Гордеева А.В. Психологические особенности персонификации компьютера у различных категорий пользователей

Г

Пере­ход в инфор­ма­ци­он­ный век потре­бо­вал пси­хо­ло­ги­че­ско­го осмыс­ле­ния про­бле­мы «чело­век и ком­пью­тер», про­ве­де­ния широ­ко­го спек­тра иссле­до­ва­тель­ских работ в этой области.

Осо­бен­но­сти про­цес­сов обще­ния в усло­ви­ях исполь­зо­ва­ния инфор­ма­ци­он­ных тех­но­ло­гий, в том чис­ле и Интер­нет, с одной сто­ро­ны, рас­смат­ри­ва­ют­ся как обще­ние меж­ду людь­ми, опо­сред­ство­ван­ное ком­пью­те­ром, с дру­гой – как непо­сред­ствен­ный «диа­лог» с ком­пью­те­ром в роли парт­не­ра. При­чем послед­ний вид обще­ния ведет к извест­ным фено­ме­нам пер­со­ни­фи­ка­ции это­го слож­но­го тех­ни­че­ско­го средства.

Фено­мен пер­со­ни­фи­ка­ции, озна­ча­ю­щий наде­ле­ние нежи­вых пред­ме­тов чело­ве­че­ски­ми свой­ства­ми, име­ет глу­бо­кие кор­ни в чело­ве­че­ской пси­хи­ки. Воз­мож­ность вести с ком­пью­те­ром диа­лог, вос­при­я­тие маши­ны в роли парт­не­ра, спо­соб­но­го при­ни­мать реше­ния, пони­мать и реа­ги­ро­вать на дей­ствия чело­ве­ка, спо­соб­ству­ют про­яв­ле­нию пер­со­ни­фи­ка­ции. Пер­со­ни­фи­ка­ция не явля­ет­ся чем-то стран­ным и уни­каль­ным, а, напро­тив, экс­пли­ци­ру­ет одну из фун­да­мен­таль­ных осо­бен­но­стей мира.

Иссле­до­ва­ния осо­бен­но­стей пер­со­ни­фи­ка­ции ком­пью­те­ра про­во­ди­лись с помо­щью автор­ской ком­пью­тер­ной мето­ди­ки иссле­до­ва­ния обра­за ком­пью­те­ра (МИОК), про­шед­шей про­це­ду­ру стан­дар­ти­за­ции. Мето­ди­ка поз­во­ля­ет полу­чать дан­ные о струк­ту­ре обра­за ком­пью­те­ра, выра­жен­ной в кате­го­ри­ях: «субъ­ект­ность», «объ­ект­ность», «ком­му­ни­ка­тив­ность», «реци­пи­ент­ность», «лидер ком­пью­тер», «лидер чело­век», «актив­ность ком­пью­те­ра», «эмо­ции поло­жи­тель­ные», «эмо­ций отрицательные».

В каче­стве неза­ви­си­мых пере­мен­ных, по пред­по­ло­же­нию, вли­я­ю­щих на сте­пень пер­со­ни­фи­ка­ции ком­пью­те­ра, были рас­смот­ре­ны сле­ду­ю­щие: пол, про­фес­сия, обра­зо­ва­ние, воз­раст, опыт рабо­ты с ком­пью­те­ром, нали­чие ком­пью­те­ра дома. Все­го в тести­ро­ва­нии при­ня­ло уча­стие 569 человек.

По про­фес­си­о­наль­ной при­над­леж­но­сти выбор­ка раз­би­лась на сле­ду­ю­щие груп­пы: школь­ни­ки – 41 чел. (7,2%), сту­ден­ты пси­хо­ло­ги­че­ско­го факуль­те­та – 117 чел. (20,6%), руко­во­дя­щие работ­ни­ки народ­но­го обра­зо­ва­ния – 247 чел. (43,4%), слу­ша­те­ли факуль­те­та, полу­ча­ю­щие вто­рое выс­шее обра­зо­ва­ние пси­хо­ло­га, – 131(23%), инже­не­ры-про­грам­ми­сты – 33 чел. (5,8%).

Резуль­та­ты дис­пер­си­он­но­го ана­ли­за пока­за­ли, что про­фес­си­о­наль­ная при­над­леж­ность боль­ше все­го ока­зы­ва­ет вли­я­ние на вари­а­тив­ность оце­нок кате­го­рий обра­за, непо­сред­ствен­но свя­зан­ных с субъ­ект­ным вос­при­я­ти­ем ком­пью­те­ра. Это такие кате­го­рии, как «субъ­ект­ность», «ком­му­ни­ка­тив­ность», «лидер­ство» и «актив­ность ПК» (p=0,01). Раз­ли­чия сред­них по кате­го­ри­ям «объ­ект­ность» и «эмо­ции поло­жи­тель­ные» не дости­га­ют уров­ня зна­чи­мо­сти, раз­ли­чия кате­го­рии «эмо­ции отри­ца­тель­ные» зна­чи­мы (p=0,05).

