Хапалова А.И. Случаи использования эмодзи в тексте на материале социальной сети Instagram

Х

Насто­я­щая рабо­та пред­став­ля­ет собой гла­ву из Маги­стер­ской дис­сер­та­ции по направ­ле­нию «Фун­да­мен­таль­ная и при­клад­ная линг­ви­сти­ка» кафед­ры тео­ре­ти­че­ской и при­клад­ной линг­ви­сти­ки (ТиПЛ) Инсти­ту­та линг­ви­сти­ки РГГУ.

На нашем сай­те опуб­ли­ко­ван сокра­щен­ный текст дис­сер­та­ции Хапа­ло­вой А.И. «Функ­ци­о­ни­ро­ва­ние эмод­зи в тек­сте на мате­ри­а­ле соци­аль­ной сети Instagram». Кро­ме того, вы може­те озна­ко­мить­ся с пол­ным тек­стом рабо­ты (в фор­ма­те PDF).

Поми­мо 83% опи­сан­ных упо­треб­ле­ний эмод­зи в пози­ции зна­ка пре­пи­на­ния, суще­ству­ют так­же 10% слу­ча­ев, где сим­вол никак не при­вя­зан к пунк­ту­а­ции (остав­ши­е­ся 7% при­хо­дят­ся на слу­чаи исполь­зо­ва­ния эмод­зи вме­сте с хеш­те­га­ми и в началь­ной пози­ции).

Все­го рас­смот­ре­но 140 эпи­зо­дов тако­го само­сто­я­тель­но­го исполь­зо­ва­ния, обна­ру­жен­ных в 127 текстах. При этом, в отли­чие от исполь­зо­ва­ния в пози­ции зна­ка пре­пи­на­ния, в этом слу­чае эмод­зи не добав­ля­ют эмо­ци­о­наль­ную оцен­ку к преды­ду­ще­му выска­зы­ва­нию, а заме­ня­ют собой некое сло­во в тек­сте или слу­жат для визу­аль­ной орга­ни­за­ции тек­ста. Дан­ные слу­чаи исполь­зо­ва­ния мож­но раз­де­лить на две боль­шие груп­пы:

  1. Авто­ном­ное упо­треб­ле­ние внут­ри тек­ста. То есть, смысл эмод­зи лег­ко вос­ста­нав­ли­ва­ет­ся из окру­жа­ю­ще­го тек­ста. Сюда же будут отно­сить­ся эмод­зи, орга­ни­зу­ю­щие тек­сто­вое про­стран­ство.
  2. Тес­ная связь с опуб­ли­ко­ван­ным изоб­ра­же­ни­ем. То есть, смысл эмод­зи рас­кры­ва­ет­ся толь­ко в соче­та­нии с опуб­ли­ко­ван­ным изоб­ра­же­ни­ем или видео.

Автономное употребление эмодзи внутри текста

В первую груп­пу попал 31 текст. Чаще все­го эмод­зи в нем исполь­зо­ва­лись для заме­ны суще­стви­тель­ных, что не уди­ви­тель­но, так как боль­шин­ство рисун­ков пред­став­ля­ют собой кон­крет­ные пред­ме­ты, эмо­ции и явле­ния.

Функционирование эмодзи в тексте. На материале социальной сети Instagram. Пример 12.
При­мер 12.

В дан­ном при­ме­ре лег­ко вос­ста­но­вить текст “Цветок/цветы для люби­мой Еле­ны Пуш­ман (мама авто­ра)”.

Функционирование эмодзи в тексте. На материале социальной сети Instagram. Пример 13.
При­мер 13.

Для рекон­струк­ции зна­че­ния эмод­зи в тек­сте при­ме­ра №12 важ­но знать дату пуб­ли­ка­ции — 14 фев­ра­ля, день Свя­то­го Вален­ти­на, когда при­ня­то дарить вален­тин­ки сво­им воз­люб­лен­ным. Соот­вет­ствен­но, ори­ги­наль­ный текст авто­ра мож­но вос­ста­но­вить так: “И неваж­но, пода­рят вам вален­тин­ки или нет, знай­те, что вы ОФИГЕННЫЕ”. 

Так­же есть при­ме­ры исполь­зо­ва­ния эмод­зи в каче­стве наре­чий и при­ла­га­тель­ных: 

Функционирование эмодзи в тексте. На материале социальной сети Instagram. Пример 14.
При­мер 14.

