Опросник поведения в Интернете был проверен на надежность по ряду критериев на группе испытуемых. Подробные результаты его психометрической проверки приводятся в Приложении.
Гомогенность шкал подсчитывалась по формуле Кьюдера-Ричардсона (Общая психодиагностика, 1987, с.70). Показатели гомогенности всех использованных шкал имеют значение более 0,4, то есть, являются удовлетворительными.
Также была подсчитана надежность отдельных пунктов с помощью бисериального коэффициента корреляции балла по каждому пункту с суммарным баллом по шкале. Обнаружено, что все пункты, входящие в каждую из шкал опросника, значимо коррелируют с суммарным баллом по шкале. Значения коэффициентов корреляции и показатели уровня значимости для каждого пункта приведены в Приложении.
Устойчивость теста проверялась методом случайного расщепления выборки с последующим сравнением двух полученных распределений суммарных баллов с помощью критерия Колмогорова-Смирнова. Для всех шкал было установлено, что полученные распределения значимо не различаются; таким образом, опросник обладает высокой устойчивостью.
Инструкция:
Выберите, пожалуйста, один из двух вариантов ответов (А или Б) тот, который лучше всего подходит для описания вашего поведения в Интернете и отметьте его галочкой. В этой анкете нет правильных или неправильных ответов, нам важно знать именно Ваше мнение.
1. A. Я часто ищу новые сайты, на которых я ни разу не был (а).
1. Б. Я предпочитаю ходить на те сайты, которые давно мне известны.
2. А. Мне нравится, что в Интернете каждый может вести себя так, как считает нужным.
2. Б. Мне не нравится, что в Интернете многие люди ведут себя как хотят.
3. A. В Интернете я часто знакомлюсь первым.
3. Б. Инициатива знакомства в Интернете, как правило, принадлежит не мне.
4. A. Мне интересно читать чужие сообщения там, где я обычно общаюсь.
4. Б. Чужие сообщения в Интернете не вызывают у меня интереса.
5. А. Когда мне грустно или одиноко, я обычно выхожу в Интернет.
5. Б. Я не чувствую необходимости выйти в Интернет тогда, когда у меня плохое настроение.
6. A. Когда я провожу в Интернете меньше времени, чем обычно, я чувствую себя подавленно.
6. Б. Мое эмоциональное состояние не зависит от того, сколько времени я провожу в Интернете.
7. A. Общаясь в Интернете, я часто предлагаю свою тему для обсуждения.
7. Б. Обычно, общаясь в Интернете, я не предлагаю своей темы для обсуждения.
8. A. Мне часто бывают интересны темы, которые обсуждают в Интернете другие люди.
8. Б. Я не особенно интересуюсь темами, которые в Интернете обсуждают другие люди.
9. А. Мне нравится, что Интернет дает возможность познакомиться с самыми разными людьми.
9. Б. Возможность знакомиться через Интернет с разными людьми мало меня интересует.
10. A. Я чувствую, что мое увлечение Интернетом мешает моей учебе, работе или отношениям с людьми вне Интернета.
10. Б. Использование Интернета не мешает моим отношениям с людьми, учебе или работе.
11. A. В большинстве случаев я принимаю участие в обсуждении какого-либо вопроса в Интернете.
11. Б. Обычно в Интернете я сохраняю молчаливую позицию.
12. A. На мой взгляд, все способы общения в Интернете (чаты, ICQ, конференции, почта) по-своему хороши.
12. Б. По-моему, среди способов общения в Интернете много ненужных.
13. А. Многие мои знакомые не знают, сколько времени я на самом деле провожу в Интернете.
13. Б. Большинство моих знакомых знает, сколько времени я провожу в Интернете.
14. A. Мне нравится, что в Интернете все время что-то изменяется.
14. Б. Мне скорее безразлично то, что Интернет все время меняется.
15. A. Общаясь в Интернете, я обычно стремлюсь произвести определенное впечатление на окружающих.
15. Б. Общаясь в Интернете, я обычно не задумываюсь о том, какое впечатление я произвожу на окружающих.
16. A. Я часто пытаюсь уменьшить количество времени, которое я провожу в Интернете.
16. Б. Я не пытаюсь уменьшить количество времени, которое я провожу в Интернете.
17. A. Обычно я выхожу в Интернет, заранее зная, зачем, и что я там буду делать.
17. Б. Я часто выхожу в Интернет без какой-либо определенной цели.
