Щербакова Н. Б. Стратегические основы деятельности родителей по организации работы школьников на компьютере в домашних условиях

Щ

На сего­дняш­ний день в поле зре­ния мно­гих рос­сий­ских (Н.В. Вострок­ну­тов, А.Г. Доло­да­рен­ко, В.Р. Куч­ма, Л.О. Пере­жо­гин, И.В. Роберт, Г.У. Сол­да­то­ва, М.И. Сте­па­но­ва, Л.М. Тек­ше­ва и др.) и зару­беж­ных уче­ных (П. Грин­филд, E. Гросс, С. Ливинг­сто­ун, П.K. Смит, K. Суб­рах­ма­ньям, Р. Кра­ут, K.С. Янг, C.Н. де Абре и др.) нахо­дит­ся про­бле­ма орга­ни­за­ции эффек­тив­но­го и без­опас­но­го вза­и­мо­дей­ствия школь­ни­ков с пер­со­наль­ны­ми ком­пью­те­ра­ми и дру­ги­ми гаджетами. 

Это свя­за­но с тем, что раз­но­об­раз­ные элек­трон­ные сред­ства обу­че­ния интен­сив­но внед­ря­ют­ся в обра­зо­ва­тель­ный про­цесс на всех уров­нях обра­зо­ва­ния. Акцен­ту­а­ли­за­ция вни­ма­ния иссле­до­ва­те­лей на ука­зан­ной про­бле­ме обу­слов­ле­на так­же выяв­ле­ни­ем ряда фак­то­ров, харак­те­ри­зу­ю­щих­ся нега­тив­ным вли­я­ни­ем на состо­я­ние здо­ро­вья обучающихся.

Ана­лиз таких иссле­до­ва­ний поз­во­лил нам выде­лить три основ­ные груп­пы отри­ца­тель­ных фак­то­ров: зри­тель­ное напря­же­ние [2; 4; 13], физи­че­ское напря­же­ние, воз­ни­ка­ю­щее вслед­ствие дли­тель­ной ста­ти­че­ской нагруз­ки мышц поль­зо­ва­те­ля пер­со­наль­но­го ком­пью­те­ра [2; 4; 12], пси­хи­че­ское напря­же­ние [2; 4; 7; 9]. 

Изу­че­ние соот­вет­ству­ю­щей лите­ра­ту­ры пока­за­ло, что зна­чи­тель­ная часть иссле­до­ва­ний посвя­ще­на вопро­сам игро­вой и интер­нет-зави­си­мо­сти [5; 8; 11; 13; 17; 18], про­фи­лак­ти­ке зри­тель­но­го напря­же­ния [2; 4; 12; 16], воз­дей­ствию рабо­ты на ком­пью­те­ре на физи­че­ское состо­я­ние школь­ни­ков [2; 4; 13]. 

Неко­то­рые иссле­до­ва­ния каса­ют­ся вопро­сов под­го­тов­ки буду­щих учи­те­лей к здо­ро­вье­с­бе­ре­же­нию обу­ча­ю­щих­ся, в част­но­сти при рабо­те на ком­пью­те­ре [3].

И лишь малая часть каса­ет­ся про­бле­мы про­све­ще­ния роди­те­лей в обла­сти орга­ни­за­ции без­опас­ной рабо­ты детей на ком­пью­те­ре и в сети Интер­нет [11; 14]. 

Это обу­сло­ви­ло необ­хо­ди­мость про­ве­де­ния цен­тром дистан­ци­он­но­го обу­че­ния ГБОУ ДПО НИРО иссле­до­ва­ния по про­бле­мам обес­пе­че­ния здо­ро­вья обу­ча­ю­щих­ся при рабо­те на компьютере. 

Нами была раз­ра­бо­та­на анке­та, вклю­ча­ю­щая 20 вопро­сов, поз­во­ля­ю­щих оце­нить зна­ния, спо­со­бы дей­ствий, моти­ва­цию роди­те­лей на здо­ро­вье­с­бе­ре­га­ю­щую дея­тель­ность, а так­же выявить спектр про­блем­ных вопро­сов, реше­ние кото­рых вызы­ва­ет зна­чи­тель­ные труд­но­сти у взрослых. 

В анке­ти­ро­ва­нии при­ня­ли уча­стие 100 роди­те­лей детей школь­но­го воз­рас­та. Ана­лиз резуль­та­тов анке­ти­ро­ва­ния пока­зал, что боль­шин­ство респон­ден­тов испы­ты­ва­ют затруд­не­ния в орга­ни­за­ции без­опас­но­го обще­ния детей с компьютером. 

В свя­зи с этим нами про­ве­дён ана­лиз и систе­ма­ти­за­ция науч­ных источ­ни­ков, посвя­щён­ных дан­ной про­бле­ме, пред­ло­же­ны соот­вет­ству­ю­щие реко­мен­да­ции для родителей.

Иссле­до­ва­те­ли выде­ля­ют две базо­вые груп­пы стра­те­гий дей­ствий роди­те­лей в плане орга­ни­за­ции вза­и­мо­дей­ствия детей с пер­со­наль­ным ком­пью­те­ром в сети Интер­нет: раз­ре­ша­ю­щие и огра­ни­чи­ва­ю­щие [5, с. 33; 11,с. 44–47].

1. Разрешающие стратегии включают следующие направления.

