Опросник поведения в Интернете Жичкиной А.Е.

О

Опрос­ник пове­де­ния в Интер­не­те был про­ве­рен на надеж­ность по ряду кри­те­ри­ев на груп­пе испы­ту­е­мых. Подроб­ные резуль­та­ты его пси­хо­мет­ри­че­ской про­вер­ки при­во­дят­ся в Приложении.

Гомо­ген­ность шкал под­счи­ты­ва­лась по фор­му­ле Кью­де­ра-Ричард­со­на (Общая пси­хо­ди­а­гно­сти­ка, 1987, с.70). Пока­за­те­ли гомо­ген­но­сти всех исполь­зо­ван­ных шкал име­ют зна­че­ние более 0,4, то есть, явля­ют­ся удовлетворительными.

Так­же была под­счи­та­на надеж­ность отдель­ных пунк­тов с помо­щью бисе­ри­аль­но­го коэф­фи­ци­ен­та кор­ре­ля­ции бал­ла по каж­до­му пунк­ту с сум­мар­ным бал­лом по шка­ле. Обна­ру­же­но, что все пунк­ты, вхо­дя­щие в каж­дую из шкал опрос­ни­ка, зна­чи­мо кор­ре­ли­ру­ют с сум­мар­ным бал­лом по шка­ле. Зна­че­ния коэф­фи­ци­ен­тов кор­ре­ля­ции и пока­за­те­ли уров­ня зна­чи­мо­сти для каж­до­го пунк­та при­ве­де­ны в Приложении.

Устой­чи­вость теста про­ве­ря­лась мето­дом слу­чай­но­го рас­щеп­ле­ния выбор­ки с после­ду­ю­щим срав­не­ни­ем двух полу­чен­ных рас­пре­де­ле­ний сум­мар­ных бал­лов с помо­щью кри­те­рия Кол­мо­го­ро­ва-Смир­но­ва. Для всех шкал было уста­нов­ле­но, что полу­чен­ные рас­пре­де­ле­ния зна­чи­мо не раз­ли­ча­ют­ся; таким обра­зом, опрос­ник обла­да­ет высо­кой устойчивостью.

Инструкция:

Выбе­ри­те, пожа­луй­ста, один из двух вари­ан­тов отве­тов (А или Б) тот, кото­рый луч­ше все­го под­хо­дит для опи­са­ния ваше­го пове­де­ния в Интер­не­те и отметь­те его галоч­кой. В этой анке­те нет пра­виль­ных или непра­виль­ных отве­тов, нам важ­но знать имен­но Ваше мнение.

1. A. Я часто ищу новые сай­ты, на кото­рых я ни разу не был (а).

1. Б. Я пред­по­чи­таю ходить на те сай­ты, кото­рые дав­но мне известны.

2. А. Мне нра­вит­ся, что в Интер­не­те каж­дый может вести себя так, как счи­та­ет нужным.

2. Б. Мне не нра­вит­ся, что в Интер­не­те мно­гие люди ведут себя как хотят.

3. A. В Интер­не­те я часто зна­ком­люсь первым.

3. Б. Ини­ци­а­ти­ва зна­ком­ства в Интер­не­те, как пра­ви­ло, при­над­ле­жит не мне.

4. A. Мне инте­рес­но читать чужие сооб­ще­ния там, где я обыч­но общаюсь.

4. Б. Чужие сооб­ще­ния в Интер­не­те не вызы­ва­ют у меня интереса.

5. А. Когда мне груст­но или оди­но­ко, я обыч­но выхо­жу в Интернет.

5. Б. Я не чув­ствую необ­хо­ди­мо­сти вый­ти в Интер­нет тогда, когда у меня пло­хое настроение.

6. A. Когда я про­во­жу в Интер­не­те мень­ше вре­ме­ни, чем обыч­но, я чув­ствую себя подавленно.

6. Б. Мое эмо­ци­о­наль­ное состо­я­ние не зави­сит от того, сколь­ко вре­ме­ни я про­во­жу в Интернете.

7. A. Обща­ясь в Интер­не­те, я часто пред­ла­гаю свою тему для обсуждения.

7. Б. Обыч­но, обща­ясь в Интер­не­те, я не пред­ла­гаю сво­ей темы для обсуждения.

