Сегодня компьютеризация и интернетизация затронула практически все слои жизнедеятельности. Патологическое использование интернета среди молодежи становится проблемой над решением которой работают психологи, социальные работники, врачи [1].
Впервые термин «интернет-зависимость» был введен в употребление нью-йоркским психиатром Айвеном Голдбергом для описания патологического и непреодолимого желания использовать интернет.
Под интернет-зависимостью он понимал расстройство поведения, возникающее в результате использования сети, которое оказывает пагубное влияние на домашнюю, образовательную, социальную, рабочую, семейную, финансовую или психологическую сферу человека.
Интернет дает возможность уйти от реальности и спрятаться от всех проблем [2]. Согласно наблюдению и беседе с подростками около 90% подростков общаются друг с другом в социальных сетях. По их словам они чувствуют дискомфорт в отсутствии телефона и особенно интернета [3].
Западные исследователи пришли к выводу, что самый опасный возраст с точки зрения введения в аддиктивное поведение - это возраст до 20 лет. В России в категорию молодежи входят люди от 14 до 30 лет.
Совет Федерации предложил увеличить этот возраст до 35 лет, учитывая, что идет процесс инфантилизации молодых людей, которые не спешат выходить из-под родительской опеки. Кроме того, депутаты, в частности, вице-спикер Госдумы Ольга Епифанова, считают, что интернет-зависимость приводит к снижению рождаемости, поскольку молодые люди практически «живут» в сети, что искажает ориентир на семейные ценности. Так, борьба с интернет-зависимостью. среди молодежи является государственно-важной проблемой.
Следует отметить, что до сих пор, нет общепринятого определения интернет-зависимости и единых критериев ее оценки. Считается, что на то, как молодые люди воспринимают и используют интернет, влияют социально-экономические и психофизиологические характеристики человека.
Работы западных ученых в основном посвящены операционализации понятия «интернет-зависимость» и выделению ее критериев. Так, К. Янг, одна из наиболее авторитетных специалистов в области изучения данного феномена в США, разработала типологию интернет-зависимых пользователей.
Позднее Д. Гринфилд и М. Гриффите сформулировали примерные критерии интернет-зависимости. В частности, Д. Гринфилд отмечает, что интернет-зависимость многомерна, включает проявления эскейпизма, поиска новизны, стремления к стимуляции чувств, эмоциональную привязанность к интернету, желание ощутить себя сетевым «гуру» [4].
Если интернет-зависимость многомерна, то ее основной критерий - чрезмерное времяпрепровождение в интернете - нуждается в дополнении, потому что невозможно считать количество сетевого времени единственным признаком. Необходимо учитывать социально-психологические факторы (реакция на временное отсутствие интернета, способность ладить с другими в реальной жизни и т. д.).
Как негативное социальное явление интернет-зависимость может характеризоваться чрезмерным временем молодых людей в интернете вне работы, либо обучения только в сочетании с эмоциональной зависимостью от использования интернета, что приводит к негативной трансформации социальных связей пользователя и значительному ухудшению имиджа и качества жизни.
Стоит отметить, что ученые, проводящие исследования в этой области, согласны с тем, что существует несколько промежуточных степеней интернет-зависимости: от легких стадий (сопровождающихся дискомфортом от невозможности доступа в интернет) до крайней степени (полная потеря контроля над действиями, проявление агрессии, аутоагрессия и склонность к насилию в реальной жизни).
В молодом возрасте особенно важным фактором риска развития интернет-зависимости можно считать расстройство эмоциональной и когнитивной сферы. Эти изменения искажают, деформируют социально-психологические установки индивида, его «я».
Психологи указывают на возможность гипертрофированного желания искать ощущения или потребность в новых, ранее не известных переживаниях, а самое главное -желание подвергаться социальному риску, чтобы найти эти ощущения.
Столь высокий интерес к интернету в данном возрасте обусловлен причинами, среди которых доминирует мотивация к познанию всего нового, а также использование технологий для общения и развлечений. Интернет дает безграничные возможности для самореализации, то есть это своего рода полная свобода действий и мысли [5].
Отдельно следует упомянуть компьютерные игры. ВОЗ включила зависимость от видеоигр в 11-е издание Международной классификации болезней, которое вступит в силу с января 2022 года.
Здесь нужно пояснить, что сколько бы человек ни играл в компьютерные игры по времени, само по себе это не может считаться критерием наличия или отсутствия зависимости.
Основной признак, признаваемый ВОЗ, - возникновение проблем с реализацией других видов деятельности в повседневной жизни. Такие люди не только перестают уделять должное внимание работе, учебе или семье, но и не могут спать, забывают поесть, пренебрегают гигиеной.
Также необходимо напомнить, что ВОЗ относит зависимость от компьютерных игр к группе поведенческих и нехимических. Тем не менее, мы знаем, что существуют поведенческие зависимости от самых разных видов деятельности - это, например, трудоголизм, шопоголизм, зависимость от спорта.
