Поскакалова Т.А., Сорокова М.Г. Цифровая социализация молодых взрослых: тренды и тенденции в коммуникации

П

Введение

Соци­а­ли­за­ция – это про­цесс, посред­ством кото­ро­го инди­ви­ды обу­ча­ют­ся быть чле­на­ми обще­ства. Бла­го­да­ря про­цес­су соци­а­ли­за­ции люди при­хо­дят к пони­ма­нию соци­аль­ных норм и ожиданий. 

Целью соци­а­ли­за­ции явля­ет­ся встра­и­ва­ние фор­ми­ру­ю­щей­ся лич­но­сти в обще­ствен­ные отно­ше­ния, инте­гра­ция инди­ви­да путем фор­ми­ро­ва­ния у лич­но­сти пози­ции при­ня­тия и под­чи­не­ния опре­де­лен­ным пра­ви­лам обще­ства. При этом при­ня­то счи­тать, что имен­но в про­цес­се соци­а­ли­за­ции одна лич­ность фор­ми­ру­ет дру­гую лич­ность [2], обес­пе­чи­вая «проч­ность, сохра­не­ние обще­ства и пере­да­чу его куль­ту­ры меж­ду поко­ле­ни­я­ми» [8, с. 105]. Кро­ме того, при усво­е­нии соци­аль­но­го опы­та у инди­ви­да «фор­ми­ру­ют­ся наи­бо­лее общие устой­чи­вые чер­ты лич­но­сти» [2, с. 42].

Отли­чи­тель­ной осо­бен­но­стью соци­а­ли­за­ции моло­дых людей явля­ет­ся то, что они впер­вые вклю­ча­ют­ся в систе­му соци­аль­ных ролей и вза­и­мо­от­но­ше­ний в каче­стве их пол­но­прав­ных участников. 

Соглас­но иссле­до­ва­те­лям Ю.А. Зубок и В.И. Чупро­ву, осо­бен­ное вни­ма­ние вопро­сам соци­а­ли­за­ции моло­дых людей долж­но быть уде­ле­но из-за потен­ци­а­ла моло­дых людей при­вно­сить изме­не­ния в обще­ство [5]. При этом юно­ши и девуш­ки «через систе­му инди­ви­ду­аль­ных выбо­ров» не толь­ко созда­ют свою соб­ствен­ную иден­тич­ность, но и «вос­со­зда­ют или по-ново­му кон­стру­и­ру­ют обще­ство как соб­ствен­ную реаль­ность». В этой свя­зи воз­ни­ка­ют новые виды соци­аль­ных прак­тик и взаимодействий.

По мне­нию А.К. Боло­то­вой, «каж­дый этап воз­раст­но­го раз­ви­тия свя­зан с новым уров­нем соци­а­ли­за­ции лич­но­сти, новым меха­низ­мом ее реа­ли­за­ции» [1, с. 38]. 

Основ­ной пло­щад­кой вза­и­мо­дей­ствия совре­мен­ных юно­шей и деву­шек явля­ет­ся Интер­нет [2–4; 6], где раз­во­ра­чи­ва­ют­ся про­цес­сы циф­ро­вой соци­а­ли­за­ции (Интер­нет-соци­а­ли­за­ции, онлайн-соци­а­ли­за­ции, кибер-социализации). 

Циф­ро­вая соци­а­ли­за­ция необ­хо­ди­ма моло­дым людям для того, что­бы научить­ся жить в сети c уче­том осо­бен­но­стей суще­ство­ва­ния в кибер­про­стран­стве с его отсут­стви­ем гра­ниц, раз­но­об­ра­зи­ем куль­тур и обществ, без­гра­нич­ной ауди­то­ри­ей, циф­ро­вы­ми рис­ка­ми и т.д.

