Переход в информационный век потребовал психологического осмысления проблемы «человек и компьютер», проведения широкого спектра исследовательских работ в этой области.
Особенности процессов общения в условиях использования информационных технологий, в том числе и Интернет, с одной стороны, рассматриваются как общение между людьми, опосредствованное компьютером, с другой – как непосредственный «диалог» с компьютером в роли партнера. Причем последний вид общения ведет к известным феноменам персонификации этого сложного технического средства.
Феномен персонификации, означающий наделение неживых предметов человеческими свойствами, имеет глубокие корни в человеческой психики. Возможность вести с компьютером диалог, восприятие машины в роли партнера, способного принимать решения, понимать и реагировать на действия человека, способствуют проявлению персонификации. Персонификация не является чем-то странным и уникальным, а, напротив, эксплицирует одну из фундаментальных особенностей мира.
Исследования особенностей персонификации компьютера проводились с помощью авторской компьютерной методики исследования образа компьютера (МИОК), прошедшей процедуру стандартизации. Методика позволяет получать данные о структуре образа компьютера, выраженной в категориях: «субъектность», «объектность», «коммуникативность», «реципиентность», «лидер компьютер», «лидер человек», «активность компьютера», «эмоции положительные», «эмоций отрицательные».
В качестве независимых переменных, по предположению, влияющих на степень персонификации компьютера, были рассмотрены следующие: пол, профессия, образование, возраст, опыт работы с компьютером, наличие компьютера дома. Всего в тестировании приняло участие 569 человек.
По профессиональной принадлежности выборка разбилась на следующие группы: школьники – 41 чел. (7,2%), студенты психологического факультета – 117 чел. (20,6%), руководящие работники народного образования – 247 чел. (43,4%), слушатели факультета, получающие второе высшее образование психолога, – 131(23%), инженеры-программисты – 33 чел. (5,8%).
Результаты дисперсионного анализа показали, что профессиональная принадлежность больше всего оказывает влияние на вариативность оценок категорий образа, непосредственно связанных с субъектным восприятием компьютера. Это такие категории, как «субъектность», «коммуникативность», «лидерство» и «активность ПК» (p=0,01). Различия средних по категориям «объектность» и «эмоции положительные» не достигают уровня значимости, различия категории «эмоции отрицательные» значимы (p=0,05).
Таким образом, подтвердилась значимость различий средних в профессиональных группах по всем категориям структуры образа компьютера, кроме категорий «объектность» и «эмоции положительные». Степень персонификации зависит от профессиональной принадлежности пользователей ПК. Положительные эмоции являются основным и очень высоким фоном восприятия для всех категорий испытуемых, однако у программистов этот фон ниже (но не на статистически значимом уровне).
Для сравнение категорий образа компьютера в выборках, сгруппированных по возрасту, были выделены пять возрастных групп: 1-я группа – 14-17 лет (64 человека), 2-я – 18-25 лет (108 человек), 3-я – 26-40 лет (222 человека), 4-я – 41-60 лет (164 человека), 5-я группа – больше 60 лет (11 человек).
Исследования особенностей персонификации в возрастных группах и проведенный дисперсионный анализ позволили сделать следующие выводы. Для всех возрастных групп в той или иной степени характерна персонификация компьютера. Получены значимые различия в восприятии компьютера в возрастных группах для всех категорий образа компьютера, кроме категории «положительные эмоции.
Испытуемым молодого и пенсионного возраста менее свойственна персонификация ПК, чем людям основного трудоспособного возраста. Выше уровень отрицательных эмоций в диалоге с компьютером у людей 26-40-летнего возраста. 14-17-летние меньше всех воспринимают компьютер как коммуникатор, они же больше воспринимают его как реципиента, что может быть обусловлено их возрастными особенностями, реализацией потребности в общении.
Прослеживается возрастная тенденция снижения реципиентных качеств компьютера и усиление лидерства ПК. Это можно объяснить неудовлетворительным знанием компьютерных информационных технологий людьми старшего возраста. В будущем, когда знания и умения работать на компьютере станут привычными и необходимыми для людей любого поколения, эта тенденция может измениться.
Предполагая, что образование оказывает влияние на степень персонификации компьютера, мы исследовали оценки категорий образа ПК в группах, сформированных по образовательному признаку. Самая значительная часть выборки – это специалисты с высшим образованием – 384 чел. (67%), 89 чел. (16%) с неполным высшим образованием, 43 чел. (8%) – со среднем специальным, 12 чел. (2%) – со среднем и 41 чел. (7%) – с неполным среднем (это ученики 8-х классов).
