 раз. Дина­ми­ка раз­лич­ных видов тех­ни­че­ских рис­ков неод­но­род­на. Чис­ло обра­ще­ний, свя­зан­ных со столк­но­ве­ни­ем с вре­до­нос­ны­ми про­грам­ма­ми, посте­пен­но сни­жа­ет­ся, с осво­е­ни­ем новых устройств и при­ло­же­ний — рас­тет, а со взло­мом акка­ун­тов и кра­жей пер­со­наль­ных дан­ных — оста­ет­ся постоянным.

Один из наи­бо­лее рас­про­стра­нен­ных видов тех­ни­че­ских рис­ков — столк­но­ве­ние с вре­до­нос­ны­ми про­грам­ма­ми. По дан­ным иссле­до­ва­ний Фон­да, более тре­ти рос­сий­ских школь­ни­ков (37 %) еже­год­но стал­ки­ва­ют­ся с этой про­бле­мой в Сети (рис. 4). По ста­ти­сти­ке Линии помо­щи, на долю звон­ков и сооб­ще­ний по этой про­бле­ме при­хо­дит­ся почти чет­верть (23 %) всех обра­ще­ний по тех­ни­че­ским рискам. 

Чаще все­го або­нен­ты Линии помо­щи стал­ки­ва­ют­ся с вре­до­нос­ны­ми про­грам­ма­ми при ска­чи­ва­нии неле­галь­но­го кон­тен­та (при­ло­же­ний, игр, муль­ти­ме­дий­ных фай­лов и т.д.). Одна­ко в неко­то­рых слу­ча­ях ситу­а­ция может быть слож­нее — так, с помо­щью вре­до­нос­ных про­грамм мошен­ни­ки могут вымо­гать у поль­зо­ва­те­лей день­ги, запу­ги­вая их угро­жа­ю­щи­ми сообщениями.

Рис. 4. Доля обращений по основным видам технических онлайн-рисков на Линию помощи «Дети Онлайн» за 2010—2014 годы
Рис. 4. Доля обра­ще­ний по основ­ным видам тех­ни­че­ских онлайн-рис­ков на Линию помо­щи «Дети Онлайн» за 2010—2014 годы

Хотя в 2014 году в Интер­не­те было обна­ру­же­но более 123 млн. новых уни­каль­ных вре­до­нос­ных объ­ек­тов, коли­че­ство обра­ще­ний по дан­но­му типу рис­ков начи­ная с 2012 года посте­пен­но сни­жа­ет­ся [Гар­на­е­ва, Чебы­шев, Мар­ку­шин и др., 2014]. Этот факт может сви­де­тель­ство­вать о росте осве­дом­лен­но­сти рос­сий­ских поль­зо­ва­те­лей об этих угро­зах и спо­со­бах защи­ты от них. 

Как пока­зы­ва­ют резуль­та­ты иссле­до­ва­ний Фон­да, 83 % роди­те­лей, име­ю­щих детей под­рост­ко­во­го воз­рас­та, исполь­зу­ют анти­ви­рус­ные про­грам­мы [Сол­да­то­ва, Рас­ска­зо­ва, 2014; Сол­датова, Нестик, Рас­ска­зо­ва и др., 2013].

Ещё один рас­про­стра­нён­ный вид тех­ни­че­ских рис­ков — взлом акка­унтов и поте­ря пер­со­наль­ной инфор­ма­ции. Каж­дое чет­вер­тое обра­ще­ние по тех­ни­че­ским рис­кам на Линию помо­щи свя­за­но с кра­жей лич­ных дан­ных. Зна­ние про­стых пра­вил без­опас­но­сти в боль­шин­стве слу­ча­ев поз­во­ли­ло бы избе­жать этой про­бле­мы, одна­ко дале­ко не все рос­сий­ские под­рост­ки осо­зна­ют необ­хо­ди­мость защи­ты пер­со­наль­ных дан­ных и ведут себя в Сети доста­точ­но легкомысленно. 

Иссле­до­ва­ния Фон­да гово­рят о том, что каж­дый тре­тий рос­сий­ский школь­ник готов поде­лить­ся лич­ной инфор­ма­ци­ей о себе в соци­аль­ных сетях, и почти поло­ви­на из них дава­ла свой пароль дру­зьям или род­ствен­ни­кам [Сол­датова, Оль­ки­на, 2015].

С 2010 по 2014 год в 10 раз вырос­ло чис­ло обра­ще­ний детей и взрос­лых по про­бле­мам, воз­ни­ка­ю­щим в про­цес­се осво­е­ния новых устройств, при­ло­же­ний и онлайн-сер­ви­сов. Сего­дня оно состав­ля­ет око­ло тре­ти (29 %) всех обра­ще­ний по тех­ни­че­ским рис­кам (рис. 5).