Циф­ро­вое вза­и­мо­дей­ствие моло­дых людей уве­ли­чи­ва­ет­ся с каж­дым годом, при этом клю­че­вую роль в ста­нов­ле­нии и раз­ви­тии их лич­ных (дру­же­ских и роман­ти­че­ских) и про­фес­си­о­наль­ных отно­ше­ний игра­ют соци­аль­ные сети. 

Необ­хо­ди­мо отме­тить, что Интер­нет меня­ет тра­ди­ци­он­ные фор­мы соци­а­ли­за­ции, рас­ши­ряя воз­мож­но­сти ком­му­ни­ка­ции, делая ком­му­ни­ка­тив­ные про­цес­сы более интенсивными.

Преж­де все­го, Интер­нет транс­фор­ми­ру­ет тра­ди­ци­он­ные инсти­ту­ты соци­а­ли­за­ции – места рабо­ты, уче­бы, совер­ше­ния поку­пок и т.д.

Несмот­ря на то, что соци­а­ли­за­ция вклю­ча­ет в себя обще­ние как вза­и­мо­дей­ствие с дру­ги­ми людь­ми (дру­зья­ми, одно­класс­ни­ка­ми, чле­на­ми семьи, кол­ле­га­ми по рабо­те и т.д.), фено­ме­ны соци­а­ли­за­ции и ком­му­ни­ка­ции не тождественны. 

Соци­аль­ное вза­и­мо­дей­ствие и обще­ние обес­пе­чи­ва­ют сред­ства, с помо­щью кото­рых инди­вид посте­пен­но ста­но­вит­ся спо­соб­ным видеть себя гла­за­ми дру­гих. Бла­го­да­ря обще­нию инди­вид узна­ет, кто он есть и как он «впи­сы­ва­ет­ся» в окру­жа­ю­щий мир [9].

Ком­му­ни­ка­тив­ный аспект оста­ет­ся клю­че­вым в изу­че­нии циф­ро­вой соци­а­ли­за­ции моло­дых людей, так как явля­ет­ся и моти­вом для дея­тель­но­сти в сети, и сред­ством дости­же­ния постав­лен­ных целей, и пове­ден­че­ским пат­тер­ном одновременно.

Сего­дня ощу­ща­ет­ся недо­ста­ток эмпи­ри­че­ских иссле­до­ва­ний в обла­сти изу­че­ния осо­бен­но­стей соци­а­ли­за­ции моло­дых взрос­лых от 18 до 24 лет, отно­ся­щих­ся, соглас­но воз­раст­ной пери­о­ди­за­ции И.С. Кона, к позд­ней юно­сти или нача­лу зре­ло­сти [1, с. 33]. 

В то же вре­мя дру­гие воз­рас­та и эта­пы взрос­ле­ния, напри­мер, под­рост­ни­че­ство, регу­ляр­но охва­ты­ва­ют­ся иссле­до­ва­ни­я­ми как в Рос­сии, так и за рубе­жом. В этой свя­зи в рам­ках про­ек­та «Вли­я­ние циф­ро­вой соци­а­ли­за­ции на пси­хи­че­ское, лич­ност­ное, соци­аль­ное раз­ви­тие совре­мен­ных детей, под­рост­ков и юно­шей» было про­ве­де­но иссле­до­ва­ние, направ­лен­ное на выяв­ле­ние трен­дов кибер­со­ци­а­ли­за­ции рос­сий­ской молодежи.

Методы исследования

Иссле­до­ва­ние про­во­ди­лось c 1 мар­та по 15 июня 2022 г. сре­ди моло­дых людей в воз­расте от 18 до 24 лет. Выбор­ку соста­ви­ли N = 148 моло­дых взрос­лых, сред­ний воз­раст кото­рых M = 20,86, из них 10,8 %, (N = 16) были юно­ша­ми, а 89,2 %, (N = 132) – девушками. 