1.1 Актив­ное уча­стие в про­цес­се исполь­зо­ва­ния ребён­ком ком­пью­те­ра и Интер­не­та. В дан­ном слу­чае роди­тель при­сут­ству­ет при исполь­зо­ва­нии ком­пью­те­ра ребён­ком: непо­сред­ствен­но участ­ву­ет в загруз­ке медиа-при­ло­же­ний, сов­мест­ных играх; добав­ля­ет­ся «в дру­зья» или «под­пис­чи­ки» в соци­аль­ных сетях и дру­гих ком­му­ни­ка­тив­ных сер­ви­сах; они вме­сте созда­ют и запол­ня­ют бло­ги, раз­ра­ба­ты­ва­ют сай­ты, изу­ча­ют новые инте­рес­ные сер­ви­сы, напри­мер созда­ния пре­зен­та­ций, раз­ме­ще­ния видео­сю­же­тов и пр.; роди­тель про­сит помо­щи при исполь­зо­ва­нии (реги­стра­ции, раз­ме­ще­нии инфор­ма­ции) сер­ви­сов, с кото­ры­ми зна­ком под­ро­сток [5, с. 33; 11, с. 47].

1.2 Орга­ни­за­ция без­опас­ной рабо­ты ребён­ка на ком­пью­те­ре и в сети Интер­нет. Вклю­ча­ет инфор­ми­ро­ва­ние роди­те­лем ребён­ка о без­опас­ной рабо­те на ком­пью­те­ре и в Сети, об основ­ных рис­ках, с кото­ры­ми он может столк­нуть­ся. Сюда мож­но отне­сти: бесе­ды о том, для чего созда­ют­ся раз­но­об­раз­ные виды пред­ла­га­е­мых в Интер­не­те сер­ви­сов, как адек­ват­но и по каким кри­те­ри­ям их мож­но оце­нить, как пре­ду­пре­дить про­бле­мы рис­ков (ком­му­ни­ка­ци­он­ных, элек­трон­ных, кон­тент­ных, тех­ни­че­ских), как предот­вра­тить воз­дей­ствие ком­пью­те­ра на пси­хи­че­ское (игро­вая и интер­нет-зави­си­мость) и физи­че­ское здо­ро­вье (зри­тель­ное напря­же­ние, ста­ти­че­ское напря­же­ние и др.), как обес­пе­чить без­опас­ность в сети, каков при­мер­ный алго­ритм дей­ствий при воз­ник­но­ве­нии ука­зан­ных про­блем, како­вы нор­мы онлайн-эти­ке­та (веж­ли­вость, дру­же­лю­бие, ува­же­ние) [5, с. 33].

1.3 Мони­то­ринг исполь­зо­ва­ния ребён­ком ком­пью­те­ра и Интер­не­та. Вклю­ча­ет, во-пер­вых, посто­ян­ную про­вер­ку роди­те­лем сай­тов, кото­рые посе­ща­ет ребё­нок, его кон­так­тов, сооб­ще­ний, кон­троль за вре­ме­нем, про­ве­дён­ным с пер­со­наль­ным ком­пью­те­ром, рабо­чей позой, выпол­не­ни­ем ком­плек­сов про­фи­лак­ти­че­ских упраж­не­ний и пр. Во-вто­рых, совре­мен­ные нави­га­ци­он­ные сер­ви­сы, при­ме­ня­е­мые для наблю­де­ния за детьми, поз­во­ля­ют роди­те­лям отсле­жи­вать место­по­ло­же­ние ребён­ка, а так­же – полу­чать отчё­ты о посе­ще­нии им сай­тов, сооб­ществ, раз­ме­ще­нии сооб­ще­ний и кон­тен­та [5, с. 33].

2. Ограничивающие стратегии включают два направления.

2.1 Огра­ни­че­ние исполь­зо­ва­ния ком­пью­те­ра ребён­ком. Роди­тель пред­ла­га­ет ребен­ку пра­ви­ла и огра­ни­че­ния по исполь­зо­ва­нию ком­пью­те­ра и Интер­не­та. Пра­ви­ла могут касать­ся: огра­ни­че­ния вре­ме­ни или дли­тель­но­сти исполь­зо­ва­ния ком­пью­тер­ных тех­но­ло­гий («толь­ко вече­ром, когда взрос­лые дома» / «не более 1 часа в день»); вида исполь­зу­е­мых гад­же­тов (смарт­фо­ны, план­ше­ты, мобиль­ные теле­фо­ны, ком­пью­те­ры и пр.); места исполь­зо­ва­ния тех­ни­че­ских средств («толь­ко не в шко­ле» / «не на ули­це»); содер­жа­ния дея­тель­но­сти («толь­ко не онлайн-игры» / «толь­ко не видео­филь­мы»); усло­вий, кото­рые необ­хо­ди­мо выпол­нить, преж­де чем полу­чить доступ к ком­пью­те­ру или сети – напри­мер, «толь­ко когда выпол­нишь все домаш­ние дела» [5, с. 33].