8. A. Мне часто быва­ют инте­рес­ны темы, кото­рые обсуж­да­ют в Интер­не­те дру­гие люди.

8. Б. Я не осо­бен­но инте­ре­су­юсь тема­ми, кото­рые в Интер­не­те обсуж­да­ют дру­гие люди.

9. А. Мне нра­вит­ся, что Интер­нет дает воз­мож­ность позна­ко­мить­ся с самы­ми раз­ны­ми людьми.

9. Б. Воз­мож­ность зна­ко­мить­ся через Интер­нет с раз­ны­ми людь­ми мало меня интересует.

10. A. Я чув­ствую, что мое увле­че­ние Интер­не­том меша­ет моей уче­бе, рабо­те или отно­ше­ни­ям с людь­ми вне Интернета.

10. Б. Исполь­зо­ва­ние Интер­не­та не меша­ет моим отно­ше­ни­ям с людь­ми, уче­бе или работе.

11. A. В боль­шин­стве слу­ча­ев я при­ни­маю уча­стие в обсуж­де­нии како­го-либо вопро­са в Интернете.

11. Б. Обыч­но в Интер­не­те я сохра­няю мол­ча­ли­вую позицию.

12. A. На мой взгляд, все спо­со­бы обще­ния в Интер­не­те (чаты, ICQ, кон­фе­рен­ции, поч­та) по-сво­е­му хороши.

12. Б. По-мое­му, сре­ди спо­со­бов обще­ния в Интер­не­те мно­го ненужных.

13. А. Мно­гие мои зна­ко­мые не зна­ют, сколь­ко вре­ме­ни я на самом деле про­во­жу в Интернете.

13. Б. Боль­шин­ство моих зна­ко­мых зна­ет, сколь­ко вре­ме­ни я про­во­жу в Интернете.

14. A. Мне нра­вит­ся, что в Интер­не­те все вре­мя что-то изменяется.

14. Б. Мне ско­рее без­раз­лич­но то, что Интер­нет все вре­мя меняется.

15. A. Обща­ясь в Интер­не­те, я обыч­но стрем­люсь про­из­ве­сти опре­де­лен­ное впе­чат­ле­ние на окружающих.

15. Б. Обща­ясь в Интер­не­те, я обыч­но не заду­мы­ва­юсь о том, какое впе­чат­ле­ние я про­из­во­жу на окружающих.

16. A. Я часто пыта­юсь умень­шить коли­че­ство вре­ме­ни, кото­рое я про­во­жу в Интернете.

16. Б. Я не пыта­юсь умень­шить коли­че­ство вре­ме­ни, кото­рое я про­во­жу в Интернете.

17. A. Обыч­но я выхо­жу в Интер­нет, зара­нее зная, зачем, и что я там буду делать.

17. Б. Я часто выхо­жу в Интер­нет без какой-либо опре­де­лен­ной цели.

18. A. По-мое­му, в Интер­не­те каж­дый может най­ти место, где ему было бы инте­рес­но общаться.

18. Б. На мой взгляд, в Интер­не­те дале­ко не каж­дый может най­ти место, где ему было бы инте­рес­но общаться.

19. A. Когда я не в Интер­не­те, я часто думаю о том, что там происходит.

19. Б. Когда я не в Интер­не­те, я ред­ко думаю о нем.

20. A. Мне нра­вит­ся, что в Интер­не­те мож­но создать пер­со­наж, кото­рый отли­ча­ет­ся от меня в реаль­ной жизни.

20. Б. Меня мало инте­ре­су­ет воз­мож­ность созда­ния вир­ту­аль­ных личностей.

21. A. Я пред­по­чи­таю общать­ся с людь­ми или искать инфор­ма­цию через Интер­нет, а не в реаль­ной жизни.

21. Б. Я дале­ко не все­гда при­бе­гаю к помо­щи Интер­не­та, когда мне нуж­но най­ти инфор­ма­цию или пообщаться.

