Дружба считается одним из наиболее психологически важных интимных видов межличностных отношений. Неслучайно её этико-философские и психологические аспекты, содержание и специфика с самого начало XX столетия находятся в зоне внимания отечественных психологов-исследователей и педагогов (Л. Я. Гозман, И. С. Кон, А. В. Мудрик, В. А. Сухомлинский т.д.). Привилегированным «возрастом дружбы» всегда считались отрочество и юность [3].
Особое значение дружба приобретает в переходном возрасте, когда происходят важнейшие процессы – расширение жизненного мира и круга общения личности, формирование личностной и социальной идентичности, приобретение и укрепление социальных связей с другими людьми.
Современная психология трактует дружбу как важнейший феномен, определяющий индивидуальное развитие личности. Его исследуют либо в контексте развития групповых отношений, либо в русле сравнительных исследований, основанных на наблюдении за функционированием детских и юношеских групп в естественных условиях.
Отечественные и зарубежные учёные изучали эволюцию детских понятий, язык и образы дружбы, динамику нормативных ожиданий и требований к друзьям, место дружбы в системе взаимоотношений группы сверстников, статус друзей в иерархии значимых других [5], восприятие подростками их близких отношений со сверстниками, смену данных представлений и трансформацию самих дружеских связей по мере взросления подростка, в зависимости от уровня развития его самосознания и других факторов [12]; [13]; [14]; [6].
Исследователи признают, что наличие близких друзей в подростковом возрасте служит важнейшим условием и показателем субъективного благополучия. Недаром в определениях дружбы постоянно подчёркивается момент доверия: друг - это человек, которому можно сказать все [3]. В исследовании А. В. Мудрика московские школьники (5 – 10–е классы) фиксировали не только то, насколько хорошо, по их мнению, понимают их мать, отец, друзья, но и то, насколько важно для них понимание за стороны значимого человека независимо от степени фактической физической близости к нему. Оказалось, что как только вопросы касались психологической близости (понимание и доверительность в общении), предпочтение отдается другу [4].
С развитием онлайн-технологий социальные отношения подростков, в том числе и дружеские, переместились в интернет-сообщества, предоставляющие школьникам чрезвычайно широкий спектр возможностей для расширения своего круга общения за счёт виртуальных знакомств.
Социальные сети удовлетворяют потребность подростка в общении и в этом плане выступают эффективным инструментом не только организации коммуникации, но и её расширения. Они все чаще становится средством накопления социального капитала и способствуют появлению связей, которые впоследствии могут приобрести особое значение для подрастающей личности [17]; [11]; [15]; [9]. Об этом свидетельствует достижение российскими школьниками в социальных сетях «числа Данбара» - величины, обозначающей предельное количество устойчивых социальных связей, которые может поддерживать взрослый индивидуум.
В среднем для взрослого человека это число составляет 150 [10], однако в работах различных авторов оно колеблется и может составлять приблизительно 100-200 человек. Под данным исследований Фонда развития Интернета 2015 – 2016 годов, за пять лет практически в два раза увеличилось число подростков, имеющих более 100 друзей в социальной сети (далее – френдов). В настоящий момент круг френдов каждого второго 15–16-летнего подростка и 43% 13–14-летних подростков составляет более 100 человек, становясь эквивалентным числу социальных связей взрослого человека [7].
Тем не менее количество межличностных связей далеко не всегда означает качество, поэтому вопрос о том, насколько близкими, эмоционально глубокими и насыщенными могут быть дружеские отношения, создаваемые и поддерживаемые посредством информационно–коммуникационных технологий (ИКТ), остается открытым.
В связи с этим целью данной статьи стал анализ взглядов современных российских детей и подростков на дружбу в реальном и виртуальном мире, а также особенностей их межличностных отношений с различными категориями пользователей в социальных сетях.
В качестве методов исследования использовался специально разработанный опросник, включающий 43 вопроса, объединённых по разделам: дружба и межличностные отношения в реальной жизни; особенности и характеристики виртуальной дружбы; действия подростков в социальных сетях (лайки, блокировка и удаление друзей, контент и события). Применялась также методика «незаконченные предложения».
После проведения пилотажного исследования сбор данных осуществлялся в рамках образовательного проекта «Предметные сборы: Малая академия Подмосковья–2015», а также в общеобразовательных школах Москвы и Московской области. В исследовании приняли участие 366 учащихся 7-10-х классов (223 подростка 13-14 лет и 143 - в возрасте 15-16 лет).