2.2 Огра­ни­че­ние исполь­зо­ва­ния ком­пью­те­ра ребён­ком с помо­щью тех­ни­че­ских средств. Роди­те­лем исполь­зу­ют­ся спе­ци­аль­ные про­грам­мы, бло­ки­ру­ю­щие и филь­тру­ю­щие нега­тив­ный кон­тент, выпол­ня­ю­щие отсле­жи­ва­ние посе­ще­ния ребён­ком сай­тов, огра­ни­чи­ва­ю­щие вре­мя исполь­зо­ва­ния ком­пью­те­ра и Интер­не­та. Сюда мож­но отне­сти: уста­нов­ку спе­ци­аль­ных про­грамм-филь­тров, пред­ла­га­е­мых раз­ра­бот­чи­ка­ми про­грамм­но­го обо­ру­до­ва­ния («Интер­нет-цен­зор», «Кибер­ма­ма» и пр.); настрой­ку без­опас­но­сти бра­у­зе­ров; исполь­зо­ва­ние раз­лич­ных онлайн-при­ло­же­ний; при­ме­не­ние про­грамм, бло­ки­ру­ю­щих в опре­де­лён­ный момент рабо­ту ком­пью­те­ра на неко­то­рое вре­мя («Break Time» и пр.) или пред­ла­га­ю­щих сде­лать пере­рыв и выпол­нить гим­на­сти­ку («Anti-EyeStrain» и др.), уста­нов­ку спе­ци­аль­ных при­ло­же­ний для защи­ты от кон­тен­та, доступ­но­го толь­ко взрос­лым [5, с. 33].

Ана­лиз име­ю­щей­ся инфор­ма­ции и про­ве­дён­ное нами анке­ти­ро­ва­ние роди­те­лей-респон­ден­тов пока­за­ли, что целе­со­об­раз­но выде­лить базо­вые вопро­сы, поз­во­ля­ю­щие пред­ста­вить кон­крет­ные дей­ствия: по предот­вра­ще­нию ком­пью­тер­ной зави­си­мо­сти, пре­ду­пре­жде­нию зна­ком­ства ребён­ка с нега­тив­ным кон­тен­том, обес­пе­че­нию само­кон­тро­ля при рабо­те школь­ни­ка на ком­пью­те­ре, про­фи­лак­ти­ке зри­тель­но­го и ста­ти­че­ско­го напря­же­ния поль­зо­ва­те­ля ком­пью­тер­ной тех­ни­ки, предот­вра­ще­нию кибербуллинга.

Рас­смот­рим подроб­нее эта­пы дей­ствий роди­те­лей в ука­зан­ных про­блем­ных ситу­а­ци­ях, свя­зан­ных с исполь­зо­ва­ни­ем детьми тех­ни­че­ских средств.

1. Как предотвратить возникновение игровой и интернет-зависимости? 

Игро­вая и интер­нет-зави­си­мость харак­те­ри­зу­ет­ся как навяз­чи­вая потреб­ность в посто­ян­ном вза­и­мо­дей­ствии с ком­пью­те­ром и может про­яв­лять­ся в раз­лич­ных фор­мах, чаще все­го в обще­нии в соци­аль­ных сетях, бес­ко­неч­ном про­смот­ре филь­мов, в увле­че­нии ком­пью­тер­ны­ми игра­ми, про­дол­жи­тель­ном бес­цель­ном «блуж­да­нии» в Интернете. 

По мне­нию ряда иссле­до­ва­ний, глав­ны­ми при­зна­ка­ми интер­нет-зави­си­мо­сти явля­ют­ся: син­дром отме­ны, заме­на реаль­ной жиз­ни, нару­ше­ние кон­тро­ля над соб­ствен­ным пове­де­ни­ем и вре­ме­нем пре­бы­ва­ния в сети Интер­нет [8, с. 58]. 

Для про­фи­лак­ти­ки ком­пью­тер­ной зави­си­мо­сти, а так­же при обна­ру­же­нии при­зна­ков её появ­ле­ния иссле­до­ва­те­ли сове­ту­ют роди­те­лям при­нять ряд сле­ду­ю­щих мер.

1.1 Поощ­ряй­те исполь­зо­ва­ние ребен­ком ком­пью­те­ра и Интер­не­та для уче­бы, про­яв­ле­ния твор­че­ских спо­соб­но­стей. Поду­май­те, что бы вы мог­ли вме­сте сотво­рить с помо­щью ком­пью­те­ра и Сети: раз­ра­ба­ты­вать про­ек­ты, созда­вать сай­ты, писать ста­тьи, замет­ки, участ­во­вать в кон­кур­сах раз­лич­ной тема­ти­ки, выкла­ды­вать пози­тив­ное видео, посе­щать инте­рес­ные сай­ты и т. д. 

Поста­рай­тесь научить ребён­ка настоль­ным и подвиж­ным играм. Най­ди­те инте­рес­ные хоб­би, под­дер­жи­вай­те его в про­яв­ле­нии инте­ре­сов, искренне радуй­тесь успе­хам [8, с. 58].

1.2 Вос­пи­ты­вай­те в ребён­ке при­выч­ку осу­ществ­лять пере­ры­вы в рабо­те с пер­со­наль­ным ком­пью­те­ром. Луч­ший отдых – сме­на вида дея­тель­но­сти: гим­на­сти­ка, про­гул­ка, подвиж­ные игры и пр. При поте­ре ребён­ком счё­та вре­ме­ни в обще­нии с ком­пью­те­ром вос­поль­зуй­тесь будиль­ни­ком или таймером. 