В при­ме­ре №13 ком­би­на­ция эмод­зи дает харак­те­ри­сти­ку тому, как был про­ве­ден кон­церт — воз­мож­но, автор имел в виду “кру­то”, “горя­чо”, “ярко”. Инте­рес­но, что в этом слу­чае, вме­сто финаль­но­го зна­ка пре­пи­на­ния исполь­зу­ет­ся эмод­зи, изоб­ра­жа­ю­щий кош­ку. Этот послед­ний знак не заме­ня­ет сло­во, а ско­рее выра­жа­ет отно­ше­ние авто­ра к сво­е­му выска­зы­ва­нию. 

Функционирование эмодзи в тексте. На материале социальной сети Instagram. Пример 15.
При­мер 15.

В при­ме­ре №14 груп­па из 3 эмод­зи заме­ня­ет при­ла­га­тель­ное: «Спа­си­бо тебе боль­шое за этот <эмод­зи> <эмод­зи> <эмод­зи> танец». Точ­ное сло­во, кото­рое она заме­ня­ет доволь­но слож­но подо­брать, но ско­рее все­го речь идет о горя­чем, страст­ном тан­це. 

Так­же был обна­ру­жен один слу­чай, где исполь­зо­ва­ние эмод­зи может быть интер­пре­ти­ро­ва­но как гла­гол: 

Функционирование эмодзи в тексте. На материале социальной сети Instagram. Пример 16.
При­мер 16.

В этом тек­сте два­жды эмод­зи исполь­зу­ют­ся для заме­ны слов. Сто­ит отме­тить, что имен­но такой тип упо­треб­ле­ния харак­те­рен для дан­но­го авто­ра. Текст мож­но вос­ста­но­вить так: “Я в иде­а­ле хочу солн­це, паль­мы, море (или про­сто “на море”), но с веро­ят­но­стью 99,9% при хоро­ших рас­кла­дах мне све­тит мак­си­мум <пока­тать­ся на сно­убор­де> в Под­мос­ко­вье”. При этом исполь­зу­ет­ся знак эмод­зи из груп­пы “дей­ствия”.

Поми­мо заме­ны слов в тек­сте, часто эмод­зи исполь­зу­ют­ся для орга­ни­за­ции тек­ста — гра­фи­че­ско­го выде­ле­ния тех или иных его частей. 

Функционирование эмодзи в тексте. На материале социальной сети Instagram. Пример 17.
При­мер 17.

В при­ме­ре выше автор обра­ща­ет вни­ма­ние на соци­аль­ную сеть, куда он при­гла­ша­ет сво­их под­пис­чи­ков посред­ством выде­ле­ния ее назва­ния дву­мя сим­мет­рич­но рас­став­лен­ны­ми зна­ка­ми эмод­зи. Соци­аль­ная сеть «Рeriscoрe» предо­став­ля­ет поль­зо­ва­те­лям воз­мож­ность осу­ществ­лять видео транс­ля­ции в режи­ме реаль­но­го вре­ме­ни. Ско­рее все­го, имен­но это обу­сло­ви­ло выбор эмод­зи в виде видео­ка­ме­ры. 

Функционирование эмодзи в тексте. На материале социальной сети Instagram. Пример 18.
При­мер 18.

В при­ме­ре №17 автор выде­ля­ет номе­ра теле­фо­нов с помо­щью соот­вет­ству­ю­ще­го эмод­зи, что­бы сде­лать эту инфор­ма­цию более замет­ной для поль­зо­ва­те­лей. 

Употребление, связанное с иллюстрацией 

Теперь перей­дем к рас­смот­ре­нию вто­рой, более слож­ной в интер­пре­та­ции груп­пе само­сто­я­тель­ных упо­треб­ле­ний. Она, преж­де все­го, отли­ча­ет­ся от пер­вой тем, что зна­ки эмод­зи невоз­мож­но интер­пре­ти­ро­вать без сопут­ству­ю­щей текст иллю­стра­ции. В боль­шин­стве слу­ча­ев тако­го исполь­зо­ва­ния текст сооб­ще­ния состо­ит исклю­чи­тель­но из эмод­зи, без како­го-либо вер­баль­но­го ком­по­нен­та. Соот­вет­ствен­но, это с одной сто­ро­ны ука­зы­ва­ют на очень силь­ную само­сто­я­тель­ность эмод­зи – подоб­но сло­вам они могут пере­да­вать какое-то зна­че­ние и состав­лять некое подо­бие тек­ста. С дру­гой сто­ро­ны, их силь­ная связь с иллю­стра­ци­ей ука­зы­ва­ет на их несо­сто­я­тель­ность в этой роли, по край­ней мере, в сре­де соци­аль­ной сети «Instagram». Вполне веро­ят­но, что в про­грам­мах мес­сен­дже­рах мож­но най­ти при­ме­ры неза­ви­си­мых выска­зы­ва­ний, пол­но­стью состо­я­щих из эмод­зи. 