Для сравнительного анализа динамики пользования социальными сетями и количества френдов у подростков были использованы данные всероссийского исследования «Дети России онлайн», проведённого Фондом развития Интернета в 2010 году на основе европейского проекта «Kids Online II» (604 респондента, из них 287 российских подростков 13–14 лет и 317 - в возрасте 15–16 лет).
В процессе опроса подросткам было предложено закончить следующие фразы: «Дружба в реальной жизни — это…» и «Дружба в социальных сетях — это…». По итогам контент-анализа полученных ответов были выделены категории, на основе которых сравнивались взгляды подростков на реальную и виртуальную дружбу.
Наибольший вес среди категорий получили следующие:
- непосредственный физический и зрительный контакт;
- эмоциональный обмен;
- доверие и безопасность;
- совместное времяпрепровождение;
- помощь;
- взаимопонимание;
- регулярность общения;
- информационный обмен.
По мнению детей, первый и самый необходимый компонент настоящей дружбы - зрительный и физический контакт. Именно возможность контактировать с собеседникам напрямую, с точки зрения почти половины подростков, «оживляет» дружеские отношения. Дети пишут о том, что «дружба — это общение вживую, между реальными людьми». Подчёркивают значимость зрительного контакта и невербальных средств непосредственной коммуникации: «дружба - общение с человеком тет-а-тет - глаза в глаза», «дружба - это когда видишь человека в реальной жизни, его эмоции, делишься впечатлениями», «когда ты можешь прикоснуться, обнять», «дружба - это обмен информацией, когда помимо слов можно использовать мимику, жесты и чувства».
Общение в цифровом мире характеризуется отсутствием непосредственного физического контакта и существенными ограничениями контакта зрительного. Четверть опрошенных нами детей отмечает, что дружба в виртуальном пространстве — это «общение и обмен информацией без визуального контакта», «невидимость собеседника», «неживое общение без визуального контакта», «общение с помощью сообщений на расстоянии». В словах детей сквозит сожаление: «это всего лишь переписка», «нельзя увидеть своего друга», «нельзя потрогать».
Таким образом, магия истинных дружеских отношений, по мнению подростков, заключается в возможности видеть, слышать и чувствовать другу, находиться с ним рядом, однако в виртуальной дружбе эта возможность отсутствует, во всяком случае, существенно редуцируется.
Непосредственное взаимодействие с собеседникам – основа установления эмоционального обмена, близости. Это следующий по значимости компонент дружеских отношений в реальной жизни, который выделяет более трети детей. Подростки отмечают, что дружба подразумевает обмен эмоциями: «когда ты можешь видеть эмоции человека», «общение между собой на очень близком расстоянии, раскрывая свои нежные чувства».
Следует отметить, что этот обмен носит исключительно позитивный характер: «дружба –это живое общение, переживания и радость от совместных побед», «дружба – это прогулки, смех, веселье». Основная ценность реальной дружбы – это позитивные эмоции: удовольствие, веселье и радость.
Что касается дружба в социальных сетях, то в эмоциональном плане её охарактеризовали положительно всего 6% детей, указав в качестве основной эмоций не радость, а интерес. Дети пишут о том, что дружба в социальных сетях – это «откровенность, интерес», «общие интересы, приятное общение». Одновременно с этим каждый пятый ребёнок отмечает дефицит эмоций: «к сожалению, мы не можем видеть друг друга и видеть эмоции», «виртуальная дружба – это неживое общение». Более того, дети выражают сомнения в искренности переживаний виртуального друга: «дружба в социальных сетях — это общение через Интернет, не видя настоящих эмоций», «… виртуальные эмоции, ненастоящее общение, и ты не знаешь этого человека на самом деле».
При сравнении с непосредственным контактом в виртуальном пространстве эмоциональный обмен значительно редуцируется и претерпевает качественную трансформацию, например, вместо такой позитивной эмоции, как радость, дети испытывают интерес. При этом они не чувствуют уверенности в искренности собеседника вследствие невозможности точно дифференцировать его эмоции.
Понятие близости тесно связано со следующим компонентом дружбы — доверием, который также понимается детьми как безопасность или невозможность предательства со страны друга.