Мож­но вме­сте с ним запол­нять таб­ли­цу, вклю­ча­ю­щую две колон­ки – вид дея­тель­но­сти и вре­мя, потра­чен­ное на нее, и, выявив на этой осно­ве бес­по­лез­ные заня­тия, попро­бо­вать заме­нить их какой-либо инте­рес­ной дея­тель­но­стью [8, с. 58, 59].

1.3 Опре­де­ли­те с ребен­ком цель дея­тель­но­сти с ком­пью­те­ром: «Чем ты будешь сего­дня зани­мать­ся в Интер­не­те? И сколь­ко вре­ме­ни соби­ра­ешь­ся на это потра­тить?» Пусть запи­шет ответ на лист цвет­ной бума­ги и поло­жит его у мони­то­ра. Дого­во­ри­тесь, что, как толь­ко дело будет завер­ше­но, ребё­нок выклю­чит ком­пью­тер [8, с. 59].

1.4 Не сто­ит исполь­зо­вать гад­же­ты как «сред­ство нака­за­ния». Если Вы забе­ре­те план­шет или ком­пью­тер, у ребён­ка это вызо­вет толь­ко зло­бу, раз­дра­же­ние. Луч­ше разъ­яс­нить ему, в чем он неправ, вме­сте с ним испра­вить ошибку. 

Такое пове­де­ние роди­те­ля будет спо­соб­ство­вать науче­нию ребён­ка отно­сить­ся к вир­ту­аль­но­му миру как к одной из обыч­ных состав­ля­ю­щих обла­стей жиз­ни. И в то же вре­мя не сто­ит исполь­зо­вать ком­пью­тер как аль­тер­на­ти­ву вни­ма­ния роди­те­лей [8, с. 59].

1.5 Если под­ро­сток дли­тель­ное вре­мя про­во­дит, играя в игры, обща­ясь в Сети, пока­жи­те, что Вы обес­по­ко­е­ны этим. Рас­ска­жи­те о сво­их чув­ствах и пере­жи­ва­ни­ях. При этом ребё­нок дол­жен понять, что Вы не обви­ня­е­те его, а забо­ти­тесь о нём. 

При­мер пра­виль­но­го постро­е­ния фра­зы: «Я обеспокоен(а) тем, что ты совсем не гуля­ешь на све­жем воз­ду­хе», «Меня вол­ну­ет то, что ты не обща­ешь­ся с дру­зья­ми», «Меня тре­во­жит то, что ты пере­стал ходить в сек­цию по пла­ва­нью», «Я вол­ну­юсь о том, что при такой нагруз­ке на твои гла­за, зре­ние нач­нет ухуд­шать­ся» [8, с. 58].

1.6 Попро­буй­те най­ти при­чи­ну при­стра­стия ребен­ка к ком­пью­те­ру и сети Интер­нет. Обыч­но в сети ребё­нок нахо­дит аль­тер­на­ти­ву тому, в чём он испы­ты­ва­ет потреб­ность в реаль­ной жиз­ни. Уде­ли­те ему вре­мя, попро­си­те рас­ска­зать о том, чем он зани­ма­ет­ся на ком­пью­те­ре: пусть научит Вас играть в игры, общать­ся на фору­мах, вести блог и пр. 

В труд­ных слу­ча­ях необ­хо­ди­мо обра­тить­ся к пси­хо­ло­гу, кото­рый опре­де­лит, какие имен­но про­бле­мы лежат в осно­ве аддик­ции [8, с. 58].

2. Как обеспечить самоконтроль детей над своим времяпрепровождением за персональным компьютером? 

Пси­хо­ло­ги М. Лебе­ше­ва, С.В. Мол­ча­нов, Т.А. Нестик пред­ла­га­ют сле­ду­ю­щие спо­со­бы реше­ния одной из самых слож­ных задач – само­кон­тро­ля школь­ни­ка над вре­ме­нем, про­во­ди­мым за компьютером.

2.1 Напи­ши­те вме­сте с ребён­ком спи­сок сай­тов, кото­рые он часто посе­ща­ет. Пусть выбе­рет из него три самых важ­ных сай­та и поста­ра­ет­ся захо­дить толь­ко на них [15, с. 11]. 

Научи­те ребён­ка перед тем, как перей­ти по ссыл­ке на новую стра­ни­цу в Интер­не­те, брать пау­зу, напри­мер, счи­тать про себя мед­лен­но до деся­ти и затем зада­вать себе вопрос: «Мне дей­стви­тель­но нуж­но перей­ти на новую стра­ни­цу?» – и толь­ко после это­го при­ни­мать реше­ние [6, с. 5].

2.2 Начи­ная рабо­тать на ком­пью­те­ре, необ­хо­ди­мо поста­вить перед собой чёт­кую цель. Сфор­му­ли­руй­те три зада­чи, свя­зан­ные с ней, и выде­ли­те на их реше­ние огра­ни­чен­ное коли­че­ство времени. 

Спро­си­те под­рост­ка: «Какую инфор­ма­цию тебе нуж­но най­ти? Сколь­ко вре­ме­ни ты можешь на это потра­тить?». Сыг­рай­те с ребён­ком в игру, напри­мер, «Успе­ешь ли ты отве­тить на все сооб­ще­ния “ВКон­так­те” за 15 минут?», поставь­те тай­мер или будиль­ник, затем про­верь­те резуль­тат [15, с. 11].