Таким обра­зом, под­твер­ди­лась зна­чи­мость раз­ли­чий сред­них в про­фес­си­о­наль­ных груп­пах по всем кате­го­ри­ям струк­ту­ры обра­за ком­пью­те­ра, кро­ме кате­го­рий «объ­ект­ность» и «эмо­ции поло­жи­тель­ные». Сте­пень пер­со­ни­фи­ка­ции зави­сит от про­фес­си­о­наль­ной при­над­леж­но­сти поль­зо­ва­те­лей ПК. Поло­жи­тель­ные эмо­ции явля­ют­ся основ­ным и очень высо­ким фоном вос­при­я­тия для всех кате­го­рий испы­ту­е­мых, одна­ко у про­грам­ми­стов этот фон ниже (но не на ста­ти­сти­че­ски зна­чи­мом уровне).

Для срав­не­ние кате­го­рий обра­за ком­пью­те­ра в выбор­ках, сгруп­пи­ро­ван­ных по воз­рас­ту, были выде­ле­ны пять воз­раст­ных групп: 1-я груп­па – 14-17 лет (64 чело­ве­ка), 2-я – 18-25 лет (108 чело­век), 3-я – 26-40 лет (222 чело­ве­ка), 4-я – 41-60 лет (164 чело­ве­ка), 5-я груп­па – боль­ше 60 лет (11 человек).

Иссле­до­ва­ния осо­бен­но­стей пер­со­ни­фи­ка­ции в воз­раст­ных груп­пах и про­ве­ден­ный дис­пер­си­он­ный ана­лиз поз­во­ли­ли сде­лать сле­ду­ю­щие выво­ды. Для всех воз­раст­ных групп в той или иной сте­пе­ни харак­тер­на пер­со­ни­фи­ка­ция ком­пью­те­ра. Полу­че­ны зна­чи­мые раз­ли­чия в вос­при­я­тии ком­пью­те­ра в воз­раст­ных груп­пах для всех кате­го­рий обра­за ком­пью­те­ра, кро­ме кате­го­рии «поло­жи­тель­ные эмоции.

Испы­ту­е­мым моло­до­го и пен­си­он­но­го воз­рас­та менее свой­ствен­на пер­со­ни­фи­ка­ция ПК, чем людям основ­но­го тру­до­спо­соб­но­го воз­рас­та. Выше уро­вень отри­ца­тель­ных эмо­ций в диа­ло­ге с ком­пью­те­ром у людей 26-40-лет­не­го воз­рас­та. 14-17-лет­ние мень­ше всех вос­при­ни­ма­ют ком­пью­тер как ком­му­ни­ка­тор, они же боль­ше вос­при­ни­ма­ют его как реци­пи­ен­та, что может быть обу­слов­ле­но их воз­раст­ны­ми осо­бен­но­стя­ми, реа­ли­за­ци­ей потреб­но­сти в общении.

Про­сле­жи­ва­ет­ся воз­раст­ная тен­ден­ция сни­же­ния реци­пи­ент­ных качеств ком­пью­те­ра и уси­ле­ние лидер­ства ПК. Это мож­но объ­яс­нить неудо­вле­тво­ри­тель­ным зна­ни­ем ком­пью­тер­ных инфор­ма­ци­он­ных тех­но­ло­гий людь­ми стар­ше­го воз­рас­та. В буду­щем, когда зна­ния и уме­ния рабо­тать на ком­пью­те­ре ста­нут при­выч­ны­ми и необ­хо­ди­мы­ми для людей любо­го поко­ле­ния, эта тен­ден­ция может измениться.

Пред­по­ла­гая, что обра­зо­ва­ние ока­зы­ва­ет вли­я­ние на сте­пень пер­со­ни­фи­ка­ции ком­пью­те­ра, мы иссле­до­ва­ли оцен­ки кате­го­рий обра­за ПК в груп­пах, сфор­ми­ро­ван­ных по обра­зо­ва­тель­но­му при­зна­ку. Самая зна­чи­тель­ная часть выбор­ки – это спе­ци­а­ли­сты с выс­шим обра­зо­ва­ни­ем – 384 чел. (67%), 89 чел. (16%) с непол­ным выс­шим обра­зо­ва­ни­ем, 43 чел. (8%) – со сред­нем спе­ци­аль­ным, 12 чел. (2%) – со сред­нем и 41 чел. (7%) – с непол­ным сред­нем (это уче­ни­ки 8-х классов).