В ряде исследований от 37 до 65% опрошенных подростков (в зависимости от возраста) подчёркивали доверительность дружба («друг знает о тебе всё», «друг намного ближе», «с приятелем никогда не поделишься тем, что доверяешь другу»). Остальные отмечали большую прочность, устойчивость дружбы («друга выбирают на всю жизнь»), взаимопомощь и верность («приятель подведёт, друг — никогда»).
В нашем исследовании данный компонент выделяет каждый пятый ребёнок. Подростки также пишут: «… я считаю, что могу рассказать свои секреты или проблемы своей подруге», «… когда ты можешь положиться на человека, и ты знаешь, что он тебя не предаст», «… отношения с человеком, которому вы полностью доверяете, делитесь радостями».
В Интернете значимость таких понятий, как доверие и безопасности, существенно ниже – по сравнению с реальной дружбой, о доверии в отношениях с виртуальными друзьями упомянуло в три раза меньше детей (8%). Кроме того, в виртуальном мире эти категории приобретают негативный оттенок, трансформируясь в противоположные — недоверие и «небезопасность».
Высказывания школьников достаточно категоричны: «эта дружба не может быть крепкой, человек не видит тебя, не знает, какой ты на самом деле», «просто переписка, это даже дружбой назвать нельзя». Некоторые школьники берут дружбу в кавычки — «виртуальная «дружба» - это не только чувство существования человека, который «заботиться» о тебе», «это вымышленные «друзья»».
Таким образом, с точки зрения детей, построение дружеских отношений на фундаменте доверия в виртуальной среде достаточно затруднительно.
Существенный вклад в обычные дружеские отношения вносит совместное времяпрепровождение — о нём, как и о доверии, говорит каждый пятый ребёнок. В первую очередь подростки любят совместные прогулки: «дружба — это не только общение, но и эмоции, прогулки», «возможность гулять и общаться с людьми».
В виртуальном пространстве компонент совместного времяпрепровождения имеет эквивалентную количественную значимость (21%), однако он модифицируется качественно. Если в реальной жизни дети преимущественно гуляют и играют вместе, то в виртуальной среде такая деятельность, естественно, не представлена. Тем не менее некоторые аналоги, например совместные онлайн–игры, существуют, но даже они занимают всего 2%. Зато появляется «текстинг», или, словами детей, «близкая переписка, содержащая вопросы и ответы, а ещё милоты», «просто общение, как записка», «общение с помощью сообщений на расстоянии».
Электронный переписка превращается в отдельную, самостоятельную деятельность и заменяет традиционные виды времяпрепровождения с друзьями.
Следующий компонент реальной дружбы — помощь (или поддержка): каждый шестой ребёнок отмечает, что настоящая «дружба — это надежда, что тебе помогут в трудную минуту», «помощь во всем любым по всем любыми путями, какими можешь». В виртуальном пространстве, по мнению большинства детей, помощи ожидать не стоит — о возможности онлайн-поддержки вспомнили только 4% детей.
Наконец, наименее значимыми компонентами в реальной дружбе оказались взаимопонимание как наличие общих взглядов и интересов (каждый десятый ребёнок), регулярность общения (8%) и информационный обмен (4%).
Что касается онлайн-среды, то фактор взаимопонимания здесь амбивалентен. С одной страны, дети говорят о том, что «виртуальная дружба — это общение, которое помогает узнать человека», с другой — указывают на то, что реальное понимание отсутствует, если вообще возможно: «дружба в социальных сетях — когда люди общаются с непонятными людьми», «общение непонятно с кем».
Регулярность общения при характеристике онлайн-общения не упомянул практически никто из детей, а вот об обмене информацией в социальных сетях вспомнил каждый десятый ребёнок: «дружба в социальных сетях — это общение, обмен новостями посредством социальных сетей», «обмен информацией с собеседником».
Поскольку в онлайн-среде непосредственный контакт попросту исчезает, а компоненты взаимопонимания, регулярности общения и информационного обмена оказались не столь значимы, во второй части исследования мы решили подробнее остановиться на анализе категорий, оказавшихся наиболее важными для подростков: совместно проведённое время; доверие и эмоциональный обмен; взаимопомощь.
Подросткам задавали вопросы (по каждому из данных компонентов) о том, что они делают с различными категориями френдов — теми пользователями, которых они добавили в друзья в социальной сети.