Рис. 5. Динамика обращений по основным видам технических онлайн-рисков на Линию помощи «Дети Онлайн» за 2010—2014 годы
Рис. 5. Дина­ми­ка обра­ще­ний по основ­ным видам тех­ни­че­ских онлайн-рис­ков на Линию помо­щи «Дети Онлайн» за 2010—2014 годы

Неопыт­но­му поль­зо­ва­те­лю быва­ет труд­но понять, в какую имен­но служ­бу под­держ­ки ему необ­хо­ди­мо обра­тить­ся в той или иной ситу­а­ции. «У меня не рабо­та­ет Интер­нет, я не пони­маю, что про­ис­хо­дит, и не знаю, что мне делать, к кому обра­тить­ся?» — при­мер­но с таки­ми запро­са­ми неред­ко при­хо­дит­ся рабо­тать опе­ра­то­рам Линии помо­щи. Основ­ная при­чи­на таких обра­ще­ний — низ­кий уро­вень циф­ро­вой ком­пе­тент­но­сти поль­зо­ва­те­лей. Глав­ная зада­ча опе­ра­то­ров в такой ситу­а­ции — помочь пре­одо­леть чув­ство бес­по­мощ­но­сти, разо­брать­ся в про­бле­ме и най­ти воз­мож­ные пути решения.

С вопро­са­ми тех­ни­че­ско­го харак­те­ра на Линию помо­щи обра­ща­ют­ся и дети, и взрос­лые. При этом взрос­лые доволь­но часто про­сят помочь в реше­нии про­бле­мы, с кото­рой столк­ну­лись они сами, а не дети. Такая кар­ти­на харак­тер­на имен­но для это­го типа рис­ков. И дети, и роди­те­ли, как пра­ви­ло, обра­ща­ют­ся на Линию уже после воз­ник­но­ве­ния про­бле­мы (80 % слу­ча­ев). Запро­сов на про­фи­лак­ти­ку по дан­но­му типу рис­ков отно­си­тель­но мало, и исхо­дят они в 1,5 раза чаще от детей, чем от взрослых.

За послед­ние 3 года коли­че­ство обра­ще­ний от детей, свя­зан­ных с тех­ни­че­ски­ми типа­ми рис­ков, воз­рос­ло почти в 10 раз. Школь­ни­ки актив­нее, чем их роди­те­ли, осва­и­ва­ют новые устрой­ства и при­ло­же­ния, чув­ству­ют себя в Интер­не­те более уве­рен­ны­ми и само­сто­я­тель­ны­ми, поэто­му они ока­зы­ва­ют­ся в состо­я­нии сами поза­бо­тить­ся о сво­ей без­опас­но­сти. Все вме­сте это поз­во­ля­ет оха­рак­те­ри­зо­вать тех­ни­че­скую сфе­ру как зону отно­си­тель­но кон­тро­ли­ру­е­мых рисков.

Контент: зона повышенного внимания родителей

Кон­тент­ные рис­ки воз­ни­ка­ют в резуль­та­те исполь­зо­ва­ния раз­ме­щен­ных в Сети мате­ри­а­лов, содер­жа­щих неза­кон­ную или потен­ци­аль­но опас­ную инфор­ма­цию. Столк­но­ве­ние с нега­тив­ным кон­тен­том — самый рас­про­стра­нен­ный тип онлайн-рисков.

По дан­ным иссле­до­ва­ний Фон­да, каж­дый вто­рой школь­ник стал­ки­ва­ет­ся в Сети с нега­тив­ным кон­тен­том (52 %) [Сол­да­то­ва, Нестик, Рас­ска­зо­ва и др., 2013]. Тем не менее, за 5 лет с этой про­бле­мой к опе­ра­то­рам Линии помо­щи обра­ти­лись все­го 28 детей, что состав­ля­ет менее 1 % всех обра­ще­ний. Как мож­но объ­яс­нить это расхождение? 

Оче­вид­но, что дети и взрос­лые по-раз­но­му вос­при­ни­ма­ют и оце­ни­ва­ют кон­тент­ные рис­ки. Для школь­ни­ков харак­те­рен упро­щен­но-поло­жи­тель­ный образ Интер­не­та, поэто­му они склон­ны недо­оце­ни­вать нега­тив­ное вли­я­ние инфор­ма­ции, раз­ме­щен­ной в Сети [Сол­да­то­ва, Нестик, Рас­ска­зо­ва и др., 2013]. Взрос­лые, напро­тив, склон­ны пере­оце­ни­вать угро­зы, исхо­дя­щие от онлайн-кон­тен­та: каж­дый деся­тый роди­тель обра­ща­ет­ся на Линию помо­щи с вопро­сом о кон­тент­ных рис­ках (11 %) (рис. 6).

Рис. 6. Доля обращений по основным видам контентных онлайн-рисков на Линию помощи «Дети Онлайн» за 2010—2014 годы
Рис. 6. Доля обра­ще­ний по основ­ным видам кон­тент­ных онлайн-рис­ков на Линию помо­щи «Дети Онлайн» за 2010—2014 годы

Более тре­ти обра­ще­ний на Линию помо­щи по кон­тент­ным рис­кам свя­за­но с пор­но­гра­фи­ей (37 %) (рис. 6). По дан­ным опро­сов Фон­да, в 2013 году каж­дый тре­тий под­ро­сток (35 %) хотя бы раз стал­ки­вал­ся в Сети с мате­ри­а­ла­ми сек­су­аль­но­го харак­те­ра [Сол­да­то­ва, Нестик, Рас­сказова и др., 2013]. 