Как уже гово­ри­лось выше, тек­сты, опуб­ли­ко­ван­ные в соци­аль­ной сети «Instagram», в силу тех­ни­че­ских осо­бен­но­стей дан­но­го сер­ви­са, неот­рыв­но свя­за­ны с изоб­ра­же­ни­ем. Все они явля­ют­ся при­ме­ра­ми поли­ко­до­во­го тек­ста1, где язы­ко­вой и визу­аль­ный ком­по­нент состав­ля­ют вме­сте еди­ное целое.

Для обо­зна­че­ния сте­пе­ни уча­стия эле­мен­тов раз­ных зна­ко­вых систем в созда­нии тек­ста совре­мен­ные иссле­до­ва­те­ли так­же исполь­зу­ют тер­мин «кре­о­ли­за­ция». Е.Е. Ани­си­мо­ва2 дает такое опре­де­ле­ние поня­тию «кре­о­ли­зо­ван­ный текст»: «Кре­о­ли­зо­ван­ный текст с пози­ции линг­ви­сти­ки тек­ста мож­но опре­де­лить как осо­бый линг­во­ви­зу­аль­ный фено­мен, текст, в кото­ром вер­баль­ный и изоб­ра­зи­тель­ный ком­по­нен­ты обра­зу­ют одно визу­аль­ное, струк­тур­ное, смыс­ло­вое и функ­ци­о­наль­ное целое, обес­пе­чи­ва­ю­щее его ком­плекс­ное праг­ма­ти­че­ское воз­дей­ствие на адре­са­та».

При этом сте­пень кре­о­ли­за­ции тек­стов с само­сто­я­тель­ным исполь­зо­ва­ни­ем эмод­зи из вто­рой груп­пы замет­но выше, чем в осталь­ных слу­ча­ях, где при­сут­ству­ет доста­точ­ное коли­че­ство тек­ста для интер­пре­та­ции эмод­зи. В при­ме­рах из вто­рой груп­пы в основ­ном при­сут­ству­ют толь­ко эмод­зи без како­го-либо линг­ви­сти­че­ско­го ком­по­нен­та. 

Соглас­но О.В. Пой­ма­но­вой3 суще­ству­ет несколь­ко сце­на­ри­ев вза­и­мо­дей­ствия вер­баль­ных и изоб­ра­зи­тель­ных ком­по­нен­тов в тек­сте:

  1. репе­ти­ци­он­ные: изоб­ра­же­ние в основ­ном повто­ря­ет вер­баль­ный текст;
  2. ауди­тив­ные: изоб­ра­же­ние при­вно­сит зна­чи­тель­ную допол­ни­тель­ную инфор­ма­цию;
  3. выде­ли­тель­ные: изоб­ра­же­ние под­чер­ки­ва­ет какой-то аспект вер­баль­ной инфор­ма­ции;
  4. оппо­зи­тив­ные: содер­жа­ние, пере­дан­ное кар­тин­кой, всту­па­ет в про­ти­во­ре­чие с вер­баль­ной инфор­ма­ци­ей;
  5. инте­гра­тив­ные: изоб­ра­же­ние встро­е­но в вер­баль­ный текст или вер­баль­ный текст в изоб­ра­же­ние для сов­мест­ной пере­да­чи инфор­ма­ции;
  6. изоб­ра­зи­тель­но-цен­три­че­ские: веду­щая.

Дан­ная клас­си­фи­ка­ция не совсем соот­вет­ству­ет зада­чам дан­но­го иссле­до­ва­ния, так как иссле­ду­е­мые тек­сты изна­чаль­но по умол­ча­нию все будут отно­сит­ся к изоб­ра­зи­тель­но­цен­трич­ным — тако­вы осо­бен­но­сти сре­ды, в кото­рой они пуб­ли­ку­ют­ся. Одна­ко при этом подоб­ная клас­си­фи­ка­ция обра­ща­ет вни­ма­ние на тот факт, что, эмод­зи могут так­же добав­лять инфор­ма­цию к иллю­стра­ци­ям, выде­лять какой-либо эле­мент, про­ти­во­ре­чить или вме­сте созда­вать новый смысл.