2.3 Поставь­те в тай­ме­ре или будиль­ни­ке вре­мя таким обра­зом, что­бы ребе­нок делал пере­ры­вы в рабо­те на ком­пью­те­ре не менее 15–30 мин через каж­дые 20–25 минут. Во вре­мя пере­ры­вов необ­хо­ди­мо встать из-за ком­пью­те­ра, сде­лать гим­на­сти­ку для глаз, спи­ны, кистей рук, погу­лять, выпол­нить домаш­ние дела и пр. [15, с. 11].

2.4 Составь­те вме­сте с ребён­ком «рас­пи­са­ние» выхо­да в Интер­нет. Рас­пла­ни­руй­те его на опре­де­лён­ные дни неде­ли и часы, напри­мер: «Я про­смат­ри­ваю элек­трон­ную почту в 19:30 по сре­дам и пят­ни­цам»; «Ново­сти “ВКон­так­те” я смот­рю в 20:00 по втор­ни­кам и чет­вер­гам»; «В “World of Tanks” я играю по вос­кре­се­ни­ям с 16:00 до 16:40» [15, с. 11].

2.5 Вос­поль­зуй­тесь функ­ци­я­ми защи­ты от всплы­ва­ю­щих окон в бра­у­зе­ре, бло­ки­руй­те те сай­ты, кото­рые отвле­ка­ют вни­ма­ние, при этом не при­но­ся пользы. 

Пред­ло­жи­те ребён­ку заве­сти днев­ник и запи­сы­вать туда все дости­же­ния и неуда­чи. Мож­но создать свое­об­раз­ный «сете­вой днев­ник», выкла­ды­вать такую инфор­ма­цию в бло­ге, соци­аль­ных сетях и фору­мах, делить­ся сво­и­ми успе­ха­ми и неуда­ча­ми с дру­ги­ми поль­зо­ва­те­ля­ми [15, с. 11].

3. Как предотвратить возникновение проблем со зрением и осанкой при работе на компьютере?

3.1 Составь­те вме­сте с ребён­ком таб­ли­цу «Режим дня», в кото­рой напи­ши­те, какое вре­мя дня и сколь­ко минут отво­дит­ся на рабо­ту с ком­пью­те­ром, план­ше­том и дру­ги­ми гад­же­та­ми. Обя­за­тель­но вклю­чи­те в режим дня утрен­нюю гим­на­сти­ку, про­гул­ки на све­жем воздухе.

3.2 Сле­ди­те за соблю­де­ни­ем ребён­ком опти­маль­но­го дви­га­тель­но­го режи­ма. Запи­ши­те ребён­ка в сек­цию, заня­тия в кото­рой будут спо­соб­ство­вать укреп­ле­нию здо­ро­вья. Соглас­но реко­мен­да­ци­ям ВОЗ, школь­ни­кам 5–17 лет нуж­но зани­мать­ся «физи­че­ской актив­но­стью сред­ней и высо­кой сте­пе­ни интен­сив­но­сти не менее 60 мин. в день», «физи­че­ской актив­но­стью высо­кой интен­сив­но­сти – 3 раза в неде­лю» [1].

3.3 Позна­комь­те ребён­ка с нега­тив­ны­ми фак­то­ра­ми, вли­я­ю­щи­ми на здо­ро­вье поль­зо­ва­те­ля, обсу­ди­те, как мож­но избе­жать вред­но­го воздействия. 

Составь­те вме­сте оздо­ро­ви­тель­но-корри­ги­ру­ю­щие моду­ли, вклю­ча­ю­щие бло­ки ком­плек­сов упраж­не­ний для про­фи­лак­ти­ки зри­тель­но­го и ста­ти­че­ско­го напря­же­ния. Струк­ту­ра каж­до­го оздо­ро­ви­тель­но-корри­ги­ру­ю­ще­го моду­ля включает:

  • бло­ки ком­плек­сов физи­че­ских упраж­не­ний до рабо­ты на ком­пью­те­ре, кото­рые наце­ле­ны на под­го­тов­ку поль­зо­ва­те­ля к рабо­те с ком­пью­те­ром и вклю­ча­ют обыч­но дыха­тель­ные упраж­не­ния, само­мас­саж ушных рако­вин, упраж­не­ния для глаз, паль­минг, паль­чи­ко­вую гим­на­сти­ку (дли­тель­ность – 2–3 мин.);
  • бло­ки ком­плек­сов физи­че­ских упраж­не­ний, кото­рые про­во­дят­ся в сере­дине заня­тия и вклю­ча­ют гим­на­сти­ку для глаз со зри­тель­ны­ми мет­ка­ми и паль­минг либо физ­куль­тур­ный ком­плекс для укреп­ле­ния осан­ки (про­во­дит­ся через 8–20 мин. после нача­ла рабо­ты на ком­пью­те­ре, дли­тель­ность – 3 мин.);
  • бло­ки ком­плек­сов физи­че­ских упраж­не­ний после рабо­ты на ком­пью­те­ре вклю­ча­ют дыха­тель­ную гим­на­сти­ку, тре­ни­ров­ку акко­мо­да­ци­он­но­го аппа­ра­та глаз, упраж­не­ния на сня­тие обще­го напря­же­ния (дли­тель­ность – 3–4 мин.).

