Исследование суицидального поведения, и в особенности суицидального поведения подростков, невозможно без рассмотрения той социальной и культурной среды, в котором оно проходит. Широчайшее и взрывное распространение интернета поставило вопрос о его влиянии прямом или косвенном на поведение пользователя и, как следствие этого, к возникновению страха общества перед всемогущей и всепроникающей «сетью».
Исследования влияния интернета на суицидальное поведение проводятся в психиатрии уже более 30 лет [Luxton 2012, Marchant 2017, Демдоуми2013, Короленко], но до сих пор опубликованные данные интерпретируются и воспринимаются очень по- разному.
На сегодняшний день тема интернета уже прочно вплелась в тему бреда [Bell 2005, Lerner 2006], в ткань обсессий [Chamberlain 2017], фобий и аддикций [Yayan 2017], что лишний раз показывает даже не то, насколько широко интернет вошел в повседневность, а мифологию, сложившуюся вокруг него.
Функционирование в интернете т.н. «групп смерти» лишь катализировало страхи общества и профессионального сообщества. И в общественном мнении, и в профессиональной среде (врачи, психологи, педагоги) существует и преобладает мнение об опасном, деструктивном влиянии интернета на психику подростков вообще и на суицидальное поведение в частности. Вера в это приводит к попытке выявить «сетевых убийц», которые подстрекают детей к самоубийствам, используя разные «психологические техники» (Мурсалиева 2016).
Группой «Мониторинг актуального фольклора» в мае 2016 года было запущено антропологическое исследование «групп смерти» [Архипова и др. 2017], Это исследование включало в себя два основных направления:
(А) Исследование методом включенного наблюдения практик, которые возникали в т.н. «группах смерти» с мая 2016 по февраль 2017 гг., а также изучение собственно «моральной паники» – способов конструирования образа «групп смерти» в обыденном и медийном дискурсах, а также механизмов возникновения и распространения панических слухов (термином «моральная паника» социологи обозначают ситуацию, при которой восприятие реальной или вымышленной группы как угрозы для сообщества провоцирует агрессию по отношению к любым объектам, которые могут быть ассоциированы с этой группой).
(Б) Изучение мнения профессиональной среды о возможности влияния групп смерти на суицидное поведение подростков. С этой целью в июне-августе 2017 года было проведено интернет-анкетирование врачей, педагогов и психологов.
А. Результат анализа «Групп Смерти»
Действия, которые, как предполагалось, совершаемые «кураторами» специально для того, чтобы довести подростков до самоубийства, на деле являются распространенными Интернет-практиками, давно существующими внутри множества подростковых и молодежных сообществ.
Функция таких практик – не довести до самоубийства, а испытать психологическое напряжение, почувствовать себя «избранным», пройдя сложный квест, или символически приобщиться к «страшному опыту» суицида, не повторяя его буквально.
Обсуждение реальной трагедии – нескольких подростковых самоубийств – свелось не к поиску социальных и психологических причин этого явления, а к конструированию образа некоторого мифологического зла (страшных «групп смерти»), будто бы ответственного за все подростковые суициды, происходящие на территории страны.
Этот «образ врага» формировался постепенно, в процессе многомесячного обсуждения проблемы в соцсетях и в СМИ, обрастая все новыми и все более мифологическими подробностями и соответствовал логике развития моральной паники.
Б. Результаты анкетирования членов профессионального сообщества:
Целью опроса было установить, насколько профессионалы, в т.ч. работающие с подростками (психиатры, психологи, школьные работники), разделяют популярную мифологию о «группах смерти». Всего было получено 363 анкеты. 100% опрошенных слышали о группах смерти.
Интернет-группы (ИГ) в качестве одной из причин суицида чаще всего называют работники образовательных учреждений. В наименьшей степени уверены во влиянии интернета на суицидальное поведение клинические психологи. Наиболее часто ИГ включают в причины суицида работники со стажем более 15 лет.
Наибольшее доверие к идее «врагов», инициирующих суицидное поведение через интернет, демонстрируют лица в возрасте от 33 до 45 лет («средняя группа» пользователей интернета, осваивавших его в пост-подростковом возрасте), б) либо с наиболее высоким, либо с наиболее низким стажем, в) работники образовательных учреждений. Практикующие в мед. учреждениях (частных или государственных) реже поддерживают идею «врагов».
Из всех опрошенных, 11 человек утверждают, что в своей практике наблюдали связь между суицидом (завершенным или незавершенным) и участием в группах смерти, причем эта связь может быть направлена в обе стороны – чаще имеющиеся суицидальные намерения приводят к вступлению в группу, а не наоборот; еще 6 человек намекают на этот опыт, но не конкретизируют его. Итого с той или иной степенью достоверности о такой связи упоминает менее 5% опрошенных.
Заключение
Исследование влияния интернета и в частности, «групп смерти» с помощью методологии социологии культурной антропологии позволит пролить иной свет не только на природу и структуру суицидального поведения, но также и проанализировать рефлексию, возникающую в обществе, по поводу таких явлений.
Данные анкетирования позволяет с определенной уверенностью говорить о тех профессиональных и возрастных группах, которые наиболее подвержены такой моральной панике.
Именно антропологическая исследовательская оптика позволит, на наш взгляд, рассмотреть проблемы «интернет и подростковый суицид», «группы смерти и подростковый суицид» под новым углом зрения, используя те методики, которые являются непривычными для клинической психиатрии (как, например: включённое наблюдение, анализ фольклорных текстов, применение теории остенсии и т.д.) и лучше понять их природу.
Не учёт или исключение стороннего/антропологического взгляда приводит к тому, что профессиональное сообщество может утратить свои профессиональные навыки и начать действовать в логике моральной паники, а не в логике лечебного подхода.
Об авторах
- Зислин И. - ארץ ישראל ‚ירושלים , Израиль, г. Иерусалим.
- Архипова А.С., Радченко Д.А. - Институт общественных наук РАНХиГС, г. Москва.
Смотрите также:
- Айсина Р.М., Нестерова А.А. Киберсоциализация молодежи в информационно-коммуникационном пространстве современного мира: эффекты и риски
- Бурова В.А. Интернет-зависимость в медицинской парадигме
- Жихарева Л.В. Виртуальные группы смерти: методология исследования
- Шершнёва Т.В. Психологические особенности безопасного поведения при виртуальном общении