Тем не менее школь­ни­ки крайне ред­ко обра­ща­ют­ся с этой про­бле­мой на Линию помо­щи. Как пра­ви­ло, их запро­сы содер­жат обес­по­ко­ен­ность не за себя, а за сво­их млад­ших бра­тьев и сестер. Боль­шин­ство обра­ще­ний по дан­но­му вопро­су посту­па­ет от родителей.

Обра­ще­ния по дру­гим видам нега­тив­но­го кон­тен­та доволь­но ред­ки. На долю инфор­ма­ции, содер­жа­щей жесто­кость, наси­лие и агрес­сию, при­хо­дит­ся все­го 7 % обра­ще­ний по кон­тент­ным рис­кам, хотя, по дан­ным опро­сов, как мини­мум треть школь­ни­ков хотя бы одна­жды стал­ки­ва­лась с этим видом кон­тен­та в Интер­не­те. 17 % обра­ще­ний каса­ют­ся про­па­ган­ды нар­ко­ти­ков, алко­го­ля, сига­рет, само­убийств, опас­ных спо­со­бов похудания.

Поче­му одни виды кон­тен­та бес­по­ко­ят роди­те­лей боль­ше, чем дру­гие? Хотя школь­ни­ки при­мер­но с оди­на­ко­вой часто­той стал­ки­ва­ют­ся в Сети как с пор­но­гра­фи­ей, так и с инфор­ма­ци­ей, содер­жа­щей жесто­кость, наси­лие и агрес­сию, коли­че­ство обра­ще­ний на Линию помо­щи, кото­рые каса­ют­ся мате­ри­а­лов сек­су­аль­но­го харак­те­ра, почти в 6 раз пре­вы­ша­ет чис­ло сооб­ще­ний про жесто­кость и наси­лие (рис. 7). Воз­мож­но, это свя­за­но с тем, что пред­став­ле­ния роди­те­лей о нега­тив­ном кон­тен­те осно­вы­ва­ют­ся на сте­рео­ти­пах обще­ствен­но­го сознания. 

Кста­ти, пик обра­ще­ний по кон­тент­ным рис­кам при­шел­ся на 2013 год, когда в рос­сий­ском обще­стве обсуж­дал­ся Феде­раль­ный закон «О защи­те детей от инфор­ма­ции, при­чи­ня­ю­щей вред их здо­ро­вью и развитию».

Рис. 7. Динамика обращений по основным видам контентных онлайн-рисков на Линию помощи «Дети Онлайн» за 2010—2014 годы
Рис. 7. Дина­ми­ка обра­ще­ний по основ­ным видам кон­тент­ных онлайн-рис­ков на Линию помо­щи «Дети Онлайн» за 2010—2014 годы

Роди­те­ли так­же часто обра­ща­ют­ся по вопро­сам тех­ни­че­ской защи­ты от вре­до­нос­ной инфор­ма­ции. На их долю при­хо­дит­ся почти поло­ви­на обра­ще­ний на Линию помо­щи, свя­зан­ных с кон­тент­ны­ми рис­ка­ми (41 %), что при­мер­но в два раза выше, чем по дру­гим типам онлайн-угроз.

Хотя сего­дня суще­ству­ют тех­ни­че­ские реше­ния, поз­во­ля­ю­щие хотя бы частич­но огра­дить детей от неже­ла­тель­но­го кон­тен­та, лишь 8 % взрос­лых зна­ют о про­грам­мах кон­тент­ной филь­тра­ции и роди­тель­ско­го кон­тро­ля [Сол­да­то­ва, Рас­ска­зо­ва, 2014; Сол­да­то­ва, Нестик, Рас­ска­зо­ва и др., 2013]. 

Опыт рабо­ты Линии помо­щи сви­де­тель­ству­ет: взрос­лых, преж­де все­го, бес­по­ко­ит кон­тент, затра­ги­ва­ю­щий темы, о кото­рых они не гото­вы гово­рить со сво­и­ми детьми. Роди­те­лям про­ще неза­мет­но сле­дить за ребён­ком, исполь­зуя про­грам­мы кон­тро­ля, чем пого­во­рить с ребен­ком на «запрет­ные темы».

Судя по коли­че­ству обра­ще­ний на Линию помо­щи, вред от столк­но­ве­ния с нега­тив­ным кон­тен­том не так велик, как при­ня­то думать. Тем не менее, взрос­лых эта про­бле­ма бес­по­ко­ит, поэто­му они уде­ля­ют повы­шен­ное вни­ма­ние ресур­сам, кото­рые посе­ща­ют их дети.

