Введение
Социализация – это процесс, посредством которого индивиды обучаются быть членами общества. Благодаря процессу социализации люди приходят к пониманию социальных норм и ожиданий.
Целью социализации является встраивание формирующейся личности в общественные отношения, интеграция индивида путем формирования у личности позиции принятия и подчинения определенным правилам общества. При этом принято считать, что именно в процессе социализации одна личность формирует другую личность [2], обеспечивая «прочность, сохранение общества и передачу его культуры между поколениями» [8, с. 105]. Кроме того, при усвоении социального опыта у индивида «формируются наиболее общие устойчивые черты личности» [2, с. 42].
Отличительной особенностью социализации молодых людей является то, что они впервые включаются в систему социальных ролей и взаимоотношений в качестве их полноправных участников.
Согласно исследователям Ю.А. Зубок и В.И. Чупрову, особенное внимание вопросам социализации молодых людей должно быть уделено из-за потенциала молодых людей привносить изменения в общество [5]. При этом юноши и девушки «через систему индивидуальных выборов» не только создают свою собственную идентичность, но и «воссоздают или по-новому конструируют общество как собственную реальность». В этой связи возникают новые виды социальных практик и взаимодействий.
По мнению А.К. Болотовой, «каждый этап возрастного развития связан с новым уровнем социализации личности, новым механизмом ее реализации» [1, с. 38].
Основной площадкой взаимодействия современных юношей и девушек является Интернет [2–4; 6], где разворачиваются процессы цифровой социализации (Интернет-социализации, онлайн-социализации, кибер-социализации).
Цифровая социализация необходима молодым людям для того, чтобы научиться жить в сети c учетом особенностей существования в киберпространстве с его отсутствием границ, разнообразием культур и обществ, безграничной аудиторией, цифровыми рисками и т.д.
Цифровое взаимодействие молодых людей увеличивается с каждым годом, при этом ключевую роль в становлении и развитии их личных (дружеских и романтических) и профессиональных отношений играют социальные сети.
Необходимо отметить, что Интернет меняет традиционные формы социализации, расширяя возможности коммуникации, делая коммуникативные процессы более интенсивными.
Прежде всего, Интернет трансформирует традиционные институты социализации – места работы, учебы, совершения покупок и т.д.
Несмотря на то, что социализация включает в себя общение как взаимодействие с другими людьми (друзьями, одноклассниками, членами семьи, коллегами по работе и т.д.), феномены социализации и коммуникации не тождественны.
Социальное взаимодействие и общение обеспечивают средства, с помощью которых индивид постепенно становится способным видеть себя глазами других. Благодаря общению индивид узнает, кто он есть и как он «вписывается» в окружающий мир [9].
Коммуникативный аспект остается ключевым в изучении цифровой социализации молодых людей, так как является и мотивом для деятельности в сети, и средством достижения поставленных целей, и поведенческим паттерном одновременно.
Сегодня ощущается недостаток эмпирических исследований в области изучения особенностей социализации молодых взрослых от 18 до 24 лет, относящихся, согласно возрастной периодизации И.С. Кона, к поздней юности или началу зрелости [1, с. 33].
В то же время другие возраста и этапы взросления, например, подростничество, регулярно охватываются исследованиями как в России, так и за рубежом. В этой связи в рамках проекта «Влияние цифровой социализации на психическое, личностное, социальное развитие современных детей, подростков и юношей» было проведено исследование, направленное на выявление трендов киберсоциализации российской молодежи.
Методы исследования
Исследование проводилось c 1 марта по 15 июня 2022 г. среди молодых людей в возрасте от 18 до 24 лет. Выборку составили N = 148 молодых взрослых, средний возраст которых M = 20,86, из них 10,8 %, (N = 16) были юношами, а 89,2 %, (N = 132) – девушками.
Анкета включала вопросы как с одним вариантом ответа, так и вопросы с множественным выбором. Анкета распространялась посредством инструмента google – forms в социальных сетях и по электронным базам Центра междисциплинарных исследований современного детства МГППУ. Для анализа полученных данных использовались методы описательной статистики.