Анке­та вклю­ча­ла вопро­сы как с одним вари­ан­том отве­та, так и вопро­сы с мно­же­ствен­ным выбо­ром. Анке­та рас­про­стра­ня­лась посред­ством инстру­мен­та google – forms в соци­аль­ных сетях и по элек­трон­ным базам Цен­тра меж­дис­ци­пли­нар­ных иссле­до­ва­ний совре­мен­но­го дет­ства МГППУ. Для ана­ли­за полу­чен­ных дан­ных исполь­зо­ва­лись мето­ды опи­са­тель­ной статистики.

Результаты исследования

1. Роль социальных сетей в онлайн коммуникации молодых людей 

Веду­щую роль в интер­нет-соци­а­ли­за­ции иссле­до­ва­те­ля­ми отво­дит­ся обще­нию и дея­тель­но­сти в соци­аль­ных сетях. 

Соглас­но полу­чен­ным дан­ным, боль­шин­ство опро­шен­ных моло­дых людей (N= 79 чел.) в соци­аль­ных сетях при­вле­ка­ет «сво­бо­да дру­гих в обще­нии и выска­зы­ва­нии их мне­ния» (40,5 %, 32 чел.) и «сво­бо­да выска­зы­ва­ния соб­ствен­но­го мне­ния» (30,4 %, 24 чел.). 

В мень­шей сте­пе­ни моло­дые люди склон­ны ценить воз­мож­ность «пред­став­ле­ния себя раз­ны­ми пер­со­на­жа­ми, экс­пе­ри­мен­ти­ро­ва­ния с роля­ми и сти­ля­ми обще­ния» (17,7 %, 14 чел.), а так­же «ано­ним­ность» (11, 4 %, 9 чел.). При этом раз­дра­жа­ю­щи­ми фак­то­ра­ми во вре­мя пре­бы­ва­ния в соци­аль­ных сетях у моло­дых людей (N=148 чел.) явля­ют­ся «кон­флик­ты, трол­ли, оскорб­ле­ния и нега­тив­ные ком­мен­та­рии под поста­ми и в лич­ных сооб­ще­ни­ях» (71,6 %, 106 чел.) и «оби­лие навяз­чи­вой рекла­мы, кото­рая отвле­ка­ет от обще­ния» (68,9 %, 102 чел.), а так­же «пишу­щие и при­сы­ла­ю­щие пред­ло­же­ния, неадек­ват­ные фото или видео­ма­те­ри­а­лы, кото­рые бы мож­но было поме­тить 18+» (54,1 %, 80 чел.). 

Так­же почти треть опро­шен­ных (28,4 %, 42 чел.) недо­воль­ны пред­став­ля­е­мы­ми соци­аль­ны­ми сетя­ми одно­тип­ны­ми воз­мож­но­стя­ми про­яв­лять свои отно­ше­ния и эмо­ции. При этом во вре­мя онлайн обще­ния 87 % опро­шен­ной ауди­то­рии (128 чел.) исполь­зу­ют эмо­ти­ко­ны (икон­ки с изоб­ра­же­ни­ем эмоций).

Сто­ит отме­тить, что соци­аль­ные сети эмо­ци­о­наль­но под­дер­жи­ва­ют моло­дых людей. Так, боль­шин­ству моло­дых людей (N= 148) соци­аль­ные сети помо­га­ют чув­ство­вать себя менее оди­но­ки­ми (63,5 %, 94 чел.) и более рас­кре­по­щен­ны­ми (37,2 %, 55 чел.), а так­же вос­тре­бо­ван­ны­ми и нуж­ны­ми (28,4 %, 42 чел.), уве­рен­ны­ми в сво­их силах (25,7 %, 38 чел.). 

Нега­тив­ное вли­я­ние на эмо­ци­о­наль­ное состо­я­ние соци­аль­ные сети ока­зы­ва­ют на зна­чи­тель­но мень­шее коли­че­ство моло­дых людей: сла­бы­ми и отста­ю­щи­ми от окру­жа­ю­щих ощу­ща­ют себя 7,4 % (11 чел.), неудач­ни­ка­ми, «хуже всех» – 6,1 % (9 чел.). 