Считается, что риск возникновения подобных зависимостей имеет лишь небольшой процент людей. Это связано не с характером, в частности, игровой деятельности, а с психологическими особенностями конкретного человека - с одной стороны, и с окружающими факторами развития, проблемами в семье, проблемами с другими людьми и так далее - с другой.
Как утверждают социологи, поколение digital native, развивается совершенно иначе, нежели предыдущее. Те, кому 15-20 лет не знали мира без гаджетов и цифры. Таких людей легко узнать: веб-серфинг - бесцельные «прогулки» по сети, автоматическое пролистывание ленты, предпочтение общаться через социальные сети, киберсекс. Любая из этих зависимостей может стать болезненной, а может оставаться лишь развлечением.
Безусловно, интернет развил у молодых пользователей и определенные положительные коммуникативные навыки, характеристики личности. Прежде всего, это сильное желание ответной реакции.
Мессенджеры и социальные сети научили их тому, что нельзя оставаться безучастным, требуется реагировать на все: фотографии, посты, комментарии, позицию. Это может выражаться в лайках, смайликах или еще в чем-то - зависит от возраста. Но реакция необходима и этой же реакции они ждут офлайн - дома, на работе и учебе - на любые свои достижения.
В последнее время набирает обороты цифровой детокс - это временный отказ от интернета, гаджетов, а еще это глобальный тренд и бизнес.
С точки зрения нейрофизиологии гаджеты вызывают постоянный приток так называемого «быстрого» дофамина в нашем мозге. И в результате мы теряем радость жизни, становимся более тревожными и раздражительными, испытываем большие трудности с сосредоточением [6].
Получение удовольствия без каких-либо эмоциональных или физических затрат лишает нас мотивации прилагать усилия. Привыкший к большим дозам дофамина мозг хочет получить больше и прямо сейчас. «Слишком много» в данном случае понятие субъективное.
Определенную роль в привязке человека к виртуальному миру играет его возраст, молодые люди чаще воспринимают цифровую среду как естественное продолжение реальности и потому реже устают от онлайна.
Тем не менее, если вы привыкли заполнять любую паузу гаджетом, устаете от переизбытка информации, испытывает сложности с режимом дня, сном и долгосрочным планированием - цифровой детокс станет хорошим решением поставить информационный шум на паузу.
Перезагрузка необходима, если вы много пользуетесь интернетом по работе или учебе (студенты, журналисты, маркетологи, блогеры), а также, если занимаетесь онлайн-шопингом, подолгу общаетесь в мессенджерах.
Начать можно с самого простого: не пользоваться гаджетом во время еды, общения с семьей и за час до сна - выпадайте из цифровой жизни хотя бы на пару часов в день. Полезно будет завести оффлайн-хобби: ходите на лекции, запишитесь в тренажерный зал, ведите бумажный дневник.
Конечно, решить проблему информационной перезагрузки разовой «чисткой» невозможно, как нельзя навсегда избавиться от усталости, просто отправившись, к примеру, в отпуск. Такая перезагрузка поможет выявить наличие проблемы, но, чтобы справиться с ней, придется менять повседневные привычки.
Литература
- Каминская О.В. Результаты эмпирического исследования интернет-зависимости молодежи с помощью теста на интернет-аддикцию (Т.А. Никитина, А.Ю. Егоров) // Перспективы науки и образования. 2014. № 2 (8). С. 171-176.
- Садыхова А.Р. К проблеме исследования интернет-зависимости у подростков // В сборнике: Современные парадигмы образования: достижения, инновации, технический прогресс. Материалы XVII Всероссийской научно-практической конференции: в 3-х частях. 2019. С. 108-111.
- Кожогельдиева К.М., Иманалиева М.М. Интернет-зависимость у современных подростков как психолого-педагогическая проблема // Вестник Бишкекского гуманитарного университета. 2019. № 47. С. 79-81.
- Абдрахманова Э. В. Современные представления о факторах, способствующих формированию интернет-зависимости [Электрон, данные].
- Гуреева А. Ю., Сизов С. В. Интернет-зависимость: состояние проблемы [Электрон, данные].
- Цифровой детокс и кому он нужен [Электрон, данные].
Об авторе
Сергей Александрович Грязнов - декан факультета внебюджетной подготовки ФКОУ ВО «Самарский юридический институт ФСИН России», г. Самара.
Смотрите также:
- Емелин В.А., Тхостов А.Ш., Рассказова Е.И. Психологические факторы развития и хронификации технологических зависимостей
- Ефимова Г.З., Семенов М.Ю. Цифровой детокс молодежи (на примере использования социальных сетей)
- Махрина E.A., Тутова Ю.И. Диагностика и профилактика интернет-аддикции у подростков
- Цифровая диета. Как победить зависимость от гаджетов и технологий. Дэниел Сиберг