3.4 Вни­ма­тель­но отне­си­тесь к под­бо­ру ком­пью­тер­ной тех­ни­ки и мебе­ли. Тех­ни­че­ские пара­мет­ры ком­пью­те­ра долж­ны соот­вет­ство­вать гиги­е­ни­че­ским тре­бо­ва­ни­ям. Кон­струк­ция ком­пью­тер­но­го сто­ла и сту­ла долж­на обес­пе­чи­вать под­дер­жа­ние раци­о­наль­ной рабо­чей позы поль­зо­ва­те­ля, жела­тель­но, что­бы кла­ви­а­ту­ра и ком­пью­тер­ная мышь были эргономичными.

3.5 Сле­дуй­те основ­ным реко­мен­да­ци­ям Сан­ПиН 2.2.2/2.4.1340-03 по орга­ни­за­ции без­опас­ной рабо­ты с компьютером: 

  • «непре­рыв­ная дли­тель­ность рабо­ты, свя­зан­ной с фик­са­ци­ей взо­ра непо­сред­ствен­но на экране ком­пью­те­ра, … не долж­на пре­вы­шать: для обу­ча­ю­щих­ся в 1–4 клас­сах – 15 мин.; для обу­ча­ю­щих­ся в 5–7 клас­сах – 20 мин.; для обу­ча­ю­щих­ся в 8–9 клас­сах – 25 мин.; для обу­ча­ю­щих­ся в 10–11 клас­сах – 30 мин.»;
  • «экран видео­мо­ни­то­ра дол­жен нахо­дить­ся от глаз поль­зо­ва­те­ля на рас­сто­я­нии 600–700 мм, но не бли­же 500 мм с уче­том раз­ме­ров алфа­вит­но-циф­ро­вых зна­ков и символов»; 
  • «линия взо­ра долж­на быть пер­пен­ди­ку­ляр­на цен­тру экра­на, и опти­маль­ное ее откло­не­ние от пер­пен­ди­ку­ля­ра, про­хо­дя­ще­го через центр экра­на в вер­ти­каль­ной плос­ко­сти, не долж­но пре­вы­шать ± 5°, допу­сти­мое ± 10°»; 
  • необ­хо­ди­мо най­ти такое поло­же­ние голо­вы, при кото­ром мень­ше напря­га­ют­ся мыш­цы шеи, реко­мен­ду­е­мый угол накло­на голо­вы – до 20°, необ­хо­ди­мо сохра­нять пря­мой угол (90°) в обла­сти лок­те­вых, тазо­бед­рен­ных и голе­но­стоп­ных суста­вов [10].

3.6 При­учи­те ребён­ка регу­ляр­но делать пере­ры­вы с помо­щью напо­ми­на­ний в теле­фоне, на ком­пью­те­ре, спе­ци­аль­ных про­грамм, обес­пе­чи­ва­ю­щих кон­троль за вре­ме­нем. При­ду­май­те вме­сте с ребён­ком сло­ган, нари­суй­те постер, раз­ме­сти­те его на вид­ном месте. 

Так, напри­мер, Аме­ри­кан­ская опто­мет­ри­че­ская ассо­ци­а­ция сфор­му­ли­ро­ва­ла сле­ду­ю­щее «Пра­ви­ло 20/20/20» для рабо­ты с ком­пью­те­ром: «Каж­дые 20 минут необ­хо­ди­мо делать 20-секунд­ные пере­ры­вы и рас­смат­ри­вать при этом какой-либо пред­мет на рас­сто­я­нии 20 футов (6 мет­ров)» [16].

4. Как избежать возможных негативных последствий общения ребенка в социальных сетях (кибербуллинга)?

«Кибер­бул­линг – наме­рен­ное и регу­ляр­ное при­чи­не­ние вре­да … одним чело­ве­ком или груп­пой людей дру­го­му чело­ве­ку с исполь­зо­ва­ни­ем элек­трон­ных форм кон­так­та» [8, с. 51]. Если ребё­нок – актив­ный поль­зо­ва­тель Интер­не­та, обра­щай­те вни­ма­ние на его настро­е­ние при посе­ще­нии соци­аль­ных сетей. 

Насто­ро­жить роди­те­лей долж­ны: вне­зап­ная анти­па­тия к Интер­не­ту, изме­не­ние настро­е­ния в худ­шую сто­ро­ну после обще­ния в соци­аль­ных сетях и пр.

4.1 Обсу­ди­те с ребён­ком про­бле­му, не ругай­те его и поста­рай­тесь помочь, успо­ко­ить. Опре­де­ли­те при­чи­ну кон­флик­та, выяви­те воз­мож­ных участ­ни­ков бул­лин­га. Про­ду­май­те, есть ли угро­за здо­ро­вью или жиз­ни ребёнка. 

Научи­те ребён­ка пра­виль­но реа­ги­ро­вать на агрес­сив­ную инфор­ма­цию, самое луч­шее – игно­ри­ро­вать любые про­яв­ле­ния буллинга. 

Про­верь­те настрой­ки в соци­аль­ных сетях, добавь­те обид­чи­ков в «чер­ный спи­сок», в край­них слу­ча­ях мож­но уда­лить акка­унт [8, с. 51].

4.2 Най­ди­те, сохра­ни­те все дока­за­тель­ства трав­ли (фото­гра­фии, скрин­шо­ты экра­на, пись­ма в элек­трон­ном виде и др.). Напи­ши­те обра­ще­ние к адми­ни­стра­то­рам, моде­ра­то­рам соци­аль­но­го сер­ви­са с прось­бой о бло­ки­ров­ке акка­ун­тов обид­чи­ков, при­ло­жив в каче­стве сви­де­тель­ства скрин­шо­ты [8, с. 51].