Одна­ко после дол­го­го пре­бы­ва­ния в соци­аль­ных сетях моло­дые взрос­лые испы­ты­ва­ют как поло­жи­тель­ные, так и отри­ца­тель­ные эмо­ции прак­ти­че­ски в рав­ной сте­пе­ни рис. 1.

Рис. 1. Чувства, которые испытывают молодые взрослые после долгосрочного «сидения» в социальных сетях
Рис. 1. Чув­ства, кото­рые испы­ты­ва­ют моло­дые взрос­лые после дол­го­сроч­но­го «сиде­ния» в соци­аль­ных сетях

В наи­боль­шей сте­пе­ни моло­дые люди ассо­ци­и­ру­ют свое обще­ние в соци­аль­ных сетях с дру­зья­ми и пере­пиской (91,9 %, 136 чел.). При этом 69,7 % моло­дых людей (99 чел.) отме­ти­ли, что боль­шин­ство дру­зей (фрэн­дов) в соци­аль­ных сетях пред­став­ля­ют собой людей, с кото­ры­ми они дру­жат в реаль­ной жиз­ни.

Для 22,5 % (32 чел.) боль­шин­ство дру­зей в онлайн сре­де пред­став­ля­ют люди, с кото­ры­ми моло­дые взрос­лые когда-то встре­ча­лись / зна­ко­ми­лись в реаль­ной жиз­ни, но тес­но не общаются. 

Наи­мень­шая доля от всей выбор­ки опро­шен­ных (7,7 %, 11 чел.) ори­ен­ти­ру­ют­ся в сво­ем онлайн обще­нии толь­ко на тех людей, с кото­ры­ми позна­ко­ми­лись в Интернете.

Немно­го боль­ше поло­ви­ны моло­дых поль­зо­ва­те­лей захо­дят в соци­аль­ные сети в позна­ва­тель­ных целях (за новой и све­жей инфор­ма­ци­ей) – 52,7 %, 78 чел., а так­же в раз­вле­ка­тель­ных целях (для при­ят­но­го вре­мя­пре­про­вож­де­ния) – 50,7 %, 75 чел. 

Мень­ше все­го обще­ние в соци­аль­ных сетях ассо­ци­и­ру­ет­ся с разо­ча­ро­ва­ни­я­ми, неуспе­ха­ми, неуда­ча­ми (4,1 %, 6 чел.) или с успе­ха­ми, при­зна­ни­ем, обо­жа­ни­ем (3,4 %, 5 чел.).

Опрос пока­зал, что подав­ля­ю­щая часть моло­дых взрос­лых явля­ют­ся обыч­ны­ми поль­зо­ва­те­ля­ми соци­аль­ных сетей (89,2 %, 132 чел.). Мень­ше поло­ви­ны из опро­шен­ных (47,3 %, 70 чел.) смот­рят новост­ную лен­ту и остав­ляю ком­мен­та­рии; толь­ко 10,1 % (15 чел.) моло­дых взрос­лых сни­ма­ют и рас­про­стра­ня­ют reels и tik-tok–ви део и ведут кана­лы в Twitter, Telegram и т.д.

Боль­шин­ство моло­дых взрос­лых 74,1 % (106 чел.) не ведут так назы­ва­е­мые паб­ли­ки – пуб­лич­ные сооб­ще­ства и груп­пы по инте­ре­сам в соци­аль­ных сетях.