Ана­лиз резуль­та­тов иссле­до­ва­ния пока­зал, что суще­ству­ют раз­ли­чия в вос­при­я­тии ком­пью­те­ра в каче­стве субъ­ек­та обще­ния в груп­пах испы­ту­е­мых с раз­лич­ным обра­зо­ва­ни­ем. Одна­ко эти раз­ли­чия не так силь­но выра­же­ны и зна­чи­мы, как в слу­ча­ях, где в каче­стве неза­ви­си­мых пере­мен­ных высту­па­ли про­фес­сия и возраст.

Есть зна­чи­мые раз­ли­чия в кате­го­ри­ях «субъ­ект­ность», «объ­ект­ность», «ком­му­ни­ка­тив­ность» и «лидер-ПК». Мож­но пред­по­ло­жить, что доста­точ­но боль­шая груп­па испы­ту­е­мых с выс­шим обра­зо­ва­ни­ем, состав­ля­ю­щая 67% всей выбор­ки, доста­точ­но неод­но­род­на по сво­е­му соста­ву. Здесь есть спе­ци­а­ли­сты с гума­ни­тар­ным обра­зо­ва­ни­ем, тех­ни­че­ским, есть про­грам­ми­сты и пр. Раз­ли­чия в сте­пе­ни пер­со­ни­фи­ка­ции внут­ри груп­пы ока­за­лись более силь­ны­ми, чем меж­ду груп­па­ми, что пока­зал дис­пер­си­он­ный ана­лиз. Одна­ко, общая тен­ден­ция высо­кой сте­пе­ни пер­со­ни­фи­ка­ции для этих испы­ту­е­мых не вызы­ва­ет сомнения.

Мож­но пред­по­ло­жить, что сте­пень пер­со­ни­фи­ка­ции обу­слов­ле­на еще и тем, что в соста­ве испы­ту­е­мых с выс­шим обра­зо­ва­ни­ем боль­шая часть име­ет очень незна­чи­тель­ный опыт рабо­ты с компьютером.

По ста­ту­су обще­ния с ПК выбор­ка была раз­би­та на четы­ре груп­пы: «нови­чок», «люби­тель», «поль­зо­ва­тель», «про­фес­си­о­нал». Боль­шин­ство испы­ту­е­мых вошли в груп­пу нович­ков, это 358 чело­век (63%), менее мно­го­чис­лен­ны три дру­гие груп­пы: «люби­тель» - 97 чело­век (17%), «поль­зо­ва­тель» - 87 чело­век (15%), «про­фес­си­о­нал» - 27 чело­век (5%). Ана­лиз пока­зал, что ста­тус рабо­ты с ком­пью­те­ром ока­зы­ва­ет вли­я­ние на сте­пень пер­со­ни­фи­ка­ции компьютера.

В груп­пе «про­фес­си­о­на­лов» пер­со­ни­фи­ка­ция ком­пью­те­ра выра­же­на сла­бее, чем у дру­гих кате­го­рий поль­зо­ва­те­лей. Доста­точ­но высо­ка сте­пень пер­со­ни­фи­ка­ции у груп­пы «поль­зо­ва­те­лей» ком­пью­те­ра, то есть той кате­го­рии, кото­рая актив­но исполь­зу­ет ком­пью­тер в сво­ей рабо­те, не свя­зан­ной с про­грам­ми­ро­ва­ни­ем и адми­ни­стри­ро­ва­ни­ем систе­мы. Для боль­шин­ства из них лиде­ром в диа­ло­ге явля­ет­ся ком­пью­тер, но это пре­иму­ще­ство выра­же­но не так силь­но, как у нович­ков и люби­те­лей. Диа­лог с ком­пью­те­ром для поль­зо­ва­те­лей сопро­вож­да­ет­ся боль­ши­ми поло­жи­тель­ны­ми эмо­ци­я­ми, чем для всех дру­гих групп.

Пред­по­ло­же­ния о том, что сте­пень пер­со­ни­фи­ка­ции нович­ков будет выше, чем у более опыт­ных поль­зо­ва­те­лей, не под­твер­ди­лось. Субъ­ект­ность в вос­при­я­тии ПК есть, но уро­вень объ­ект­но­го вос­при­я­тия выше. В диа­ло­ге нович­ки отда­ют лидер­ство ком­пью­те­ру, этот пока­за­тель у них самый высо­кий, как и сте­пень актив­но­сти ПК.