Результаты исследования
1. Роль социальных сетей в онлайн коммуникации молодых людей
Ведущую роль в интернет-социализации исследователями отводится общению и деятельности в социальных сетях.
Согласно полученным данным, большинство опрошенных молодых людей (N= 79 чел.) в социальных сетях привлекает «свобода других в общении и высказывании их мнения» (40,5 %, 32 чел.) и «свобода высказывания собственного мнения» (30,4 %, 24 чел.).
В меньшей степени молодые люди склонны ценить возможность «представления себя разными персонажами, экспериментирования с ролями и стилями общения» (17,7 %, 14 чел.), а также «анонимность» (11, 4 %, 9 чел.). При этом раздражающими факторами во время пребывания в социальных сетях у молодых людей (N=148 чел.) являются «конфликты, тролли, оскорбления и негативные комментарии под постами и в личных сообщениях» (71,6 %, 106 чел.) и «обилие навязчивой рекламы, которая отвлекает от общения» (68,9 %, 102 чел.), а также «пишущие и присылающие предложения, неадекватные фото или видеоматериалы, которые бы можно было пометить 18+» (54,1 %, 80 чел.).
Также почти треть опрошенных (28,4 %, 42 чел.) недовольны представляемыми социальными сетями однотипными возможностями проявлять свои отношения и эмоции. При этом во время онлайн общения 87 % опрошенной аудитории (128 чел.) используют эмотиконы (иконки с изображением эмоций).
Стоит отметить, что социальные сети эмоционально поддерживают молодых людей. Так, большинству молодых людей (N= 148) социальные сети помогают чувствовать себя менее одинокими (63,5 %, 94 чел.) и более раскрепощенными (37,2 %, 55 чел.), а также востребованными и нужными (28,4 %, 42 чел.), уверенными в своих силах (25,7 %, 38 чел.).
Негативное влияние на эмоциональное состояние социальные сети оказывают на значительно меньшее количество молодых людей: слабыми и отстающими от окружающих ощущают себя 7,4 % (11 чел.), неудачниками, «хуже всех» – 6,1 % (9 чел.).
Однако после долгого пребывания в социальных сетях молодые взрослые испытывают как положительные, так и отрицательные эмоции практически в равной степени рис. 1.

В наибольшей степени молодые люди ассоциируют свое общение в социальных сетях с друзьями и перепиской (91,9 %, 136 чел.). При этом 69,7 % молодых людей (99 чел.) отметили, что большинство друзей (фрэндов) в социальных сетях представляют собой людей, с которыми они дружат в реальной жизни.
Для 22,5 % (32 чел.) большинство друзей в онлайн среде представляют люди, с которыми молодые взрослые когда-то встречались / знакомились в реальной жизни, но тесно не общаются.
Наименьшая доля от всей выборки опрошенных (7,7 %, 11 чел.) ориентируются в своем онлайн общении только на тех людей, с которыми познакомились в Интернете.
Немного больше половины молодых пользователей заходят в социальные сети в познавательных целях (за новой и свежей информацией) – 52,7 %, 78 чел., а также в развлекательных целях (для приятного времяпрепровождения) – 50,7 %, 75 чел.
Меньше всего общение в социальных сетях ассоциируется с разочарованиями, неуспехами, неудачами (4,1 %, 6 чел.) или с успехами, признанием, обожанием (3,4 %, 5 чел.).
Опрос показал, что подавляющая часть молодых взрослых являются обычными пользователями социальных сетей (89,2 %, 132 чел.). Меньше половины из опрошенных (47,3 %, 70 чел.) смотрят новостную ленту и оставляю комментарии; только 10,1 % (15 чел.) молодых взрослых снимают и распространяют reels и tik-tok–ви део и ведут каналы в Twitter, Telegram и т.д.
Большинство молодых взрослых 74,1 % (106 чел.) не ведут так называемые паблики – публичные сообщества и группы по интересам в социальных сетях.