2. Коммуникация онлайн

Совре­мен­ные моло­дые люди боль­ше все­го вре­ме­ни, отве­ден­но­го обще­нию, про­во­дят за пере­пиской сооб­ще­ни­я­ми в мес­сен­дже­рах и в соци­аль­ных сетях (76,1 %, 108 чел.). При этом 12 % опро­шен­ных (17 чел.) отме­ти­ли, что им чаще все­го уда­ет­ся общать­ся посред­ством лич­ных встреч и лич­ных кон­так­тов в реаль­ном мире. Незна­чи­тель­ная часть опро­шен­ных боль­ше все­го вре­ме­ни в обще­нии тра­тит на теле­фон­ные звон­ки (6,1 %, 9 чел.) и аудио­со­об­ще­ния (4,9 %, 7 чел.). 

Инте­рес­но, что круг обще­ния, с кото­ры­ми моло­дые взрос­лые кон­так­ти­ру­ют в тече­ние дня посред­ством сооб­ще­ний, неве­лик и состав­ля­ет в основ­ном 1–5 чело­век (77, 7 %, 115 чел.), с 5–10 людь­ми еже­днев­но обща­ет­ся 19,6 % опро­шен­ных (29 чел.), до 30 кон­так­тов еже­днев­но охва­ты­ва­ет лишь 2,7 % опро­шен­ной ауди­то­рии (4 чел.).

Чаще все­го моло­дые люди обме­ни­ва­ют­ся сооб­ще­ни­я­ми с дру­зья­ми (87,0 %, 114 чел.), а так­же с роди­те­ля­ми – 8,4 % (11 чел.), с людь­ми из Интер­не­та, с кем лич­но не встре­ча­лись – 3,1 % (4 чел.).

В онлайн обще­нии моло­дые взрос­лые (N=130 чел.) боль­шое зна­че­ние пре­да­ют так назы­ва­е­мым эмо­ти­ко­нам: 91,5 % опро­шен­ных (119 чел.) счи­та­ют, что такие кар­тин­ки с эмо­ци­я­ми чет­че и надеж­нее помо­га­ют выра­зить чув­ства, отно­ше­ния и посла­ния, они так­же помо­га­ют избе­жать дву­смыс­лен­но­сти. Одна­ко 8,5 % опро­шен­ных (11 чел.) убеж­де­ны в том, что эмо­ти­ко­ны явля­ют­ся лиш­ни­ми при напи­са­нии тек­сто­вых сообщений.

Иссле­до­ва­ние пока­за­ло, что 82,4 % моло­дых людей (122 чел.) не стал­ки­ва­лись с целе­на­прав­лен­ны­ми пре­сле­до­ва­ни­я­ми и трав­лей в Интер­не­те, в то вре­мя как 10,1 % (15 чел.) под­верг­лись тако­му опы­ту со сто­ро­ны зна­ко­мых из реаль­ной жиз­ни. При этом 7,4 % моло­дых людей (11 чел.) ста­ли жерт­ва­ми онлайн-трав­ли со сто­ро­ны незна­ко­мых людей из Интернет-пространства.

Нега­тив­ный опыт онлайн обще­ния у опро­шен­ных моло­дых людей так­же вклю­ча­ет в себя полу­че­ние агрес­сив­ных ком­мен­та­ри­ев в свой адрес (рис. 2).

Рис. 2. Частота столкновения молодыми людьми с агрессивными комментариями и преследованиями
Рис. 2. Часто­та столк­но­ве­ния моло­ды­ми людь­ми с агрес­сив­ны­ми ком­мен­та­ри­я­ми и преследованиями

Боль­шин­ство опро­шен­ных (57,4 %, 85 чел.) стал­ки­ва­ют­ся с дан­ной про­бле­мой нере­гу­ляр­но, име­ют эпи­зо­ди­че­ский опыт в про­шлом, в то вре­мя как 35,1 % опро­шен­ных (52 чел.) вовсе не име­ют опы­та пре­сле­до­ва­ния и полу­че­ния агрес­сив­ных сообщений. 