Срав­ни­тель­ный ана­лиз осо­бен­но­стей пер­со­ни­фи­ка­ции ПК у муж­чин (24% выбор­ки) и жен­щин (76%) пока­зал, что суще­ству­ют зна­чи­мые раз­ли­чия вос­при­я­тия ком­пью­те­ра. И тем, и дру­гим при­су­ща пер­со­ни­фи­ка­ция ПК, но у жен­щин она выра­же­на ярче, они наде­ля­ют ком­пью­тер ком­му­ни­ка­тив­но­стью, лидер­ством, актив­но­стью, боль­ше полу­ча­ют поло­жи­тель­ных и мень­ше отри­ца­тель­ных эмо­ций при обще­нии с ним.

В выбор­ке доля людей, име­ю­щих ком­пью­тер дома, соста­ви­ла 17%. Ана­лиз пока­зал, что нет зна­чи­мых раз­ли­чий в сте­пе­ни пер­со­ни­фи­ка­ции ком­пью­те­ра меж­ду теми, кто име­ет его дома, и теми, кто не име­ет. Мы не можем гово­рить, что нали­чие ком­пью­те­ра дома уси­ли­ва­ет или, наобо­рот, умень­ша­ет пер­со­ни­фи­ка­цию маши­ны. Одна­ко, про­сле­жи­ва­ет­ся тен­ден­ция, что люди, име­ю­щие ком­пью­тер дома, мень­ше видят в нем ком­му­ни­ка­то­ра, боль­ше отме­ча­ют реци­пи­ент­ные каче­ства, и сте­пень лидер­ства чело­ве­ка в диа­ло­ге с ком­пью­те­ром у них выше. Что каса­ет­ся эмо­ци­о­наль­но­го вос­при­я­тия ком­пью­те­ра, то здесь зна­чи­мых раз­ли­чий не наблюдается.

Таким обра­зом, про­ве­ден­ное иссле­до­ва­ние поз­во­ли­ло выде­лить основ­ные пси­хо­ло­ги­че­ские осо­бен­но­сти пер­со­ни­фи­ка­ции ком­пью­те­ра у раз­лич­ных кате­го­рий пользователей.

Сте­пень пер­со­ни­фи­ка­ции зави­сит от пола, воз­рас­та, обра­зо­ва­ния, про­фес­сии и ста­ту­са обще­ния с ком­пью­те­ром. Не под­твер­ди­лось пред­по­ло­же­ние о том, что нали­чие ком­пью­те­ра дома будет спо­соб­ство­вать уси­ле­нию пер­со­ни­фи­ка­ции ПК. Оче­вид­но, что про­яв­ле­ние это­го фено­ме­на будет зави­сеть от лич­ност­ных осо­бен­но­стей поль­зо­ва­те­ля ком­пью­те­ра. Такие иссле­до­ва­ния нами про­ве­де­ны и полу­чен­ные резуль­та­ты будут пред­став­ле­ны в дру­гой статье.

Источ­ник: Пси­хо­ло­ги­че­ские осо­бен­но­сти пер­со­ни­фи­ка­ции ком­пью­те­ра у раз­лич­ных кате­го­рий поль­зо­ва­те­лей // Віс­ник Хар­ківсь­ко­го універ­си­те­ту. Сер. пси­хо­ло­гія. – Хар­ків, 2002. – №550. – Ч.1. – С.58-60.

Об авторе

Алла Вале­ри­а­нов­на Гор­де­е­ва — кан­ди­дат пси­хо­ло­ги­че­ских наук, стар­ший пре­по­да­ва­тель кафед­ры пси­хо­ло­гии и соци­аль­ной рабо­ты Донец­ко­го инсти­ту­та после­ди­плом­но­го обра­зо­ва­ния инже­нер­но-педа­го­ги­че­ских работ­ни­ков АПН Укра­и­ны. Член прав­ле­ния РАПД.

Сфе­ра науч­ных инте­ре­сов: пси­хо­ло­гия ком­пью­те­ри­за­ции (пси­хо­ло­гия Интер­не­та, пси­хо­ло­гия ком­пью­тер­ных игр, вза­и­мо­дей­ствие чело­ве­ка с ПК, ком­пью­тер­ная пси­хо­ди­а­гно­сти­ка), пси­хо­ло­гия управ­ле­ния, орга­ни­за­ци­он­ная пси­хо­ло­гия.
Прак­ти­че­ская рабо­та: раз­ра­бот­ка ком­пью­тер­ных пси­хо­ди­а­гно­сти­че­ских методик.

Смот­ри­те также:

Категории

Метки

Публикации

ОБЩЕНИЕ

CYBERPSY — первое место, куда вы отправляетесь за информацией о киберпсихологии. Подписывайтесь и читайте нас в социальных сетях.

vkpinterest