Ниже будут при­ве­де­ны при­ме­ры каж­до­го типа вза­и­мо­дей­ствия эмод­зи и изоб­ра­же­ний, най­ден­ные в кор­пу­се: 

Репетиционные: 

Эмод­зи повто­ря­ют то, что изоб­ра­же­но на фото­гра­фии — два сно­убор­ди­ста, сол­неч­ная пого­да.

Функционирование эмодзи в тексте. На материале социальной сети Instagram. Пример 19.
При­мер 19.

Основ­ным объ­ек­том на фото­гра­фии явля­ет­ся рука в коль­цах, при этом эмод­зи дуб­ли­ру­ют инфор­ма­цию. 

Выделительные: 

Доволь­но часто эмод­зи исполь­зу­ют­ся для того, что­бы выде­лить нечто, изоб­ра­жен­ное на фото­гра­фии: 

Функционирование эмодзи в тексте. На материале социальной сети Instagram. Пример 20.
При­мер 20.

Здесь с помо­щью эмод­зи в виде раке­ты автор акцен­ти­ру­ет вни­ма­ние чита­те­ля на сво­ем рюк­за­ке, где так же изоб­ра­же­на раке­та. 

Функционирование эмодзи в тексте. На материале социальной сети Instagram. Пример 21.
При­мер 21.

В при­ме­ре №21 слу­чае автор исполь­зу­ет эмод­зи оран­же­во­го цве­та, что дела­ет допол­ни­тель­ный акцент на цве­те одеж­ды. 

Аудитивные: 

Само изоб­ра­же­ние из при­ме­ра №22 состо­ит из после­до­ва­тель­ных фото­гра­фий девоч­ки в вет­ре­ный день. Эта инфор­ма­ция дуб­ли­ру­ет­ся авто­ром с помо­щью пер­во­го эмод­зи, изоб­ра­жа­ю­ще­го тор­на­до. С помо­щью сле­ду­ю­щей груп­пы эмод­зи (лицо с сер­деч­ка­ми вме­сто глаз, под­ми­ги­ва­ю­щий смай­лик, поце­луй) автор добав­ля­ет инфор­ма­цию о сво­ем отно­ше­нии к ребен­ку. 

Функционирование эмодзи в тексте. На материале социальной сети Instagram. Пример 22.
При­мер 22.
Функционирование эмодзи в тексте. На материале социальной сети Instagram. Пример 23.
При­мер 23.

На дан­ном изоб­ра­же­нии сооб­ща­ет­ся о том, сколь­ко под­пис­чи­ков у авто­ра, а с помо­щью эмод­зи автор выра­жа­ет свое отно­ше­ние к это­му фак­ту. При этом с помо­щью тек­сто­во­го смай­ли­ка <*_*> он пока­зы­ва­ет свое удив­ле­ние, а с помо­щью эмод­зи в виде сер­де­чек — радость и бла­го­дар­ность сво­им под­пис­чи­кам. 

Интегративные: 

Функционирование эмодзи в тексте. На материале социальной сети Instagram. Пример 24.
При­мер 24.

В при­ме­ре №24 про­ил­лю­стри­ро­ван при­мер инте­гра­тив­но­го вза­и­мо­дей­ствия эмод­зи и иллю­стра­ции: здесь автор демон­стри­ру­ет рису­нок, кото­рый нуж­да­ет­ся в допол­ни­тель­ной трак­тов­ке, при этом, не совсем ясно, что озна­ча­ет пра­вая сто­ро­на изоб­ра­жен­но­го лица. Трак­тов­ка обес­пе­чи­ва­ет­ся с помо­щью эмод­зи в виде меся­ца.

Таким обра­зом, вза­и­мо­дей­ствие эмод­зи и изоб­ра­же­ния рож­да­ет некий новый смысл, кото­рый нель­зя вычле­нить из этих двух эле­мен­тов по отдель­но­сти. 

Полностью самостоятельное употребление 

При всем мно­го­об­ра­зии вза­и­мо­дей­ствия эмод­зи с тек­стом, в слу­чае их пол­но­стью само­сто­я­тель­но­го упо­треб­ле­ния, эмод­зи нико­гда не фор­ми­ру­ют ниче­го похо­же­го на пре­ди­ка­цию – во всем собран­ном кор­пу­се не было ни одно­го при­ме­ра, кото­рый бы одно­знач­но мог читать­ся, как пол­но­цен­ное само­сто­я­тель­ное выска­зы­ва­ние. Каза­лось бы, что эмод­зи, обо­зна­ча­ю­щие и объ­ек­ты, и дей­ствия лег­ко могут состав­лять пары «субъект+действие» или «действие+объект», но по фак­ту, тако­го не про­ис­хо­дит.