2. Коммуникация онлайн
Современные молодые люди больше всего времени, отведенного общению, проводят за перепиской сообщениями в мессенджерах и в социальных сетях (76,1 %, 108 чел.). При этом 12 % опрошенных (17 чел.) отметили, что им чаще всего удается общаться посредством личных встреч и личных контактов в реальном мире. Незначительная часть опрошенных больше всего времени в общении тратит на телефонные звонки (6,1 %, 9 чел.) и аудиосообщения (4,9 %, 7 чел.).
Интересно, что круг общения, с которыми молодые взрослые контактируют в течение дня посредством сообщений, невелик и составляет в основном 1–5 человек (77, 7 %, 115 чел.), с 5–10 людьми ежедневно общается 19,6 % опрошенных (29 чел.), до 30 контактов ежедневно охватывает лишь 2,7 % опрошенной аудитории (4 чел.).
Чаще всего молодые люди обмениваются сообщениями с друзьями (87,0 %, 114 чел.), а также с родителями – 8,4 % (11 чел.), с людьми из Интернета, с кем лично не встречались – 3,1 % (4 чел.).
В онлайн общении молодые взрослые (N=130 чел.) большое значение предают так называемым эмотиконам: 91,5 % опрошенных (119 чел.) считают, что такие картинки с эмоциями четче и надежнее помогают выразить чувства, отношения и послания, они также помогают избежать двусмысленности. Однако 8,5 % опрошенных (11 чел.) убеждены в том, что эмотиконы являются лишними при написании текстовых сообщений.
Исследование показало, что 82,4 % молодых людей (122 чел.) не сталкивались с целенаправленными преследованиями и травлей в Интернете, в то время как 10,1 % (15 чел.) подверглись такому опыту со стороны знакомых из реальной жизни. При этом 7,4 % молодых людей (11 чел.) стали жертвами онлайн-травли со стороны незнакомых людей из Интернет-пространства.
Негативный опыт онлайн общения у опрошенных молодых людей также включает в себя получение агрессивных комментариев в свой адрес (рис. 2).

Большинство опрошенных (57,4 %, 85 чел.) сталкиваются с данной проблемой нерегулярно, имеют эпизодический опыт в прошлом, в то время как 35,1 % опрошенных (52 чел.) вовсе не имеют опыта преследования и получения агрессивных сообщений.
Лишь незначительная часть аудитории сталкивается с онлайн агрессией регулярно: 3,4 % (5 чел.) получают такого рода сообщения ежемесячно, а 2,7 % (4 чел.) стали жертвами агрессии не позднее недели накануне опроса.
3. Личное общение vs виртуальное общение
Несмотря на большую значимость общения в социальных сетях, важную роль для молодых людей играют и личные встречи. На вопрос о том, как часто в обычной жизни молодые люди (N=148) очно встречаются с друзьями, вместе гуляют и общаются, большинство опрошенных (62,8 %, 93 чел.) ответили, что такие встречи происходят несколько раз в неделю.
В целом исследование показало, что молодые люди ориентированы на личные встречи в зависимости от обстоятельств и свободного времени (рис. 3).
Отсутствие таких встреч молодые люди объясняют проживанием друзей в других городах или странах, сложностями нахождения новых контактов на новом месте.
Интересно, что приблизительно половина опрошенных (51,4 %, 76 чел.) при личных встречах просматривают вместе с друзьями социальные сети параллельно происходящему реальному общению.
Также 33,8 % молодых людей (50 чел.) склонны к фаббингу – привычке смотреть в телефон собеседника или рядом сидящего при общении с ним.
Для 56,1 % опрошенных (83 чел.) дружба в социальных сетях и в реальной жизни равнозначны и вызывают одинаковые эмоции, при этом 43,9 % (65 чел.) склонны различать дружеские отношения онлайн и офлайн. При этом 56,1 % молодых людей (83 чел.) отметили, что они воспринимают отказ или неудачу одинаково болезненно как в реальном пространстве, так и в виртуальном.
Для 33,1 % (49 чел.) отказ и неудача в реальной жизни вызывают более неприятные ощущения и острые негативные переживания, чем в онлайн пространстве.
И только 10,8 % (16 чел.) отметили, что в онлайн-пространстве им тяжелее и болезненнее воспринимать отказ или неудачу нежели в реальной жизни.