Потребление: зона потенциальных угроз

Поня­тие потре­би­тель­ских рис­ков вклю­ча­ет при­об­ре­те­ние нека­че­ствен­ной или кон­тра­факт­ной про­дук­ции, поте­рю денеж­ных средств и хи­
щение пер­со­наль­ной инфор­ма­ции в про­цес­се интер­нет-шоп­пин­га [Сол­да­то­ва, Зото­ва, Лебе­ше­ва и др., 2013].

Несмот­ря на невы­со­кий уро­вень потре­би­тель­ской онлайн актив­но­сти, рос­сий­ские под­рост­ки чаще, чем их роди­те­ли, стал­ки­ва­ют­ся с раз­лич­ны­ми вида­ми мошен­ни­че­ства. Каж­дый чет­вер­тый школь­ник стал­ки­вал­ся в Сети с фишин­гом («выужи­ва­ни­ем» пер­со­наль­ных дан­ных), а каж­дый деся­тый — с кра­жей денеж­ных средств [Сол­да­то­ва, Шляп­ни­ков, 2014; Сол­да­то­ва, Нестик, Рас­ска­зо­ва и др., 2013]. 

Доля обра­ще­ний на Линию помо­щи, свя­зан­ных с потре­би­тель­ски­ми рис­ка­ми, состав­ля­ет все­го 11 %. При­чем взрос­лые зво­нят по этим вопро­сам в два раза чаще, чем дети, и гораз­до чаще они сооб­ща­ют о сво­их соб­ствен­ных проблемах.

Основ­ная при­чи­на обра­ще­ний — мобиль­ное мошен­ни­че­ство (35 %) (рис. 8). Доля обра­ще­ний, свя­зан­ных с дру­ги­ми вида­ми онлайн-мошен­ни­че­ства, состав­ля­ет 28 %. Каж­дое деся­тое обра­ще­ние свя­за­но с про­бле­ма­ми, воз­ник­ши­ми в ходе при­об­ре­те­ния това­ров и услуг в Интер­не­те (13 %).

Рис. 8. Доля обращений по основным видам потребительских онлайн-рисков на Линию помощи «Дети Онлайн» за 2010—2014 годы
Рис. 8. Доля обра­ще­ний по основ­ным видам потре­би­тель­ских онлайн-рис­ков на Линию помо­щи «Дети Онлайн» за 2010—2014 годы

Доля запро­сов на про­фи­лак­ти­ку потре­би­тель­ских рис­ков отно­си­тель­но неве­ли­ка и состав­ля­ет все­го лишь пятую часть от обще­го чис­ла обра­ще­ний (21 %). Або­нен­тов Линии помо­щи в первую оче­редь инте­ре­су­ют вопро­сы воз­вра­та поте­рян­ных денег и воз­мож­но­сти бло­ки­ров­ки смс-сооб­ще­ний с корот­ких номеров.

Коли­че­ство обра­ще­ний на Линию помо­щи, свя­зан­ных с потре­би­тель­ски­ми рис­ка­ми, оста­ет­ся отно­си­тель­но посто­ян­ным на про­тя­же­нии всех 5 лет. Одна­ко, низ­кий уро­вень потре­би­тель­ской актив­но­сти школь­ни­ков озна­ча­ет отсут­ствие опы­та, необ­хо­ди­мо­го для фор­ми­ро­ва­ния ком­пе­тент­но­сти в этой сфе­ре. В усло­ви­ях быст­ро­го раз­ви­тия элек­трон­ной ком­мер­ции мож­но про­гно­зи­ро­вать рост обра­ще­ний по дан­но­му типу рисков.

Интернет-зависимость: зона свободы от реальности

Отдель­ная тема обра­ще­ний на Линию помо­щи — интер­нет-зави­си­мость и чрез­мер­ное исполь­зо­ва­ние циф­ро­вых устройств. Коли­че­ство таких обра­ще­ний неве­ли­ко, но ста­биль­но на про­тя­же­нии 5 лет рабо­ты про­ек­та: оно состав­ля­ет при­мер­но деся­тую часть всех запро­сов (9 %).

По дан­ным опро­сов Фон­да, почти поло­ви­на рос­сий­ских детей и под­рост­ков (43 %) отме­ча­ют у себя как мини­мум один из симп­то­мов, сви­де­тель­ству­ю­щих о чрез­мер­ном исполь­зо­ва­нии Интер­не­та [Солдато­ва, Рас­ска­зо­ва, Лебе­ше­ва и др., 2013]. Чаще все­го (67 %) на Линию помо­щи обра­ща­ют­ся в ситу­а­ции, когда у поль­зо­ва­те­ля наблю­да­ет­ся сра­зу несколь­ко симп­то­мов интер­нет-зави­си­мо­сти. По дан­ным иссле­до­ва­ний Фон­да, у каж­до­го деся­то­го школь­ни­ка в Рос­сии (11 %) наблю­да­ет­ся подоб­ная кар­ти­на [Сол­да­то­ва, Рас­ска­зо­ва, Лебе­ше­ва и др., 2013; Сол­да­то­ва, Рассказова,2013].