Прежде чем перейти к анализу полученных данных, необходимо сказать о том, что круг френдов подростков в социальной сети, как и у взрослых людей, структурирован и состоит из нескольких групп:
- Реальные друзья и знакомые — родственники, соседи, знакомые (из школы, кружков и секций), люди, с которыми ребёнок знакомится на отдыхе, в лагерях и поездках, т.е. все те, кто образует социальную среду подростка в обычной повседневной жизни. Разница между реальным другом и знакомым состоит в степени близости и интенсивности общения: с первым подросток часто и близко общается в реальной жизни; со вторым общение поддерживается менее систематическое и носит более формальный характер.
- Виртуальные друзья — пользователи из списка френдов подростка, с которыми он ни разу не встречался в реальной жизни, однако предоставляет им доступ к персональной информации, осуществляет совместную онлайн–деятельность, поддерживает регулярную и близкую коммуникацию, а также рассматривает возможность реальной встречи с ними. Наиболее типичный пример — соратники по онлайн–играм, которые общаются в игровых чатах, затем перемещаются в социальные сети, а через некоторые время устраивают «сходки геймеров» в реальной жизни. По нашим данным, в обеих возрастных группах каждый второй подросток (50%) имеет таких «незнакомых друзей». В случае, если встреча с ним все же происходит в обычной жизни, данный пользователь (в зависимости от степени близости) переходит в категорию реальных друзей или знакомых.
Кроме того, среди френдов подростков есть те, которых он не знает лично, при этом регулярная и близкая коммуникации с ними также отсутствует. Со временем они могут либо стать виртуальными друзьями подростка, либо (если общение с ними перестанет быть для подростка актуальным и интересным) будут удалены из списка друзей. Обычно в данную категорию попадают в френды френдов, т. е. пользователи, с которыми ребёнок имеет общих друзей и по этой причине добавляют их в свой список контактов, а также посторонние, совершенно незнакомые пользователи, реальная личность которых неизвестна подростку.
В дальнейшем анализе мы решили исключить данные группы, т.к. они не имеют высокой значимости для характеристики межличностных отношений, которые складываются у подростков в социальных сетях.
Итак, нашим респондентам был задать вопрос об их совместной деятельности со своими друзьями и знакомыми в обычной жизни. А тем из них, кто имел виртуальных друзей (около половины от общего количества опрошенных) — о совместной деятельности со своими виртуальными друзьями.
Вследствие того, что варианты совместной длительности в Интернете ограничены, в ряде показателей мы можем увидеть разницу только между другом и знакомым в реальной жизни. Наиболее значимые из них — прогулка и совместно посещение мероприятий: 9 из 10 подростков пойду гулять или в кино с другом и только около половины — со знакомым.
Наименьшая разница наблюдается там, где дети не формируют свой круг общения сами – это различные кружки, студии и секции – там дети общаются и с друзьями, и со знакомыми.
Из видов деятельности, доступных как онлайн, так и оффлайн, можно выделить игры, а также просмотр фильмов, прослушивание музыки, чтение книг, подготовку домашних заданий (могут выполняться удалённо через скайп или по переписке).
Играют дети со всеми – и с друзьями, и со знакомыми, и с виртуальными друзьями. В тех случаях, когда затрагиваются личные предпочтения, дети выберут друга: большинство детей смотрят фильмы, слушают музыку, читают книги с реальным другом, примерно каждый четвёртый — со знакомым, столько же — с виртуальным другом.
А вот в части домашних заданий дело обстоит интереснее: разумеется, дети делают их с друзьями, но при этом, как и в случае с фильмами и музыкой, все тот же каждый четвёртый делает с виртуальным другом «домашку», в то время как со знакомыми готовят уроки вдвое меньше детей.
В отношении помощи в целом следует отметить, что детям проще самим оказать её, нежели попросить. Все подростки помогут решить проблему другу, примерно три четверти из них помогут знакомому (77%), и виртуальному другу (73%). Также четверо из пяти опрошенных детей одолжат своему реальному другу деньги или вещь, каждый пятый окажет такую помощь знакомому, только каждый десятый — виртуальному другу.
Что касается просьб о помощи, то почти все дети обращаются к друзьям, больше половины (54%) — к виртуальному другу и меньше всего (45%) — к знакомому.
Когда речь заходит о реальных действиях — «помощи делом», разумеется, большинство одолжить деньги или вещи у друга (63%), в пять раз меньше — у знакомого. Отметим тот факт, что почти никто из детей не просит виртуального друга о материальной поддержке (4%), хотя больше половины школьников, как мы уже отмечали, говорят о том, что обращаются к виртуальным друзьям за помощью. Вероятнее всего, в данном случае подразумевается помощь «не делом, а словом»: за консультацией к виртуальному другу обратятся две трети детей, а к знакомому обратится только треть.