Лишь незна­чи­тель­ная часть ауди­то­рии стал­ки­ва­ет­ся с онлайн агрес­си­ей регу­ляр­но: 3,4 % (5 чел.) полу­ча­ют тако­го рода сооб­ще­ния еже­ме­сяч­но, а 2,7 % (4 чел.) ста­ли жерт­ва­ми агрес­сии не позд­нее неде­ли нака­нуне опроса.

3. Личное общение vs виртуальное общение

Несмот­ря на боль­шую зна­чи­мость обще­ния в соци­аль­ных сетях, важ­ную роль для моло­дых людей игра­ют и лич­ные встре­чи. На вопрос о том, как часто в обыч­ной жиз­ни моло­дые люди (N=148) очно встре­ча­ют­ся с дру­зья­ми, вме­сте гуля­ют и обща­ют­ся, боль­шин­ство опро­шен­ных (62,8 %, 93 чел.) отве­ти­ли, что такие встре­чи про­ис­хо­дят несколь­ко раз в неделю. 

В целом иссле­до­ва­ние пока­за­ло, что моло­дые люди ори­ен­ти­ро­ва­ны на лич­ные встре­чи в зави­си­мо­сти от обсто­я­тельств и сво­бод­но­го вре­ме­ни (рис. 3).

Рис. 3. Частота очных встреч и ситуаций личного общения с друзьями.
Рис. 3. Часто­та очных встреч и ситу­а­ций лич­но­го обще­ния с друзьями.

Отсут­ствие таких встреч моло­дые люди объ­яс­ня­ют про­жи­ва­ни­ем дру­зей в дру­гих горо­дах или стра­нах, слож­но­стя­ми нахож­де­ния новых кон­так­тов на новом месте.

Инте­рес­но, что при­бли­зи­тель­но поло­ви­на опро­шен­ных (51,4 %, 76 чел.) при лич­ных встре­чах про­смат­ри­ва­ют вме­сте с дру­зья­ми соци­аль­ные сети парал­лель­но про­ис­хо­дя­ще­му реаль­но­му общению.

Так­же 33,8 % моло­дых людей (50 чел.) склон­ны к фаб­бин­гу – при­выч­ке смот­реть в теле­фон собе­сед­ни­ка или рядом сидя­ще­го при обще­нии с ним.

Для 56,1 % опро­шен­ных (83 чел.) друж­ба в соци­аль­ных сетях и в реаль­ной жиз­ни рав­но­знач­ны и вызы­ва­ют оди­на­ко­вые эмо­ции, при этом 43,9 % (65 чел.) склон­ны раз­ли­чать дру­же­ские отно­ше­ния онлайн и офлайн. При этом 56,1 % моло­дых людей (83 чел.) отме­ти­ли, что они вос­при­ни­ма­ют отказ или неуда­чу оди­на­ко­во болез­нен­но как в реаль­ном про­стран­стве, так и в виртуальном. 

Для 33,1 % (49 чел.) отказ и неуда­ча в реаль­ной жиз­ни вызы­ва­ют более непри­ят­ные ощу­ще­ния и ост­рые нега­тив­ные пере­жи­ва­ния, чем в онлайн пространстве. 

И толь­ко 10,8 % (16 чел.) отме­ти­ли, что в онлайн-про­стран­стве им тяже­лее и болез­нен­нее вос­при­ни­мать отказ или неуда­чу неже­ли в реаль­ной жизни.

Боль­шин­ство опро­шен­ных (141 чел.) отве­ти­ли, что для них не суще­ству­ет прин­ци­пи­аль­ной раз­ни­цы меж­ду онлайн или оффлайн обще­ни­ем, так как фор­мат обще­ния не вли­я­ет на их ощу­ще­ния и вос­при­я­тие собе­сед­ни­ка (41, 1 %, 58 чел.). к лич­но­му обще­нию склон­ны 28,4 % моло­дых людей (40 чел.), ком­форт­нее себя чув­ству­ют в обще­нии онлайн, чем в очном 30,5 % (43 чел.).