18. A. По-моему, в Интернете каждый может найти место, где ему было бы интересно общаться.
18. Б. На мой взгляд, в Интернете далеко не каждый может найти место, где ему было бы интересно общаться.
19. A. Когда я не в Интернете, я часто думаю о том, что там происходит.
19. Б. Когда я не в Интернете, я редко думаю о нем.
20. A. Мне нравится, что в Интернете можно создать персонаж, который отличается от меня в реальной жизни.
20. Б. Меня мало интересует возможность создания виртуальных личностей.
21. A. Я предпочитаю общаться с людьми или искать информацию через Интернет, а не в реальной жизни.
21. Б. Я далеко не всегда прибегаю к помощи Интернета, когда мне нужно найти информацию или пообщаться.
Ключи к опроснику
Активность в действии – 1, 3, 7, 11, 15, 17. Активность в действии - собственно осуществление действия, которое может следовать за поиском альтернатив, а может и не следовать. Нормы (на выборке в 175 человек в возрасте от 15 до 21 года): активные в действии - респонденты с баллом по этой шкале 5 и выше, неактивные в действии – с баллом 2 и ниже.
Активность в восприятии альтернатив – 2, 4, 8, 9, 12, 14, 18, 20. Активность в восприятии – это интерес к разнообразию людей, мнений, сред и способов общения и сайтов; ориентировка в чистом виде, восприятие альтернатив без выбора между ними и без реализации того или иного варианта действий. Активные в действии - респонденты с баллом по этой шкале 5 и выше, неактивные в действии – с баллом 2 и ниже. Нормы (на выборке в 175 человек в возрасте от 15 до 21 года): активные в восприятии альтернатив - респонденты с баллом 8 по этой шкале, неактивные в восприятии альтернатив - с баллом 4 и ниже.
Интернет-зависимость – пункты 5, 6, 10, 13, 16, 19, 21. Интернет-зависимость - один из видов поведенческих зависимостей, который проявляется в навязчивом постоянном стремлении войти в Интернет и потере субъективного контроля за его использованием. Нормы (на выборке в 175 человек в возрасте от 15 до 21 года): склонными к Интернет-зависимости считаются испытуемые с баллами по шкале Интернет-зависимости 3 и выше, не склонными к Интернет-зависимости – с баллом 0 по этой шкале. Интернет-зависимыми в строгом смысле слова считаются те, кто набирает 6-7 баллов по этой шкале.
Приложение. Результаты психометрической проверки опросника поведения в Интернете
Таблица 1. Шкала активности в восприятии альтернатив
Номер вопроса | 2 | 4 | 8 | 9 | 12 | 14 | 18 | 20 |
коэфф. корр. пункта с суммарным баллом по шкале | 0,397 | 0,533 | 0,514 | 0,474 | 0,289 | 0,351 | 0,319 | 0,413 |
Таблица 2. Шкала активности в действии
Номер вопроса | 1 | 3 | 7 | 11 | 15 | 17 |
коэфф. корр. пункта с суммарным баллом по шкале | 0,448 | 0,568 | 0,636 | 0,703 | 0,508 | 0,387 |
Таблица 3. Шкала Интернет-зависимости
Номер вопроса | 5 | 6 | 10 | 13 | 16 | 19 | 21 |
коэфф. корр. пункта с суммарным баллом по шкале | 0,564 | 0,465 | 0,578 | 0,455 | 0,420 | 0,553 | 0,612 |
Таблица 4. Данные о гомогенности шкал и о распределении суммарного балла
Гомогенность шкалы | Нормальность распределения суммарного балла (по критерию Колмогорова-Смирнова) | Среднее (M) | стандартное отклонение (s) | |
Активность в восприятии альтернатив | 0,411 | Распределение нормально (z = 2,239; p=0) | 6,09 | 1,40 |
Активность в действии | 0,409 | Распределение нормально (z = 1,951; p< 0,01) | 3,64 | 1,47 |
Интернет-зависимость | 0,511 | Распределение нормально (z = 3,011; p=0) | 1,56 | 1,43 |
Стимульный материал и ключи в PDF
Смотрите также:
- Жичкина А.Е. Социально-психологические аспекты общения в Интернете
- Жичкина А.Е. О возможностях психологических исследований в сети Интернет
- Янг К. Тест интернет-зависимости
- Войскунский А.Е. с соавт. Диагностика зависимости от интернета: сравнение методических средств