Это предположения подтверждаются и анализом следующего компонента — доверия. Виртуальный друг занимает здесь среднюю позицию между реальным другом и просто знакомым: из числа детей, имеющих виртуального друга, доля тех, кто доверит ему тайну, более чем в семь раз превышает число тех, кто расскажет секрет знакомому.
По аналогии с обычной жизнью можно привести пример, когда во время долгой поездки в поезде возникает своеобразный «синдром попутчика» — нам легче «излить душу» совершенно чужому человеку, нежели тому, кого мы знаем. Дети понимают, что такой «незнакомый друг» находится на большом расстоянии и не оказывает непосредственного влияния на жизненную ситуацию. Кроме того, переписка может быть прекращена в любой момент и её можно не возобновлять, поэтому дети склонны открываться виртуальному другу сильнее, нежели простому знакомому.
Схожая ситуация наблюдается и в специфике эмоционального обмена: доля тех, кто делится с виртуальными друзьями переживаниями, более чем в 10 раз превышает процент детей, которые открывают свои чувства реальному знакомому, и в два раза меньше, чем реальному другу.
Мы не рискнули спрашивать детей о том, какие тайны они поведали виртуальным друзьям, но нам удалось получить представление о темах их бесед.
Большинство подростков обсуждают нейтрально окрашенные темы, не предполагающие чрезмерной откровенности – увлечения, контент в Интернете, фильмы, музыку и книги, новости.
Почти две трети детей делятся с виртуальным другом своими планами и мечтами, обсуждают уроки: такие разговоры носят более личный характер и дают возможность получить достаточно много информации друг о друге. Наконец, около половины детей в своем общении с «незнакомым другом» затрагивают очень личные темы. Как правило, они имеют высокую значимость и ярко выраженную эмоциональную окраску, поэтому дети ощущают острую потребность в том, чтобы поделиться своими переживаниями – и удовлетворяют её с помощью интернет–коммуникаций. Они делятся проблемами, затрагивающими личную жизнь и ближайший круг общения — сложности с учителями, неприятные события, отношения с противоположным полом, ссоры и конфликты с друзьями.
По итогам исследования можно сделать вывод о том, что если в реальной дружбе подростки отмечают высокую значимость присутствия таких компонентов, как непосредственный контакт, эмоциональный обмен, доверие, совместное времяпрепровождение, взаимопомощь, то в виртуальной дружбе, наоборот, в качестве её особенностей подчёркивают их отсутствие, а в некоторых случаях замену и компенсацию новыми формами взаимоотношений.
В большом дефиците непосредственный контакт с собеседником; значительно редуцируется эмоциональный обмен, который неравнозначно компенсируется информационным обменом и оставляет устойчивое ощущение отсутствия близости. Доверие и безопасность оборачиваются недоверчивостью и тревогой, ощущением небезопасности.
Обычные формы совместного времяпрепровождения с другом в реальной жизни заменяются в онлайне особой формой отношений — регулярной перепиской.
Таким образом, виртуальная дружба, по сравнению с реальной дружбой, это «как бы дружба по переписке», дружба наоборот, в который всего, что как раз надо, не хватает.
Среди доверенных лиц подростков, бесспорно, лидируют реальные друзья. Тем не менее виртуальные «незнакомые друзья» в иерархии межличностных отношений занимают почётное второе место.
Несмотря на то что дети категорично характеризуют дружбу в социальных сетях как «эмоционально пресную», небезопасную и даже фальшивую, они отдают большее предпочтение виртуальному другу, а не реальному знакомому. Более половины детей, имеющих «незнакомого друга», делятся с ним своими переживаниями, советуются, ждут от него помощи. Почти каждый второй ребёнок доверяет ему свои секреты, каждый третий – рассказывает о проблемах в семье, отношениях с ровесниками и с родителями.
Все эти данные показывают, что новый феномен «незнакомого друга» занимает в системе межличностных отношений современного подростка важнейшее место. Нельзя сказать, что это совсем новое явление, так как уже не одно столетие в контексте эпистолярного жанра существовали друзья по переписке — незнакомые в реальной жизни люди, связанные деловыми или дружескими отношениями.