Большинство опрошенных (141 чел.) ответили, что для них не существует принципиальной разницы между онлайн или оффлайн общением, так как формат общения не влияет на их ощущения и восприятие собеседника (41, 1 %, 58 чел.). к личному общению склонны 28,4 % молодых людей (40 чел.), комфортнее себя чувствуют в общении онлайн, чем в очном 30,5 % (43 чел.).
Выводы
Исследование показало, что молодые люди являются активными пользователями социальных сетей, при этом общение посредством Интернета практически не влияет на ценность личного общения, которому подавляющее большинство молодых людей отдают предпочтения.
В свою очередь социальные сети привлекают юношей и девушек как возможностью свободного высказывания, так и удобством пользования.
Наиболее удобным средством общения служат мессенджеры, благодаря которым молодые люди поддерживают отношения в основном со своими друзьями. При этом круг такого общения по большей части невелик и составляет до 5 человек в день.
Социальные сети также помогают бороться с чувством одиночества и получать эмоциональную поддержку, для более чем половины молодых людей дружба онлайн также значима, как и дружба в реальном мире, а неудачи и неуспехи вызывают в равной степени чувство огорчения и расстройства как в реальной, так и в виртуальной жизни.
Общаясь посредством интернета, молодые люди часто используют эмотиконы и смайлики, так как они помогают точнее передать эмоции и чувства.
Также для большинства молодых людей друзья в социальных сетях представляют реальных друзей и знакомых из жизни. Осознанное отношение к коммуникации в социальных сетях, окружение себя кругом реальных знакомых помогает молодым взрослым избегать получения сообщений агрессивного характера и травли в социальных сетях, однако у большинства такой опыт имеется в прошлом.
Таким образом, большинство молодых людей склонны реалистично оценивать социальные сети и их роль в своей жизни, общение онлайн является дополнением к повседневной рутине, в большей степени инструментом, чем самоцелью.
Литература
- Болотова А.К. Психология организации времени: Учебное пособие для студентов вузов. Москва: Аспект Пресс, 2006. 254 с.
- Данилов С.А. Риски и потенциал интернет-социализации молодежи // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2012. № 2. C. 42–46.
- Демин П.Н. Риски и возможности онлайн-социализации подростков и молодежи // Ценности и смыслы. 2022. № 3 (79). С. 76–85. https://doi.org/10.24412/2071–6427–2022–3-76–85.
- Елишев С.О. Молодежная проблематика и подходы к определению понятия “молодежь” в социологии // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2017. № 3. C. 200–223.
- Зубок Ю.А., Чупров В.И. Современная Социология молодежи: изменяющаяся реальность и новые теоретические подходы // Россия реформирующаяся. 2017. № 15. C. 12–48.
- Маслов В.П., Гнатюк М.А., Самыгин С.И. Сетевое сообщество: риски и угрозы Интернет-среды для киберсоциализации молодежи // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2018. № 8. C.39–42.
- Тарханова И.Ю. Социализация молодежи средствами интернет-коммуникаций // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2017. № 4.
- Ярцева Е.А. Социализация молодежи в современном обществе // Евразийский Союз Ученых. 2015. № 9–5 (18).
- Little W. Introduction to Sociology. 1st Canadian Edition. Victoria, B.C.: BCcampus. 2014.
Об авторах
- Татьяна Анатольевна Поскакалова — научный сотрудник Центра междисциплинарных исследований современного детства, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), г. Москва, Российская Федерация.
- Марина Геннадьевна Сорокова — доктор педагогических наук, кандидат физико-математических наук, руководитель Научно-практического центра по комплексному сопровождению психологических исследований PsyDATA, профессор кафедры Прикладной математики факультета Информационных технологий, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), г. Москва, Российская Федерация.
Смотрите также:
- Авдулова Т.П. Тенденции социализации подростков в контексте информационных предпочтений
- Иванова Д.И. Аутентичность личности интернет-пользователя в процессе интернет-социализации
- Комаров В.В. Современные тенденции цифровой социализации молодёжи: вызовы, риски и перспективы
- Лучинкина А.И. Модель интернет-социализации личности