Выводы

Иссле­до­ва­ние пока­за­ло, что моло­дые люди явля­ют­ся актив­ны­ми поль­зо­ва­те­ля­ми соци­аль­ных сетей, при этом обще­ние посред­ством Интер­не­та прак­ти­че­ски не вли­я­ет на цен­ность лич­но­го обще­ния, кото­ро­му подав­ля­ю­щее боль­шин­ство моло­дых людей отда­ют предпочтения. 

В свою оче­редь соци­аль­ные сети при­вле­ка­ют юно­шей и деву­шек как воз­мож­но­стью сво­бод­но­го выска­зы­ва­ния, так и удоб­ством пользования. 

Наи­бо­лее удоб­ным сред­ством обще­ния слу­жат мес­сен­дже­ры, бла­го­да­ря кото­рым моло­дые люди под­дер­жи­ва­ют отно­ше­ния в основ­ном со сво­и­ми дру­зья­ми. При этом круг тако­го обще­ния по боль­шей части неве­лик и состав­ля­ет до 5 чело­век в день. 

Соци­аль­ные сети так­же помо­га­ют бороть­ся с чув­ством оди­но­че­ства и полу­чать эмо­ци­о­наль­ную под­держ­ку, для более чем поло­ви­ны моло­дых людей друж­ба онлайн так­же зна­чи­ма, как и друж­ба в реаль­ном мире, а неуда­чи и неуспе­хи вызы­ва­ют в рав­ной сте­пе­ни чув­ство огор­че­ния и рас­строй­ства как в реаль­ной, так и в вир­ту­аль­ной жизни. 

Обща­ясь посред­ством интер­не­та, моло­дые люди часто исполь­зу­ют эмо­ти­ко­ны и смай­ли­ки, так как они помо­га­ют точ­нее пере­дать эмо­ции и чувства.

Так­же для боль­шин­ства моло­дых людей дру­зья в соци­аль­ных сетях пред­став­ля­ют реаль­ных дру­зей и зна­ко­мых из жиз­ни. Осо­знан­ное отно­ше­ние к ком­му­ни­ка­ции в соци­аль­ных сетях, окру­же­ние себя кру­гом реаль­ных зна­ко­мых помо­га­ет моло­дым взрос­лым избе­гать полу­че­ния сооб­ще­ний агрес­сив­но­го харак­те­ра и трав­ли в соци­аль­ных сетях, одна­ко у боль­шин­ства такой опыт име­ет­ся в прошлом. 

Таким обра­зом, боль­шин­ство моло­дых людей склон­ны реа­ли­стич­но оце­ни­вать соци­аль­ные сети и их роль в сво­ей жиз­ни, обще­ние онлайн явля­ет­ся допол­не­ни­ем к повсе­днев­ной рутине, в боль­шей сте­пе­ни инстру­мен­том, чем самоцелью.