Самая часто встре­ча­ю­ща­я­ся ком­би­на­ция эмод­зи – это оди­на­ко­вые зна­ки, сле­ду­ю­щие друг за дру­гом, как вид­но по мно­го­чис­лен­ным при­ме­рам, при­ве­ден­ным выше. Ниже при­ве­ден при­мер, наи­бо­лее близ­кий к само­сто­я­тель­но­му выска­зы­ва­нию: 

Функционирование эмодзи в тексте. На материале социальной сети Instagram. Пример 25.
При­мер 25.

Эта после­до­ва­тель­ность эмод­зи содер­жит знак «улы­ба­ю­щий­ся кот4», кото­рый мож­но отож­де­ствить с авто­ром сооб­ще­ния, знак «спор­тив­ная обувь», кото­рый может соот­вет­ство­вать гла­го­лу пере­ме­ще­ния «ходить», «гулять», «бегать», и послед­ний знак «сле­ды», интер­пре­та­ция кото­ро­го вызы­ва­ет наи­боль­шие труд­но­сти. Вни­ма­ние имен­но к это­му сооб­ще­нию при­вле­ка­ет так­же точ­ка в кон­це выска­зы­ва­ния, кото­рая ука­зы­ва­ет на то, что автор сфор­му­ли­ро­вал некую закон­чен­ную мысль, одна­ко она пол­но­стью не счи­ты­ва­ет­ся ни из после­до­ва­тель­но­сти зна­ков, ни из иллю­стра­ции.

Боль­шая часть исполь­зо­ван­ных само­сто­я­тель­но смай­ли­ков, собран­ных в кор­пу­се – это не груп­пы соот­вет­ству­ю­щие под­ле­жа­ще­му, ска­зу­е­мо­му или объ­ек­ту, но повто­ре­ние одно­го и того же зна­ка, или некая после­до­ва­тель­ность поня­тий. 

Это еще раз дока­зы­ва­ет, что смай­ли­ки не пред­став­ля­ют собой пол­но­цен­ную линг­ви­сти­че­скую систе­му, или «язык», и поль­зо­ва­те­ли не пыта­ют­ся общать­ся меж­ду собой толь­ко с помо­щью эмод­зи, а исполь­зу­ют их либо в ком­би­на­ции с тек­стом, либо в ком­би­на­ции с иллю­стра­ци­я­ми. 

Хапа­ло­ва А.И. «Функ­ци­о­ни­ро­ва­ние эмод­зи в тек­сте на мате­ри­а­ле соци­аль­ной сети Instagram» (сокра­щен­ный вари­ант дис­сер­та­ции на сай­те и текст цели­ком фор­ма­те PDF).

Об авторе

Хапа­ло­ва Ана­ста­сия Иго­рев­на — иссле­до­ва­тель поль­зо­ва­тель­ско­го вза­и­мо­дей­ствия с циф­ро­вой сре­дой, бака­лавр линг­ви­сти­ки Monash University (Мель­бурн, Австра­лия), магистр тео­ре­ти­че­ской и при­клад­ной линг­ви­сти­ки РГГУ (Москва, Рос­сия). anastasiakhapalova@gmail.com

Смот­ри­те так­же:

ПРИМЕЧАНИЕ

  1. Боль­ша­ко­ва Л. С. О содер­жа­нии поня­тия «поли­ко­до­вый текст» //ВЕСТНИК НОВГОРОДСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМ. ЯРОСЛАВА МУДРОГО. – 2008. – №. 49.
  2. Ани­си­мо­ва Е. Е. Линг­ви­сти­ка тек­ста и меж­куль­тур­ная ком­му­ни­ка­ция (на мате­ри­а­ле кре­о­ли­зо­ван­ных тек­стов): учеб. посо­бие для студ. фак. иностр. яз. вузов. — М.: Academia, 2003. — 128 с.
  3. Пой­ма­но­ва О. В. Семан­ти­че­ское про­стран­ство видео­вер­баль­но­го тек­ста. Авто­реф. дисс. к.ф.н. М., 1997.
  4. Назва­ния зна­ков эмод­зи пере­ве­де­ны с англий­ско­го язы­ка.

Категории

Метки

Публикации

ОБЩЕНИЕ

CYBERPSY — первое место, куда вы отправляетесь за информацией о киберпсихологии. Подписывайтесь и читайте нас в социальных сетях.

vkpinterest