Наи­бо­лее рас­про­стра­нен­ный симп­том чрез­мер­ной увле­чен­но­сти Интер­не­том — это поте­ря кон­тро­ля в Сети. По дан­ным иссле­до­ва­ний, этот симп­том наблю­да­ет­ся у 43 % рос­сий­ских школь­ни­ков. Дру­гой рас­про­стра­нен­ный симп­том — син­дром отме­ны, с кото­рым, по дан­ным Фон­да Раз­ви­тия Интер­нет, стал­ки­ва­ет­ся более поло­ви­ны рос­сий­ских школь­ни­ков (52 %).

Наи­бо­лее серьез­ный симп­том интер­нет-зави­си­мо­сти — это «заме­на реаль­но­сти». По дан­ным опро­сов, он встре­ча­ет­ся у чет­вер­ти рос­сий­ских под­рост­ков. Его основ­ные про­яв­ле­ния — пре­не­бре­же­ние уче­бой или рабо­той, семьей и домаш­ни­ми обя­зан­но­стя­ми, лич­ной гиги­е­ной, сном и пита­ни­ем, а так­же сокра­ще­ние соци­аль­ных кон­так­тов [Сол­да­то­ва, Рас­ска­зо­ва, Лебе­ше­ва и др., 2013].

Чрез­мер­ная увле­чен­ность Интер­не­том сопря­же­на с дру­ги­ми вида­ми рис­ков, в том чис­ле: поте­рей денег, столк­но­ве­ни­ем с нега­тив­ным кон­тентом, обще­ни­ем с незна­ком­ца­ми, вовле­че­ни­ем в груп­пы анти­со­ци­аль­ной направ­лен­но­сти, фор­ми­ро­ва­ни­ем суи­ци­даль­ных мыс­лей. Под­рост­ки с интер­нет-зави­си­мо­стью, как пра­ви­ло, исполь­зу­ют любую воз­мож­ность, что­бы вый­ти в Сеть: врут роди­те­лям, вору­ют деньги.

Чаще все­го на Линию помо­щи обра­ща­ют­ся по про­бле­ме игро­вой зави­си­мо­сти (42 %) (рис. 9). Так­же сре­ди под­рост­ков рас­про­стра­не­но чрез­мер­ное увле­че­ние соци­аль­ны­ми сетя­ми и медиа­ре­сур­са­ми. Прак­ти­че­ски любой онлайн-ресурс может спо­соб­ство­вать раз­ви­тию сво­ей спе­ци­фи­че­ской фор­мы интер­нет-зави­си­мо­сти, даже Википедия.

Рис. 9. Доля обращений по основным видам онлайн-рисков, связанных с чрезмерным использованием интернета, на Линию помощи «Дети Онлайн» за 2010—2014 годы
Рис. 9. Доля обра­ще­ний по основ­ным видам онлайн-рис­ков, свя­зан­ных с чрез­мер­ным исполь­зо­ва­ни­ем интер­не­та, на Линию помо­щи «Дети Онлайн» за 2010—2014 годы

Рис. 9. Доля обра­ще­ний по основ­ным видам онлайн-рис­ков, свя­зан­ных с чрез­мер­ным исполь­зо­ва­ни­ем интер­не­та, на Линию помо­щи «Дети Онлайн» за 2010—2014 годы

В подав­ля­ю­щем боль­шин­стве слу­ча­ев по вопро­сам зави­си­мо­сти на Линию помо­щи обра­ща­ют­ся взрос­лые (72 %). Часто запрос исхо­дит не от роди­те­лей, а от дру­гих чле­нов семьи: бабу­шек и деду­шек, тётей и дядей, стар­ших бра­тьев и сестёр, а в неко­то­рых слу­ча­ях даже от супру­гов и детей.

Иссле­до­ва­ния пока­зы­ва­ют, что выра­жен­ность симп­то­мов интер­нет-зави­си­мо­сти уве­ли­чи­ва­ет­ся с воз­рас­том [Сол­да­то­ва, Рас­ска­зо­ва, Лебе­шева и др., 2013]. Это под­твер­жда­ет­ся ста­ти­сти­кой обра­ще­ний на Линию помо­щи. По вопро­сам чрез­мер­но­го увле­че­ния циф­ро­вы­ми устрой­ства­ми чаще все­го обра­ща­ют­ся роди­те­ли стар­ших под­рост­ков, сту­ден­тов и даже взрос­лых людей. Одна­ко есть и про­ти­во­по­лож­ная тен­ден­ция: в послед­нее вре­мя уча­сти­лись обра­ще­ния роди­те­лей детей дошколь­но­го воз­рас­та, кото­рых бес­по­ко­ит чрез­мер­ное увле­че­ние детей циф­ро­вы­ми устройствами.

Ана­лиз обра­ще­ний на Линию помо­щи поз­во­ля­ет выде­лить неко­то­рые при­чи­ны фор­ми­ро­ва­ния чрез­мер­ной увле­чен­но­сти Интер­не­том. Боль­шин­ство роди­те­лей отме­ча­ет про­бле­мы в отно­ше­ни­ях со сверст­ни­ка­ми, отсут­ствие дру­зей, дефи­цит обще­ния. Одна­ко труд­но сде­лать одно­знач­ный вывод, явля­ет­ся ли соци­аль­ная изо­ля­ция при­чи­ной или резуль­та­том чрез­мер­ной увле­чен­но­сти Интернетом.