Литература

  1. Боло­то­ва А.К. Пси­хо­ло­гия орга­ни­за­ции вре­ме­ни: Учеб­ное посо­бие для сту­ден­тов вузов. Москва: Аспект Пресс, 2006. 254 с.
  2. Дани­лов С.А. Рис­ки и потен­ци­ал интер­нет-соци­а­ли­за­ции моло­де­жи // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Фило­со­фия. Пси­хо­ло­гия. Педа­го­ги­ка. 2012. № 2. C. 42–46.
  3. Демин П.Н. Рис­ки и воз­мож­но­сти онлайн-соци­а­ли­за­ции под­рост­ков и моло­де­жи // Цен­но­сти и смыс­лы. 2022. № 3 (79). С. 76–85. https://doi.org/10.24412/2071–6427–2022–3-76–85.
  4. Ели­шев С.О. Моло­деж­ная про­бле­ма­ти­ка и под­хо­ды к опре­де­ле­нию поня­тия “моло­дежь” в социо­ло­гии // Вест­ник Мос­ков­ско­го уни­вер­си­те­та. Серия 18. Социо­ло­гия и поли­то­ло­гия. 2017. № 3. C. 200–223.
  5. Зубок Ю.А., Чупров В.И. Совре­мен­ная Социо­ло­гия моло­де­жи: изме­ня­ю­ща­я­ся реаль­ность и новые тео­ре­ти­че­ские под­хо­ды // Рос­сия рефор­ми­ру­ю­ща­я­ся. 2017. № 15. C. 12–48.
  6. Мас­лов В.П., Гна­тюк М.А., Самы­гин С.И. Сете­вое сооб­ще­ство: рис­ки и угро­зы Интер­нет-сре­ды для кибер­со­ци­а­ли­за­ции моло­де­жи // Гума­ни­тар­ные, соци­аль­но-эко­но­ми­че­ские и обще­ствен­ные нау­ки. 2018. № 8. C.39–42.
  7. Тар­ха­но­ва И.Ю. Соци­а­ли­за­ция моло­де­жи сред­ства­ми интер­нет-ком­му­ни­ка­ций // Вест­ник Костром­ско­го госу­дар­ствен­но­го уни­вер­си­те­та. Серия: Педа­го­ги­ка. Пси­хо­ло­гия. Соци­о­ки­не­ти­ка. 2017. № 4. 
  8. Ярце­ва Е.А. Соци­а­ли­за­ция моло­де­жи в совре­мен­ном обще­стве // Евразий­ский Союз Уче­ных. 2015. № 9–5 (18).
  9. Little W. Introduction to Sociology. 1st Canadian Edition. Victoria, B.C.: BCcampus. 2014. 
Источ­ник: Циф­ро­вая гума­ни­та­ри­сти­ка и тех­но­ло­гии в обра­зо­ва­нии (DHTE 2022): сб. ста­тей III Все­рос­сий­ской науч­но-прак­ти­че­ской кон­фе­рен­ции с меж­ду­на­род­ным уча­сти­ем. 17–18 нояб­ря 2022 г. / Под ред. В.В. Руб­цо­ва, М.Г. Соро­ко­вой, Н.П. Рад­чи­ко­вой. М.: Изда­тель­ство ФГБОУ ВО МГППУ, 2022. 331–343 с.

Об авторах

  • Татья­на Ана­то­льев­на Поска­ка­ло­ва — науч­ный сотруд­ник Цен­тра меж­дис­ци­пли­нар­ных иссле­до­ва­ний совре­мен­но­го дет­ства, ФГБОУ ВО «Мос­ков­ский госу­дар­ствен­ный пси­хо­ло­го-педа­го­ги­че­ский уни­вер­си­тет» (ФГБОУ ВО МГППУ), г. Москва, Рос­сий­ская Федерация.
  • Мари­на Ген­на­дьев­на Соро­ко­ва — док­тор педа­го­ги­че­ских наук, кан­ди­дат физи­ко-мате­ма­ти­че­ских наук, руко­во­ди­тель Науч­но-прак­ти­че­ско­го цен­тра по ком­плекс­но­му сопро­вож­де­нию пси­хо­ло­ги­че­ских иссле­до­ва­ний PsyDATA, про­фес­сор кафед­ры При­клад­ной мате­ма­ти­ки факуль­те­та Инфор­ма­ци­он­ных тех­но­ло­гий, Мос­ков­ский госу­дар­ствен­ный пси­хо­ло­го-педа­го­ги­че­ский уни­вер­си­тет (ФГБОУ ВО МГППУ), г. Москва, Рос­сий­ская Федерация.

Смот­ри­те также:

Категории

Метки

Публикации

ОБЩЕНИЕ

CYBERPSY — первое место, куда вы отправляетесь за информацией о киберпсихологии. Подписывайтесь и читайте нас в социальных сетях.

vkpinterest