Анализ результатов исследования показал, что существуют различия в восприятии компьютера в качестве субъекта общения в группах испытуемых с различным образованием. Однако эти различия не так сильно выражены и значимы, как в случаях, где в качестве независимых переменных выступали профессия и возраст.
Есть значимые различия в категориях «субъектность», «объектность», «коммуникативность» и «лидер-ПК». Можно предположить, что достаточно большая группа испытуемых с высшим образованием, составляющая 67% всей выборки, достаточно неоднородна по своему составу. Здесь есть специалисты с гуманитарным образованием, техническим, есть программисты и пр. Различия в степени персонификации внутри группы оказались более сильными, чем между группами, что показал дисперсионный анализ. Однако, общая тенденция высокой степени персонификации для этих испытуемых не вызывает сомнения.
Можно предположить, что степень персонификации обусловлена еще и тем, что в составе испытуемых с высшим образованием большая часть имеет очень незначительный опыт работы с компьютером.
По статусу общения с ПК выборка была разбита на четыре группы: «новичок», «любитель», «пользователь», «профессионал». Большинство испытуемых вошли в группу новичков, это 358 человек (63%), менее многочисленны три другие группы: «любитель» - 97 человек (17%), «пользователь» - 87 человек (15%), «профессионал» - 27 человек (5%). Анализ показал, что статус работы с компьютером оказывает влияние на степень персонификации компьютера.
В группе «профессионалов» персонификация компьютера выражена слабее, чем у других категорий пользователей. Достаточно высока степень персонификации у группы «пользователей» компьютера, то есть той категории, которая активно использует компьютер в своей работе, не связанной с программированием и администрированием системы. Для большинства из них лидером в диалоге является компьютер, но это преимущество выражено не так сильно, как у новичков и любителей. Диалог с компьютером для пользователей сопровождается большими положительными эмоциями, чем для всех других групп.
Предположения о том, что степень персонификации новичков будет выше, чем у более опытных пользователей, не подтвердилось. Субъектность в восприятии ПК есть, но уровень объектного восприятия выше. В диалоге новички отдают лидерство компьютеру, этот показатель у них самый высокий, как и степень активности ПК.
Сравнительный анализ особенностей персонификации ПК у мужчин (24% выборки) и женщин (76%) показал, что существуют значимые различия восприятия компьютера. И тем, и другим присуща персонификация ПК, но у женщин она выражена ярче, они наделяют компьютер коммуникативностью, лидерством, активностью, больше получают положительных и меньше отрицательных эмоций при общении с ним.
В выборке доля людей, имеющих компьютер дома, составила 17%. Анализ показал, что нет значимых различий в степени персонификации компьютера между теми, кто имеет его дома, и теми, кто не имеет. Мы не можем говорить, что наличие компьютера дома усиливает или, наоборот, уменьшает персонификацию машины. Однако, прослеживается тенденция, что люди, имеющие компьютер дома, меньше видят в нем коммуникатора, больше отмечают реципиентные качества, и степень лидерства человека в диалоге с компьютером у них выше. Что касается эмоционального восприятия компьютера, то здесь значимых различий не наблюдается.
Таким образом, проведенное исследование позволило выделить основные психологические особенности персонификации компьютера у различных категорий пользователей.
Степень персонификации зависит от пола, возраста, образования, профессии и статуса общения с компьютером. Не подтвердилось предположение о том, что наличие компьютера дома будет способствовать усилению персонификации ПК. Очевидно, что проявление этого феномена будет зависеть от личностных особенностей пользователя компьютера. Такие исследования нами проведены и полученные результаты будут представлены в другой статье.
Источник: Психологические особенности персонификации компьютера у различных категорий пользователей // Вісник Харківського університету. Сер. психологія. – Харків, 2002. – №550. – Ч.1. – С.58-60.
Об авторе
Алла Валериановна Гордеева — кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры психологии и социальной работы Донецкого института последипломного образования инженерно-педагогических работников АПН Украины. Член правления РАПД.
Сфера научных интересов: психология компьютеризации (психология Интернета, психология компьютерных игр, взаимодействие человека с ПК, компьютерная психодиагностика), психология управления, организационная психология.
Практическая работа: разработка компьютерных психодиагностических методик.
Смотрите также:
- Веракса А.Н., Бухаленкова Д.А., Чичинина Е.А., Алмазова О.В. Особенности использования цифровых устройств современными дошкольниками
- Гордеева А. В. Влияние уровня владения информационными технологиями на восприятие компьютера пользователями
- Гордеева А. В. Персонификация компьютера у детей старшего дошкольного возраста
- Красило Т.А. Взаимосвязь между частотой использования электронных гаджетов, включенностью в игровое взаимодействие и креативностью у дошкольников