Неред­ко запрос исхо­дит из непол­ных семей или семей, в кото­рых ребё­нок вос­пи­ты­ва­ет­ся не роди­те­ля­ми, а дру­ги­ми чле­на­ми семьи. Мож­но пред­по­ло­жить, что чаще интер­нет-зави­си­мость воз­ни­ка­ет в тех семьях, где у ребен­ка не скла­ды­ва­ют­ся отно­ше­ния с роди­те­ля­ми, когда они в силу раз­ных жиз­нен­ных обсто­я­тельств не могут или не хотят быть рядом с ребен­ком, когда они пода­ют дур­ной при­мер, сами увле­ка­ясь он- лайн-играми.

По срав­не­нию с дру­ги­ми типа­ми рис­ков, доста­точ­но мно­го роди­те­лей (33 %), обра­ща­ют­ся по вопро­сам про­фи­лак­ти­ки интер­нет-зави­си- мости, что сви­де­тель­ству­ет о росте осве­дом­лен­но­сти взрос­лых о дан­ной про­бле­ме. Роди­те­ли инте­ре­су­ют­ся тех­ни­че­ски­ми и педа­го­ги­че­ски­ми спо­со­ба­ми предот­вра­ще­ния зави­си­мо­сти от циф­ро­вых устройств. Взрос­лые зада­ют как кон­крет­ные вопро­сы, напри­мер, как забло­ки­ро­вать кон­крет­ную про­грам­му или сколь­ко вре­ме­ни ребен­ку мож­но про­во­дить за ком­пью­те­ром, так и общие: как бороть­ся с жела­ни­ем посто­ян­но быть в Сети?

Боль­шин­ство обра­ще­ний по вопро­сам интер­нет-зави­си­мо­сти посту­па­ет на Линию помо­щи из реги­о­нов, что свя­за­но с недо­стат­ком ква­ли­фи­ци­ро­ван­ных спе­ци­а­ли­стов, спо­соб­ных справ­лять­ся с этой проблемой. 

Резуль­та­ты иссле­до­ва­ний пока­зы­ва­ют, что во мно­гих круп­ных рос­сий­ских горо­дах про­бле­ма интер­нет-зави­си­мо­сти сто­ит ост­рее, чем в Москве [Сол­да­то­ва, Рас­ска­зо­ва, Лебе­ше­ва и др., 2013]. В этой ситу­а­ции Линия помо­щи ока­зы­ва­ет­ся едва ли не един­ствен­ным местом, где роди­те­ли могут полу­чить кон­суль­та­цию по дан­ной проблеме.

Таким обра­зом, интер­нет-зави­си­мость — это само­сто­я­тель­ный тип рис­ков, с кото­рым стал­ки­ва­ет­ся доста­точ­но боль­шое коли­че­ство поль­зо­ва­те­лей Интер­не­та. Пока еще невоз­мож­но ска­зать, явля­ет­ся ли она само­сто­я­тель­ным пси­хи­че­ским рас­строй­ством или это след­ствие дру­гих про­блем. Но оче­вид­но, что Интер­нет, как насы­щен­ное инфор­ма­ци­он­но-ком­му­ни­ка­ци­он­ное про­стран­ство, спо­соб­ству­ет фор­ми­ро­ва­нию тен­ден­ции к бег­ству от реаль­но­сти в иллю­зор­ные вир­ту­аль­ные миры, харак­тер­ной для под­рост­ко­во­го возраста.

Выводы

1. Ана­лиз ста­ти­сти­ки обра­ще­ний на Линию помо­щи поз­во­ля­ет про­ран- жиро­вать онлайн-рис­ки по зна­чи­мо­сти пред­став­ля­е­мых ими угроз для детей. Пер­вые места в этом спис­ке зани­ма­ют ком­му­ни­ка­ци­он­ные (35 % обра­ще­ний) и тех­ни­че­ские рис­ки (31 % обра­ще­ний). Далее сле­ду­ют кон­тент­ные (14 %) и потре­би­тель­ские рис­ки (11 %), а так­же чрез­мер­ная увле­чён­ность Интер­не­том (9 %). Полу­чен­ные резуль­та­ты в сово­куп­но­сти с дан­ны­ми дру­гих иссле­до­ва­ний поз­во­ля­ют рас­смат­ри­вать ком­му­ни­ка­ци­он­ные рис­ки как наи­бо­лее зна­чи­мую угро­зу совре­мен­но­го Интернета.

2. Ста­ти­сти­ка обра­ще­ний на Линию помо­щи сви­де­тель­ству­ет о том, что дети и роди­те­ли по-раз­но­му вос­при­ни­ма­ют онлайн-угрозы.