Однако в эпоху социальных сетей этот специфический вид дружбы стал массовым, а также более «осязаемым» и многогранным — информационно–коммуникационные технологии позволяют не только написать «незнакомому другу», но ещё услышать и увидеть его.
Это ещё один значимый штрих к портрету цифрового поколения, требующий своего дальнейшего изучения.
ЛИТЕРАТУРА
- Гозман, Л. Я. Психология эмоциональных отношений / Л. Я. Гозман. – М.: Изд-во МГУ, 1987.
- Кон, И.С. Психология юношеской дружбы / И.С. Кон. – М.: Знание, 1973.
- Кон, И.С. Дружба: этико-психологический очерк / И.С. Кон. – М.: Изд-во политической литературы, 1980.
- Мудрик, А.В. Психология дружба / А.В. Мудрик // Вопросы психологии. –1981. –№4.
- Никишов, С. Н. Проблема дружбы в психологии / С. Н. Никишов, И. С. Осипова, Е. Г. Пронькина // Сборник материалов VIII Международной-научно практической конференции «Проблемы и перспективы современной науки». – Ставрополь: Логос, 2015.
- Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Райс, К. Долджин; пер. с англ. Е. И. Николаева. –12-е издание – Спб.: Питер, 2010.
- Солдатова, Г. У. Кому мне открыться? Друг, виртуальный друг и знакомый: в чем между ними разница? / Г.У. Солдатова, О. И. Олькина // Дети в информационном обществе. – 2016. – № 22. – С. 28–35.
- Сухомлинский, В. А. Рождение гражданина / В. А. Сухомлинский. – М.: Молодая гвардия, 1971.
- Brandzaeg, P. B. Bridging and bonding in social network sites - investigation family-based capital / P.B. Brandzaeg, J. Heime, B. Kaare. – Int. J. Web Based Commun. – 2010. – №6. – P.231-353.
- Dunbar, R. Do online social media cut through the constraints that limit the size of offline social networks? / R. Dunbar. – UK, London: Royal society open science, 2016.
- Freberg, K. The reach get richer: online and offline social connectivity predicts subjective loneliness / K.Freberg, R. Adams, K.McGaughey, L. Freberg // Media Psychology. – 2010. – Rev. 3.
- Howes, C. The earliest friendships. In The company they keep: friendship in childhood and adolescence / C. Howes. – UK Cambridge University Press, 1996. – P.66-86.
- Hennighausen, K.H. Adolescent ego-development trajectories and young adult relationship outcomes / K.H. Hennighausen, S.T. Hauser, R. L. Billings, L.H. Schults, J. P. Allen // Journal of early adolescence. – 2004. – №24. – P.29-44.
- Marsh, P. The changing nature of adolescent friendships: Longitudinal links with early adolescent ego-development / P. Marsh, J. P. Allen, M. Ho, M. Porter, F. C. McFarland // Journal of Early Adolescence. – 2006. – №26 (4). – P.414-431.
- Wang, H. Social connectivity in America: changes in adult friendship network size from 2002 to 2007 / H. Wang, B. Wellman // Am. Behav. – 2010. – №53. – 2010. – P.1148-1169
- Wellman, B. Does the Internet increase, decrease or supplement social capital? Social networks, participation and community commitment / B. Wellman, A. Quan-Haase, K. Hampton // Am. Behav. – 2001. – №25. – P.436-465.
- Quan-Haase, A. How does the Internet affect social capital? // Social capital and information technology / A. Quan-Haase, B. Wellman – Cambridge, MA: MIT Press, 2004. –P.113-132.
Источник: ACADEMIA. Педагогический журнал Подмосковья, № 3(9), с. 39-47
Об авторах
- Галина Уртанбековна Солдатова - доктор психологических наук, профессор факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, главный научный сотрудник, ФИРО.
- Оксана Игоревна Теславская - научный сотрудник центра мониторинга рисков и социально-психологической помощи, Академия социального управления, Москва, Россия.
Смотрите также:
- Марарица Л.В., Антонова Н.А, Ерицян К.Ю. Общение в интернете: потенциальная угроза или ресурс для личности
- Солдатова Г.У., Теславская О.И. Особенности межличностных отношений российских подростков в социальных сетях
- Солдатова Г. У., Чигарькова С. В., Львова Е. Н. Онлайн-агрессия и подростки
- Щербакова В.А. Паттерны коммуникации подростков в социальных сетях