4.3 При выяв­ле­нии фак­та уча­стия в кибер­бул­лин­ге одно­класс­ни­ков, уча­щих­ся шко­лы, где учит­ся ребё­нок, обра­ти­тесь к класс­но­му руко­во­ди­те­лю, дирек­то­ру, психологу. 

При воз­ник­но­ве­нии угро­зы жиз­ни и здо­ро­вью ребён­ка обра­ти­тесь в пра­во­охра­ни­тель­ные орга­ны, напи­сав заяв­ле­ние и при­ло­жив дока­за­тель­ства [8, с. 51].

5. Как избежать знакомства ребёнка с негативным контентом в сети Интернет? 

Соглас­но феде­раль­но­му зако­ну № 436-ФЗ «О защи­те детей от инфор­ма­ции, при­чи­ня­ю­щей вред их здо­ро­вью и раз­ви­тию» от 29 декаб­ря 2010 г. к инфор­ма­ции, запре­щён­ной для рас­про­стра­не­ния сре­ди детей, отно­сит­ся инфор­ма­ция, про­па­ган­ди­ру­ю­щая про­ти­во­прав­ное пове­де­ние, упо­треб­ле­ние таба­ка, алко­го­ля, нар­ко­ти­ков, про­во­ци­ру­ю­щая на наси­лие, жесто­кость в отно­ше­нии дру­гих людей и живот­ных, исполь­зо­ва­ние нецен­зур­ной бра­ни, «отри­ца­ние семей­ных цен­но­стей», рас­про­стра­не­ние «инфор­ма­ции пор­но­гра­фи­че­ско­го харак­те­ра» [13].

По мне­нию спе­ци­а­ли­стов, зна­ком­ство детей с подоб­ной инфор­ма­ци­ей может вызвать раз­лич­ные нега­тив­ные пере­жи­ва­ния, спо­соб­ство­вать дефор­ма­ции цен­но­стей лич­но­сти ребён­ка и в целом при­ве­сти к закреп­ле­нию нега­тив­ных моде­лей пове­де­ния [8, с. 54].

5.1 Пояс­ни­те ребён­ку, что к любой инфор­ма­ции, раз­ме­щён­ной в сети, нуж­но отно­сить­ся кри­тич­но. Научи­те его про­ве­рять три источ­ни­ка инфор­ма­ции, преж­де чем пове­рить в какой­то факт. 

Рас­ска­жи­те о необ­хо­ди­мо­сти обя­за­тель­но­го ука­за­ния авто­ра исполь­зу­е­мо­го кон­тен­та. Если не ука­зан источ­ник инфор­ма­ции, она может быть лож­ной [8, с. 57].

5.2 Раз­го­ва­ри­вай­те с ребён­ком о том, что он видел в Интер­не­те, что ему не понра­ви­лось или насто­ро­жи­ло, обсуж­дай­те воз­ни­ка­ю­щие про­бле­мы, откры­то отве­чай­те на его вопро­сы [8, с. 56].

5.3 Вос­поль­зуй­тесь сред­ства­ми филь­тра­ции кон­тен­та. Это мож­но сде­лать, под­клю­чив кон­тент­ную филь­тра­цию у про­вай­де­ра, с помо­щью спе­ци­аль­ных при­ло­же­ний, про­грамм роди­тель­ско­го кон­тро­ля, непо­сред­ствен­но в онлайн-сер­ви­сах, соци­аль­ных сетях. 

Ребё­нок дол­жен иметь отдель­ную учёт­ную запись на общем ком­пью­те­ре, обла­дать огра­ни­чен­ны­ми пра­ва­ми в плане изме­не­ния уста­но­вок без­опас­но­сти [8, с. 55, 56].

Таким обра­зом, в насто­я­щий момент важ­ной зада­чей педа­го­гов обра­зо­ва­тель­ных орга­ни­за­ций ста­но­вит­ся снаб­же­ние роди­те­лей таки­ми инстру­мен­та­ми орга­ни­за­ции дея­тель­но­сти обу­ча­ю­щих­ся, кото­рые обес­пе­чи­ва­ли бы без­опас­ную рабо­ту на ком­пью­те­ре и в сети Интернет. 

В нашей рабо­те пред­ло­же­ны вари­ан­ты пре­одо­ле­ния затруд­не­ний, воз­ни­ка­ю­щих у роди­те­лей вслед­ствие некон­тро­ли­ру­е­мо­го исполь­зо­ва­ния обу­ча­ю­щи­ми­ся циф­ро­вых тех­но­ло­гий: про­фи­лак­ти­ка игро­вой и интер­нет-зави­си­мо­сти; кон­троль над вре­ме­нем, про­ве­дён­ным за ком­пью­те­ром; обес­пе­че­ние физи­че­ско­го и пси­хи­че­ско­го здо­ро­вья школь­ни­ков; предот­вра­ще­ние кибер­бул­лин­га; про­фи­лак­ти­ка кон­тент­ных рисков. 

Воору­жив­шись пред­став­лен­ны­ми в ста­тье прак­ти­че­ски­ми реко­мен­да­ци­я­ми, роди­те­ли полу­чат воз­мож­ность опти­ми­зи­ро­вать исполь­зо­ва­ние ребён­ком раз­лич­ных циф­ро­вых средств и научить его без­опас­ной и эффек­тив­ной рабо­те на ком­пью­те­ре и в сети Интернет.