Под­рост­ков боль­ше все­го бес­по­ко­ят ком­му­ни­ка­ци­он­ные рис­ки (ки­бербуллинг, сек­стинг, грум­минг и т.д.), тогда как взрос­лые боль­ше оза­бо­че­ны чрез­мер­ной увле­чён­но­стью Интер­не­том и инте­ре­сом детей к «взрос­ло­му кон­тен­ту». Это недо­по­ни­ма­ние может при­во­дить к выбо­ру неэф­фек­тив­ных стра­те­гий меди­а­ции: роди­те­ли, в первую оче­редь, стре­мят­ся кон­тро­ли­ро­вать вре­мя, кото­рое дети про­во­дят в Интер­не­те, и посе­ща­е­мые ими ресур­сы, и гораз­до мень­ше дума­ют о том, с кем они общаются.

3. Обна­ру­жен­ное нами рас­хож­де­ние меж­ду часто­той столк­но­ве­ний и часто­той обра­ще­ний на Линию помо­щи по раз­лич­ным типам он- лайн-рис­ков ука­зы­ва­ет на неод­но­знач­ное соот­но­ше­ние поня­тий «риск» и «вред». Столк­но­ве­ние с про­бле­мой в Интер­не­те не все­гда при­чи­ня­ет вред ребен­ку. Каж­дый вто­рой рос­сий­ский школь­ник еже­год­но стал­ки­ва­ет­ся с кон­тент­ны­ми рис­ка­ми, но лишь еди­ни­цы из них обра­ща­ют­ся на Линию помощи. 

Подав­ля­ю­щее боль­шин­ство обра­ща­ю­щих­ся на Линию помо­щи по кон­тент­ным рис­кам — взрос­лые. С ком­му­ни­ка­ци­он­ны­ми рис­ка­ми дети и под­рост­ки, напро­тив, стал­ки­ва­ют­ся в два раза реже, чем с кон­тент­ны­ми, а обра­ща­ют­ся на Линию помо­щи в два раза чаще.

4. Дина­ми­ка обра­ще­ний на Линию помо­щи за про­шед­шие 5 лет поз­во­ля­ет выявить неко­то­рые зако­но­мер­но­сти эво­лю­ции онлайн-рисков. 

Во-пер­вых, меня­ет­ся зна­чи­мость раз­лич­ных типов рис­ков: доля обра­ще­ний по ком­му­ни­ка­ци­он­ным рис­кам неуклон­но рас­тет, по тех­ни­че­ским и потре­би­тель­ским — оста­ет­ся неиз­мен­ной, по кон­тент­ным — сокращается. 

Во-вто­рых, непре­рыв­ное раз­ви­тие ИКТ ведёт к услож­не­нию про­блем, с кото­ры­ми стал­ки­ва­ют­ся дети и под­рост­ки, а так­же воз­ник­но­ве­нию новых рис­ков, свя­зан­ных с неосто­рож­ным обра­ще­ни­ем с пер­со­наль­ны­ми дан­ны­ми, с нега­тив­ным кон­тен­том, созда­ва­е­мым несо­вер­шен­но­лет­ни­ми поль­зо­ва­те­ля­ми, с осво­е­ни­ем новых циф­ро­вых устройств и приложений.

5. Как пока­зы­ва­ет ста­ти­сти­ка Линии помо­щи «Дети онлайн», юные поль­зо­ва­те­ли посто­ян­но стал­ки­ва­ют­ся с новы­ми онлайн-рис- ками, а коли­че­ство обра­ще­ний в целом неуклон­но рас­тет. Основ­ные про­бле­мы, с кото­ры­ми дети и под­рост­ки встре­ча­ют­ся в Интер­не­те, не име­ют про­стых тех­ни­че­ских реше­ний, а ква­ли­фи­ци­ро­ван­ных спе­ци­а­ли­стов в дан­ной обла­сти не хватает. 

В этих усло­ви­ях потреб­ность в дистан­ци­он­ных служ­бах, ока­зы­ва­ю­щих помощь детям, под­рост­кам и их роди­те­лям в онлайне, будет толь­ко воз­рас­тать, а кон­суль­ти­ро­ва­ние по вопро­сам управ­ле­ния пер­со­наль­ны­ми онлайн-рис­ка­ми, веро­ят­но, со вре­ме­нем ста­нет отдель­ной про­фес­си­ей и сфе­рой деятельности.