Ключи к опроснику

Актив­ность в дей­ствии – 1, 3, 7, 11, 15, 17. Актив­ность в дей­ствии - соб­ствен­но осу­ществ­ле­ние дей­ствия, кото­рое может сле­до­вать за поис­ком аль­тер­на­тив, а может и не сле­до­вать. Нор­мы (на выбор­ке в 175 чело­век в воз­расте от 15 до 21 года): актив­ные в дей­ствии - респон­ден­ты с бал­лом по этой шка­ле 5 и выше, неак­тив­ные в дей­ствии – с бал­лом 2 и ниже.

Актив­ность в вос­при­я­тии аль­тер­на­тив – 2, 4, 8, 9, 12, 14, 18, 20. Актив­ность в вос­при­я­тии – это инте­рес к раз­но­об­ра­зию людей, мне­ний, сред и спо­со­бов обще­ния и сай­тов; ори­ен­ти­ров­ка в чистом виде, вос­при­я­тие аль­тер­на­тив без выбо­ра меж­ду ними и без реа­ли­за­ции того или ино­го вари­ан­та дей­ствий. Актив­ные в дей­ствии - респон­ден­ты с бал­лом по этой шка­ле 5 и выше, неак­тив­ные в дей­ствии – с бал­лом 2 и ниже. Нор­мы (на выбор­ке в 175 чело­век в воз­расте от 15 до 21 года): актив­ные в вос­при­я­тии аль­тер­на­тив - респон­ден­ты с бал­лом 8 по этой шка­ле, неак­тив­ные в вос­при­я­тии аль­тер­на­тив - с бал­лом 4 и ниже.

Интер­нет-зави­си­мость – пунк­ты 5, 6, 10, 13, 16, 19, 21. Интер­нет-зави­си­мость - один из видов пове­ден­че­ских зави­си­мо­стей, кото­рый про­яв­ля­ет­ся в навяз­чи­вом посто­ян­ном стрем­ле­нии вой­ти в Интер­нет и поте­ре субъ­ек­тив­но­го кон­тро­ля за его исполь­зо­ва­ни­ем. Нор­мы (на выбор­ке в 175 чело­век в воз­расте от 15 до 21 года): склон­ны­ми к Интер­нет-зави­си­мо­сти счи­та­ют­ся испы­ту­е­мые с бал­ла­ми по шка­ле Интер­нет-зави­си­мо­сти 3 и выше, не склон­ны­ми к Интер­нет-зави­си­мо­сти – с бал­лом 0 по этой шка­ле. Интер­нет-зави­си­мы­ми в стро­гом смыс­ле сло­ва счи­та­ют­ся те, кто наби­ра­ет 6-7 бал­лов по этой шкале.

Приложение. Результаты психометрической проверки опросника поведения в Интернете

Таблица 1. Шкала активности в восприятии альтернатив

Номер вопро­са248912141820
коэфф. корр. пунк­та с сум­мар­ным бал­лом по шкале0,3970,5330,5140,4740,2890,3510,3190,413

Таблица 2. Шкала активности в действии

Номер вопро­са137111517
коэфф. корр. пунк­та с сум­мар­ным бал­лом по шкале0,4480,5680,6360,7030,5080,387

Таблица 3. Шкала Интернет-зависимости

Номер вопро­са561013161921
коэфф. корр. пунк­та с сум­мар­ным бал­лом по шкале0,5640,4650,5780,4550,4200,5530,612

Таблица 4. Данные о гомогенности шкал и о распределении суммарного балла

 Гомо­ген­ность шкалыНор­маль­ность рас­пре­де­ле­ния сум­мар­но­го бал­ла (по кри­те­рию Колмогорова-Смирнова)Сред­нее (M)стан­дарт­ное откло­не­ние (s)
Актив­ность в вос­при­я­тии альтернатив0,411Рас­пре­де­ле­ние нор­маль­но (z = 2,239; p=0)6,091,40
Актив­ность в действии0,409Рас­пре­де­ле­ние нор­маль­но (z = 1,951; p< 0,01)3,641,47
Интер­нет-зави­си­мость0,511Рас­пре­де­ле­ние нор­маль­но (z = 3,011; p=0)1,561,43

Стимульный материал и ключи в PDF

Ска­чать PDF

Смот­ри­те также:

Категории

Метки

Публикации

ОБЩЕНИЕ

CYBERPSY — первое место, куда вы отправляетесь за информацией о киберпсихологии. Подписывайтесь и читайте нас в социальных сетях.

vkpinterest