Литература

  1. Гло­баль­ные реко­мен­да­ции по физи­че­ской актив­но­сти для здо­ро­вья [Элек­трон­ный ресурс].
  2. Доло­да­рен­ко А.Г. Про­спек­тив­ное иссле­до­ва­ние вли­я­ния заня­тий за ком­пью­те­ром на функ­ци­о­наль­ное состо­я­ние и физи­че­ское раз­ви­тие детей сред­не­го школь­но­го воз­рас­та): дис. …канд. пед. наук. Казань, 2006. 195 с.
  3. Кру­ти­ков М.А. Под­го­тов­ка буду­щих учи­те­лей инфор­ма­ти­ки к осу­ществ­ле­нию здо­ро­вье­с­бе­ре­га­ю­щей дея­тель­но­сти уча­щих­ся: авто­реф. дис. канд. пед. наук. Там­бов, 2011. 26 с.
  4. Гиги­е­ни­че­ская без­опас­ность исполь­зо­ва­ния ком­пью­те­ров в обу­че­нии детей и под­рост­ков / В.Р. Куч­ма и др.; под. ред. В.Р. Куч­мы. М., 2013. 224 с.
  5. Ливинг­стон С., Блум-Росс А. Толь­ко не Инста­грам // Дети в инфор­ма­ци­он­ном обще­стве. 2016. № 3 (25). С. 30–35.
  6. Отве­ча­ет Сер­гей Вла­ди­ми­ро­вич Мол­ча­нов // Дети в инфор­ма­ци­он­ном обще­стве. 2016. № 2 (24). С. 4–5.
  7. Пере­жо­гин Л.О., Вострок­ну­тов Н.В. Нехи­ми­че­ские зави­си­мо­сти в дет­ской пси­хи­ат­ри­че­ской прак­ти­ке // Рос­сий­ский пси­хи­ат­ри­че­ский жур­нал. 2009. № 4. С. 86–91.
  8. Пого­во­ри­те с ребен­ком об Интер­не­те: мето­ди­че­ское посо­бие // Дети в инфор­ма­ци­он­ном обще­стве. 2017. № 4 (26). С. 48–60.
  9. Роберт И.В. Педа­го­ги­ко-эрго­но­ми­че­ская оцен­ка средств инфор­ма­ти­за­ции и ком­му­ни­ка­ции, исполь­зу­е­мых в обра­зо­ва­нии // Вопро­сы совре­мен­ной педи­ат­рии. 2006. Т. 5. № 5. С. 64–67.
  10. Сани­тар­но-эпи­де­мио­ло­ги­че­ские пра­ви­ла и нор­ма­ти­вы Сан­ПиН от 30.05.2003 № 2.2.2/2.4.1340-03 «Гиги­е­ни­че­ские тре­бо­ва­ния к пер­со­наль­ным элек­трон­но-вычис­ли­тель­ным маши­нам и орга­ни­за­ции работы». 
  11. Сол­да­то­ва Г., Рас­ска­зо­ва Е., Зото­ва Е. Зона без­от­вет­ствен­но­сти // Дети в инфор­ма­ци­он­ном обще­стве. 2014. № 16. С. 44–53.
  12. Сте­па­но­ва М.И. Гиги­е­ни­че­ские осно­вы орга­ни­за­ции началь­но­го обу­че­ния в совре­мен­ной шко­ле: дис. док. пед. наук. М., 2003. 195 с.
  13. Феде­раль­ный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защи­те детей от инфор­ма­ции, при­чи­ня­ю­щей вред их здо­ро­вью и раз­ви­тию» (с изме­не­ни­я­ми и дополнениями).
  14. Циф­ро­вая ком­пе­тент­ность под­рост­ков и роди­те­лей: резуль­та­ты все­рос­сий­ско­го иссле­до­ва­ния / Г.У. Сол­да­то­ва и др. М., 2013. 144 с.
  15. Нестик Т.А., Лебе­ше­ва М. Help wanted // Дети в инфор­ма­ци­он­ном обще­стве. 2011. № 9. С. 10–11.
  16. Computer Vision Syndrome [Элек­трон­ный ресурс]. 
  17. Young K.S, Abre C.N. de. Internet addiction: a handbook and guide to evaluation and treatment.
  18. Subrahmanyam K., Greenfield P., Kraut R., Gross E. The Impact of Home Computer Use on Children’s Activities and Development. The Future of Children // Children and Computer Technology. 2000. Vol. 10. No. 2. P. 123–144.
Источ­ник: Вест­ник Мос­ков­ско­го госу­дар­ствен­но­го област­но­го уни­вер­си­те­та. Серия: Педа­го­ги­ка. 2018. № 2. С. 78–88.

Об авторе

Ната­лья Бори­сов­на Щер­ба­ко­ва – стар­ший пре­по­да­ва­тель Цен­тра дистан­ци­он­но­го обу­че­ния Ниже­го­род­ско­го инсти­ту­та раз­ви­тия обра­зо­ва­ния, г. Ниж­ний Новгород.

Категории

Метки

Публикации

ОБЩЕНИЕ

CYBERPSY — первое место, куда вы отправляетесь за информацией о киберпсихологии. Подписывайтесь и читайте нас в социальных сетях.

vkpinterest