Литература

  1. Бек У. Обще­ство рис­ка. На пути к дру­го­му модер­ну / Пер. с нем. Седель­ни­ко­ва В., Фёдо­ро­вой Н., посл. Филип­по­ва А. М.: Про­гресс-Тра­ди­ция, 2000. 384 с.
  2. Гар­на­е­ва М., Чебы­шев В., Мак­ру­шин Д., Уну­чек Р., Ива­нов А. Kaspersky Security Bulletin 2014. Основ­ная ста­ти­сти­ка за 2014 год. [Элек­трон­ный ресурс].
  3. Дети Рос­сии онлайн. Резуль­та­ты меж­ду­на­род­но­го про­ек­та EU Kids Online II в Рос­сии / Сол­да­то­ва Г., Рас­ска­зо­ва М., Лебе­ше­ва М., Зото­ва Е., Роген­дорф П. М.: Фонд Раз­ви­тия Интер­нет, 2013. 213 с.
  4. Интер­нет: воз­мож­но­сти, ком­пе­тен­ции, без­опас­ность. Мето­ди­че­ское посо­бие для работ­ни­ков систе­мы обще­го обра­зо­ва­ния. Ч. 1. Лек­ции / Сол­да­то­ва Г., Зото­ва Е., Лебе­ше­ва М., Шляп­ни­ков В.М.: Google, 2013. 165 с.
  5. Сол­да­то­ва Г., Оль­ки­на О. Мину­сы откры­то­сти // Дети в инфор­ма­ци­он­ном обще­стве. 2015. № 20. С. 26—47.
  6. Cол­да­то­ва Г., Рас­ска­зо­ва Е. Без­опас­ность под­рост­ков в Интер­не­те: рис­ки, совла­да­ние и роди­тель­ская меди­а­ция // Наци­о­наль­ный пси­хо­ло­ги­че­ский жур­нал. 2014. № 3 (15). С. 39—51.
  7. Сол­да­то­ва Г., Рас­ска­зо­ва Е. Пси­хо­ло­ги­че­ские фак­то­ры без­опас­но­сти под­рост­ка в ин­тернете: роль совла­да­ю­ще­го пове­де­ния и роди­тель­ской меди­а­ции // Вест­ник Рос­сий­ско­го госу­дар­ствен­но­го науч­но­го фон­да. 2014. Т. 2, № 75. С. 126—134.
  8. Сол­да­то­ва Г., Рас­ска­зо­ва Е. Чрез­мер­ное исполь­зо­ва­ние интер­не­та: фак­то­ры и при­зна­ки // Пси­хо­ло­ги­че­ский жур­нал. 2013. Т. 34, № 4. С. 105—114.
  9. Сол­да­то­ва Г.У., Шляп­ни­ков В.Н. Не поку­пать, а ска­чи­вать // Дети в инфор­ма­ци­он­ном обще­стве. 2014. № 18. С. 26—37.
  10. Сол­да­то­ва Г.У., Нестик Т.А., Рас­ска­зо­ва Е.И., Зото­ва Е.Ю. Циф­ро­вая ком­пе­тент­ность под­рост­ков и роди­те­лей. Резуль­та­ты все­рос­сий­ско­го исследова­ния / М.: Фонд Раз­ви­тия Интер­нет, 2013. 144 с.
  11. Finkelhor D. Childhood Victimization: Violence, Crime, and Abuse in the Lives of Young People / New York: Oxford University Press, 2008.
  12. Livingstone S., Haddon L., and Gorzig A. Children, Risk and Safety Online: Research and policy challenges in comparative perspective / Bristol: The Policy Press, 2012.
  13. Soldatova G., Zotova E. Coping with online risks: The experience of russian school­children // Journal of Children and Media. 2013. Vol. 7, № 1. Pp. 44—59.
Источ­ник: Кон­суль­та­тив­ная пси­хо­ло­гия и пси­хо­те­ра­пия. 2015. Том 23. № 3. С. 50–66. DOI: 10.17759/cpp.2015230304

Об авторах

  • Гали­на Уртан­бе­ков­на Сол­да­то­ва — док­тор пси­хо­ло­ги­че­ских наук, про­фес­сор, про­фес­сор кафед­ры пси­хо­ло­гии лич­но­сти факуль­те­та пси­хо­ло­гии, Мос­ков­ский госу­дар­ствен­ный уни­вер­си­тет име­ни М.В. Ломо­но­со­ва (ФГБОУ ВО МГУ им. М.В. Ломо­но­со­ва), заве­ду­ю­щая кафед­рой соци­аль­ной пси­хо­ло­гии, Мос­ков­ский инсти­тут пси­хо­ана­ли­за (НОЧУ ВО «МИП»), Москва, Россия.
  • Вла­ди­мир Нико­ла­е­вич Шляп­ни­ков — кан­ди­дат пси­хо­ло­ги­че­ских наук, заве­ду­ю­щий кафед­рой пси­хо­ло­гии лич­но­сти и диф­фе­рен­ци­аль­ной пси­хо­ло­гии, НОЧУ ВО «Мос­ков­ский инсти­тут пси­хо­ана­ли­за», Москва, Россия.
  • Мария Ана­то­льев­на Жури­на — млад­ший науч­ный сотруд­ник, Центр мони­то­рин­га рис­ков и соци­аль­но-пси­хо­ло­ги­че­ской помо­щи ГБОУ ВПО МО АСОУ, коор­ди­на­тор про­ек­та «Линия помо­щи “Дети Онлайн”» Фон­да Раз­ви­тия Интер­нет, Москва, Россия.

Смот­ри­те также:

Категории

Метки

Публикации

ОБЩЕНИЕ

CYBERPSY — первое место, куда вы отправляетесь за информацией о киберпсихологии. Подписывайтесь и читайте нас в социальных сетях.

vkpinterest